С группой учащихся 5 класса, имеющих диагноз «дизорфография» — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

С группой учащихся 5 класса, имеющих диагноз «дизорфография»

2020-05-10 81
С группой учащихся 5 класса, имеющих диагноз «дизорфография» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Темы:

коррекционная — «Развитие и уточнение пространствен­ных представлений»;

грамматическая — «Правописание существительных мно­жественного числа, родительного падежа»;

лексическая — «Отважные путешественники. Заниматель­ные приключения в космосе».

Цели:

1) уточнить и закрепить пространственные представления;

2) закрепить осознание схемы тела;

3) уточнить правое и левое направления в пространстве;

4) уточнить пространственные взаимодействия объектов;

5) уточнить графическое обозначение направлений;

6) развивать словесно-логическое мышление;

7) развивать пространственно-образное мышление;

8) закреплять навык определения предметной последова­тельности ряда.

Оборудование: цветные карандаши, часы, зеркало, календарь,

доска, мел, фланелеграф. План занятия:

I. Организационный момент.

II. Основная часть.

1. Проба Хеда.

2. Работа с тетрадью.

3. Упражнение «Ухо—нос».

4. Рисование иероглифов.

5. Работа с цифровым рядом.

6. Физкультминутка.

7. Графический диктант.

8. Работа с тетрадью.

9. Графический диктант.

 III. Подведение итогов.

Ход занятия

№ п/п Содержание Примечания
I 1 Организационный момент. Скажите, пожалуйста, какое сегодня число, месяц? А какое число, месяц будет завтра? А какое было вче-ра?  
II 2 Основная часть. Сегодня мы с вами отправимся в веселое путешествие по пространству. А те из вас, кто пройдет все этапы, хорошо и правильно выполнит все задания, в следую­щий раз смогу отправиться в путешествие по времени. Давайте проверим, все ли готовы выдержать трудные испытания, все ли могут стать пилотами на нашем «виртуальном» корабле. Чтобы быть хорошим пило­том, надо хорошо ориентироваться в пространстве. Все помнят, где находится левая рука? Поднимите ее, по­жалуйста. Теперь поднимите правую руку. У всех оди­наково. Никто не забыл? А теперь экзамен для пилотов. Дотроньтесь правой рукой до правого уха. Опустите руку. А теперь левой рукой до левого уха. Молодцы! Покажите правой рукой левое ухо. А теперь в быстром темпе: правой рукой — правое ухо, левой рукой — правое ухо, закройте ладонью правой руки правый глаз, ладонью правой руки левый глаз. Положите правую руку на левое колено, левую руку — на левое колено. Молодцы! Все прошли первый тур «посвящения в пи­лоты»  
3 Выполняем задание № 2. Откройте тетради* (см. с. 152) на с. 4 (формулировка заданий по тетради). Тетрадь, с. 4, упр. 1—6
4 А теперь главное испытание. Проводится оно в ус­ловиях невесомости. Для тех, кто сможет справиться с таким заданием, не страшны космические пере­грузки. Выполняем упражнение «Ухо—нос». Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой за левое ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот». Хорошо, а теперь еще раз. Тот, кто лучше всех справился с заданием, будет капитаном вашего корабля  
5 Теперь капитан раздаст карандаши всей команде. Ко­манда и капитан приготовились к выполнению сле­дующего испытания. Откройте свои рабочие тетради. Напишите в них число. Возьмите красный карандаш в правую руку, синий — в левую. Для общения с ино­планетянами мы должны научиться рисовать иерогли­фы. Правой рукой рисуем квадратные скобки, развер­нутые вовнутрь, а левой рукой — наружу  
6 Посмотрите: к нам пришло письмо от жителей другой планеты. Им непонятно значение некоторых наших слов. Они написали каких, но все перепутали, и вместо букв использовали цифры. Давайте расшифруем эти слова и объясним их значение  
7 Пришло время нам немного отдохнуть. Сделаем при­вал. Все встали у своих парт. Руки на пояс. На счет «8» начинаем с правой руки. Начали. 1. Правая рука впе­ред. 2. Левая вперед. 3. Правая рука на левое плечо. 4. Левая рука на правое плечо. 5. Левая рука вперед. 6. Правая рука вперед 7. Левая рука на пояс. 8. Правая рука на пояс. Сели на свои места Физкультми­нутка «Пода­рочки»
8 Ой! Только что поступило сообщение: космический корабль из параллельного класса потерпел бедствие. Мы должны их спасти. К месту катастрофы можно добраться на самолете. Летчик уже готов лететь. Но вот беда — не готова схема полета. Давайте поможем ко­мандиру и нарисуем схему. Откройте тетради. Нашли точку «начало полета» Тетрадь, с. 6, упр. 12
9 А сейчас послушайте историю про девочку Машу, ко­торая тоже собиралась в путешествие. Правда, не в космос, а на дискотеку. Но сборы затянулись. Она не могла найти нужную ей обувь. Кто поможет Маше? Тетрадь, с. 6, упр. 13
10 Пришло время для соревнования пилотов — кто са­мый сообразительный. Выполняем задание «Авто­бус» Тетрадь, с. 9, упр. 15
11 Еще одно испытание выпадает на долю отважных воздухоплавателей: космический спутник упал на дно Марианской впадины. Водолазы уже на месте происшествия. Но и с ними приключилась беда. Один из водолазов не может найти выход на поверх­ность среди кораллов и рифов, подводных скал и пещер Тетрадь, с. 8, упр. 14
12 Настало время подведения итогов. Все прошли испы­тания, все готовы к путешествию на космическом ко­рабле. А чтобы ничего не забыть, выполните дома за­дания... Домашнее задание, тет­радь, с. 4, упр. 7—8, с. 6, упр. 9, 10, 11
III Подведение итогов. Наше сегодняшнее путешествие подошло к концу. Вспомните, что мы делали во время этого путешест­вия, какие задания вам больше всего понравились, какие были слишком сложными. На следующем занятии мы отправимся в путь на машине времени  

