Детский лагерь как открытая воспитательная система — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Детский лагерь как открытая воспитательная система

2020-06-02 208
Детский лагерь как открытая воспитательная система 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

В ходе исследовательской работы нам удалось разработать направления и содержание воспитательной деятельности современного оздоровительного лагеря и представить концепцию педагогического взаимодействия при организации отдыха детей и подростков, суть которой – в сбалансированном взаимодействии личности (группы), общественных и государственных институтов, направленном на формирование совокупности качеств конкурентоспособной личности, обеспечивающих жизнеспособность, динамичность и мобильность личностного развития в интересах общества и государства. Эффективность данного взаимодействия характеризуется результативностью (качественной и количественной) проявленных детьми и молодежью социальных инициатив и её оценкой общественными и государственными институтами.

Детский лагерь, на наш взгляд, не может являться административно-бюрократической системой с четко определенными границами, иерархической подчиненностью и закрепленными полномочиями. Это функциональное объединение, структура и программное содержание которого определяется потребностями, прежде всего, детей и их родителей. Логика моделирования (создания) лагеря, предполагающего отказ от господствующей государственно-патерналисткой системы управления воспитательным процессом («обслуживающая парадигма») и выстраивание горизонтальных воспитательных отношений, требует выполнения ряда процедур:

1) сбор информации, анализ проблем, целеполагание;

2) выяснение потребностей и ожиданий каждого члена коллектива;

3) создание открытой воспитательной среды;

4) инициирование создания внутри лагеря новых структур для решения конкретных социальных проблем;

5) содействие изменению общественного мнения в отношении инициативности детей и молодежи, закрепление позитивных эффектов.

1. Сбор информации, анализ проблем, целеполагание.

В советский период детский лагерь рассматривался школой коммунизма, выполнял государственный заказ (спущенные сверху программы и планы мероприятий, директивы и отчеты об оздоровлении и воспитании). В развитом гражданском обществе детский лагерь, как любое временное объединение детей, преследующее позитивные цели, – школа свободы. У части современных детей свобода это – бутылка пива, дискотека, компьютерный клуб, мечты о быстром обогащении. Пропаганде идеала потребления способствует рационализация жизни и образования – телевизор, компьютеры, учебники, экзаменационные тесты дают готовые варианты ответов, надо только выбрать правильный. Новое поколение в большинстве своем не научено сотворять события.

Финансирование и другое ресурсное обеспечение единственной детской и единственной молодежной организаций осуществлялось стопроцентно из государственных источников в беспрецедентном объеме. Такой государственный патернализм не способствовал воспитанию инициативной личности, а воспитание инициативности не рассматривалось как стратегическая целевая установка в теории и практике коммунистического воспитания. Ее заменяла «активная жизненная позиция», являющаяся лишь одной из государственно-ориентированных характеристик инициативности как интегративного личностного качества.

Создание открытой воспитательной среды не ограничивается стенами (забором) лагеря. Программирование деятельности современного лагеря должно базироваться на результатах специального предварительного исследования контингента и лагерного окружения. Современный человек живет по мини-целям, вполне достижимым, поскольку макси-цели (типа покупки квартиры или строительство дачи) стали еще более призрачными, чем в советское время. Цели нужны не для того, чтобы их написать, а для их реализации, для того, чтобы ввести их во все формы коммуникации, которые проводит организация. Активная фаза лагеря или отдельного мероприятия зависит от его цели: конкретные цели ведут к более короткой активной фазе. Выполнение целей всегда благотворно действует на человека, повышает уровень оптимизма (что особенно важно для молодежи). В основании любой цели лежат единые интересы её членов. Эта общность интересов позволяет достигнуть цель. У организации может не быть постоянных друзей, но есть постоянные интересы, отраженные в цели деятельности.

Чаще всего лагерные программы и мероприятия направлены на достижение устойчивых отдаленных целей, сформулированных взрослыми. Это её яркое отличие от игры и творчества, переходная ступень на пути от игры к творчеству. Если педагог-наставник работает с детским коллективом, его задача – научить детей самостоятельно реализовать цели, поставленные другими. При этом, являясь переходом к творческой работе, программирование не должно содержать готовых рецептов, поскольку в этом случае способно воспитать только прилежных исполнителей и подчиненных. Чтобы жизнь в лагере была пронизана творчеством, необходимо, чтобы его цели были всегда такими, как будто ребенок их сам поставил. Они должны быть понятны, очевидны, с интересом усвояемые – т.е. близки ребенку и конкретны. Конкретность предполагает непосредственное практическое употребление, то есть то, что может быть сейчас приложено к жизни, что объяснит имеющий непосредственное жизненное значение факт. Для детей младшего школьного возраста, для которых характерно прагматическое мышление, это означает жизненно-практический характер цели, т.е. полезность в дальнейшей деятельности.

