Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
Топ:
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов...
Устройство и оснащение процедурного кабинета: Решающая роль в обеспечении правильного лечения пациентов отводится процедурной медсестре...
Проблема типологии научных революций: Глобальные научные революции и типы научной рациональности...
Интересное:
Наиболее распространенные виды рака: Раковая опухоль — это самостоятельное новообразование, которое может возникнуть и от повышенного давления...
Финансовый рынок и его значение в управлении денежными потоками на современном этапе: любому предприятию для расширения производства и увеличения прибыли нужны...
Берегоукрепление оползневых склонов: На прибрежных склонах основной причиной развития оползневых процессов является подмыв водами рек естественных склонов...
Дисциплины:
2020-06-05 | 629 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Если в детском саду нет общего информационного стенда (визитной карточки, паспорта ДОУ), где указывались бы сведения об администрации ДОУ, вышестоящих организациях, направлениях деятельности учреждения, достижениях коллектива и графике работы сотрудников с детьми и родителями, эта информация должна быть отражена на информационном стенде группы. Его содержание может быть следующим [26].
1.Программа медицинских мероприятий на месяц (заполняют медицинские работники). Текущие рекомендации по закаливанию, оздоровлению, профилактике заболеваний и т.п. Список необходимой одежды для детей по сезону.
2.Характеристика возрастных психофизических особенностей детей данной группы. (Возможно использование вопросно-ответной формы построения текста.)
3.План мероприятий для родителей на месяц.
4.Режим дня.
5.Расписание занятий (организованные занятия, совместная деятельность, дополнительные образовательные услуги).
6.Фамилии, имена, отчества воспитателей группы, заведующего и методиста, психолога и медицинских работников, время для приема родителей. Фамилии, имена, отчества всех специалистов, их профессиональный портрет: образование, стаж, сфера творческих интересов.
7.Правила внутреннего распорядка для родителей, которые определяются Уставом и особенностями работы ДОУ (наличием специализированных групп, реализацией парциальных программ, предоставлением дополнительных образовательных услуг).
8.Ежедневный отчет о жизни группы, его цель — дать родителям полную информацию об интересных событиях и занятиях, которыми была наполнена жизнь их детей в течение дня. Это нужно для того, чтобы они могли поговорить с ребенком об этих событиях; сохранить чувство сопричастности к жизни ребенка, осведомленности о ней, поддерживать эмоциональную связь с сыном или дочерью; при желании продолжить работу над той или иной темой дома.
|
О каждом режимном моменте нужна точная информация, в том числе: под какую музыку дети засыпают и пробуждаются; комплекс упражнений утренней гимнастики, проводимых в течение недели; тема и краткое содержание каждого занятия, с указанием того, что конкретно дети узнали или сделали, чем занимались на прогулке, что читали, какой фильм смотрели.
В отдельных случаях уместно краткое, в одно-два предложения обоснование того, почему были проведены то или иное занятие, экскурсия. Объем описания каждого дня — одна страница, написанная разборчивым почерком, но лучше напечатанная на компьютере. Сокращения в тексте не допускаются.
Доска объявлений
На ней можно поместить объявление о собрании, информацию о развитии детей, распорядок дня. Если доска обновляется редко или плохо оформляется, на нее перестанут обращать внимание, но чтобы этого не произошло, нужно придерживаться определенных правил [26]:
—информацию нужно располагать на уровне глаз взрослого;
—содержание доски объявлений необходимо обновлять, хотя бы частично, не реже одного раза в неделю;
—информация должна быть краткой;
—индивидуальные послания родителям должны быть в форме благодарности за участие в жизни ДОУ.
Информационная корзина
Вовлечение родителей в образовательный процесс включает поиск новых путей взаимосвязи между различными службами и связей этих служб с ними. Для этого используется информационная корзина — тетрадь, содержащая таблицу с разделами по количеству служб (табл. 2).
Таблица 2
Название службы
Раздел сообщений, предназначенных административно-хозяйственной службе, содержит вопросы родителей об условиях воспитательно-образовательного процесса, его обеспечении, пожелания о получении информации. Это могут быть вопросы их участия в финансировании ДОУ, организации питания детей, пожелания относительно кадрового обеспечения и др.
|
В разделе сообщений для методической службы родители могут обратиться с просьбами и задать вопросы о содержании, методах и приемах организации педагогического процесса. Например, выразить пожелание об обучении детей чтению, иностранным языкам.
