Установление доверительно-деловых контактов между педагогом ДОУ и родителями дошкольников — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Установление доверительно-деловых контактов между педагогом ДОУ и родителями дошкольников

2020-06-05 1338
Установление доверительно-деловых контактов между педагогом ДОУ и родителями дошкольников 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Интерактивная сторона общения педагогов с родите­лями предполагает возникновение между ними контакта, установление доверительных отношений, которые станут основой совместных дел (сотрудничества) воспитываю­щих взрослых, налаживания взаимодействия между ними.

Компетентный в межличностном взаимодействии педагог начинает процесс установления доверительно-деловых контактов с родителями с этапа создания у себя и трансляции родителям положительного образа ребенка. Это очень важно, так как в повседневном общении воспитатель и родители часто упускают из вида поло­жительные особенности ребенка и сосредоточиваются в основном на его отрицательных проявлениях. Сооб­щение родителям о негативных особенностях воспитан­ника может спровоцировать недоверие к педагогу, на фоне которого дальнейшие совместные действия взрос­лых будут невозможны. Скорее всего родители начнут жалеть своего ребенка, вынужденного общаться с таким «плохим» воспитателем. Поэтому внешняя цель первого этапа — «перестановка акцентов», а внутренняя — установление доверитель­ных отношений с родителями.

Второй и третий этапы установления доверительно-деловых контактов с родителями показывают, насколько условным является выделение интерактивной, коммуникативной и перцептивной сторон общения. Оказывается, что вступление в контакт, установление взаимоотношений, налаживание взаимодействия невозможно без обмена информацией, т.е. интерактивная сторона тесно переплета­ется с коммуникативной.

Так, на втором этапе установления доверительно-деловых контактов педагог может передать родителям те неожиданные или интересные знания о ребенке, которые не могли быть ими получены в семье (например, данные социометрического исследования о положении ребенка в группе сверстников или особенности элементов учебной деятельности, которые формируются у ребенка на занятиях). При этом педагог доверительно сообщает родителям о своих затруднениях и советуется с ними, как поступить. Помимо внешней цели — знакомства родителей с особенностями ребенка, проявляющимися в отличающейся от семьи социальной среде, — существует внутренняя цель: сформи­ровать у родителей установку на сотрудничество.

На третьем этапе взрослые меняются ролями. Педагог знакомит­ся с проблемами семьи, возникающими в ходе воспитания ребенка. Родители смогут занять предназначенную им на этом этапе актив­ную позицию только при условии прохождения предыдущих эта­пов установления доверительно-деловых контактов и сформирован­ное™ установки на сотрудничество. В этом случае у них возникнет потребность поделиться с воспитателем сведениями о проявлении не только положительных, но и отрицательных сторон индивидуальности ребенка. Внешней целью этого этапа является предоставление воз­можности родителям проявить свою готовность к сотрудничеству, внутренней — вызвать потребность в исследовании своего ребенка.

И наконец, четвертый этап установления доверительно-деловых контактов с родителями состоит в совместных исследованиях лич­ности ребенка, выработке согласованного взгляда на его воспита­ние, коррекции всеми взрослыми своих воспитательных позиций, на основании чего реализуется единое педагогическое воздействие. При этом внешняя и внутренняя цели совпадают и состоят в изу­чении и формировании личности ребенка на основе пересмотра существующих стереотипов воспитания и достижения в нем единства всех воспитывающих взрослых.

Осознанию педагогами психологической сущности интерактивной стороны общения с родителями может помочь выполнение ряда специальных упражнений [50; 53], которые приведены ниже, в соответствии с этапами установления доверительно-деловых кон­тактов с родителями.

Прежде чем транслировать положительный образ ребенка родителям, педагог должен создать такой образ у себя. Выработке этого умения будет способствовать создание установки на видение положительных сторон в человеке вообще независимо от его возраста.

Упражнение «Знаки внимания» [53]. Пара участников стоит ли­цом друг к другу. Первый участник проявляет внимание к партнеру, одобрительно выражаясь о его внешности, навыках, поступках или о чем-то другом. Второй участник отвечает: «Да, конечно, но кроме того я еще и.…». Затем партнеры меняются ролями.

Если участников будет много, то они могут образовать внешний и внутренний круги, стоящие лицом друг к другу. После обмена знаками внимания, как это было описано выше, образующие внут­ренний (или внешний) круг одновременно передвигаются вправо (или влево), тем самым получаются новые пары, которые снова обмениваются знаками внимания. Такая последовательность дей­ствий может повторяться несколько раз.

