Формирование языковой компетенции учащихся посредством лингвистического анализа текста на  уроках русского языка — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Формирование языковой компетенции учащихся посредством лингвистического анализа текста на  уроках русского языка

2020-06-02 224
Формирование языковой компетенции учащихся посредством лингвистического анализа текста на  уроках русского языка 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Трубина Е.П. учитель русского языка и литературы

Обуховская основная общеобразовательная школа - филиал

МКОУ «Раскатихинская  средняя общеобразовательная школа»

Притобольного района

1. Введение. Русский язык в общеобразовательной подготовке учащихся имеет стратегическое значение, так как от уровня владения языком зависят успехи в учёбе не только по данной дисциплине, но и по всем остальным предметам. В федеральном государственном стандарте определены задачи школьного курса русского языка - это формирование ключевых компетенций: коммуникативной, языковой, лингвистической и культуроведческой.

Языковая компетенция - способность учащихся употреблять слова, их формы, синтаксические структуры в соответствии с нормами литературного языка, благодаря изучению лексики и фразеологии, морфологических норм согласования и управления, построения предложений разных видов.

Языковая компетенция предполагает владение языковыми единицами (фонетическими, лексическими, грамматическими) в соответствии с темами, ситуациями и сферами общения, а также навыками оперирования этими единицами в коммуникативных целях.

2. Актуальность опыта. При подготовке учащихся к итоговой аттестации я сталкиваюсь со следующими проблемами:

· учащимся сложно выбрать основную мысль из прочитанного текста;

· непонимание авторской позиции;

· затруднения в сжатом пересказе текста;

· высказывания учащихся отличаются примитивностью;

· бедность лексического запаса учащихся;

· неумение грамотно оформить монологический ответ;

· большое количество грамматических и орфоэпических ошибок.

Для нашей школы эти проблемы особенно актуальны в связи с особенностями контингента учащихся: около половины учащихся - билингвальные дети таджикской национальности (Приложение 1). В 2019 году с введением обязательного итогового собеседования по русскому языку эти проблемы проявились особенно остро, так как учащиеся плохо владеют навыками спонтанной речи. Все это подталкивает меня к поиску новых форм обучения.

3. Цель опыта: определить эффективность применения лингвистического анализа текста в формировании языковой компетенции учащихся.

4. Педагогическая идея. Педагогическая идея состоит в том, что формирование языковой компетенции учащихся будет результативным, если обучение будет опираться на систему, включающую целенаправленное и поэтапное овладение способами действия, обеспечивающими опознание языковых явлений и употребление их в речи, на основе комплексного лингвистического анализа текста.

5. Функции комплексного анализа текста. В своей практической деятельности я опираюсь на программу М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М. Шанского. В данной программе обозначена специальная цель преподавания русского языка: формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся. В переизданном учебнике содержатся развивающие задания по работе с текстом, сделан больший акцент на развитие речи школьников.

Комплексный анализ текста выполняет ряд функций:

1. Развивает лингвистический вкус, чувство русского языка

2. Даёт понимание эстетической ценности произведения

3. Учит находить и оценивать изобразительно-выразительные средства языка, использовать их в собственной речи

4. Помогает разобраться в авторском замысле (понять идею, позицию автора)

5. Даёт возможность рассмотреть текст в единстве формы и содержания

6. Способствует развитию высокой культуры разговорной и письменной речи

7. Способствует прочному усвоению основных разделов русского языка в системе, повышению уровня орфографической и пунктуационной грамотности

6. Новизна опыта. Новизна опыта состоит в апробации методов и приёмов, нацеленных на развитие языковой компетенции, а также в деятельностном подходе к изучению языковых явлений на основе текста. Мною собран и систематизирован обширный материал, составлены интересные дидактические материалы для работы над типами речи, разработаны программы элективных курсов в 9 классе «Уроки словесности» и «Стратегии работы с текстом».       

Принципы отбора текстового материала. Отбор дидактического материала является одной из центральных проблем реализации принципа изучения языковых единиц на текстовой основе. Требования к текстовому материалу  

- доступность                                                                                                                                   - соответствие возрасту и интересам учащихся                                                                     - наличие в тексте изучаемых грамматических категорий                                                                 - тексты должны быть невелики по объему, разнообразной тематики и воспитательной направленности. Через лингвистический анализ текста можно формировать все ключевые компетенции, а также организовывать эстетическое, нравственное и патриотическое воспитание.

