Роль населения в формировании органов местного самоуправления — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Роль населения в формировании органов местного самоуправления

2020-05-08 128
Роль населения в формировании органов местного самоуправления 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

С.Н. Фадеев

Алтайский филиал ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства

и государственной службы при Президенте Российской Федерации»

(г. Барнаул)

Конституция Российской Федерации (Конституция РФ) в 1993 г. провозгласила народ единственным источником власти [1] в стране. Однако, наличие органов местного самоуправления (ОМСУ) практически во всех муниципальных образованиях (МО) государства, а также постоянное увеличение их роли в осуществлении местного самоуправления приводит к сокращению участия населения в реализации вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью [1], что и является содержанием местного самоуправления. Подтверждением этому служит постепенное снижение роли населения в формировании органов местного самоуправления. Данный факт можно проследить на основе анализа организационных моделей местного самоуправления (ОММС).

Легального определения ОММС нет. Однако, ученые-муниципалисты определяют организационную модель местного самоуправления как закрепленный в уставе муниципального образования перечень органов местного самоуправления, а также порядок их формирования и взаимодействия между собой [2, с. 202]. Ученые и специалисты муниципального права склоняются к тому, что максимально существует шесть ОММС. Основанием для таких выводов служит Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [3], закрепляющий перечень и порядок формирования муниципальных органов власти, а также их взаимодействие.

Модели местного самоуправления:

1. Глава МО избирается на выборах и одновременно занимает должность главы администрации. Председатель представительного органа (ПО) избирается этим органом из своего состава.

2. Глава МО избирается на выборах и является председателем ПО МО, глава администрации назначается по контракту.

3. Глава МО избирается ПО из своего состава. Глава администрации назначается по контракту.

4. Совмещение должностей главы МО, главы администрации и председателя представительного органа. Допустимо для сельских поселений с численностью менее 1000 человек.

5. Допустима для поселений с численностью менее 100 человек. ПО не формируется, его полномочия осуществляются сходом граждан. Глава МО избирается на выборах, возглавляет администрацию.

6. ВПО муниципального района делегируются избранные главы поселений и депутаты ПОпоселений, входящих в состав района. Глава района избирается из состава ПО, является его председателем. Глава администрации назначается по контракту [2, с. 202-206].

Однако, изучая вышеуказанный Федеральный закон, можно выделить еще 2 модели:

7. Глава МО избирается ПОиз своего состава и возглавляет администрацию.

8. Глава МО избирается ПОиз числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результату конкурса, и возглавляет администрацию [3].

Исходя из смысла моделей, население явно участвует в формировании ОМСУ только в трех случаях из восьми. Данный пример подтверждает то, что количество не всегда переходит в качество. Стоит отметить, что, например, восьмая модель введена в действие Федеральным законом [4] лишь в 2015 г. Это подтверждает тот факт, что законодатель с течением времени пытается даже снизить участие населения в формировании органов местного самоуправления.

Другим примером снижения роли населения в формировании ОМСУ служит проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы МО. Например, в муниципальном районе половину членов конкурсной комиссии назначает ПО, другую половину – высшее должностное лицо субъекта России [3]. Так, Курьинский районный Совет народных депутатов назначает трех членов конкурсной, а трех – Губернатор Алтайского края. В первую тройку могут входить как сотрудники ОМСУ Курьинского района, так и жители Курьинского района, однако это только те кандидатуры, которые одобрит сам Совет. Как правило, это жители, которые имеют не только авторитет и уважение среди односельчан, но и активно сотрудничают с органами власти. Таким образом, не каждый житель может реализовать свое законное право – выбирать.

Отсюда можно сделать вывод о том, что на сегодняшний день роль населения в формировании органов местного самоуправления невелика: постепенное увеличение полномочий депутатов ПО МО, закрепленных на федеральном уровне, снижает значимость жителей МО при выборе органов власти, что, на наш взгляд, негативно сказывается на процессе демократизации общественных отношений и социальной активности населения. Одним из адекватных и рациональных вариантов решения данной проблемы будет являться повышение роли населения путем формального сохранения и практического применения только тех организационных моделей, в которых население непосредственно участвует в муниципальных выборах не только при формировании ПО, но и при выборе главы МО. Также возможно включение в ту половину конкурсной комиссии, которую назначает ПО, только жителей МО (без назначения сотрудников ОМСУ), желающих принять участие. Другую половину будут составлять жители МО, избранные, например, высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации по представлению ПО МО.

 

Библиографический список

 

1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 (ред. от 21 июля 2014 г.) // Собрание законодательства РФ. – 2014. – № 31. – Ст. 4398; 2014. – № 30. – Ст. 4202.

2. Костюков, А. Н. Муниципальное право: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Юриспруденция», «Государственное и муниципальное управление» / А.Н. Костюков. – 2-е изд. – Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2017. – 791 c.

3. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: федеральный закон от 6 окт. 2003 № 131-ФЗ (ред. от 6 фев. 2019 г.) // Собрание законодательства РФ. – 2003. – № 40. – Ст. 3822; 2019. – № 6. – Ст. 461.

4. О внесении изменений в статьи 32 и 33 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»: федеральный закон от 03.02.2015 № 8-ФЗ (текущая редакция) // Собрание законодательства РФ. – 2015. – № 6. – Ст. 886.

Научный руководитель – Н.Г. Ломова, к.псх.н.


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.