По формированию социальной компетентности — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

По формированию социальной компетентности

2020-05-07 218
По формированию социальной компетентности 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ПРОБЛЕМНЫЕ БЕСЕДЫ

ДЛЯ ПОДРОСТКОВ

ПО ФОРМИРОВАНИЮ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

 

 

Продукт деятельности учебно-исследовательской группы педагогической практики «Дети группы риска» в 2015-2016 гг.

 

Киров

2016

 


 

Авторы-составители:

С. В. Кудинова, методист Информационно-методического центра КОГОБУ ДО «Дворец творчества – Мемориал»,

Е. А. Тупицына, психолог Информационно-методического центра КОГОБУ ДО «Дворец творчества – Мемориал»

 

Авторский коллектив: М.В. Бикужин, А.В. Гарькавая, Е.П. Городилова, А.Г.Козловских, С.В. Кудинова, В.П. Пентина, Т.Ю.Санникова, Е.Ю.Чугрина, Г.Л.Шубина.

 

Рецензент:

Е. А. Белорыбкина, к.п.н., методист Информационно-методического центра КОГОБУ ДО «Дворец творчества – Мемориал»

 

 

Проблемные беседы для подростков по формированию социальной компетентности: Методическая разработка / авт.-сост. С.В. Кудинова, Е.А. Тупицына, - Киров: ООО «Типография «Старая Вятка», 2016 г.- 46 с.

 

 

Авторы рассматривают социальную компетентность личности как способность жить и успешно развиваться в социуме, противостоять агрессивным вызовам социума, что включает в себя готовность подростка вычленять из потока жизни ситуации риска, навыки избегать ситуаций риска, владение способами конструктивного и безопасного выхода из ситуаций риска, готовность разрешать проблемные ситуации. Формой организации занятия выступила технология проблемной беседы, в рамках которой у подростков формируется социальный опыт конструктивного разрешения ситуаций риска.

Методическая разработка подготовлена педагогами КОГОБУ ДО «Дворец творчества – Мемориал» в рамках деятельности учебно-исследовательской группы педагогической практики «Дети группы риска» в 2015-2016 гг. В издании представлено теоретическое и методическое обоснование методической разработки, конспекты проблемных бесед. Издание рекомендовано для методистов, педагогов и педагогов системы дополнительного образования детей.

 

 

Содержание

 

РАЗДЕЛ 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МЕТОДИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТКИ (С.В. Кудинова, Е.А. Тупицына)……………… 4
РАЗДЕЛ 2. МЕТОДИКА ПРОБЛЕМНОЙ БЕСЕДЫ (автор С.В. Кудинова)…………………………………………….. 10
РАЗДЕЛ 3. КОНСПЕКТЫ ПРОБЛЕМНЫХ БЕСЕД…………. 13
Проблемная беседа №1 по теме «Волк и ягненок (предотвращение школьной травли)» (автор В.П. Пентина)……………………………………………….       13
Проблемная беседа №2 по теме «Быть современным – быть толерантным» (автор Е.Ю.Чугрина)…………………………….     20
Проблемная беседа №3 по теме «Алкоголизм в семье как проблема ребёнка» (автор А.В. Гарькавая)………………………     24
Проблемная беседа №4 по теме «Компьютер как зона риска» (автор М.В. Бикужин)………………………………………………     26
Проблемная беседа №5 по теме «Как сказать «нет» (автор А.Г.Козловских)……………………………………………………     29
Проблемная беседа №6 по теме «Как избежать риска при первом знакомстве (автор Е.П. Городилова)…………………………………     32
Проблемная беседа по теме №7 «Курение – опасная привычка» (автор Г.Л.Шубина)………………………………………………..     38
Проблемная беседа №8 по теме «Компьютерная зависимость» (автор Т.Ю.Санникова) …………………………………………….     42

 


Памятка «План разговора с обидчиком

По разрешению ситуации травли»

1. Начинать разговор с конкретного и точного описания ситуации, которая вас не устраивает.