Затем участники обсуждают вопросы: какие чувства они испы­тывали, когда сами оказывали знаки внимания, и какие, когда знаки внимания оказывали им; легко ли было реагировать на знаки вни­мания заданным образом и почему?

Упражнение «Все равно ты молодец» [53]. Упражнение выполняется в парах. Первый участник продолжает фразу: «Окружающим людям не нравится, что я.…». Второй отвечает ему: «Все равно ты молодец, потому что...». Участники меняются ролями. Если участников мно­го, то так же как в упражнении «Знаки внимания», они могут обра­зовать два круга, при движении которых образуются новые пары. Про­водится обсуждение чувств человека, который получил поддержку.

Упражнение «Я ребенок» [50]. Выполняя это упражнение, педа­гогу нужно вспомнить, какую игру в детстве он больше всего лю­бил, затем подойти к какому-либо ребенку или группе детей и пред­ложить им поиграть в эту игру. При этом взрослый в ходе игры должен выполнять роль ребенка, держаться с детьми на равных. Это дает возможность взглянуть на воспитанников с новых позиций, увидеть все богатство их внутреннего мира.

Второй и третий этапы установления доверительно-деловых кон­тактов с родителями связаны с обменом между воспитывающими взрослыми информацией о ребенке. Установившееся на первом этапе доверие помогает партнерам в воспитании ребенка делиться его успехами. Но наибольшую психологическую сложность представ­ляет обсуждение неудач ребенка. Справиться с волнением перед такой беседой, добавить уверенности в своей позиции, создать готовность к диалогу и взаимопониманию педагогу помогут следующие упраж­нения.

Упражнение «Перед сложным разговором» [50]. В ситуации, обо­значенной в названии упражнения, необходимо, пребывая в состо­янии сосредоточенности и сконцентрировав волю, несколько раз (до семи) повторить текст формулы: «Я спокоен и уверен в себе. У меня правильная позиция. Я готов к диалогу и взаимопониманию».

Текст формулы самовнушения может быть составлен педагогом самостоятельно. Не обязательно произносить формулу точно по тексту, главное — непоколебимо верить в произносимые слова.

Упражнение «Дыхание» [50]. Удобно устроившись в кресле или на стуле, расслабившись и закрыв глаза, по своей команде необхо­димо отключить внимание от внешней ситуации и сосредоточиться на своем дыхании. При этом не надо стремиться управлять им. Дли­тельность упражнения — 10—15 мин.

До и после важного разговора можно воспользоваться упражне­ниями, представляющими собой разновидности метода психологи­ческого душа, помогающего снять усталость, стабилизироваться, почувствовать уверенность в себе.

Упражнение «Внутренний луч» [50]. Сначала необходимо принять удобную позу сидя, лежа (если позволяют обстоятельства) или стоя. Затем надо представить, что внутри вашей головы, в верхней ее части, возникает светлый луч, который медленно и последовательно дви­жется сверху вниз, постепенно освещая лицо, шею, плечи, руки ровным и расслабляющим светом. По мере движения луча разглаживаются морщины, исчезает напряжение в области затылка, расслабляется складка на лбу, опадают брови, охлаждаются глаза, ослабляются зажимы в уголках губ, опускаются плечи, расслабляются шея и грудь. Внутренний луч как бы формирует новую внешность спокойного человека, удовлетворенного собой, своей жизнью, профессией, детьми.

Рекомендуется выполнить упражнение несколько раз в последова­тельности сверху вниз. Закончить его надо словами: «Я стал(а) новым человеком! Я стал (а) молодым(ой) и сильным(ой), спокойным(ой) и стабильным(ой)! Я все буду делать хорошо!»

Упражнение «Существо» [39]. Подумайте о самом симпатичном, трогательном, жизнерадостном существе, которое вы встречали (в жизни, сказке, фильме, все равно где). Главное, что как только вы о нем подумали, вам захотелось улыбнуться. Попробуйте нарисовать это существо. Положите правую ладонь на ваш рисунок. Представьте, что маленькое симпатичное существо растет у вас под ладонью. Почувствуйте, какую положительную энергию оно излучает. Пусть ничто не мешает вам наполняться этой энергией.