В старшем школьном возрасте, когда практический интерес уступает место интересу к знанию ради знания (абстрактное мышление) поставленные цели должны отвечать наклонностям отдельного молодого человека, быть индивидуализируемы. В этом случае, даже если цели поставлены взрослым наставником, они будут приняты подростком, поскольку представляются им такими, как будто он сам их поставил и лишь не догадался сформулировать их так же точно и определенно, как это удалось более опытному и знающему педагогу, разделяющему его интересы. Такой подход предполагает инициативность, творчество педагога, требует от него непрерывно пополняемого знания динамики молодежной среды. Из позиции «руководитель» взрослый переходит в позицию «критик», поскольку у подростка, особенно юноши, просыпается жажда творчества (особенно научного и художественного), стремление к самостоятельной работе, а хозяйственная, трудовая деятельность все более вытесняются работой в библиотеке и лаборатории.

Даже если целевые установки проживания в лагере предписаны детям и молодежи извне, им должна быть предоставлена свобода выбора в способах и формах их достижения, осуществления, инициатива в выборе средств. 

В отечественной педагогической практике наблюдаются две крайности в реализации этих установок. Первая – заорганизованность, когда цель предполагает аккуратное повторение того, что показано или рассказано взрослым. Педагог задает образец, которого нужно, безусловно, придерживаться. Лагерная жизнь превращается в механическую работу. Вторая крайность – общая, неопределенная, расплывчатая, допускающая самое разнообразное толкование цель (например, «сделать жизнь счастливой»). На первый взгляд, это предполагает удовлетворение свободного индивидуального выбора и стимулирует самостоятельность подростка, а на самом деле приводит к поверхностности, дилетантизму, разгильдяйству.

Для ребенка сельской местности наполнение содержания деятельности в лагере иное, чем для жителя крупного индустриального центра. Для сельских ребят целевая конкретность деятельности складывается из последовательности близких и понятных вещей и действий, например, огород и выращивание овощей, сад и заготовка варений, поле и изготовление тканей, лес и столярные работы и т.п. (эти действия, оформленные, например, в виде проекта, направленного на других людей, получившего поддержку, рассматриваются как добровольческая инициативная общественная деятельность).

Нет прямой связи между свободным временем ребенка и детской преступностью, есть связь между богатством человеческой личности и поведением в свободное время. Предварительное психолого-педагогическое исследование контингента лагеря (собеседование, анкетирование, специальные тренинги и т.п.) – является важным условием оптимизации воспитательного пространства.

2. Выяснение потребностей и ожиданий каждого члена коллектива.

Одним из условий успешного функционирования детского лагеря является программирование его деятельности на основе анализа мотивационных установок детей. Главное социальное предназначение лагеря – выражение «Я» субъектов педагогической деятельности. В ходе проведенного исследования был выявлен широкой диапазон мотивации участия детей в летнем лагере: возможность развить уверенность в себе; реализация собственных инициатив и самостоятельного дела в кругу единомышленников; открытость и готовность старших обсуждать возникающие проблемы; возможность осваивать и использовать современные технические средства и технологии; обучение элементам наблюдательности, общения, лидерству и азам управления; расширение социального опыта и др.

При этом по данным различных исследований, большинство современных детских лагерей ориентированы на потребности взрослых организаторов – администрации, воспитателей, вожатых. Чаще всего, имея название «детский», лагерь создается взрослыми, не учитывающими истинной мотивации детей.

Интерес – это мотивировка поведения людей, это то, что заставляет принимать то или иное решение. Поэтому интерес – двигающая сила летнего отдыха детей. Неинтересно – не приду. Неинтересно – уйду. Интерес выступает как элемент более глубинного уровня, чем позиции или проблемы. Всегда необходимо искать согласование интересов, чтобы решить проблему взаимодействия «индивид – коллектив».