2. Выразить чувства, возникшие у вас в связи с этой ситуацией и поведением человека по отношению к тебе.

3. Сказать человеку, как бы вам хотелось, чтобы он поступил.

4. Предложить другой вариант поведения, устраивающий тебя.

5. Сказать, как вы себя поведете, если человек изменит свое поведение.

Памятка «Вопросы обидчику»

1. «Для чего ты это (сказал, сделал и т.д.)?».

Если агрессору спокойно задать такой вопрос, то он растеряется и быстро прекратит свои нападки. Главное продолжать задавать этот вопрос, не поддаваясь на новые провокации. Как правило, ни один обидчик не сможет ясно ответить, для чего он это делает.

2. «Как ты это определил?»

Если, например, ребенка обзывают неумехой, то задать этот вопрос: «Как ты определил, что я не умею это делать?».

3. «Что тебе мешает...?».

Например: «Что тебе мешает отойти и заняться своим делом?», «Что тебе мешает учиться так же хорошо, как я?», «Что тебе мешает обратиться ко мне за помощью, вместо того, чтобы завидовать?» и т.д.

Басня Волк и Ягненок

У сильного всегда бессильный виноват:
Тому в истории мы тьму примеров слышим,
Но мы истории не пишем,
А вот о том как в баснях говорят...

Ягненок в жаркий день зашел к ручью напиться:
И надобно ж беде случиться,
Что около тех мест голодный рыскал Волк.
Ягненка видит он, на добычу стремится;
Но, делу дать хотя законный вид и толк,
Кричит: "Как смеешь ты, наглец, нечистым рылом
Здесь чистое мутить питье Мое
С песком и с илом?
За дерзость такову
Я голову с тебя сорву". -
"Когда светлейший Волк позволит,
Осмелюсь я донесть, что ниже по ручью
От Светлости его шагов я на сто пью;
И гневаться напрасно он изволит:
Питья мутить ему никак я не могу". -
"Поэтому я лгу!
Негодный! Слыхана ль такая дерзость в свете!
Да помнится, что ты еще в запрошлом лете
Мне здесь же как-то нагрубил;
Я этого, приятель, не забыл!" -
"Помилуй, мне еще и от роду нет году". -
Ягненок говорит. - "Так это был твой брат". -
"Нет братьев у меня". - "Так это кум иль сват.
И, словом, кто-нибудь из вашего же роду.
Вы сами, ваши псы и ваши пастухи,
Вы все мне зла хотите,
И если можете, то мне всегда вредите;
Но я с тобой за их разведаюсь грехи". -
"Ах, я чем виноват?" - "Молчи! Устал я слушать.
Досуг мне разбирать вины твои, щенок!
Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать".
Сказал и в темный лес Ягненка поволок.

 

Анкета

1. На занятии я узнал много нового

o Да

o Не очень

o Нет

2. В ходе занятия чувствовал себя комфортно

o Да

o Не очень

o Нет

3. Информация, полученная на занятии, пригодится мне в жизни

o Да

o Возможно

o Нет

4. Я поделюсь с друзьями полученными знаниями

o Да

o Возможно

o Нет

5. Напишите способы отказа и отметьте те из них, которые вам наиболее подходят для практического применения

o ______________________________

o ______________________________

o ______________________________

o ______________________________

o ______________________________

МОДЕЛЬ БЕСЕДЫ № 6 ПО ТЕМЕ «КАК ИЗБЕЖАТЬ РИСКА ПРИ ПЕРВОМ ЗНАКОМСТВЕ» Елена Петровна Городилова, педагог-организатор, педагог дополнительного образования специализированного клуба «Фемида» КОГОБУ ДО «Дворец творчества - Мемориал».   Закончила Калининский государственный университет по специальности «п реподаватель французского языка и литературы». Высшая квалификационная категория. Общий педагогический стаж - 32 года. Награждена почётными грамотами на всероссийском и региональном уровнях. Воспитанники неоднократно становились дипломантами областных конкурсов в области гражданско-патриотического и правового воспитания.