Когда произойдет психологическая настройка на разговор, будет снято волнение, можно приступать к обмену информацией. Правилам передачи информации родителю посвящен следующий раздел по­собия. Ниже мы остановимся только на том, что помогает поддер­живать контакт в процессе передачи информации от родителей педагогу. Это прежде всего умение слушать.

Слушание может быть пассивным (нерефлексивным) и актив­ным (рефлексивным или понимающим).

Пассивное (нерефлексивное) слушание — слушание без анализа, дающее возможность собеседнику высказаться. Оно состоит в умении внимательно молчать.

При пассивном слушании следует придерживаться следующих правил.

1.Стараться не вмешиваться в монолог говорящего, давать ми­нимум ответов.

2.Внимательно слушать все, что говорит собеседник.

3.Постоянно давать собеседнику сигналы, что он сосредоточен на его словах: «Да-да. Понимаю вас» и т.п.

Пассивное слушание необходимо в случаях: когда собеседник хочет высказать свое мнение или отношение к чему-либо; в напря­женных ситуациях, когда он хочет обсудить волнующие его вопросы; когда испытывает трудности в выражении своих забот, проблем или радостей («Расскажите, что вас беспокоит?»).

Пассивного слушания бывает недостаточно в ситуациях: когда желание говорить очень слабое или полностью отсутствует; когда, слушая собеседника, слушатель не согласен с тем, что ему говорят; когда собеседник стремится получить более активную поддержку, помощь или одобрение, или, когда нерефлексивное слушание про­тиворечит интересам слушателя, мешает его самораскрытию.

Если нерефлексивного слушания недостаточно, следует перейти к приемам активного (рефлексивного или понимающего) слушания.

Прием отражения чувств — стремление показать собеседнику, что слушатель понимает его чувства, состояние.

Для этого слушателю необходимо как можно ярче представить, что он сам чувствовал бы на месте говорящего в такой ситуации. Понять собеседника можно, обращая внимание на употребляемые им слова, отражающие чувства: «неприятный», «коварный», «убий­ственный», «неожиданный» и т.п. Многое могут рассказать выражение лица, жесты, интонация собеседника. Например, если он подсознательно сделал «стирающее» движение ладонью по лбу, значит, он чем-то расстроен и хочет отогнать неприятные мысли (более подробно об этом в разделе «Понимание и умение использовать невербаль­ные средства общения в работе педагога ДОУ с родителями воспи­танников»).

При отражении чувств собеседника важно соблюдать следующие правила.

1.Делать акцент не на содержании сообщения, а на эмоциональном состоянии собеседника. Это различие не всегда легко уловить, но оно имеет принципиальное значение. Сравним две фразы: «Я чувствую себя обиженным» и «Я думаю, что я обижен». Первое выражение совершенно естественно, а второе кажется неуклюжим и искусственным.

2.Следует передавать ответы по возможности своими словами. Тем не менее, можно воспользоваться определенными вступительными фразами: «Мне кажется, что вы чувствуете...» «У меня такое ощу­щение, что вы чем-то...» «Не чувствуете ли вы себя несколько...».

3.Избегать категоричных формулировок типа: «Я уверен, что вы огорчены», так как в чувствах человека легко ошибиться. Такие категоричные утверждения о чувствах говорящего могут вызвать у него раздражение: «Я сам не могу до конца разобраться, а он, видите ли, уверен!»

4.Учитывать интенсивность чувств собеседника: «Вы несколько расстроены!» (совершенно, очень, страшно и т.п.).

Отражение чувств полезно в ситуациях, когда собеседника му­чает личная проблема, он хочет поделиться со слушателем и найти у него понимание. Если слушатель в конфликтной ситуации смо­жет показать говорящему, что понимает его чувства, наверняка «обвинительный накал» речи собеседника спадет.

Отражение чувств помогает и говорящему. Он лучше и полнее начинает осознавать свое собственное эмоциональное состояние, что станет началом преодоления кризиса.

Прием выяснения — обращение к говорящему за некоторыми уточнениями. Суть этого приема в том, что слушатель при возник­новении непонимания, неясности фразы, двусмысленности какого-то слова задает «выясняющие» вопросы. Этот прием позволяет ликвидировать непонимание.

Используя прием выяснения, необходимо придерживаться сле­дующих правил.

