Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
Топ:
Выпускная квалификационная работа: Основная часть ВКР, как правило, состоит из двух-трех глав, каждая из которых, в свою очередь...
Проблема типологии научных революций: Глобальные научные революции и типы научной рациональности...
Интересное:
Искусственное повышение поверхности территории: Варианты искусственного повышения поверхности территории необходимо выбирать на основе анализа следующих характеристик защищаемой территории...
Национальное богатство страны и его составляющие: для оценки элементов национального богатства используются...
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Дисциплины:
2020-05-07 | 185 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Содержание книги
Поиск на нашем сайте
|
|
«Дайте детству созреть в детях» – эти слова принадлежат выдающемуся французскому
мыслителю Ж.-Ж. Руссо.
Запомнить их очень легко: мысль выражена довольно лаконично. К тому же все слова,
кроме «созреть», начинаются на одну и ту же букву «Д». Это может нам пригодиться для
запоминания. Можем (на всякий пожарный случай) запастись и другими
мнемоническими приемами. Например, сочинить такую фразу: «Дядя Руссо, садись!» Это
уже мое «изречение», но оно напомнит мне слова Руссо.
Я представил, что еду с Ж.-Ж. Руссо в автобусе и уступаю ему место. Эту фразу я уж точно
не забуду, и она будет напоминать мне (благодаря тому, что там есть слово «Руссо»)
слова мыслителя. Вы спросите, как именно? Очень про сто: в слове «дядя» первая и
третья буквы напомнят мне начальные буквы первых двух слов. Это поможет мне быстрее
вспомнить эти слова («дайте» и «детству»). Далее идет слово «садись», которое, в свою
очередь, подсказывает мне слова «созреть» и «детях». В каждом слове только первая и
третья буквы (они могут быть и гласные, и согласные) таят в себе подсказку. Это правило я
заранее установил для себя, чтобы потом не запутаться. В случае с числами у нас в роли
подсказчиков выступали только согласные буквы, поэтому мы могли использовать слова,
где в начале есть две согласные. А здесь у нас в начале могут быть и гласные, правда, в
нашем случае их нет. Что касается предлога «в», то я его запомнил механически.
Изречения великих людей мы всегда должны запоминать буквально, слово в слово. Если
мы цитируем чью-то мысль, то никакой самодеятельности быть не должно. Иначе
получится так, что мы не цитируем, а пересказываем эту мысль своими словами.
|
Часть 3
Как использовать мнемотехники на школьных уроках
Ох уж эти уроки
В нашей книжечке, дорогие ребята, мы учимся запоминать информацию. А на школьных
уроках информация бывает разная: в виде иностранных слов, текстов, формул и т. п.
Поэтому далее мы разберем, как запоминать каждый вид информации.
Но я немножечко пофилософствую, прежде чем перейти к сути дела. Причем это
философствование может заложить очень полезный психологический фундамент, на
котором мы потом построим здание своих знаний.
Ну что сказать об уроках? Эх, школа, школа... Первая любовь... Так, меня по-моему не туда
потянуло. Есть вещи поважнее. Например, уроки, не правда ли? А любовь подождет.
Впрочем, и наполеоновский размах не помешает: почему бы не соединить любовь и
стремление к знаниям?
Бросая в свое прошлое мудрый орлиный взгляд, могу сказать следующее: надо учиться.
Выигрывают те, кто понял это раньше. Они учатся и целеустремленно тянутся к знаниям.
Они понимают, что потом могут и не успеть освоить всю необходимую информацию.
Школьная пора – это золотое время. Это время посева. Лучше всего использовать его на
полную катушку, чтобы после собрать хороший урожай. Очень важно вовремя накопить
необходимые знания. Ведь знание – это такая капризная штука, что если упустил время,
то потом можешь уже и не нагнать. Чтобы что-то узнать, усвоить, запомнить, требуется
время, и пока оно у вас есть, не теряйте его зря!
Так, а теперь, после лирического отступления, вернемся к нашим баранам и зададим себе
такой вопрос: можно ли применять освоенные нами мнемотехники, для того чтобы
запоминать информацию, полученную на школьных уроках? Ответ на этот вопрос таков:
«Да». Вот еще вариант ответа: «Ну конечно, можно. Что за вопрос!»
Однако эти два ответа, предвижу я, явно не удовлетворят дорогого читателя, пока я не
изложу их суть подробнее. Это я и попытаюсь сделать.
Тексты
Тексты мы обычно либо слушаем (например, на уроке), либо читаем (например, в
|
учебнике). Но при этом мы можем либо просто сидеть и слушать (читать), либо во время
слушания (чтения) использовать всякие приемчики, чтобы этот текст хорошо запомнить.
Во-первых, не забывайте (!), что меньше всего забывается и лучше запоминается то, в суть
чего нам удалось проникнуть. То есть то, что мы поняли и осмыслили. Я бы назвал
процесс понимания и осмысления любого текста аналитическим запоминанием. Делайте
акцент именно на таком запоминании. И к этому прибавляйте всевозможную
мнемотехнику. Словом, самый оптимальный результат – это аналитическое плюс
мнемоническое запоминание.
Анализ (понимание) урока + Мнемотехника = Наилучшее усвоение урока.
В качестве одной из техник мнемонического запоминания можно называть
конспектирование. Это значит, что мы можем по ходу дела в тексте, устном или
письменном, выделять главные мысли, основные идеи и записывать их.
Конспектирование позже поможет нам более или менее удачно воссоздать в памяти весь
текст. Конспектируя, мы уменьшаем объем информации, но это очень даже хорошо: ведь
памяти остается меньше работы. Но уменьшение уменьшению рознь. Наша задача не
просто выбрасывать какие попало части информации (среди них могут оказаться очень и
очень важные), но сделать объем текста меньшим, сохранив при этом его суть.
Одним из полезнейших (с точки зрения запоминания) вариантов конспектирования
является разделение текста на смысловые фрагменты. Выделив такие значимые по
смыслу куски, мы можем подобрать ключевые слова или выражения для обозначения
сути каждого из них. Я называю такое конспектирование мнемоническим.
Текст урока при таком подходе превратится в список слов или выражений. Каждое слово
поможет вспомнить соответствующую часть текста. Ну а сам список слов мы сумеем
запомнить с помощью придуманной истории, героями которой являются слова и
выражения данного списка. Об этом мы уже говорили в начале книжки, когда запоминали
всевозможные списки.
Есть два варианта мнемонического конспектирования: устное и письменное. Применяйте
и то и другое. Если все время конспектировать письменно, то память станет сильно
зависимой от бумаги. Однако совсем без бумаги тоже нельзя, так как наш мозг вовсе не
предназначен для того, чтобы заменять собой всевозможные архивы. Наш мозг устроен
|
так, что в нем непрерывно идет процесс забывания. Значит, так надо.
Итак, слушая (или читая) урок, конспектируйте (устно или письменно), находя ключевые
слова к основным мыслям урока. Но все это время ваши аналитические способности пусть
будут активными. Пытайтесь понять смысл урока. Понять и далее запомнить – вот все, что
нужно нам, друзья мои школьные.
|
|
Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!