Цель беседы: отработать способы безопасного и эффективного поведения при знакомстве.

Технология: проблемная беседа.

Материалы: описание проблемной ситуации на форуме в социальной сети, памятки «Последствия в ситуациях риска»,  «Поездка на автомобиле», «Как избежать сексуального насилия», «Как не попасть в такую ситуацию, как выбрать безопасное поведение?», «Как выйти из ситуации риска», «Как правильно знакомиться».

 

Этап занятия

Содержание 1. 1 часть 1.1

Нач. этап

  1.2.

Этап проблематизации

Проблемная ситуация. Педагог прочитывает проблемную ситуацию, описанную её героиней на форуме в социальной сети. «Подруга пригласила Юлю вместе с одноклассницами на свой день рождения. На дискотеке все танцевали, а Юля сидела за столиком одна. Подошел парень, познакомились. Выяснилось, что есть общие друзья. Алексей сказал несколько комплиментов в адрес Юли. Ее подруги веселились вовсю, не обращая на нее внимания. Новы знакомый предложил пересесть за столик к его друзьям, Юля согласилась За столом, где сидели друзья Алексея, были и девушки. Все были немного «навеселе», смеялись и громко разговаривали. Юле было не очень комфортно в этой компании, но Алексей предложил немного выпить «за знакомство», и она согласилась. Постепенно скованность прошла. Одна из девушек за столом Алексея, Аня, вела себя по отношению к Юле вызывающе, и даже пригрозила, чтобы Юля убиралась подальше от Алексея. Не желая конфликта, Юля решила уйти домой. Тем более, что ее подруги тоже собрались уходить. Алексей хотел ее проводить, но ему кто-то позвонил, и, обменявшись телефонами, они расстались.  До подъезда оставалось совсем немного, когда из-за соседнего дома вышли несколько человек и двинулись навстречу. Вокруг в такой поздний час никого не было. Юля остановилась, и тогда они окружили ее, стали издеваться, насмехаться над ней. Она растерялась еще больше, когда в одной из нападавших узнала Аню, подругу Алексея. Бежать было некуда, звать на помощь некого. Издевательские словечки перешли в оскорбления и толчки. Дальше было еще хуже… Итог: унижения, оскорбления, ограбление и жестокое избиение» Дискуссия. Осуждение ситуации по вопросам: · Как вы считаете, почему Юля попала в данную ситуацию (причина), существуют ли при знакомстве какие-либо риски вообще? · Что она сделали неправильно, на что не обратила внимания? · Знаете ли вы, что подобные действия уголовно наказуемы? (статьи Уголовного кодекса РФ) · Как не стать «жертвой» знакомства? · Какие могут быть последствия? Проблемные вопросы: 1)Как не попасть в такую ситуацию? 2) Как выбрать безопасное поведение? 3)Как выйти из ситуации риска?

 2 часть

2.1.

Теоретический этап Актуализация социального опыта старшеклассников. Предлагается высказаться по вопросам: · Случались ли подобные ситуации с вами, вашими знакомыми, родственниками? Поделитесь. · Можете ли вы оказаться в подобной ситуации? И в каком случае? Какие чувства, эмоции может испытывать человек? · Знаете ли вы, как познакомились ваши родители? · Как знакомитесь вы сами? Основные понятия. Понятия вводит педагог: ситуации риска, насилие, грабеж, побои (см. Памятку «Последствия в ситуациях риска») Способы решения. Детям предъявляются памятки, которые они вместе с педагогом анализируют и используют на следующем этапе в деловой игре. Памятка «Поездка на автомобиле» Памятка «Как избежать сексуального насилия» Памятка «Как не попасть в такую ситуацию, как выбрать безопасное поведение?» Памятка «Как выйти из ситуации риска» Советы «Как правильно знакомиться»

2.2.