Раздел сообщений, адресованных службе психологии и коррекционной педагогики, предоставляет возможность задать вопросы по проблемам, возникающим в ходе развития детей, подать заявку на получение консультации у специалиста: как преодолеть вредные привычки и страхи у детей (сосание пальцев, боязнь темноты), создать дома условия для охраны зрения, как вести себя с ребенком при возникновении первых признаков заикания.
При заполнении раздела, отведенного для сообщений медицинской службе, родители делают пометки о текущем состоянии здоровья ребенка и задают вопросы медперсоналу.
На основании этих записей соответствующие службы смогут откорректировать свою работу [28].
Газета
Газета может издаваться усилиями редакционной коллегии детского сада или отдельной группой и посвящаться наиболее сложным проблемам развития детей (формирование характера, развитие речи, интеллекта и др.) [26].
В первом случае она адресуется родителям всех воспитанников и рассматривает широкий круг проблем воспитания и обучения детей. Во втором — посвящается проблемам конкретных детей и родителей, но потребует от воспитателей определенных усилий, чтобы обеспечить регулярный выход издания, которое может иметь вид стенной газеты или газетного листа.
Сначала нужно разработать макет газеты — перечень постоянных рубрик: «Поговорим серьезно», «Уроки здоровья», «Правильно говорим», «Играем и учимся», «Учимся дружить», «Праздники и игры дома» и т.п.
Например, рубрика «Праздники и игры дома» может знакомить родителей с простыми, но интересными, а главное, полезными играми для детей, способами организации детских праздников. В нее могут входить описание игр, способствующих развитию речи, сенсорных, мыслительных способностей детей. В рамках этой рубрики могут быть подрубрики: «Игры на кухне», «В свободную минутку», «По дороге из детского сада».
|
Другой вариант выпуска газеты — подчиненность одной теме. Например:
— в младшей группе: «С мамой играть веселей», «Как одеться, чтобы не перегреться?», «Какие игрушки нам нужны?», «Почему я кусаюсь?»;
— в средней группе: «Зачем языку делать зарядку?», «Почему сначала звуки, а потом буквы?», «Как руки язычку помогают?», «Почему с ребенком нужно долго разговаривать?»;
— в старшей группе: «Речевая среда — это что?», «С чего начинать, обучение грамоте?», «Зачем столько знать о звуках?», «Зачем ребенку нужны правила?»;
— в подготовительной группе: «Могу, но не хочу: как воспитывать у ребенка желание читать?» «Литература для будущих первоклассников», «Я взрослый».
В конце каждой публикации родителям можно предложить «домашнее задание», выполнив которое, они могли бы увидеть проблемы своего ребенка и осознанно ему помочь. Результаты совместной деятельности родителей и детей могут стать частью или итогом проекта, над которым работает группа, и обязательно должны быть отмечены воспитателем.
Примерная тематика «домашних заданий» детям и родителям: изготовление поделок из бумаги; выставка рисунков к смешным стихам на праздник юмора; выставка рисунков смешных героев; сочинение рифм и стихов; создание книг «Рисунки-сказки»; конкурс сказок, сочиненных детьми и родителями; рассказ в газету «Как я провел лето»; выставка поделок «Герои любимых книг Чуковского»; письма Дедушке Морозу; составление путеводителя по любимым уголкам малой родины (города, села); выставка «Если бы я был художником»; проект «Бумажный город»; изготовление альбома «Семья».
Для удобства родителей задания можно заранее написать на небольших листах бумаги и поместить в специальную коробку.
Тематические выставки
Выставки могут организовываться в масштабах детского сада или быть групповыми. Их тематика обычно отражает направления работы дошкольного учреждения, разделы программы воспитания и обучения детей и определяется спецификой группы. Выставка может стать формой подведения итогов какого-то этапа работы с детьми (проекта), привлекать внимание родителей к разным сторонам жизни детского сада, а также предварять или завершать мероприятия, проводимые с родителями: родительские собрания, конференции, консультации.
|
На тематической выставке представляют фотографии, детские работы, поделки, изготовленные детьми, педагогами или совместно детьми и родителями, образцы пособий, книг, игрушек, рекомендуемых родителям для занятий с ребенком дома.
Тематические папки
Тематические папки подразделяются на папки-передвижки и папки-раскладушки (ширмы). В папке-передвижке помещаются рекомендации и советы по разным вопросам воспитания, обучения и развития детей: оздоровлению, интеллектуальному развитию, игровой деятельности и др. Она дается во временное пользование отдельным семьям. Материал должен быть содержательным, конкретным, интересным для родителей, красиво оформленным.
