Механической и ассоциативной памяти. — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Механической и ассоциативной памяти.

2020-05-07 169
Механической и ассоциативной памяти. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Поэтому полезно учить наизусть, заучивать, просто запоминать разного рода

информацию.

А иначе наша память станет избалованной и не захочет ничего запоминать просто так,

механически, а всегда будет ждать, какую же технику запоминания мы используем на

этот раз. Но это тоже крайность, потому что в жизни (и на уроках тоже) зачастую

приходится применять именно механическую память, то есть просто запоминать

материал (один из вариантов – учить наизусть). Так что тренируйте и эти механические

способности памяти.

Я сейчас приведу кусочек текста, который постарайтесь просто запомнить и пересказать,

без всякой техники.

Лень на запоминание

Мнемонические процессы довольно психоемкие. Именно поэтому многим из нас лень

учить что-нибудь наизусть. Но иногда это нужно. Я уже не говорю о школах и других

учебных заведениях, в которых без мнемонических навыков про сто не обойтись. Гораздо

легче анализировать, ломать голову, размышлять, нежели запоминать. Впрочем, смотря

кому. Кому-то легче выучить наизусть, чем понять и анализировать, а кому-то наоборот:

лишь бы не зубрить (лень). Да, да, это тоже одно из проявлений лени, которую я в данном

случае называю мнемонической. Эта лень формируется в результате соответствующего

образа жизни, которую можно назвать так: АМОЖ (антимнемонический образ жизни).

Однако спешу напомнить дорогому читателю, что этот вопрос я затрагиваю в свете

проблемы преодоления лени. Ведь наша жизнь может сложиться так, что нам вовсе и не

нужно иметь хорошую память и, соответственно, развивать ее. Однако в этом случае мы

упускаем уникальный шанс поквитаться с ленью, с достойным противником. В данной

книжке я затрагиваю этот мнемонический вопрос именно в свете проблемы лени. Так как

запоминание – довольно нешуточное и психоемкое дело (собственно, поэтому лень и

проявляется в этом деле так отчетливо и ярко).

Ну, как вам фрагмент из моего произведения?

Смогли пересказать с первого раза? Он как раз о мнемонической лени, то есть о лени на

запоминание. Прочитайте его еще раз и снова перескажите.

Вы заметили, что с каждым следующим повторением мы лучше запоминаем. Уроки тоже

надо так учить: читать один-два-три раза, до тех пор, пока не сможем пересказать, не

упустив важных моментов в данной теме.

 


А теперь – еще один фрагмент из той же «оперы». Но на этот раз постарайтесь читать и

размышлять одновременно. Также попробуйте не согласиться с чем-то и выразить свое

недовольство какой-то мыслью. Это очень хорошо стимулирует память. Да-да, когда

читатель ругает автора, то память (читателя, а не автора!) в это время особенно хорошо

работает.

Приступая к заучиванию информации (особенно через «не хочу»), мы оказываемся на

ринге с соперником по имени Л-е-е-е-е-е-е-ень-нь-нь и фамилией – Мне-мо-ническая-я-я-

я. Правильнее тогда назвать ее соперницей.

Для школьников и студентов – масса возможностей сразиться с мнемоленью. Ведь им,

хочешь не хочешь, надо учить уроки и лекции. Не только учить и понять, но и запоминать.

Ну так вот, пусть они подключат к этому делу (к учебе) азарт соперничества с ленью. Этот

азарт станет мощным дополнительным стимулом к тому, чтобы учить (запоминать) уроки.

Ведь появляется новая (помимо прочих) цель – побеждать лень. Так что одним делом

(тем, что учим уроки, лекции) они ловят двух, а то и трех зайцев (становятся умнее,

угождают системе оценок (давно устаревшей) и сопротивляются мнемолени, а значит, и

лени вообще).

А теперь перейдем к конкретным мнемоническим упражнениям.

Ну как? Поругали в каких-то вопросах автора? И правильно сделали, если поругали.

