Научный экспедиционный отряд. — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Научный экспедиционный отряд.

2020-06-02 198
Научный экспедиционный отряд. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Научный руководитель научного экспедиционного отряда научный сотрудник или педагог школы, учреждения дополнительного образования, детского центра, специализирующийся на данном виде научно-исследовательской деятельности.

Инструктор научного экспедиционного отряда – специалист, обладающий навыками туристской работы.

Состав отряда: мальчики и девочки 12–15 лет.

Численность отряда – желательно до 15 человек. При большем числе участников отряд целесообразно разделить на научные бригады, каждая из которых получает свое научное задание в соответствии с уровнем профильной подготовленности ребят.

Цель научно-исследовательских работ зависит от профиля отряда. Например:

· цель археологического отряда экспедиции «Байкальское кольцо»: наметить хронологическую периодизацию археологических памятников и инвентаря северо-западного побережья озера Байкал в железном веке;

· цель гидробиологического отряда: изучение видового состава бокосплавов в Слюдянских озерах и знакомство с прибрежными сообществами донных животных озера Байкал;

· цель спелеологического отряда: начало системного описания пещер Тажеранского плата.

Для достижения поставленной цели научным руководителем отряда определяется система поэтапных задач, которые решаются в процессе работы отряда. Система научных целей и задач отряда определяет режим его функционирования и весь распорядок организации жизни.

В процессе работ ребята овладеют основами профильной научно-исследовательской деятельности. Например, юные археологи могут научиться:

· распознавать различные типы археологических памятников на местности;

· собирать, фиксировать и описывать археологический материал;

· разбивать и трассировать раскопочные площадки;

· зачищать каменные ритуальные и могильные кладки, культурные слои стоянок и городищ;

· работать с теодолитом и обслуживать его;

· фотофиксировать, зарисовывать, нивелировать и шифровать артефакты;

· упаковывать и консервировать археологические находки;

· анализировать и интерпретировать обнаруженные материалы;

· вести полевые дневники.

Теоретическая установка психологов, что знания максимально (на 90%) усваиваются в ходе практической работы, в ходе экспедиции, подтверждаются реальной жизнью. Уже через несколько дней ребята начинают вести самостоятельные исследования, оставляя на долю научного руководителя лишь контрольные работы и теоретические обобщения.

Замечателен воспитательный эффект работы научного отряда: человек, в 12–17 лет принявший участие в полевых экспедиционных работах, на практике приобщается к природе, формирует собственный экологический, ненасильственный способ взаимоотношения с ней, становится связующим звеном между прошлым и настоящим, способным оценить и воспроизвести в нынешнем времени наиболее значимые традиции прошлого. Такой человек ориентирован на созидание, а не на разрушение, он более продуктивен в решении сегодняшних и будущих личностных и социальных проблем.

Помимо научных знаний и умений ребята приобретают навыки жизни в походно-полевых условиях: ориентирования на местности, загрузки и передвижения в транспортных средствах, оборудования бивуаков, разбивки и обустройства стационарного лагеря, оказания первой медицинской помощи, приготовления пищи.

Особенно важным итогом работы отряда становится формирование определенных норм и правил жизни, отношений, поведения в различных условиях, уважение к ним и их выполнения, что сыграет еще свою роль в процессе социализации каждого из подростков.

Творческий отряд.

Научный руководитель – журналист, художник, педагог, имеющий опыт работы с детскими творческими коллективами. 

Инструктор – наиболее опытный специалист, обладающий навыками туристской работы.

Численность отряда: до 10 человек.

Цель создания отряда в рамках экспедиции: помочь ребятам раскрыть свои творческие способности и максимально точно осветить ход экспедиции в средствах массовой информации.

Задачи отряда:

· помочь ребенку в ощущении себя свободной, полноценной личностью, равноправно со взрослыми включенной в систему массовой коммуникации общества;

· предоставить ребенку возможности свободно выражать свое мнение, передавать информацию, как в детские, так и во взрослые издания;

· формирование детского журналистского корпуса, который будет представлять интересы детей и их организаций в обществе, защищать их позиции, формировать общественное мнение;

· помочь юным корреспондентам в овладении навыками профессионального мастерства, защитить их права и интересы.

