Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Запоминаем последовательность слов и их порядковые номера

2020-05-07 261
Запоминаем последовательность слов и их порядковые номера 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск

Мы можем немного усложнить упражнение с запоминанием слов, если будем

запоминать еще их порядковые номера. Это сложнее, так как здесь появляются уже

новые информационные звенья: цифры.

Допустим, нам нужно выучить информацию в виде списка имен или названий и при этом

знать порядковый номер каждого имени или названия. Как же это сделать?

Можно через каждые, скажем, пять слов вводить новое слово, которое будет означать

число, являющееся порядковым номером. Для этого авансом воспользуемся знаниями,

освоением которых мы всерьез займемся, когда будем учиться запоминать цифры и

числа. Например, если между пятым и шестым словами списка мы «внедрим» слово

«звезда» (которое используется для запоминания цифры 5), то это будет указывать нам на

пятое (до «звезды») и шестое (после «звезды») слова нашего списка. А там уже несложно

найти четвертое и седьмое (то есть предыдущее и последующее).

Но есть более простой способ. Вместо «звезды» (5) запомним слово «ручка» (мы

используем его для обозначения цифры 1, так как шариковая ручка на самом деле похожа

на единицу). Мы вставляем «ручку» (единицу) после первой пятерки слов.

Чтобы проще было понять, приведу в качестве примера уже знакомый нам список:

Слон, домик, телевизор, тапочки, котенок, тумбочка, хомяк, пес, огород, кустарник.

Здесь десять слов, поэтому нам достаточно ввести одно звено (то есть слово, означающее

единицу, в нашем случае это «ручка») после пятого слова. И получится список длиной в

одиннадцать слов:

Слон, домик, телевизор, тапочки, котенок, РУЧКА, тумбочка, хомяк, пес, огород,

кустарник.

Этот список нам уже знаком. Поэтому нам остается в уже известной нам истории (про

слона) добавить «ручку». А это совсем несложно. И у нас получится следующее:

Слон шел к себе в домик смотреть телевизор. Но прежде чем включить телевизор, он

хотел найти свои тапочки, которые куда-то пропали. Оказалось, что их утащил котенок,

спрятал в них ручку и положил все в тумбочку. Но в тумбочке слон увидел только одну

пару, в которой поселился хомяк. Когда слон спросил его, где же вторая пара, хомяк

признался, что отдал ее псу, который живет в огороде. Тогда слон направился в огород, но

не мог найти своего друга пса, потому что он все это время прятался за кустарником.

 


Вот и все. Теперь, чтобы вспомнить, например, шестое слово, нам нужно вспомнить

«ручку», зная, что шестое слово идет за ней. Что касается первых пяти слов, то они вовсе

не нуждаются в слове «ручка». Достаточно вспомнить начало списка и затем

последовательно вспоминать до пятого слова. Также нет нужды вводить новое слово для

последней пятерки слов списка. Ведь можно просто вспомнить последнее слово и затем

«идти» вверх по списку.

Что касается последовательности слов, то она сохраняется благодаря составленной

истории, которая легко запоминается. В этой истории герои – слова нашего списка.

Важнейшим является первое слово. Оно, как паровоз, тащит за собой остальные слова.

Если мы забудем первое слово, то можем не вспомнить и остальные. Поэтому первое

слово лучше всего сделать главным героем своего рассказа (или одним из главных).

Мы действуем по принципу цепочки: нет одного звена – и вся она может разорваться.

Поэтому нет такого звена, которому можно было бы не придавать значения. Кроме того,

каждое звено (кроме первого) должно «вытекать» строго из предыдущего и передавать

«эстафету» (или «роль») последующему.

Мнемотехника 3

Запоминаем сложные слова

Теперь, дорогие ребята, давайте усложним наш прежний список слов, добавив в него

более сложные слова. Под сложными словами я понимаю слова, которые обозначают не

конкретные предметы (слон или тапочки), а абстрактные понятия, такие как любовь,

смысл, удивление и т. д. Список с такими словами запомнить будет гораздо сложнее, ведь

не так-то просто вообразить себе любовь или удивление. В конечном итоге у нас

получится вот такой список:

Слон, домик, телевизор, смысл, тапочки, котенок, радость, тумбочка, хомяк, пес, огород,

кустарник, защита.

Мы видим, что здесь появились сложные слова (смысл, защита и радость). Теперь длина

нашего списка – тринадцать слов. Как же их запомнить? Как, например, представить

«радость» или «смысл»?