* Имеется в виду издание: Елецкая О. В., Горбачевская Н. Ю. Путешествие по времени и пространству. Логопедическая тетрадь № 1. СПб., 2002. Здесь и да­лее при слове «тетрадь» подразумевается указанное пособие.

Занятие № 6

с группой учащихся 5 класса,

имеющих диагноз «дизорфография»

По мотивам рассказов А. Семенова

«Двенадцать агентов Ябеды-Корябеды»

Авторы предлагают использовать такой персонаж, как Мур-зилка, или на усмотрение логопедов главного героя можно по­менять на Гарри Поттера и т.п.

Темы:

коррекционная — «Развитие и уточнение пространствен­ных представлений»;

грамматическая — «Безударная гласная в корне слова, сло­варные слова»;

лексическая — «Детективно-загадочная история. Мурзил-ка против Ябеды-Корябеды».

Цели:

1) уточнить и закрепить пространственные представления;

2) уточнить правое и левое направление в пространстве;

3) уточнить пространственные взаимодействия объектов;

4) закрепить графическое обозначение направления;

5) развивать словесно-логическое, пространственно-образ­ное мышление;

6) развивать произвольное внимание, наблюдательность;

7) закрепить пространственный навык при определении
последовательности буквенного ряда;

8) закрепить темы «Безударная гласная в корне слова», «Сло­варные слова»;

9) закрепить темы «Словоизменение и словообразование».
«Расширение активного словаря»;

10) воспитывать нравственно-этические модели поведения

у школьников.

  План занятия:

I. Организационный момент.

Знакомство с Мурзилкой. Беседа о сказочных персонажах.

II. Основная часть.

1. «Сцена с переодеванием».

2. «Ночной десант».

3. «Следопыт».

4. Динамическая пауза.

5. «Чрезвычайное заседание».

6. «Ночной десант-2».

7. «Цирковые номера».

