Секция 2. Система государственного и муниципального управления: — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Секция 2. Система государственного и муниципального управления:

2020-05-08 130
Секция 2. Система государственного и муниципального управления: 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

теория, методология, практика (секция магистрантов)

Оценка эффективности осуществления закупок в муниципальном образовании

Город Бийск

Ю.А. Богдан

Действующее законодательство в сфере муниципальных закупок провозглашает одним из принципов контрактной системы, наряду с обеспечением максимальной открытости и прозрачности закупок на разных стадиях их осуществления, принцип эффективности осуществления закупок. Законодательно само определение эффективности и то, каким образом она может быть измерена, к сожалению, не определено. Оценка эффективности закупок позволяет отслеживать динамику итоговых показателей за определенный период времени, а также выявлять недостатки при осуществлении закупок. Основой социально-экономического развития является эффективное функционирование системы закупок за счет стимулирования российских производителей и поддержания необходимого соответствия между общественными потребностями и необходимыми финансовыми ресурсами для их удовлетворения [1].

В соответствии с Законом о контрактной системе [2] принцип эффективности осуществления закупок заключается в достижении заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд муниципальными органами, казенными учреждениями, государственными органами, органами управления государственными внебюджетными фондами, иными юридическими лицами при осуществлении и планировании закупок [3].

Существуют различные методики оценки эффективности закупок, на основании которых мы попробуем провести анализ эффективности системы централизации закупок в городе Бийске.

Первая Методика [4] оценки эффективности закупок основывается на ценовых показателях. При проведении оценки эффективности осуществления закупок для муниципальных нужд в муниципальном образовании город Бийск могут быть использованы следующие два показателя: сокращение расхода бюджетных средств – С (назовем этот показатель экономией), показатель экономии бюджетных средств свидетельствует о степени рациональности использования бюджетных средств; сравнительная эффективность – Э (сравнительную эффективность будем определять на основе сопоставления стоимости заключенных контрактов с начальной ценой контракта). При получении значения Э = 0 (в связи с признанием конкурентной процедуры несостоявшейся), экономия бюджетных средств считается не достигнутой. В этом случае на повышение эффективности могут быть направлены действия заказчика по дополнительному изучению рынка, привлечению поставщиков.

В результате получаем, что за 2018 г. получена максимальная сумма экономии – 64355 тыс. рублей (за 2017 г. этот показатель составил 31168 тыс. рублей. Сравнительная эффективность практически по всем конкурентным способам за период 2017-2018 гг. составила более 0,87, исключение составили: запрос предложений – сравнительная эффективность равна 0, а по открытому конкурсу в 2018 г. – 0,68. Тем не менее, налицо положительная динамика в росте суммы экономии, а также высокий показатель эффективности конкурентных процедур путем проведения электронных аукционов, по которым получен самый большой размер экономии.

В Методике Минфина России [5] наряду с ценовыми показателями также рассматриваются и другие показатели, такие как доля аукционов в общем объеме закупок, доля закупок у единственного поставщика и т.д.

Долю закупок можно рассчитать исходя из следующих показателей:

- сумма начальных цен контрактов;

- совокупный годовой объем закупок (СГОЗ).

Анализ практики закупок показывает, что аукцион на протяжении многих лет является приоритетным способом определения поставщиков. Если Заказчику необходимо оперативно провести небольшую по цене закупку, то запрос котировок является в данном случае предпочтительным способом определения подрядчика (поставщика, исполнителя) независимо от вида товаров, работ, услуг, в соответствии со ст. 82.1 Закона о контрактной системе заказчик вправе осуществлять закупки путем проведения запроса котировок при условии, что начальная цена контракта не превышает 500 тыс. руб. За 2017 г. было проведено 80 запросов котировок, в 2018 г. – 138, что почти в два раза превышает показатель 2017 г. Заказчиками использовался и такой способ осуществления закупки как открытый конкурс, за 2017 г. проведено 3 открытых конкурса, в 2018 г. – 14. Данный способ определения поставщика Заказчиками используется редко, так как открытый конкурс может проводится в исключительных случаях, также процедура является более длительной по сравнению с иными способами, высокий риск жалоб на заказчика и действия конкурсной комиссии в связи с возможными ошибками в ходе проведения открытого конкурса (в связи со сложностью и многоэтапностью процедуры).Заказчики при осуществлении закупок используют также и неконкурентные способы определения поставщиков, осуществляют закупки у единственного поставщика, в 2017 г. заключено 3959 контрактов с единственным поставщиком, в 2018 г. – 5230 контрактов.