Экстремальный отряд.

Состав отряда – до 15 человек (мальчики и девочки).

Возраст – 12–15 лет.

Особые требования:

· участие в работе отряда подростков, прошедших определенную подготовку (например, прошедших курсы в Транснациональной школе выживания «VITALIS» или ее региональных филиалах, предварительное участие в многодневных походах);

· тщательная психологическая подготовка участников отряда;

· обязательное медицинское обследование до и после выхода.

Важнейшее условие организации работы такого отряда: участие в отборе детей, составлении программы и руководстве отрядом специалистов по выживанию.

Цель работы отряда – изучение поведения человека, попавшего в экстремальные природные условия, реакций организма на стресс.

Возможные формы работы отряда: режим «голодного похода», режим «молчания», «Робинзонада».

Этапы работы отряда:

1. Базовый лагерь. Основные задачи:

· психологическое тестирование, позволяющее спрогнозировать поведение каждого участника в экстремальных условиях, наличие личностных проблем, определяющих мотивы поведения;

· формирование стиля взаимодействий в отряде, позволяющего группе действовать в экстремальных условиях.

2. На маршруте (на примере отряда «Робинзоны» экспедиции «Байкальское кольцо»):

Первый этап. Режим «голодного похода» (срок проведения – 3 дня, длительность перехода – до 100 км.) проводится всем отрядом, при минимальном использовании продуктов питания и выполнении значительных физических нагрузок.

Задача: обеспечить нормальную жизнедеятельность каждого участника похода и группы в целом за счет использования ресурсов окружающей среды.

Первый день:

· прохождение длительного маршрута по пересеченной местности (длительность перехода – до 30 км);

· определение уровня физической подготовленности членов группы и определение индивидуальных заданий для каждого участника;

· отработка туристских навыков (ориентирование, организация переправ);

· определение и поиск съедобных растений (не считая грибов и ягод);

· разбивка лагеря.

Второй день:

· работа на радиальных маршрутах по микрогруппам (принцип формирования микрогрупп, исходя из физических возможностей участников);

· отработка туристских навыков;

· питание на «подножном корму».

· отработка приемов и навыков радиосвязи в экстремальных условиях.

Третий день:

· длительный переход на новое место базирования;

· отработка туристских навыков;

· применение в пищу рыбы, грибов, ягод и прочих съедобных растений.  

Результат этапа: практическая подготовка к преодолению трудностей последующих этапов.

Второй этап. Режим «молчания» (1 день).

Цель: определение готовности к участию в «Робинзонаде». Проводится в микрогруппах с выполнением определенных заданий.

Ход работы:

1. Распределение отряда на рабочие группы. Распределение по группам может проводиться стихийно (методом жеребьевки); по выбору лидеров (по итогам предыдущего этапа руководители отбирают лидеров, которые подбирают себе команды); по приоритетам участников (ребята группируются вокруг тех лидеров, с которыми им более комфортно взаимодействовать).

2. Постановка задачи микрогруппе. Например: нахождение по азимуту на расстоянии не далее 500 метров своего наблюдателя; определение наиболее оптимального места для бивака, построение временного жилища; обеспечение безопасности организации костра; приготовление чая, нахождение съедобных растений, изготовление утвари. Время исполнения задания – 3–4 часа. Главное условие: молчание.

3. Подведение итогов. Итоги работы микрогруппы подводят наблюдатели. Важно, чтобы при обсуждении итогов были учтены мельчайшие подробности: насколько быстро ребята сориентировались, насколько безопасно выбрано место для бивака (нет ли рядом нежелательных растений, достаточно ли сухое место, не будет ли оно затоплено в случае дождя, достаточно ли продуваемо от мошкары и комаров); насколько комфортно обустроено жилище, каков на вкус чай, не возникнет ли пожар на приготовленном кострище при любой розе ветров, насколько усваиваются организмом собранные растения и т.д. Итоги подводятся открыто, результаты деятельности демонстрируются всем командам, ошибки разъясняются и исправляются, действие каждой группы обсуждаются.

