Этапы постановки театрализованного представления — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Этапы постановки театрализованного представления

2020-07-03 1652
Этапы постановки театрализованного представления 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В практике работы над сценариями различных форм и разно­видностей театрализованных представлений и праздников выделяют три ключевых этапа работы сценариста:

 

I этап - создание идейно-художественного замысла сценария;

 

II этап - отбор сценарного материала;

 

III этап - монтаж сценарного материала в сценарий театрализованного действа;

 

Так, на первом этапе работы над сценарием театрализован­ного действа происходит:

 

- выбор и анализ темы;

 

- поиск и выявление проблемы в рамках выбранной темы;

 

- постановка педагогической цели будущего театрализованного действа;

 

- определение идеи;

 

Сценарист должен выявить и изучить события, которому будет посвящен сценарий; тщательно и глубоко изучить жизненный и художественный материал; изучить интересы и потребности аудито­рии будущего театрализованного действа; выбрать и изучить возможности места проведения театра­лизованного действа; выявить творческие и финансовые возможности вопло­щения сценария будущего театрализованного действа.

 

Второй этап работы над сценарием театрализованного дей­ства предполагает отбор сценарного материала. Сценарист должен отобрать из множества различных жиз­ненных фактов, свидетельств, материалов о конкретных людях, раз­нообразных историй и легенд, связанных с празднуемым событием и привлекших внимание и интерес сценариста в процессе изучения и накопления сценарного материала, только тот материал, который и составит основу будущего сценария.

 

Третий этап работы над сценарием - монтаж сценарного материала. Он вбирает в себя выполнение следующих творческих операций:

 

- разработку композиции всего сценария и каждого эпизода в отдельности, что потребует соблюдения законов целостности, вза­имосвязи и соподчиненности частей целому;

 

- выстраивание сюжета сценария и каждого эпизода;

 

- монтаж сценарного материала;

 

- литературную работу над сценарием.

 

В сценарии нужна экспозиция-завязка - стихотворные заставки, сцены из пьес, фрагменты из кино­фильмов, песни, театрализованные шествия.

1 этап – выбор пьесы и обсуждение с детьми.

 

2 этап – деление пьесы на эпизоды и пересказ их с детьми.

 

3 этап – работа над отдельными эпизодами в форме этюдов с импровизированным текстом.

 

4 этап – поиск музыкально-пластического решения отдельных этюдов, постановка танцев. Создание (возможно с детьми и родителями) костюмов и декораций.

 

5 этап – репетиция отдельных картин в разных составах с элементами декораций, с музыкальным оформлением. Работа над выразительностью речи.

 

6 этап – репетиция всей пьесы целиком с элементами костюмов, реквизита, декораций.

 

7 этап – премьера спектакля, которая одновременно является генеральной репетицией. Первыми зрителями становится педагоги, которые, в отличие от родителей, более объективны.

 

8 этап – обсуждение инсценировки с педагогами, родителями, а главное с детьми.

Специфика

Младшая группа. Занятия организуются так, чтобы детям самим не приходилось воспроизводить текст сказки, они выполняют определенное действие. Текст читает педагог 2—3 раза, что способствует повышению звуковой сосредоточенности детей и последующему возникновению самостоятельности. З.М. Богуславская и Е.О. Смирнова считают, что малыши, действуя в соответствии с ролью, полнее используют свои возможности и легче справляются со многими задачами, учатся незаметно для себя. Игры с ролью активизируют воображение детей, готовят к самостоятельной творческой игре. Дети младшей группы с удовольствием перевоплощаются в знакомых животных, однако развить и обыграть сюжет пока не могут. Их важно обучить некоторым способам игровых действий по образцу, который показывает педагог. О.С. Лапутина рекомендует с этой целью проводить игру «Наседка и цыплята», разыгрывать сценки по литературным произведениям («Игрушки» А. Барто, «Котик и козлик» В. Жуковского), использовать потешки. Чтобы создать ситуацию для возникновения самостоятельной игры, можно раздать детям игрушки, предметы.

