Летние игры (из опыта работы Международного союза детских общественных объединений «Союз пионерских организаций – Федерация детских организаций» (СПО-ФДО)) — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Летние игры (из опыта работы Международного союза детских общественных объединений «Союз пионерских организаций – Федерация детских организаций» (СПО-ФДО))

2020-06-02 166
Летние игры (из опыта работы Международного союза детских общественных объединений «Союз пионерских организаций – Федерация детских организаций» (СПО-ФДО)) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Программа, о которой пойдет речь, создана авторами – сотрудниками научно-практического центра СПО-ФДО и реализована на базе детского лагеря «Комсомольский» ВДЦ «Орленок». В ходе ее экспериментально апробированы основные компоненты программно-методического обеспечения, о которых речь шла в предыдущем разделе.

Цель встречи-турнира: анализ причин привлекательности игровых форм досуга различных групп подростков. Участниками смены стали объединения программы СПО-ФДО «Игра – дело серьезное».

Многие из предлагаемых сегодня программ деятельности детских оздоровительных центров имеют игровую инструментовку или сами являются игрой. Это не случайно. Игра наделена исследовательским смыслом: она копирует, моделирует действительность, существующую вне игры, отражает проблемы, связанные с ростом ребенка и развитием его личностных качеств.

Ребенок – субъект собственной жизни и творит ее, постигая ценность своей индивидуальности. Именно поэтому любое действие, организуемое педагогом, представляет собой синкретическое единство социального значения объектов жизни, открывающихся перед ребенком, социальных ценностей, преобразуемых для него в личностный смысл, а также функций самого ребенка, непосредственно выводящих его на активные взаимодействия с окружающей действительностью.

Для разработки программного обеспечения специализированной смены была разработана программа смены, педагогам предложены варианты исследовательской тематики, детям – участникам смены – алгоритм создания собственных игровых проектов.

Напpавления и условия pеализации пpогpаммы. В «Летних игpах» участвовали пpедставители детских оpганизаций, объединений – автоpов, победителей, pазpаботчиков pазличных игpовых, досуговых пpогpамм из pазличных pегионах России, активные участники одной из самых популярных программ Международного союза детских общественных объединений «СПО-ФДО» – «Игра – дело серьезное».

Основные напpавления «Летних игp»:

1. Исследовательское – анализ пpедставленных пpогpамм,описаний опыта pаботы, матеpиалов, видеоматеpиалов, привезенных из регионов.

2. Обучающее – пpоведение игpо-встpеч, пpактикумов-знакомств, тpенингов по пpогpамме «Игpа – дело сеpьезное».

3. Твоpчески-пpактическое – оpганизация деятельности клубов pазличной напpавленности силами участников.

4. Содеpжательно-обобщающее – создание комплексной, ваpиативной пpогpаммы для объединений и коллективов, занимающихся данной пpоблематикой.

Условия pеализации напpавлений:

1. Раскpытие и содеpжательное наполнение твоpческого и лидеpского потенциала участников «Летних игp».

2. Оpганизация специальной pаботы по отбоpу и описанию новинок в области игpопpактики объединений и коллективов, участников пpогpаммы «Игpа – дело сеpьезное».

3. Пpоведение индивидуально-выбоpочной исследовательской работы по выяснению отношений к пpедставленным на «Летних игpах» фоpмам досуга.

Основные этапы работы и предполагаемые практические результаты:

20 - 22 июня заезд участников встречи. Пpоведение диагностики творческого и лидерского потенциала участников туpниpа-встpечи. Знакомство с правилами жизнедеятельности лагеря «Комсомольский». Оpганизация туpниpа-встpечи.

23 июня – день знакомства и встреч участников турнира «Здpавствуй-шоу!».

24 - 27 июня – работа учебно-тpениpовочного центра. Фоpмиpова-ние Центpа творческих программ лагеря «Комсомольский».

28 - 30 июня – Игpо-туpниp. Работа пяти творческих площадок: интеллектуально-твоpческие игры; подвижные, спортивные игры; индивидуальные конкурсы, аттракционы; массово-затейные, досуговые игровые программы; познавательные игры.

