Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
Топ:
Техника безопасности при работе на пароконвектомате: К обслуживанию пароконвектомата допускаются лица, прошедшие технический минимум по эксплуатации оборудования...
История развития методов оптимизации: теорема Куна-Таккера, метод Лагранжа, роль выпуклости в оптимизации...
Проблема типологии научных революций: Глобальные научные революции и типы научной рациональности...
Интересное:
Как мы говорим и как мы слушаем: общение можно сравнить с огромным зонтиком, под которым скрыто все...
Аура как энергетическое поле: многослойную ауру человека можно представить себе подобным...
Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов: Изучение оползневых явлений, оценка устойчивости склонов и проектирование противооползневых сооружений — актуальнейшие задачи, стоящие перед отечественными...
Дисциплины:
2020-06-05 | 822 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Познать другого — значит сформировать представление о нем, включающее характеристики его внешности, характера, способностях; сведения о его отношении к различным сторонам действительности, к себе и другим людям. От того, насколько полным и точным будет представление о другом человеке, зависит выбор способа поведения с ним.
По данным современных исследователей, от 50 до 90% информации о человеке мы получаем с помощью невербальных средств общения: мимики, жестов, позы человека, особенностей его голоса, тактильных контактов с ним, пространства, нас разделяющего, временных характеристик нашего общения.
Мимика — движения мышц лица, отражающие эмоциональные состояния человека: радость, удивление, страдание, страх, гнев, презрение и др.
Мимика является наиболее изученным компонентом невербальных средств общения. В ее исследованиях можно выделить два основных направления.
Первое направление определяет роль различных элементов лица (лоб, брови, глаза, нос, рот, подбородок) в выражении эмоций. Изменение эмоционального состояния человека ведет к сокращению лицевых мышц, тем самым изменяется выражение лица человека.
Так, В.А. Лабунская [20; 21] приводит описание мимических «кодов» основных эмоциональных состояний, т.е. какие движения происходят во всех частях лица, когда человек испытывает то или иное эмоциональное состояние.
Движения мышц лица могут носить непроизвольный и произвольный характер. В первом случае они выражают действительно переживаемые состояния, появление которых не зависит от воли человека, а во втором — наигранные специально.
Второе направление изучения мимики занимается проблемой понимания эмоциональных состояний по выражению лица. Исследователи этого направления доказали, что наиболее точно опознание эмоций происходит только при восприятии целостного выражения лица, а не отдельных его частей (только глаз, или только рта, или только бровей).
|
Гармоничность выразительных движений, синхронность элементов мимики говорит о естественности переживаний. И наоборот, преднамеренное, наигранное выражение лица отличается дисгармоничностью — рассогласованием между верхней и нижней частью лица, что говорит о неискренности человека.
Как писал А.С. Макаренко: «Не может быть хорошим воспитатель, который не владеет мимикой, не может дать своему лицу необходимого выражения или сдержать свое настроение» [37]. Педагог-мастер, по мнению И.Е. Шварца [58], постоянно совершенствуется в преодолении разрыва между своими эмоциональными состояниями и движениями, которыми он выражает эти чувства.
Для тренировки выражения своих эмоциональных состояний и понимания эмоциональных состояний родителей можно порекомендовать педагогам выполнить следующие упражнения.
Упражнение «Передача чувств» [53]. Участники встают в шеренгу друг за другом. Первый человек поворачивается ко второму и показывает ему мимикой какое-либо чувство (радость, гнев, удивление и т.п.). Второй человек должен «передать» третьему это же чувство, третий — четвертому и т.д. У последнего спрашивают, какое чувство он «получил», и сравнивают с тем, какое чувство было «послано» вначале, и как каждый участник понимал «полученное» им чувство.
Жесты — движения рук или кистей рук. Они чрезвычайно разнообразны и несут много информации. С их помощью педагог может указать на какой-то объект, передать информацию о его размерах и форме, рассказать о ком-то и о себе: выразить свои эмоции; продемонстрировать, как он воспринимает информацию, запоминает или воспроизводит ее, как размышляет; оценить что-то или кого-то. Чтобы быть понятым и детьми, и родителями, педагогу важно грамотно подать себя — осуществить самопрезентацию.
|
При вступлении в контакт жест позволяет поприветствовать группу людей или отдельного человека, в процессе общения — поддержать или усилить контакт; например, кивая головой при завершении общения, — выйти из контакта или жестом остановить поток обращенных к нему слов.