Формирование интереса к театрализованным играм складывается в процессе просмотра кукольных спектаклей, которые показывает воспитатель. Это стимулирует желание ребенка включиться в спектакль, дополняя фразы в диалогах героев, фиксирует внимание на том, что в конце куклы кланяются, просят поблагодарить, похлопать в ладоши. Театрализованные куклы используются на занятиях, в повседневном общении. От их лица взрослый благодарит, хвалит детей, здоровается, прощается.

Педагог расширяет игровой опыт за счет освоения разновидностей игры-драматизации, что достигается последовательным усложнением игровых заданий, в которые включается ребенок. Выделяются ступени:

 

игра-имитация отдельных действий человека (в том числе его эмоции), животных и птиц (выглянуло солнышко — дети обрадовались: улыбнулись, захлопали в ладоши, запрыгали на месте);

игра-имитация последовательных действий в сочетании с передачей эмоций героя (веселые матрешки захлопали в ладошки и стали танцевать);

игра-имитация образов знакомых сказочных персонажей (неуклюжий медведь идет к домику, храбрый петушок шагает по дорожке); игра-импровизация под музыку («Веселый дождик»); бессловесная игра-импровизация с одним персонажем по текстам стихов и прибауток, которые читает воспитатель («Заинька, попляши...»);

игра-импровизация по текстам коротких сказок, рассказов и стихов, которые рассказывает воспитатель (3. Александрова «Елочка»); ролевой диалог героев сказок («Рукавичка», «Заюшкина избушка»); инсценирование фрагментов сказок о животных («Теремок»); игра-драматизация с несколькими персонажами по народным сказкам («Репка») и авторским текстам (В. Сутеев «Под грибом»).

 

У детей этого возраста отмечается первичное освоение режиссерской театрализованной игры — настольного театра игрушек, плоскостного, плоскостного на фланелёграфе, пальчикового. Процесс освоения включает мини-постановки по текстам народных и авторских стихов,сказок.

Игровой опыт обогащается при условии развития специальных игровых умений.

 

Первая группа умений связана с освоением позиции «зритель» (умение быть доброжелательным зрителем, досмотреть и дослушать до конца, похлопать в ладоши, сказать спасибо «артистам»).

 

Вторая группа умений обеспечивает первичное становление позиции «артист» (умение использовать некоторые средства выразительности (мимики, жесты, движения, сила и тембр голоса, темп речи) для передачи образа героя, его эмоций и переживаний, правильно «вести» куклу или фигурку героя в режиссерской театрализованной игре.

 

Третья группа — умение взаимодействовать с другими участниками игры; играть дружно, не ссориться, исполнять привлекательные роли по очереди и т.д.

 

Постепенно дети включаются в процесс игрового общения с театральными куклами, затем в совместные со взрослым импровизации типа «Знакомство», «Оказание помощи», «Разговор животного со своим детенышем» и пр. У детей развивается желание участвовать в игровых драматических миниатюрах на свободные темы.

 

Средняя группа. Ребенок постепенно переходит:

 

от игры «для себя» к игре, ориентированной на зрителя;

игры, в которой главное — сам процесс, к игре, где значимы и процесс и результат;

игры в малой группе сверстников, исполняющих аналогичные («параллельные») роли, к игре в группе из пяти-семи сверстников, ролевые позиции которых различны (равноправие, подчинение, управление);

создания в игре-драматизации простого «типичного» образа к воплощению целостного образа, в котором сочетаются эмоции, настроения героя, их смена.

 

Углубляется интерес к театрализованным играм, происходит его дифференциация, заключающаяся в предпочтении определенного вида игры (драматизация или режиссерская), становлении мотивации интереса к игре как средству самовыражения.

Дети учатся сочетать в роли движение и текст, движение и слово, развивать чувство партнерства, использовать пантомиму двух-четырех действующих лиц. Возможно использование обучающих упражнений типа «Представь себя маленьким зайчиком и расскажи о себе».

С группой наиболее активных детей целесообразно драматизировать простейшие сказки, используя настольный театр; с малоактивными — драматизировать произведения с небольшим количеством действий.

