Психолого-педагогические особенности программного обеспечения воспитательного процесса в детских оздоровительных лагерях — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Психолого-педагогические особенности программного обеспечения воспитательного процесса в детских оздоровительных лагерях

2020-06-02 171
Психолого-педагогические особенности программного обеспечения воспитательного процесса в детских оздоровительных лагерях 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Тетерский С.В.

Фришман И.И.

ДЕТСКИЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ ЛАГЕРЬ:

ВОСПИТАНИЕ, ОБУЧЕНИЕ, РАЗВИТИЕ

 

 

Научно-методическое пособие

 

 

Москва

2006


РЕЦЕНЗЕНТЫ

 

Никитина Любовь Евгеньевна

 доктор педагогических наук, профессор

 

Голованов Виктор Петрович

кандидат педагогических наук

 

Тетерский С.В., Фришман И.И. Детский оздоровительный лагерь: воспитание, обучение, развитие: Научно-методическое пособие. – М., 2006.

 

 

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:

 

Тетерский Сергей Владимирович – доктор педагогических наук, ведущий научный сотрудник Государственного НИИ семьи и воспитания, президент общероссийской общественной организации «Детские и молодежные социальные инициативы» (ДИМСИ)

Фришман Ирина Игоревна – доктор педагогических наук, ведущий научный сотрудник Государственного НИИ семьи и воспитания, заместитель директора Научно-практического центра Международного союза детских общественных объединений СПО-ФДО

Работа выполнена в Государственном научно-исследовательском институте семьи и воспитания, в рамках Комплексной программы Российской академии образования «Воспитание как социальный феномен: состояние и перспективы развития» (научный руководитель программы доктор социологических наук, профессор, академик РАО С.В. Дармодехин), по теме № гос. регистрации 01200302004 «Воспитание детей в условиях детского оздоровительного лагеря».

 

 

                    © Тетерский С.В., Фришман И.И., 2006

      © ГосНИИ семьи и воспитания, 2006

 


Содержание

 

АННОТАЦИЯ............................................................................................. 2

ВВЕДЕНИЕ................................................................................................. 2

РАЗДЕЛ I. НАУЧНОЕ И МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДЕТСКОМ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОМ ЛАГЕРЕ........ 2

1.1. Психолого-педагогические особенности программного обеспечения воспитательного процесса в детских оздоровительных лагерях........... 2

1.2. Детский лагерь как открытая воспитательная система.................... 2

РАЗДЕЛ II. ПРОГРАММЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТСКИХ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ЛАГЕРЕЙ: ОБЩЕЕ, ОСОБЕННОЕ, ЕДЕНИЧНОЕ.................................. 2

2.1. Летние игры (из опыта работы Международного союза детских общественных объединений «Союз пионерских организаций – Федерация детских организаций» (СПО-ФДО))............................................................................................. 2

2.2. Фестиваль детских объединений (из опыта работы образовательного оздоровительного детского центра «Лазурный», г. Нижний Новгород) 2

2.3. Детская научно-практическая экспедиция «Байкальское кольцо» (из опыта работы Федерации детских организаций Иркутской области)............. 2

2.4. «Секреты страны «Здоровье» (сюжетно-ролевая игра из опыта детского лагеря «Комсомольский» Всероссийского детского центра «Орленок»)........ 2

2.5. Образовательно-оздоровительная программа Общероссийской общественной организации «Детские и молодежные социальные инициативы» (ДИМСИ) «Прояви инициативу - сотвори добро» (ВДЦ «Орленок» Краснодарский край) 2

2.6. «Маршрут успеха» Программа выездного лагеря актива для учащихся регионального отделения общероссийской общественной организации ДИМСИ г. Киров………………………………………………………………..

2.7. Выездная практика абитуриентов, студентов, преподавателей специальности «Организация работы с молодежью» совместно с общественными деятелями и сотрудниками комитетов по делам молодежи………………….

2.8. Концепция специализированной смены Управления по делам молодежи Федерального агентства по образованию «Команда XXI века» в 2006 г. «Культур много – Россия одна»……………………………………………

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ………………………………………………………..2


АННОТАЦИЯ

 

Пособие содержит богатый теоретический и практический материал, адресованный организаторам летнего отдыха. В нем широко освещены вопросы организации воспитательного процесса, описаны варианты возможности выбора детьми и подростками различных видов деятельности в условиях детского оздоровительного лагеря, приведены формы организации летнего отдыха детей и подростков в различных регионах Российской Федерации. В сборнике подробно рассматриваются особенности воспитательного процесса в детском оздоровительном лагере, раскрывается система организации профильных смен, предлагаются конкретные пути и методики работы педагогов с детьми, подростками-участниками смен.


