Глава VIII. Шапсуги во второй половине XIX - начале XX вв. — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Глава VIII. Шапсуги во второй половине XIX - начале XX вв.

2020-06-05 365
Глава VIII. Шапсуги во второй половине XIX - начале XX вв. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

После окончания войны оставшиеся на родине горцы укрылись в трудно доступных горных ущельях, в местах обитания хакучей. Кроме, собственно, хакучей (по своей природе являвшихся теми же шапсугами) среди них были и шапсуги - жители средней и приморской полосы побережья. Все они предпочли полную лишений и опасностей жизнь разлуке с родиной. В военных сведениях оставшиеся горцы носили собирательное имя «хакучи».

Для борьбы с ними, а также с убыхами, не успевшими выселиться в Турцию, отрядом генерала Геймана была устроена так называемая Убыхская кордонная линия, шедшая от устья реки Дагомыс до её истоков и далее правым берегом реки Шахе до Бабук-аула и Белореченского перевала. Она состояла из девяти военных постов (115, с. 326).

Современник событий С. Духовской свидетельствует, что в военных столкновениях с хакучами отряд Геймана понес значительные потери, превышавшие общее их число за весь 1864 г. (115, с. 353).

Весной 1865 г. для «очищения» от остатков населения верхних котловин южного склона Кавказа между Туапсе и Гагринским хребтом по распоряжению Главнокомандующего Кавказской армией вел. кн. Михаила Романова был сформирован особый отряд войск из двенадцати рот 1, 2 и 3-го Кавказских линейных батальонов и одной сотни. Первые два батальона были размещены на южных склонах Большого Кавказского хребта в бассейнах рек Аше, Псезуапе, Шахе, Сочи, Мзымты. Всего в двенадцати пунктах (134, с. 196; 168, с. 775). Они составили так называемую Хакучинскую кордонную линию.

С этого времени военные действия против хакучей осуществляли части 1 и 2-го батальонов, «на обязанности которых лежало очистить горные трущобы от оставшихся ещё там неуспокоившихся горцев» (169, с. 70).

Для того, чтобы «остатки горского населения не могли укрыться на северной покатости» Кавказского хребта, распоряжением Главнокомандующего в верховьях реки Пшиш и в долине реки Пшеха, т.е. в районах Гойтхского и Белореченского перевалов с северной стороны, были сосредоточены ещё два отряда войск 3-го Кавказского линейного батальона (134, с. 196; 168, с. 775).

Укрывавшиеся в горах адыги продолжали оказывать отчаянное сопротивление, как отмечал в своем рапорте от 14 нюня 1865г. на имя военного министра Главнокомандующий Кавказской армией, в Наужинской долине (верховья реки Аше), хакучи «решились лучше умереть с оружием в руках, чем оставить занимаемые ими места и поэтому, укрыв свои семейства и имущество в лесах и трущобах, дрались упорно» (Цит. по: 134, с. 196). Но в результате восьмидневного «похода» им был нанесён «значительный удар разорением большей части их жилищ», а население оттеснено в направлении Туапсинского взморья. На берегу моря людей насильственно сажали в фелюги и отправляли в Турцию (170, с. 17). Горцы потеряли, не считая убитых и раненых, 147 человек пленными, было отбито у них 2 908 голов скота, уничтожено более 500 домов, взято много имущества и оружия» (Цит. по: 134, с. 196).

В 1865 г. командование кавказской армией докладывало, что так называемыми «летучими» или «лесными» отрядами «были уничтожены или разогнаны» появившиеся «ещё кои-какие мятежные остатки... племён» (Цит. по: 134, с. 210).

Таким образом были уничтожены аулы в местностях Наужи, Бекишей, Загатляш, Копыбге, Тхапсы (Записки офицера Антона Ржондовского. Газ. «Кавказ», №№ 89-90 за 1865 г.).

Часть оставшихся в живых хакучей ушла в Турцию или на Кубань, другие спустя некоторое время отдельными группами стали покидать свои убежища.

По сведениям И. Клингена после окончания русско-кавказской войны в верховьях реки Нижи, на землях имения Вардане «самовольно» поселились шапсуги «из остатков прежнего населения». «Они сеяли кукурузу, занимались шелководством, делали грубые сукна и держали много скота», - пишет автор. Hо за отказ подчиниться закону о воинской повинности, они были изгнаны и с этого своего места жительства (121, с. 87). А.В. Верещагин отмечает, что отдельные группы адыгов ещё в 1870 г. скрывались в горах, в частности в верховьях реки Шахе (119, с. 53).