Усложняются методы и приемы, используемые в младшей группе:

 

ведение рассказа от первого лица с сопровождением текста и движений: «Я — петушок. Посмотрите, какой у меня яркий гребешок, какая бородка, как я важно хожу, как я звонко пою: ку-ка-ре-ку!»;

настольный театр (для самостоятельного показа рекомендуются произведения: «Репка», «Теремок», «Колобок»; для показа педагогом — «Два жадных медвежонка», «Лиса и гуси», «Лиса, заяц и петух»; для драматизации целесообразно использовать отрывки из сказок, где есть повторы, а затем и всю сказку).

 

Театрально-игровой опыт детей расширяется за счет освоения игры-драматизации. В работе с детьми используются:

 

многоперсонажные игры-драматизации по текстам двух-трех- частных сказок о животных и волшебных сказок («Гуси-лебеди»);

игры-драматизации по рассказам на тему «Труд взрослых»;

постановка спектакля по произведению.

 

Содержательную основу составляют игровые этюды репродуктивного и импровизационного характера («Угадай, что я делаю»).

Игровой опыт детей расширяется за счет освоения театрализованной игры, разных видов настольного театра: мягкой игрушки, вязаный или конусный, театр народной игрушки и плоскостных фигур. Новым содержанием становятся действия с куклами на гапите. Доступны детям театры верховых кукол (без ширмы, а к концу года — с ширмой), ложек. Пальчиковый театр чаще используется в самостоятельной деятельности на основе знакомых стихов и потешек, речь сопровождается несложными действиями («Жили у бабуси»).

 

Усложняются театрально-игровые умения дошкольников.

 

Первая группа умений обеспечивает дальнейшее развитие позиции «зритель» (быть внимательным и доброжелательным зрителем; проявлять элементы зрительской культуры: не покидать своего места во время спектакля, адекватно реагировать на происходящее «на сцене», отвечать на обращение артистов, благодарить их с помощью аплодисментов; позитивно оценивать игру сверстников-артистов).

 

Вторая группа умений связана с совершенствованием позиции «артист»: умение использовать средства невербальной (мимика, жесты, позы, движения) и интонационной выразительности для передачи образа героя, эмоций, их развития и смены, физических особенностей персонажа, черт характера. Развивается умение «управлять» куклой: держать ее незаметно для зрителей, правильно «вести» куклу или фигурку героя в режиссерской театрализованной игре, имитируя ходьбу, бег, прыжки, жесты и движения, символизирующие приветствия и прощание, согласие и несогласие.

 

Третья группа умений обеспечивает первичное освоение позиции «режиссер» в режиссерской театрализованной игре, т.е. умение создавать игровое пространство на плоскости стола, наполнить его игрушками и фигурками по своему усмотрению.

 

Четвертая группа позволяет ребенку овладеть основными умениями оформителя спектакля, определять место для игры, подбирать атрибуты, вариативно использовать материалы и элементы костюмов, включаться в процесс изготовления педагогом недостающих атрибутов для игры.

 

Пятая группа, направленная на позитивное взаимодействие с другими участниками игры, включает умение договариваться, устанавливать ролевые отношения, владеть элементарными способами разрешения конфликтных ситуаций.

 

Педагог должен уделять внимание развитию интереса к творчеству, импровизации в процессе придумывания содержания игры и воплощения задуманного образа с помощью разных средств выразительности. Импровизационность становится основой работы на этапе обсуждения способов воплощения образов героев и на этапе анализа результатов театрализованной игры, детей подводят к идее о том, что одного и того же героя, ситуацию, сюжет можно показать по разному. Необходимо поощрять желание придумать свои способы реализации задуманного, действовать в зависимости от своего понимания содержания текста.

 

Старшая группа. Дети продолжают совершенствовать свои испол-нительские умения. Педагог учит самостоятельно находить способы образной выразительности, развивает чувство партнерства.

Проводятся экскурсии, прогулки, наблюдения за окружающим (поведение животных, людей, их интонации, движения). Для развития воображения предлагаются задания: «Представьте море, песчаный берег. Мы лежим на теплом песке, загораем. У нас хорошее настроение Поболтали ногами, опустили их. Разгребли теплый песок руками» и т.д. Используются мимические и пантомимические этюды и этюды на запоминание физических действий. Дети подключаются к придумыванию оформления сказок, отражению их в изобразительной деятельности.