1 июля – пpесс-конфеpенция победителей турнира «Добpая дюжина».

1 - 4 июля – поездки, походы участников встречи.

5 - 7 июля – показательные выступления победителей игpо-туpниpа. Гастpоли. Дpужеские встречи с представителями лагерей ВДЦ «Оpленок». Диско-музыкальный марафон. Вечеpа творческих программ.

8 июля – Встpеча друзей игры. Пpезентация рукописного журнала «Миp игры – игра без границ».

9 - 13 июля – итоговый период встречи. Анализ представленных игровых программ и проектов. Пpоведение консультаций для детей и взрослых по программе СПО-ФДО «Игpа – дело серьезное». Пpоведение сравнительной диагностики по выявлению изменений, произошедших с участниками встречи.

13-14 июля – разъезд участников встречи.

Оpганизационная структура взаимодействия участников встpечи-туpниpа. В течение смены для организации жизнедеятельности участников встpечи-туpниpа постоянно действовали несколько структурных объединений.

1. Компания – объединение до 25 человек, представляющее собой коллектив детей одного возраста по месту проживания в лагере. Каждая компания имела свое дело, связанное с проведением туpниpа-встpечи. Таких дел было шесть: телерадиокомпания, клуб интересных встреч, бюро путешествий и экскурсий, рекламная служба, центр красоты и здоровья, выставка находок встpечи-туpниpа.

2. Лига – объединение компаний по принципу одновозpастности для участия и организации общих дел встpечи-туpниpа. Всего Лиги - три (первая, объединяла компании старшего возраста, вторая - объединяла компании среднего возраста, третья - объединяла компании младшего возраста. Каждая лига представляла собой объединение двух компаний.

3. Лига чемпионов – представители педагогического коллектива лагеря «Комсомольский», вожатского отряда «Родник». Каждая Лига имела своего капитана Лиги.

4. Учебно-тpениpовочный центp. В него входили представители игровых коллективов, объединений – участников программы «Игpа – дело серьезное», ведущие коллективных игpо-встpеч «Здpавствуйте!» в компаниях, индивидуального конкурса ведущих, судьи, лидеры команд, оформители сцены, авторы игровых программ, творческий временный коллектив, создающий рукописный журнал «Миp игры – игра без границ».

5. Центp творческих программ лагеря «Комсомольский» объединял представителей компаний по шести направлениям: телерадиокомпания; клуб интересных встреч; бюро путешествий и экскурсий; рекламная служба; центр красоты и здоровья; выставка находок туpниpа-встpечи.

6. Большое жюри, совет директоров творческих программ, оргкомитета турнира – органы самоуправления в лагере «Комсомольский», разработчики, организаторы различных дел смены.

7. Команда – сводное объединение представителей компаний Лиги, создавалась для участия в играх встpечи-туpниpа по пяти направлениям: интеллектуально-твоpческие игры; подвижные, спортивные игры; индивидуальные конкурсы, аттракционы; массово-затейные, досуговые игры; познавательные игры.

8. Лидеpы команд – представители компаний, победители самых различных встреч турнира. Опpеделялись в период проведения игр турнира.

9. Капитаны Лиги – представители вожатского отряда «Родник», координатор дел Лиги.

Поpядок организации жизнедеятельности в различные этапы смены:

Оpгпеpиод   (21-27 июня)

· Утpо – знакомство с лагерем, друг с другом, правилами турнира. Занятия в учебно-тpениpовочном центре.

· День – работа компаний по выбранному направлению. Сбоpы Центpа творческих программ.

· Вечеp – отборочные игры в Лиге, формирование сборных команд для участия в турнире. Консультации, тренировки в Учебно-тpениpовочном центре.

Основной пеpиод (28 июня - 1 июля)

· Утpо – работа творческих площадок для компаний - участников турнира.

· День – встpечи-туpниpы в Лиге между командами групп А и Б.

· Вечеp – встречи сборных команд и команды Лиги чемпионов.

Пеpиод самоопpеделения (1-7 июля)

· Утpо – поездки, походы, экскурсии.

· День – показательные выступления победителей турнира. Дpужеские встречи с представителями лагерей ВДЦ «Оpленок».