Результат этапа: отбор ребят, допущенных к участию в «Робинзонаде».

Третий этап. «Робинзонада» (3 дня). «Робинзонада» – автономное одиночное проживание человека в условиях дикой природы при минимуме снаряжения и продуктов питания на «островах» – специально ограниченных территориях.

Цель этапа – проверка возможностей каждого участника существовать в условиях дикой природы без ущерба организму.

Задачи:

· отработка моделей поведения в условиях автономного существования человека в условиях дикой природы;

· отработка системы работы наблюдателей и спасателей. Важно помнить, что «Робинзонада» – зона повышенного внимания и ответственности группы обеспечения.

Особое внимание следует уделять тем ребятам, предварительное психологическое тестирование которых показало завышенную самооценку. Они нередко не справляются с трудностями автономного существования.

Задача наблюдателей и спасателей – круглосуточное наблюдение за каждым из «робинзонов», обеспечение их индивидуальной безопасности.

Функции наблюдателя:

· обеспечить наличие у каждого участника «Робинзонады» необходимого оборудования: ножа, спичек, топора, спального мешка, котелка, полиэтилена, неприкосновенного запаса пищевых продуктов (для каждой «Робинзонады» определяется свой неприкосновенный запас);

· не обнаруживая себя, держать под контролем психологическое состояние и жизнедеятельность «робинзонов»;

· при первых же признаках дискомфорта и беспокойства – эвакуировать «робинзона» с «острова» на базу отряда.

Задача «робинзонов»: в режиме автономного существования оборудовать бивак, организовать быт, соорудить утварь, просуществовать без ущерба для организма в течение трех суток.

Право «робинзонов» выйти с «острова» в любой момент в случае психологического дискомфорта, невозможности обеспечить быт и прокормиться, в случае необходимости оказания медицинской помощи.

Подведение итогов «Робинзонады» – дело тонкое, требующее значительного педагогического такта. Ведь не все участники справились с трудностями, не все смогли выжить в одиночку. При поощрении победителей важно подчеркнуть их достоинства, умение организовать свою жизнь, высокий уровень самодостаточности. Вместе с тем желательно поощрить стремление всех участников испытать себя, проверить свою волю, похвалить за смелость принятия единственного верного решения в экстремальной ситуации. При этом необходимо тщательно обсудить причины прекращения «Робинзонады» и выводы, сделанные ребятами из приобретенного опыта. На этом этапе очень важна работа психолога. Ребятам, испытавшим сильнейший стресс, необходимо плавно выйти из него. В этот период целесообразно проведение релаксационных занятий и тренингов (например: «Тропа страха»).

Последействие. После прохождения испытаний на маршруте целесообразно организовать сравнительные медицинские обследования. По данным организаторов «Робинзонады» результаты медицинского обследования участников до и после экспедиции показали увеличение объема легких у каждого человека; возросли динамометрические показания, зафиксированы потери веса, у некоторых увеличился рост, что не характерно для столь короткого промежутка времени. Общее состояние здоровья участников – нормальное.

Результаты работы отряда.

Личностные:

· каждый участник проверит соотношение личностной самооценки и реальных возможностей, что при соответствующей помощи психолога даст основания для положительной корректировки личностных качеств;

· вырастет уровень адаптации и терпимости подростков друг к другу;

· произойдет переоценка ценностей.

Специальные:

· результаты «Робинзонады» дают возможность формирования резерва кадров в профессиях, связанных с экстремальными условиями (спасатели, летчики-испытатели, сотрудники спецподразделений, охотники, путешественники);

· ребята приобретают реальные практические навыки принятия решений в экстремальных ситуациях, туристские умения и навыки.