 

Ребенок постепенно переходит:

 

от игры по одному литературному или фольклорному тексту к игре-контаминации, подразумевающей свободное построение сюжета, в котором литературная основа сочетается со свободной ее интерпретацией или соединяются несколько произведений;

игры, где используются средства выразительности для передачи особенностей персонажа, к игре как средству самовыражения через образ героя;

игры, в которой центром является «артист», к игре, в которой представлен комплекс позиций «артист», «режиссер», «сценарист», «оформитель», «костюмер», но при этом предпочтения каждого ребенка связаны с одним из них, в зависимости от индивидуальных способностей и интересов.

 

Формируется положительное отношение детей к театрализованным играм: углубление интереса к определенному виду театрализованной игры, образу героя, сюжету, театральной культуре.

Новым становится приобщение детей к театральной культуре, т.е. знакомство с назначением театра, историей его возникновения в России, устройством здания театра и деятельностью его работников, видами и жанрами театрального искусства (музыкальный, кукольный, театр зверей, клоунада и пр.). Углубляется театрально-игровой опыт за счет освоения разных видов игры-драматизации и режиссерской театрализованной игры (активность и самостоятельность в выборе содержания игр, творчество). Ребенку становятся доступны самостоятельные постановки спектаклей, в том числе на основе коллажа из нескольких литературных произведений. Опыт режиссерской игры обогащается за счет марионеток, кукол «живой рукой», тростевых кукол.

Усложняются тексты для постановок (более глубокий нравственный смысл, скрытый подтекст, использование русских народных сказок-басен о животных). Игра-фантазирование становится основой театрализованной игры, в которой реальный, литературный и фантазийный планы дополняют друг друга. Для старших дошкольников характерны игры «с продолжением», игра «в театр» на основе знакомства с театром и деятельностью людей, участвующих в постановке спектакля.

Развиваются специальные умения, обеспечивающие освоение комплекса игровых позиций.

 

Первая группа умений связана с совершенствованием позиции зрителя как умного, доброго советчика.

Вторая группа предполагает углубление позиции «артист», развитие способности выражать свое отношение к идее спектакля, герою и самовыражаться с помощью средств невербальной, интонационной и языковой выразительности.

Третья группа обеспечивает становление позиции «режиссер — сце-нарист», что подразумевает способность воплощать свои замыслы не только собственными силами, но и организуя деятельность других детей.

Четвертая группа позволяет ребенку овладеть некоторыми умениями оформителя-костюмера (способность обозначать место «сцены» и «зрительного зала», отбирать, творчески использовать предметы-заместители, самостоятельно изготовленные атрибуты, элементы костюмов, изготавливать афиши, приглашения).

Пятая группа умений предполагает использование позитивных приемов общения со сверстниками в процессе планирования игры и в ее процессе (переход из игрового плана в план реальных отношений), а также при анализе результатов театрализованной постановки.

 

Дети более разнообразно проявляют самостоятельность и субъективную позицию в театрализованной игре средствами стимулирования интереса к творчеству и импровизации в процессе придумывания содержания игры и воплощения образа.

 

Подготовительная к школе группа. У дошкольников 6-7 лет игра-драматизация часто становится спектаклем, в котором они играют для зрителей, а не для себя, им доступны режиссерские игры, где персонажи — куклы, послушные ребенку. Это требует от него умения регулировать свое поведение, движения, обдумывать слова.

Для лучшего понимания литературного произведения Д. В. Менджерицкая предлагает использовать прием «нравственной лесенки». Чети должны расположить героев на лесенке по степени личной симпатии. При рассматривании иллюстраций в книге рекомендуется уделять внимание анализу эмоциональных состояний персонажей.

