Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
Топ:
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов...
Оценка эффективности инструментов коммуникационной политики: Внешние коммуникации - обмен информацией между организацией и её внешней средой...
Теоретическая значимость работы: Описание теоретической значимости (ценности) результатов исследования должно присутствовать во введении...
Интересное:
Что нужно делать при лейкемии: Прежде всего, необходимо выяснить, не страдаете ли вы каким-либо душевным недугом...
Подходы к решению темы фильма: Существует три основных типа исторического фильма, имеющих между собой много общего...
Распространение рака на другие отдаленные от желудка органы: Характерных симптомов рака желудка не существует. Выраженные симптомы появляются, когда опухоль...
Дисциплины:
2020-06-05 | 700 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Поскольку многие формы работы с родителями носят информационно-просветительский характер, педагоги ДОУ должны учитывать особенности восприятия взрослыми людьми педагогической информации.
Несомненно, что большое влияние на процесс передачи знаний оказывает возраст родителей. Психологами многократно подтверждено, что с возрастом ухудшается восприятие материала, менее оперативными, гибкими становятся мыслительные процессы.
Социальные психологи указывают на еще один важный аспект: чем старше человек, тем слабее у него мотивация к приобретению новых знаний. Психический гомеостаз (тенденция психики сохранять постоянство при незначительных изменениях в окружающей среде на основе принципа саморегуляции) у детей еще не совершенен, а у пожилых людей протекает заметно слабее. В среднем возрасте этот механизм функционирует активно и препятствует любым воздействиям на личность с целью ее изменения.
Установки родителей на воспитание детей дошкольного возраста иногда требуют коррекции. Поэтому перед воспитателем появляется проблема нахождения эффективной технологии изменения этих установок [45] в процессе проведения бесед, собраний, консультаций и других форм работы с ними.
Первым этапом деятельности воспитателя должно стать определение актуальных установок родителей.
Существуют три возможных варианта их соотношения с идеальными установками:
1) «дефицит» — родители впервые слышат о данной проблеме, поэтому у них нет актуальной установки;
2) «совпадение» установок родителей с теми, которые воспитатель собирался у них формировать;
3) «противоположность» — взгляды, позиции, отношения родителей или их привычные действия противоположны тем, которые педагог хотел бы видеть у них после проведенного мероприятия.
|
Правильному определению педагогом варианта установки конкретных родителей может помешать феномен их социальной ориентации, т.е. отдельные люди, вступая в официальный контакт с другим субъектом, стремятся следовать нормам социума, скрывая при этом свои истинные позиции. Например, родитель на вопрос педагога: «Наказываете ли вы своего ребенка?» может ответить: «Ни в коем случае!» Причиной такого ответа будет предположение родителя о том, что педагог отрицательно относится к наказаниям.
Следовательно, зная о феномене социальной ориентации, педагог должен стремиться к выявлению действительной позиции родителей по предлагаемым к обсуждению вопросам.
Практика показывает, что человеку легче раскрыть свою позицию перед собеседником, к которому он испытывает чувство близости, сопровождаемое ощущением доверия и надежности. Поэтому надо стремиться к установлению между педагогом и родителями эмоционально положительных отношений.
Получив на первом этапе общения информацию о том, что по обсуждаемой проблеме взгляды, позиции конкретного родителя или аудитории противоречат современной науке и практике, педагог переходит к нейтрализации или разрушению неверных установок.
Второй этап — воздействие педагога на негативные установки родителей.
На этом этапе педагогу важно показать родителям, в чем для них будет состоять польза от смены неправильных убеждений на правильные.
Цель третьего этапа — понимание и принятие родителями новых позиций.
Разграничение второго и третьего этапов технологии изменения установок родителей достаточно условна, поскольку они являются взаимопроникающими. Убеждающее воздействие педагога на неправильные установки родителей сопровождается пониманием и принятием ими новых установок. Степень этого понимания и принятия в свою очередь инициирует новые убеждающие воздействия педагога.
|
Облегчить протекающие на втором и третьем этапах процессы воздействия педагога, понимания и принятия родителями новых позиций можно при помощи применения модели убеждающего воздействия, включающей четыре составляющие.
1. Восприятие сообщения. Предъявляя сообщение, высказывая позицию, в которой педагог хотел бы убедить родителей, необходимо устранить барьеры, блокирующие информацию на пути к ее осознанию. Такими барьерами могут стать плохое зрение родителя (если информация предъявляется визуально), его болезненное состояние, посторонние занятия (чтение газеты, разговор с другим родителем).
