Самарский филиал фгбоу во «вгувт» — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Самарский филиал фгбоу во «вгувт»

2020-05-07 410
Самарский филиал фгбоу во «вгувт» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

САМАРСКИЙ ФИЛИАЛ ФГБОУ ВО «ВГУВТ»

Управление СПО - «Самарский речной техникум»

 

МОТОРИСТ

Учебное пособие

 

для студентов специальности

26.02.05 Эксплуатация судовых энергетических установок

 

                               

САМАРА

2017

 

 

Цыпкин Анатолий Аркадьевич

 

Моторист

Учебное пособие

для студентов специальности

26.02.05 Эксплуатация судовых энергетических установок

 

 

Редактор О.В. Пестова

 

Подписано в печать

Формат А4. Гарнитура «Таймс».

Ризография. Усл. печ. л. 4,5

Тираж 100 экз.

 

Библиотечно-информационный отдел Самарского филиала ФГБОУ ВО «ВГУВТ»

443099, Самара, ул. Молодогвардейская, 62/64

ОГЛАВЛЕНИЕ

  Стр.  
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………..   5
Раздел 1. ОРГАНИЗАЦИЯ СЛУЖБЫ НА СУДАХ………………………………... 6
1.1.Судовой экипаж…………………………………………………………………... 6
1.2.Общие обязанности членов экипажа……………………………………………. 7
1.3. Вахтенная служба на судне………………………………………………………. 8
1.4. Обязанности моториста…………………………………………………………... 9
1.5. Виды судовых работ……………………………………………………………… 10
1.6. Из расписания  по тревогам……………………………………………………… 12
1.7. Устав о дисциплине……………………………………………………………….   13
Раздел 2. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПО БОРЬБЕ ЗА ЖИВУЧЕСТЬ СУДНА 14
2.1. Понятие о борьбе за живучесть судна…………………………………………... 14
2.2. Борьба с водой…………………………………………………………………….. 15
2.3. Борьба с пожаром на судне………………………………………………………. 16
2.4. Тушение пожара в машинном отделении……………………………………….. 16
2.5. Особенности тушения электрооборудования……………………………………   17
Раздел 3. ПРАВИЛА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ДЛЯ СУДОВ 17
3.1.Защита водной среды……………………………………………………………… 17
Раздел 4. УСТРОЙСТВО СУДНА……………………………………………………. 19
4.1. Классификация судов…………………………………………………………….. 19
4.2. Общее понятие о корпусе судна…………………………………………………. 20
4.3. Внутренние помещения судов…………………………………………………… 24
4.4. Рангоут и такелаж…………………………………………………………………   25
Раздел 5. СУДОВЫЕ УСТРОЙСТВА………………………………………………... 27
5.1. Швартовные устройства………………………………………………………….. 28
5.2. Рулевое устройство……………………………………………………………….. 29
5.3.Якорное устройство……………………………………………………………….. 32
5.4. Судовые грузовые устройства…………………………………………………… 33
5.5. Буксирные устройства……………………………………………………………. 35
5.6. Судовые трапы…………………………………………………………………….   37
Раздел 6. СПАСАТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА…………………………………………... 38
6.1. Спасательные шлюпки и плоты………………………………………………….. 38
6.2. Индивидуальные спасательные средства……………………………………….. 40
6.3. Снабжение судов спасательными средствами………………………………….. 41
6.4. Действия экипажа при оставлении судна………………………………………..   43
Раздел 7.  СУДОВЫЕ МЕХАНИЗМЫ………………………………………………. 44
7.1. Общие положения………………….. 44
7.2. Двигатели внутреннего сгорания 44
7.3. Компрессорные установки 47
7.4. Судовые котлы 49
7.5. Судовые системы и трубопроводы   54
Раздел 8. ТЕХНИЧЕСКАЯ ЭКСПЛУАТАЦИЯ СЭУ и СВМ 56
8.1. Вахта 56
8.2. Контроль работы дизеля   56
Раздел 9. ИСПользование инструментОВ при ремонте и техническом обслуживании механизмов 60
9.1. Измерительный инструмент 60
9.2. Режущий инструмент 62
9.3. Слесарно-монтажный инструмент и работа с ним 66
9.4. Техника безопасности при слесарных работах 68
9.5. Притирка клапанов 68
9.6. Набивка сальников насосов 70
   
Список литературы 72

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Работа на море и реке всегда привлекали молодых людей своей романтикой, возможностью проверить силу духа и мужество в суровых испытаниях, в морских походах. Кто из юношей не мечтает встать на палубу судна или военного корабля, увидеть себя на капитанском мостике, или механиком за пультом управления машинами, обеспечивающими безопасное плавание и превратить юношескую мечту в свою профессию на всю жизнь.

