Исторический разрыв и Интернационал — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Исторический разрыв и Интернационал

2020-04-03 158
Исторический разрыв и Интернационал 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Развитие рабочего революционного Интернационала необходимо выражает не только непрерывность, но и её разрыв. Разрыв в двух смыслах:

1. Борьба за Интернационал проходит через качественно разные фазы исторического развития капитализма и рабочего движения. Манифест Коминтерна 1919 года повторяет высказывания Ленина о качественных различиях между Интернационалами:

«Первый Интернационал заложил основы международной пролетарской борьбы за социализм;

• Второй Интернационал был этапом подготовки поля для широкого распространения среди масс движения во многих странах;

• Третий Интернационал вновь собрал плоды работы, проделанной Вторым Интернационалом, удалил буржуазную и мелкобуржуазную, оппортунистическую и социал-шовинистическую гангрену и приступил к реализации диктатуры пролетариата» [2].

2. «Удалить гангрену» оппортунизма и социал-шовинизма было именно разрывом, в самом остром смысле, между Вторым и Третьим Интернационалом, между социал-демократией и коммунизмом, между защитой национального буржуазного государства и началом реализация диктатуры пролетариата, «квази-государства типа Парижской коммуны», для создания Международной Республики Советов.

Разрыв, «отсечение гангрены», разделительная линия между Вторым и Третьим Интернационалами оказалась не автоматическим актом, а сложным диалектическим процессом, который занял первые четыре Конгресса Коминтерна. Центральный вопрос заключался в следующем: как привлечь к мировой революции за коммунизм массы рабочих, продолжающих следовать за социал-демократией в Германии и Западной Европе, не стирая разделительную линию, не становясь частью оппортунистической «гангрены», угрожающей жизни рабочего движения? Из этих дебатов, наряду с рядом организационных принципов, вышла тактика Объединённого фронта и программа переходных требований, связывающих насущные потребности пролетарских масс с борьбой за рабочую власть.

Разрыв означал необходимое организационное отделение от Второго Интернационала, но оно не должно ограничиваться формальным отделением. Оно должно включать глубокий разрыв преемственности на нескольких уровнях:

политическая независимость от реформистских бюрократий и их политики оппортунизма, парламентского кретинизма, приспособленчества к буржуазному государству и буржуазному национализму в условиях как войны, так и мира;

не классовое сотрудничество с буржуазией и империализмом, а революционная классовая борьба за их свержение;

не приспособленчество к буржуазной демократии и парламентаризму, а борьба за диктатуру пролетариата, высшую форму рабочей демократии самоорганизованных, самоуправляемых масс, за отмирание государства при переходе к бесклассовому, безгосударственному обществу (этого нет в тех двух главных документах, что были приняты на учредительном Первом Конгрессе Коминтерна, а именно - Тезисах «Буржуазная демократия и диктатура пролетариата», написанных Лениным, и «Манифесте рабочим мира», написанном Троцким);

• по организации: не бюрократический, а демократический централизм партий и Интернационала;

• по программе: не разделение между собой ограниченной программы «минимум» повседневного профсоюзного, парламентского, вообще, социального активизма внутри капиталистических рамок и программы «максимум», резервирующей борьбу за рабочую власть и социализм на неопределённое будущее, а переходная программа, объединяющая повседневную борьбу с перспективой социалистической революции;

• по стратегии: решительный разрыв со всеми стратегиями реформизма, градуализма и всеми меньшевистскими «теориями стадий» во имя стратегии перманентной мировой социалистической революции;

• по марксистской теории и методу: следовать линии Ленина, который в то самое время, в 1914-15 гг., когда он декларировал банкротство Второго Интернационала и необходимость нового Интернационала, призывал к разрыву с каутскианским «экономическим материализмом» и механистичной, так называемой «марксистской ортодоксией» социал-демократии путём смелого поворота к обновлённой недогматичной материалистической диалектике.