Выходившим из горных укрытий горцам было предписано приселяться к станицам Шапсугского пешего казачьего берегового батальона[97] (171, с. 8). Водворяя «пленных и добровольно вышедших горцев» в казачьи станицы, администрация батальона и командование Кубанским казачьим войском рассчитывали, что «русские переселенцы научатся у горцев способам ведения местного хозяйства» (172, с. 259; 171, с. 8). Однако, в большей степени это делалось для осуществления за горцами надзора, для «окончательного и быстрейшего усмирения» их.

В 1867 г. в станицах Шапсугского батальона жило 238 адыгов. Из них: в ст. Адербиевской - 9 человек, Береговой - 18, Пшадской - 16, Вуланской - 29, Джубской - 50, Дефановской - 13, Новомихайловской - 40, Ольгинской - 28, Небугской - 28, Вельяминовской - 7 человек (172, с. 259).

Впоследствии, когда территория Шапсугского батальона вошла в состав Черноморского округа и с введением в станицах гражданского управления (1870 г.) адыгам было разрешено образовать самостоятельные аулы. Для нового поселения им были указаны места преимущественно вдали от моря (171, с. 6).

Шапсуги и хакучи, вышедшие из горных укрытий в начале 1870-х гг., были поселены вблизи мест расположения войск 1 и 2-го линейн. батальонов. По сведениям Н.Г. Волковой их было 107 семей. 59 из них были поселены в верховьях реки Кудепсты, на левом берегу её притока - реки Псахо. На противоположном берегу Псахо стояла 1 -я рота 2-го батальона. Солдатское поселение ещё в 1869 г. получило официальное наименование Лесного. Также стали называть адыгский аул, но сами жители дали ему имя Псахо.

По-видимому, одновременно с заселением Псахо 40 других семей были приселены к месту расположения 1-го лин. батальона в урочище Тхапсы, имевшего название Божья Вода (168, с. 775; 68, с. 241).

По сведениям А.В. Верещагина в 1872 г. адыги аула Псахо (Лесное) численностью 241 человек и 345 адыгов, проживавших при солдатском селении Божья Вода были причислены к поселянам Сочинского участка Черноморского округа. В третьем адыгском ауле - Агуй (Карповка) в 1872 г. проживали 187 человек. Они были включены в число жителей Туапсинского участка. Таким образом, в 1872 г. в Черноморском округе числилось три адыгских селения с общим числом жителей 773 человека: 385 мужчин и 388 женщин (119, с. 44, 68-69).

Что касается остальных 8-ми из упоминавшихся 107 семей, то они, видимо несколько позже названных, были поселены при 1 взводе 1-й роты и её ротном дворе, стоявших на территории нынешнего аула Калеж. Место дислокации указанной части 1-го линейного батальона с 1869 г. носило название Александровского селения (68, с. 241; 168, с. 775).

В обязанности военных отрядов входило осуществление надзора за жителями аулов, контроль за их передвижением. Так, к примеру, любой житель аула Псахо, «желающий отлучиться из места жительства хотя бы на охоту, обязан был взять билет от ротного командира, в котором подробно объясняется: куда и на какой срок он отлучается, какое при нём оружие и пр. Черкес, не имеющий такого билета, может быть задержан всяким» (119, с. 45).

В 1874 г. воинские части покинули места своей дислокации и переместились в Вельяминовский (Туапсе) и Даховский (Сочи) посады (169, 70).

А.В. Верещагин сообщает, что в 1875 г. псаховские адыги начали просить о переселении на другие места, в частности, на реку Шахе, вблизи урочища Кичмай, «почему-то невзлюбив, - пишет автор, - свою уже обработанную оседлость». Получив разрешение, они в феврале 1876 г. покинули Псахо (173, с. 17).

Часть из псаховских адыгов поселились в долине реки Шахе (в Шахекей) и основали современный аул Большой Кичмай (174, с. 138). Среди них были адыги фамилии Кобж (в том числе старшина аула Псахо Кобж Тлепшау), Хушт, Гвашевы. В 1878 г. в ауле Кичмай[98] (официальное название) родился первый ребёнок Кобж Мус, сын Техача.

Среди первопоселенцев аула были, по-видимому, уроженцы долины реки Шахе, вернувшиеся в прежние места обитания. Но были и выходцы из местности Хаджуко[99], например, братья Елемиз и Соолох Гвашевы (68, с. 241).

