Понятия о борьбе за живучесть судна — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Понятия о борьбе за живучесть судна

2020-05-07 449
Понятия о борьбе за живучесть судна 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Безопасность плавания судна и его стоянки зависят от его конструкции и организационных мероприятий по обеспечению живучести судна.

  Живучесть судна – способность судна сохранять мореходные качества в экстремальных условиях и противостоять последствиям аварийных повреждений, которые могут возникнуть в результате пожара, поступления воды внутрь корпуса, ее распространения по судну, задымления, взрыва, разрыва паропроводов. В процессе эксплуатации судов был выработан целый ряд организационных мероприятий, повышающих эффективность подготовки экипажа к борьбе за живучесть судна, а также его непосредственных действий по ликвидации технических или иных аварийных повреждений. Живучесть судна обеспечивается запасом плавучести, остойчивостью, живучестью судовой техники, пожарной безопасностью, подготовленностью экипажа судна к действиям по борьбе за живучесть.

  Из этих определений можно сделать следующий вывод: какой бы совершенной ни была конструкция судна, решающее значение по поддержанию живучести и (если потребуется) в борьбе за живучесть судна, жизнь пассажиров и сохранность груза принадлежит экипажу во главе с капитаном. В Уставе службы на судах речного (морского) определен перечень основных документов по организации и ведению борьбы за живучесть судна (ст. 306):

- судовые расписания по тревогам;

- личные карточки членов экипажа;

- наставление по борьбе за живучесть судов речного флота (НБЖС РФ-86).

Необходимо знать, что при численности экипажа менее 6 человек расписание по тревогам и, каютные карточки не составляются. В этом случае борьбу за живучесть организует капитан в соответствии с Уставом службы на судах и НБЖС РФ – 86 исходя из особенностей судна, наличия береговых спасательных сил и средств, наличия в районе плавания других судов, способных оказать помощь, особенностей района плавания и других обстоятельств. Вместо расписания по тревогам в этом случае составляются:

- Инструкция по действиям экипажа по тревогам (на ходу и стоянке)

- Информация для пассажиров (на пассажирских судах).

Эти документы вывешиваются в помещениях, часто посещаемых членами экипажа и пассажирами на наиболее видных местах. В руководящих документах по борьбе за живучесть определены основные положения как по подготовке экипажа к БЗЖ, так и по организации действий экипажа в конкретных аварийных ситуациях.

     Организация обеспечения живучести судна должна предусматривать:

- подготовку экипажа к борьбе за живучесть, которая является составной частью повседневной деятельности экипажа;

- постоянное наличие на борту необходимой части экипажа судна, способного обеспечить БЗЖ;

- надежное наблюдение за обстановкой на судне и в районе плавания;

- постоянное поддержание технического состояния судовых устройств и корпуса судна для обеспечения безопасности судна и его мореходности;

- постоянную готовность средств борьбы за живучесть (как судна, так и его технических средств).

На судне необходимо вести постоянное наблюдение за креном, дифферентом, водонепроницаемостью корпуса, а также строго выполнять требования по обеспечению остойчивости и непотопляемости судна.

       Запрещается использование не по назначению аварийного имущества.

Аварийно-спасательное и противопожарное снабжение и инвентарь должны храниться на штатных местах согласно схеме размещения, периодически осматриваться на предмет исправности, своевременно пополняться.

Необходимо помнить, что борьба за живучесть судна начинается не с момента возникновения пожара, начала поступления воды внутрь корпуса, а с момента обнаружения признаков возникновения угрозы самому судну, людям и грузу. В этом случае энергичные, решительные действия членов экипажа, как по тревоге, так и самостоятельно, могут своевременно и с малыми потерями предотвратить большую беду. Опыт эксплуатации водного транспорта изобилует такими примерами.

БОРЬБА С ВОДОЙ

 

Любое повреждение корпуса судна часто влечет за собой трудно прогнозируемые последствия. Даже небольшая течь может вызвать: порчу груза; короткое замыкание и, как правило, возгорание с последующим развитием пожара (в нескольких очагах).