Очевидно, что заявление Сталина в 1943 в оправдание формального роспуска Коминтерна есть отказ от каждого, в их последовательности, принципа Третьего Коммунистического Интернационала, на которых он был основан.

В 1914 и в 1943, за период в три десятилетия, время активной жизни одного поколения, рабочее движение пережило горький опыт кончины двух рабочих Интернационалов…

Второй Интернационал рухнул в социальный шовинизм в начале Первой мировой войны и предал германскую и европейскую революции после Великой войны. Третий Интернационал родился в результате Октябрьской революции, первого акта мировой революции, а затем уступил поражениям мировой революции и бюрократизации, чтобы превратиться в новый фактор поражений до и после его собственной ликвидации.

За новый Интернационал

Все объективные исторические причины, что привели к политической необходимости существование революционного Интернационала мирового рабочего класса, имеют место и сегодня, будучи даже более развитыми и более неотложными в реализации.

Глобализация капитала и интеграция мировой экономики и политики бесконечно более продвинуты, чем во времена Маркса или Ленина. Взрыв капиталистической глобализации в 2007-2008 гг., последовавший за мировым финансовым кризисом и Третьей Великой депрессией, наихудшей в истории капитализма, вызвал всемирное социальное опустошение, опасно обостряющиеся империалистические войны, массовые миграционные движения, рост ксенофобии, расизма и фашизма, следовавшие одно за другим массовые народные выступления на всех континентах, восстания и революции. Есть огромные угрозы для человечества, но также и беспрецедентные возможности для нового «штурма неба», перехода из царства необходимости в царство свободы.

Но победа - стратегическая задача, для её решения необходимо сознательное коллективное руководство, вооружённое тщательно продуманной перспективой, стратегией, тактикой, программой, организацией, борющееся в современных глобализованных условиях в мировом масштабе. Другими словами, срочно необходим революционный Интернационал.

Извлекая уроки из всего прошлого опыта, Интернационал можно построить, базируясь на принципы исторической преемственности и её необходимых разрывов.

Ленин правильно подчёркивал: «движение есть единство непрерывности (времени и пространства) и прерывности (времени и пространства). Движение есть противоречие, единство противоречий» [3. P. 256].

Преемственность всей истории революционной борьбы за всеобщее освобождение человека, коммунизм. Прежде всего - преемственность с Октябрьской революцией 1917 года, которая была не только русским, но и всемирно-историческим Событием, началом всемирного нелинейного перехода за пределы капитализма и за пределы всех антагонистических классовых обществ. Из-за всемирного характера источника, динамики, противоречий, последствий Октябрьской революции, исторический цикл, который она открыла, не закрыт, несмотря на регрессии 1989-91 годов. Революционный Интернационал должен строиться в бескомпромиссной конфронтации с историческим пораженчеством, пессимизмом и дезориентацией, вызванной этими регрессиями, в постоянной революционной борьбе против капиталистического восстановления и реколонизации бывшего советского пространства (и Китая) империализмом.

Мы также не можем игнорировать разрывы. Мы не можем игнорировать 1914 год и банкротство социал-демократии, что сделало необходимым основание в 1919 Коммунистического Интернационала, мы не можем игнорировать и то, почему Коминтерн был ликвидирован в 1943 году, или, политически, даже раньше когда он был принесён в жертву на алтарь бюрократической догмы «социализма в одной стране». Разделительной линией между большевизмом и меньшевизмом было и всегда остаётся отношение к мировой социалистической революции.

Мы не можем игнорировать революционеров, которые с самого начала боролись против этих ликвидаторских тенденций в большевистской левой оппозиции, а затем, основав Четвёртый Интернационал, именно ради преемственности, перманентности революции до завершения трансформации мира, которая началась в Октябре 1917 года в Советской России. Задача эта всё ещё стоит перед нами.