1. Можно использовать такие фразы: «Не повторите ли вы еще раз?», «Что вы имеете в виду?», «Не объясните ли вы это?», «Изви­ните, я не совсем понял вас...» и т.д. Такие мягкие, нейтральные фразы приглашают собеседника, не обижая его, высказывать свою мысль более конкретно, подыскивать точные слова.

2.Реплики должны касаться только того, что человек говорит, но не оценивать его поведение или умение излагать свои мысли.

3.Стараться не задавать вопросов, требующих односложного («да», «нет») ответа. Это сбивает человека, он начинает ощущать, что его допрашивают.

Выяснение полезно использовать в случаях, когда собеседники решают проблему и им необходимо точно понять позицию друг друга; когда человек говорит путано, перепрыгивает с одного на другое, не делает необходимых пояснений, так как ему кажется, что об этом все знают. «Выясняющие» вопросы помогают и говорящему, показывая, что его слушают, и после необходимых пояснений он может быть уверен, что его понимают.

Прием перефразирования — повторение мысли собеседника сво­ими словами. Перефразирование — практически универсальный прием. Его можно использовать и в личном общении, и в деловой беседе.

При этом важно придерживаться правил.

1.Перефразирование можно начать следующими фразами: «Если я вас правильно понял, то...» «Вы поправьте меня, если я ошибусь, но...» «Другими словами, вы считаете...» и т.п.

2.При перефразировании нужно ориентироваться именно на смысл, содержание сообщения, а не на эмоции, которыми оно сопровожда­ется (для этого существует специальный прием — отражение чувств).

3.Важно выбрать главное и сказать это своими словами.

4.Перефразирование уместно, когда говорящий сделал паузу и думает, о чем сообщить дальше. Повторение слушателем слов гово­рящего послужит фундаментом, от которого он сможет оттолкнуться, чтобы продолжить общение.

Перефразирование полезно в случаях: когда необходимо полное понимание желаний и предложений собеседника; в конфликтных ситуациях или во время дискуссий; если слушатель слабо ориентиру­ется в предмете разговора. Когда речь собеседника понятна, пере­фразирование не дает притупиться вниманию слушателя и помо­гает говорящему: у него появляется возможность увидеть, правильно ли его понимают, а если понимают неправильно — своевременно внести необходимые коррективы.

Прием резюмирования — подытоживание основных мыслей собе­седника.

Для резюмирования могут оказаться полезными следующие вступительные фразы: «Таким образом, главное...», «Итак, вы пред­лагаете...», «Ваша основная идея, как я понял, в том, что...», «Если теперь подытожить сказанное вами...».

Резюмирование принципиально отличается от перефразирования (повторения каждой мысли собеседника, но своими словами, что показывает ему нашу внимательность и понимание). При резюми­ровании из целой части разговора выделяется только главная мысль.

Этот прием полезен в случаях, когда группа людей долго обсуждает одну и ту же проблему, необходимо время от времени подводить итог сказанному, как бы завершая одну часть разговора и переходя к следующей. Полезно резюмирование и в конце разговора, особен­но если слушающий после беседы должен что-то сделать: «Значит, главное, что вы хотели бы от меня — это...».

Прежде чем высказать несогласие с чьей-то точкой зрения, можно вначале выделить в ней главное, подытожить сказанное. Тогда не придется распыляться, приводя контрдоводы, а можно будет отве­тить только на суть возражения собеседника.

Еще лучше попросить сделать резюме самого говорящего. Он должен будет избавить свое возражение от всего второстепенного, что значительно облегчает задачу слушателю.

Используя прием резюмирования, можно помочь собеседнику четко сформулировать свои мысли и развить идеи, которые были у него на уровне догадок и невнятных фраз, сохранив ощущение, что к этой мысли он пришел сам.

Умение слушать будет полезным не только на втором и третьем, но и на четвертом этапе установления доверительно-деловых кон­тактов с родителями: во время совместного изучения и формиро­вания личности ребенка на основе достигнутого единства подходов к его воспитанию.

Вместе с тем, выработка согласованного взгляда на воспитание ребенка и коррекция взрослыми своих воспитательных позиций — сложный процесс. Как сказал Джон Донн [36], «сведите вместе двух людей и они найдут о чем поспорить».

К сожалению, среди многих людей господствует мнение, что конфликт — ссора, скандал, неприятность. А ведь на самом деле это столкновение мнений, сторон или сил, что с неизбежностью возникает при контактах.