«Загадка разбитого окна».
III. Подведение итогов.
Ход занятия

Содержание Примечания
1 2 3
I Организационный момент. Здравствуйте. Сегодня у нас необычное занятие. Давайте вспомним время, когда вы были маленькими и только научились читать. Какие детские журналы вы чита­ли или вам читали родители? Очень хорошо, что вы все помните жур­нал «Мурзилка». А кто такой этот Мур-зилка? Мурзилка — это такой сказочный персо­наж наподобие, Буратино, Чебурашки... Мурзилка — это герой, помогающий школьникам преодолевать их отрица­тельные качества и справляться «Мурзилка», «Веселые кар­тинки», «Колобок», «Золо­тое детство». Логопед проводит беседу с детьми по поводу сказоч­ных персонажей и говорит о том, что бывают герои, придуманные авторами (Лошарик, Тяни-Толкай), и сказочные персонажи, про­тотипом которых явился человек (Незнайка, Элек-троник, Гарри Поттер) или реально существующее
  с проблемами, с которыми они встреча- ются в своей повседневной жизни АЯбеда-Корябеда... Вы сами мне это скажете животное (Крокодил Гена, Серый Волк, Конек- Горбунок, Сивка-Бурка). Дети предлагают варианты таких отрицательных пер- сонажей сказок, как Баба Яга, Бастинда, Гингема и т.п., и проводят аналогию между ними
II 1 Основная часть. А теперь слушайте. Злая волшебница Ябеда-Корябеда заканчивала ужин. Она съела крысу без хвоста, вытерла рот бу- мажной салфеткой и сказала: «Вкусно!» Затем повернулась к своим верным лю- дям, которые почтительно стояли по- одаль. Их было двенадцать... А может быть больше? Ведь каждый из них имел свою кличку, которая как нельзя более точно отражала его характер. Агенты были жадными, ленивыми, не в меру болтливыми, драчливыми, трусливыми, хитрыми и коварными грязнулями. Давайте догадаемся, как звали агентов. А поможет нам в этом песенка Б. Савельева и А. Хаита «Ловить, крушить и рвать на части...» «Сцена с переодеванием» Ябеда-Корябеда напоминает задание: «Господа агенты, вы должны войти в контакт с ребятами, завоевать их доверие и начать хулиганско-диверсионную рабо- ту. Вы должны ссорить их между собой, учить их шалопайничать, ябедничать и сваливать вину друг на друга. Для того чтобы вам было легче выполнить зада- ние, я превращу одну часть агентов в девочек, а другую — в мальчиков. Сего- дня ночью ваш десант высадится в Санкт- Петербург». Но у Мурзилки есть свои агенты. И он получил фотографию этого секретного сборища, сделаную через замочную скважину. При работе над этой темой можно использовать диск «Злодейские песенки» из серии «Антология детского шлягера». Дети образуют имена аген- тов: Жадина, Лодырь, Трус, Балбес, Тараторка и т.д. Одежда у мальчиков засте- гивается на правую сторо- ну. А у девочек — на левую
  Мурзилка посмотрел на фотографию и сразу догадался, что здесь восемь маль­чиков и четыре девочки. Как он об этом узнал?  
2 «Ночной десант». В это время раздался звонок мобильного телефона. В трубке слышится спокойный голос: «Обнаружено место высадки лазут­чиков. Это в пяти километрах от Невского проспекта. Записывайте по буквам: «МА­ЛАЯ ПОСАДСКАЯ». Мурзилка бросился к двери. Звонок телефона вернул его с лест­ницы. На этот раз голос был пренеприят­ным: «Произошла ошибка. Быстро записы­вай, а то опоздаешь, грамотей. Уточняю место высадки. Это в трех километрах от Дворцового моста. Сообщаю дословно: "БАЛЬШАЯ МАНЕТНАЯ"». Мурзилка тут же спокойно сказал в труб­ку: «Передайте Ябеде-Корябеде, что меня не так легко провести». Как Мурзилка догадался, что второй зво­нок ложный? Логопед обращает внима­ние на то, что первый вари­ант сообщения был написан верно, а во втором присут­ствуют ошибки. Только безграмотный агент мог ошибиться в написании таких слов, да еще так не-' вежливо обращаться к собе­седнику
3 «Следопыт». Слушайте дальше. На влажном песке на месте высадки десанта хорошо сохрани­лись следы. Но дальше шла густая трава, и они терялись. Странным было то, что не двенадцать, а всего шесть пар следов было на песке. Сначала Мурзилка решил, что здесь сбро­шена только половина агентов. Но он бы­стро догадался, в чем дело: остальных шестерых они посадили к себе на плечи. Как Мурзилка разгадал маневр против­ника? Под веткой свободно прой­дет человек даже высокого роста, но если на плечах сидит еще кто-то, то ветку придется обойти. Следы это и показывают
4 i Динамическая пауза. Давайте поможем Мурзилке догнать и обезвредить агентов и попробуем повто­рить их маршрут Дети по очереди проходят под указкой, которую дер­жит ведущий
