В формировании любви к чтению у младших школьников — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

В формировании любви к чтению у младших школьников

2020-06-02 152
В формировании любви к чтению у младших школьников 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Абашева А.А. учитель начальных классов

МКОУ «Колесниковская основная общеобразовательная школа»

Кетовского района

Начальная школа – это особый этап в жизни ребёнка. Он связан с формированием у школьника основ умения учиться и способности к организации своей деятельности. Именно читательские умения обеспечат младшему школьнику возможность самостоятельно приобретать новые знания, а в дальнейшем создадут основу для самообразования. Значение книг для ребенка очень велико. Книги служат для того, чтоб расширять представление ребенка о мире, знакомить его с природой, всем, что его окружает. Через книгу ребенок воспринимает модели поведения. Резкое падение интереса учащихся к чтению, следствие этого – снижение грамотности, косноязычие, неумение правильно выражать свои мысли, - не может не волновать учителя. Решение данной проблемы возможно при правильном выборе методов обучения детей младшего школьного возраста, являющихся актуальными на сегодняшний день.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования выдвигает требования, направленные на развитие читательских универсальных умений младших школьников, добиться выполнения которых невозможно, если дети не увлечены чтением, не любят книгу.

Рассматривая современные образовательные технологии, которые могут помочь мне приобщить младших школьников к чтению, я выделила игровые технологии. Психолого - ­педагогические исследования доказали положительную роль игры в обучении детей. В процессе их применения у учащихся проявляются индивидуальные способности, а главное - абсолютно все учащиеся подходят к процессу игры творчески, тем самым еще быстрее достигается задача каждого учителя - увлечь детей чтением с помощью игровых технологий. Упражнения игрового характера обогащают младших школьников новыми впечатлениями, снимают утомляемость, позволяют полюбить книгу и процесс чтения.

В своей деятельности я использую различные игры в практике приобщения младших школьников к чтению. Использование игровых технологий на уроках литературного чтения возможно на всех его этапах – на этапе изучения нового материала, на этапе актуализации знаний, на этапе закрепления изученного материала. Литературные игры можно разделить на две группы:

1) литературные игры, основанные на эрудиции;

2) творческие литературные игры.

К играм, основанным на эрудиции, относятся всевозможные литературные викторины, ребусы, шарады, кроссворды, сканворды, головоломки, загадки на литературные темы, доступные и интересные ученикам. Литературные игры подразумевают создание оригинальных литературных текстов – как поэтических, так и прозаических, шуточных и серьезных: акростих, буриме, и др. Планируя свои уроки, я объединяю игру и учебно-воспитательный процесс, что позволяет осуществлять мне дифференцированный подход и вовлекать в работу каждого ученика, учитывая его способности и уровень подготовки. В 1 классе использую игры со словами, ритмами и рифмами, игры с неожиданными ассоциациями. Например, в начале урока даю ребятам зашифрованное название произведения, над которым будут работать на уроке, а играя в «Путаницу» ученики составят из букв название произведения.При изучении темы «Сказки, загадки, небылицы» включаю в урок сочинение историй, которые обучающиеся составили по аналогии с какой-либо сказкой. Например, сочинение сказки по аналогии со сказкой «Теремок», «Колобок». Обучающиеся с удовольствием прочитывают сочиненные истории. Ученикам очень нравятся викторины, так как они позволяют ребёнку ощутить дух соревнования, поэтому я часто их провожу. Вот примеры таких уроков: викторины по произведениям К. Чуковского; викторины по сказкам; Игра «Сказочная математика»: сколько Танюша переделала дел из стихотворения А. Барто «Помощница», сколько животных было в сказке «Рукавичка»; Игра «Узнайте героя сказки по описанию и представьте его». Группам дается цитата из сказки, где говорится о действиях героя. Надо вспомнить любой другой эпизод с его участием и представить героя. Так как дети любят рисовать, то в качестве домашнего задания я задаю нарисовать рисунок по сказке. Ребята вывешивают на доске рисунки к произведению, выполненные дома, а затем пересказывают эпизод. «Бюро находок» - надо разыскать владельцев вещей, которые поступили в бюро находок (скалочка, коса, репа, пшеничные колоски, топор). Очень интересно проходят ролевые игры, благодаря которым формируется ответственность за общее дело, возникает возможность дать каждому ученику работу по душе и по силам. Дети очень любят инсценировать. Они, как настоящие актеры, играют роли, входят в образы героев, и этот уровень вхождения – самый глубокий, самый действенный в воспитательном смысле. А чтобы свою роль сыграть, надо хорошо знать и осмыслить прочитанный текст.