В учебном пособии изложены вопросы, связанные с организацией и выполнением работ на судне. Большое внимание уделено оснастке судна, организации борьбы за живучесть; даются сведения о судовых системах и устройствах, судовых работах, об управлении машинами и технической эксплуатации, организации службы на судах.

Это учебное пособие предназначено для широкого круга читателей: для молодых людей выбирающих свой жизненный путь, учащихся и студентов специализированных учебных заведений, проходящих курс для подготовки рабочей профессии «Моторист», для специалистов рядового состава флота, проходящих переподготовку по рабочей профессии.

Учебное пособие может быть использовано при изучении основ дисциплин и междисциплинарных курсов «Теория, устройство и борьба за живучесть судна», «Техническая эксплуатация СЭУ», «Судовые вспомогательные механизмы», «Технология судоремонта», а также при подготовке к экзаменам по данным дисциплинам.

В конце пособия вашему вниманию предлагаются экзаменационные вопросы, которые помогут Вам проконтролировать усвоение той или иной темы. Если вы не сумели или затрудняетесь ответить на эти вопросы, вернитесь к конкретной главе данного учебного пособия и повторите материал. При подготовке по данному курсу воспользуйтесь так же и литературой, которая указана в конце учебного пособия.

 

 

Раздел 1. ОРГАНИЗАЦИЯ СЛУЖБЫ НА СУДАХ

 

СУДОВОЙ ЭКИПАЖ

       Каждое судно проектируется и строится для выполнения определенных для него задач. Зачастую судам морского и речного флота приходится работать в сложных (порой экстремальных) условиях. Периодически для поддержания технического состояния, ликвидации полученных в ходе эксплуатации повреждений суда ставят на ремонт (силами экипажа или ремонтного предприятия), а для ухода за подводной частью корпуса и арматурой, находящейся под водой, их ставят в доки (сухие и плавучие) или поднимают на берег с помощью спилов. Но само судно без людей мертво. Поэтому любое судно укомплектовывается экипажем.

Судовой экипаж (судовая команда) предназначен:

- для управления судном во время плавания;

- обслуживания главных и вспомогательных механизмов;

- ухода за различными системами судна;

- обеспечения безопасной работы электрооборудования;

- ухода за корпусом, надстройками;

- осуществления различных судовых или ремонтных работ.

Укомплектование судна (самоходного и несамоходного) выполняется в соответствии с Трудовым кодексом РФ, Уставом службы на судах. Состав и число членов экипажа зависят от размеров судна, его типа и мощности двигательной установки, степени автоматизации судна. Качественный и количественный состав экипажа определяет штатное расписание. Судовой экипаж самоходного судна возглавляет капитан, несамоходного – шкипер. Экипаж судна состоит из командного состава и судовой команды.

К командному составу относятся:

- капитан;

- помощники капитана;

- механики и электромеханики;

- помощники механиков и электромехаников;

- радиоспециалисты;

- врачи.

Судовая команда состоит из работающих на судне лиц, которые не относятся к командному составу судна и обслуживающим пассажиров судна работникам. На пассажирских судах штатным расписанием предусмотрена особая группа экипажа – персонал для обслуживания пассажиров:

- заведующий рестораном и его работники;

- заведующий почтой-телеграфом;

- парикмахер;

- врач, обслуживающий пассажиров, и т.д.

Экипаж несамоходного судна состоит их шкипера, его помощника (ков) и матросов. Численность экипажа зависит от его грузоподъемности и определяется штатным расписанием.

При поступлении на работу на судно будущий член экипажа обязан сдать зачет (экзамен) на знание следующих документов:

- должностной инструкции;

- технический регламент (по занимаемой должности);

- устав службы на судах;

- устав о дисциплине, а так же технический минимум.