Научить выявлять и четко формулировать проблему (потребность) очень трудно. Успех сопутствуем тому, кто может технологическим способом разложить проблему до элементарных составляющих, чтобы затем собрать из них нечто целое. Пример – элемент деловой игры, где дети сами называют наиболее актуальные для их территории молодежные проблемы. Например, называют типичную проблему – «нехватка денег». Ведущий начинает задавать уточняющие вопросы: Денег не хватает на что? (на развлечения). На какие развлечения? (на дискотеку). Сколько денег не хватает? (карманных – до 100 руб.). Почему денег не хватает? (не дают родители). Почему не дают родители? (мало зарабатывают, еле хватает на жизнь). Почему не зарабатываете сами? (нет возможности найти временную работу). Таким образом, настоящая проблема – не в отсутствии денег на данном этапе и на конкретную цель у конкретного подростка, а в невозможности подростку найти или получить работу, создать свой бизнес, адекватный возрасту и закону, совместить стационарное обучение и работу. Такая постановка проблемы, несомненно, имеет общественное звучание, так как общество заинтересовано в приобщении подростков к респектабельной трудовой деятельности и в воспитательной, и в профилактической цели.

Выявление истинной значимой для каждого участника лагеря цели, представленной как личностная потребность, которая легко переводится в мотив деятельности, по принципу разбора матрешки, осуществляется посредством психотехники и специального тренинга в психотерапевтической группе. Пассивности и инфантильности детей и молодежи можно противопоставить природу, палатки, походы, романтику, специфику сельской местности, творчество, движение. Но главное – предоставление возможности проявлять и реализовывать собственные социальные инициативы.

3. Создание открытой воспитательной среды.

В рыночных условиях лагерь как открытая воспитательная система выполняет две задачи: 1) отделяется от других и 2) мотивирует на выбор данного лагеря. Важно четко представлять, для кого и каких целей создан данный лагерь и почему дети и родители могут быть заинтересован в его выборе. Важны не просто характеристики, но и преимущества. Чтобы развиваться, нужно противопоставлять себя другим лагерям, самоидентифицироваться. Нужно знать характеристики, отличающие лагерь от других объектов этого же сегмента рынка, что будет мотивировать людей на выбор именно этого лагеря.

Создание открытой воспитательной среды предполагает:

· определение идеологии развития лагеря, сильных и слабых сторон создаваемого лагеря как товара, продвигаемого на рынок;

· определение привлекательных сторон лагеря, которые четко отличают его от других; создание четкого образа будущего: что произойдет, если я буду в этом лагере;

· подведение его сильных сторон под потребности населения, привлечение ресурсов территории;

· удовлетворение потребности своих членов (физиологические, чувство принадлежности к группе, наделение статусом, индивидуальный подход; признание достижений, поддержка чувства успеха, оптимизма в отношении будущего; самореализация);

· создание безопасной, бесконфликтной, доверительной атмосферы, здорового окружения;

· налаживание потока искренней информации, свободно развивающейся как по вертикали, так и по горизонтали.

Детский лагерь успешен, когда опирается не только на традиции, собственный опыт своих педагогов, но и на отвечающие этому опыту научные или идеологические концепции. В обосновании теоретико-методологических оснований развития государственно-общественной системы организации школьных каникул ведущую роль играет идея социально-педагогической солидарности, разрабатываемая Л.Е. Никитиной и автором. Социально-педагогическая солидарность проявляется на различных уровнях взаимодействия отдельных граждан, общества и государства. Речь идет о взаимовлиянии государственных и общественных интересов, когда человек может проявить себя как личность на уровнях:

· взаимодействия общества с природной средой (экологический уровень), предполагающий защиту экологических интересов людей (здоровье человека, безопасность среды его обитания, качество пищевых продуктов, потребляемой воды, воздуха и др.);

· производственных и трудовых отношений (социально-экономический уровень), предполагающий гарантированное право на труд и соответствующее профессиональное образование, использование трудовых возможностей, охрану, улучшение условий труда и образования;

· обеспечения социальной справедливости в обществе (социально-политический уровень), предполагающий соответствие между действительной ролью личности, группы в жизни общества и их социальным статусом, заслугами людей и их общественным поощрением, признание правовых норм руководством в жизнедеятельности человека и общественных структур;

· слияния конкретных сред обитания индивидуумов и жизненного пространства общества в целом (благотворительный уровень), предполагающий поддержку естественной жизнедеятельности человека: рождение, материнство, отцовство, детство, образование, социальное обеспечение;

· взаимодействия поколений (культурный и информационный уровень), предполагающий сотрудничество людей разных возрастных и социальных групп, создание единого культурно-образовательного и информационного пространства.

Социально-педагогическая солидарность позволяет каждой конкретной растущей личности ощущать себя значимым элементом государственно-общественного строительства, индивидуально активным и в то же время педагогически ответственным человеком.