· Вечеp – вечера творческих программ, танцевальные программы.

Итоговый период (8-13 июля)

· Утpо – дела компании, Лиги.

· День – проведение консультаций, встреч.

· Вечеp – дела компаний, Лиги.

Деятельность органов самоуправления в сочетании с педагогическим управлением для развития лидерского и творческого потенциала участников туpниpа-встpечи. Ежедневно проходили сборы для координации дел, анализа ситуации и выстраивания перспектив развития игр турнира.

· 09.30 – сборы капитанов Лиги.

· 12.00 – Совет директоров Центpа творческих программ, учебно-тpениpовочного центра.

· 18.00 – Большое жюри (представители каждой компании).

После прохождения каждого этапа смены собирался оргкомитет турнира, состоящий из лидеров команд участников игр турнира.


2.2. Фестиваль детских объединений
(из опыта работы образовательного оздоровительного
детского центра «Лазурный», г. Нижний Новгород)

 

Современные дети, такие разные с виду и такие одинаковые, по сути. Их объединяет желание быть значимыми для себя и полезными для других. Им нужна забота, понимание и внимание общества.

Нижегородский Союз пионерских организаций, будучи общественной организацией, помогает государству в воспитании подрастающего поколения, осуществляя тем самым социальный заказ общества – «вырастить достойного гражданина своего Отечества». Являясь связующим звеном между школьной и социальной педагогикой, основываясь на принципах добровольности и гуманизма, демократии, открытости, самодеятельности, детская общественная организация способна успешно решать задачи социализации подрастающих граждан России. Многообразие существующих детских объединений, программ деятельности помогает ребенку найти свое место в жизни, самореализоваться, реально осуществить свои гражданские права и свободы.

В условиях демократизации общественной жизни чрезвычайно актуальна проблема формирования лидеров, организаторов, которые в обозримом будущем могли бы взять на себя ответственность в решении задач экономического, политологического и культурологического порядка.

Летний период в организации деятельности детских организаций создает особенно благоприятные условия для общения детей, обмена духовными и эмоциональными ценностями, личностными интересами.

Цель «Фестиваля детских объединений» – содействие развитию детского движения Нижегородской области.

Задачи:

· создание информационного поля о деятельности детских объединений Нижегородской области;

· создание условий для приобретения конкретных знаний, умений и навыков практической деятельности в детских объединениях;

· обеспечение активного интеллектуального и эмоционально насыщенного летнего отдыха;

· оздоровление детей.

Концептуальные основы программы опираются на идеи гуманистической педагогики и психологии:

· личностный подход в воспитании: признание личности развивающегося человека высшей социальной ценностью, уважение уникальности и своеобразия каждого ребенка;

· природосообразность воспитания: обязательный учет половозрастных особенностей детей;

· культуросообразность воспитания: опора в воспитании на национальные особенности, культура народа, национально-этническая обрядность;

· гуманизация межличностных отношений: уважительное отношение между педагогами и детьми, терпимость к мнению детей, создание ситуаций успеха;

· деятельностный подход в воспитании: организация жизнедеятельности на «Фестивале» как основа воспитательного процесса;

· дифференциация воспитания: отбор содержания, форм и методов воспитания в соответствии с индивидуально-психологическими особенностями детей;

· средовой подход в воспитании: педагогически целесообразная организация среды на «Фестивале», а также использование воспитательных возможностей внешней (социальной, природной, архитектурной) среды;

· принцип открытости: участие в процессе воспитания максимального количества институтов и людей;

· непрерывность процесса воспитания: преемственность организации воспитательной работы, учитывающей общие и индивидуальные особенности развития ребенка.

Механизм реализации программы. С учетом лучших традиций Союза пионерских организаций – Федерации детских организаций символом «Фестиваля» является цветик-семицветик. По количеству отрядов (их семь) выбраны программы деятельности детских организаций: «Лидер», «Компас», «Свой голос», «Возрождение», «Игра – дело серьезное», «Маленький принц Земли», «Бизнес-тинейджер». Все программы деятельности сочетаются с программой «Лидер» (подготовка организаторов детских объединений).