Поэтому конфликтов не надо бояться, их надо предупреждать, а в случае возникновения — улаживать. Именно улаживать, так как в конфликтах не бывает победителей. Если побеждает один, то че­рез какое-то время проигравший инициирует очередной конфликт и постарается победить в нем. И так может продолжаться до бес­конечности.

Конфликт показывает, что проблема назрела, и если ее разрешить, то конфликт минует. Подобным образом кризис в болезни приводит к выздоровлению, а кризис в развитии — к переходу на новый этап.

Важной характеристикой конфликта выступает его динамика, которая находит свое отражение в двух понятиях: этапах и фазах конфликта.

Этапы конфликта отражают существенные моменты его разви­тия от возникновения до разрешения.

Знание основного содержания каждого из этапов конфликта важно для прогнозирования его развития, оценки и выбора техно­логии управления им.

Основные этапы конфликта

1.Возникновение и развитие конфликтной ситуации, которая создается одним или несколькими партнерами взаимодействия.

2.Осознание конфликтной ситуации хотя бы одним из участников взаимодействия и эмоциональное переживание этого факта, что выражается изменением настроения, критическими и недоброжела­тельными высказываниями в адрес своего потенциального против­ника, ограничением контактов с ним и т.д.

3.Начало конфликтного взаимодействия. На этом этапе участник, осознавший конфликтную ситуацию, переходит к демаршам, заяв­лениям, предупреждениям и т.п., направленным на нанесение ущерба «противнику». Другой, осознавший, что данные действия направлены против него, предпринимает ответные меры.

4.Развитие открытого конфликта выражается в прямых заявле­ниях сторон о своих позициях и выдвижении требований. Вместе с тем, участники могут неправильно оценивать ситуацию, судить о действиях и мотивах оппонента.

5.Разрешение конфликта в зависимости от содержания может быть достигнуто двумя методами: педагогическим (беседа, убеждение, просьба, разъяснение и т.п.) и административным (решения комис­сий, приказ заведующего, решение суда и т.п.).

Фазы конфликта непосредственно связаны с его этапами и их знание необходимо педагогу для выработки тактики своего пове­дения.

Основные фазы конфликта — начало, фаза подъема, пик конф­ликта, спад. По данным СМ. Емельянова, возможность решения конфликта на начальной фазе составляет 92%, на фазе подъема — 45, на пике — менее 5, на спаде — около 20% [27].

Важно помнить, что фазы конфликта могут повторяться цикли­чески и возможности разрешения конфликта на каждом последу­ющем цикле сужаются.

Приведенные выше данные о динамике конфликта свидетельству­ют о том, что его следует решать, как можно раньше, с момента зарождения, не допуская развития.

Когда конфликтная ситуация не только возникла и развилась, но уже осознается участниками взаимодействия, они начинают испы­тывать отрицательные эмоции.

В конфликтах с родителями педагогу необходимо учитывать, что источником их гнева может быть не педагог как таковой, а любая из следующих причин: неадекватная самооценка родителя, необхо­димость продемонстрировать силу, держать людей на расстоянии, потребность получать помощь.

Для педагога, участвующего в конфликте, так же как и для лю­бого другого его участника, свойственна суженность сознания и очень высокая концентрация на своих переживаниях. Ощутимое ослаб­ление внутренней напряженности достигается в том случае, если человек сумел отключиться от своих переживаний, представив себя каким-либо предметом или объектом. Это действие называется децентрацией.

Существует несколько разновидностей децентрации: ролевая, интеллектуальная, коммуникативная. В процессе ролевой децентрации происходит перевоплощение человека, мысленное включение его в другую ситуацию.

Приведенные ниже упражнения способствуют выработке внут­ренней стабильности, созданию баланса нервно-психических про­цессов, освобождению от травмирующей ситуации.

Упражнение «Дерево» [50]. Выполняется индивидуально. По до­роге домой, в транспорте, представляйте себя деревом (каким вам нра­вится, с каким легче себя ассоциировать). Детально проигрывайте в сознании образ этого дерева: его мощный, гибкий ствол, перепле­тающиеся ветви, колышущуюся на ветру листву, открытость кроны навстречу солнечным лучам и влаге дождя, циркуляцию питательных соков по стволу, корни, прочно вросшие в землю.

Важно почувствовать питательные соки, которые корни вытяги­вают из земли. Земля — символ жизни, корни — символ стабиль­ности, связи человека с реальностью.