Давайте сделаем вот что. Попробуем внести некоторые изменения (связанные с новыми

словами) в наш прежний рассказ. У меня получилась вот такая история:

Слон шел к себе в домик смотреть телевизор, но вдруг подумал о том, есть ли смысл

включать его, если он не может найти свои тапочки. Поэтому, прежде чем включить

телевизор, он хотел найти тапочки, которые куда-то пропали. Оказалось, что их утащил

котенок, после чего стал очень радостным и положил их в тумбочку. Но в тумбочке слон

увидел только одну пару, в которой поселился хомяк. Когда слон спросил его, где же

вторая пара, хомяк признался, что отдал ее псу, который живет в огороде. Тогда слон

направился в огород, но не мог найти своего друга пса, потому что он все это время

прятался за кустарником, служившим ему неплохой защитой.

Вот так я запомнил эти тринадцать слов. Теперь попробуйте сделать это самостоятельно.

Пусть вам кто-нибудь из друзей или родных прочитает столько же, а может, и больше

слов (простых и сложных), а вы попробуйте их все запомнить. Если получится сразу, то

можете переходить к еще большему количеству слов. Если же с первого раза все

 


запомнить не получится, то ничего страшного: все равно со временем вы справитесь с

этим заданием.

Через определенное количество тренировок попробуйте запоминать списки с еще

большим количеством сложных слов. В конце концов вы будете запоминать списки,

состоящие исключительно из сложных слов. И это будет просто здорово, ведь вы теперь

научились запоминать (без зубрежки) списки простых и сложных слов. А ведь это не что

иное, как очень хорошее, то есть эффективное, упражнение для развития памяти.

Теперь давайте попытаемся запомнить список, состоящий только из сложных слов.

Возьмем для начала десять таких слов:

Очень, сила, первый, походка, волнение, высота, передача, мечта, болезнь, идея.

Заметьте, что с этими словами не получается быстро составить простенький рассказ. И в

этом списке нет простых слов, чтобы мы могли как-то связать вместе сложные и простые

слова. Что же делать? Как без зубрежки выучить этот список?

Кто-то может спросить: а зачем нам вообще нужны эти списки? Ведь в школе задают

учить тексты, а не какие-то списки. Да, это так. Но хочу еще раз напомнить, что

запоминание подобных списков очень серьезно укрепит вашу память и сделает ее более

способной к запоминанию текстов (к которым мы еще вернемся). Так что не ленитесь,

выполняйте все упражнения, которые я привел и еще буду приводить в дальнейшем. Тем

более что они пригодятся, мы будем их использовать и для запоминания текстов.

Но что-то мы отвлеклись от нашего «сложного» списка. Давайте вернемся к нему и все-

таки придумаем историю с этими словами.

Вот какая нелепая история у меня получилась:

Очень большая сила поможет мне стать первым, но моя походка не скроет волнения,

когда я буду на высоте, где можно смотреть передачу о мечте. Но всему помешала

болезнь. И все-таки мне в голову пришла идея...

История как бы просит продолжения, но я уже использовал все десять слов. Так что

продолжение вы можете придумать сами, тем самым развивая в себе способность

фантазировать, сочинять и придумывать.

Мнемотехника 4

Запоминаем цифры

Мы уже освоили три мнемотехники и за все это время еще практически не приступали к

запоминанию цифр. А вдруг в информации, которую мы захотим запомнить, кроме слов

будут встречаться и цифры? Как же быть тогда? Да и вообще, как запоминать номера

телефонов, исторические даты и многое другое? Ведь там сплошные цифры! Есть ли здесь

какой-то секрет?

Конечно, есть! И я вам его, наверное, все-таки открою, так же как некогда черепаха

Тортилла открыла Буратино «страшную» тайну золотого ключика. А помните, как кот

Базилио и лиса Алиса не могли разделить между собой пять золотых монет? Как видите, у

них как раз с цифрами и возникла проблема. И она может возникнуть и у нас, если нам

никто не откроет «страшной» тайны. Впрочем, она не такая уж и страшная. Это только с

 


виду цифры кажутся «сухими» и незапоминающимися. Но если с ними подружиться, то их

запоминание превратится в настоящее удовольствие.

Как же нам превратить цифры в своих друзей? Как, например, подружиться с единицей?

Мы с вами уже пробовали представить ее в виде ручки (шариковой или гелевой). Ведь

ручка действительно похожа на единицу, правда? Но не только ручка, а еще и карандаш,

и гвоздь, и палка, и многие другие тонкие и длинные предметы чем-то похожи на

единицу. Разве я не прав? Вот давайте мы и дальше будем использовать это сходство, и

вместо единицы представим себе ручку, или карандаш, или что-нибудь другое похожее.

Теперь попробуем найти что-нибудь похожее на двойку. Чем-то напоминает двойку

лебедь. Так же, чтобы запомнить двойку, я вспоминаю какого-нибудь знакомого

двоечника. (Кстати, ребята, я думаю, лучше быть отличником или ударником, чем

двоечником. Я, например, в школе учился неплохо. Первые три класса я даже был

отличником. И если бы тогда меня научили всем этим секретам памяти, то, возможно, я

бы стал отличником и в четвертом классе.)