Среда – все то, что нас окружает, на что мы реагируем, от чего зависит наше настроение, самочувствие, что влияет на наши взгляды, ценностные ориентации, поведение (Л.И. Новикова). Воспитательная среда – пространство и материал для развития личности. С позиций социально-педагогической солидарности созданное взрослыми воспитательное пространство (школа, детский лагерь, общественная организация и др.) становится фактором развития ребенка, молодого человека, когда воспитаннику предоставляется возможность выступить созидателем, творцом. В этом случае среда принимается ребенком как «своя», созданная своими силами, при поддержке опытных взрослых. Такая среда не вызывает отчуждения, желания разрушать, противопоставлять себя другим. Один из примеров создания в лагере «своей среды» – упражнение «Территория добра», в котором детям и педагогам, предварительно распределенным по группам, раздаются карточки: «Водоем (река, бассейн)», «Лес (парк)», «Душевые (баня)», «Туалеты», «Территория лагеря», «Режим», «Ночь», «Самообслуживание». Упражнение предполагает осмысленное наполнение территории лагеря желаемой наглядностью и предметностью, режимных моментов – осознанной необходимостью выполнения задач, поставленных на день.

В выстраивании горизонтальных воспитательных отношений ведущая роль принадлежит педагогу, выступающему в роли тренера, передающего детям свой личностный опыт. Необходимость и естественность педагогического взаимодействия и сотрудничества разных возрастных групп были обоснованы Л.С. Выготским в определении зоны ближайшего развития: то, что человек сегодня умеет делать в сотрудничестве и под руководством, завтра он становится способен выполнять самостоятельно. Исследуя то, что человек способен сделать самостоятельно, мы исследуем развитие вчерашнего дня. Исследуя то, что человек способен выполнить в сотрудничестве, мы определяем развитие завтрашнего дня.

Самые неэффективные педагоги – те, которые считают, что им все давно известно, закрытые эмоционально и интеллектуально. Они наносят огромный вред своему здоровью, но особенно детям и молодежи, которых «обучают». Важно сохранение желание к обучению на протяжении всей жизни. Лагерь предоставляет возможность взрослым выступить в роли учеников, постоянно и постепенно совершенствоваться.

Такой подход не примелет искусственного разделения организаторских и воспитательных функций (воспитатель и вожатый). Правильнее было бы назвать вожатого тренером, воспитателя – старшим тренером, директора – главным тренером. «Детей в лагере не надо воспитывать, с ними надо просто дружить» (Симон Соловейчик). Главное – любить ребенка. Развитие индивидуальности, поддержка индивидуальности (интересы, склонности, устремления), раскрытие личностного потенциала каждого ребенка – это главные педагогические цели тренера. В этом случае лагерь становится и для ребенка и для взрослого удовольствием, счастьем. Педагогика счастливого воспитания – это планомерность удачи, наполнение ребенка оптимистической душевной энергией. Поэтому очень важно создание в лагере системы поощрений, акцентирование внимание на победах и достижениях (личностных), а на неудачах и ошибках.

Роль тренера – человека, на которого можно равняться, который испытывает, тренирует, указывает на то, чему необходимо научиться – одна из самых продуктивных позиций педагогов-наставников. Как сказал Г. Гете, мы учимся только у тех, кого любим. Тренерство – это профессия любви: нельзя тренировать людей, если вы их не любите. Тренерство требует отношений, основанных на умении принять чужую точку зрения и поддержке; атмосферы, способствующей честности и открытости; поощрения и руководства; полного согласия и доверия подшефных. Тренер и его ученики выступают одной командой, работающей для достижения общей цели. Тренерство нацелено на эффективную адекватную собственную оценку (понимание своих чувств, мотивов, ограничений), открытость к пониманию подшефных. Тренер обеспечивает контекст, в котором ученики сами могут найти решение, предоставляет им возможность найти себя, определить цели и способы их достижения. Тренерские отношения поддерживают детей в процессе самопознания и самокоррекции, повышают у них чувства уверенности в собственных силах. Эффективное тренерство направлено на поведение подшефного, которое он меняет, чтобы добиться успеха. Тренер только поддерживает ученика, не пытаясь его изменить.

4. Инициирование создания внутри лагеря новых структур для решения конкретных социальных проблем.

Малые группы – основа каждого общества. Возможности реальной коммуникации резко ограничивают количество таких участников в одной группе: двое влюбленных (третий – лишний), 12 апостолов, 11 футболистов, солдатский взвод, пионерское звено, комсомольская ячейка, трудовая бригада и т.п.

