Методики направленные на изучение темпо-ритмической стороны речи — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Методики направленные на изучение темпо-ритмической стороны речи

2020-04-01 780
Методики направленные на изучение темпо-ритмической стороны речи 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Важнейший показатель уровня культуры человека, его интеллекта, мышления это его речь. Речь - это вид деятельности человека, реализация мышления на основе использования средств языка (слов, их сочетаний, предложений и пр.).

Речь может выполнять функции общения и сообщений, эмоциональных самовыражений и воздействий на других людей. Язык начинает усваиваться ребенком в процессе общения, в речевой деятельности. Но этого бывает недостаточно: стихийное усвоение речи нередко бывает примитивным и неправильным. Существуют некоторые аспекты в овладении правильной и красивой речью.

Во-первых, усвоение литературных языковых норм. Необходимо чтобы ребенок умел отличать литературный язык от просторечия, диалекта и жаргона. Во-вторых, это усвоения навыка чтения и письма - важного речевого навыка, необходимого каждому человеку в обществе. Третья задача-это усовершенствование культуры речи дошкольников, необходимо довести ее до минимального уровня.

В работе над развитием речи отчетливо выделяется три направления: работа над словами, работа над словосочетаниями и предложениями и работа над связной речью. Также, в понятие «развитие речи» должна быть включена произносительная работа: над дикцией, орфоэпией, выразительностью, просодией и исправлением произносительных недостатков.

Темпо-ритмическая сторона речи является многообразной. Одни ученые считают главными средства художественной выразительности (эпитеты, метафоры, тропы и т.д.) и средства формирующие звуковую выразительность (интонация, голос, темп, паузы, тембр, мелодика, логические ударения), другие ученые выделяют текстовые и исполнительские выразительности, третьи разделяют изобразительность и выразительность. Выразительные средства языка могут проявляться на всех уровнях: лексическом, фонетическом, морфологическом, синтаксическом интонационном. Такие средства могут помочь улучшить речевые и читательские умения младшего школьника. Гармоничная, правильная, речь имеет основные качества. Речь должна быть: правильной, чистой, логичной, точной, выразительной и уместной.

Голос - важнейшая черта облика человека, которая может способствовать активному общению между людьми, либо затруднить его. С помощью голоса появляется возможность передачи информации на значительные расстояния, выполняя тем самым коммуникативную функцию речи. Выделяются основные свойства голоса - сила, высота, тембр.

Правильная, чистая и красивая речь взаимосвязаны с ее мелодикой (просодикой) и интонацией.

Интонация представляет собой сложный комплекс выразительных средств речи, включающих в себя темп, ритм, мелодику, фразовые и логические ударения, а также правильный тембр и расстановку пауз.

Звуковая выразительность речи раскрывается должна быть благозвучной, гармоничной, с использованием ритма, рифм и других средств.

Обследование младших школьников с ОНР III уровня с нарушением темпо-ритмической стороны речи всегда должно осуществляться комплексно (логопедом, психологом, невропатологом). Содержание обследования состоит из изучения анамнестических сведений, педагогических, психологических и медицинских документов, а также из исследования самого младшего школьника.

Из бесед с родителями можно выяснить наиболее значимые события, которые произошли в семье, в связи с этим необходимо уточнить особенности в общем, моторном и речевом развитие младшего школьника. Должны быть оценены основные моменты в пренатальном периоде: возраст матери на момент рождения ребенка, нервно-психический статус, болезни матери и отца, особенности течения беременности. Данные о здоровье родителей до появления ребенка позволят определить возможность отклонений в его нервно-психическом и соматическом состоянии. Также должны быть уточнены сведения о речевом развитии: время появления первых звуков, лепет, гуление, первые слова и фразы, какой темп речи использует, нет ли особенностей в поведении на момент речевого общения с окружающими людьми. Важно знать и речевое окружение ребенка.

Нужно уделить внимание изучению вопросов о воспитании ребенка в семье: отношений к нему взрослых (нет ли заласкиваний, потаканий капризам или, наоборот, неуравновешенных, резких обращений, физического наказания, запугиваний); осуществляется ли помощь при формировании правильной речи) или, наоборот, отсутствует контроль за развитием правильного произношения и грамматически правильных речевых высказываний.

Дополнительно необходимо выяснить:

Когда появилось нарушение, возникли первые признаки? Как внешне они выражались?

Какие причины могли этому способствовать?

Как развивалось нарушение, были ли особенности проявления: не было сопутствующего двигательного нарушения (судороги, постукивание руками, ногами, покачивание головой) или недостатка речи (произношение лишних слов, звуков, произношение отдельного звука и слова на вдохе)?

Как проявлялось нарушение зависимости от обстановок или окружающих людей, от разных видов деятельности?

Как ребенок говорит в одиночестве?

С чем бывают связаны периоды в ухудшении и улучшении речи?

Как ребенок относится к имеющимся у него речевым недостаткам (не замечает, замечает, безразлично, стыдится, переживает, скрывает, боится сказать и т.д.)?

Были обращения родителей за помощью: когда, куда, что рекомендовали, какой результат?

Сбор сведений об особенности протекания заикания позволяет в каждом конкретном случае выбирать основные формы лечебно-педагогических воздействий. Наличие сопутствующего нарушения моторики будет указывать на необходимые двигательные упражнения, либо цикла занятий по ЛФК.

Особенность психологического проявления у ребенка требует от логопеда предусматривать работу по воздействию: отвлечение от фиксированности на дефекте, перестройка отношения к себе, к своей речи, обучение слышать свою красивую и правильную речь.