Небольшую по объему информацию с рисунками и фотографиями помещают в папку-«раскладушку», которая размещается на столе или детских шкафчиках в приемной комнате.
Изготовление таких папок — кропотливая работа, осложняется тем, что текст должен быть напечатан или написан четким, разборчивым почерком. Изготовленные папки используются педагогами долго, теряя при этом презентабельный вид и актуальность. Чтобы избежать этого, текст сообщения можно помещать в прозрачные конверты (мультифоры, файлы), закрепленные на папке.
Еще один способ решения подобных проблем — размещение материалов в мультифорах (файлах) тематических папок-скоросшивателей. В этом случае, во-первых, происходит накопление информации; во-вторых, нужный материал можно вынимать и при необходимости использовать; в-третьих, текст может представлять собой ксерокопию, вырезку из печатного издания.
Расширению представлений родителей о жизни ребенка в детском саду и педагогов о воспитании ребенка в семье способствуют взаимные посещения педагогов и родителей: визиты в группу, дни открытых дверей, посещение семьи.
Визиты в группу
Многим родителям интересно, как ведут себя их дети в группе, как общаются со сверстниками и педагогом, выполняют задания, во что играют, как отвечают на вопросы. Однако, многие из них из-за незнания того, что и как им можно делать в группе, боязни совершить ошибку, неуверенности в том, что педагог действительно нуждается в их помощи, чувствуют себя в детском саду скованно. В то же время и воспитатель, не привыкший к присутствию в группе «посторонних» и заинтересованных наблюдателей, может ощущать определенный дискомфорт.
Тем не менее, посещение родителями группы чрезвычайно полезно как для них самих, так и для педагога. Присутствуя в группе, родители ощущают личную причастность к педагогическому процессу и принимают на себя часть ответственности за его успех. Они больше узнают о своем ребенке и его друзьях, получают реальное представление о работе педагога и начинают испытывать к нему большее уважение. Наконец, они могут наладить прочные дружеские отношения с другими семьями. Воспитатель при поддержке родителей в группе, в свою очередь, получает больше возможностей для работы с отдельными детьми или подгруппами, лучше узнает, как общаются родители со своим ребенком, насколько умело помогают в воспитании и обучении. Поэтому педагогу следует поощрять семьи к активному участию в воспитательном процессе и создавать для этого необходимые условия. На первых порах можно предложить родителям посмотреть кассету с видеозаписью одного из эпизодов жизни детей в группе, а затем обсудить с родителями их впечатления. Сначала они могут приходить в группу, чтобы просто понаблюдать за своим ребенком. Для этого педагог заранее размещает в группе несколько дополнительных стульев так, чтобы они не мешали занятиям. Целесообразно использовать специальные листы, на которых родители отмечают время, когда они планируют прийти в детский сад.
|
Впоследствии родители смогут оказать воспитателю на занятиях реальную помощь. Конечно, трудно ожидать, что пришедшие помочь мамы и папы будут точно знать, что им делать. Поэтому педагог обговаривает их роль заранее или передает краткую письменную памятку. В любом случае важно подчеркнуть, что добровольные помощники всегда могут обратиться к воспитателю, чтобы спросить, как поступить в той или иной ситуации.
Дни открытых дверей
Ознакомление родителей с жизнью своих детей в детском саду происходит также во время дней открытых дверей, проводимых 1— 2 раза в год. В назначенные дни родители без специальной договоренности могут побывать в дошкольном учреждении.
Подготовка к встрече с ними начинается задолго до назначенного времени и включает в себя продумывание программы мероприятия. Она может состоять из показа открытых занятий с детьми, совместной деятельности педагогов и воспитанников в разных возрастных группах. При этом родителям заранее сообщаются цель, программное содержание, обращается внимание на характер заданий, методы активизации воспитанников. В программу также могут входить посещения родителями выставок фотографий ярких моментов жизни ДОУ, детских работ, совместных поделок детей, педагогов и родителей.
Необходимо заранее решить, кто встретит родителей, как они распределятся по группам.
Эту форму работы можно сочетать с проведением групповых собраний родителей (кроме младших групп).
Посещение семьи
Посещение воспитанников на дому — одна из важных форм работы с родителями. Принято посещать семьи дважды в год.
Цель первого посещения семьи — выяснение условий семейного воспитания. Если оно предшествует приходу ребенка в детский сад, его цель — облегчение процесса адаптации к ДОУ. В этом случае воспитателю следует заранее поближе узнать ребенка, его привычки, характер, контактность, интересы, любимые занятия, условия проведения режимных моментов. Воспитатели, работающие в одной группе, могут вместе посетить в начале года все семьи воспитанников или поделить их между собой, в зависимости от графика прихода ребенка в детский сад (при постепенной комплектации группы).
