Виды детских театров, их классификация и характерные черты. — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Виды детских театров, их классификация и характерные черты.

2020-07-03 543
Виды детских театров, их классификация и характерные черты. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Е. В. Мигунова в своей книге "Театральная деятельность в детском саду"

приводит следующие виды детских театров.

1. Стендовые

на фланелеграфе (ковролине) - персонажи рисуются на тонком

картоне, вырезаются. С обратной стороны картона приклеивается

небольшойотрезок контактной ленты;

магнитныйвестикальный – крепление персонажей происходит при

помощи магнитов;

теневой - персонажи нарисованы в виде силуэта черного цвета

(тени), вырезаны и наклеены на картон, с обратной стороны «сцены»

подсвечиваются при помощи фонарика. Крепятся на трубочку или

палочку с обратной стороны силуэта.

плоскостной - персонажи изображаются на тонком картоне,

вырезаются, изображение кладется на картон, обводится и

вырезается вторая часть. После чего обе части склеиваются между

собой. Устанавливаются фигурки на пластмассовое основание.

Можно вырезать нарисованную фигурку, оставив снизу небольшую

часть картона на обеих половинках изображения, чтобы, отогнув эти

части и намазав их клеем, приклеить к картонному кружочку-

подставке. Подставки могут быть деревянные, картонные, но можно

обойтись и без них — фигурку в каком-либо месте сгибают под

прямым углом.

Театр игрушки (изготавливается самостоятельно либо приобретается

в торговой сети) - для основы берется конус или цилиндр, который

можно сложить по типу оригами или склеить. На верх цилиндра

надевается голова, сделанная из теннисных шариков, слепленная из

теста или папье-маше;

2. Настольные

Магнитный горизонтальный –игрушки, сделанные из бумажных

конусов, цилиндров, поролона, могут быть приспособлены и для

магнитного театра. Полосками бумаги к нижним частям конусов и

цилиндров прикрепляются кусочки металла. Можно поместить

металлические кусочки в отверстия катушек. Затем делается

подставка. К тонкой фанере приклеивается кусок ткани для

передвижения магнита под подставкой, установленной на края двух

поставленных рядом столов;

Из природного материала - используются шишки, желуди, каштаны,

кора, семена, косточки и др., которые не скрепляются пластилином,

нужен клей ПВА, казеиновый или столярный. Природные материалы

лучше покрывать бесцветным лаком. Нельзя пользоваться

материалом, который может повредить здоровью детей (репейник,

колючки, ядовитые растения, плоды и семена и др.). Театр игрушек

из природных материалов удобнее показывать на песке. Для этого к

крышке стола со всех сторон прибивают дощечки высотой 10 см,

насыпают песок, оформляется декорация с помощью корней, коры,

камушков, веточек растений.

3. Театр на руке.

Пальчиковый - персонажи создаются из бумаги, маленьких

коробочек, в которых делаются отверстия для пальцев. Это

миниатюрные фигурки из конусов и цилиндров, надевающиеся на

пальцы. Рисуются фигурки или только головки, приклеиваются к

картонным колечкам и надеваются на пальцы. Персонажи для

пальчикового театра могут быть сделаны из различных видов тканей,

из теннисных шариков, на которых рисуются лица, из вязаных

фигурок.

Перчаточный -персонажей можно сделать из старых перчаток. Из

носка. Она может изгибаться благодаря движению руки и кисти,

раскрывать рот и разговаривать (для создания образа Змеи). Из

варежек, пришив к ним головки от ненужных мягких игрушек.

Варежка может изображать голову куклы, при этом большой палец

варежки служит персонажу носом. Варежку можно превратить в

целую зверушку, тогда большой палец варежки будет хвостиком, а

сама варежка — туловищем, к нему пришиваются голова и другие

детали. У такой куклы активно действует «хвостик» (большой палец

руки).

Живых теней - «Живые» тени можно создавать с помощью своих рук

— театр ручных теней. Движения при этом должны быть

выразительными и четкими, исполнители не заслоняют друг друга.

4. Верховой театр

На ложках - игрушка делается из деревянной ложки. На выпуклой

части рисуется лицо или мордочка. К ручке крепиться ткань.

Ребенок держит куклу за ручку, под тканью.

Театр Би-ба-бо - способ их действия заключается в том, что они

надеваются на руку. На указательный палец — головка куклы, а

большой палец и средний служат руками. Для них шьются платья,

украшенные деталями (кармашек, фартучек, поясок). Головки можно

изготовить из поролона, бумажной массы, ткани, папье-маше.

Тростевые куклы - голова прикрепляется к палке, руки действуют с

помощью тростей (толстой проволоки, палочек). Головы делаются из

папье-маше, ткани. Платья украшаются тесьмой, кружевом, лентами,

которые приклеиваются или пришиваются. Плоские тростевые

куклы выполняются из картона. Принцип изготовления такой же, как

и для кукол теневого театра, только делаются они крупных размеров,

расписываются красками, оформляются аппликацией.