На должности командного состава и судовой команды назначаются лица, имеющие дипломы и квалификационные свидетельства, дающие право занимать соответствующую должность на судах речного, озерного или смешанного (река-море) плавания. Каждый член экипажа по состоянию здоровья должен быть пригоден к плаванию, и это определяется при медицинском освидетельствовании. Лица командного состава при поступлении в их подчинение зачисленных в состав экипажа новых мотористов, обязаны ознакомить их с правилами охраны труда на данном типе судна, с их должностными обязанностями, особенностями работы на этом судне, правилами внутреннего распорядка, расписанием вахт, обязанностями по тревогам, судовыми правилами.

ВАХТЕННАЯ СЛУЖБА НА СУДНЕ

Как правило, на судах работа идет круглые сутки, независимо от того находится судно в рейсе или нет. В один период работает практически весь экипаж, обеспечивая эксплуатацию главных и вспомогательных механизмов, систем и устройств (передвижение судна, погрузочные операции и т.д.), в другой период на судне необходима работа одного-двух человек, обеспечивающих жизнедеятельность остального экипажа, режим допуска на судно, его безопасную стоянку. Эти задачи выполняет вахтенная служба.

Вахтенная служба (вахта) на судах является особым видом выполнения служебных обязанностей, требующих повышенного внимания и непрерывного присутствия на посту или рабочем месте. Член судового экипажа, находящийся на вахте, называется вахтенным.

В Уставе службы на судах определено: «Вахтенная служба должна обеспечивать управление судном, его безопасность, производственную деятельность, а также контроль за посещением судна сторонними лицами».

Рассматривая организацию вахтенной службы, необходимо отметить, что в некоторых случаях непосредственно члены экипажа не несут вахтенной службы (капитальный ремонт, отстой судов между навигациями, стоянка скоростных судов в пунктах ночного отстоя). В этих случаях вахтенная служба, учитывая специфику обстановки, организуется специальными положениями и инструкциями.

При организации несения вахтенной службы капитан (шкипер) судна обычно руководствуется следующими основными принципами.

1. Вахтенная служба должна обеспечивать непрерывную круглосуточную работу судна в течение всего навигационного периода.

2. Состав вахтенных смен должен одинаково обеспечивать как безопасное плавание, так и безопасную стоянку судна.

3. В случае усложнения обстановки на судне, или в районе его плавания предусматривается возможность усиления любой вахтенной смены.

4. Состав вахтенной смены должен обеспечивать выполнение всех постоянных работ на судне (не привлекая к ним отдыхающие смены).

5. Продолжительность каждой вахты зависит от типа судна, периода и характера его работы, наличия жилых помещений и других факторов, определяемых руководящими документами по несению вахтенной службы. В течение суток член экипажа судна может нести несколько вахт, но общая их продолжительность не должна превышать установленную законом продолжительность рабочего дня (8 часов и менее).

6. Вахтенная служба организуется по четырех сменному, трехсменному и двухсменному графикам.

7. Вахтенная служба должна обеспечивать работу, как при экипажном методе работы, так и при бригадном способе.

Вахтенная смена делится на палубную и машинную команды. К несению конкретной вахты допускаются члены экипажа, допущенные письменным приказом капитана.

 

ОБЯЗАННОСТИ МОТОРИСТА

(моторист подчиняется 1-му  механику, на море – 2-му механику, а вахтенный моторист – вахтенному механику)

 

1. Обязан знать устройства и инструкции по эксплуатации по эксплуатации ГД. ВД. систем и средств автоматики

 

  1. Готовить к работе и управлять главными двигателями и вспомогательными механизмами
  2. Обнаруживать неисправности в работе механизмов и средств автоматизации и принимать меры к их устранению
  3. Своевременно проводить техническое обслуживание закрепленных за ним механизмов
  4. Выполнять слесарные и ремонтные работы по указанию механика или старшего по вахте
  5. Поддерживать чистоту и порядок МКП и на рабочих местах.