Революционный Интернационал, способный победоносно противостоять нынешним вызовам Истории, не может опираться на историческую амнезию. Мы не можем механически удалить прошлое и перезапустить с нуля. Сто лет, самый эпический и трагический век истории человечества, не прошли даром. Революция должна преодолеть - в диалектическом смысле от Aufhebung (снятия) - «заменить, уничтожить, поддержать и одновременно сохранить» [3. P. 108] прошлое коммунизма и мировой революции.

Мы можем добиться этого скачка вперёд, борясь за то, чтобы понять и изменить Историю как Настоящее, всегда имея в виду Будущее, как необходимое, так и открытое. Будущее, где, как говорит бессмертный гимн Интернационал Эжена Потье: L’Internationale sera le genre humain – Интернационал станет единым и свободным человечеством.

перевод И. Абрамсона

Примечание переводчика

С большим вниманием я слушал доклад и, тем более, вчитывался в его текст при переводе для Альтернатив и КЛ.

Мне всегда импонируют блещущие эрудицией и ясностью изложения выступления моего давнего товарища и друга Саваса Михаила-Мацаса.

Иногда у нас возникают споры по отдельным вопросам. Но затем приводим дополнительные аргументы и обычно приходим к единому мнению.

В данном случае, соглашаясь с большинством положений доклада, с двумя из них согласиться не могу.

Первое. Меня крайне удивила критика автором Седьмого, последнего, конгресса Коминтерна, проходившего под руководством героя политической борьбы против фашизма и нацизма Георгия Димитрова, автора классического определения фашизма как «открытой террористической диктатуры наиболее реакционных, наиболее шовинистических, наиболее империалистических элементов финансового капитала». Как известно, на проходивших после кончины Ленина Пятом (1926) и Шестом (1928) конгрессах проявились некоторые негативные моменты в деятельности Коминтерна. Они проистекали из догматических установок, характерных для сталинистского отхода от марксистской диалектики, возобладавшего в ВКП(б), естественной базе Коминтерна. Так, вполне понятно, что реформистская линия социал-демократии ограничивает классовую борьбу пролетариата лишь экономическими требованиями и, поэтому, подлежит последовательной и острой критике. Но уравнивать реформистскую опасность в рабочем движении с опасностью фашистской, да ещё в период нарастания угрозы фашизма, происходившего в Европе в конце 1920-х – начале 1930-х гг. означало ослаблять силы сопротивления фашизму. А именно таковой практически была пропаганда Коминтерна в те годы. Проводя эту линию, Германская секция Коминтерна, КПГ, имевшая в рейхстаге вместе с СДПГ большинство, не использовала его для коалиции, предоставив тем самым НСДАП Гитлера возможность парламентским путём прийти к власти. Учитывая этот горький опыт, призыв Седьмого конгресса создавать антифашистские Народные фронты был совершенно правильным. Народный фронт, созданный по инициативе ФКП, предотвратил фашизацию Франции. Надо помнить предупреждения Маркса о том, что могут возникать ситуации, когда общечеловеческие интересы становятся выше классовых. И это актуально в наши дни при повсеместном росте ультраправой угрозы.

Второе. Замечание товарища Мацаса против деления программ революционных марксистских партий на «минимум» и «максимум» можно принять только для тех партий, что действуют в условиях действительной буржуазной демократии. Но для современных России, Венгрии и некоторых иных отнюдь не демократических государств такое деление необходимо. И оно никак не противоречит теории перманентной революции и переходной фазы с диктатурой пролетариата как высшей и последней формы отмирающего государства и демократии во всемирном масштабе.

Литература

1. The First Five Years of the Communist International op. cit.

2. V. I. Lenin, Collected Works. Vol. 29. 1962.

3. V. I. Lenin, Philosophical Notebooks, Collected Works Progress-Moscow. Vol. 38. 1981.

4. Karl Marx, Introduction of the Critique of Hegel’ s Philosophy of the Right and the State.

5. Leon Trotsky, The First Five Years of the Communist International, New Park Publications. 1973.



Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.02 с.