Раздел 1. Общая характеристика методической разработки — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Раздел 1. Общая характеристика методической разработки

2020-05-07 120
Раздел 1. Общая характеристика методической разработки 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

(С.В. Кудинова, Е.А. Тупицына)

Современный социум характеризуется появлением всё новых рисков для личностного развития подростка, для сохранения его социального здоровья: наркомания, алкоголизация, негативное влияние средств массовой информации, экстремизм и многое другое. Вместе с тем, вступление в подростковый возраст характеризуется, с одной стороны, расширением социальных взаимодействий развивающейся личности, и, с другой, недостаточностью жизненного социального опыта подростка и, как следствие, неготовностью к конструктивному и безопасному преодолению ситуаций риска в социуме.

Актуальность проблемы подчёркивают и разнообразные статистические данные по Российской Федерации. В рамках ежегодного мониторинга оценки качества образования в Кировском областном государственном образовательном бюджетном учреждении дополнительного образования «Дворец творчества - Мемориал» отслеживаются, среди прочего, доминирующие факторы риска негативного личностного развития и отклоняющегося поведения воспитанников. Результаты исследования 2015 года позволяют судить о высокой активности социальных факторов риска, включающих общесоциальные, ближайшего окружения и школьные (результаты исследования за 2015 г. представлены в дополнительных материалах).

Наши данные позволяют констатировать и тот факт, что родители стараются оградить ребёнка от раннего вхождения в социум, стремятся «передержать» его лишний год по защитой дополнительного образования. И очевидно,  что задача учреждения дополнительного образования – не только выступать для ребёнка безопасным оазисом в современном мире, где он может заниматься творчеством, спортом и самореализовываться в безопасной среде, но и помогать социализироваться растущей личности в современных условиях. В этой связи в нашем учреждении разрабатывается и внедряется инвариантное содержание дополнительных образовательных программ всех объединений, работающих с подростками и юношами, направленное на помощь им в преодоление факторов риска.

С 2015 года во Дворце открыта учебно-исследовательская группа педагогической практики, в задачах которой - осмысление роли специально организованного воспитательного процесса в формировании социального опыта детей, разработка и апробация инновационных технологий, методов организации занятий с учётом специфики образовательного учреждения дополнительного образования. Представленная на конкурс методическая разработка – один из продуктов творческой группы педагогов Дворца.

Представленная методическая разработка подготовлена в соответствии со следующими нормативными документами:

· Конвенция о правах ребенка

· «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998г. №124-ФЗ

· «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.1999г. №120-ФЗ

· «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» и другие законодательные акты Российской Федерации» от 7.07.2003г. № 111-ФЗ

· Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (редакция от 31.12.2014, с изм. от 02.05.2015)  "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 31.03.2015)

· Концепция государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкоголем и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации на период до 2020 года.

· Закон Кировской области «О профилактике незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, наркомании на территории Кировской области» от 23.12.2014 № 492-ЗО

 

Инновационная идея

 

1) Социальная компетентность личности как способность жить и успешно развиваться в социуме есть сложное по своему наполнению психологическое понятие. Мы предлагаем рассматривать в качестве одного из его аспектов социальной компетентности способность личности противостоять агрессивным вызовам социума, которая включает в себя готовность подростка вычленять из потока жизни ситуации риска, навыки избегать ситуаций риска, владение способами конструктивного и безопасного выхода из ситуаций риска,  готовность разрешать проблемные ситуации.

2) Разработанная технология организации занятий должна удовлетворять следующим требованиям:

· «экологичность» по отношению к уникальной атмосфере учреждения дополнительного образования, т. е. внедрение системы проблемных бесед в образовательный процесс не нарушает позитивную атмосферу творчества воспитанника в выбранном им виде деятельности, не исключает индивидуальный подход;

·  «экономичность» в отношении нагрузки педагога, т.е. обеспечивает сохранение системности в формировании социальной компетентности как способности личности противостоять агрессивным вызовам социума, даёт возможность при необходимости гибко перестраивать работу в течение года из-за появления новых факторов социального риска;

· «развивающий характер», т.е. углубляет представления педагога о психологии личности воспитанника, мотивирует его к использованию личностно-ориентированных технологий, а так же сама деятельность по методической разработке серии проблемных бесед, их обсуждении и апробация повышает методическую грамотность педагога.

 

Цели, задачи, ключевые понятия и ожидаемые результаты

 

Цель: формирование социальной компетентности как способности противостоять агрессивным вызовам социума, в том числе:

- способности подростка вычленять из потока жизни ситуации риска,

- способности избегать ситуаций риска,

- способов конструктивного и безопасного выхода из ситуаций риска,

- готовности разрешать проблемные ситуации.