5 «Чрезвычайное заседание». Итак, первую группу агентов Мурзилка легко разоблачил, а вы ему в этом помогли. Ябеда-Корябеда устраивает чрезвычайное В речи Ябеды-Корябеды присутствует каждая вось­мая буква.
  заседание своих агентов. Все лазутчики с одного слова понимали злую волшебни­цу. Да что с одного слова — с полуслова, с ноль целых одной десятой части слова понимали они ее, поэтому речь Ябеды-Корябеды была краткой: — Дооай, биа: зыв. Все было ясно. Ведь стараясь быть до­ходчивой, она произнесла даже больше, чем каждую десятую букву своей речи: — За прошедший период мы приложили немало усилий, чтобы ребята росли такими, как надо: разболтанными и ленивыми. Какие по счету буквы называла Ябеда-Корябеда?  
6 «Ночной десант-2». И опять по тревоге подняли утром Мур-зилку. Обычно Мурзилка ложится спать вовремя. Но вчера до поздней ночи по телевизору показывали футбольный матч «Зенит» — «Манчестер-Юнайтед», и поэтому он немного не выспался. Но че­рез полчаса, как всегда собранный, под­тянутый, он был на месте — на проспекте Большевиков — на окраине города. Кое-где еще остаются на нем деревянные до­мики. Будто утлые лодочки, теряются они около океанских лайнеров — белых многоэтажных корпусов. Было еще рано, и снова Мурзилка увидел шесть пар следов, четко выделяющихся на мостовой. Осмотрев все вокруг, Мур­зилка забрался на высоченный забор, заглянул в люк канализации. Усмехнулся: «Прием-то старый. Я думал, Ябеда-Коря-беда приготовит что-нибудь новенькое...» Всего агентов было двенадцать. Шестеро из них посадили себе на плечи еще по лазутчику. Почему он так решил? Как показывают следы, все лазутчики неожиданно по­вернулись в одну сторону, что-то их там заинтересова­ло. Однако заинтересовать­ся там нечем — лишь высо­кая стена с той стороны. А вот лазутчику, сидящему верхом на другом агенте, есть что посмотреть. На высокой витрине магазина виден телевизор, по кото­рому в то время, когда про­ходили агенты, показывали футбольный матч
7 «Цирковые номера». Мурзилка пустился по следу. Ведь когда тащишь на себе тяжелую ношу, далеко не убежишь. Следы вели вдоль длинного Следы прошли под натяну­той через улицу проволо­кой. Сидящие наверху
  забора, за которым что-то строили. Вне­запно они стали попарно сближаться, еще несколько метров — и не шесть, а только три пары следов вели дальше. Мурзилка, конечно, решил, что каждый агент тащит на себе еще троих. Неожи­данно следы опять стали сближаться, и только одна пара следов была на земле. Мурзилка удивился. Ведь нести на себе одиннадцать человек — это просто цирк. Как видно, агенты долго отрабатывали этот цирковой номер и теперь показали все свое искусство. Уже не пара, а след всего лишь одного ботинка вел дальше. «Целая футбольная команда на нем, а он еще на одной ножке прыгает!» — изу­мился Мурзилка А след показывал, что лазутчик пры­гал — прыгал и... пропал. Как лазутчики провели Мурзилку? лазутчики добрались по ней до забора и слезли по дру­гую его сторону. Трое из оставшихся шести снова уселись верхом Лазутчики прошли под ве­ревкой, и все агенты, нахо­дящиеся и вверху и внизу, могли по ней добраться до забора. Но чтобы больше запутать Мурзилку, один из них остался, а веревку оборвали Лазутчика догнал велоси­пед и поехал рядом с ним. Затем лазутчик сел на его багажник, перед этим по­прыгав немного на одной ноге
8 «Загадка разбитого окна». Вскоре в городе произошло первое про­исшествие. Назовем его так: «Загадка разбитого окна». На место происшествия срочно выехал Мурзилка и увидел: в до­ме на первом этаже разбито окно, рядом стоят два мальчика. Кто же из них вино­ватым? Мальчик в светлой рубашке рас­сказывает: «Я учусь во вторую смену, уроки еще вчера сделал, поэтому утро у меня было свободным. Я сидел на лавочке в сквере и читал книгу. Вдруг к дому подошел вот этот мальчишка. Решил, что его не видят, поднял камень и бросил в окно». Мур­зилка сразу же понял, что его обманывает агент Ябеды-Корябеды. Почему Мурзилка решил, что его обма­нывают? На скамейке висит табличка «Окрашено». Если бы ла­зутчик действительно на ней сидел, то был бы ис­пачкан краской
III Подведение итогов. В этот раз с вашей помощью Ябеде-Корябеде не удалось осуществить свои коварные планы. Один из ее агентов про­валился, она страшно разозлилась и стала  
  думать, что бы ей еще такое вредное зате^ ять. Может ли Мурзилка рассчитывать на вашу помощь? Вспомните, что мы делали во время заня­тия, какие задания вам больше всего понра­вились, какие были слишком сложными? Домашнее задание. Выполните тест №1  