Взаимодействуя с родителями, педагогу необходимо обратить внимание на проявление у себя следующих жестов и правильно понять их значение у родителей:
— беспокойство, нервозность — ритмические движения пальцев, рук, ступней, часто с очень малой амплитудой (пощипывание ладони, постукивание по столу пальцами); неритмические, повторяющиеся движения, типа ерзания по сиденью, вращения сигаретной пачки и т.п.;
—неуверенность — трогание спинки стула, прежде чем на него сесть;
—неискренности — прикрытие рукой рта, прикосновение к носу;
—сомнение, недоверие — попеременное поднимание и опускание плеч; наклон головы с боку на бок;
—размышление, принятие решения — почесывание подбородка; захватывание носа в щепоть, соединенное с закрытыми глазами;
—готовность с чем-то согласиться — протягивание вперед вверх открытой ладони;
—готовность к активности — резкий наклон, вскидывание головы;
—уверенность — отсутствие жестов рукой у лица;
—открытость, честность — раскрытие рук как для объятий, протягивание рук к собеседнику, прикладывание одной или обеих рук к груди;
—доверие — соединение пальцев наподобие купола.
Хотя жесты в меньшей степени, чем мимика, поддаются контролю и регуляции, тем не менее, педагогу важно следить за собственной жестикуляцией в процессе общения с родителями.
Вертикальная жестикуляция проявляется при авторитарной (диктаторской) внутренней позиции: «Я вас научу! Я вам докажу! Я знаю, а вы это неспособны понять!» и т.д. При использовании педагогом таких жестов у родителей могут возникнуть подсознательный протест, неприятие педагога, настрой против сообщаемой информации. Жесты в горизонтальном направлении, наоборот, служат показателем демократичной, взвешенной, совещательной позиции: «Давайте посоветуемся! Это бывает и так и этак!» и т.п. Педагог, которому свойственна такая жестикуляция, может рассчитывать на благожелательное отношение родителей.
|
Используя видеозаписи, привлекая коллег к оценке своей жестикуляции, педагог может справиться с «жестами-паразитами», которые, как правило, используются неосознанно (например, почесывание, подергивание отдельных частей тела, перебирание предметов, находящихся под рукой). Важно проанализировать, как соотносятся жесты с речью, выбрать и стараться использовать наиболее целесообразные из них. Жесты должны быть разными, но их количество не должно превышать 40 в час, иначе у партнеров по общению возникнет ощущение жестовой чрезмерности и общей суетливости. Недопустимы интенсивные жесты и жесты с широкой амплитудой, они используются только в неофициальном общении или общении на далеком расстоянии.
Работа педагога по изучению и совершенствованию собственной жестикуляции может проходить с использованием специальных упражнений.
Упражнение «Сообщение» [53]. Участники разбиваются по парам. Каждый должен без слов, с помощью одних жестов сообщить своему партнеру какую-то информацию, которую тот должен понять и озвучить. Затем партнеры меняются ролями.
Поза — важный компонент выразительного поведения человека, характеризующийся определенным положением частей тела: головы, плеч, туловища и ног. Гармоничная взаимосвязь положения частей тела с выражением лица, направлением взгляда, используемыми жестами создает естественную, завершенную позу.
Если попытаться разбить позу на отдельные движения, это приведет к потере ее смысла. Перечисление отдельных элементов позы, например, лицо отвернуто, тело отклонено назад, руки вытянуты ладонями вперед, мало что даст для ее понимания. Но если все эти движения объединить, то получится поза, символизирующая скуку собеседника.
Части тела человека могут быть приведены примерно в тысячу различных устойчивых положений. Однако общественные, групповые, культурные традиции накладывают ограничения на придание телу определенных поз. Например, в нашем обществе не принято сидеть, развалившись на стуле.
Поза не только способна передать состояние человека (поза напряженного ожидания), но и выразить отношение к партнеру по общению, подчеркнуть свой и чужой статус (поза высокомерного человека, поза провинившегося ребенка).
|
В общении педагога с родителями важно избегать «закрытых» поз, демонстрирующих неприятие партнера, недоверие к нему, стремление занять лидирующую позицию. Признаками «закрытой» позы могут быть резкий наклон туловища назад или вперед, «жесткость» (человек держится очень прямо), неподвижность, скрещение частей тела (рук, ног), прятанье рук в карманы, отведение их за спину, сжимание челюстей, кулаков.