Память от этого только выигрывает. И наоборот, память проигрывает, если читать

монотонно и равнодушно.

Продолжаем дальше изучать текст о мнемонической лени. В следующем кусочке мы

столкнемся с пунктами (смысловыми фрагментами) – их всего шесть. Надо сказать, что

именно деление на пункты в данном случае будет облегчать запоминание. То есть

смысловые фрагменты уже готовы и ждут подбора к ним ключевых слов. В нашем случае

все пункты повествуют о вариантах запоминания слов, текстов и фрагментов из жизни.

Итак, поехали.

1. Механическое запоминание слов. Составьте список слов и запомните его наизусть.

Прочитайте первых два-три слова и повторите их, затем добавьте еще пару слов и снова

повторите все сначала. Так добавляйте каждый раз по слову или по два слова и

повторяйте список с начала, до тех пор, пока весь список не будет запомнен.

2. Ассоциативное запоминание списка слов. Составьте список слов (для начала –

простых слов, легко представляемых в воображении) и составьте рассказ, в котором эти

слова будут как бы героями сюжета. Затем, проигрывая придуманный сюжет в памяти,

вспоминайте задействованные в нем слова из списка в той же последовательности. По

мере мнемонического развития (то бишь развития памяти) можно усложнять эти списки

количественно (более длинные списки) и качественно (более сложные слова).

3. Запоминание стихотворений. Здесь объяснять особо нечего. Просто запоминайте

стихотворения. Это дело упрощается благодаря ритму и рифмам.

4. Механическое запоминание текстов. Я имею в виду не стихотворные тексты. Здесь

дело обстоит сложнее. Так как нет ни рифмы, ни стихотворного ритма (которые помогают

вспомнить очередное слово).

Прочитайте первое предложение текста и попробуйте пересказать его, не меняя ничего в

 


этом предложении. Если не получилось с первого раза, прочитайте предложение еще раз

и снова попробуйте пересказать буквально. Затем то же самое сделайте со вторым

предложением. Затем повторите наизусть оба предложения. Далее приступайте к

третьему. И так до тех пор, пока весь текст не будет выучен наизусть.

5. Ассоциативное запоминание текстов. Делим текст на маленькие фрагменты и для

каждого из них подбираем ключевое слово, благодаря которому мы могли бы вспомнить

данный фрагмент. Так наш текст превращается в список ключевых слов. Ну а список

запоминаем так, как в первом или во втором упражнениях. Затем, вспоминая список, мы с

каждым ключевым словом вспоминаем соответствующий фрагмент текста.

Ученики и студенты могут попробовать выучить урок или лекцию именно таким образом.

А если еще и зажгутся желанием побороться с ленью, то одним стимулом станет больше.

Другой стимул в том, что развивается память при каждом запоминании.

Подробнее о мнемонических упражнениях я рассказываю в моих книжках о развитии

памяти («Память. Секреты и механизмы», «Десять прекрасных тренажеров для развития

памяти» и «Тренируем дет скую память»). Здесь же, в этой книжке, я затрагиваю

некоторые упражнения, но уже не столько с целью развития памяти, сколько для

преодоления лени.

От памяти очень многое зависит. Память, я бы сказал, довольно судьбоносна. Многое в

нашей жизни может зависеть от того, будем ли мы знать ту или иную информацию или

нет, выучим ли мы ее или поленимся и пострадаем из-за мнемонической лени.

Другое дело, если жизнь сложилась так, что нет особой необходимости что-либо учить и

подвергаться проверке знаний время от времени. Но, как бы то ни было, мнемонические

упражнения требуют особой психической мобилизации сил (и поэтому часто бывает

просто лень), а это значит, что данные упражнения, кроме памяти, развивают и

антиленивые навыки.

Ну и напоследок еще одно оригинальное упражнение. В свете моей книжки оно

оригинально тем, что его очень лень выполнять. Через некоторое время вы просто

забросите данное упражнение. Впрочем, исключения, конечно же, бывают. Может быть,

кому-то это упражнение полюбится (любовь – сильнейший стимул против лени)

настолько, что оно будет выполняться почти каждый день. Но и любовь иногда проходит.