Занятие № 7

с группой учащихся 5 класса, имеющих диагноз «дизорфография» Темы:

коррекционная — «Развитие и уточнение временных пред­ставлений. Сутки. Дни недели»;

грамматическая — «Правописание наречий и предлогов»;

 лексическая — «"Куда делся понедельник?" Ю, Мориц». Цели:

1) закрепить представления по теме «Дни недели»;

2) уточнить понятия об основных единицах времени;

3) закрепить навык наблюдения и определения временной
последовательности каких-либо действий и событий;

4) закрепить умение работать с календарем;

5)  расширять и активизировать словарный запас.
Оборудование: «вечный» календарь, карточки с названия­
ми дней недели, обычный календарь, доска, мел, фланелеграф.

План занятия:

I. Организационный момент.

II. Основная часть.

1. Объявление темы занятия.

2. Работа с тетрадью.

3. Упражнение «Вставь пропущенную букву».

4. Запоминание дней недели.

5. Работа с календарем.

6. Работа с тетрадью.

7. Рабочие и выходные дни.

8. Составление рассказа по теме.

III. Подведение итогов

Ход занятия

  № п/п Содержание Примечания 1 2 3 I Организационный момент. Скажите, пожалуйста, какие сегодня число, месяц? А какие число, месяц будет завтра? А какие число и месяц были вчера? Какой сегодня день недели? Какой день недели был вчера, какой будет завтра?   II 1 Основная часть. Сегодня мы поговорим о сравнительно небольшой части времени. О какой? Догадайтесь. Братьев этих ровно семь. Вам они известны всем! Каждую неделю кругом Ходят братья друг за другом. Попрощается последний — Появляется передний. Откройте тетради и запищите отгадку на с. 19 Тетрадь, с. 19. Дни недели 2 Ребята из соседней школы сделали красивый настенный календарь, только вот перепутали все дни недели. Они забыли их порядок и составили неделю из четырех дней. А вы сможете им помочь? Сколько дней в неделе? Назовите их по порядку Запишите в тетрадях эти названия. Объясните значение этих слов Тетрадь, с. 20, упр. 10. Семь: понедельник, вторник, среда, чет­верг, пятни­ца, суббота, воскресенье 3 Ошибки в календаре друзей мы исправили. Давайте сделаем и себе такой же. Ой, какой ужас, на компьютере заклинило кнопки и некоторые буквы придется написать от руки. Да к тому же потерялось какое-то слово! Что за слово потерялось? Пон__ дельник, ср да, ч_ тверг, п_ тница, су_ ота, в скресен е   4 Поиграем. Условия игры. Команды поочередно называ­ют дни недели, начиная с понедельника. А затем в об­ратном порядке Воскресенье, суббота, пят­ница, чет­верг, среда, вторник, понедельник 5 Прочитайте стихотворение «Кто родился в понедель­ник?». А кто-нибудь знает; в какой день недели он ро­дился? Давайте попробуем это узнать по чудо-календарю Тетрадь, с. 21, упр. 13. Чудо-кален­дарь 6 А сейчас задание непростое. Кто догадается, получит приз. Назовите пять дней недели, не используя чисел и названий дней. Запишите эти слова в тетрадь Тетрадь, с. 21, упр. 12 7 У кого-нибудь из вас есть самый любимый день недели? Да, конечно, это воскресенье. Почему? Правильно, по­тому что это выходной день. А какой еще день считают выходным? Какие дни называют рабочими?   8 Пришло время провести соревнование на звание лучше­го рассказчика. Вам предложены слова. Составим рас­сказ с опорой на эти слова сначала устно, а потом пись­менно. Тетрадь, с. 21, упр. 14 III Подведение итогов. Наше сегодняшнее занятие подошло к концу. Вспомни­те, что мы делали во время этого занятия, какие задания вам больше всего понравились, какие были слишком сложными. Домашнее задание С. 19. упр. 8, с. 20, упр. 11

Занятие № 40 с группой учащихся 7 класса, имеющих диагноз «дизорфография»

Темы:

коррекционная — «Состав слова. Суффикс. Образование существительных с помощью уменьшительно-ласкатель­ного суффикса»;

грамматическая — «Суффиксальный способ образования слов»;

лексическая — «Миниатюра Ф. Кривина "О словообразо­вании"».

Цели:

1) уточнить лексическое значение суффиксов имен суще­
ствительных;

2) закрепить знания по теме «Состав слова. Морфемика.
Суффикс».

План занятия:

IОрганизационный момент.

IIОсновная часть.

1. Чтение и обсуждение миниатюры Ф. Кривина «О сло­вообразовании».

2. Определения: морфема, морфемика, суффикс.

3. Лексическое значение суффиксов «-чик-» — «-щик-».

4. Образование существительных с помощью уменьшитель­
но-ласкательного суффикса.

5. Дифференциация суффиксов «-ик-» — «-чик-».

6. Динамическая пауза.

7. Лексическое значение суффиксов «-тель-» — «-ник-».

8. Лексическое значение суффикса «-ок-».
III. Подведение итогов.