8. Этапы работы по формированию языковой компетенции через лингвистический анализ текста. Планируя работу по формированию языковой компетенции, следует учитывать требования учебной программы, в соответствии с которой учащиеся знакомятся с лингвистическими понятиями, языковыми единицами, жанрами и типами высказываний, с особенностями композиционного и речевого оформления.

Класс Усваиваемые лингвистические понятия Умения и навыки
5 класс Введение понятий «текст», «тип текста», «стиль текста», «тема», «основная мысль», обучение различным видам разбора языковых единиц. 1.Составление плана. 2.Озаглавливание. 3.Выделение смысловых частей.
6 класс Введение понятий «абзац»,«микротема», «ключевые слова» 1.Составление сложного плана. 2.Сбор и систематизация материалов к сочинению с учетом темы и основной мысли.
7-8 класс Категориальные признаки текста Виды текстов Единицы текста             Способы членения текста Умение прогнозировать, отбирать языковые средства, адекватные содержанию, оценка коммуникативных качеств текста, совершенствование написанного
9 класс

В 9 классе большое внимание уделяется обучению созданию творческих работ (сочинения, посвященные целостному анализу произведений, создание собственных произведений по жизненным впечатлениям).

10.Формы и методы работы с текстом:

• комплексная работа с текстом;

• лингвостилистический анализ текста;

• сочинение-рассуждение;

• редактирование текста;

• различные виды диктантов;

• «самодиктанты»;

• интеллектуально-лингвистические упражнения;

• работа с текстами-миниатюрами;

• составление синквейнов, кластеров к тексту;

• коммуникативные и игровые ситуации.

11.Виды деятельности при работе с текстом:

• сравнение отдельных предложений и текстов,

• нахождение границ предложений в тексте,

• деление текста на смысловые части,

•  восстановление деформированного текста,

• выделение в тексте опорных слов,

• составление планов (картинного, словесного),

• определение темы и идеи текста,

• озаглавливание или анализ авторского заголовка,

• составление вопросов разных типов по тексту,

• сочинение по данному тексту, дописывание концовки текста, сочинение по опорным словами и т.д.

12. Диагностика трудностей при работе с текстом и построении собственного высказывания. Эффективность работы над лингвистическим анализом текста определяю с помощью анкетирования. В начале учебного года среди учащихся 7-9 классов было проведено анкетирование с целью выяснения трудностей по формированию лингвистической компетенции. Анкета представляла собой опросник, ответы на вопросы: умею, затрудняюсь, не умею. (Приложение 2). В анкетировании принимало участие 20 человек.

Анализ результатов показал, что

1. Практически все школьники – 95 % не испытывают трудностей в понимании текста, так как умеют определять основную мысль текста (вопрос 1), однако многие – 45% затрудняются ее прокомментировать (вопрос 2).

2. Большинство – 80% умеют находить аргументы в тексте (вопрос 3).

3. Но имеются определенные трудности при аргументировании собственного мнения, так как здесь необходима опора на свой жизненный опыт (вопрос 4).

4.   Устные монологические высказывания (спонтанная речь) вызывают большие затруднения, нежели письменные (вопросы 5 и 6)

13. Результативность опыта. Многоаспектная работа с текстом позволила мне достичь определенных результатов:

- у большинства учащихся сформировалась положительная мотивация к изучению русского языка и литературы;

- более эффективно происходит развитие интеллектуальных умений и навыков учащихся, формируется умение творческого подхода к решению учебных задач, совершенствуется речевое развитие;

- обогащается словарный запас, что позволяет учащимся добиваться реальных успехов в учебе.

    Об этом говорят стабильные результаты ОГЭ по русскому языку. Улучшение результатов ОГЭ произошло за счет повышения качества выполнения заданий с развернутым ответом (изложения и сочинения). Систематическая работа по формированию языковой компетенции учащихся привела к тому, что за последние 3 года мои выпускники таджикской национальности тоже достаточно успешно сдают итоговый экзамен по русскому языку, хотя многие из них поступали в школу, практически не владея русским языком.

Приложение 1

Таблица «Количество обучающихся – мигрантов» 2019-2020 учебный год

Класс

Общее кол-во обучающихся

Численность обучающихся - мигрантов

Чел. %
5 3 2 66
6 7 4 56
7 10 5 50
8 5 2 40
9 7 4 67

Приложение 2

Анкета для учащихся «Выявление трудностей при лингвистическом анализе текста»

1. Умеешь ли ты формулировать основную мысль исходного текста?

2. Умеешь ли ты комментировать основную мысль?

3. Умеешь ли ты отражать позицию автора (находить аргументы в тексте)?

