Автоматизированная система управления пассажирскими перевозками — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Автоматизированная система управления пассажирскими перевозками

2020-06-02 1084
Автоматизированная система управления пассажирскими перевозками 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Необходимость информатизации управления пассажирскими перевозками зависит, прежде всего, из проведения на железнодорожном транспорте экономической политики на основе маркетинговой стратегии, ориентированной на коммерческую эффективность транспортной продукции. При этом должна достигаться основная цель - обеспечение устойчивого функционирования железных дорог на рынке транспортных услуг по перевозке пассажиров. В этих условиях оперативное управление пассажирскими перевозками приобретает важное экономическое значение, так как от его качества и оперативности зависит снижение эксплуатационных затрат на перевозки и получение дополнительных доходов от них.

Для улучшения качества пассажирских перевозок, повышения культуры обслуживания, использования вместимости пассажирских вагонов, повышения производительности и улучшения условий труда билетных кассиров была создана автоматизированная система «Экспресс», работающая в масштабе реального времени.

 «Экспресс» разработана как типовая система, предназначенная для комплексной автоматизации билетно-кассовых операций для любых выполняемых полигонов железнодорожной сети. Она представляет собой распределенную вычислительную сеть коллективного пользования, включающую несколько тысяч билетных касс (терминалов) и целый ряд вычислительных центров. АСУ «Экспресс» позволяет выполнять большую сферу услуг, таких, как продажа билетов на любой поезд, предварительное бронирование мест, выдача проездных билетов с пересадкой, оформление проездных документов «туда» и «обратно» и т.д.

История развития системы «Экспресс» на железнодорожном транспорте

Экспресс-1

В 1972 году введена в эксплуатацию первая опытная отечественной системы резервирования мест и продажи билетов «Экспресс-1», позволившей впервые в нашей стране решить проблему пассажирских билетов за счет централизованного распределения мест, автоматического изготовления проездных документов, учета финансовой деятельности билетных кассиров и получения оперативной и статистической отчетности. Первоначально система создавалась для одного Киевского вокзала Москвы, затем она охватила весь Московский железнодорожный узел, обслуживая в сутки до 200 тыс. пассажиров, т.е. столько, сколько обслуживали в то время все взятые вместе аналогичные западноевропейские системы.

Создание системы «Экспресс-1» позволило решить целый ряд проблем в области пассажирских перевозок:

· в 3 раза сократилась продолжительность операций по продаже билетов;

· в 5 раз сократилась трудоемкость операций по ведению учета и составлению отчетности о перевозках пассажиров;

· повысилась рентабельность пассажирских перевозок;

· улучшилась культура обслуживания пассажиров за счет предоставления пассажирам возможности приобретать проездные документы в любой кассе на любое направление как непосредственно, так и по телефону;

· появилась возможность информировать пассажиров о наличии свободных мест через автоматические информационно-справочные устройства.

Экспресс-2

Разработка и эксплуатация системы «Экспресс-1» позволили накопить значительный опыт в создании первой в стране системы коллективного пользования, работающей в реальном масштабе времени, и создать в 1982 году типовую систему для всех железных дорог — «Экспресс-2». Благодаря тесному сотрудничеству разработчиков системы «Экспресс» с железными дорогами, была создана вычислительная сеть обслуживания пассажиров, включающая 27 региональных систем «Экспресс-2», работающих в непосредственном взаимодействии между собой в реальном масштабе времени на территории России, стран СНГ и Балтии.

Данная сеть включает в себя около 10 тысяч абонентов, связанных с обслуживанием пассажиров. «Экспресс-2» обслуживает с помощью 27 региональных систем до миллиона пассажиров в сутки в реальном масштабе времени.

В 1992 году было осуществлено сопряжение вычислительной сети «Экспресс-2» с аналогичной сетью в Западной Европе – ИРИС, в которой функционируют 13 электронных систем резервирования. Связь с зарубежными системами резервирования обеспечена через систему KURS-90 Германских железных дорог, которая находится во Франкфурте-на-Майне (рис. 56).