Практический этап Деловая игра «Из негатива в позитив» Инструкция: Иногда девушки слишком легкомысленно или доверчиво относятся к новым знакомствам, которые заканчиваются потом очень плачевно. Мне рассказали один случай пассивного метода. Парень прижал девушку к дереву в сквере и попытался ее раздеть. Она спокойно начала с ним разговаривать, вернее спрашивать. Что-то типа: «Что ты знаешь обо мне? А если у меня заболевание, передающееся половым путём? Ты вообще подумал об этом? Ты не боишься получить проблемы после минутного удовольствия?» Пыл у него сразу же пропал. И девушка смогла очень спокойно уйти. Разделитесь на 3 команды:1-ая - девушки; 2-ая - юноши, 3-я  - смешанная. Прочитайте в командах описания ситуаций риска, выданных на карточках. Доиграйте ситуацию до конца с безопасным итогом (позитивным развитием сюжета); найдите выход или предложите нерискованное поведение и представьте свое решение. 1 ситуация «Случайное знакомство» (команде юношей). Два молодых человека, гуляя по парку, присели на скамейку. К ним подошла весёлая нетрезвая компания, завязался разговор, познакомились. Новые приятели предложили продолжить знакомство в неформальной обстановке. Парни отказались, но компания настаивала на своем… 2 ситуация «Поездка в машине» (команде девушек). На загородном шоссе в позднее время голосует девушка. По ее поведению видно, что она очень торопится. Останавливается машина, в которой есть еще пассажиры. Она, не раздумывая, садится на заднее сидение… 3 ситуация «Мания преследования» (смешанной команде). На 1 этаже многоэтажного дома в лифт заходит молодая привлекательная девушка. За ней следом заходит мужчина. Вроде бы обычная ситуация, но дальше действия стремительно развивались… Обсуждение практики и оценка эффективности предложенных способов выхода из ситуации риска.

3.

  3 часть

3.1.

Рефлексивный этап Инструкция: Закончи предложения: «Знакомиться нужно и полезно, потому что…» «Я понял, что рискованные ситуации…» «Лично я могу попасть в ситуацию риска, если…» «Сегодня я точно решил для себя, что…» Что вы поняли? Какие выводы сделали для себя?  

3.2.

Домашнее задание Для всех. 1) «Проиграй» вариант нерискованного, позитивного знакомства. По выбору. 2) Разработай и напиши социальный проект по теме. 3) Изготовь наши памятки на компьютере, придумай оригинальный дизайн и распространи их среди одноклассников.        

 

Памятка

«Курение – опасная привычка. Как не попасть в рабство табака?»

Основные понятия:

1) Курение табака - использование табачных изделий в целях вдыхания дыма, возникающего от их тления.

2) Последствия потребления табака - причинение вреда жизни или здоровью человека.

3) Пассивное курение – вдыхание окружающего воздуха с содержащимися в нём продуктами курения табака другими, некурящими, людьми.

Основные доказательства против курения:

· Курение отнимает жизнь. Курильщик сокращает свою жизнь на 6 лет.

· Курение добавляет болезни. Все органы человеческого тела страдают от табака. В табаке содержится 1200 ядовитых веществ. Самый страшный из них никотин, который по своей ядовитости равен синильной кислоте – смертельному яду.

· Для детей курение в 2 раза опаснее, чем для взрослых. Смертельная доза для взрослого человека содержится в одной пачке сигарет, если ее выкурить сразу, а для подростков полпачки. Иногда дети умирали после 2-3 сигарет, выкуренных подряд, от остановки сердца.

· Ученых, долгое время изучающие курящих и не курящих детей, пришли к выводу, что у курильщиков плохая память, слабое физическое здоровье, они медленно думают, плохо слышат.

· Даже внешне курильщики отличаются от некурящих: у них быстрее вянет кожа, сипнет голос, желтеют зубы.

· Курение отнимает наши деньги, которые можно было бы потратить на что-то полезное.

· От курения страдают некурящие.

· Половина вредных веществ, которые есть в сигарете, курильщик выдыхает, отравляя воздух. Этим воздухом вынуждены дышать окружающие, которые становятся пассивными курильщиками.

· Курение становится причиной пожаров, от которых гибнут люди.