Проблема состоит в том, что в процессе коммуникации происходит синхронизация поз партнеров. Так, если один из партнеров садится, отклонившись назад, скрещивает руки на груди и слегка поднимает голову вверх, его собеседник тут же начинает испытывать затруднения в общении и вскоре сам может принять «закрытую» позу.
Синхронизация поз партнеров говорит об изменении характера отношений между ними, возникновение единства позиций и взглядов. В приведенном выше примере произошедшая синхронизация поз приводит к единству в неприятии партнерами друг друга. Такой контакт в скором времени прервется.
«Закрытые» позы у родителей могут быть вызваны не только вышеперечисленными причинами, но и нахождением в обществе малознакомых лиц (других педагогов, родителей). Возникающее в этом случае у родителя чувство изоляции выражается в «закрытой» позе: руки прижимаются или скрещиваются на груди, остаются застывшими, ноги скрещиваются, или плечи приподнимаются, шея втягивается, руки соединяются. К человеку, принявшему такую позу, желательно проявить интерес, постараться вовлечь в общую беседу, тактично помочь ему «раскрыться».
Возникновению контактов, доверия между педагогом и родителями способствуют «открытые» позы. О доверительности, согласии говорят расслабленная посадка головы, часто с отклонением назад; наклон головы вбок; открытый, прямой взгляд в глаза, закрывание глаз на несколько мгновений с чуть обозначенным кивком головы; открытая и свободная улыбка; широкая удобная посадка, отсутствие скрещенных рук и ног; расстегнутый пиджак, куртка; использование жестов открытости, честности, расположения и доверия.
В процессе общения происходит синхронизация не только «закрытых» (как это было описано выше), но и «открытых» поз. Если педагог будет демонстрировать «открытую» позу, то поза родителя через небольшой промежуток времени станет синхронной, отношения улучшатся, позиции и взгляды друг друга будут восприниматься как согласующиеся.
Выразительность поз можно увеличить путем выполнения специальных упражнений.
Упражнение «Говорящее тело». Участники сидят в кругу. Каждый из них индивидуально или в паре с другим участником получает написанное на листке бумаги задание изобразить позу человека или двух людей в какой-то ситуации. Задание не оглашается для всех. Участники продумывают и по очереди показывают с помощью невербального поведения обозначенную в задании позу тела (возможно, при использовании мимики и жестов, но без слов), другие участники пытаются определить значение показанного.
|
В качестве заданий можно предложить изобразить позу человека, читающего увлекательный роман, учебник или юмористический журнал; пишущего письмо другу, любимому, врагу; ждущего прихода важного лица или вызова в кабинет зубного врача. В парах можно показать людей, разговаривающих «через силу», находящихся в ссоре, или не знакомых, но заинтересованных друг в друге людей, или двух людей, один из которых хочет быстрее закончить разговор. Задания можно придумывать самим.
После того как все участники выполнили упражнение и позы были опознаны, проводится обсуждение: один высказывается о степени трудности выполнения задания, другие дают ему обратную связь.
Визуальное взаимодействие или контакт глаз дает человеку обратную связь, т.е. обеспечивает информацию о восприятии его партнером по общению, вовлеченности партнера в коммуникацию.
В ситуациях, когда контакт не нужен и общение носит формальный характер, визуального взаимодействия нет. Например, находясь в транспорте, даже когда он переполнен, люди стараются избегать контакта глаз. Поэтому, если необходимо установить контакт, надо начинать со взгляда в глаза, но при этом важно знать меру. Слишком устойчивый визуальный контакт человек может истолковать по-своему: ему может показаться, что с ним что-то не так, что за ним следят или в чем-то подозревают.
Во время общения двух людей один из них в определенный момент времени выполняет роль говорящего, другой — роль слушающего. Принято, что говорящий в конце каждой реплики и в опорных пунктах внутри реплики бросает на слушающего быстрые, короткие, повторяющиеся взгляды. Слушающему необходимо смотреть на говорящего постоянно, показывая свою внимательность и обеспечивая говорящего обратной связью.
В атмосфере делового партнерского общения педагога с родителями взгляд обычно бывает направлен в область переносицы собеседника. Опускание взгляда до уровня его губ создает атмосферу светского непринужденного разговора, что при взаимодействии с родителями нецелесообразно. Опускание взгляда ниже, от лица до уровня груди, допускается только в контактах с близкими людьми. Другим собеседникам это будет неприятно.