Соответственно цвету лепестков цветика-семицветика, каждая программа имеет свой флаг. Отряд, отвечающий за ту или иную программу деятельности, имеет галстуки, соответствующие цвету флага программы.

Исходя из количества программ деятельности, смена разбита на семь тематических периодов. Каждый период длится три дня, за которые и происходит изучение одной из программ. День «разбит» на три блока:

· утро – «информационный блок» (знания);

· день – «практический блок» (навыки);

· вечер – «творческий блок» (закрепление материала).

Третий, заключительный день каждого тематического периода – длительная сюжетно-ролевая игра для всей дружины.

На основе программы деятельности «Компас» для участников «Фестиваля» разработана система коллективного и индивидуального роста:

· участник «Фестиваля» – индивидуальность;

· детское объединение (до 8 чел.) – микрогруппа;

· отряд – группа.

Система роста опирается на три показателя: творец, организатор, исполнитель. В цвете обозначается соответственно: желтый, красный, зеленый.

Система роста коллектива – это программа роста отряда, разработанная с учетом «взросления» данного отряда по ступеням:

1. «Азбука жизни».

2. «Доверие».

3. «Испытание делом».

4. «Сами».

Для наблюдения за своим индивидуальным ростом каждый участник имеет на руках Дневник участника «Фестиваля детских объединений». Дневник помогает ему проанализировать свой день, свои способности и возможности по 10-балльной системе и включает в себя следующие показатели дня:

· Мое настроение.

· Я узнал.

· Я приобрел.

· Что получилось? Почему?

· Что не получилось? Почему?

· Что понравилось? Почему?

· Что не понравилось? Почему?

· Оценка «Я – себе...».

· Оценка «Коллектив – тебе...».

В Дневнике оформляется маршрутный лист прохождения «творческих мастерских», который помогают участнику разобраться в психологических аспектах общения и взаимодействия, как с коллективом, так и с самим собой. Кроме того, для микрогрупп проходят видеотренинги «Я – лидер».

Для реализации ведущих идей программа определяет следующие направления:

· развитие органов детского самоуправления;

· «Школа Лидера» (теоретические занятия – «информационный блок»);

· «Азбука Лидера» (практические занятия – «практический блок»);

· общедружинные дела;

· «Институт традиций»;

· «Школа социального успеха».

Для успешной реализации программы «Фестиваля» в ходе всей смены работают дружинные органы самоуправления.

Совет лагеря осуществляет проведение общелагерных дел «Фестиваля». При Совете лагеря работают:

· Совет хозяев (организует и проводит дела, смотры, конкурсы по самообслуживающему труду и бережливости).

· Совет физоргов (организует и проводит зарядки, купание, спортивные соревнования, «Малую Робинзонаду» и другие спортивные дела).

· Совет затейников (организует и проводит конкурсы, игры, викторины, праздники, планирует ежедневную работу).

· Пресс-центр (проводит анкетирование участников «Фести-валя», выпускает пресс-информацию о ходе смены).

· Совет координаторов (состоит из взрослых руководителей программ деятельности, организует работу по изучению программ и проведению творческих периодов).

«Школа Лидера» - это:

· изучение программ деятельности детских организаций;

· изучение прав и обязанностей детей по международным и российским законодательным актам;

· информирование о международном и детском движении;

· встречи с руководителями детских и молодежных организаций Нижегородской области, известными журналистами и телерепортерами.

«Азбука Лидера» – приобретение навыков проведения коллективно-творческих дел, деловых, экономических, экологических, познавательных и развлекательных игр разных типов, «круглых столов» обмена опытом, общедружинных сборов, а также: искусство оратора, искусство оформителя, искусство оригами, «туристические хитрости», пионерские песни и игры.

«Школа социального успеха» – работа психологической службы: индивидуальные беседы, коллективные видеотренинги в микрогруппах, психологическая помощь.

«Институт традиции» помогает закрепить в сознании детей уважение к национальным традициям, традициям детских организаций, Флагу Российской Федерации, Гимну Российской Федерации, флагам программ деятельности на «Фестивале», традициям и законам «Фестиваля» (название, девиз, песня, речевка отряда и др.), осуществляет привлекательность акций: «сбор-старт», «сбор-финиш», «орлятский круг», «орлятский костер».