Объединение сетей ЭКСПРЕСС и ИРИС положило начало созданию единой вычислительной сети электронного резервирования мест в Европе и Азии. Общее число охваченных этой сетью систем резервирования достигло сегодня 40 (27 в России, СНГ и Балтии и 13 в Западной Европе).

 

Экспресс-3

В новых экономических условиях работы железнодорожного транспорта в России начался третий этап развития системы «Экспресс». Генеральной стратегией этого этапа является переход от уровня резервирования мест и продажи билетов к уровню управления пассажирскими перевозками в целом по сети железных дорог на базе новой системы «Экспресс-3». Этот переход к системе «Экспресс-3» осуществляется поэтапно, по мере достижения железными дорогами готовности к работе по новым информационным технологиям, архитектура этого процессам представлена на рис. 57.

Новыми информационными технологиями предусматривается полная автоматизация всех основных технологических процессов, связанных с управлением пассажирскими перевозками.

Внедрив новейшие технологии в пассажирские хозяйства железных дорог, создатели системы «ЭКСПРЕСС» вывели ее на мировой уровень и по функциональным возможностям позволили превзойти отдельные зарубежные системы.

 

Рисунок 55 Схема единого пространства электронных систем резервирования мест и управления перевозками "Экспресс"

 

 

Рисунок 56 Архитектура сопряжения систем "Экспресс- 2" и "Экспресс - 3"

По целому ряду функций система «Экспресс» опережает развитие зарубежных систем. К таким функциям относятся: управление багажными и грузобагажными перевозками, эксплуатация и ремонт парка пассажирских вагонов.

Для эффективного управления пассажирскими перевозками создан на базе информационных технологий оперативный механизм управления, который дал возможность автоматизировать сбор, обработку данных и выдачу рекомендаций пассажирским компаниям всей необходимой информации для принятия оперативных и стратегических решений по регулированию пассажирских перевозок, снижению затрат и получению дополнительных доходов. Решить эту проблему устаревшими техническими средствами системы "Экспресс-2", не обладающими требуемой производительностью, нельзя. В разработке АСУ "Экспресс-3" принимали участие коллективы специалистов ВНИИЖТ, ВНИИУП, ИВЦ Московской и Октябрьской дорог, за плечами которых большой опыт работы в области создания систем коллективного пользования, обслуживающих пассажиров в масштабе реального времени.

Система управления пассажирскими перевозками АСУ "Экспресс-3" внедрена в промышленную эксплуатацию на Московской дороге в январе, а на Северо-Кавказской и Октябрьской железных дорогах — в конце 2002 года. К концу 2004 года региональные центры «Экспресс-3» созданы на Куйбышевской, Свердловской, Западно-Сибирской, Восточно-Сибирской и Северной железных дорогах. Оставшиеся дороги подключены к региональным центрам.

АСУ "Экспресс-3" — человеко-машинная система коллективного пользования. Она включает совокупность административных и технологических средств, позволяющих в режиме реального времени обслуживать пассажиров и управлять пассажирскими перевозками.

В функциональном плане АСУ "Экспресс-3" имеет ряд подсистем, которые осуществляют информатизацию основных технологических процессов в пассажирском хозяйстве:

  • планирования и управления пассажирскими перевозками (АСУ-Л);
  • билетно-кассовых операций;
  • комплексного справочно-информационного обслуживания пассажиров (ЭКАСИС);
  • управления багажной работой (ЭСУБР);
  • управления парком пассажирских вагонов (АСУ-ПВ);
  • финансового и статистического учета пассажирских перевозок (ЭФИС);
  • сервисного обслуживания пассажиров (СЕРВИС) — дополнительные услуги для пассажиров, как на железной дороге, так и других видах транспорта, а также связь с информационными системами гостиниц, предприятий сферы культуры и т. п.;
  • нормативно-справочной информации (РАСПИСАНИЕ).