Большое значение в деле приобщения младших школьников к чтению играет библиотека: библиотечная обстановка, поиск книги на стеллажах, разговор с библиотекарем. Мои воспитанники с нетерпением ждут прихода библиотекаря на урок, ждут встречи с новыми книгами. В результате проведенной работы я могу отметить следующее: дети в сельской библиотеке завели карточки читателя и стали постоянными гостями, а так же приносят в школу и обмениваются между собой книгами. На родительском собрании «Я люблю читать. Семейное чтение» опрос среди родителей показал, что дети с увлечением читают дома, как самостоятельно, так и с родителями.

Таким образом, наблюдая за детьми, я пришла к выводу, что игровые технологии позволяют сформировать у детей активный интерес к процессу чтения, приобщить ребенка к миру книг.

 

Современные образовательные технологии в начальной школе

                                                                  Свинцова С.М. учитель начальных классов

МКОУ «Марковская основная общеобразовательная школа»

Кетовского района

                                                                                          

Работаю в школе 40 лет и с удовольствием использую современные педагогические технологии. Каждый год образовательные учреждения ставят новые задачи, решить которые невозможно, работая по-старому, без разработки и внедрения каких-либо конкретных новшеств. Сегодня особую актуальность приобретают педагогические подходы и инновационные технологии, ориентированные не столько на усвоение учащимися знаний, умений и навыков, сколько на создание таких педагогических условий, которые дадут возможность каждому из них понять, проявить и реализовать себя.

 «Образовательная технология» – это процессная система совместной деятельности учащихся и учителя по проектированию (планированию), организации, ориентированию и корректированию образовательного процесса с целью достижения конкретного результата при обеспечении комфортных условий участникам. В современной начальной школе на первое место выходит личность ребенка и его деятельность, а среди технологий, удовлетворяющих требованиям ФГОС, можно выделить следующие:

· Здоровьесберегающие технологии

· Технология игровых методов обучения

· Проектная деятельность

· Информационно-коммуникационные технологии

· Проблемное обучение

· Технологии развития критического мышления

· Коммуникативные технологии

Здоровьесберегающие технологии. Используя технологии, приходится равномерно во время уроков распределять различные виды заданий, определять время подачи сложного учебного материала, выделять время на самостоятельную работу, нормативно применять ТСО, что дает положительные результаты в обучении. В последнее время стало много больных детей. Причинами являются некачественные продукты, плохая экология, неправильный образ жизни. Дети мало двигаются, много времени проводят за телефоном, компьютером. Здоровьесберегающая технология самая важная. Я с удовольствием использую музыкальные зарядки для глаз, пальчиковую гимнастику и физминутки, их множество в интернете. На уроке нужно использовать разные виды заданий, следить за осанкой детей, делать эмоциональный разряд, знакомить с гигиеническими правилами, учить заботиться о своем здоровье. Обязательно надо проветривать класс. Мои ученики готовят сообщения о здоровье, участвуют в различных конкурсах.