ВВЕДЕНИЕ

Уважаемый читатель!

Предлагаемые вашему вниманию материалы адресованы, прежде всего, тем из вас, кто непосредственно занимается разработкой программ воспитательной деятельности в детских оздоровительных лагерях и центрах. Анализируя опыт подобной деятельности, авторы отобрали те идеи, которые имели устойчивый социально-педагогический результат и доказали свою жизнеспособность на практике.

Каникулярный отдых – социально-педагогическое явление, эффективность которого обусловлена разнообразием возможных форм образовательной деятельности, интенсивностью общения детей и взрослых в этот период.

Кроме того, педагогически организованный летний отдых может компенсировать определенное отставание или отсутствие активных форм познавательного развития детей и подростков (коллективных, игровых и т.д.), в самодеятельных и достаточно сложных видах творчества (поиск, наблюдение, конструирование, моделирование).

Под организацией воспитательного процесса в детском оздоровительном лагере понимается обоснованная система действий педагогов, направленная на упорядочение ценностных выборов совместной деятельности его субъектов.

Теоретический анализ понятия «воспитательный процесс» позволяет выявить ряд сущностных характеристик, наиболее значимых при разработке программ лагерных смен.

Во-первых, воспитательный процесс в детском оздоровительном лагере представляет собой не прямое воздействие на ребенка, а отражает уровни социального взаимодействия различных субъектов: индивидуальных (конкретных людей), групповых (микрогрупп и микроколлективов) и социальных институтов воспитания (школа, семья, друзья и т.д.). Одни связи существуют и поддерживаются непосредственно, другие – опосредованно.

Во-вторых, содержание и характер взаимодействия групп и личностей в воспитательном процессе обусловлены социальными ценностями, представлениями о нормах совместной жизнедеятельности. Идеи, заложенные в содержание воспитательного процесса, определяют также отношение детей и взрослых к окружающему миру, а в конечном счете, к самим себе.

В-третьих, при организации воспитательного процесса в детском оздоровительном лагере учитываются особенности, создавшихся в нем временных детских объединений (кратковременность функционирования, разнородность состава, относительная автономность существования, коллективный характер жизнедеятельности, завершенный цикл развития).

Схематично управленческий цикл программного обеспечения воспитательного процесса можно представить как: потребность – цель – действие – результат – рефлексивный анализ – новая цель.

При обосновании содержания программ лагерных смен в детских оздоровительных лагерях был выявлен ряд особенностей, которые влияют на успешность его педагогической деятельности в целом.

Первая группа особенностей связана с контингентом участников летних смен: их психическими, психолого-педагогическими характеристиками, умственными способностями, познавательной активностью, уровнем нравственности.

Вторая группа особенностей, влияющих на социальное становление участников программ в ходе воспитательного процесса, связана с особенностями коллектива, его составом (возрастным, половым, социальным), уровнем развития норм взаимодействия старших и младших, наличием (отсутствием) органов детского самоуправления или иных форм общественной активности детей.

Третья группа особенностей связана с уровнем профессиональной компетентности педагогов-организаторов, их опытом, возрастом, уровнем квалификации, а также стилем взаимодействия с детьми.

Четвертая группа особенностей связана с воспитательной системой детского оздоровительного лагеря, идеями, лежащими в основе различных досуговых и творческих программ.

Отсюда следует, что эффективность программ лагерных смен характеризуется изменениями воспитательного процесса на четырех уровнях:

· теоретическом (обобщенной модели);

· отдельных элементов воспитательной системы (порядок организации жизнедеятельности: мероприятий, оздоровительных процедур, питания, режима дня и т.д.);

· проекта конкретного осуществления воспитательного процесса в форме плана каждой смены и планов работы временных объединений;

· реальном, на котором осуществляются первые три проектных уровня.

Надеемся, что данные положения могут послужить основой для самостоятельных и серьезных размышлений, поиска нового подхода к организации программ воспитательной деятельности в период летних каникул.

Предлагаемые материалы так же демонстрируют, на взгляд авторского коллектива, неограниченные возможности детских общественных объединений для организации воспитательной деятельности.