Когда я играю на «компе»

1. Не отвлекать во время игры

2. Стучать, когда заходишь в комнату

3. Если полный «игнор» на просьбы выключить компьютер - перейти к кардинальным мерам - выключить и забрать мышь, клавиатуру.

4. Убрать компьютер

ПРОБЛЕМНЫЕ БЕСЕДЫ

ДЛЯ ПОДРОСТКОВ

ПО ФОРМИРОВАНИЮ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

 

 

Продукт деятельности учебно-исследовательской группы педагогической практики «Дети группы риска» в 2015-2016 гг.

 

Киров

2016

 


 

Авторы-составители:

С. В. Кудинова, методист Информационно-методического центра КОГОБУ ДО «Дворец творчества – Мемориал»,

Е. А. Тупицына, психолог Информационно-методического центра КОГОБУ ДО «Дворец творчества – Мемориал»

 

Авторский коллектив: М.В. Бикужин, А.В. Гарькавая, Е.П. Городилова, А.Г.Козловских, С.В. Кудинова, В.П. Пентина, Т.Ю.Санникова, Е.Ю.Чугрина, Г.Л.Шубина.

 

Рецензент:

Е. А. Белорыбкина, к.п.н., методист Информационно-методического центра КОГОБУ ДО «Дворец творчества – Мемориал»

 

 

Проблемные беседы для подростков по формированию социальной компетентности: Методическая разработка / авт.-сост. С.В. Кудинова, Е.А. Тупицына, - Киров: ООО «Типография «Старая Вятка», 2016 г.- 46 с.

 

 

Авторы рассматривают социальную компетентность личности как способность жить и успешно развиваться в социуме, противостоять агрессивным вызовам социума, что включает в себя готовность подростка вычленять из потока жизни ситуации риска, навыки избегать ситуаций риска, владение способами конструктивного и безопасного выхода из ситуаций риска, готовность разрешать проблемные ситуации. Формой организации занятия выступила технология проблемной беседы, в рамках которой у подростков формируется социальный опыт конструктивного разрешения ситуаций риска.

Методическая разработка подготовлена педагогами КОГОБУ ДО «Дворец творчества – Мемориал» в рамках деятельности учебно-исследовательской группы педагогической практики «Дети группы риска» в 2015-2016 гг. В издании представлено теоретическое и методическое обоснование методической разработки, конспекты проблемных бесед. Издание рекомендовано для методистов, педагогов и педагогов системы дополнительного образования детей.

 

 

Содержание

 

РАЗДЕЛ 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МЕТОДИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТКИ (С.В. Кудинова, Е.А. Тупицына)……………… 4
РАЗДЕЛ 2. МЕТОДИКА ПРОБЛЕМНОЙ БЕСЕДЫ (автор С.В. Кудинова)…………………………………………….. 10
РАЗДЕЛ 3. КОНСПЕКТЫ ПРОБЛЕМНЫХ БЕСЕД…………. 13
Проблемная беседа №1 по теме «Волк и ягненок (предотвращение школьной травли)» (автор В.П. Пентина)……………………………………………….       13
Проблемная беседа №2 по теме «Быть современным – быть толерантным» (автор Е.Ю.Чугрина)…………………………….     20
Проблемная беседа №3 по теме «Алкоголизм в семье как проблема ребёнка» (автор А.В. Гарькавая)………………………     24
Проблемная беседа №4 по теме «Компьютер как зона риска» (автор М.В. Бикужин)………………………………………………     26
Проблемная беседа №5 по теме «Как сказать «нет» (автор А.Г.Козловских)……………………………………………………     29
Проблемная беседа №6 по теме «Как избежать риска при первом знакомстве (автор Е.П. Городилова)…………………………………     32
Проблемная беседа по теме №7 «Курение – опасная привычка» (автор Г.Л.Шубина)………………………………………………..     38
Проблемная беседа №8 по теме «Компьютерная зависимость» (автор Т.Ю.Санникова) …………………………………………….     42

 



Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.056 с.