5. Напольный театр

Марионетки - персонажи театра марионеток тоже делаются из

разных материалов. Детали можно сшить по принципу изготовления

мягкой игрушки, также можно использовать коробки, шары, мячи

разной формы, ткань.Принцип действия такими игрушками —

благодаря леске, привязанной к крестовине.

6. Театр живой куклы

Театр масок - изготавливаются маски-шапочки или маски-

капюшоны по размерам головы исполнителя, к которым

пришиваются соответствующие детали. Также маски могут быть из

картона и бумаги.

Ростовые куклы - большие куклы (по высоте ребенка) бывают

плоскими и объемными, лучше из поролона. Ребенок завязывает у

себя на шее сзади ленточки, которые прикреплены к голове куклы,

ленточки на поясе за спиной (как фартук) — у пояса куклы. Ноги

куклы и руки ребенок прикрепляет к запястьям и щиколоткам, надев

резиночки, пришитые к рукам и ногам куклы.

Самостоятельная театральная деятельности в развитии творческой

Активности дошкольников.

Изучение потенциальных возможностей ребенка в ходе художественной

деятельности проводится учеными в контексте проблемы формирования детского

творчества: художественно-речевого (Л.Я.Панкратова, Т.А.Репина, Г.Д.Кириллова,

Т.И.Алиева и др.); театрализовано-игрового (Л.С.Фурмина, Ю.Н.Косенко,

Е.Л.Трусова и др.). Гармоничное сочетание разных видов художественной

деятельности в театрализованной игре позволяет решить задачу формирования

художественного вкуса и творческой активности дошкольников (Л.С.Выготский,

Р.И.Жуковская, Н.С.Карпинская, Д.В.Менджерицкая, Б.М.Теплов и др.). В

театральном искусстве творчество – это соединение и раскрытие драматургом,

режиссером, художником, композитором и актерами художественных образов,

объединенных единым замыслом. В театрализованных играх детям приходится

быть и художниками, и актерами, и режиссерами, но результаты их деятельности

нельзя сравнивать с результатами работы взрослых. По мнению Л.С.Фурминой,

«… творчество детей носит характер открытий для себя. И в театрально-игровой

деятельности эти открытия связаны с достижением авторского замысла, с

добавлением своего отношения к изображаемым явлениям. Следовательно,

творчество детей просматривается в трех аспектах – создание драматургического

материала, исполнение своего авторского замысла, оформление своего спектакля.

Однако деятельность эта носит игровой характер и поэтому не является раз и

навсегда зафиксированной, импровизационность – характерное свойство всей

детской деятельности. Именно благодаря этому свойству театрализовано-игровая

деятельность является активным творческим процессом». Старшие дошкольники

проявляют большой интерес к театральному искусству, что является предпосылкой

развития творческих возможностей ребенка. Вместе с тем у дошкольников

отсутствует опыт восприятия сценического искусства, не сформирована готовность

к самостоятельной театрализованной деятельности. Лишь немногие выпускники

детского сада имеют достаточный уровень представлений о театре и игровых

умениях, позволяющий им организовать самостоятельную театрализованную

деятельность. Восприятие дошкольником театра и самостоятельная

театрализованная деятельность — процессы, исходные точки которых различны.

Последовательность восприятия сценического искусства определяется

психологическими особенностями и характером восприятия ребенком этого

возраста различных видов театра (восприятие различного сценического действия).

Анализ истории театрального искусства, психологических особенностей

восприятия, а также сравнительных характеристик театрализованной и сюжетно-

ролевой игр показывает, что восприятие театрального искусства целесообразно

начинать с наиболее простого, доступного для эмоционального отклика ребенка

вида — кукольного театра. Последовательность формирования театрализованных

игр соответствует историческому развитию разных видов сценического искусства.

Поэтому самостоятельная театрализованная деятельность дошкольников

приближается к ролевой игре как ведущей деятельности детей этого возраста и как

предпосылке индивидуального сценического действия. Творчество детей в

театрально-игровой деятельности проявляется в трех направлениях — как

творчество продуктивное (сочинение собственных сюжетов или творческая

интерпретация заданного сюжета), исполнительское (речевое, двигательное) и

оформительское (декорации, костюмы и т.д.), которые могут объединяться.

Условия для проявления самостоятельности и творчества дошкольников в

театрализованных играх следующие (О.Солнцева):

• содержание игр должно соответствовать интересам и возможностям детей;

• педагогическое сопровождение строить с учетом постепенного нарастания

самостоятельности и творчества ребенка;

• театрально-игровая среда должна быть динамично изменяющейся, а в ее

создании принимают участие дети.