Авторы благодарят своих союзников и единомышленников доктора педагогических наук Л.Е. Никитину, кандидатов педагогических наук В.П.Голованова, Н.А.Катаеву, Л.В.Спирину, С.И. Панченко, Т.Я. Шихову, Л.Р. Сайфутдинову, М.Р.Мирошкину, педагогов-исследователей Ю.Д.Белякова, С.О.Калинина, Ю.В.Ромашину, С.С.Панченко, а также всех тех, кто поддерживал социальные инициативы детей и подростков, придумывал новые формы досуга, отправлялся в походы и экспедиции, совершал исторические экскурсы в прошлое, думал о здоровом образе жизни современного поколения, педагогов-организаторов из Иркутской, Кировской, Нижегородской, Пермской областей, Краснодарского края. Спасибо всем за творчество, понимание того, что программы лагерных смен требуют постоянного, пристального внимания и изучения науки и практики.

Успехов всем в этом!


РАЗДЕЛ I. НАУЧНОЕ И МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В ДЕТСКОМ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОМ ЛАГЕРЕ

Схема № 1

Структура педагогических условий

самоопределения и самореализации ребенка в детском оздоровительном лагере

                 
 
Целеполагающие аспекты  
Процессуальные аспекты  
   

 


                                                                                                             

                 
   
     
Содержание программного обеспечения


                   Цели Задачи Принципы                                                                                                                       Средства педагогической деятельности

                                                                                        

                                                         Объективность реализации детских проектов

             
Педагог           Ребенок
     
Направленность на взаимодействие                                Готовность к саморазвитию Корпоративность деятельности                                         Готовность к самодемонстрации Профессиональный опыт, педтехника                             Опыт коммуникативного взаимодействия Коммуникации педагога, направленность на развитие   Наличие положительной самооценки

 


Ценностно-рефлексивное отношение к деятельности
                                                                      


 

Полевой период экспедиции

(21–28 дней в климатически благоприятный период лета)

Цель полевого периода экспедиции: реализация в условиях дикой Природы научных и педагогических задач данного этапа экспедиции. Цель полевого периода реализуется в трех основных организационных режимах:

· режим стартового базового лагеря;

· режим экспедиционного отряда;

· режим заключительного базового лагеря, каждый из которых имеет конкретные психолого-педагогические задачи.

Базовый лагерь проводится в течение первых трех–пяти дней экспедиции. Задачи базового лагеря:

· комплектование экспедиционных отрядов;

· организация самоуправления в экспедиционных отрядах, выработка норм и правил экспедиции;

· адаптация участников экспедиции к природно-климатическим и психологическим особенностям жизни в условиях ненасильственного существования с природой;

· приобретение специальных навыков, необходимых в условиях экспедиции (первая медицинская помощь, основы безопасной жизнедеятельности, приготовление пищи, радиосвязь на маршруте, навыки по профилю научной работы и т.д.);

· постановка научных задач отрядам и ежедневное планирование маршрутов;

· обеспечение отрядов необходимыми продуктами питания и инвентарем.

Примерный план жизни базового лагеря:

Первый день – заезд участников экспедиции, формирование отрядов, разбивка отрядных биваков, получение продуктов и оборудования на весь экспедиционный период, вечера знакомства в отрядах.

Второй день – психологические тестирования, первичный медицинский осмотр, практикумы и тренинги, вечер представления отрядов.

Третий день – научные конференции в отрядах, постановка научных целей и задач, распределение ребят по научным бригадам. Открытие экспедиции, творческие конкурсы.

 Четвертый день – подготовка отрядов к выходу на маршрут, консервация базового лагеря.

Первый день – выход экспедиционных отрядов на маршруты.

Программа базового лагеря акцентирована на отрядную работу. Основные задачи экспедиции решаются в процессе деятельности профильных экспедиционных отрядов. Остановимся на системе работы научного, творческого и экстремального отряда экспедиции.

Творческий отряд.

Научный руководитель – журналист, художник, педагог, имеющий опыт работы с детскими творческими коллективами. 

Инструктор – наиболее опытный специалист, обладающий навыками туристской работы.

Численность отряда: до 10 человек.

Цель создания отряда в рамках экспедиции: помочь ребятам раскрыть свои творческие способности и максимально точно осветить ход экспедиции в средствах массовой информации.