С единицей и двойкой мы более-менее разобрались. Теперь давайте найдем предметы,

на которые похожи и остальные цифры, которых у нас всего десять. В итоге у нас может

получиться следующий список:

0: яйцо, яма, пустыня...

1: ручка, карандаш, палка, автобус...

2: лебедь, брюки, ножницы...

3: треугольник, крыша...

4: клетка, телевизор, квадрат...

5: отличник, почетная грамота, диплом, звезда (пятиконечная)...

6: суббота, кирпич (6 граней)...

7: жираф, неделя, радуга (7 цветов)...

8: велосипед, очки...

9: буря (девятый вал), скорпион (похож на лежачую девятку)...

В конце я поставил многоточие, так как можно придумывать и дальше различные

сравнения. Вы можете это сделать самостоятельно, и у вас накопится довольно много

сравнений для каждой цифры.

Ну а теперь давайте постараемся запомнить следующий список цифр:

4, 9, 6, 3, 7, 1, 5, 0, 8, 2.

Каждую цифру мы заменим сравнением из нашего списка. Тогда получим следующее:

Клетка, скорпион, кирпич, крыша, жираф, автобус, звезда, яйцо, велосипед, лебедь.

А списки слов мы уже умеем запоминать. Ведь это мы прошли в самом начале. Итак,

придумываем интересный и необычный рассказ.

 


Клетка хотела выпустить скорпиона, который, выйдя на свободу, взял кирпич и бросил его

на крышу. Но там оказался жираф, и был он весьма недоволен таким поступком, поэтому

уехал на автобусе к ближайшей звезде, где нашел яйцо, из которого, к его великому

удивлению, вылупился велосипед, на котором в дальнейшем ездил лебедь.

Вот и все. Благодаря этому маленькому рассказу мы запомнили в нужном порядке десять

цифр. Причем запомнили надолго, что не всегда удается во время зубрежки. И что самое

главное, мы познакомились с еще одним прекрасным упражнением для развития памяти.

А ведь чем больше разнообразных упражнений, тем лучших результатов мы сможем

добиться.

Мнемотехника 5

Запоминаем числа

Теперь перейдем к числам. Цифр-то у нас всего десять, а вот чисел – бесконечное

множество. Но есть одно утешение: любое число можно запомнить как комбинацию цифр

(двух или нескольких всего-то из десяти). Например, когда мы запомнили десять цифр

подряд, то мы тем самым запомнили десятизначное число. Но это число было всего одно.

А как же быть, если чисел много? Как не перепутать их и не соединить в одно большое

число при запоминании? Здесь должен быть какой-то новый, пока что не известный нам

секрет. Для того чтобы раскрыть его, давайте попробуем запомнить вот такой список

чисел:

24, 126, 97, 9, 1257.

Всего мы видим здесь двенадцать цифр. И тем не менее это не одно двенадцатизначное

число. Здесь целых пять чисел. Что же делать? Как быть? Вдруг мы вспомним 241 и 26

вместо 24 и 126? Ведь здесь недостаточно запомнить все цифры в данной

последовательности. Здесь нужно также четко запомнить «границы» чисел, то есть где

заканчивается одно число и начинается другое. Конечно, можно просто запомнить, что

 


первое число – двузначное, второе – трехзначное и т. д. Но такой способ не совсем

надежен. И если нам даже удастся сделать это с маленьким (как в нашем случае)

количеством чисел, то, как мы справимся с этой задачей, если чисел будет очень много?

Поэтому я предлагаю сделать так: кроме самих чисел мы будем ставить и запоминать в

конце каждого числа некий знак, который будет говорить нам о завершении данного

числа. С этой целью давайте придумаем специальные сравнения, чем-то похожие на

границу, на завершение. Это могут быть, например, знаки препинания (точка, запятая,

двоеточие и т. д.). Можно также использовать знак «стоп», светофор, границу,

пограничника, сторожа, кондуктора, будильник и так далее.

Итак, попробуем запомнить числа:

24, 126, 97, 9, 1257.

Вспомним, с чем мы сравнивали цифры, затем придумаем, с чем сравнить границы

между числами, и в итоге получим следующее:

Ножницами мы пытались вырезать телевизор, но сторож (число закончилось) отобрал их

у нас, после чего уехал на автобусе к лебедю, который строил кирпичный дом, на котором

поместил большую жирную точку (конец второго числа), которую потом стащил

бессовестный скорпион и подарил своему другу жирафу. Но их поймал на границе (третье

число) другой скорпион, которого кондуктор (закончилось четвертое число, точнее, цифра

9) пригласил в автобус и подарил ему брюки с изображением звезды. Эти брюки он носил

целую неделю.