И тогда приходится «толкать» данное дело вперед с помощью других стимулов (скажем,

необходимости).

6. Вспомните прожитый день. Вспомните его последовательно, начиная с момента

пробуждения и заканчивая тем временем, в котором вы находитесь. Это можно сделать,

например, перед сном, особенно если не спится. Или в любое другое время. Итак,

вспомните в подробностях (насколько получается) день: как проснулись (можно также

попытаться вспомнить сновидения, если они были), что было до завтрака, что ели за

завтраком, что было после, до обеда и т. д. Если слушали музыку, то какую именно. С кем

встречались, о чем говорили и т. д.

Ну вот, приехали. Теперь подберите ключевое слово для каждого из этих шести пунктов и

запомните получившийся список из шести ключевых слов. И каждый раз, вспоминая

очередное слово из списка, пытайтесь восстановить в памяти как можно больше

информации из соответствующего фрагмента. Когда почувствуете, что вспоминать больше

нечего, то переходите к следующему ключевому слову, и так до конца, то есть до шестого

 


ключевого слова.

А теперь я приведу последнюю часть фрагмента из моего сочинения о лени. Всего три

абзаца, все маленькие, поэтому каждый из них можно считать смысловым фрагментом.

Так что подберите ключевые слова для каждого абзаца. Поехали.

Если часто практиковать (особенно через «не хочу») это упражнение, то будет развиваться

не только память, но и антиленивые навыки (и воля в придачу).

Для успешной борьбы с ленью нужно радоваться каждому «не хочу» как очередной

возможности пройти через это «не хочу», тем самым пройдя через лень и выйдя

победителем (радость – это стимул, поэтому, радуясь, мы добавляем еще один стимул к

уже имеющимся). И чем больше таких «встреч» с «не хочу», тем больше тренажеров для

развития антиленивого навыка. А «не хочу» бывают самые разные из самых разных сфер

жизни. Так что тренажеров хватает.

Добро пожаловать в великолепный тренажерный зал с названием «Не хочу». Это

прекрасно оборудованный (самыми различными нежеланиями, самыми разнообразными

«хочу, но надо») психологический зал. А тренажеры самые что ни на есть разнообразные:

«не хочу, но надо», «устал, но буду продолжать» (но – в пределах, не опасных для

здоровья), «хочу, но воздержусь» (этот тренажер больше годится для развития

непосредственно воли, ну а воля в деле развития антиленивого навыка имеет не

последнее значение), «хочу делать одно, но надо делать другое», «хочу работать, но надо

оторваться от дела», «хочу делать что-то одно, но надо успеть сделать многое» и т. д.

Кстати, для смысловых фрагментов можно подбирать не только ключевые слова, но и

ключевые выражения, хотя в этом случае запоминать будет чуть сложнее, нежели в

случае со списком из ключевых слов. А можно и смешанные списки составить, где есть и

слова, и выражения. Итак, для ранее приведенного фрагмента можно подобрать

следующие ключевые слова: не хочу, воля; радоваться, стимул; тренажерный зал,

тренажеры.

Как видите, дорогие ребята, я подобрал для каждого абзаца по два слова и выражения.

Однако при больших объемах текста лучше подбирать по одному слову или выражению

для каждого фрагмента, так как в противном случае списки слов и выражений получатся

очень громоздкими. Ну а мой список («не хочу, воля; радоваться, стимул; тренажерный

зал, тренажеры») можно запомнить так:

Не хочу, но воля радуется стимулу в тренажерном зале, где есть тренажеры.

Вот видите, в этом маленьком предложении затаился весь ранее приведенный текст из

трех абзацев. А если подключить к делу запоминания еще и механическую память (то есть

прочитать еще пару раз или чуть больше), то результат будет еще лучше, согласно уже

известному нам правилу:


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.042 с.