Задачи отряда:

· помочь ребенку в ощущении себя свободной, полноценной личностью, равноправно со взрослыми включенной в систему массовой коммуникации общества;

· предоставить ребенку возможности свободно выражать свое мнение, передавать информацию, как в детские, так и во взрослые издания;

· формирование детского журналистского корпуса, который будет представлять интересы детей и их организаций в обществе, защищать их позиции, формировать общественное мнение;

· помочь юным корреспондентам в овладении навыками профессионального мастерства, защитить их права и интересы.

Экстремальный отряд.

Состав отряда – до 15 человек (мальчики и девочки).

Возраст – 12–15 лет.

Особые требования:

· участие в работе отряда подростков, прошедших определенную подготовку (например, прошедших курсы в Транснациональной школе выживания «VITALIS» или ее региональных филиалах, предварительное участие в многодневных походах);

· тщательная психологическая подготовка участников отряда;

· обязательное медицинское обследование до и после выхода.

Важнейшее условие организации работы такого отряда: участие в отборе детей, составлении программы и руководстве отрядом специалистов по выживанию.

Цель работы отряда – изучение поведения человека, попавшего в экстремальные природные условия, реакций организма на стресс.

Возможные формы работы отряда: режим «голодного похода», режим «молчания», «Робинзонада».

Этапы работы отряда:

1. Базовый лагерь. Основные задачи:

· психологическое тестирование, позволяющее спрогнозировать поведение каждого участника в экстремальных условиях, наличие личностных проблем, определяющих мотивы поведения;

· формирование стиля взаимодействий в отряде, позволяющего группе действовать в экстремальных условиях.

2. На маршруте (на примере отряда «Робинзоны» экспедиции «Байкальское кольцо»):

Первый этап. Режим «голодного похода» (срок проведения – 3 дня, длительность перехода – до 100 км.) проводится всем отрядом, при минимальном использовании продуктов питания и выполнении значительных физических нагрузок.

Задача: обеспечить нормальную жизнедеятельность каждого участника похода и группы в целом за счет использования ресурсов окружающей среды.

Первый день:

· прохождение длительного маршрута по пересеченной местности (длительность перехода – до 30 км);

· определение уровня физической подготовленности членов группы и определение индивидуальных заданий для каждого участника;

· отработка туристских навыков (ориентирование, организация переправ);

· определение и поиск съедобных растений (не считая грибов и ягод);

· разбивка лагеря.

Второй день:

· работа на радиальных маршрутах по микрогруппам (принцип формирования микрогрупп, исходя из физических возможностей участников);

· отработка туристских навыков;

· питание на «подножном корму».

· отработка приемов и навыков радиосвязи в экстремальных условиях.

Третий день:

· длительный переход на новое место базирования;

· отработка туристских навыков;

· применение в пищу рыбы, грибов, ягод и прочих съедобных растений.  

Результат этапа: практическая подготовка к преодолению трудностей последующих этапов.

Второй этап. Режим «молчания» (1 день).

Цель: определение готовности к участию в «Робинзонаде». Проводится в микрогруппах с выполнением определенных заданий.

Ход работы:

1. Распределение отряда на рабочие группы. Распределение по группам может проводиться стихийно (методом жеребьевки); по выбору лидеров (по итогам предыдущего этапа руководители отбирают лидеров, которые подбирают себе команды); по приоритетам участников (ребята группируются вокруг тех лидеров, с которыми им более комфортно взаимодействовать).

2. Постановка задачи микрогруппе. Например: нахождение по азимуту на расстоянии не далее 500 метров своего наблюдателя; определение наиболее оптимального места для бивака, построение временного жилища; обеспечение безопасности организации костра; приготовление чая, нахождение съедобных растений, изготовление утвари. Время исполнения задания – 3–4 часа. Главное условие: молчание.

3. Подведение итогов. Итоги работы микрогруппы подводят наблюдатели. Важно, чтобы при обсуждении итогов были учтены мельчайшие подробности: насколько быстро ребята сориентировались, насколько безопасно выбрано место для бивака (нет ли рядом нежелательных растений, достаточно ли сухое место, не будет ли оно затоплено в случае дождя, достаточно ли продуваемо от мошкары и комаров); насколько комфортно обустроено жилище, каков на вкус чай, не возникнет ли пожар на приготовленном кострище при любой розе ветров, насколько усваиваются организмом собранные растения и т.д. Итоги подводятся открыто, результаты деятельности демонстрируются всем командам, ошибки разъясняются и исправляются, действие каждой группы обсуждаются.