Таким образом, проведенный анализ позволяет сделать вывод о том, что аукцион в электронной форме является самым распространенным и одним из наиболее простых, доступных и эффективных способов определения подрядчика среди конкурентных процедур и занимает самую высокую долю в объеме закупок.К преимуществам электронного аукциона перед другими способами определения поставщиков можно отнести: закупка проводится через уполномоченный орган, что делает трудозатраты и риски заказчика минимальными, наиболее короткие сроки проведения процедур электронного аукциона (в отличие от открытого конкурса), возможность получить максимальную экономию бюджетных средств, открытость и прозрачность самой процедуры, равные права всех потенциальных подрядчиков (поставщиков, исполнителей), участие в закупке возможно из любой точки России, без отрыва от рабочего места, высокий уровень защиты и безопасности, применение средств усиленной квалифицированной электронной цифровой подписи.

 

Библиографический список

 

1. Шешукова, Т.Г. Эффективность осуществления государственных закупок в бюджетных учреждениях: методический аспект / Т.Г. Шешукова // Международный бухгалтерский учет. – 2018. – N 3-4. – С. 149-158.

2. О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд: федеральный закон от 05 апреля 2013 № 44-ФЗ (ред. от 29.07.2017) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2018) // Собрание законодательства РФ. – 2013. – № 14. – Ст. 1652.

3. Дерновая, А.О. Проблемы оценки эффективности контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд / А.О Дерновая // Ленинградский юридический журнал. – 2015. – № 1. – С. 151-157.

4. Письмо Минэкономразвития РФ от 27.03.2003 № АШ-815/05 «О Методических рекомендациях по оценке эффективности проведения конкурсов на размещение заказов на поставки товаров для государственных нужд».

5. Письмо Минфина России от 16.05.2011 № 12-08-22/1959 «Комплексные рекомендации органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления по реализации Федерального закона от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений».

Научный руководитель – Н.П. Гончарова, к.соц.н., доцент

К вопросу о финансировании дошкольных образовательных учреждений

 

М.А. Брютова

 

Алтайский филиал ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства

и государственной службы при Президенте Российской Федерации»

(г. Барнаул)

 

Создание экономически развитого общества в первую очередь зависит от уровня образованности его граждан, от того насколько население страны владеет правовыми и этическими нормами, которые формируют отношения человека к природе и обществу, и умения использовать эти знания в повседневной жизни и профессиональной деятельности. Требования к образованию сегодня принципиально меняются. Развитие технического прогресса влечет за собой необходимость трансформации современного общества в общество знаний. Поэтому система образования переходит на новый уровень своего развития. Она приобретает статус экономического инструмента для формирования нового поколения человечества. Образовательные услуги теперь становятся объектом экономических и финансовых отношений.

Изменение социальных и экономических процессов вызывает необходимость внедрения значительных преобразований в систему дошкольного образования с учетом современных требований, изменения механизмов управления сферой образования. Одним из приоритетов стратегических изменений в дошкольном образовании является совершенствование механизма финансирования. В настоящее время внедрено и используется подушевое финансирование на основе государственных и местных нормативов финансирования. Ежегодно Государственной думой одновременно с принятием закона о федеральном бюджете утверждаются федеральные нормативы. Региональные и местные нормативы финансирования учитывают специфику образовательного учреждения. Причиной внедрения такого финансирования явилась необходимость усиления финансовой и хозяйственной самостоятельности общеобразовательных учреждений. В итоге – увеличивается ответственность учреждения за результаты своей деятельности, улучшения системы оплаты труда, увеличения доли внебюджетного финансирования.

Остановимся более подробно на основных источниках финансирования. В первую очередь это государственный бюджет; во-вторых, около 50 % образовательных учреждений имеют право и оказывают платные образовательные услуги; в-третьих, учреждения высшего звена могут заниматься научно – технической деятельностью и производить коммерческую реализацию ее результатов. Но, все же, основным источником финансирования бюджетных учреждений является бюджет.

В общей сумме расходов на образование затраты на детские дошкольные учреждения составляют примерно 18 %, на общее среднее образование – 46 %, на среднее профессиональное образование – 5 %, на начально профессиональное образование 2 %, на высшее образование – 18 %, и 10 % – средства, не распределенные по уровням образования [2].