Фрагменты плана смены «Фестиваль детских объединений»:

Первый день:

· заезд в детский центр;

· знакомство с местной территорией, игра на местности «Карашевский лес»;

· организационные сборы отрядов, заполнение анкет «Знакомьтесь – это я!», выбор названия отряда, песни, речевки и программы деятельности;

· выбор отрядного органа самоуправления, представителей от отрядов в общелагерные органы самоуправления;

· изготовление отрядных эмблем и флагов программ деятельности для площади Дружбы;

· выпуск газеты «Знакомьтесь – это мы!»;

· вечерний разговор «Расскажи нам о себе!» (по отрядам);

· отрядные дела.

Второй день:

· торжественная линейка открытия профильной смены «Фестиваль детских объединений»;

· торжественный сбор-старт «Фестиваля» на площади Дружбы (информация о целях и задачах смены, представление Совета лагеря, презентация программ деятельности);

· праздничная программа «Здравствуй, фестиваль!» (презента-ция детских организаций, отряда вожатых и руководителей программ деятельности);

· «Орлятский костер»;

· диско-шоу-бум (развлекательно-познавательная вечерняя программа).

Третий день (программа «Лидер»):

· общелагерная линейка – старт программы «Лидер»;

· открытие «Школы Лидера», тема: «Я – лидер!» (по программе деятельности СПО-ФДО «Лидер»);

· анкетирование по отрядам «Твоя организация»;

· «Азбука Лидера» (деловая игра «Твори, выдумывай, пробуй!»;

· практикум «Правила хорошего тона»;

· «Школа социального успеха» (работа психологической службы в течение дня);

· спорт испытаний и приключений, бассейн, свободное время;

· «Вечерний разговор» (отрядные костры).

Пятый день (программа «Компас»):

· сюжетно-ролевая игра «Театр жизни».

Девятый день (программа «Свой голос»):

· общелагерная линейка, подведение итогов по программе «Компас»;

· старт программы «Свой голос»;

· «Школа Лидера» – тема: «ЮНПРЕСС» (по программе СПО-ФДО «Свой голос»);

· встреча с авторским составом областной детской газеты «Сюжет», городской газеты «КЛАСС и Ко»;

· «Азбука Лидера» – работа творческой мастерской «Коллаж» (пресса, видео, радио);

· «Школа социального успеха»;

· спорт испытаний и приключений, бассейн, свободное время;

· отрядные дела;

· «Вечерний разговор».

Двенадцатый день (программа «Игра – дело серьезное»):

· общелагерная линейка, подведение итогов по программе «Свой голос»;

· старт программы «Игра – дело серьезное»;

· «Школа Лидера» – тема: «Игра – дело серьезное» (по программе СПО-ФДО «Игра – дело серьезное»);

· «Азбука Лидера» – деловая игра «Выборы детского органа самоуправления»;

· общелагерное дело «Интеллектуальное шоу».

Пятнадцатый день (программа «Возрождение»):

· общелагерная линейка, подведение итогов по программе «Игра – дело серьезное»;

· старт программы ФДО «Юная Россия» «Возрождение»;

· «Школа Лидера» – тема:«Сберечь себя для России и Россию – для себя» (по программе ФДО «Юная Россия» «Возрождение»);

· встреча с руководителями транснациональной школы выживания «Vitalis» г.Н.Новгорода;

· «Азбука Лидера» – занятия в транснациональной школе выживания «Vitalis»;

· спорт испытаний и приключений, бассейн, свободное время;

· «Орлятский круг»;

· выпуск газеты.

Семнадцатый день (программа «Возрождение»):

· игра «Малая Робинзонада» (проводят специалисты транснациональной школы выживания «Vitalis» г.Н.Новгорода).

· Двадцатый день (программа «Бизнес-тинэйджер»):

· сюжетно-ролевая игра «Доходное место»;

· диско-шоу-бум;

· «Орлятский круг».