 

ПРИЕМ ВАХТЫ

(за 15 минут до начала вахты)

 

  1. Осмотреть ГД, ВД, ВМ..РМ. и МКП на чистоту и вод отечность.  Проверить на нагрев узлы, блоки турбин, подшипники. Проверить показания приборов по маршруту: Р масла = 0,1-0,12 МПа;Р воды – не менее 0,05 МПа; Температура воды = 50-60°С; Температура выхлопных газов – не более 390°С
  2. Проверить общую сигнализацию. МКП.
  3. Проверить готовность к работе АДГ.
  4. Проверить уровень масла во всех картерах и емкостях и запас масла.
  5. Проверить давление пускового воздуха в баллонах: 3 МПА Продуть баллоны от конденсата.
  6. Проверить давление воздуха в баллоне «ОЗОН-0,5» (1-3 МПа)
  7. Проверить уровень топлива в расходном баке, слить отстой
  8. Проверить наличие инструмента, их исправность и чистоту
  9. Доложить старшему по вахте в МКП о приеме вахты и замеченных недостатках

НА ВАХТЕ

 

  1. Следить за параметрами на приборах СЭУ. Давление масла до фильтра не более 0,45 МПа, после фильтра 0,1-0,12 МПа; давление воды не менее 0,05 МПа; температура воды на выходе из двигателей не более 90°С; температура выхлопных газов не более 390°С
  2. Постоянно держать давление в баллонах 3 Мпа
  3. Следить за работой котла-если в работе.
  4. Следить за горячей и холодной водой в санитарной системе.
  5. Добавлять топливо в расходный бак дежурным топливоперекачивающим насосом по мере расхода-держать верхний уровень.
  6. Обо всех замеченных отклонениях параметров механизмов, посторонних стуках и шумах, неисправностях сигналов световых и звуковых докладывать старшему по вахте в МКП
  7. Все работы в МКП производить только с разрешения и по указанию старшего по вахте МКП
  8. Строго соблюдать и выполнять требования по технике безопасности при выполнении работ в МКП.

 

СДАЧА ВАХТЫ

(за 30-40 минут до окончания)

 

  1. Протереть шваброй платформы, палубу МКП и трапы
  2. Протереть главные и вспомогательные механизмы от грязи, копоти, подтеков масла от крышек до фундаментных болтов
  3. Смазать всасывающие и выхлопные клапаны двигателей и места ручной смазки
  4. Долить масла в картеры двигателей до марки
  5. Накачать баллоны пусковые, ДАУ и «Озон-0,5» до 3 МПа
  6. Проверить (очистить) и разложить на штатные места инструмент
  7. Доложить старшему по МКП о сдаче вахты
  8. Уход с вахты разрешается старшим по вахте
  9. О всех неисправностях за вахту передавать принимающим вахту.

 

ВИДЫ СУДОВЫХ РАБОТ

 

1) Повседневный уход за судном. Это уход за корпусом, надстройкой, внутренними помещениями судна; уход за грузовыми трюмами, цистернами, грузовыми танками. Судовые уборки, противоэпидемические мероприятия, санитарные мероприятия. Такелажные и малярные работы. Работы с судовыми устройствами.

2) Подготовка судна к зимнему отстою, содержание в отстое, подготовка к навигации, подготовка к выходу в рейс.

3) Ремонт судна. В это понятие входят такие работы, как докование и слипование судна, участие экипажа в ремонтных работах, проводимых на судоремонтных предприятиях, различные профилактические работы по поддержанию систем и устройств судна в исправном состоянии.

Приборки

- Весь экипаж судна в соответствии с санитарными правилами должен содержать в чистоте судовые помещения, а также в чистоте и опрятности одежду и обувь.

- Жилые помещения, где не предусмотрена уборка лицами обслуживающего персонала, убирают живущие в них, согласно графику, составленному старпомом.

- Ежедневные приборки в кают-компании (столовой), а на пассажирских судах – везде, должны заканчиваться до завтрака.

- Смена постельного белья членов экипажа должна производиться не реже 1 раза в 7 дней.

- Для поддержания порядка и соблюдения условий гигиены старпом обязан производить систематический осмотр жилых помещений и помещений общего пользования

Порядок приема пищи

- Порядок приема пищи всеми лицами судового экипажа производится в установленное распорядком время.

- Перед раздачей пищи старпом снимает пробу приготовленной пещи.

- Весь экипаж должен являться в кают-компанию или столовую для приёма пищи в установленное время, в чистой и опрятной одежде. Для не явившихся в отведённые часы пища не оставляется.