В младшем дошкольном возрасте педагог создает условия для индивидуальных

режиссерских игр с помощью насыщения предметно-игровой среды мелкими

образными игрушками (куколки, матрешки, звери, технические игрушки,

конструкторы, мебель и др.). Участие педагога в индивидуальных режиссерских

играх проявляется в разыгрывании им бытовых и сказочных ситуаций (из потешек,

произведений В.Берестова, Е.Благининой и др.), показе пользования ролевой речью,

звукоподражанием, втягивании ребенка в игру, подсказывании реплик, объяснении

действий. В средней группе педагог создает условия для коллективных

режиссерских игр. В предметно-игровой среде кроме образных игрушек должен

быть разнообразный бросовый материал (дощечки, катушки, небьющиеся пузырьки

и др.), способствующий развитию воображения, способности действовать с

предметами-заместителями. Организуя режиссерские игры, педагог занимает

позицию помощника: просит ребенка пояснить смысл действий, побуждает к

ролевой речи («Что сказал?», «Куда пошел?), иногда выступая носителем игровых

умений, показывая при помощи игрушек и предметов-заместителей фантастические

истории, что помогает ребенку включиться в подобную деятельность. Ребенку

предлагаются творческие игровые задания, направленные на организацию

индивидуальной или совместной режиссерской игры: завершить историю,

показанную воспитателем; придумать и показать начало истории, которую

продолжит воспитатель или другой ребенок. В средней группе у ребенка

развиваются способности к импровизации в режиссерских играх, которые

постепенно превращаются в совместную деятельность.

 Старший дошкольный возраст – период расцвета режиссерской игры, которая

становится полноценной совместной деятельностью. Содержанием игр являются

фантастические сюжеты, в которых реальность переплетается с событиями из

мультфильмов, книг. Предметно-игровая среда для режиссерских игр

конструируется на основе полифункционального игрового материала (карта-макет

игрового пространства). Его использование помогает ребенку придумывать и

разыгрывать события, составляющие сюжетную канву, представить сюжетную

ситуацию еще до ее разыгрывания, а затем конкретизировать в процессе

режиссерской игры, наполнив ее игровыми событиями. Близость структуры

игрового и сказочного сюжета дает возможность использовать литературную сказку

как основу для развития сюжетосложения. На начальном этапе освоения

сюжетосложения необходимо, чтобы игровой материал помогал ребенку

домыслить, вообразить, опираясь на предложенную взрослым предметную

ситуацию, выступал в роли «пускового механизма», способствующего

разворачиванию воображения и детского творчества. Педагог выступает как

создатель проблемно-игровых ситуаций, направляющих замыслы режиссерской

игры. Опора делается на опыт детей, который активизируется при помощи

содержания и структуры материала, а также постановки «сказочной» игровой

проблемы, требующей разрешения. Педагог, не принимая непосредственного

участия в игре, лишь направляет замыслы детей вопросами: «Что было дальше?

Кого они встретили? Что с ними случилось?». Его позицию можно определить как

помощник в реализации детьми игровых замыслов. Развитие воображения

позволяет дошкольнику занять особую внутреннюю позицию, предоставляющую

ему возможность самостоятельно задать предметные отношения, создать

собственный сюжет и реализовать его. Дети создают игровые образы, используя

речевые обороты, интонации, типичные для героя, действуя в соответствии с

характером персонажа. Организации игр предшествует общий замысел. Каждый

придумывает кусочек сюжета к выбранной теме. Задача педагога – научить детей

согласовывать замыслы. Это требует от него установления связей между

событиями, придуманными разными детьми. Он обращает внимание на то, что

сочинять интересно когда каждый продолжает часть истории, придуманную

другими. Педагог выступает как носитель умения проигрывать часть сюжета на

основе приема «как будто». В старшем дошкольном возрасте ярко проявляются

индивидуальные особенности игрового творчества каждого ребенка (О.Солнцева).

У детей - «сочинителей» творческие проявления связаны прежде всего с созданием

игровых сюжетов, с осуществлением игры в речевом плане и воображении. Они

рано переходят к фантазированию. Дети-«исполнители» проявляют игровое

творчество в реализации замыслов при создании образов игровых персонажей,

используя мимику, жест, речевую интонацию, комментирующую и оценочную

речь. Дети-«режиссеры» максимально проявляют себя в игровом организационном

общении, выступая посредниками в разрешении спорных ситуаций и конфликтов,

«дирижируя» замыслами игроков, способствуя их согласованию. Эффективность

детской театрализованной деятельности и создание оригинальных сценических

образов обусловлены степенью готовности дошкольника к ним. Готовность к

театрализованной деятельности ребенка определяется как система знаний и умений,

обеспечивающих возможность совместной деятельности по созданию спектакля и

комфортность ребенка на всех ее этапах. Эта система включает: знания об

искусстве театра и эмоционально-положительное отношение к нему; умения,

позволяющие дошкольнику создать образ в соответствии со сценической задачей;

умение строить сценический образ действующих лиц; практические умения по

осуществлению собственной сценической деятельности. Педагогическое

сопровождение театрализованных игр направлено на сохранение

самостоятельности игры и пробуждение игрового творчества, желания совместно

придумывать сюжеты, ролевые диалоги и элементы предметно-игровой среды.

Педагог стремиться пробудить у ребенка способность к импровизации, насыщению

сюжетов оригинальными событиями, сочетающими реальные и фантастические

элементы (О.Солнцева).


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.081 с.