Психолого-педагогическая характеристика детей с III уровнем — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Психолого-педагогическая характеристика детей с III уровнем

2020-04-01 233
Психолого-педагогическая характеристика детей с III уровнем 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ритмический речь школьник педагогический

Общее недоразвитие речи у детей - это специфическое проявление речевой аномалии, при которой часто нарушено или отстаёт от общепринятой нормы формирование главных компонентов речевой системы: фонетики, лексики, грамматики. При этом типичным является отклонение в произносительной и смысловой сторонах речи.

Левиной Р.Е.в работе «Нарушение письма у детей с недоразвитием речи» в 1961 году было сформировано теоретическое обоснование этого состояния в особую категорию, среди детей имеющих нарушения речи[31].

Всё многообразие недоразвития речи было представлено в трёх уровнях: отсутствие общеупотребительной речи; начатки общеупотребительной речи, развёрнутая речь с элементами лексико-грамматического и фонетического недоразвития.

Речевая недостаточность у детей младшего школьного возраста варьируется от полного отсутствия общеупотребительной речи до наличия развернутой с выраженным проявлением лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. В соответствии с этим остаются актуальными условные деления на уровни развития, когда общим являются значительные отставания в появлениях активной речи, ограничение словарного запаса, аграмматизмы, недостаточное звукопроизношение и фонематическое восприятие. Степень выраженности эти отклонений бывает весьма различна.

Р.Е. Левиной было выявлено четыре уровня речевого развития[31].уровень развития речи характеризуется как отсутствие речи, так называемые «безречевые дети». Дети используют «лепетные» слова, звукоподражания, сопровождают свои высказывания мимикой и жестами. Например, «би-би» может означать самолёт, самосвал, пароход. У детей активный словарь состоит из небольшого количества нечётко произносимых обиходных слов. Слова и их заменители употребляются для обозначения лишь конкретных предметов и действий. Речь ребёнка понятна окружающим лишь в конкретной ситуации.уровень речевого развития дошкольников чаще может быть охарактеризован начатками общеупотребительной речи. Ребенок использует в общении простые по конструкции или искаженные фразы, владеет обиходным словарным запасом (чаще всего пассивным). В речи ребенка дифференцировано обозначается название предмета, действия и отдельных признаков. На данном уровне бывает возможным употребление в собственной речи союзов, местоимений, различных предлогов в элементарном значении. Ребенок может отвечать на вопросы, при помощи педагога, составить рассказ по картинке, рассказать о своей семье.

Более высокий, III уровень речевого развития определяется наличиями наибольшей развёрнутости во фразовой речи с элементами лексико-грамматического недоразвития. Ребенок может более свободно общаться со своим окружением, но нуждается в помощи своих родителей (педагогов), вносящих в его речь различные пояснения. В самостоятельном общении продолжают оставаться затруднения, и ограниченность в знакомых ситуациях.

К IV уровню речевого развития относят детей с нерезко выраженным остаточным проявлением фонетико-фонематического и лексико-грамматического недоразвития речи. В речи ребенка встречаются отдельные нарушения слоговой структуры слов и звук наполняемости. Дети пропускают слоги в словах, переставляют звуки, добавляют слоги. При достаточно обильном предметном словаре могут отсутствовать слова, обозначающие частей тела, некоторых птиц и животных, растений и т.д.

Практическое изучение детей с ОНР раскрывает многообразие клинических проявлений этого диагноза. У детей с ОНР III уровня могут быть выявлены признаки общего недоразвития речи без выраженных нарушений нервно - психической деятельности, поражения в центральной нервной системы отсутствуют. Лишь в части случаев анамнез может содержать сведения о токсикозе второй половины беременности, что чаще приводит к осложнениям в пренатальный и натальный периоды, соматической ослабленности ребёнка в первые месяцы и годы жизни. Если рассматривать психическую сторону развития, то отмечаются отдельные черты в общей эмоциональной незрелости, слабой регуляции в произвольной деятельности. Дизонтогенетический вариант общего недоразвития речи может подтвердить наличие малых неврологических дисфункций: недостаточность тонких дифференцированных движений пальцев рук, нарушение регуляции мышечного тонуса, несформированность кинетического и динамического праксиса.

К нарушению речи могут привести различные неблагоприятные воздействия на формирования мозга во внутриутробном периоде, во время самих родов, и первые годы жизни ребёнка.

Степень и структура речевой недостаточности во многом зависит от тяжести и локализации мозговых поражений, а эти факторы в свою очередь могут быть связаны со временем патогенного влияния на мозг.

При этом наиболее тяжелые поражения мозга возникают в период раннего эмбриогенеза, в 3-4 месяца внутриутробной жизни, в период наиболее интенсивного дифференцирования нервных клеток.

Ребенок с речевым нарушением обычно имеет функциональное или органическое отклонение в состоянии центральной нервной системы. Наличие органических поражений мозга обусловливает то, что ребенок может плохо переносить духоту, жару, поездки в транспорте, долгие качания на качели, нередко возникают жалобы на головную боль, тошноту и головокружение. У многих детей можно выявить различные двигательные нарушения - недифференцированные движения пальцев рук, нарушение равновесия координации движения, артикуляционных движений (несформированность орального и общего праксиса).

Младшие школьники могут быстро истощаться и пресыщаться любыми видами деятельности. Они часто раздражительные, повышено возбудимые, двигательно расторможенные, не могут спокойно сидеть, им необходимо теребить что-то в руках, болтать ногами. Дети эмоционально неустойчивые их настроение быстро и часто меняется. Нередко возникает расстройство настроения с проявлениями агрессии, навязчивостей, беспокойств. Значительно реже у таких детей наблюдается заторможенное и вялое поведение. Такие дети довольно быстро утомляются, такое утомление может накапливаться в течение дня к вечеру или к концу недели. Утомление может сказываться на общем поведении ребенка и его самочувствии. Проявляется в усиление головных болей, расстройствах сна, вялой или повышенной двигательной активности. Детям трудно сохранить работоспособность, усидчивость и произвольный вид внимания на протяжении всего занятия. Как правило, отмечаются неустойчивое внимание и память, особенно речевая, низкий уровень понимания словесной инструкции, недостаточная регулирующая функция речи, низкий уровень самоконтроля, нарушенная познавательная деятельность, понижение умственной работоспособности.

Для младших школьников с общим недоразвитием речи III уровня характерны: быстрые истощения и пресыщения любыми видами деятельности, эмоциональная неустойчивость, перемены в настроении, беспокойства, быстрая утомляемость. Такие дети трудно сохраняют усидчивость, работоспособность и произвольное внимание; у них отмечается неустойчивость во внимании и памяти, низкий уровень в понимание словесной инструкции, низкий уровень контроля над собственными видами деятельности, нарушения в познавательной деятельности. Поведение можно охарактеризовать как негативное, повышено возбудимое, агрессивное или, напротив, застенчивое и пугливое. Все это в целом будет свидетельствовать об особом состоянии центральной нервной системы дошкольников, которые страдают речевыми расстройствами. Также мы выяснили, что речь дошкольника с общим недоразвитием речи может находиться на разном уровне речевого развития. Так, III уровень характеризуется наличие развернутой фразовой речи с выраженными элементами лексико-грамматических и фонетико-фонематических нарушений. Ребенок может относительно свободно общаться с окружающими, но нуждается в постоянной помощи родителей и педагогов. Самостоятельное общение остается затруднительным и ограниченным знакомой ситуацией.

 


 


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.031 с.