Согласно Федеральному закону от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района и городского округа отнесена к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов.

Финансирование деятельности муниципальных дошкольных образовательных учреждений осуществляется из средств муниципальных бюджетов. В развитии города одно из приоритетных направлений является повышение качества и эффективности системы образования, а именно обеспечение его соответствия перспективным направлениям развития экономики города и запросам общества. В последние годы сфера образования стабильно развивается, прежде всего, за счет проведения комплексной модернизации сети общеобразовательных учреждений и повышения уровня обеспеченности услугами дошкольного и дополнительного образования. С 2012 г. в г. Барнауле открыто 10 новых дошкольных учреждений, введено более 6000 мест в детских садах. Охват детей в возрасте от 3 до 7 лет всеми формами дошкольного образования достиг 100 %, от 1,5 до 7 лет – 83,5 % [1]. В Барнауле плата, взымаемая с родителей за посещение ребенком детского сада составляет 1650 рублей в месяц. В течение трех лет оплата не поднимается. Порядок предоставления платных образовательных услуг предусматривается договорами, заключенными учреждением с юридическими и физическими лицами. Только по заявлению оказываются платные дополнительные образовательные услуги. Условия предоставления платных дополнительных образовательных услуг прописываются в договоре (стоимость, порядок, сроки их предоставления). Доход от оказания платных дополнительных образовательных услуг используется Учреждением в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставными целями. Платные образовательные услуги не могут быть оказаны вместо образовательной деятельности, финансируемой за счет средств городского бюджета. Дошкольному учреждению устанавливается государственное задание на количество воспитанников. Оно финансируются в виде субсидий из краевого и городского бюджета. Финансовое обеспечение осуществляется с учетом расходов на содержание недвижимого имущества, расходов на уплату налогов на имущество и земельный участок. Экономические отношения оформляются на основе договоров, соглашений и контрактов. Такие договора заключаются с органами государственной власти, предприятиями и иными организациями, а также с гражданами.

Поступления зарплатного фонта из краевого бюджета идут на оплату труда педагогического состава, зарплата обслуживающего персонала начисляется из городского бюджета.

Общий объем выделяемых бюджетных ассигнований изменялся неравномерным образом. Из финансовых документов Дошкольного образовательно учреждения видим, что в 2019 г. субсидии из краевого бюджета на оплату труда увеличились на 9,1 %, город увеличил на 9,4 %, но обслуживающего персонала в дошкольном учреждении в 2 раза больше и с января 2019 года МРОТ увеличился с 11163 рублей до 11280 рублей. Делаем вывод, что увеличение субсидии идет на погашение МРОТа. В значительной степени увеличились субсидии на питание, коммунальные расходы, компенсацию части родительской платы. Это обусловлено инфляционным повышением цен. Субсидии на учебные расходы увеличились незначительно, что свидетельствует о недостатке средств, необходимых для организации учебного процесса. Возникает необходимость привлечения иных средств – это либо добровольные пожертвования родителей, либо спонсорская помощь. Отчисления за платные услуги также составляют незначительную величину, в основном их расходуют на приобретение дидактического материала для музыкальных занятий, оформления зала к праздникам.

Таким образом, проведенный анализ показал, что дошкольное образование, в настоящее время не обеспечено необходимым объемом финансирования из бюджетов муниципальных образований. В то же время, покрытие расходов за счет оказания платных услуг также не представляется возможным.

 

Библиографический список

 

1. Об утверждении плана мероприятий по реализации стратегии социально – экономического развития города Барнаула до 2025 г.: Приложение к постановлению администрации г. Барнаула от 2 октября 2017 г. № 2027 [Электронный ресурс] // Техэксперт. – URL: http://docs.cntd.ru/document/450358984 (дата обращения: 12.02.2019).

2. Шугаль, Н.Б. Финансирование образования: денежные потоки и подводные камни / Н.Б. Шугаль // Аккредитация в образовании [Электронный ресурс]. –URL: www.akvobr.ru (дата обращения: 12.02.2019).

3. Школа Инвестора [Электронный ресурс]. – URL: http://investorschool.ru/economica (дата обращения: 12.02.2019).

4. Финансовые документы МБДОУ детский сад № 106 города Барнаула.

 

Научный руководитель – Н.А. Торгашова, к.э.н., доцент


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.024 с.