Причины повреждения корпуса могут быть различными: столкновение с другим судном или плавающим предметом, плавание в ледовых или штормовых условиях, взрыв и прочее. Повреждения корпуса классифицируются по размеру, характеру и расположению. По расположению относительно ватерлинии они делятся на подводные, надводные и частично подводные. По характеру повреждения можно разделить на пробоины, разошедшиеся швы, трещины, отверстия от вылетевших заклепок, болтов, вмятины, гофры и другие виды деформации корпуса. По размеру: малые (0,05 м2), средние (0,2 м2), большие (2,0 м2), очень большие (более 2 м2), разламывание корпуса.

В этом случае благодаря водонепроницаемым переборкам одна-две части корпуса могут оставаться на плаву. В любом случае при поступлении воды внутрь существуют еще две опасности: потеря остойчивости судна (с последующим опрокидыванием) и уменьшение его плавучести. А в случае потери всего запаса плавучести судно обречено на гибель. Для предотвращения потери запаса плавучести судна экипаж должен предпринять все меры для сохранения плавучести.

Для обеспечения водонепроницаемости корпуса судна после установления места его повреждения первостепенное значение имеет заделка пробоин или хотя бы уменьшения водотечности. Так, через пробоину диаметром 0,5 м2 ниже ватерлинии за 1 час поступает свыше 3000 т воды. На речных судах нет таких водоотливных средств, которые могли бы справиться с таким поступлением забортной воды. Выход один – одновременно с пуском всех возможных водоотливных средств необходимо заделать пробоину.

Аварийное имущество представляет собой: пластыри, доски, брусья, клинья, пробки, скобы, болты, упоры, парусину, инструмент (слесарный и плотничный), а также жидкое стекло и быстротвердеющий цемент. Для заделки малых и средних пробоин наиболее эффективны пластыри: кольчужные, деревянные, шпигованные, облегченные, легкие. Все пластыри окантовываются ликтросом (пеньковым), имеют по углам коуши или люверсы для крепления шкотов (растяжек). Для заводки и постановки пластырей на пробоины существуют определенные схемы, и выполняется это под руководством начальника аварийной партии.

БОРЬБА С ПОЖАРОМ НА СУДНЕ

 

Любое судно является потенциально опасным в пожарном отношении объектом, так как в его корпусе и надстройках сосредоточено большое количество электрооборудования, ГСМ, горючих газов и других легковоспламеняющихся веществ. На механизмах и оборудовании образуются раскаленные и горячие поверхности. Наиболее частыми причинами судовых пожаров, представляющие смертельную опасность для людей и самого судна, являются:

- неисправности электрооборудования;

- самовозгорание некоторых грузов;

- воспламенение паров нефтепродуктов и горючих газов;

- попадание топлива на раскаленные детали механизмов (вследствие каких-либо неисправностей).

Причинами пожаров также могут быть:

- нарушение правил погрузки и выгрузки нефтепродуктов и ГСМ;

- беспечное отношение к проведению огневых работ (сварка);

- курение в неположенных местах;

- использование нештатных нагревательных приборов и бытового электрооборудования;

- хранение в открытом виде ГСМ, пропитанной ГСМ ветоши и пакли, ГСМ в необорудованных для этих целей помещениях.

Причиной пожара также может быть хранение пиротехнических средств, спирта и других опасных в пожарном отношении веществ. На пассажирских судах пренебрежение пассажирами правил пожарной безопасности. Необходимо помнить, что промедление с ликвидацией малого возгорания из-за слабо организованной системы осмотра отсеков и помещений лицами вахтенной службы, а также неисправность пожарной сигнализации могут привести к большому пожару, справиться с которым будет сложно. Противопожарные мероприятия складываются из конструктивных и организационных. К первым относится наличие на судах стационарных систем автоматического обнаружения, подающих сигналы о пожаре и сигнал тревоги по всему судну. Основными элементами таких систем являются извещатели (дымовые и тепловые).

На открытых палубах, в коридорах, малопосещаемых помещениях устанавливают ручные извещатели, срабатывающие от нажатия кнопки, защищенные от случайного включения стеклом. При срабатывании извещателя на блоках пожарной сигнализации подается звуковой и световой сигналы с выпадением соответствующего бленкера, загоранием сигнальной лампы или надписи на дисплее, по которым немедленно определяются места, вид и масштабы очага горения.

  Все современные суда оборудуются стационарными системами пожаротушения. В качестве хладагента в них могут использоваться: вода, пена, специальные жидкости, пар, инертные газы. Противопожарные переборки на судах могут быть раздвижными и размещаться не только внутри корпусов и в надстройке.


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.