Упражнение «Мария Ивановна» [50]. Выполняется индивидуально в течение 10—15 мин. Представьте себе неприятный разговор с каким-либо человеком, например с Марией Ивановной, повысившей на вас голос и сделавшей несправедливые замечания. Закончился рабочий день, и вы по дороге домой снова вспоминаете неприятную бесе­ду. Чувство обиды захлестывает вас и вы не можете с ним справиться. В таком случае попробуйте идти от противного. Вместо того чтобы насильственным образом вычеркнуть Марию Ивановну из своей памяти, попытайтесь, наоборот, максимально приблизить ее. Попро­буйте по дороге домой сыграть роль Марии Ивановны: подражайте ее походке, манере вести себя, проигрывайте ее размышления, семей­ную ситуацию, отношение к разговору с вами. Через несколько минут такой игры вы почувствуете облегчение, напряжение спадет, изме­нится ваше отношение к конфликту и к самой Марии Ивановне.

Последствия такой игры станут видны на следующий день, когда вы придете на работу. Мария Ивановна с удивлением обнаружит, что вы доброжелательны и спокойны, и сама, вероятно, будет стремиться уладить конфликт.

Эти упражнения дают возможность понимать множественность, многогранность любой жизненной и профессиональной ситуации, временно «выключаться» из собственных психотравмирующих обстоятельств.

При интеллектуальной децентрации человек стремится занять по отношению к конфликту место внешнего и относительно незави­симого наблюдателя, как, например, в следующих упражнениях.

Упражнение «Видеокамера» [50]. Представьте историю развития ваших конфликтных взаимоотношений в виде своеобразного сце­нария, ответив на вопросы:

—Когда вы впервые увидели человека, с которым у вас впо­следствии возникли осложнения в отношениях?

—Каково было ваше первое впечатление?

—Какие общие дела и занятия вас с ним объединяли?

—С какого момента ваши отношения с ним стали портиться?

— Что делали, говорили вы? Что делал и говорил он? Представьте, что все эти ситуации в их реальной последователь­ности вы снимаете на видеокамеру. При этом детально воспроиз­водите обстановку и условия каждой из этих ситуаций, других ее участников, динамику развития конфликта, его апогей.

Упражнение проводится в течение 40—45 мин, не более. Вы по­чувствуете сами, когда начнете отходить от конфликта, относиться к нему более спокойно, трезво и объективно.

Упражнение «Без предвзятости» [36]. Закройте глаза, расслабь­тесь, сделайте вдох. Подумайте о спокойном месте (это может быть тенистая полянка в лесу или луг, камень близ бурлящего потока или теплый песок у кристально чистого моря). Не открывая глаз, мыс­ленно перенеситесь туда и окунитесь в тишину и покой этого чуд­ного места, вызовите образы людей, связанных с текущим событи­ем. Постарайтесь просто их увидеть, не позволяя мыслям о них по­явиться в вашей голове. Попытайтесь представить проблему визу­ально, в виде какого-нибудь предмета, отдельно от людей, с кото­рыми она связана. Главное — не соединять проблему и людей в одно целое. Представьте себе, что вы увидели проблему и людей отдельно друг от друга. Находясь в своем спокойном уголке, мысленно ска­жите себе: «Сейчас я смотрю без предвзятости». Откройте глаза и оглянитесь вокруг, постарайтесь восстановить увиденные во время упражнения образы людей и проблему.

После этого ваше психологическое состояние станет более под­ходящим для того, чтобы обдумать и объективно оценить ситуацию.

Коммуникативная децентрация осуществляется в диалоге, с пе­ременой коммуникативных позиций. Примером такой децентрации является следующее упражнение.

Упражнение «Мой враг, мой друг» [50]. Упражнение помогает из­менить взгляд на другого человека, с которым у вас напряженные отношения.

Представьте себе своего обидчика. Возьмите лист бумаги и по­пытайтесь описать его внешний вид, т.е. составить словесный портрет. Старайтесь фиксировать прежде всего симпатичные детали его внешности. Прочитайте то, что написали. Если вы отметили отрица­тельные внешние данные этого человека, вычеркните их.

Затем опишите качества характера своего партнера по конфликту. Опирайтесь на то, что в нем есть хорошего, не разрешайте себе описывать отрицательные свойства его личности. Если все же это произошло, при повторном чтении вычеркните их.