Результат этапа: отбор ребят, допущенных к участию в «Робинзонаде».

Третий этап. «Робинзонада» (3 дня). «Робинзонада» – автономное одиночное проживание человека в условиях дикой природы при минимуме снаряжения и продуктов питания на «островах» – специально ограниченных территориях.

Цель этапа – проверка возможностей каждого участника существовать в условиях дикой природы без ущерба организму.

Задачи:

· отработка моделей поведения в условиях автономного существования человека в условиях дикой природы;

· отработка системы работы наблюдателей и спасателей. Важно помнить, что «Робинзонада» – зона повышенного внимания и ответственности группы обеспечения.

Особое внимание следует уделять тем ребятам, предварительное психологическое тестирование которых показало завышенную самооценку. Они нередко не справляются с трудностями автономного существования.

Задача наблюдателей и спасателей – круглосуточное наблюдение за каждым из «робинзонов», обеспечение их индивидуальной безопасности.

Функции наблюдателя:

· обеспечить наличие у каждого участника «Робинзонады» необходимого оборудования: ножа, спичек, топора, спального мешка, котелка, полиэтилена, неприкосновенного запаса пищевых продуктов (для каждой «Робинзонады» определяется свой неприкосновенный запас);

· не обнаруживая себя, держать под контролем психологическое состояние и жизнедеятельность «робинзонов»;

· при первых же признаках дискомфорта и беспокойства – эвакуировать «робинзона» с «острова» на базу отряда.

Задача «робинзонов»: в режиме автономного существования оборудовать бивак, организовать быт, соорудить утварь, просуществовать без ущерба для организма в течение трех суток.

Право «робинзонов» выйти с «острова» в любой момент в случае психологического дискомфорта, невозможности обеспечить быт и прокормиться, в случае необходимости оказания медицинской помощи.

Подведение итогов «Робинзонады» – дело тонкое, требующее значительного педагогического такта. Ведь не все участники справились с трудностями, не все смогли выжить в одиночку. При поощрении победителей важно подчеркнуть их достоинства, умение организовать свою жизнь, высокий уровень самодостаточности. Вместе с тем желательно поощрить стремление всех участников испытать себя, проверить свою волю, похвалить за смелость принятия единственного верного решения в экстремальной ситуации. При этом необходимо тщательно обсудить причины прекращения «Робинзонады» и выводы, сделанные ребятами из приобретенного опыта. На этом этапе очень важна работа психолога. Ребятам, испытавшим сильнейший стресс, необходимо плавно выйти из него. В этот период целесообразно проведение релаксационных занятий и тренингов (например: «Тропа страха»).

Последействие. После прохождения испытаний на маршруте целесообразно организовать сравнительные медицинские обследования. По данным организаторов «Робинзонады» результаты медицинского обследования участников до и после экспедиции показали увеличение объема легких у каждого человека; возросли динамометрические показания, зафиксированы потери веса, у некоторых увеличился рост, что не характерно для столь короткого промежутка времени. Общее состояние здоровья участников – нормальное.

Результаты работы отряда.

Личностные:

· каждый участник проверит соотношение личностной самооценки и реальных возможностей, что при соответствующей помощи психолога даст основания для положительной корректировки личностных качеств;

· вырастет уровень адаптации и терпимости подростков друг к другу;

· произойдет переоценка ценностей.

Специальные:

· результаты «Робинзонады» дают возможность формирования резерва кадров в профессиях, связанных с экстремальными условиями (спасатели, летчики-испытатели, сотрудники спецподразделений, охотники, путешественники);

· ребята приобретают реальные практические навыки принятия решений в экстремальных ситуациях, туристские умения и навыки.

Воспитательные:

· участники отряда познают ценность человеческой жизни и осознают ответственность за свои поступки, что резко снижает вероятность последующего влияния на их становления множества негативных факторов сегодняшнего мира.

Примерный план работы отрядов.

Во время базового лагеря

Работа со всеми экспедиционными отрядами:

· проведение творческого конкурса среди экспедиционных отрядов (цель – выявить интересно пишущих и рисующих детей);

· проведение конкурса на лучшую журналистскую работу (зарисовка, интервью, репортаж, информация);

· определение критериев и организация конкурса на лучшую летопись экспедиционного отряда;

· инструктаж отрядных летописцев.