Вот мы с вами, дорогие ребята, и выполнили еще одно упражнение для развития памяти:

потренировались в запоминании многозначных чисел.

Но есть и еще один, более простой способ их за поминания. Секрет этого способа

заключается в использовании алфавита. Если я не ошибаюсь, у нас в алфавите 33 буквы,

которые, в свою очередь, подразделяются на гласные (а, е, ё, и, о, у, ы, э, ю, я) и

согласные. Давайте договоримся, что каждая согласная будет означать какую-то цифру.

Например, буква Ч будет означать цифру 4, так они довольно похожи и, кроме того, цифра

4 начинается как раз с буквы Ч. Буква Т немножко похожа на 1. Ш у нас будет означать 6 и

так далее. В общем, у нас получится вот такое сравнение:

0 – С, З

1 – Т, Д

2 – Н, Х

3 – М,

4 – Ч, Ц

5 – Л

6 – Ш, Щ, Ж

7 – К, Г

8 – Ф, В

 


9 – Б, П, Р

Теперь попробуем запомнить какое-нибудь число, например 16. Нам нужно запомнить

цифры 1 и 6, но так, чтобы потом не перепутать их последовательность и не вспомнить 61

вместо 16. Цифры 1 и 6 – это, соответственно, буквы Т и Ш, которые мы и запомним

вместо цифр. Поэтому давайте придумаем слово, в котором будут наши две буквы. Я уже

придумал: это слово «тише». Представьте, что кто-то шумит, а вы говорите ему: «Тише!»

Тем самым вы запоминаете число 16. Затем, для того чтобы вспомнить это число, вы

должны вспомнить слово «тише». И теперь мы никак не перепутаем последовательность,

так как она сохраняется благодаря слову «тише», в котором буквы Т и Ш никак не могут

поменяться местами.

Давайте запомним еще одно число, например 74. Это буквы К (Г) и Ч (Ц). Я придумал для

них сравнение со словом «качели». Правда, в этом слове три согласные буквы (К, Ч и Л),

но мое число ведь двузначное, поэтому, сколько бы ни было согласных в слове, мне все

равно нужны лишь первые две, то есть К и Ч.

Итак, мы уже запомнили два двузначных числа (16 и 74). Но мы не связали их друг с

другом. А ведь иногда приходится запоминать целые списки чисел, причем нередко в

определенной последовательности. Например, если мы хотим запомнить год рождения

человека, скажем 1972, то мы ни в коем случае не должны перепутать местами цифры 1,

9, 7 и 2. Вы скажете, что это мелочи? Ничего подобного. Давайте попробуем, например,

перепутать местами цифры 9 и 2. Тогда получится, что этот человек родился в 1279 году.

Видите, мы отправили его в тринадцатый век. А ведь это я родился в 1972 году! И мне не

хотелось бы оказаться в тринадцатом веке, тем более попасть туда из двадцать первого.

Как бы я писал эту книгу в тринадцатом веке? Ни компьютера, ни даже пишущей машинки

не было бы под рукой. Если же вы добавите к этой дате словечки «до нашей эры», то я

окажусь чуть ли не в каменном веке. И тогда писать эту книгу мне придется на каменных

плитах.

Или если вам задают по географии запомнить высоту какой-либо вершины, то, опять же,

перепутать вам ничего нельзя. Стоит хоть самую малость поменять цифры местами, как

это будет уже неправильный ответ. Или представьте себе, что вы хотите позвонить другу,

но в его номере телефона неправильно запомнили всего лишь одну цифру. Всего лишь

одна неправильная цифра – и это уже другой номер!

Как же запомнить друг за другом числа 16 и 74? Поскольку для них у нас есть слова

«тише» и «качели», то наша задача сводится к тому, чтобы запомнить в нужной

последовательности эти слова. А это мы уже умеем делать – запоминать списки слов.

Придумаем предложение для наших слов. Вот оно: «Тише, качели!» Я представил себе,

что качели сильно шумят, и поэтому я обратился к ним и сказал: «Тише, качели!», но ни в

коем случае не наоборот («Качели, тише!»), иначе получится не 16 и 74, а 74 и 16.

Добавим к нашему списку число 25. Если перевести на буквы число 25, то это будет Н (Х) и

Л. Поэтому я решил использовать слово «нельзя». Теперь, если соединить все вместе,

получится такое предложение: «Тише, качели, нельзя!» Я представил, что запрещаю

качелям шуметь.

Добавим еще одно число, 36. Переводим цифры в буквы и придумываем слово. Для этого

числа я нашел слово «мешать», которое добавил к уже имеющимся. У меня получилось:

«Тише, качели, нельзя мешать!» Видите, как здорово: в этом маленьком предложении

 


«спрятались» целых четыре числа: 16, 74, 25 и 36.

Мнемотехника 6


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.107 с.