4. Умеешь ли ты выражать и аргументировать собственное мнение?

5. Владеешь ли ты умением цельно, связно, последовательно излагать свои мысли? (письменно)

6. Владеешь ли ты умением цельно, связно, последовательно излагать свои мысли? (устно)

Ответы: Умею хорошо                 Затрудняюсь                    Не умею

Использование квест - технологий на уроках в начальной школе как условие повышения качества образования

Кузнецова Е.В.  учитель начальных классов,

МКОУ «Лесниковский лицей имени Героя России Тюнина А.В.»

Кетовского района

 Актуальность опыта заключается в том, что квест - игры одно из интересных средств, направленных на самовоспитание и саморазвитие ребенка как личности творческой, физически здоровой, с активной познавательной позицией. Что и является основным требованием ФГОС НОО. Почему я решила использовать инновационный опыт, потому что вижу, что у детей снижается интерес к обучению, все реже задания не выполняются самостоятельно, пока я работаю с детьми, которые отстают, интеллектуально развитые дети не загружены, наблюдается пассивность уже в начальной школе. Как активизировать учебную деятельность младших школьников? Этот вопрос волнует, наверное, не только меня, но и многих.

Новизна моего опыта заключается в изменении форм и методов взаимодействия всех учащихся образовательного процесса. Учитель выступает в роли тьютора, наставника, который не доминирует над учениками, а организует их работу. На сегодняшний день многие ученые рассматривают вопросы внедрения квест - технологий. Изучая опыт предшественников, я полагала получить следующие результаты: повысить заинтересованность учащихся в изучении учебных дисциплин, мотивация обучения, повысить уровень воспитанности информационной культуры учащихся. Учащиеся научатся основам самообучения и самоорганизации, работать в команде (планировать, распределять функции, взаимопомощи, взаимоконтролю).

Квесты по времени делятся на два вида: краткосрочные и долгосрочны.

Они бывают:

Линейные, когда задачи решаются по цепочке, одна за другой.

Штурмовые, когда участники получают задачу, подсказки для её решения, но пути решения выбирают сами.

Кольцевые, в которых команды участников стартуют с разных точек, и каждая идет по своему пути к финишу.

Любой квест, как и художественное произведение, имеет свою структуру.

Структура образовательного квеста может быть следующей:

1. Введение (в котором прописывается сюжет, распределяются роли)

2. Задания (этапы, вопросы, ролевые задания)

3. Порядок выполнения (бонусы, штрафы)

4. Оценка (итоги, призы)

Педагогу, разрабатывающему квест, необходимо определить:

o цели и задачи квеста;

o целевую аудиторию и количество участников;

o сюжет и форму квеста, написать сценарий;

o определить необходимое пространство и ресурсы;

o количество помощников, организаторов;

o назначить дату;

o как заинтриговать участников.

Меня заинтересовала новая форма квестов, это WEB-квест, в педагогике - проблемное задание c элементами ролевой игры, для выполнения которого используются информационные ресурсы интернета.   В январе я приняла участие в педагогической конференции «Педагог XXI века: актуальные направления повышения квалификации» и успешно прошла курс «Как создать онлайн - курс в формате веб - квеста». Я узнала в чем особенность данной современной технологии.

 Что же такое веб - квест? Веб-квест – это интерактивная учебная деятельность, включает три основных элемента:

ü Наличие проблемы, которую нужно решить.

ü Групповой поиск информации по проблеме осуществляется в интернете (задания у каждого).

ü Коллективное решение проблемы: переговоры, достижение согласия всеми участниками проекта.

 Важно! Веб-квест это одна из форм дистанционного обучения учащихся. Что же мы развиваем в результате квестовых технологий? Это и развитие читательской компетенции, мотивацию, развитие творческого потенциала, коммуникативные умения, тренируем навыки информационной деятельности, и наконец, метапредметные связи. Данную технологию я использую на протяжении двух лет. В этом году я провела мониторинг данной технологии. Результаты представлены на слайде. В начале года только 15% могли справиться сами с задание, сейчас уже результат повысился до 30%.  Используя методику Гинзбурга, я провела мониторинг мотивации обучения. На начало года у некоторых учащихся был уровень мотивации либо сниженный, либо очень низкий. На данный момент количество таких обучающихся снизилось до двух человек.

 Таким образом, Проект показал эффективность применения технологии квест как интерактивной образовательной среды для активизации учебной деятельности младших школьников. Использование технологии квест не допустит превращения Ваших учащихся в пассивных созерцателей!


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.041 с.