Не рекомендуется смотреть искоса, что для собеседника станет сигналом критического или подозрительного отношения к нему. Взгляд, направленный в бесконечность, «сквозь» глаза партнера показывает, что его не замечают и подчеркнуто не уважают. Такой взгляд сильно выводит других из равновесия, может вызвать ответную агрессивную реакцию. О неуверенности в себе из-за робости, скромности или чувства вины свидетельствует уклоняющийся взгляд. Опущенный взгляд может вызвать впечатление ложности сообщения. О полном безразличии человека, крайней степени его скуки свидетельствует пустой взгляд («Я смотрю на вас, но не слушаю»), отсутствие какого-либо движения глаз вообще означает, что человек спит с открытыми глазами.
Взгляд принимает участие в регулировании дистанции общения. Взгляд издали, сверху вниз позволяет увидеть всю группу людей, с которыми предстоит общаться, например, выступая на родительском собрании. Однако такой контакт не дает возможности вглядеться в каждого родителя. Поэтому охват глазами всей группы людей должен чередоваться с индивидуальным зрительным взаимодействием. Во время выступления перед группой родителей рекомендуется найти тех, кто внимательно, заинтересованно слушает, смотрит на педагога и оказывает невербальную поддержку. Это позволит педагогу сосредоточиться и уверенно выступить.
Поскольку взгляд — это только один из компонентов выразительного поведения, его понимание достигается в сочетании с мимикой, жестами, позой, голосом. Например, рассогласование между взглядом и выражением лица (улыбка и холодный взгляд) создадут впечатление неискренности, наигранности поведения человека.
Для понимания значения контакта глаз и тренировки умения его устанавливать можно использовать следующее упражнение.
Упражнение «Лицом друг к другу» [55]. Упражнение выполняется в парах. Участники садятся (или встают) лицом друг к другу и разговаривают на произвольную тему. По истечении некоторого времени им предлагают развернуть стулья (или развернуться самим) так, чтобы они оказались спиной друг к другу, и продолжить разговор. Далее обсуждается, легко ли это было сделать и почему.
Голос человека, его высота, громкость, тембр, темп речи, включение в нее пауз, вздохов, кашля, смеха, плача — все это также относится к невербальным средствам общения.
Темп, сила, тембр голоса, мелодичность речи и ее ритм, фразовое и логическое ударение образуют ритмико-мелодическую сторону речи, или то, что принято называть интонацией.
Голос позволяет очень точно расшифровывать состояние человека, поскольку его трудно контролировать. Он не только «выдает» истинное состояние человека, но и может создать его целостный психологический образ, особенно в отсутствии зрительно-воспринимаемых коммуникативных знаков (при восприятии голосов радиодикторов, героев радиоспектаклей).
Если содержание речи расходится с характеристиками голоса, которым оно было произнесено, то это верный признак неискренности собеседника.
Опознание по голосу состояния другого человека и владение собственным голосом — целое искусство, освоение которого полезно педагогу в общении с родителями воспитанников.
Высоким голосом передаются энтузиазм, выражаются чувства радости, недоверия, гнева, страха, волнение. Низкий тон голоса говорит о состоянии покоя, чувстве собственного достоинства. Печаль, горе и усталость передаются мягким, приглушенным голосом с понижением интонации к концу каждой фразы.
Если педагог, выступая перед группой родителей, хочет достигнуть убедительности, то рекомендуется говорить медленно и в низкой тональности. При этом необходимо оставаться в рамках естественного диапазона своего голоса, иначе можно показаться неискренним.
Громкость речи служит показателем жизненной энергии и происходящей от нее уверенности. Но громкий голос может быть специально «сделан» собеседником, чтобы скрыть свою слабость. Возможно, что громкий голос является показателем недостаточной критичности к себе, невладения своими эмоциями. Слишком тихий голос может служить маскировкой для достижения каких-то тайных целей, особенно при общем напряжении говорящего.
Если громкость претерпевает сильные изменения, то это говорит о повышенной эмоциональности, сопереживании собеседнику, волнении. Колебания слабой громкости голоса — свидетельство нехватки стойкости, склонность к быстрой сдаче позиций при первых же трудностях.
Тембр или окраска голоса складывается из смешения «головных» и «грудных» тонов. Их соотношение зависит от ситуации: когда властвует разум — преобладает «головной» тон, когда человек во власти эмоций — «грудной».
Металлическое звучание говорит об энергичности и твердости; елейный, масляный голос свидетельствует об изображаемой дружественности; монотонный голос — о скрытности, зажатости, робости.