Тогда же (в 1876 г.) другая часть псаховских адыгов ушла в долину реки Аше (174, с. 138). До сих пор их потомки имеют у жителей ашейских аулов прозвание «абхазцев», так каких предки пришли с «абхазской» (абазинской) территории (110, с. 123). Об этой группе псаховских адыгов известно, что на пути к Аше они некоторое время жили на реке Хаджуко (110, с. 123). Именно с этими поселенцами связано возникновение названия соврем. аула Хаджико.

В 1877 г., в период русско-турецкой войны, турки высадили на Черноморское побережье несколько десантов, в том числе и в Адлере. В составе этих войск было много кавказских изгнанников - адыгов и абхазов, «которые, - как говорится в одном из источников, - льстили себя надеждою навсегда остаться на своей любимой родине» (Цит. по: 134, с.330). Они тайно связывались со своими родственниками, призывая их к восстанию против царских властей. Турки в свою очередь обещали махаджирам помощь в освобождении побережья от русских. В эти события оказались вовлечёнными и жители аула Тхагапсы (так в источнике, современный аул Тхагапш). Вследствие неудачи десанта, спасаясь от репрессий, они были вынуждены бежать в горы. Через некоторое время русские власти разрешили им уйти на Кубань (170, с. 17).

В 1880-х годах покинутый аул Тхагапш постепенно заселяется жителями аула Хаджико, по-видимому пожелавшие перебраться поближе к родным местам, т.е. историческому Хаджуко.

Примерно в то же время на реке Аше (в исторической местности Лиготх) в аулах Хаджико, Калеж и Шеджеик (Шъоджэикъу) селятся шапсуги, получившие разрешение вернуться на родину, которую они покинули во второй половине 1860-х - первой половине 1870-х годов, переселившись на Кубань. Там они жили в аулах Асеретххабль (станица Даховская), Мезмай (при слиянии рек Мезмай и Курджипс), Шабанохабль (в 1974 г. затоплен Краснодарским водохранилищем), других местах. Многие из них до ухода на Кубань проживали в верховьях реки Аше и её притоков Бекишей, Наужи, Псеушхо. Среди них: Нибо, Коблевы, Хахо, Басто, Гербо, Джарим, Напсо, Тешевы, Ханаговы (Хуновы), Чунтыжевы. Поселенцы, осевшие в ауле Хаджико, принесли с собой известные и доныне внутриаульские топонимы Мезмай и Асеретх, сопоставляемые с местом их расселения в этом ауле.

В 1881 г. в Черноморском округе проживали 1 046 адыгов-шапсугов (175, с. 10).

В 1891 г. в округе было семь шапсугских аулов с общим количеством дворов - 251, числом жителей – 1 726 чел. Из них в Сочинском участке - 731 чел., в Туапсинском - 995. По аулам это население распределялось следующим образом: в ауле Псыбэ - 178 чел. (25 дв.), в Большом Псеушхо - 267 чел. (42 дв.), в Малом Псеушхо – 119 чел. (17 дворов), в Карповке (Агуй) - 431 чел. (60 дворов), в Красноалександровском (т.е. в общем на реке Аше) - 317 чел. (44 дв.), Божьей Воде (Тхагапш) - 105 чел. (16 дворов), в Кичмае - 309 чел. (47 дв.). Первые четыре аула находились в Вельяминовском (Туапсинском) участке, три других - в Сочинском (176).

По сведениям 1893 г. в ауле Кичмай насчитывалось 40 дворов, в Красноалсксандровском - 70 (174, с. 138).

По первой Всеобщей переписи населения Российской империи (1897 г.) в Черноморской губернии проживало 1 938 адыгов, из них в Сочинском округе - 745 человек, в Туапсинском – 1 179 чел., в Новороссийском - 14 человек (177, с. 38).

В 1905 г. в Черноморской губернии было 8 адыгских аулов (к семи прежним добавился аул Наджиго, так называемый отселок Бол. Псеушхо). Из них в Туапсинском округе - 5: Карповка (60дв.), Псыбэ (16 дворов). М. Псеушхо (20), Б. Псеушхо (50), Наджиго (12) (178, с. 12, 13, 14). Три адыгских аула находились в Сочинском округе. Это: Кичмай, Красноалександровский и Божья Вода.

Шапсугские селения конца XIX – начала XX в., по свидетельствам очевидцев, отличались от других селений побережья наибольшей плотностью населения (скученностью). В каждом дворе обычно прожирали 6-7 человек (176, с. 79). Аулы Божья Вода, Красноалександровский и Псеушхо не имели так называемого колесного сообщения с побережьем (176, с. 85).

Между шапсугскими аулами существовали различного рода связи, поддерживались отношения с кубанскими аулами, а также с адыгами, проживавшими в Турции.


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.015 с.