Далее опишите взаимодействие с этим человеком, опять опира­ясь на позитивные моменты в его поведении. Затем попробуйте проанализировать свои действия. Вы почувствуете изменения к лучшему в отношении к этому человеку. Это поможет выстроить конструктивную линию поведения.

Приведенные ниже упражнения на различные виды децентрации помогают справиться с отрицательными эмоциями, возникающи­ми в ходе конфликта, способствуют его успешному разрешению.

Конфликты между педагогом и родителем, во время которых возможны критические и недоброжелательные высказывания ро­дителя в адрес педагога, могут потребовать от него владения тех­нологией этической защиты [61].

Этическая защита — действия личности, произведенные в целях защиты от посягательства на ее достоинство.

В процессе общения педагога с родителями могут возникнуть конфликты из-за неэтичного поведения со стороны членов семей воспитанников. Педагог оказывается перед необходимостью быс­тро реагировать на выпады со стороны собеседника, не дать разго­реться конфликту, осуществить коррекцию поведения родителя, сохранить свое достоинство и достоинство инициатора конфлик­та. Этическая защита позволяет педагогу с честью выходить из трудного положения и сохранить возможность конструктивного общения с родителем в дальнейшем. Главное условие использова­ния технологии — разговор должен происходить в отсутствие де­тей, потому что одна из задач воспитателя — укрепление авторитета родителей.

Приемы этической защиты можно условно разделить на «мягкие» и «жесткие». Их отличает то, что после применения «мягкой» защиты общение быстро нормализуется, тогда как «жесткая» защита пред­полагает разрыв отношений, и для их налаживания участникам потребуется гораздо больше усилий (или это может оказаться во­обще невозможным). Поэтому использование технологии этической защиты следует начинать со способов «мягкой» защиты (приемы 1— 5) и, только испробовав все средства, переходить к «жестким» приемам (приемы 6—8). Перечислим эти приемы.

1. «Вопрос на воспроизведение». Назначение приема состоит в том, чтобы приостановить общение, принижающее достоинство человека. Прием осуществляется с помощью вопроса и просьбы педагога воспроизвести слова и действия партнера по общению, которые якобы показались ему непонятными. Такие фразы, как «Простите, я не понял(а)» «Как вы сказали?» «Не расслышал(а), не могли бы вы повторить?», должны быть произнесены без иронии, с искренней заинтересованностью. Собеседник по вашей просьбе вынужден остановить произнесение гневной речи и воспроизвести то, что уже было сказано. Как правило, в это время происходит осознание си­туации и говорящий возвращается к сказанному уже с использо­ванием элементов речевого этикета. У педагога появляется возмож­ность выстроить конструктивное общение с родителем.

2. «Вопрос об адресате». Цель данного приема — показать собе­седнику, что неуважительная речь не может быть обращена к пе­дагогу. Основа приема лежит в демонстрации наивного и искрен­него непонимания того факта, что это к нему обращена подобная тирада родителя. Фраза «Это вы мне?» дополняется мимикой и пластикой. Партнеры по общению имеют возможность, если будет признана ошибка, продолжить разговор в приемлемом тоне.

3. «Окультуренное воспроизведение». Этот прием используется педагогами с целью корректирования поведения партнера. Его суть состоит в демонстрации оппоненту другой формы общения — культурной. Применив фразу «Если я правильно вас понял(а)...», педагог добавляет то, что было сказано собеседником, но в другой форме. При согласии партнера с тем, что именно это он и имел в виду, можно считать, что общение удалось вывести на более высокий уровень.

4. «Оправдание поведения». Прием состоит в создании своеобразного зеркала, которое предъявляется партнеру, чтобы он увидел в нем свои возможные добрые мотивы. Услышав от педагога позитивные пред­положения: «Вероятно, вы хотели...» «Конечно, вы намеревались...», обидчик невольно соглашается, и уровень общения повышается.

5. «Ссылка на личностные особенности». Данный прием будет последним в ряду способов удержать ситуацию на грани конфликта. Он своего рода предупреждение собеседнику о том, что тот преступает допустимую грань. Педагог должен сказать партнеру о каких-либо своих принципиальных качествах, не позволяющих ему вести об­щение на заданном уровне: «Я не привык(ла) к такому тону. Я так устроен(а), что не могу...» и т.п.