Компетенция как таковая не сводится ни к знаниям, ни к навыкам, ни к умениям, это общая способность, основанная на знаниях, опыте, ценностях, склонностях, которые приобретаются в образовательном процессе. Эту общую компенцию В.А Кальней., С.Е. Шишов удивительно чётко описывают: «предполагается, что настройка человеческого потенциала на бесконечное разнообразие жизненных ситуаций связана с общей способностью мобилизовать в определённой ситуации приобретенные знания и опыт в личной биографии, вписывающейся в общую историю» [3;63]. Обстоятельства несут эмоциональную, экзистенциональную, идеологическую или политическую нагрузку, обстоятельства представляют собой не простую данность, а являются объектом восприятия и осмысления действующим субъектом.

Разрабатывая программу формирования социально компетентности в учреждении дополнительного образования, создавая в образовательном учреждении условия для приобретения опыта конструктивного и безопасного преодоления ситуаций риска, «… следует остерегаться слишком когнитивистского, даже инструментального, упрощения понятия компетенции» [3;63]. Наблюдение за способами поведения не может игнорировать вопроса смысла, особенного того, который придают субъекты ситуации, смысла, который они в них видят, интерпретации, которую они осуществляют. Проведение системы занятий в технологии проблемной беседы обеспечит такие условия для личностного развития подростков.

Задачи применения технологии носят вариативный характер и могут расширяться или сужаться в зависимости от социальной актуальности проблем:

- формирование способов эффективного и безопасного поведения  в ситуациях риска насилия, агрессии, острых конфликтов;

- формирование способов эффективного и безопасного поведения в ситуациях риска употребления ПАВ, алкоголя и табака;

- формирование способов эффективного и безопасного поведения в ситуациях негативного влияния информации;

- формирование способов эффективного и безопасного поведения в ситуациях угрозы зависимости от гаджетов;

- формирование способов эффективного и безопасного поведения в ситуациях риска вовлечения в деструктивные молодёжные движения, общественные и религиозные группы и организации;

- формирование способов эффективного и безопасного поведения в ситуациях риска заражения СПИД и ИППП;

- формирование способов эффективного и безопасного поведения в ситуациях риска вовлечения в противоправное поведение.

Механизм формирования социальной компетентности как способности противостоять агрессивным вызовам социума – это социальный опыт преодоления ситуаций риска.

Социализацияв её сущностной характеристике – это овладение социальным опытом. Социальный опыт – это всегда результат действий ребёнка, активного взаимодействия с окружающим миром. Овладеть социальным опытом – значит не просто усвоить сумму сведений, знаний, навыков, образцов, а обладать и владеть тем способом деятельности и общения, результатом которого он является [1;173]. Накопление социального опыта возможно в деятельности, реализуемой в специальных педагогических условиях, которая должна:

- «воспроизводить жизненные ситуации, опираться на впечатления повседневной жизни;

- вызывать личную заинтересованность ребёнка и понимание им социальной значимости результатов своей деятельности;

- предлагать ребёнку активное действие, связанное с планированием деятельности, обсуждением различных её вариантов, с ответственностью, с самоконтролем и оценкой;

- предлагать взаимопомощь, вызывать потребность в сотрудничестве» [1;175].

В своём исследовании Н.Ф. Голованова характеризует социальный опыт с точки зрения трёх аспектов: содержательного (социальные представления как единство когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов), позиционно-оценочного (рефлексивная позиция личности, её активность, готовность к самоопределению в различных жизненных ситуациях), функционального (стиль жизни)

 Позитивный или конструктивно осмысленный (переработанный) личностью негативный социальный опыт мы понимаем как иммунитет, оберегающий подростка, защищающий растущую личность от социальных рисков.

Условия присвоения социального опыта в образовательном процессе –необходимая часть воспитания в целом, психолого-педагогическое сопровождение развития личности в подростковом возрасте. Обозначенные условия должны включать ситуации социального опыта как «педагогически организованные обстоятельства и отношения, «запускающие» социальные действия детей, стремление приспосабливаться и изменяться», поиск решений, связанных с собственным жизненным смыслом» [1;237].

Представленная ниже  таблица 1 иллюстрирует тематику и ожидаемый результат проблемных бесед с подростками в системе формирования социальной компетентности.

 

Таблица 1.