Роль педагога

Работа самих педагогов требует от них необходимых артистических качеств, желания профессионально заниматься над развитием сценической пластики и речи, музыкальных способностей. При помощи театральной практики педагог накапливает знания, умения и навыки, необходимые ему в образовательной работе. Он становится стресссоустойчивым, артистичным, приобретает режиссёрские качества, умение заинтересовать детей выразительным воплощением в роли, его речь образна, используются «говорящие» жесты, мимика, движение, интонация. Педагог должен уметь выразительно читать, рассказывать, смотреть и видеть, слушать и слышать, быть готовым к любому превращению, т.е. обладать основами актёрского мастерства и навыками режиссуры.

 

Главные условия — эмоциональное отношение взрослого ко всему происходящему искренность и неподдельность чувств. Интонация голоса педагога — образец для подражания. Педагогическое руководство игровой деятельностью в детском саду включает:

 

— воспитание у ребенка основ общей культуры.

 

— приобщение детей к искусству театра.

 

— развитие творческой активности и игровых умений детей.

 

Роль педагога в воспитании основ общей культуры состоит в том, чтобы воспитать у ребёнка потребности духовного свойства, выступающие главной побудительной силой поведения личности, источником её активности, основанием всей сложности системы мотивации, составляющей ядро личности. Этому способствуют привитие норм морали, нравственно — ценностная ориентация детей на высокохудожественные образцы (в музыке, изобразительном, в хореографическом, театральном искусстве, архитектуре, литературе), привитие навыков общения и взаимодействия с партнёром в разного рода деятельности. Театрализованные игры основаны на разыгрывание сказок. Русская народная сказка радует детей своим оптимизмом, добротой любовью ко всему живому, мудрой ясностью в понимании жизни, сочувствием слабому, лукавством и юмором, при этом формируется опыт социальных навыков поведения, а любимые герои становятся образцами для подражания.

32 требования к выбору театрального репертуара

Среди них требования наглядности, доступности, сознательности и активности учеников при обучении, соответствие общим и возрастным закономерностям познания, научения и мышления и сегодня являются работающими требованиями при постановке спектакля с детьми [1, с. 8]. Педагогу необходимо учитывать художественную значимость материала и степень интереса к нему школьников данного конкретного возраста. С последним требованием напрямую (или тесно) связаны доступность и понятность выбираемого текста определенному возрасту и определенному коллективу. Однако, как писали сотрудники института, исследовавшие проблемы детского театрального творчества еще в 80-е годы прошлого века, этот вопрос требует специального рассмотрения. «Далеко не все литературные произведения, интересные, понятные и в воспитательном отношении ценные для школьников, педагогически целесообразно использовать для занятий в театральном коллективе. Это связано со спецификой сценической работы и особенностями ее воздействия на детей и подростков» [5, с. 44]. Говоря о доступности, следует иметь в виду возможности ребенка-актера, позволяющие ему подробно разобраться во взаимоотношениях персонажей, понимать, посильна ли дли для него психическая и физическая нагрузка, которая требуется в процессе сценического воплощения пьесы. Ведь сценическое воспроизведение отличается от чтения или изучения литературного произведения на уроке более детальным анализом отношений и характеров героев. Исполнителю «должна быть ясна каждая фраза, она должна вызывать определенные конкретные представления, чувства, ассоциации» [5, с.43]. Наиболее спорным вопросом в работе режиссеров-педагогов был и остается вопрос о критериях доступности классики для сценической работы с детьми. Понимание классических произведений, в которых отражены жизнь и образы, очень далекие от знаний и опыта современных школьников, и при чтении, и при постановке представляет для них определенные трудности. Например, русская классическая литература в первую очередь имела в виду читателя взрослого, а не ребенка. Самый хрестоматийный пример - и сказки Пушкина, и рассказы Чехова предназначались взрослым. Следует отметить многолетнюю традицию сосуществования двух тенденций при отборе классики: в одних случаях руководители театральных коллективов стараются выбирать для постановки произведения авторов, которые не знакомы школьникам, например, Мольера, Гольдони, Лопе де Вега. Мотивируется это тем, что юным актерам интереснее работать с новым, привлекающим «езду в незнаемое» материалом. Другие (чаще всего это режиссеры детских коллективов, которые работают и учителями литературы) обращаются к произведениям, указанным в программе или рекомендуются для внеклассного чтения.


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.046 с.