Двадцать первый день (программа «Маленький принц Земли»):

· общелагерная линейка, подведение итогов программы «Бизнес-тинейджер»;

· старт программы «Маленький принц Земли»;

· «Школа Лидера» – тема:«Экологическая культура» (по программе ФДО «Юная Россия» «Маленький принц Земли»);

· встреча с руководителями экологического объединения «Дронт» г.Н.Новгорода;

· «Азбука Лидера» (практикум «Основы создания экологической тропы»);

· экологическая игра «Лесной лабиринт»;

· «Вечерний разговор»;

· выпуск газеты.

Двадцать четвертый день:

· общелагерная линейка, подведение итогов программы «Маленький принц Земли», подготовка к закрытию «Фестиваля детских объединений»;

· круглые столы (по отрядам), подведение итогов «Фестиваля», заполнение анкет участника «Фестиваля»;

· общий сбор принятия важных решений участниками «Фестиваля» для дальнейшего развития детского общественного движения в Нижегородской области;

· отрядные огоньки.

Двадцать пятый день:

1. общелагерная торжественная линейка закрытия «Фестиваля детских объединений»;

2. заключительный сбор («Сбор-финиш»);

3. подведение итогов, награждение;

4. праздник «До свиданья, фестиваль!».

Ожидаемый результат. Планируется достичь следующих результатов, которые соответствуют современным общегосударственным и общечеловеческим ценностям:

1. Реализация программы позволит в значительной степени стимулировать работу действующих детских объединений и организаций.

2. Выполнение программы создаст условия для появления новых детских организаций и объединений, повысит численность детей, вовлеченных в детское общественное движение.

3. Привлекается внимание общественности к проблемам воспитания подрастающего поколения.

4. Детьми приобретаются лидерские качества, социально-значимый опыт, повышается интеллектуально-эмоциональный фон.

5. Реализация программы дает обширный материал для анализа положения детского общественного движения в Нижегородской области.

Перспективы программы. Реализация ступеней роста социального лидерства в Нижегородской области для детей, подростков, юношества и молодежи через детские объединения и организации, советы старшеклассников, союзы студентов.

 

2.3. Детская научно-практическая экспедиция «Байкальское кольцо»
(из опыта работы Федерации детских организаций
Иркутской области)

Экспедиция – особая организационная форма деятельности в полевых условиях, в процессе которой выполняются определенные научно-исследовательские задания. Характер и тип заданий определяются профилем экспедиции (этнографическая, экологическая, орнитологическая, поисковая и т.д.). Главное условие экспедиции – определение перспективной общественно значимой цели, представляющей научный интерес. Экспедиция работает по заказам научных или профильных учреждений, ее результаты представляют практический интерес.

Организационной основой детской экспедиции является экспедиционный отряд – временное детское объединение, созданное для реализации ее научных задач. Численность экспедиционных отрядов – от 7 до 30 подростков в возрасте от 12 до 17 лет.

Профиль экспедиционного отряда может быть различным:

· научный отряд выполняет программу конкретных научных исследований (орнитологический, археологический, экологический, поисковый);

· творческий отряд работает по заданиям средств массовой информации, художественных мастерских, творческих коллективов;

· экстремальный отряд изучает поведение человека в нестандартных ситуациях (робинзоны, аномальщики);

· обеспечивающий отряд обеспечивает безопасность и жизнедеятельность экспедиции на каждом ее этапе (радисты, спасатели, психологи, социологи).

С отрядом работают по меньшей мере двое взрослых:

· научный руководитель, задача которого – обеспечение выполнения научной программы;

· инструктор, обеспечивающий безопасный быт и продвижение отряда на маршруте.

Отряд в условиях передвижения по маршруту полностью подчиняется распоряжениям руководителя отряда, что не исключает наличия системы детского самоуправления, высшим органом которого является общее собрание отряда.

В «поле» отряд может работать в различных режимах:

1. B режиме ежедневных длительных переходов, если необходимо исследовать значительный участок местности;

2. B режиме радиальных выходов, когда в определенном месте выполняются различные профили работ;

3. B режиме творческих командировок.

Экспедиция - круглогодичный проект и имеет, как правило, несколько организационных этапов:

1. Подготовительный этап (зима–весна),

2. Полевой этап (лето),

3. Подведение итогов и последействие экспедиции (осень).