Ход занятия

Содержание Примечания
1 2 3
I Организационный момент. Назовите себя — представьтесь  
II 1 Основная часть. Чтение рассказа Ф. Кривина. О каком способе словообразования говорится в миниатюре Ф. Кривина? Пришла Работа к Человеку и говорит: «Есть у меня сынок — способный, дельный парнишка. Не хотелось бы, чтобы он, как мать, остался неоду­шевленным. Так вот я и подумала: не возьмешь ли ты моего сынка на выучку? Поработает у тебя Прилагательным, в Существительные выйдет, а там, глядишь, воодушевится. — А как зовут сынка-то? — Рабочий. — Ну что ж, имя подходящее. Пусть выходит завтра на работу. И вот появился в тексте рядом со словом Человек его ученик — Рабочий. Рабочий человек... Очень хорошее сочетание. — Ты следи за мной,— говорит Человек учени­ку.— Во всем со мной согласуйся... Пока ты при­лагательное, это необходимо. Старается ученик, согласуется, а Человек его по­учает: — Существительным, брат, стать не просто. В особенности одушевленным. Здесь не только род, число — падеж усвоить нужно. Главное — значе­ние. Вот знаешь ты, что значит — Человек? — Откуда мне знать? — вздыхает ученик.— Я ж еще не учился. Но со временем он разобрался во всем. Верно гово­рила Работа, что у нее способный, дельный сынок.  
  Увидев, что ученик усвоил его науку, человек сказал ему: — Ну вот и ты стал одушевленным существи­тельным; как говорят, вышел в люди. Теперь мо­жешь работать самостоятельно: каждому будет ясно твое значение. Так появилось в тексте новое существительное. Рабочий... Это не просто мужской род, единст­венное число, именительный падеж. Тут, как го­ворил Человек, значение — самое главное. Слово «рабочий» — сначала какая часть речи? Затем? От какого слова образовано слово «рабочий»? Как называется такой способ образования? Имя прилагатель­ное. Имя существи­тельное. Работа. Суффиксальный способ образова­ния слов
2 Объявление темы урока. Что такое суффикс? Какие еще есть части слова? Как называется часть слова? А сегодня рассмотрим такую морфему — суф­фикс Суффикс — часть слова, которая стоит после корня и служит для обра­зования новых слов. Морфема — часть слова
3 Откройте тетради. Какое сегодня число? Лексическое значение суффиксов. Придумайте и запишите слова — имена сущест­вительные, образованные с помощью суффиксов На доске картин­ка — барабан и суффиксы «-чик-» И «-ЩИК-». Обозначение чело­века по роду заня­тий: каменщик, стекольщик, свар­щик, точильщик, гардеробщик, но­сильщик, постав­щик, квартиро­съемщик, кранов­щик, банщик, ча­совщик, переплет­чик, летчик, пере­водчик, грузчик, наладчик, развед- чик и т.д. В значении «ма- ленький»: бара- банчик, мальчик, стульчик, карман- чик, блинчик и т.д.
4 Какие еще уменьшительно-ласкательные суффик- сы вы знаете? Давайте попробуем образовать с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов ласко- вые слова. А в слове «ласточка» есть суффикс? А в словах «тычинка», «венчик», «лепесток», «пестик»? «-ик-»: домик, садик, ежик, чи- жик и т.д. «-ok-»: лесок, гри- бок, крючок и т.д. «-ОНОК-»         «-енок-»: лисенок, волчонок, медве- жонок и т.д. «-ичк-»: сестричка, лисичка и т.д. «-оньк-» — «-еньк-»: лисонька, ручень- ка и т.д. «-очек-»: листочек, сыночек. Ключ — ключик, альбом — альбом- чик, шляпа — шляпка, солнце — солнышко, лес — лесок, улица — улочка, дерево — деревце, ухо — ушко, слово — словечко,лев — львенок, снег — снежок, изба — избушка. Нет
5 Динамическая пауза. По Чите течет Читинка, в речку воткнута тычин- ка. Спишите скороговорку в тетрадь. Выделите суф- фиксы. На доске написана скороговорка. Ни у кого не полу- чается.
  Повторите ее, пожалуйста. Игра «Что я люблю есть». Сейчас Вася вернется, и, после того как произне­сет скороговорку, я попрошу его сообщить мне шепотом его любимое блюдо. А мы Васю разы­граем: угадаем это слово. Я буду называть слова, обозначающие названия еды. А Васино любимое блюдо (например, мороженое) я произнесу после слова «чай». Например: Вася больше всего любит: макароны (дети хором кричат «Нет!»), борщ («Нет!»), молоко («Нет!»), чай («Нет!»), моро­женое («Да!») Один из детей выходит за дверь репетировать про­изнесение скоро­говорки. Остав­шимся детям ло­гопед объясняет ход игры. Репетировавший ребенок, зайдя в кабинет после прочтения скоро­говорки, шепотом сообщает логопеду свое любимое блюдо. Вася пытается догадаться, как ребята узнали его секрет
6 Вернемся к профессиям. Суффиксы «-шик-», «-чик-». А еще? Очень интересен суффикс «-ник-». Итак, мельник — суффикс обозначает человека по роду профессий; чайник, кофейник, бумажник — емкость для хранения чего-либо; кустарник, ва­лежник, цветник А теперь внимательно посмотрим на слова. В каких словах есть суффикс «-ок-»? Запишите слова в столбик: флаг — сахар — порог — гриб — башмак — город — берег — звон — жук — колос — Образуйте новые слова с помощью суффиксов «-ок» — «-ёк-». В каких парах слов произошло чередование со­гласных в корне? «-тель»: учитель, воспитатель, строитель, писа­тель; «-ник»: мельник, плотник, охотник, монтажник, са­пожник, охранник. На доске: чай кофе «-ник» куст мельница. Флаг, порог, баш­мак, берег, жук
III Подведение итогов. Домашнее задание. Составьте существительные по схемам  