2. Понимание сообщения. После восприятия убеждающей информации родитель начинает соотносить ее с имеющимся в сознании опытом. Если возникает рассогласование, т.е. в опыте человека нет интерпретации тех или иных слов, связей между какими-то словами, то человек переживает диссонанс в понимании. Педагог, обнаружив этот диссонанс у слушателей, должен вернуться к своему сообщению, чтобы раскрывать его доступно.
3. Принятие сообщения. Не выявив незнакомых слов или словосочетаний, человек начинает соотносить содержание сообщения с собственной системой ценностных ориентации. Наступает этап принятия информации.
Сообщение содержит два блока информации: текстовую и персонифицированную. Текстовая информация любого сообщения — та основная мысль, понимания и принятия которой добивается педагог.
Но одна и та же идея, высказываемая разными людьми, по-разному влияет на аудиторию, так как в сообщении всегда представлена личность коммуникатора. Иногда персонифицированная часть сообщения довлеет над текстовой информацией, и слушатели больше обращают внимание на личность говорящего, чем на то, что он говорит.
При соотнесении слушателями персонифицированной части сообщения педагога с собственной системой ценностей возможно два исхода: принятие или неприятие докладчика. Например, педагог может восприниматься родителями как неуверенная личность, или им может быть неприятна его манера выступления. Наиболее типичная причина неприятия выступающего — выраженность у него «школярских» манер общения с аудиторией (жесткое пресечение разговоров, резкость в ответ на реплики слушателей и т.п.).
|
Такое поведение педагога вызывает негативное отношение не только к нему, но и к его идеям. Слушатели, если не покинут мероприятие физически, образуют барьер на пути к осознанию информации (чтение газет, разговоры, споры). В этой ситуации продолжать убеждать родителей принять точку зрения педагога неэффективно: путь к принятию текстовой информации заблокирован. Любые доказательства или объяснения по существу вопроса будут наталкиваться на этот барьер, а попытки продолжать убеждать могут усилить негативизм к личности докладчика.
4. Принятие текста сообщения (или принятие новой установки, содержащейся в тексте сообщения). Если педагог по результатам определения актуальных установок родителей выбрал для обсуждения вопрос, по которому родители занимают противоположную точку зрения, то первое предъявление убеждающей информации естественным образом должно вызвать ее неприятие слушателями. В такой ситуации педагог подыскивает аргументы, которые показали бы, что принятие слушателями новой для них точки зрения будет удовлетворять их личностные потребности, например: «Приемы (методы или формы), о которых я хочу сегодня рассказать, помогут вам достичь... Тогда как традиционные подходы, использующиеся большинством родителей, не позволяют этого сделать и могут привести к следующим негативным последствиям...».
Получив эту новую информацию, слушатели вновь соотносят ее с собственной системой ценностных ориентации. Если потребности, к которым апеллировал докладчик, не являются для слушателей значимыми, то вновь возникает рассогласование. Тогда убеждающий вновь апеллирует, но уже к другим потребностям аудитории, и так процесс убеждения циркулирует по «кольцу принятия», пока педагог либо не откажется от попытки убедить родителей, либо не возникнет совпадения ценностных характеристик текста и ценностных ориентации слушателей, что и приведет к окончанию процесса убеждающего воздействия.
Убеждающее воздействие на слушателей не может быть эффективным, если не соблюдаются правила аргументации [45].
В зарубежной социопсихологии проводились специальные исследования вопроса: Какое расположение аргументов по отношению друг к другу оказывает большее убеждающее воздействие?
|
Оказалось, что не имеет значения в начале или конце высказывания лектор приводит главные аргументы. Оба варианта воздействуют на аудиторию лучше, чем тот, когда сильные аргументы помещаются в середину, а в начале и конце сообщения приводятся доводы, хотя и подтверждающие основную мысль, но все-таки недостаточно сильные. Подобный результат объясняется известными в психологии феноменами «края» или «фона», когда в памяти лучше сохраняются начало и конец любой информации, поскольку средняя ее часть воспринимается на фоне такой же информации.