Примеры тематики и ожидаемый результат проблемных бесед с подростками в системе формирования социальной компетентности

 

Тема беседы Результат беседы
Проблемная беседа №1 «Волк и ягненок (предотвращение школьной травли)» способы эффективного и безопасного поведения подростка в ситуации травли
Проблемная беседа №2 «Быть современным - быть толерантным» способы толерантного и бесконфликтного поведения по отношению к «другим»
Проблемная беседа №3 «Алкоголизм в семье как проблема ребёнка» способами защиты от влияния семейного алкоголизма
Проблемная беседа №4 «Компьютер как зона риска» способы эффективного и безопасного использования гаджетов
Проблемная беседа №5 по теме «Как сказать «нет» навыки отказа от рискованных предложений (прежде всего, наркотики, спайс, алкоголь)
Проблемная беседа № 6 «Как избежать риска при первом знакомстве» безопасного и эффективного поведения при знакомстве
Проблемная беседа №7 «Курение – опасная привычка» способы защиты от табачной зависимости
Проблемная беседа №8 «Компьютерная зависимость» способы защиты от компьютерной зависимости

 

Принципы, лежащие в основе методической разработки

 

Опора на просоциальные ценностные ориентиры. Социализация предполагает не только сознательное усвоение ребенком готовых форм и способов социальной жизни, способов взаимодействия с материальной и духовной культурой, адаптацию к социуму, но и выработку (совместно со взрослыми и сверстниками) собственного социального опыта, ценностных ориентации, своего стиля жизни. При создании методической разработки авторы ориентировались на основные положения Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, а так же на идеи воспитания личности в аксиологическом подходе, заложенные в ФГОС общего образования. Технология проблемной беседы позволяет содействовать формированию ценностей здоровья и здорового образа жизни, правовых ценностей, гражданско-патриотических, нравственных.

Наличие инновационных подходов и идей. Методическая разработка выполнялась в рамках действующего инновационного проекта образовательного учреждения, направленного на внедрение такого инновационного компонента в воспитательную систему учреждения, который обеспечит развитие социальной компетентности воспитанников и профилактику факторов риска отклоняющегося поведения и нарушений личностного развития детей и подростков. Сущностная характеристика инновационной идеи представлена выше.

Присутствие механизмов социального партнёрства и сетевого, межведомственного, межсекторного взаимодействия организаций по решению заявленной проблемы. В практической реализации представленной методической разработки предполагается взаимодействие с социальными партнерами учреждения, в качестве которых выступают: образовательные организации общего образования, социально-реабилитационные центры, образовательные организации для детей, оставшихся без попечения родителей, областной центр медицинской профилактики, СПИД-центр, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав муниципального образования «Город Киров», общественные организации. Технология проблемной беседы стимулирует подростков к проявлению социальной активности и самоопределению относительно той или иной темы (вариативное домашнее задание проблемной беседы предполагает индивидуальный выбор подростка в реализации своих социальных идей). Результатом становится участие подростков в разработке и реализации социальных проектов, социальных акций при поддержке социальных партнеров.

Методическая обоснованность. Технология проблемной беседы имеет свои теоретические основания, методику реализации, отработанную в практической деятельности. Подробное описание методики представлено ниже.

Учёт возрастных, психологических, этнокультурных и иных особенностей обучающихся и воспитанников. Проблемы активного взаимодействия с социумом, недостаточность социального опыта для преодоления ситуаций риска в социуме – типичные особенности подросткового возраста. Технология проблемной беседы и представленные варианты технологии ориентированы на подростков 13-15 лет, что и учитывается в методике: дискуссионный характер беседы, личностная значимость для подростка обсуждаемой темы, обсуждение проблемных ситуаций, связанных с реальной жизнью подростков в социуме.

Ресурсное обеспечение (материально-техническое, кадровое, методическое) В методической разработке в качестве авторов-разработчиков выступили: 8 педагогов дополнительного образования, психолог, социальный педагог, методист Информационно-методического центра КОГОБУ ДО «Дворец творчества - Мемориал».

Система методической работы Дворца сформирована на основе общественных профессиональных объединений: педагогический совет, методические объединения, временные творческие коллективы, школа молодого педагога, работает научно-методический совет. Научно-методический совет планирует, организует и регулирует методическую работу, анализирует и оценивает ее результаты, утверждает план и результаты разработки авторских программ и проектов.

Материально-техническая база КОГОБУ ДО «Дворец творчества - Мемориал» отвечает требованиям образовательного процесса и постоянно укрепляется. Дополнительных материально-технических ресурсов не потребуется.



Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.027 с.