Работа внутри отряда:

· создание атмосферы сотрудничества и взаимного уважения (что очень важно именно в творческих коллективах);

· распределение обязанностей в отряде, введение самоуправления (для данного отряда это принципиально, т.к. в процессе экспедиции отряд разделяется, и на долю детских лидеров ложится реальная взрослая функция – поддержания нормальной жизнедеятельности отряда);

· обучение участников творческого отряда основам профессионального мастерства (знакомство с газетными жанрами и радиожанрами, творческие занятия и конкурсы);

· обсуждение творческих работ, формирование этики оценки публикаций, норм поведения при обсуждении.

На маршрутах экспедиционных отрядов:

· оформление летописи экспедиции;

· подготовка материалов для средств массовой информации;

· подготовка художественной выставки «Экспедиция и я» (портреты, пейзажи, фотографии).

Формы и методы организации работы отрядов на маршруте. Специфика работы творческого отряда в экспедиции заключается в том, что отряд не проходит по собственному маршруту. Его работа заключается в том, чтобы собрать как можно больше информации и описать все, что происходило в экспедиции (как отряды выполняли научные задания, как складывались отношения между ребятами и взрослыми на маршруте, какие трудности встречались и как их преодолевали). Поэтому основной формой деятельности отряда является творческая командировка юных журналистов в экспедиционный отряд. Команда творческой экспедиционной группы определяется на общем собрании отряда. На собрании решается:

· какие отряды наиболее интересны;

· как выбрать оптимальный маршрут творческой группы;

· что будут делать те члены отряда, кто останется в базовом лагере;

· кто из руководителей отряда пойдет на маршрут, а кто останется в лагере;

· как обеспечить продуктами экспедиционную группу из общего котла.

Здесь возможно возникновение интересных педагогических ситуаций, к которым должны быть готовы руководители. Например: завхоз-подросток стоит перед задачей, сколько и каких продуктов выделить уходящим, а сколько оставить для группы, остающейся в базовом лагере. Предоставьте решение подростку. Не оценивайте его правильность, даже если оно сомнительно для вас. Вы не пропадете, ведь вас ждут в гости другие отряды. А на подведении итогов творческого выхода поделитесь тем, как вас принимали, что вы смогли внести в общий котел, как вы себя при этом чувствовали. Только из вашего рассказа подросток оценит правильность своего решения. И этот вывод будет сделан на всю жизнь, потому что он будет его личным выводом.

Или еще одна ситуация: кому идти, а кому остаться? Пронаблюдайте, как ведут обсуждение ребята. Акцентируйте их внимание на двух вопросах: кто, с их точки зрения, наиболее полезен в профессиональном плане (по итогам творческих обсуждений); кто физически готов выдержать многодневный переход из отряда в отряд. В случае невозможности рационального выбора примите решение сами – вы отвечаете за результат.

Что может стать результатом работы отряда?

В личностном плане:

· переосмысление своего внутреннего мира, возникающее в процессе непосредственного общения с природой и реального существования в ней;

· внутреннее раскрепощение и возможность свободно общаться со сверстниками и взрослыми;

· приобретение реального социального опыта (участие в управлении своим временным детским объединением, принятие решений, влияющих не только на свою жизнь, но и на жизнь других людей, выбор способа действия и ответственность за него перед собой и другими).

В творческом плане:

· приобретение первичных профессиональных навыков;

· выполнение творческих заданий средств массовой информации;

· создание летописи экспедиции, в которой описаны основные события каждого дня, сделаны разножанровые художественные материалы (репортажи, зарисовки об участниках экспедиции – ребятах и взрослых, интересных людях, встретившихся на маршрутах экспедиции, интервью...);

· выявление в каждом отряде творческих ребят, с приглашением к дальнейшему сотрудничеству.

В организационном плане:

· проведение разнообразных конкурсов среди экспедицион-ных отрядов (боевых листков, журналистских работ, отрядных летописей, туристских поделок-самоделок).

В плане приобретения реальных навыков:

· овладение туристскими навыками (разжечь костер, поставить палатку, приготовить пищу на несколько человек, пришить шевроны и нашивки к форме, ловить рыбу...);

· приобретение необходимой информации о полезных и лекарственных растениях, навыков обращения с полевой рацией и т.д.