Повторные посещения проводятся по мере необходимости и решают более частные задачи: коррекция выявленных особенностей поведения ребенка, установление единых требований к его воспитанию в семье и ДОУ и т.д.
Важнейшие условия успешности посещения семьи — педагогический такт, доброжелательность. Однако следует помнить, что визит педагога может вызвать неприятие у ее членов, если будет носить характер ревизии. Поэтому во время посещения недопустим поучающий тон, даже если родители недостаточно компетентны в воспитании. Задача педагога — установление доверительно-деловых отношений с семьей, а для этого необходимо признавать авторитет родителей в воспитании детей, видеть в них равных партнеров.
Правила посещения
1.Необходимо выбрать удобное для семьи и педагога время, договориться о цели прихода и длительности пребывания педагога в доме (примерно 15—30 мин).
2.Объяснить заранее цель посещения, чтобы устранить ненужное напряжение во взаимоотношениях с родителями.
3.Для установления доверительных отношений беседу лучше начинать с положительных моментов, а не с жалоб: отметить привлекательную внешность ребенка, его способности, общительность и т.д. Педагог должен продемонстрировать свое умение принять ребенка как данность.
4.Нельзя обсуждать ребенка в его присутствии, если только это не честная похвала или форма поощрения. Особенно это касается повторных посещений семьи, связанных часто с решением проблем воспитания.
5.Нужно запланировать время на общение с ребенком.
6.Соблюдая педагогический такт, воспитатель, посещая семью, не должен во время беседы делать записи. После визита нужно зафиксировать полученную информацию в удобной для воспитателя форме.
Посещение семьи может принести пользу и родителям и воспитателю. Родители получают представление о том, как воспитатель общается с их ребенком. В свою очередь, воспитатель знакомится с атмосферой дома воспитанника, где тот проводит большую часть времени.
Находясь в семье, общаясь с ребенком и родителями, педагог может получить информацию, которая затем будет внесена в План изучения семьи (см. приложение 1).
Заключение
Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями в целях повышения качества этого процесса должно подвергаться периодической оценке, имеющей двусторонний характер.
К признакам, по которым воспитатели ДОУ могут судить о качестве организации своего взаимодействия с родителями воспитанников, можно отнести:
—понимание педагогом ведущей роли семьи в воспитании ребенка и своей роли как помощника родителей;
—организация работы с родителями на основе нормативно-правовых документов разного уровня;
—владение способами налаживания взаимодействия с членами семей воспитанников на каждом из этапов установления доверительно-деловых контактов с ними;
—достижение единства педагогов и родителей в определении цели и задач, требований, методов и приемов воспитания ребенка;
—определение цели, задач, форм и содержания взаимодействия с семьей на основе изучения их потребностей и интересов, особенностей семей воспитанников, достижений и трудностей в работе с семьями за прошлый год;
—технологичность планирования взаимодействия с родителями;
—соответствие количества, формы и содержания мероприятий целям и задачам работы с родителями;
—разнообразие используемых форм и методов работы с семьями воспитанников;
—владение педагогом технологией убеждающего воздействия на родителей;
—умение использовать невербальные средства общения в работе с родителями;
—систематическое повышение педагогом ДОУ своей общеобразовательной, предметной, методической и психолого-педагогической компетентности, позволяющей быть авторитетным в работе с родителями, качественно организовать взаимодействие с ними.
Данные оценки педагогами ДОУ взаимодействия с родителями необходимо сопоставлять с информацией о степени их удовлетворенности взаимодействием с педагогами ДОУ (приложение 10). Это поможет преодолеть субъективность в оценке педагогами ДОУ сотрудничества с родителями, сделает целеполагание последующей работы с семьями еще более диагностичным, что повысит качество взаимодействия всех воспитывающих ребенка взрослых.
Приложения
Приложение 1
План изучения семьи
Общие сведения о ребенке.
Фамилия, имя ребенка__________________________Пол_____________
Дата рождения___________ Дата заполнения_______________________
Общие сведения о родителях.
Мать (ФИО)___________________________________________________
Возраст_____________ Образование______________________________
Место работы__________________________________________________
Увлечения, интересы____________________________________________
Отец (ФИО)___________________________________________________
Возраст____________ Образование_______________________________
Место работы__________________________________________________
Увлечения, интересы____________________________________________
|
|
Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...
Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!