Замечено, что голос человека становится благозвучным, когда он разрешит свою личную проблему. Также по изменению окраски голоса собеседника можно судить, добился ли педагог своей цели, сумел ли успокоить его, помочь ему.
Скорость речи соответствует темпераменту и так называемому темпу жизни человека. Ее трудно изменить, в лучшем случае это удается сделать лишь на короткое время.
Оживленная, бойкая манера говорить при равномерном течении речи «выдает» человека подвижного, легкого на подъем, уверенного в себе, при нарушенном ритме речи — робкого (возможно, только в данной ситуации), неуверенного собеседника. Спокойная, даже медлительная манера говорить означает, что это или рассудительный, спокойный, основательный человек, или бездеятельный, вялый, колеблющийся.
Обычно люди говорят быстро, когда они взволнованны или обеспокоены чем-либо. Тот, кто хочет убедить или уговорить собеседника, тоже говорит быстро. Медленная речь обычно свидетельствует об усталости, угнетенном состоянии, горе или высокомерии.
Ускоряющийся темп речи (и жестикуляции) означает, что собеседник все больше вдохновляется, погружается в то, о чем говорит. Замедляющаяся скорость речи и жестикуляции свидетельствуют о наступлении состояния задумчивости, потере уверенности, «включении» внутренних тормозов по поводу сказанного. Если колебания скорости речи выражены, то, вероятно, этот человек легко возбудим, недостаточно уравновешен.
Паузы придают словам особую значимость, речь становится более выразительной и эмоциональной. Педагог может использовать их для организации внимания родителей, выделения необходимой информации, в конфликтных ситуациях. Однако, злоупотребляя паузой, можно получить обратный эффект: у слушателей возникнет раздражение и агрессия, нежелание продолжать общение с ним.
Следующее упражнение поможет педагогу в практическом овладении своей интонацией.
Упражнение «Продолжи искренне» [53]. Участники сидят в кругу. Ведущий предлагает каждому по очереди выбирать карточку, читать текст, который там написан, и, не раздумывая долго, продолжать мысль, стараясь при этом быть максимально искренним. Остальные решают, насколько искренним было это продолжение. Те, кто считают его искренним, молча поднимают руку, если таких большинство, то говорившему разрешается подвинуть свой стул на один шаг по направлению к центру круга. В противном случае ему даются другие попытки. Обмен мнениями при этом запрещен. Говорящему могут быть заданы вопросы (по одному от каждого участника). Когда все сумеют высказаться искренне, ведущий объясняет дальнейшую последовательность действий: каждому сделать выдох, затем — медленно глубокий вдох, задержать дыхание, пока ведущий объясняет, что по команде «Вперед!» следует на выдохе выкрикнуть любые слова, пришедшие в голову, а если нет слов — издать резкий звук. После такой голосовой эмоциональной разрядки людям обычно становится весело.
Высказывания, которые продолжают участники.
—В обществе лиц противоположного пола я обычно чувствую себя...
—У меня немало недостатков, например...
—Бывало, что близкие люди вызывали у меня почти ненависть. Однажды, помню...
—Мне случалось проявлять трусость. Однажды, помню...
—Я знаю за собой хорошие, привлекательные черты. Например...
—Помню случай, когда мне было невыносимо стыдно. Я...
—Чего мне по-настоящему хочется, так это...
—Мне знакомо острое чувство одиночества. Помню...
—Однажды мне было обидно и больно, когда родители...
—Когда я в первый раз влюбился(лась), то...
—Я чувствую, что моя мать...
—Когда меня обижают, я готов(а)...
—Бывает, что я ссорюсь с родителями, когда...
—Честно говоря, эта учеба мне совсем...
Пустая карточка означает, что надо что-то сказать искренне на произвольную тему.
Мимика, жесты, поза, контакт глаз, особенности голоса могут повлиять как на расстояние между общающимися и их ориентацию в пространстве, так и на временные характеристики общения.
Дистанция между партнерами по общению — определенные нормы приближения человека к человеку. Эти нормы могут быть представлены в виде перечня пяти расстояний.
1. Интимная дистанция (менее 0,4— 0,5 м)
Партнеры: самые близкие люди, испытывающие друг к другу эмоционально положительные чувства: дети, супруги, любовники, родители, близкие друзья и родственники.
Ситуации: духовная близость, полное доверие.
Особенности: общение происходит в основном при помощи невербальных средств. Проникновение других людей в эту зону без ведома человека воспринимается им негативно. Например, ситуации поездки в переполненном транспорте, ожидания в очереди.
|
|
Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...
Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!