Группы обеспечения экспедиции. Специфика экспедиционной работы состоит в том, что, попадая в природу из городских условий, человек резко меняет сферу обитания, испытывает одновременное воздействие ряда физических и психологических стрессов. В этот период происходит переоценка личностных значимых ценностей (в условиях социума и природы они различны), ощущается ограниченность в действиях, связанная с групповой изоляцией, которая зависит от дальности маршрутов, вынужденного пребывания и общения в микрогруппе, наблюдается обострение состояния одиночества и одинокости.

Создание комфортной зоны в этих условиях сугубо индивидуально. Но основным фактором в экспедиции все же является время. За относительно короткий период времени участникам экспедиции необходимо получить практические навыки научно-исследовательской работы, туристские навыки и максимально полно реализовать свои интересы.

Проблему адаптации ребят к условиям экспедиции, создания атмосферы комфорта и продуктивности поможет психологическая служба экспедиции, которая на каждом этапе ее работы решает совершенно конкретные задачи.

На стартовом этапе – задача психолога создать атмосферу доверительности, открытости и взаимодействия.

Задача психолога на маршруте – профилактика и разрешение конфликтных ситуаций, индивидуальное консультирование ребят и руководителей, коррекция отдельных поведенческих проявлений.

На заключительном этапе – вывод участников из стресса, создания ситуации успеха для каждого ее участника.

Способы решения каждой из задач – профессиональное дело психологов, применяющих разнообразные коммуникативные тренинги, психологические игры, релаксационные занятия, индивидуальные и групповые консультации для детей и взрослых.  

Заключительный базовый лагерь экспедиции проводится в течение 3–5 дней. Цель заключительного базового лагеря – подведение научных, организационных и педагогических итогов экспедиции. В отличие от стартового базового лагеря, основной акцент на финиш делается на работу со всеми отрядами.

Первый день: прибытие экспедиционных отрядов; разбивка биваков и оформление отрядных мест; медицинский осмотр участников экспедиции; работа подростков с психологами; подготовка первичного научного отчета отряда; вечер встречи друзей у общего костра; начальник экспедиции и научный руководитель экспедиции проводят подведение итогов работы на маршрутах с научными руководителями и инструкторами отрядов.

Второй день:

· проведение полевой научно-практической экспедиции, которую проводят на общем сборе экспедиции (руководят работой конференции начальник экспедиции и научный руководитель экспедиции, представитель каждого отряда представляет на общее обсуждение итоги выполненной научной программы);

· во второй половине дня – спортивные соревнования и игры (это поможет ребятам разрядиться, снять нагрузку полученную на серьезном научном заседании в начале дня);

· завершит день вечер туристской песни.

Третий день – день закрытия экспедиции. Закрытие – эмоционально насыщенное событие, на котором подводятся общие итоги экспедиции, награждаются лучшие отряды, победители экспедиционных конкурсов и соревнований, отличившиеся участники, научные руководители. Закрытие должно стать ритуалом, таинством, порождать у ребят стремление вернуться в эти места и стать участником дальнейшей работы.

Четвертый день – консервация лагеря, сдача оборудования, подготовка к отъезду, закрытие лагеря.

Пятый день – отъезд.

Примерная схема научного отчета экспедиционного отряда:

1. Общая характеристика отряда (специализация, численность, руководители, район деятельности).

2. Поставленная научная задача, научное учреждение, утвердившее программу исследований.

3. Проведенные научные мероприятия.

4. Выводы и заключения о значимости проведенных работ.

5. Предложения по практическому применению результатов исследования.

6. Проблемы и трудности, возникшие при выполнении задачи.

7. Анализ достижений и неудач.

8. Определение перечня проблем для дальнейших исследований.

Научную значимость выводов, сделанных участниками экспедиционных отрядов, подтверждают ее научные руководители.

По решению, принятому на собрании отряда, помимо коллективного отчета, на конференции могут выступить ребята, работавшие по индивидуальной научной программе. Выступление отряда сопровождается демонстрацией научных материалов, образцов, зарисовок, чертежей, планов, схем, выполненных во время работы.

Отряд представляет летопись, отражающую каждый день, проведенный отрядом на маршруте.

Во время работы конференции проводится выставка работ творческого отряда: пейзажей, портретов, набросков, выполненных во время командировок на маршруты.

Конференция принимает решение о публикации результатов научных работ. Авто


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.131 с.