 

Занятие № 45

с группой учащихся 2 класса, имеющих

диагноз «ффНР: акустическая дисграфия

(на осноВе нарушений фонемного

распознавания)»

Темы:

коррекционная — «Дифференциация звуков и букв «б—п»;

грамматическая — «Парные звонкие и глухие соглас~ ные»;

лексическая — «Сказки».

Оборудование: картинки с изображением предметов (поч­ка, бочка, бант, пальто), таблички со слогами (гу, ры, ли, ско, тро, тру, шу, сдо, сто), тетради, ручки, карандаши, таблички с цифрами (1,2),

Цели:

1) уточнить, сравнение артикуляции звуков [б—п];

2) развить фонематическую дифференциацию звуков [б—п]:
в изолированной позиции; в слогах, словах;

3) уточнить написание букв, обозначающих звуки [б—п].
План занятия:

I. Организационный момент. П. Основная часть.

1. Сообщение темы урока.

2. Беседа на тему «Сказки».

3. Игра: «Поймай звук [б]».

4. Игра: «Поймай звук [п]».

5. Цифровой ряд.

6. Диктант слов со звуками [б—п].

7. Слоговая мозаика.

Буква заблудилась.
III. Подведение итогов.

Ход занятия

; № п/п Содержание Примечания
1 2 3
I Организационный момент. Выяснение числа, месяца, времени года, вре­мени суток и т.п.  
II 1 Основная часть. Сообщение темы урока. На доске представлены изображения предме­тов: почка — бочка. Что это? Какими звуками отличаются эти слова? Какие это звуки? Следующие две картинки: бант — пальто. Назовите первые звуки в словах. Бочка, почка. [б], [п]. Согласные, твердые, парные по глухости — звонкости (контроль артикуляции изолиро­ванных звуков)
2 Сказочные персонажи: Буратино, Карабас-Барабас, Джузеппе, папа Карло, кот Базилио. Из какой они все сказки? Перечислите сказки, в названиях которых встречаются звуки [б—п].На каком месте на­ходятся в этих словах интересующие нас зву­ки? Перечислить сказочных героев, в именах кото­рых встречаются звуки [б—п]. На каком месте находятся в этих словах интересующие нас звуки? А в какой сказке мы встречаемся с такими персонажами: Йагупоп, Абаж? Какими буквами на письме обозначаются зву­ки [б—п]. Давайте запишем некоторые из этих слов в тетради в два столбика: в первом слова со звуком [б], во втором — [п]. Подчеркните букву «п» одной чертой, а букву «б» — двумя чертами Это персонажи сказки «Золотой ключик, или приключения Бурати­но». Акцентируется внимание на том, что во всех этих именах есть звуки [б—п]. «Колобок», «Репка», «Курочка Ряба», «Бре-менские музыканты», «Синяя борода», «Сви­нопас», «Принцесса на горошине», «Волшебная лампа Алладина», «Али Баба и сорок разбойни­ков», и т.д. Чебурашка, Баба Яга, Трубадур. Винни-Пух, Бармалей, Айболит и т.д. «Королевство кривых зеркал». Буквы «б—п». Колобок, Бармалей, Буратино, Чебурашка, репка, Трубадур, Прин­цесса, Свинопас, Вин­ни-Пух, поросенок Чок
3

Игра «Поймай звук [б]». Хлопните в ладоши, если услышите звук [б]

Слова: лампа, палец, альбом, бумага, багаж,

собака, балет, толпа, палка, балка, борьба, лопата, шуба и т.д.