 

Технология игровых методов обучения. Наибольший интерес представляют игровые технологии. Играя на уроках, развивается кругозор ребенка, сообразительность. Игра дает возможность переключиться с одного вида деятельности на другой, она снимает усталость, утомляемость. Игры своим содержанием, формой организации, правилами и результативностью способствуют формированию умений анализировать, сравнивать, сопоставлять, развивают внимание, положительную мотивацию. Особенно в 1 классе дети очень любят играть. Каждая игра уникальна и содержит в себе различные функции. Нужно просто правильно подобрать, спланировать игру и создать условия для развития ребенка.

Проектная деятельность. Метод проектов – это путь, по которому идут обучающиеся и обучаемые, разрабатывая проект. Я понимаю, что проекты в младших классах – это трудная задача. Дети еще малы. Это будут лишь элементы проектной деятельности в ее классическом понимании. Но для малыша это будет его проект. Вместе с учителем важно определить этапы разработки проекта:

- разработка проектного задания,

- разработка самого проекта,

- оформление результатов,

- общественная презентация,

- рефлексия.

Ребята выбирают тему, делятся на группы, распределяют обязанности, подбирают материал, обсуждают, выбирают нужное, оформляют проект, защищают, оценивают результаты. На первых порах помогают родители и со временем дети уже сами делают проекты.

ИКТ. К каждому учебнику в начальной школе есть электронное приложение, которое позволяет заинтересовать детей. ИКТ превращают обучение в увлекательный процесс с элементами игры, способствуют развитию исследовательских навыков учащихся. Технологии тренирует и активизирует память, наблюдательность, сообразительность, концентрирует внимание учащихся. Компьютер на уроке значительно расширяет возможности представления учебной информации. Обучающиеся с помощью родителей готовят сообщения и создают мини- проекты с презентациями на различные темы уроков по окружающему миру, пользуясь ресурсами Интернет и другими источниками. И для учителя ИКТ- это средство наглядности, звуковое оформление уроков, презентации, тесты. Этот путь открывает ряд неоспоримых преимуществ.

Проблемное обучение. Стараюсь на каждом уроке создавать проблемные ситуации, чтобы дети могли вспомнить пройденное, сами сформулировать тему урока, сравнивать, высказывать свое мнение, делать выводы.

Проблемные ситуации могут создаваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении, закреплении, контроле. В результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками, развиваются мыслительные способности.

Коммуникативные технологии. К коммуникативным технологиям относятся: работа в группах, работа в парах сменного состава, работа в парах постоянного состава. Этот метод используется давно.

Технология развития критического мышления. Очень интересная технология РКМ, так как она позволяет строить учебный процесс на научно-обоснованных закономерностях взаимодействия личности и информации, технология направлена на развитие навыков работы с информацией, умений анализировать и применять данную информацию. Цель технологии:обеспечение развития критического мышления посредством интерактивного включения учащихся в образовательный процесс. В данной технологии меняются роли педагогов и обучающихся. Ребята не сидят пассивно, слушая учителя, а становятся главными действующими лицами урока. Они думают и размышляют про себя, делятся друг с другом рассуждениями, пишут, читают, обсуждают прочитанное. Роль учителя в основном координирующая. Существует множество приёмов ТРКМ:

Дерево предсказаний; Таблица ЗУХ; Схема «Фишбоун» или «Рыбий скелет»; «Толстый и тонкий вопросы»; Кластеры; Таблица «Плюс-минус-интересно»; «Ромашка вопросов» («Ромашка Блума»); «Шесть шляп мышления»; Синквейн; Приём «РАФТ». И это далеко не все приёмы, которые я использую на уроках. Любые образовательные технологии - это еще не гарантия успеха. Главным является органическое соединение эффективных образовательных технологий и личности педагога.

Таким образом, внедрение различных технологий позволяет в доступной форме использовать познавательные и игровые потребности для развития познавательных процессов и индивидуальных качеств. Можно сделать вывод, что данные технологии, которые я активно использую, позволяют мне планировать работу, которая направлена на достижение цели современного начального образования – развития личности ребенка, выявление его творческих возможностей, сохранение физического и психического здоровья.

 


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.