Воспитательные:

· участники отряда познают ценность человеческой жизни и осознают ответственность за свои поступки, что резко снижает вероятность последующего влияния на их становления множества негативных факторов сегодняшнего мира.

Примерный план работы отрядов.

Во время базового лагеря

Работа со всеми экспедиционными отрядами:

· проведение творческого конкурса среди экспедиционных отрядов (цель – выявить интересно пишущих и рисующих детей);

· проведение конкурса на лучшую журналистскую работу (зарисовка, интервью, репортаж, информация);

· определение критериев и организация конкурса на лучшую летопись экспедиционного отряда;

· инструктаж отрядных летописцев.

Работа внутри отряда:

· создание атмосферы сотрудничества и взаимного уважения (что очень важно именно в творческих коллективах);

· распределение обязанностей в отряде, введение самоуправления (для данного отряда это принципиально, т.к. в процессе экспедиции отряд разделяется, и на долю детских лидеров ложится реальная взрослая функция – поддержания нормальной жизнедеятельности отряда);

· обучение участников творческого отряда основам профессионального мастерства (знакомство с газетными жанрами и радиожанрами, творческие занятия и конкурсы);

· обсуждение творческих работ, формирование этики оценки публикаций, норм поведения при обсуждении.

На маршрутах экспедиционных отрядов:

· оформление летописи экспедиции;

· подготовка материалов для средств массовой информации;

· подготовка художественной выставки «Экспедиция и я» (портреты, пейзажи, фотографии).

Формы и методы организации работы отрядов на маршруте. Специфика работы творческого отряда в экспедиции заключается в том, что отряд не проходит по собственному маршруту. Его работа заключается в том, чтобы собрать как можно больше информации и описать все, что происходило в экспедиции (как отряды выполняли научные задания, как складывались отношения между ребятами и взрослыми на маршруте, какие трудности встречались и как их преодолевали). Поэтому основной формой деятельности отряда является творческая командировка юных журналистов в экспедиционный отряд. Команда творческой экспедиционной группы определяется на общем собрании отряда. На собрании решается:

· какие отряды наиболее интересны;

· как выбрать оптимальный маршрут творческой группы;

· что будут делать те члены отряда, кто останется в базовом лагере;

· кто из руководителей отряда пойдет на маршрут, а кто останется в лагере;

· как обеспечить продуктами экспедиционную группу из общего котла.

Здесь возможно возникновение интересных педагогических ситуаций, к которым должны быть готовы руководители. Например: завхоз-подросток стоит перед задачей, сколько и каких продуктов выделить уходящим, а сколько оставить для группы, остающейся в базовом лагере. Предоставьте решение подростку. Не оценивайте его правильность, даже если оно сомнительно для вас. Вы не пропадете, ведь вас ждут в гости другие отряды. А на подведении итогов творческого выхода поделитесь тем, как вас принимали, что вы смогли внести в общий котел, как вы себя при этом чувствовали. Только из вашего рассказа подросток оценит правильность своего решения. И этот вывод будет сделан на всю жизнь, потому что он будет его личным выводом.

Или еще одна ситуация: кому идти, а кому остаться? Пронаблюдайте, как ведут обсуждение ребята. Акцентируйте их внимание на двух вопросах: кто, с их точки зрения, наиболее полезен в профессиональном плане (по итогам творческих обсуждений); кто физически готов выдержать многодневный переход из отряда в отряд. В случае невозможности рационального выбора примите решение сами – вы отвечаете за результат.

Что может стать результатом работы отряда?

В личностном плане:

· переосмысление своего внутреннего мира, возникающее в процессе непосредственного общения с природой и реального существования в ней;

· внутреннее раскрепощение и возможность свободно общаться со сверстниками и взрослыми;

· приобретение реального социального опыта (участие в управлении своим временным детским объединением, принятие решений, влияющих не только на свою жизнь, но и на жизнь других людей, выбор способа действия и ответственность за него перед собой и другими).