6. «Великодушное прощение». Этот элемент «жесткой» защиты выглядит как видимое смирение с грубостью партнера, который пока не может вести себя иначе: «Если только так вы и умеете, то...» «Если вам так хочется...». Здесь педагог уже не делает попытки сохранить достоинство собеседника.

7. «Сопоставление достоинств партнера с его поведением». При­менение этого приема возможно в двух вариантах. Первый, имею­щий целью продолжить общение, состоит в оглашении педагогом своего положительного отношения к собеседнику: «Я всегда считал(а), что вы такой(ая)..., но сегодня я вас не узнаю». Второй больше будет свидетельствовать о разочаровании, которое испытывает вос­питатель: «Вы казались таким(ой)..., а оказывается, что...».

8. «Оставить наедине с самим собой». Это способ жесткий, лако­ничный, с обязательным разрывом отношений: «Жаль, что вы не осознаете, что сейчас произошло. Вероятно, вы не способны понять, что сказали».

Приемы этической защиты нужно использовать, будучи спокой­ным, по возможности, в предложенной последовательности. Как только на определенном этапе педагогу удастся сделать общение более спокойным и конструктивным, можно прекратить использование технологии. Ее применение можно считать успешным, если удалось избежать разрастания конфликта и вернуть общение в норму.

Если, несмотря на применение всех перечисленных выше мер, конфликт педагога и родителя приобрел открытый характер, дос­тиг своего пика — можно воспользоваться примерным алгоритмом разрешения конфликта.

1.Выслушайте собеседника, не перебивая его.

2.Признайте чувства, которые собеседник испытывает. Это можно сделать с помощью одного из приемов активного слушания — «отражения чувств собеседника», который был рассмотрен выше, например: «Я вижу, что вы очень сердиты».

3.Установите границы допустимого: «Я готов(а) вас выслушать, но слушать брань не буду».

4.Продемонстрируйте понимание роли родителя в воспитании ребенка, например: «Я понимаю, что вы заботитесь о своем ребенке».

5.Выясните, как родитель воспринимает конфликт: «Пожалуй­ста, говорите, мне очень важно знать ваше мнение по поводу про­изошедшего».

6.Четко сформулируйте предмет обсуждения, т.е. то, из-за чего возник конфликт. Это важно для сужения поля обсуждаемых про­блем. Достигнуть этого можно с помощью одного из приемов ак­тивного слушания — резюмирования, например: «Таким образом, главное... Если теперь подытожить сказанное вами, то...».

Еще лучше попросить сделать резюме самого родителя. Он дол­жен будет избавить свои слова от всего второстепенного, что зна­чительно облегчает задачу педагогу.

7.Установите, по каким вопросам вы с родителем имеете одина­ковые взгляды, а по каким — ваши мнения расходятся. Это можно сделать, повторив несколько раз вопрос: «Вы согласны с?..»

8.Опишите содержание конфликта, избавив его от эмоциональ­ных характеристик. Здесь снова может быть использован прием резюмирования: «Итак, мы пришли к тому, что...».

9.Ищите выход из ситуации, устраивающий обе стороны. Для этого попросите родителя дать свои предложения по решению про­блемы и добавьте к ним свои. Если среди этого перечня не нашлось варианта, устраивающего обоих, то необходимо продолжить вы­движение предложений по решению проблемы до тех пор, пока не будет найден выход из ситуации, отвечающий интересам всех сторон.

10. Примите совместное «коммюнике», в котором устно или пись­менно будет зафиксировано, что обе стороны, участвующие в кон­фликте, признают решение приемлемым и обязуются его выполнять.

Перечисленные выше действия приводят к полному разрешению конфликта в форме сотрудничества по совместному преодолению противоречий.

Существуют и другие формы разрешения конфликта.

Уход — демонстративное удаление, переход с личных на деловые отношения, полный отказ от каких бы то ни было контактов, мол­чание. Может быть бессознательным или использоваться сознательно. Происходит из-за отношения к конфликту как к страданию, непри­ятности. Уход может создать ситуацию видимого благополучия, внутри которой растет «снежный ком» неразрешенных проблем. Эффективен, когда есть надежда, что ситуация разрешится сама собой, что бывает очень редко.

Подчинение одной из сторон силовому давлению другой — к сожа­лению, наиболее популярный способ. Предпочтение этой формы разрешения конфликта может быть вызвано подсознательным стрем­лением огра


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.092 с.