- Пища в каюту может подаваться только капитану по его распоряжению и больным по указанию старпома.

Увольнение на берег

- порядок и очередность увольнения на берег членов экипажа устанавливается капитаном. При увольнении на берег на судне должна оставаться часть экипажа, способная обеспечивать безопасность судна и выполнение необходимых работ. При этом на судах транспортного флота разрешается увольнение при стоянке у причала не более 2/3, а при стоянке на рейде, не более 1/3 экипажа.

- Все лица судового экипажа могут отлучаться с судна только с разрешения своих непосредственных начальников, и обязаны перед уходом с судна и по возвращении на судно докладывать об этом вахтенному начальнику.

Судовые правила

На судне запрещается:

- перевозить без разрешения капитана посторонних лиц, их багаж, а также грузы;

- выносить какие либо вещи без разрешения вахтенного начальника;

- распивать спиртные напитки и быть в нетрезвом виде, играть в азартные игры;

- курить в не отведенных для этого местах и в постели, а также во время тревог, учений;

- отвлекать разговорами лиц, несущих вахту;

- выбрасывать за борт мусор, окурки, пищевые отходы;

- стирать, просушивать и гладить белье в не отведенных для этого местах;

- купаться с борта судна;

- держать на источниках света, видимых снаружи, цветные абажуры, либо закрытых цветными шторам.

 

ИЗ РАСПИСАНИЯ ПО ТРЕВОГАМ

Сигналы тревог

«ОБЩЕСУДОВАЯ» – непрерывный звонок громкого боя в течение 25-30 с., сигнал повторяется 3-4 раза. При пожаре во время стоянки в порту сигнал тревоги сопровождается частыми ударами в судовой колокол.

«ЧЕЛОВЕК ЗА БОРТОМ» – три продолжительных 5-6 секунд звонка громкого боя, сигнал повторяется 3-4 раза.

«ШЛЮПОЧНАЯ» – семь коротких сигнала, вслед за ними один продолжительный  сигнал системой громкого боя, повторяемое  3-4 раза.

При выходе из строя звонка громкого боя сигналы тревог подаются свистком, тифоном или сиреной, сигналы дублируются голосом с указанием вида тревоги, места пробоины, пожара, номера шлюпки и т.д.

УСТАВ О ЦИСЦИПЛИНЕ

 

Общее положение. Действие устава о дисциплине работников морского транспорта распространяется на членов экипажей морских судов всех типов независимо от формы собственности, плавающих под Государственном флагом Российской Федерации и занятых в торговом мореплавании, за исключением членов экипажей судов рыбопромыслового флота.

Основные обязанности:

- соблюдать трудовую и производственную дисциплину, Устав службы на судах и выполнять обязанности, предусмотренные трудовым договором (контрактом);

- содействовать обеспечению безопасности плавания судов, защиты и сохранения окружающей среды;

- знать и неуклонно соблюдать установленные технологические регламенты и процессы выполнения работ, должностные и производственные инструкции;

- проходить соответствующую переподготовку и проверку знаний, относящихся к трудовой деятельности;

- соблюдать установленный порядок хранения служебных документов, хранить коммерческую тайну, не разглашать сведения конфиденциального характера;

- не оставлять самовольно свое рабочее место;

- знать Устав и точно выполнять его требования.

 

Поощрение. Оно применяется к работникам за добросовестное выполнение трудовых обязанностей, разумную инициативу и творческую активность, безупречную работу, выполнение отдельных поручений и другие достижения в работе. Виды поощрения:

- объявление благодарности (в устной или письменной форме);

- выдача премии;

- награждение ценным подарком;

- награждение печатной грамотой;

- занесение в Книгу почета, на Доску почета;

- присвоение звания лучшего работника по профессии;

- награждение Почетной грамотой Министерства транспорта РФ;

- награждение знаками «Почетному работнику морского флота», «Почетному полярнику».

Допускается соединение нескольких видов поощрения, а также и другие поощрения. Право объявить благодарность в приказе по судну имеет капитан судна, а выдать премию и наградить ценным подарком имеет руководитель, обладающий правом приема на работу.

 

Дисциплинарные взыскания. Дисциплинарным проступком признается нарушение работником трудовой дисциплины на борту судна, в служебных помещениях и на территории организаций морского и речного транспорта. Виды взысканий:

- замечание;

- выговор;

- строгий выговор;                                                          УТОЧНИТЬ

- предупреждение о неполном служебном соответствии;

- увольнение.