В творческом плане:

· приобретение первичных профессиональных навыков;

· выполнение творческих заданий средств массовой информации;

· создание летописи экспедиции, в которой описаны основные события каждого дня, сделаны разножанровые художественные материалы (репортажи, зарисовки об участниках экспедиции – ребятах и взрослых, интересных людях, встретившихся на маршрутах экспедиции, интервью...);

· выявление в каждом отряде творческих ребят, с приглашением к дальнейшему сотрудничеству.

В организационном плане:

· проведение разнообразных конкурсов среди экспедицион-ных отрядов (боевых листков, журналистских работ, отрядных летописей, туристских поделок-самоделок).

В плане приобретения реальных навыков:

· овладение туристскими навыками (разжечь костер, поставить палатку, приготовить пищу на несколько человек, пришить шевроны и нашивки к форме, ловить рыбу...);

· приобретение необходимой информации о полезных и лекарственных растениях, навыков обращения с полевой рацией и т.д.

Группы обеспечения экспедиции. Специфика экспедиционной работы состоит в том, что, попадая в природу из городских условий, человек резко меняет сферу обитания, испытывает одновременное воздействие ряда физических и психологических стрессов. В этот период происходит переоценка личностных значимых ценностей (в условиях социума и природы они различны), ощущается ограниченность в действиях, связанная с групповой изоляцией, которая зависит от дальности маршрутов, вынужденного пребывания и общения в микрогруппе, наблюдается обострение состояния одиночества и одинокости.

Создание комфортной зоны в этих условиях сугубо индивидуально. Но основным фактором в экспедиции все же является время. За относительно короткий период времени участникам экспедиции необходимо получить практические навыки научно-исследовательской работы, туристские навыки и максимально полно реализовать свои интересы.

Проблему адаптации ребят к условиям экспедиции, создания атмосферы комфорта и продуктивности поможет психологическая служба экспедиции, которая на каждом этапе ее работы решает совершенно конкретные задачи.

На стартовом этапе – задача психолога создать атмосферу доверительности, открытости и взаимодействия.

Задача психолога на маршруте – профилактика и разрешение конфликтных ситуаций, индивидуальное консультирование ребят и руководителей, коррекция отдельных поведенческих проявлений.

На заключительном этапе – вывод участников из стресса, создания ситуации успеха для каждого ее участника.

Способы решения каждой из задач – профессиональное дело психологов, применяющих разнообразные коммуникативные тренинги, психологические игры, релаксационные занятия, индивидуальные и групповые консультации для детей и взрослых.  

Заключительный базовый лагерь экспедиции проводится в течение 3–5 дней. Цель заключительного базового лагеря – подведение научных, организационных и педагогических итогов экспедиции. В отличие от стартового базового лагеря, основной акцент на финиш делается на работу со всеми отрядами.

Первый день: прибытие экспедиционных отрядов; разбивка биваков и оформление отрядных мест; медицинский осмотр участников экспедиции; работа подростков с психологами; подготовка первичного научного отчета отряда; вечер встречи друзей у общего костра; начальник экспедиции и научный руководитель экспедиции проводят подведение итогов работы на маршрутах с научными руководителями и инструкторами отрядов.

Второй день:

· проведение полевой научно-практической экспедиции, которую проводят на общем сборе экспедиции (руководят работой конференции начальник экспедиции и научный руководитель экспедиции, представитель каждого отряда представляет на общее обсуждение итоги выполненной научной программы);

· во второй половине дня – спортивные соревнования и игры (это поможет ребятам разрядиться, снять нагрузку полученную на серьезном научном заседании в начале дня);

· завершит день вечер туристской песни.

Третий день – день закрытия экспедиции. Закрытие – эмоционально насыщенное событие, на котором подводятся общие итоги экспедиции, награждаются лучшие отряды, победители экспедиционных конкурсов и соревнований, отличившиеся участники, научные руководители. Закрытие должно стать ритуалом, таинством, порождать у ребят стремление вернуться в эти места и стать участником дальнейшей работы.

Четвертый день – консервация лагеря, сдача оборудования, подготовка к отъезду, закрытие лагеря.