Руководит проектом Штаб экспедиции – коллегиальный орган, в функции которого входит научно-методическое, кадровое, организационно-техническое, медицинское, психолого-педагогическое и финансово-материальное обеспечение экспедиции. Основной принцип формирования штаба – его функциональность. Персональную ответственность за подготовку и проведение экспедиции, за жизнь, здоровье и безопасность ее участников несет начальник экспедиции.

Персональную ответственность за выполнение научной программы несет научный руководитель экспедиции.

Проблемы материально-технического, бытового обеспечения и снабжения экспедиции продуктами питания решает завхоз.

Обеспечение предварительного и заключительного медицинского освидетельствования участников экспедиции, оказания необходимой медицинской помощи на маршрутах, снабжение медикаментами и медицинским оборудованием экспедиции – задачи главного врача экспедиции.

Эти специалисты и руководители отрядов и могут составить Штаб экспедиции.

Целесообразно иметь Совет попечителей экспедиции, в который входит до 40 представителей различных организаций, учреждений, фирм, частных лиц. Функция Совета попечителей – формирование системы общественных связей экспедиции и создание респектабельного имиджа проекта.

Система целей и задач экспедиции. Миссия экспедиции – через конкретную практическую деятельность создать условия для развития у сегодняшних подростков системного мировоззрения, реальной компетентности, образованности, готовности к осознанному выбору своих поступков и ответственности за них перед собой, сегодняшними и будущими поколениями россиян.

Цель экспедиции достигается через решение основных ее задач:

· овладение разнообразными научными методами исследований природы;

· приобретение практических навыков ненасильственного сосуществования с природой;

· проведение действенных мероприятий по охране окружающей среды;

· организация комплексной психологической работы по адаптации подростков к незнакомой среде, новому коллективу;

· проведение комплексной программы по оздоровлению подростков различных регионов страны на берегах Байкала.

Символы и атрибуты экспедиции. Важнейшими атрибутами «Байкальского кольца» являются флаг экспедиции и флаги экспедиционных отрядов с ее эмблемой. На эмблеме отражены: символика Российской Федерации, характеризующая республиканский статус экспедиции; очертание озера Байкал, что отражает ее основную идею; символы организаторов «Байкальского кольца» – Федерации детских организаций Иркутской области и Транснациональной школы выживания. Значки, дипломы, футболки с эмблемами экспедиции – раритеты, принадлежащие только ее участникам. Ежегодно участники экспедиционных отрядов получают нарукавные нашивки с символикой «Байкальского кольца», а также шевроны с наименованием экспедиционного отряда и года проведения экспедиции.

Последействие. Участвовать в детском экологическом движении «Байкальское кольцо» могут все, кто интересуется проблемами экологии озера Байкал и его побережья, кому не безразлично прошлое и будущее родного края, кто хотел бы внести свой вклад в сохранение священного озера-моря.

Подготовительный (заочный) период экспедиции (зима – весна)

Цель подготовительного периода: формирование программы экспедиции на предстоящий сезон и ее обеспечение.

Задачи, решаемые в подготовительный период:

· определение системы научных и педагогических задач очередного этапа экспедиции;

· подбор кадров научных руководителей экспедиционных отрядов;

· отбор претендентов для участия в полевом этапе экспедиции;

· формирование положительного общественного мнения об экспедиции;

· формирование материальной и финансовой базы экспедиции.

Формы и методы реализации задач подготовительного периода. Основная идея и ведущая миссия экспедиции может быть сформулирована на основе анализа реальных социально-педагогических процессов, происходящих в детской и подростковой среде региона, с учетом местного исторического, географического, экологического фона.

Система научных и педагогических задач экспедиции определяется исходя из ее идеи, миссии в результате согласования исследовательских планов с ведущими федеральными и местными научными организациями. 

Основной особенностью большинства детских экспедиций является тот факт, что практически все их взрослые участники – добровольцы. Поэтому при подборе кадрового корпуса экспедиции необходимо использовать всевозможный арсенал форм, методов и средств.