Применение взыскания не освобождает работника, совершившего проступок, от иной ответственности, предусмотренной законодательством РФ. За каждый проступок на работника может быть наложено только одно взыскание. Капитан судна с экипажем в 10 человек и более имеет право налагать на членов экипажа судна дисциплинарные взыскания в виде замечания, выговора и строгого выговора. Руководитель, обладающий правом приема работника на работу, может налагать на него все виды взыскания.

  Руководитель обязан до применения взыскания разобраться в причинах проступка и потребовать от работника письменного объяснения. Взыскание налагается не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка.

   Дисциплинарное взыскание должно соответствовать степени вины работника и тяжести совершенного проступка. Дисциплинарные взыскания могут быть обжалованы в порядке и сроки установленные законодательством.

 

Раздел 2. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПО БОРЬБЕ ЗА ЖИВУЧЕСТЬ СУДНА

 

БОРЬБА С ВОДОЙ

 

Любое повреждение корпуса судна часто влечет за собой трудно прогнозируемые последствия. Даже небольшая течь может вызвать: порчу груза; короткое замыкание и, как правило, возгорание с последующим развитием пожара (в нескольких очагах).

Причины повреждения корпуса могут быть различными: столкновение с другим судном или плавающим предметом, плавание в ледовых или штормовых условиях, взрыв и прочее. Повреждения корпуса классифицируются по размеру, характеру и расположению. По расположению относительно ватерлинии они делятся на подводные, надводные и частично подводные. По характеру повреждения можно разделить на пробоины, разошедшиеся швы, трещины, отверстия от вылетевших заклепок, болтов, вмятины, гофры и другие виды деформации корпуса. По размеру: малые (0,05 м2), средние (0,2 м2), большие (2,0 м2), очень большие (более 2 м2), разламывание корпуса.

В этом случае благодаря водонепроницаемым переборкам одна-две части корпуса могут оставаться на плаву. В любом случае при поступлении воды внутрь существуют еще две опасности: потеря остойчивости судна (с последующим опрокидыванием) и уменьшение его плавучести. А в случае потери всего запаса плавучести судно обречено на гибель. Для предотвращения потери запаса плавучести судна экипаж должен предпринять все меры для сохранения плавучести.

Для обеспечения водонепроницаемости корпуса судна после установления места его повреждения первостепенное значение имеет заделка пробоин или хотя бы уменьшения водотечности. Так, через пробоину диаметром 0,5 м2 ниже ватерлинии за 1 час поступает свыше 3000 т воды. На речных судах нет таких водоотливных средств, которые могли бы справиться с таким поступлением забортной воды. Выход один – одновременно с пуском всех возможных водоотливных средств необходимо заделать пробоину.

Аварийное имущество представляет собой: пластыри, доски, брусья, клинья, пробки, скобы, болты, упоры, парусину, инструмент (слесарный и плотничный), а также жидкое стекло и быстротвердеющий цемент. Для заделки малых и средних пробоин наиболее эффективны пластыри: кольчужные, деревянные, шпигованные, облегченные, легкие. Все пластыри окантовываются ликтросом (пеньковым), имеют по углам коуши или люверсы для крепления шкотов (растяжек). Для заводки и постановки пластырей на пробоины существуют определенные схемы, и выполняется это под руководством начальника аварийной партии.

БОРЬБА С ПОЖАРОМ НА СУДНЕ

 

Любое судно является потенциально опасным в пожарном отношении объектом, так как в его корпусе и надстройках сосредоточено большое количество электрооборудования, ГСМ, горючих газов и других легковоспламеняющихся веществ. На механизмах и оборудовании образуются раскаленные и горячие поверхности. Наиболее частыми причинами судовых пожаров, представляющие смертельную опасность для людей и самого судна, являются:

- неисправности электрооборудования;

- самовозгорание некоторых грузов;

- воспламенение паров нефтепродуктов и горючих газов;

- попадание топлива на раскаленные детали механизмов (вследствие каких-либо неисправностей).