Пятый день – отъезд.

Примерная схема научного отчета экспедиционного отряда:

1. Общая характеристика отряда (специализация, численность, руководители, район деятельности).

2. Поставленная научная задача, научное учреждение, утвердившее программу исследований.

3. Проведенные научные мероприятия.

4. Выводы и заключения о значимости проведенных работ.

5. Предложения по практическому применению результатов исследования.

6. Проблемы и трудности, возникшие при выполнении задачи.

7. Анализ достижений и неудач.

8. Определение перечня проблем для дальнейших исследований.

Научную значимость выводов, сделанных участниками экспедиционных отрядов, подтверждают ее научные руководители.

По решению, принятому на собрании отряда, помимо коллективного отчета, на конференции могут выступить ребята, работавшие по индивидуальной научной программе. Выступление отряда сопровождается демонстрацией научных материалов, образцов, зарисовок, чертежей, планов, схем, выполненных во время работы.

Отряд представляет летопись, отражающую каждый день, проведенный отрядом на маршруте.

Во время работы конференции проводится выставка работ творческого отряда: пейзажей, портретов, набросков, выполненных во время командировок на маршруты.

Конференция принимает решение о публикации результатов научных работ. Авторы самых интересных сообщений поощряются штабом экспедиции.

Последействие экспедиции

Цель этапа: реализация научных итогов экспедиции.

Задачи:

· лабораторная обработка научных результатов экспедиции;

· создание положительного общественного мнения об экспедиции:

· послеэкспедиционное общение ребят и взрослых;

· расширение кадрового корпуса экспедиции;

· широкая работа со средствами массовой информации.

Самым значимым событием послеэкспедиционной работы может стать итоговая научно-практическая конференция.

Организаторами экспедиции становятся научные учреждения, дававшие заказы на проведение полевых научных работ. На конференции докладываются окончательные результаты исследований, демонстрируются фото- и киноматериалы экспедиции, организуется выставка публикаций по ее итогам, проводится клубная встреча участников экспедиционных отрядов. По итогам данной конференции либо принимается решение о завершении работы экспедиции, либо ставятся задачи на новый экспедиционный период.

Таким образом, организация и проведение детской научно-практической экспедиции перерастает рамки простой смены в детском оздоровительном Центре, а становится стержнем круглогодичной работы с детьми и подростками. Это трудоемкий и организационно сложный процесс, требующий привлечения дополнительных кадров, выработки системы ведущих научных и педагогических идей, решения целого комплекса материально-финансовых проблем. Однако воспитательный эффект от этого вида деятельности значительно превосходит «затраты», вложенные в его организацию.

По словам известного путешественника В.Сундакова, «мы можем бесконечно говорить об экологии, но никогда даже сто тонн пролитой нефти не тронут душу ребенка так, как консервная банка, скрипнувшая под его ногой в заповедных местах». Из экспедиций в «живую природу» возвращаются другие дети, дети, осознавшие эту землю своей и принявшие на себя реальную ответственность за ее будущее. И это приобретение стоит любых затрат организаторов детского отдыха.

2.4. «Секреты страны «Здоровье»
(сюжетно-ролевая игра из опыта детского лагеря «Комсомольский»
Всероссийского детского центра «Орленок»)

 

Все участники смены, приехавшие в Центр отдыха, становятся жителями «страны «Здоровье» – «земляками». Жители отправляются в путешествие, полное приключений, испытаний и трудностей по трем неизведанным материкам: материку знаний, материку состязаний и игр, острову дружбы. У каждого материка есть свой секрет.

Участникам смены предлагается исследовать эти материки и открыть их секреты. Путешествуя, дети и взрослые станут участниками различных конкурсов, состязаний, викторин. Игра заканчивается, когда будут открыты и поняты секреты всех трех материков.

Страна «Здоровье» делится на три землячества по возрастному признаку (младшее, среднее, старшее) и по месту жительства (места корпусов).

