Антимонопольный комплаенс как институт предупреждения правонарушений — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Антимонопольный комплаенс как институт предупреждения правонарушений

2020-05-08 126
Антимонопольный комплаенс как институт предупреждения правонарушений 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В сфере антимонопольного законодательства

А.В. Енина

Алтайский филиал ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства

и государственной службы при Президенте Российской Федерации»

(г. Барнаул)

«Конкуренция – это основа поступательного развития страны. Именно поэтому защита и развитие конкуренции является одним из главных приоритетов государственной политики. Состояние конкуренции – наиболее индикатор успешности рыночных преобразований.

В соответствии с обозначенными приоритетами государственной политики определена Миссия Федеральной антимонопольной службы (ФАС России): Свобода конкуренции и эффективная защита предпринимательства ради будущего России».

Одними из главных направлений в работе ФАС России в рамках рассматриваемого приоритета деятельности службы является повышение результатов деятельности антимонопольных органов за счет внедрения современных и эффективных институтов по предотвращению нарушений антимонопольного законодательства.

Для выполнения этой задачи ФАС России принята Стратегия развития конкуренции и антимонопольного регулирования в Российской Федерации на период 2013-2024 гг., в которой «предусмотрена разработка и внедрение на законодательном уровне нормы, стимулирующей внедрение систем комплаенса (корпоративных мер, направленных на предотвращение нарушений антимонопольного законодательства) среди хозяйствующих субъектов, ассоциаций (союзов) участников товарных рынков» в качестве института, предупреждающего правонарушения в сфере антимонопольного законодательства [1].

Более того, Указом Президента РФ от 21 декабря 2017 г. № 618 «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции» определено в качестве одного из основных принципов государственной политики по развитию конкуренции «стимулирование хозяйствующих субъектов, в том числе занимающих доминирующее положение на товарных рынках, внедряющих систему внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства» [2].

Из анализа вышеуказанных норм следует, что создание «системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства» хозяйствующими субъектами носит добровольный характер.

Вместе с тем в отношении органов исполнительной власти на федеральном уровне Национальным планом развития конкуренции в Российской Федерации на 2018-2020 годы, утвержденным тем же Указом Президента РФ, Правительству РФ поручено «принять меры, направленные на создание и организацию системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства деятельности федеральных органов исполнительной власти» [3]. Распоряжением Правительства РФ от 18 октября 2018 г. № 2258-р утверждены Методические рекомендаций по созданию федеральными органами исполнительной власти антимонопольного комплаенса.

Далее, в соответствии с подпунктом «е» пункта 2 вышеуказанного Национального плана высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации «поручено принять до 1 марта 2019 г. меры, направленные на создание и организацию системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации». Система антимонопольного комплаенса на уровне субъекта РФ должна охватывать всю систему органов исполнительной власти в соответствии с уставными документами региона (высшее должностное лицо, правительство, иные органы исполнительной власти).

Таким образом, создание «системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства» федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов РФ обязательно, поскольку целями ее создания являются, в том числе соответствие деятельности органа власти требованиям антимонопольного законодательства и сокращение количества нарушений.

На сегодняшний день легальной дефиниции понятия «система внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства» (или по-другому «антимонопольный комплаенс») Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» не содержит. Для России институт «антимонопольный комплаенс» новый, заимствованный от западных коллег. Однако законопроектом «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», разработанным ФАС России, предложено внесение понятия «антимонопольный комплаенс» в следующей редакции: «система внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства – совокупность правовых и организационных мер, предусмотренных внутренним актом (актами) хозяйствующего субъекта либо другого лица из числа лиц, входящих в одну группу лиц с таким хозяйствующим субъектом, если такие внутренние акты распространяются на такого хозяйствующего субъекта, и направленных на соблюдение им требований антимонопольного законодательства и предупреждение его нарушения» [4].

Соответственно, возникает вопрос: а каковы границы антимонопольного комплаенса для хозяйствующих субъектов? Что в него может входить?

Представляется, что под антимонопольным комплаенсом, в самом широком понимании, следует понимать такую внутреннюю систему, которая позволит эффективно оградить хозяйствующий субъект не только от нарушений антимонопольного, но и от нарушений иного, смежного законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на ФАС России. Однако сложно представить хозяйствующий субъект, который сможет нарушить все нормы и запреты, установленные антимонопольным и смежным законодательством. Следовательно, выделение отдельных самостоятельных видов антимонопольного комплаенса позволят в последующем каждому хозяйствующему субъекту определить объективно необходимый объем разработки и внедрения антимонопольного комплаенса индивидуально, исходя из его фактической деятельности [5], с учетом существующих потребностей. В настоящее время все федеральные органы исполнительной власти приняли свои внутренние акты о комплаенсе (ФАС России, ФНС России, Минкомсвязь России, Минприроды России, Минпромторг России, Минстрой России, Минтранс России, Минэкономразвития России, Минэнерго России, и т.д.). Аналогичная ситуация наблюдается в органах исполнительной власти Алтайского края как субъекта РФ. Также известно о внедрении антимонопольного комплаенса такими крупными компаниями, работающими на российском рынке, как ООО «Пивоваренная компания «Балтика», ПАО «МТС», ГК «Автодор», ОАО «ЯТЭК», ПАО «Сбербанк» и др.

Учитывая вышеизложенное, в заключение хочется согласиться со словами И. Артемьева: «С принятием Указа Президента России, утвердившего Национальный план развития экономики, наступил новый этап антимонопольного регулирования в стране – ФАС переходит от защиты конкуренции к ее активному развитию вместе с отраслевыми органами власти и регионами» [6].

 

Библиографический список

 

1. Стратегия развития конкуренции и антимонопольного регулирования в Российской Федерации на период 2013-2024 гг.: утверждена Президиумом ФАС России 03.07.2013. Документ опубликован не был. – Доступ из справочно-правовой системы Консультант плюс.

2. Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции: указ Президента РФ от 21 декабря 2017 г. № 618 // Доступ из справочно-правовой системы Консультант плюс.

3. Национальный план развития конкуренции в Российской Федерации на 2018-2020 годы: указ Президента РФ от 21 декабря 2017 г. № 618 // Доступ из справочно-правовой системы Консультант плюс.

4. Федеральный портал проектов нормативных правовых актов. – Режим доступа: https://regulation.gov.ru/projects#npa=50178 (дата обращения: 10.03.2019).

5. Щерба, Т.Э. Антимонопольный комплаенс в России. Понятие. Виды. / Т.Э. Щерба // Юр.Фак. – Режим доступа. – https://urfac.ru/?p=170 (дата обращения: 10.03.2019).

6. Официальный сайт управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю. – Режим доступа: https://altk.fas.gov.ru/news/14918 (дата обращения: 12.03.2019).

 

Научный руководитель – Н.Г. Ломова, к.псх.н


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.