Причинами пожаров также могут быть:

- нарушение правил погрузки и выгрузки нефтепродуктов и ГСМ;

- беспечное отношение к проведению огневых работ (сварка);

- курение в неположенных местах;

- использование нештатных нагревательных приборов и бытового электрооборудования;

- хранение в открытом виде ГСМ, пропитанной ГСМ ветоши и пакли, ГСМ в необорудованных для этих целей помещениях.

Причиной пожара также может быть хранение пиротехнических средств, спирта и других опасных в пожарном отношении веществ. На пассажирских судах пренебрежение пассажирами правил пожарной безопасности. Необходимо помнить, что промедление с ликвидацией малого возгорания из-за слабо организованной системы осмотра отсеков и помещений лицами вахтенной службы, а также неисправность пожарной сигнализации могут привести к большому пожару, справиться с которым будет сложно. Противопожарные мероприятия складываются из конструктивных и организационных. К первым относится наличие на судах стационарных систем автоматического обнаружения, подающих сигналы о пожаре и сигнал тревоги по всему судну. Основными элементами таких систем являются извещатели (дымовые и тепловые).

На открытых палубах, в коридорах, малопосещаемых помещениях устанавливают ручные извещатели, срабатывающие от нажатия кнопки, защищенные от случайного включения стеклом. При срабатывании извещателя на блоках пожарной сигнализации подается звуковой и световой сигналы с выпадением соответствующего бленкера, загоранием сигнальной лампы или надписи на дисплее, по которым немедленно определяются места, вид и масштабы очага горения.

  Все современные суда оборудуются стационарными системами пожаротушения. В качестве хладагента в них могут использоваться: вода, пена, специальные жидкости, пар, инертные газы. Противопожарные переборки на судах могут быть раздвижными и размещаться не только внутри корпусов и в надстройке.

ЗАЩИТА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

 

В связи со стремительно нарастающим загрязнением окружающей среды экология приобрела в нашей жизни особое значение. Это напрямую относится к судам речного и морского флота, так как они являются потенциальными объектами, загрязняющими бассейны судоходных рек и моря. Основополагающий документ для речного флота – Кодекс внутреннего водного транспорта РФ. В статье 39 Кодекса сказано: обеспечение экологической безопасности при эксплуатации судов, предотвращение загрязнения с судов хозяйственно-бытовыми, сточными и нефтесодержащими водами, нефтью и другими вредными для здоровья людей и водных биологических ресурсов веществами являются обязанностью судовладельцев.

Требования к судовладельцам устанавливаются Правилами предотвращения загрязнения ВВП сточными и нефтесодержащими водами с судов. Контроль за обеспечением экологической безопасности при эксплуатации судов осуществляется двумя государственными органами:

- федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды; НЕПРАВИЛЬНО. Смотреть в ФЗ №502, 307 от 14.10.14 г.

- органами технического надзора и классификации судов (РР).

При постройке в числе других документов РРР выдает на судно Свидетельство о предотвращении загрязнения нефтью, сточными водами и мусором. Свидетельство подтверждается при ежегодном освидетельствовании в случае положительных результатов проверок и испытаний.

В свою очередь органы санитарного надзора на водном транспорте ежегодно (обычно перед началом навигации) осуществляют проверку судна. Если его системы и оборудование отвечают требованиям Санитарных правил и норм для судов внутреннего и смешанного (река-море) плавания, то на судно выдается документ, называемый Судовым санитарным свидетельством на право плавания. УТОЧНИТЬ

       Согласно требованиям, самоходные и несамоходные суда, имеющие на борту двигатели внутреннего сгорания, должны быть оснащены:

- сборной цистерной нефтесодержащих вод;

- системой перекачки и сдачи этих вод;

- стандартными сливными соединениями для сдачи этих вод в приемные береговые устройства.

Если это оборудование не обеспечивает автономность плавания по условиям экологической безопасности, то судно должно быть оборудовано:

- сборной цистерной для нефтяных остатков;

- фильтрующим оборудованием с сигнализатором;

- системой сброса очищенных вод с устройством, автоматически прекращающим сброс вод при превышении допустимого содержания нефти в сбросе.

Запрещается использование грузовых танков и топливных цистерн в качестве балластных, т.к. обычно в них находятся остатки нефтепродуктов.