Каждое землячество делится на 5–7 семейств (групп) в зависимости от количества заехавших детей. Руководят жизнедеятельностью семейств – старейшины (вожатые). Старейшины одного землячества составляют педагогическую команду, которая проектирует и реализует программу деятельности со своим семейством и детьми всего землячества.

Игра развивается во все периоды смены, в каждом из которых она имеет свои особенности.

В организационный период происходит запуск игры: объяснение сути игры, выбор ролей, органов самоуправления, команд для исследования материков.

В основной период развивается сюжет игры – исследование всех материков поочередно. Предлагается следующая логика:

формирование команд для высадки на материк;

исследование материка (соревнования, конкурсы, викторины, занятия и т.д.);

подведение итогов, награждение;

формирование команд для исследования следующего материка.

В итоговый период подводятся итоги игры, анализируется участие в ней каждого участника, происходит награждение организаторов и активных участников.

Цель работы педагогического коллектива в смене – создание системы физического оздоровления детей для осмысленного отношения каждого к собственному здоровью в условиях временного детского коллектива.

Направление поиска:

анализ уровня физического состояния здоровья детей, уровня осмысленного отношения к собственному здоровью;

поиск, апробирование, отбор наиболее эффективных педагогических средств в практической деятельности временного детского коллектива, создание банка информации о здоровье детей, отдыхающих в центре;

анализ существующих условий для решения данных задач, формирование по их улучшению и изменению.

Воспитательные задачи смены:

1. Преодолеть разрыв средствами игры между физическим и духовным развитием детей и подростков, сформировать у них стремления к развитию своих духовных и физических возможностей.

2. С учетом интереса личности ребенка расширить через игровой сюжет сферы двигательной активности.

3. Привлечь максимально большое количество детей и подростков к осознанному выбору здорового образа жизни.

4. Создать условия для выявления интеллектуально, физически, нравственно одаренных детей, помочь им в передаче приобретенных знаний, умений, навыков сверстникам для реализации творческого потенциала каждого участника смены.

Реализация целей и задач смены состоит в организации сюжетно-ролевой игры «Секреты страны «Здоровье» либо игры с другими названиями: «Русский богатырь», «Путешествие в страну «Здоровье», Центр «Здоровье», «Центр подготовки экспедиции» и др. В зависимости от выбора игровой формы меняется структура, названия, формы работы.

Участниками игры становятся все жители страны «Здоровье» по желанию. Игра развивается в течение 21 дня. Ее суть – в исследовании неизведанных материков: материка знаний, материка состязаний и игр, материка дружбы. В ходе исследования каждый участник сможет проявить свои интеллектуальные, физические, духовные и творческие возможности.

В результате поиска ребята и взрослые открывают для себя три основных секрета здоровья:

1. Постоянно расширяй свои знания о себе и своем здоровье.

2. Поддерживай свой организм в физической форме разнообразными способами двигательной активности.

3. Стань пропагандистом здорового образа жизни, чтобы вокруг тебя было как можно больше здоровых людей.

До начала смены важно не упускать следующие моменты:

· реклама смены для родителей;

· объяснение детям и родителям особенностей смены до заезда;

· включение в игровой проект технического и обслуживающего персонала детского центра.

Педагогические условия обеспечения игровой модели

1. Организационный период смены характеризуется запуском игрового сюжета.

а) Заезд, знакомство, формирование групп, планирование смены.

Результат:  общее представление о смене, определение творческих планов семейств.

б) Диагностика, планирование, выбор лидеров, запись в «Школу здоровья», объявление конкурсов, оформление страны «Здоровье».

Результат: выявление лидеров, включение их в работу по развитию сюжета игры, корректировка проекта в зависимости от мотивов и интересов участников смены.

в) Проведение дел в семействах, землячествах, работа инициативных, творческих групп для разработки творческих дел, занятий, структурное оформление страны «Здоровье», реклама «Школы здоровья».

Результат: выбор ролей и видов деятельности, формирование экспедиций для исследования материков, формирование межличностных отношений, сценарии ключевых дел игры, анализ первичного исследовательского, диагностического среза.