 
4 Игра «Поймай звук [п]». Хлопните в ладоши, если услышите звук [п] Слова: полка, палка, пальто, капкан, парус, багаж, колба, полька, клубок, скрипач, пач­ка, бочка, компот, баран и т.д.
5 Сколько звуков [б] в словах. Поднимите соот­ветствующую цифру Слова: барабан, бала­ган, бобры, бомба, буран, барбарис, бар­кас, Борис, буря, брат, борьба и т.д.
6 Сколько звуков [п] в словах. Поднимите соот­ветствующую цифру Слова: парус, прапор­щик, попугай, попыт­ка, апрель, плотник, попона, пупсик, по­лотно, пупы и т.д.
7 Диктант слов со звуками [б—п]. Запишите слова в три столбика: в первый — со звуком [п], во второй со звуком б, в третий — со зву­ками [п] и [б]. Подчеркните «п» одной чертой, «б» — двумя чертами Слова: пломба, проба, лампа, колбаса, обла­ка, поле, пороги, ба­ран, палуба, пароход, баржа, поезд, автобус, собор, забор, полка, пакет, план, брак, пробор, прибор и т.д.
8 Слоговая мозаика. Допишите недостающий слог «па» или «ба» Гу, ры, ли, ско , тро, тру, шу, сдо, сто и т.д.
9 Буква заблудилась. Замените звонкий [б] на глухой [п] и наоборот, глухой [п] на звонкий [б] Слова: палка, бой, балка, быль, пой, пыль, панк, банк, поч­ка, забор, пар, бочка, запор, бар
III Подведение итогов. Какие звуки мы сегодня повторяли? Какими буквами они обозначаются на письме? Домашнее задание, Придумайте и запишите в тетради названия растений, в которых есть звуки [б—п]. Подчеркните «б» — двумя чер­тами, «п» — одной чертой Слова: липа, тополь, тюльпан, бамбук, бар­барис, кабачок, ябло­ня, абрикос, папорот­ник, пальма, кипарис и т.д.

 

Занятие N55

с группой учащихся 1 класса,

имеющих диагноз «фНР»

Темы:

коррекционная — «Дифференциация звуков [л—р—л'—р']»; грамматическая — «Согласные звуки [л—р—л'—р']». лексическая — «А.А. Милн "Винни-Пух и все-все-все..."».

Прогулка по лесу». Цели:

1) учить детей различать звуки [л—р—л'—р'] автоматизи­
ровать эти звуки в связной речи;

2) развивать у детей слуховое внимание, память;

3) развивать мелкую моторику пальцев и кистей рук;

4) развивать мимику детей;

5) совершенствовать речевую моторику, фонематический
слух, фонематическое восприятие, фонематические ана­лиз и синтез;

6) развивать коммуникативную сторону речи.
Оборудование: доска, мел, фланелеграф, серия сюжетных

картинок с изображениями героев книги А. Милна «Винни-Пух и все-все-все...», серии предметных картинок с изобра­жениями грибов и ягод, картинки для раскрашивания, заго­товки для графического диктанта, ручки, карандаши, фломас­теры.

План занятия:

I. Организационный момент. П. Основная часть.

8. 9.

1. Упражнения на развитие мелкой моторики.

2. Графический диктант.

3. Пение песенки.

4. Выделение звуков из слова.

5. Упражнения на развитие мимической мускулатуры.

6. Определение количества звуков в слове.

7. Называние слов, отличающихся от предыдущих одним
звуком.

 Игра «Доскажи словечко».

 Изменение места слова с целью создания грамотной сти­хотворной фразы. 10. Исключение и включение необходимого звука в слово.

11. Договаривание слога, необходимого для составления сло­
ва.

12. Закрепление произношения звуков в связном тексте.

13. Прочтение стихотворного речевого материала наизусть.
III. Подведение итогов.

Ход занятия

№ п/п Содержание Примечания
1 2 3
I Организационный момент. Приветствие. Проверка домашнего задания. Уточнение пространственно-временных представлений. Какие сегодня число, день недели? Какой идет месяц? На сегодняшнем занятии мы с вами совер­шим прогулку в лес, во время которой будем повторять звуки [л—р—л'—р'] и будем учиться их различать. А помогут нам наши друзья — веселый мед­вежонок Винни-Пух, поросенок Пятачок и другие герои сказки А. Милна «Винни Пух и все-все-все». В лес на встречу с героями мы пойдем по узкой тропинке. Давайте решим, кто пойдет первым, а кто — следом. Кто первым вспомнит считалку, стихотворение или ско­роговорку со звуками [л—р—л'—р']? Дети по очереди вспо­минают считалки, сти­хотворения или скоро­говорки, которые ис­пользовались на про­шлых занятиях для автоматизации этих звуков. Например: «На горе Арарат растет крупный виноград»; «Роет землю старый крот, разоряет огород»; «Мышь в углу про­грызла норку, тащит в норку хлеба корку. Но не лезет корка в норку, велика для норки кор­ка»; «Дятел жил в дуп­ле пустом. Дуб долбил, как долотом»; «Ломами лед ломали мы. Летели клочья от зимы» и т.д.
II 1 Основная часть. «Дорожки» — «Тропинки» Детям выдаются листы бумаги с нарисован­ными на них узкими «тропинками» и широ­кими «дорожками». Детям предлагается пройти по ним, ис­пользуя карандаш, — прямой линией, волни­стой, пунктиром
2 Графический диктант. Проложим тропинку между этими препятствиями. Учите

Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.091 с.