Управление СПО - «Самарский речной техникум» — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Управление СПО - «Самарский речной техникум»

2020-05-07 301
Управление СПО - «Самарский речной техникум» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

МОТОРИСТ

Учебное пособие

 

для студентов специальности

26.02.05 Эксплуатация судовых энергетических установок

 

                               

САМАРА

2017

 

 

Цыпкин Анатолий Аркадьевич

 

Моторист

Учебное пособие

для студентов специальности

26.02.05 Эксплуатация судовых энергетических установок

 

 

Редактор О.В. Пестова

 

Подписано в печать

Формат А4. Гарнитура «Таймс».

Ризография. Усл. печ. л. 4,5

Тираж 100 экз.

 

Библиотечно-информационный отдел Самарского филиала ФГБОУ ВО «ВГУВТ»

443099, Самара, ул. Молодогвардейская, 62/64

ОГЛАВЛЕНИЕ

  Стр.  
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………..   5
Раздел 1. ОРГАНИЗАЦИЯ СЛУЖБЫ НА СУДАХ………………………………... 6
1.1.Судовой экипаж…………………………………………………………………... 6
1.2.Общие обязанности членов экипажа……………………………………………. 7
1.3. Вахтенная служба на судне………………………………………………………. 8
1.4. Обязанности моториста…………………………………………………………... 9
1.5. Виды судовых работ……………………………………………………………… 10
1.6. Из расписания  по тревогам……………………………………………………… 12
1.7. Устав о дисциплине……………………………………………………………….   13
Раздел 2. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПО БОРЬБЕ ЗА ЖИВУЧЕСТЬ СУДНА 14
2.1. Понятие о борьбе за живучесть судна…………………………………………... 14
2.2. Борьба с водой…………………………………………………………………….. 15
2.3. Борьба с пожаром на судне………………………………………………………. 16
2.4. Тушение пожара в машинном отделении……………………………………….. 16
2.5. Особенности тушения электрооборудования……………………………………   17
Раздел 3. ПРАВИЛА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ДЛЯ СУДОВ 17
3.1.Защита водной среды……………………………………………………………… 17
Раздел 4. УСТРОЙСТВО СУДНА……………………………………………………. 19
4.1. Классификация судов…………………………………………………………….. 19
4.2. Общее понятие о корпусе судна…………………………………………………. 20
4.3. Внутренние помещения судов…………………………………………………… 24
4.4. Рангоут и такелаж…………………………………………………………………   25
Раздел 5. СУДОВЫЕ УСТРОЙСТВА………………………………………………... 27
5.1. Швартовные устройства………………………………………………………….. 28
5.2. Рулевое устройство……………………………………………………………….. 29
5.3.Якорное устройство……………………………………………………………….. 32
5.4. Судовые грузовые устройства…………………………………………………… 33
5.5. Буксирные устройства……………………………………………………………. 35
5.6. Судовые трапы…………………………………………………………………….   37
Раздел 6. СПАСАТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА…………………………………………... 38
6.1. Спасательные шлюпки и плоты………………………………………………….. 38
6.2. Индивидуальные спасательные средства……………………………………….. 40
6.3. Снабжение судов спасательными средствами………………………………….. 41
6.4. Действия экипажа при оставлении судна………………………………………..   43
Раздел 7.  СУДОВЫЕ МЕХАНИЗМЫ………………………………………………. 44
7.1. Общие положения………………….. 44
7.2. Двигатели внутреннего сгорания 44
7.3. Компрессорные установки 47
7.4. Судовые котлы 49
7.5. Судовые системы и трубопроводы   54
Раздел 8. ТЕХНИЧЕСКАЯ ЭКСПЛУАТАЦИЯ СЭУ и СВМ 56
8.1. Вахта 56
8.2. Контроль работы дизеля   56
Раздел 9. ИСПользование инструментОВ при ремонте и техническом обслуживании механизмов 60
9.1. Измерительный инструмент 60
9.2. Режущий инструмент 62
9.3. Слесарно-монтажный инструмент и работа с ним 66
9.4. Техника безопасности при слесарных работах 68
9.5. Притирка клапанов 68
9.6. Набивка сальников насосов 70
   
Список литературы 72

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Работа на море и реке всегда привлекали молодых людей своей романтикой, возможностью проверить силу духа и мужество в суровых испытаниях, в морских походах. Кто из юношей не мечтает встать на палубу судна или военного корабля, увидеть себя на капитанском мостике, или механиком за пультом управления машинами, обеспечивающими безопасное плавание и превратить юношескую мечту в свою профессию на всю жизнь.