2. Основной период смены характеризуется испытаниями для групп и смельчаков-одиночек.

Испытания на Материке Знаний:

а) Открытие и занятия в «Школе здоровья».

Результат: расширение знаний и представлений детей о себе и своем здоровье.

б) Интеллектуальные состязания: викторины, интеллектуальные игры, конкурсы, кроссворды, тесты – по итогам создаются видеозарисовки из жизни страны «Здоровье» (все состязания проходят по землячествам).

Результат: выявление интеллектуальных лидеров во всех возрастных группах.

в) Ключевое испытание – общее дело «Олимпиада грамотеев, умников, знатоков»; ритуал награждения победителей; открытие доски претендентов на присвоение звания «Кавалер ордена Дружбы».

Результат: подведение итогов исследования материка знаний, открытие первого секрета здоровья, диагностика уровня знаний, осмысленного отношения к собственному здоровью.

г) Формирование экспедиций, команд для исследований на материке состязаний, игр и приключений.

Результат: организационное обеспечение исследований на материке состязаний, игр и приключений.

Испытания на материке состязаний, игр и приключений:

а) Спортивные соревнования (открытие малой Олимпиады), эстафеты.

Результат: отбор наиболее адекватных форм двигательной активности в условиях временного детского коллектива.

б) Русские народные игрища (знакомство с русскими народными и дворовыми играми; турниры по русским народным играм; работа клуба танца).

Результат: формирование предложений по улучшению условий жизни детей и взрослых в Центре, расширение возможностей для оздоровления, с учетом полученного опыта.

в) Походы и экспедиции (проводятся все соревнования по землячествам).

Результат: проведение элементарных исследований на выживание, овладение знаниями, умениями и навыками в туризме.

г) Ключевое испытание – общее дело «День рекордов»: финальные игры, межземельные бои; ритуал награждения победителей; демонстрация достижений.

Результат: накопление методического опыта, форм конкурсов и состязаний, выявление спортивных лидеров, открытие второго секрета здоровья, выявление уровня желания поделиться знаниями и умениями с окружающими людьми.

д) Формирование экспедиций для исследований на Материке Дружбы.

Испытания на Материке Дружбы:

а) Совместные дела между землячествами.

Результат: предоставление возможности в передаче имеющихся знаний.

б) Товарищеские встречи с соседними лагерями.

Результат: создание банка идей, выпуск методической листовки по итогам смены.

в) Встречи по обмену опытом, день открытых дверей Центра отдыха.

г) Ключевое испытание – общее дело «Праздник, который придумали мы!», бал «Ты и я», демонстрация достижений семейств, вручение ордена Дружбы, чествование его кавалеров, итоговый концерт.

Результат: открытие третьего секрета здоровья, расширение уровня общения, опыт передачи знаний другим людям, демонстрация своих ценностей жизни.

3. Итоговый период смены характеризуется подведением итогов игры, созданием участниками игры программ последействия, а также проходят:

· итоговые пресс-конференции;

· подведение итогов игры, награждение организаторов и активных участников смены;

· подведение итогов в семействах, землячествах;

· сбор материалов смены, видеосъемки.

Результат: исследовательский материал об эффективности реализуемой модели, методический материал по итогам смены, рекомендации для детей и взрослых «Секреты страны «Здоровье», видеоматериалы об опыте работы за смену.

Педагогическое обеспечение смены

Принципиальные положения:

· максимальное включение детей в различные формы участия в разработке, подготовке и анализе жизни Центра;

· соответствие пропагандируемых положений с практической жизнью детей и взрослых (быт, питание, режим);

· участие детей во всех делах строго добровольное;

· сочетание индивидуального и коллективного включения детей в различные формы деятельности;

· систематическое информирование о результатах состязаний, об условиях участия в том или ином деле, организация различных видов стимулирования участников;

· многообразие предлагаемых форм деятельности (право выбора наиболее посильного участия в д


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.149 с.