Эти данные психологической науки позволяют сделать еще один вывод для практической реализации теории убеждающего воздействия: если аудитория не очень заинтересована в сообщении педагога, то предпочтительнее сильный аргумент поместить в его начало. Если таких аргументов несколько, то в соответствии с психологическим феноменом «края» их следует разместить на «краях» сообщения: в начале и конце. В этом случае воздействие на аудиторию более результативно.
Следующий технический прием предъявления аргументов основан на психологическом феномене «персонификации сообщения».
Практика показывает, что некоторые педагоги по ряду причин излагают новейшие достижения науки, рекомендации от первого лица («Я считаю..., по моему мнению,... с моей точки зрения...» и т.п.).
Подобная персонификация вполне оправдана и допустима в двух случаях:
1)педагог сообщает о собственных экспериментальных данных;
2)авторитет педагога в глазах слушателей очень высок (слушатели уже приняли личностные характеристики выступающего).
Во всех остальных случаях персонификация убеждающей информации становится психологическим барьером на пути ее принятия. Механизм образования этого барьера выглядит следующим образом. Персонифицированное сообщение во всех случаях (кроме указанных двух) оценивается слушателями не как результат обобщенного и проанализированного опыта докладчика, не как достижение науки, а лишь как личная точка зрения данного человека. Поскольку изначально у слушателей, как правило, есть некоторый оппозиционный настрой по отношению к воздействию вообще и к педагогу в частности, то «Я считаю...» «Мне кажется интересным...» неосознанно идентифицируется слушателями с частным мнением этого лица.
Еще один технический прием повышения силы аргументации относится к форме предложения. Излагаемая педагогом позиция может быть выражена в утвердительной форме или вопросительной.
Исследования по психологии речевого воздействия показали, что более эффективна вопросительная форма предъявления убеждающей информации, когда докладчик как бы советуется с аудиторией, желая сформулировать свою позицию. Например, формулировки: «Как вы полагаете?..» «Что вас больше устроит?..» «Согласны ли вы с тем, что?..» и т.п. оказывают большее влияние на принятие позиции говорящего, чем высказывания: «Современные достижения науки предписывают... Я полагаю, что в подобных ситуациях вам следует... В ваших интересах использовать...» и т.п.
|
Разумеется, из этого не следует, что все предложения должны быть только в вопросительной форме. Граница разумного определяется психологическим механизмом, лежащим в основе приема.
Утверждая с помощью вопросов личностный статус слушателей, педагог не только способствует возникновению у них чувства самоуважения, но и делает их соавторами вывода.
В ходе дискуссии, беседы или семинара родители не всегда опровергают доводы педагога четкой и стройной аргументацией. Часто их ответы начинаются с «согласных» слов. Так как слушатели, в отличие от педагога, не готовятся заранее к отстаиванию своей позиции, нередко у них просто нет никаких аргументов, но есть большое желание сохранить свою прежнюю систему ценностей. Это и вынуждает некоторых из них использовать в дискуссии любые приемы, в том числе и спекуляцию известными именами, фальсификацию высказываний педагога, а то и просто попытки вывести его из душевного равновесия.
Все некорректные приемы ведения дискуссии условно можно разделить на три группы:
1) перевод дискуссии на другую тему (уход от темы);
2) «опровержение» слов партнера;
3) провокация конфликта.
Следует помнить, что это лишь средства достижения цели — сохранить свои прежние позиции, мнение, точку зрения от разрушающего воздействия со стороны других лиц.
Мы приводим здесь способы защиты от этих некорректных приемов ведения дискуссии [45].
1. Перевод беседы на другую, не менее актуальную для партнера тему. Обнаружив, что ваш партнер искусно перевел разговор на другую тему, согласитесь (одной-двумя фразами), что это действительно важный вопрос. А затем скажите: «Поскольку это заслуживает специального разговора («заслуживает»!), а я дорожу вашим («вашим»!) и своим временем, то давайте сначала закончим с...».
2. Перевод разговора на другую, менее важную тему. Типичная ошибка: заметив, что партнер перешел на другую, не интересную тему, педагог реагирует раздраженно: «Давайте не отвлекаться!» Результат: дискуссия поставлена на грань конфликта. Способом защиты может стать фраза: «Хорошо, мы еще поговорим об этом. Только давайте сначала закончим с...».
3. Прием анекдота (перевод в шутку, принижение значимости). Анекдот — это перерыв в работе, пауза для отдыха. Он может быть действительно смешным или с ироничным подтекстом в ваш адрес. Однако важно не переносить на себя, не обижаться. Возможно, ваш партнер на это и рассчитывал.