Парное взаимодействие – основа человеческих отношений. Оно, в сравнении с традиционными коллективистскими формами работы, в наибольшей степени способствует гармонизации личности и более успешной социализации. Группа из 2-х человек выполняет прежде всего функцию защиты. Она способствует демонстрации собственной силы, уверенности и желания власти человека с проецированием всего этого на другое существо[1]. В паре происходит взаимодополнение (психологическая компенсация) внутреннего мира каждой личности. Наличие у человека (особенно у ребенка, особенно в новом коллективе) товарища (друга) – необходимый элемент психологической защиты. Умение педагога в короткий срок подобрать каждому ребенку подходящего (с психолого-педагогической точки зрения) партнера, наладить парное (диалоговое) взаимодействие – главный элемент профилактики суицидальных и других индивидуальных отклонений, основа успешности функционирования любого коллектива: одновозрастного, разновозрастного, однополого, разнополого, временного, постоянного.

Микрогруппа, состоящая из трех человек, – изначально конфликтная, поскольку в ней существует большее разнообразие мнений, возможно доминирование двух над третьим. Это не произойдет, если поочередно один из трех будет выполнять роль наблюдателя за взаимодействием, арбитра или руководителя. Созданные таким образом «тройки» – основа бесконфликтного поведения в коллективе, фундамент строительства органов самоуправления.

Группам из четырех человек присуща большая гибкость, так как они могут быть образованы путем слияния двух пар. Группы из 5–6 участников предполагают большой обмен опытом и имеют более высокий творческий потенциал и возможность реализации социальной инициативы.7, 3, 192, 284,  В мини-группах больше четырех человек коллективные потребности занижают индивидуальные нормы.

В организации трудно изменить тип поведения каждого отдельного члена, но возможно изменить групповые нормы, направить усилия группы на самовоспитание каждого участника (самоизучение, самооценку; переоценку собственной личности; самоанализ, переоценку прошлого, выявление индивидуальных «психологических барьеров»; создание желаемого образа «Я»; использование приемов самоубеждения, самопоощрения и самовнушения). Такие группы позволяют каждому участнику выполнить различные роли, например, изображая себя в различных стрессовых ситуациях социального характера или играя роли своих антиподов. Это дает возможность влиять на свои переживания, преодолеть тревожность, лучше владеть собой в различных ситуациях, взглянуть на проблему с точки зрения иного лица.

Традиция пионерских лагерей, сохранившаяся в наши дни – создание органов самоуправления лагеря. Подобные «общественные» организации создаются для реализации «естественных» функций лагеря как государственного учреждения (борьба за дисциплину, чистоту помещений и территории, ритуально-символическая причастность к делам государства, демонстрация лояльности к власти), а не ради достижения каких-то конкретных целей. В этом одна из причин смешивание в обыденной жизни понятий «самоуправление лагерем» и «самоуправление в инициативной группе (общественной организации)».

Создаваемые органы самоуправления должны решать те несложные вопросы, которые соответствуют реальной детской, подростковой жизни, могут быть осилены ими самостоятельно и в которых будет социально закаляться личность. Ребенок должен видеть в самоуправлении сосредоточение своих жизненных интересов. Необходимо показать особенность коллегиальности, горизонтального взаимодействия в таком разновозрастном коллективе, в противовес школьному самоуправлению, где все основано на вертикальных связях («командир», «староста», «президент» и т.п.). Именно государственная составляющая самоуправления позволяет воспитывать чувство долга, ответственность, уважение к праву и закону, тогда как общественная – инициативность, предприимчивость, противодействие насилию и несправедливости. Там, где есть общественная жизнь, есть потребность и возможность самоуправления. В противном случае самоуправление превращается в фикцию или игру.

Самоуправление должно быть мобильным, реализовываться в самых различных конкретных формах, связанных с особенностями социальной среды. В органе самоуправления каждый молодой человек должен приучаться к добросовестному выполнению четко определенной функции. Юность имеет свои собственные интересы и задачи, поэтому создание инициативных общественных объединений, где жизненные проблемы решаются коллегиально и участие в которых добровольно, – задача не менее важная, чем «демократическое» (государственное) самоуправление. Именно общественная организация является истинным средоточием жизни, а не местом подготовки к жизни.

Самоуправление должно решать проблемы самой молодежи, позволяя личности расти и развиваться. Самоуправление в общественной организации – управление молодежью, а не образованием. Поэтому все вопросы, связанные с сохранением и передачей опыта предыдущих поколений в академической форме, с организацией работы по усвоению знаний и обусловленной этим поддержкой дисциплины не должны быть предметом юношеского самоуправления: ни лагерного, ни общественного.

 


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.03 с.