В учебном пособии изложены вопросы, связанные с организацией и выполнением работ на судне. Большое внимание уделено оснастке судна, организации борьбы за живучесть; даются сведения о судовых системах и устройствах, судовых работах, об управлении машинами и технической эксплуатации, организации службы на судах.

Это учебное пособие предназначено для широкого круга читателей: для молодых людей выбирающих свой жизненный путь, учащихся и студентов специализированных учебных заведений, проходящих курс для подготовки рабочей профессии «Моторист», для специалистов рядового состава флота, проходящих переподготовку по рабочей профессии.

Учебное пособие может быть использовано при изучении основ дисциплин и междисциплинарных курсов «Теория, устройство и борьба за живучесть судна», «Техническая эксплуатация СЭУ», «Судовые вспомогательные механизмы», «Технология судоремонта», а также при подготовке к экзаменам по данным дисциплинам.

В конце пособия вашему вниманию предлагаются экзаменационные вопросы, которые помогут Вам проконтролировать усвоение той или иной темы. Если вы не сумели или затрудняетесь ответить на эти вопросы, вернитесь к конкретной главе данного учебного пособия и повторите материал. При подготовке по данному курсу воспользуйтесь так же и литературой, которая указана в конце учебного пособия.

 

 

Раздел 1. ОРГАНИЗАЦИЯ СЛУЖБЫ НА СУДАХ

 

СУДОВОЙ ЭКИПАЖ

       Каждое судно проектируется и строится для выполнения определенных для него задач. Зачастую судам морского и речного флота приходится работать в сложных (порой экстремальных) условиях. Периодически для поддержания технического состояния, ликвидации полученных в ходе эксплуатации повреждений суда ставят на ремонт (силами экипажа или ремонтного предприятия), а для ухода за подводной частью корпуса и арматурой, находящейся под водой, их ставят в доки (сухие и плавучие) или поднимают на берег с помощью спилов. Но само судно без людей мертво. Поэтому любое судно укомплектовывается экипажем.

Судовой экипаж (судовая команда) предназначен:

- для управления судном во время плавания;

- обслуживания главных и вспомогательных механизмов;

- ухода за различными системами судна;

- обеспечения безопасной работы электрооборудования;

- ухода за корпусом, надстройками;

- осуществления различных судовых или ремонтных работ.

Укомплектование судна (самоходного и несамоходного) выполняется в соответствии с Трудовым кодексом РФ, Уставом службы на судах. Состав и число членов экипажа зависят от размеров судна, его типа и мощности двигательной установки, степени автоматизации судна. Качественный и количественный состав экипажа определяет штатное расписание. Судовой экипаж самоходного судна возглавляет капитан, несамоходного – шкипер. Экипаж судна состоит из командного состава и судовой команды.

К командному составу относятся:

- капитан;

- помощники капитана;

- механики и электромеханики;

- помощники механиков и электромехаников;

- радиоспециалисты;

- врачи.

Судовая команда состоит из работающих на судне лиц, которые не относятся к командному составу судна и обслуживающим пассажиров судна работникам. На пассажирских судах штатным расписанием предусмотрена особая группа экипажа – персонал для обслуживания пассажиров:

- заведующий рестораном и его работники;

- заведующий почтой-телеграфом;

- парикмахер;

- врач, обслуживающий пассажиров, и т.д.

Экипаж несамоходного судна состоит их шкипера, его помощника (ков) и матросов. Численность экипажа зависит от его грузоподъемности и определяется штатным расписанием.

При поступлении на работу на судно будущий член экипажа обязан сдать зачет (экзамен) на знание следующих документов:

- должностной инструкции;

- технический регламент (по занимаемой должности);

- устав службы на судах;

- устав о дисциплине, а так же технический минимум.

На должности командного состава и судовой команды назначаются лица, имеющие дипломы и квалификационные свидетельства, дающие право занимать соответствующую должность на судах речного, озерного или смешанного (река-море) плавания. Каждый член экипажа по состоянию здоровья должен быть пригоден к плаванию, и это определяется при медицинском освидетельствовании. Лица командного состава при поступлении в их подчинение зачисленных в состав экипажа новых мотористов, обязаны ознакомить их с правилами охраны труда на данном типе судна, с их должностными обязанностями, особенностями работы на этом судне, правилами внутреннего распорядка, расписанием вахт, обязанностями по тревогам, судовыми правилами.


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.015 с.