Возможность общения с людьми, близкими по духу и стилю жизни, шанс передать молодым идеалы своего поколения, участие в совместном, объединяющем общественно приемлемом проекте – вот та роскошь, тот ключ, который привлекает к экспедиции взрослых людей. В основе работы с учеными, врачами, спасателями, журналистами, педагогами лежит принцип личной заинтересованности человека в решении проблем, обозначенных экспедицией.

Еще один принцип работы с кадрами – принцип ориентации на авторитеты. Участие в работе экспедиции ведущих ученых привлекает к сотрудничеству молодые научные кадры.

Организаторами любой экспедиции широко используется метод индивидуальной работы с кадрами. В первую очередь, это отказ от телефонных звонков и организация личных встреч с профессионалами. Публикация в периодических и итоговых материалах экспедиции имен и фамилий всех, кто принимал хотя бы малейшее участие в ее подготовке и проведении. Вручение всем помощникам именных благодарностей и памятных подарков с символикой экспедиции.

Работа с символикой и атрибутикой – еще один из методов формирования кадрового корпуса экспедиции.

В успехе экспедиции особую роль играет отбор детей – ее участников. Для этого претендентам необходимо преодолеть заочный этап экспедиции, пройти строжайший медицинский отбор, выполнить ряд профилактических санитарных мероприятий. Эта работа проводится руководителями в местных профильных клубах, в учебных лагерях, на практических двух-трехдневных выездах, через систему конкурсов, организованных местными печатными изданиями, через реализацию индивидуальных исследовательских заданий, данных научными руководителями отрядов (подготовка рефератов, научных докладов).

В преддверии полевого сезона Штаб экспедиции проводит для ребят финал заочного тура экспедиции, во время которого отбираются претенденты для участия в полевом ее этапе, формируются экспедиционные отряды. Критерии отбора претендентов разрабатываются на заседании штаба экспедиции, право отбора предоставляется руководителям отрядов.

Ни один серьезный проект невозможен без значительной финансовой основы. Особенно экспедиция. Финансы – это и техника, и туристическое оборудование, и питание, и транспорт, и публикации научных результатов полевых работ, и награждение лауреатов.

В условиях нынешних экономических проблем экспедиция может существовать только на принципах долевого участия различных учреждений и организаций в финансировании проекта. Организационные расходы могут поделить между собой местные и региональные детские организации, комитеты (отделы) по делам молодежи местных администраций. Центры занятости населения могут финансировать экспедицию, открывая временные рабочие места для подростков – ее участников. Деятельность отдельных экспедиционных отрядов могут спонсировать родители их участников, отделы и управления образования разного уровня, сами детские центры, страховые компании. Транспортные организации в состоянии обеспечить участникам экспедиции возможность льготного проезда к месту базирования. Одними из источников финансирования могут стать денежные гранты как отечественных, так и зарубежных инвесторов.

Таким образом, благодаря привлечению средств из различных источников (от прямого государственного финансирования до получения международного денежного гранта) в подготовительный период решаются проблемы материально-финансового обеспечения проекта.

Полевой период экспедиции

(21–28 дней в климатически благоприятный период лета)

Цель полевого периода экспедиции: реализация в условиях дикой Природы научных и педагогических задач данного этапа экспедиции. Цель полевого периода реализуется в трех основных организационных режимах:

· режим стартового базового лагеря;

· режим экспедиционного отряда;

· режим заключительного базового лагеря, каждый из которых имеет конкретные психолого-педагогические задачи.

Базовый лагерь проводится в течение первых трех–пяти дней экспедиции. Задачи базового лагеря:

· комплектование экспедиционных отрядов;

· организация самоуправления в экспедиционных отрядах, выработка норм и правил экспедиции;

· адаптация участников экспедиции к природно-климатическим и психологическим особенностям жизни в условиях ненасильственного существования с природой;

· приобретение специальных навыков, необходимых в условиях экспедиции (первая медицинская помощь, основы безопасной жизнедеятельности, приготовление пищи, радиосвязь на маршруте, навыки по профилю научной работы и т.д.);

· постановка научных задач отрядам и ежедневное планирование маршрутов;

·


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.179 с.