Самоходные нефтеналивные суда грузоподъемностью более 3000 т должны быть снабжены комплектом по локализации аварийных разливов нефти и спецодеждой. В этот комплект входят

- плавучее боновое ограждение длиной 200 м;

- два якоря массой по 10 кг; два буя;

- сорбент; два черпака;

- 100 м капронового каната.

Также судно должно быть оборудовано сточно-фановой системой, сборной цистерной для сточных вод, стандартными соединениями для сдачи сточных вод в приемные устройства. И если она не обеспечивает автономности плавания, то должна быть установка для обработки этих вод.

Все суда, имеющие на борту людей, должны иметь на борту устройства для сбора мусора или установки для его сжигания (инсинираторы), обеспечивающие автономность плавания.

При обнаружении недостатков, грозящих загрязнением окружающей среды, судам запрещается выход в рейс до их устранения. При выявлении грубых нарушений санитарных правил судно выводится из эксплуатации. После доклада об их устранении, судно повторно подвергается тщательно проверке.

В соответствии с Правилами по предотвращению загрязнения с судов конкретные лица, виновные в загрязнении окружающей среды, наказываются в административном (штрафуются) или уголовном порядке. Общую ответственность за загрязнения окружающей среды несет капитан.

 

РАЗДЕЛ 4. УСТРОЙСТВО СУДНА

КЛАССИФИКАЦИЯ СУДОВ

1. Судно является плавающим сооружением, предназначенным для перевозки грузов (жидких и сухих), пассажиров и выполнение технической (плавкраны, земснаряды), служебной (водолазные боты, путейские), промысловые (рыба моллюски), спортивной функции.

Современное судно является сложным инженерным сооружением и на него распространяются требования как на объект повышенной сложности, а также специальные требования с учетом их плавания на воде.

 

2. Суда делятся на морские, речные и смешанного река-море плавания и их разделяют следующим образом:

А) По роду выполняемой работы: транспортные (пассажирские, грузовые сухогрузные и наливные, толкачи, буксиры); технические (дноуглубительные снаряды, грунтовозные шаланды, дебаркадеры); вспомогательные (ледоколы, бункеровщики ГСМ, очистительные суда «ОС», плавмастерские и др.); промысловые; спортивные.

Б) По принципу движения: водоизмещающие, глиссирующие (скользят по воде), на подводных крыльях, на воздушной подушке.

В) По материалу корпуса: стальные, из легких сплавов (алюминиевые), железобетонные (док), пластмассовые, деревянные, композитные (из смешанных материалов).

 

3. Основными составляющими судов являются: корпус, надстройка, СЭУ (судовая энергетическая установка), электрооборудование, движители (винты, водомет, колеса, ВРШ), судовые устройства, системы (трубопроводы для разных нужд), средства связи и радионавигации.

В корпусе судна, как правило, размещают СЭУ, грузовые трюмы, цистерны для ГСМ (горюче – смазочные материалы), часть жилых и пассажирских кают. На главной палубе: надстройка с пассажирскими и служебными помещениями, в зависимости от назначения судна.

Основными судовыми устройствами являются: рулевое, якорное, швартовное, шлюпочное, буксирное и грузовое.

К общесудовым системам относят системы: водоснабжения, отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха, сточно-фановая, пожарная, осушительная, балластная.

 

4. Основным символом в формуле класса судна являются буквенные обозначения, обозначающие прочность конструкции судна и разряд водного бассейна, в котором допускается эксплуатация судна.

«Л» - верхние участки больших рек и на малых реках, высота волны – до 0,6 м.

«Р» - на всех реках и небольших водохранилищах, допустимая волна – до 1,2 м. 

«О» - все реки и водохранилища, волна – до 2 м.

«О-ПР» - до 2 м.

«М-ПР» - до 2,5 м.

«М» - устья крупных рек с выходом в прибрежно-морские районы, волна – до 3 м.

«М-СП» - суда смешанного река-море плавания, выходящие в море с удалением от мест убежищ не более 50 миль (миля – 1852,33 м), волна – до 3,5 м.

 

Рис.1. Плоскости судна

Расположение основных плоскостей: 1 – плоскость мидель-шпангоута; 2- диаметральная плоскость; 3 – плоскость грузовой ватерлинии

 

Ряд плоскостей, параллельных ДП, образуют на поверхности судна


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.161 с.