4. Опровержение приводимых вами аргументов ссылкой на вашу действительную некомпетентность в какой-либо области (если такое, к сожалению, проскользнуло в вашем высказывании).
Если затронутый вами вопрос из другой (не вашей) области не относится к числу главных ваших аргументов, пожертвуйте им, но при этом обратите внимание партнера на то, что вы идете на компромисс и всегда готовы признать свою неправоту. И сразу же без пауз продолжайте: «Поэтому вернемся к.…».
5. Прием «глушения». Ваш партнер, чувствуя, что ему нечего будет вам противопоставить и придется отказаться от части своего «я», просто не дает вам возможности говорить. Вариантами вашего поведения в такой ситуации могут стать:
—предоставление собеседнику возможности высказаться, зная, что когда-то он «выдохнется», затем возвратиться к теме разговора с помощью фразы: «Теперь можно сказать мне?» При этом необходимо обязательно дождаться ответа;
—прерывание собеседника фразой: «Потерпите, сейчас вы выскажетесь» или «Позвольте мне договорить до конца», сказанной настойчиво, но без раздражения.
6. Прием «мелкие уколы». Партнер пытается вывести вас из равновесия, осознанно или неосознанно провоцируя на конфликт, и нередко достигает цели, услышав от вас: «Между прочим, вы тоже...». В этом случае вы проигрываете.
Защитой может стать игнорирование его «шпилек», мелких «уколов», поскольку они в таких случаях носят косвенный характер и не затрагивают сути ваших аргументов. Вы должны понимать, что собеседник защищает свою систему установок от разрушения. А вам нужно убедить партнера по общению, поэтому имеет смысл пропускать его «мелкие шпильки» мимо.
Следует постоянно помнить о стратегии. Что выгоднее: показать оппоненту абсурдность его возражений, поставить его на место, пойти по пути конфронтации или, не отказываясь от убеждающего воздействия, довести свое дело до конца? В обобщенном виде все средства нейтрализации некорректных приемов можно свести к принципиальному правилу защиты против любого вида демагогии — не возводить собственноручно барьеры на пути принятия слушателями личности педагога. Напомним, что люди легче принимают позицию того человека, к которому у них эмоционально-положительное отношение, и наоборот.
Приведем здесь приемы, которые будут способствовать возникновению расположения партнеров друг к другу [45].
1. Прием «имя собственное». Суть этого приема заключается в следующем: при обращениях к собеседнику (в ходе диалога такие обращения множественны) произносить имя (имя-отчество) партнера по общению.
Может ли педагог использовать этот прием при перестройке установок слушателей, т.е. при убеждающем воздействии? Если воспитатель работает постоянно с группой в 20—30 родителей, то у него есть возможность использовать этот прием для расположения к себе того из родителей, который все время оспаривает практически любые положения педагога. Расположить его к себе — значит создать положительную установку на себя у большинства родителей воспитанников.
2. Прием «зеркало отношений». Большинство людей полагают, что невозможно контролировать выражение своего лица.
Следовательно, если они видят на лице педагога доброе, приятное выражение, улыбку, адресованную им при обращении в ходе диалога, они считают, что это лицо отражает действительный настрой педагога по отношению к слушателям, его положительное к ним отношение, дружелюбие. Возникновение этого ощущения устраняет один из психологических барьеров на пути принятия его позиции, его идеальных установок.
3. Прием «золотые слова». Этот прием во всех отношениях аналогичен приему «зеркало отношений». Различие между ними — в языке: «зеркало отношений» — прием невербального (неречевого), а «золотые слова» — прием вербального воздействия.
К «золотым словам» относятся слова, представляющие небольшое преувеличение каких-либо положительных сторон человека. Но в отличие от комплимента «золотые слова» говорятся как бы попутно, мимоходом, без акцентирования внимания адресата на этих словах.
Если некто говорит человеку слова, в которых есть большое преувеличение его реальных положительных сторон, то человек, конечно, понимает, что это преувеличение, что в действительности он еще не достиг этого. Но если «расстояние» или «дистанция» между сказанным (ожидаемым) и реальным небольшая, человек склонен выдавать желаемое за действительное. «Золотые слова», удовлетворяя одну из важных потребностей человека — потребность в самосовершенствовании, будут формировать эмоционально положительное отношение к педагогу.
|
|
Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...
Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!