АСУ "Экспресс-3" имеет специальную подсистему, которая обеспечивает её совместную работу с различными, и не только железнодорожными, АСУ. Типовая автоматизированная система управления пассажирскими перевозками "Экспресс-3" разрабатывалась в соответствии с требованиями железных дорог стран СНГ. Она базируется на современных ЭВМ типа IBM 9672 моделей R36 и R37 с периферийным оборудованием, и средствами телеобработки, в которые входят маршрутизаторы, высокоскоростные коммутаторы, системы управления сетью и др.

Вычислительный комплекс имеет три возможности подключения терминальной, справочной и другой аппаратуры, включая ЭВМ других систем:

  • по старым протоколам BSC-1 и BSC-3 с использованием оставшихся каналов от "Экспресс-2";
  • по новому протоколу TCP/IP через сеть передачи данных Российских железных дорог с использованием каналов VPN;
  • по выделенным каналам для прямого подключения терминалов по протоколу TCP/IP.

Это дает возможность временно использовать старую периферийную аппаратуру системы "Экспресс-2". Для преобразования протоколов в переходный период от "Экспресс-2" к "Экспресс-3" используются шлюзы ЭВМ "Экспресс-2". После замены на дорогах старого оборудования "Экспресс-2" и развития сети передачи данных (СПД) шлюзы могут быть исключены из конфигуратора.

Терминалы и АРМы АСУ "Экспресс-3" по назначению подразделяются на рабочие, служебные и административные.

К рабочимтерминалам относятся те, на которых оформляют проездные документы, осуществляют возврат, гашение билетов, бронирование мест по паролю, выдачу справочной информации.

На терминалах, устанавливаемых в справочном бюро, получают информацию о поездах, вводят оперативную информацию об опоздании поездов, получают отчётные документы о работе справочного бюро, устанавливаемых в кассе возврата, производят расчёт с пассажирами за нереализованные поездки, возвращают в систему места с неиспользованных проездных документов, получают отчёт кассира за смену.

К служебным терминалам относятся терминалы, выполняющие функции по выдаче финансовых справок и отчётов о работе пункта продажи.

На административных терминалах выполняется ввод оперативных изменений в нормативно-справочную информацию, получение отчётов кассиров за смену, справок о работе касс, об использовании мест в поездах.

Помимо перечисленных рабочих мест в системе существуют АРМы:

· контролирующие документы и продажу проездных документов в поездах и вагонных участках;

· для контроля над ходом эксплуатации и ремонта пассажирских вагонов, устанавливаемые в депо, на вагонных участках, в управлениях дорог и МПС России;

· для пассажирских и финансовых работников и диспетчеров по управлению пассажирскими перевозками.

Независимо от назначения терминалы и АРМы созданы на базе стандартных узлов персональных компьютеров. При этом тип и параметры процессора, состав программного обеспечения, размеры оперативной и внешней памяти определяются в каждом конкретном случае в зависимости от задач, решаемых данным терминалом или АРМом. В состав оборудования, обеспечивающего обслуживание пассажиров, могут входить устройства для работы с кредитными карточками. Санкционированный доступ к работе на кассовом терминале и АРМе обеспечивается за счет использования уникальных ключей с защитой от подделок. Ключи выдаются кассиру-оператору и техническому персоналу для обслуживания. Параметры работы терминала изменяются и устанавливаются переводом его в специальный сервисный режим, доступный обслуживающему персоналу при использовании уникального сервисного ключа. Печатающие устройства кассовых терминалов АСУ "Экспресс-3" предназначены для оформления денежных проездных, отчетных финансовых, вспомогательных и справочных документов. Они подключаются к терминалам посредством специализированного интерфейса. В них используется шрифт и другие меры, исключающие финансовые злоупотребления при печати денежных проездных документов. АСУ «Экспресс-3» создается на базе действующей вычислительной сети системы «Экспресс-2» с поэтапной заменой на железных дорогах России старых, выработавших свой ресурс средств вычислительной техники. Входной информацией АСУ "Экспресс-3" являются заказы и сообщения, поступающие от ее абонентов через кассовые терминалы билетных кассиров, АРМы работников железных дорог, справочные установки и серверы сети Интернет. По каждому оформленному проездному документу банк данных системы «Экспресс» регистрирует:

  • количество проданных мест;
  • дату продажи; дату отправления поезда;
  • номер поезда, тип вагона;
  • станцию отправления и назначения поезда;
  • станцию отправления и назначения пассажира и т.д.

Информационное и программное обеспечения системы позволяют вести непрерывный учет свободных мест в поездах, ход реализации продажи билетов за 63 суток до момента отправления поезда и заполняемость вагонов на маршруте.

Заложены следующие основные принципы ведения информационной базы данных:

  • использование современных средств вычислительной техники и передачи данных;
  • обеспечение защиты информации от несанкционированного доступа;
  • создание электронных архивов с необходимой глубиной хранения;
  • построение системы учета первичной информации на базе оформления проездных документов во всех видах сообщений;
  • принцип вертикального и горизонтального информационного взаимодействия при полной совместимости по уровням;
  • высокая готовность к предоставлению информации лицам, принимающим решения;
  • возможность дальнейшего совершенствования по мере развития вычислительной техники;
  • гибкая адаптация к изменяющимся внешним условиям.

В структурном плане автоматизированная система управления пассажирскими перевозками представляет собой вычислительную сеть, включающую региональные центры системы «Экспресс-3», которые, взаимодействуя между собой в реальном масштабе времени, обслуживают как пассажиров, так и работников железнодорожного транспорта, осуществляющих управление пассажирскими перевозками. Все региональные системы "Экспресс-3" на дорогах сети будут иметь общий распределенный банк данных мест в поездах, на основе которого они взаимодействуют и функционируют. Для облегчения работы билетных кассиров в терминальной аппаратуре используется развитая система меню, отображаемая на экран в виде подсказки. Запоминающее устройство большой емкости дает возможность проводить расследование различных нарушений работы кассиров. В нем хранится системный журнал работы кассы, представляющий собой архив данных, необходимый для расследований.

В печатающих устройствах используется автоматическое выравнивание вкладываемых бланков для исключения их перекосов и точного впечатывания информации в отведенные графы проездных и перевозочных документов.

В системе «Экспресс-3» информационным технологиям регулирования пассажирских перевозок уделяется особое внимание, поскольку они должны быть непосредственно связаны с маркетинговыми оценками складывающихся ситуаций по пассажирским перевозкам. При этом планируется перейти к гибкому изменению тарифов с таким расчетом, чтобы обеспечивалась оперативная обратная связь в виде соответствующего изменения доходов от проведенных регулировок. То же самое должно относиться не только к тарифам, но и составам поездов, маршрутам следования и т.д. Наличие такой гибкой системы регулирования на базе автоматизации маркетинговых исследований "Экспресс-3» может поднять населенность поездов на 10-15 %. Как показывают расчеты, повышение населенности поездов на 1 % приводит к снижению эксплуатационных расходов на 27 млрд. руб. в год. Поэтому указанный рост позволит получать ежегодную экономию порядка 260-400 млрд. руб. Для оперативного регулирования управления пассажирскими перевозками в региональных системах «Экспресс-3» созданы и разрабатываются новые автоматизированные центры управления. Они оснащаются АРМами, являющимися абонентами «Экспресс-3». АРМы будут обеспечивать необходимой информацией как диспетчеров, следящих за процессом перевозок пассажиров, так и работников пассажирских, финансовых и технических служб на всех уровнях. С помощью АРМов работники всех уровней будут иметь возможность обмениваться между собой необходимой информацией через систему «Экспресс-3».

 


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.028 с.