После сбора и уточнения сведений о дошкольнике, истории возникновений и особенностях протекания речевого нарушения должно проводиться обследование речи и неречевых процессов, которые оказывают непосредственное влияние на речевую деятельность ребенка. Необходимо провести исследование импрессивной и экспрессивной речи, общительности, моторики, подражательностей, учебной, игровой и производственной деятельностей.

Конкретная задача речевого обследования заключается в том, чтобы определить:

• место возникновения речевых судорог и его форму;

• частота проявлений и сохранность речевых возможностей дошкольника;

• имеются ли сопутствующие речевые и двигательные нарушения;

• какое отношение к своему речевому дефекту; имеются ли психологические особенности.

Место возникновения судорог (голосовые, дыхательные, артикуляционные, смешанные); их форма (клонические, тонические, смешанные); необходимо определить зрительно или на слух.

Частота судорог будет представлять особый интерес для логопеда. Это позволит судить о сохранном участке речи, и от него непосредственно будет зависеть насколько правильно и успешно могут начаться первые речевые занятия с школьником. Изучение уровня свободной речи начнется с выявлений зависимостей пароксизма заикания от разных степеней его речевой самостоятельности. В беседах о его друзьях, родителях, интересах выявляются особенности в речевом поведении и речевых судорогах.

Ребенку предлагают составить рассказ или повести описание содержания картинки, пересказать знакомые сказки. Далее проверяется состояние сопряженной и отраженной речи через повторение или совместное произношение простой и сложной фразы.

Уровень свободной речи детей будет зависеть не только от разной степени самостоятельности, но и от подготовленности.

Необходимо проследить за появлением речевых судорог в произношении сложных или простых фраз, отдельных слов или звуков. На материалах пересказа текстов фиксируется, в каких случаях будут возникать речевые судороги: в начале рассказывания, в начале фразы, в отдельном слове или звуке. Выясняется, не зависит ли речевая судорога от уровня громкости речи. С этой целью обследуемому ребенку предлагают сказать громко, тихо и шепотом.

Влияние разных степеней ритмизованности на речь также проверяют следующим образом: ребенок должен рассказать о том, что нарисовано на картинке, передать содержание сказки, рассказать стихотворение.

Для более полного обследования темпо-ритмической стороны речи используются различные методики:

. «Определение темпа речи».

Единицей измерения является слог. Характеристикой темпа - количество слогов в определенном промежутке времени.

Ребенок должен повторить за логопедом предложение или ответить на вопрос, запись которого производится на микрофон. Затем нужно провести подсчет количества слогов в секунду.

Задание №1: Послушай предложения и повтори: Утром звонко поют птицы; Мальчик читает книгу; Ваня любит рисовать карандашами; Бабушка вяжет внуку теплые носки.

Задание №2: Ответь на вопросы: Когда поют птицы? Что делает мальчик? Что любит делать мальчик? Кто вяжет носки?

Критерии оценки:

балла - темп нормальный (4-5 слогов в секунду)

балла - незначительные отклонения от нормы (3-4 слога в секунду)

балла - замедленный темп (2-3 слога в секунду); убыстренный темп (7-8 слогов в секунду);

балл - очень медленный темп (1-2 слога в секунду); очень быстрый темп (более 9 слогов в секунду);

баллов - из-за выраженного речевого нарушения допускается повтор слов, затрудняется при передаче слоговой структуры слов.

. «Исследование восприятия темпа речи»

При исследовании восприятия речевого темпа предварительно объясняют ребенку, что темп речи бывает медленным, быстрым и нормальным. Рассматриваются картинки символы: черепаха ползет медленно - и говорит также медленно; заяц бежит быстро - и говорит также очень быстро; ежик идет спокойно - и говорит нормально, спокойно.

Ребенок должен на слух определить изменение темпа речи в предложенном тексте, который прочитает логопед и должен показать соответствующие символы.

Задание «Сейчас я буду говорить предложение, а ты должен угадать как говорит логопед и показать соответствующие картинки: Из-под топота копыт пыль по полю летит (быстрый темп); По веточке ползает длинная гусеница (медленный темп); В лесу дети собирали грибы и ягоды (нормальный темп); Кто-кто в теремочке живет? (медленный темп); Зимой дети любят кататься на санках и коньках (медленный темп); У пчелки, у пчелки почему нет челки? (быстрый темп).

Оценивание:

балла - задание выполнено верно

балла - есть ошибки, но после повтора предложений ошибки исправляются

балла - есть ошибки, но после повтора предложений ошибки не исправляются

балл - путается, не может соотнести предложение с картинкой.

баллов - задание недоступно.

. «Исследование воспроизведения отраженного темпа речи»

Ребенок должен послушать предложение и повторить его в том же темпе, что и логопед.

Задание: «Послушай и повтори за логопедом так же: Кто стучится в дверь ко мне с толстой сумкой на ремне? (быстрый темп); Весной тает снег и бегут ручьи (медленный темп); Улитка носит свой домик на спине (медленный темп); Самолет построим сами и помчимся над полями (быстрый темп); На море во время шторма очень большие волны (нормальный темп).»

Критерии оценки:

балла - задание выполнено верно

балла - темп незначительно изменяется

балла - отмечается замедление или убыстрение темпа

балл - не может изменить темп, не в состоянии управлять темпом.

баллов - задание недоступно.

. «Самостоятельное управление темпом речи»

При предъявлении картинки - символа ребенок должен изменить темп речи по ходу прочтения стихотворений.

Задание: Ты должен прочитать стихотворение, как увидишь картинку с черепахой - читай медленно, а увидишь с зайцем, прочитай быстро, увидишь ежа - читай спокойно, нормально.

Картинки:

Мой веселый звонкий мяч - Еж

Ты куда помчался вскачь? - Заяц

Синий, красный, голубой - Черепаха

Не угнаться за тобой - Еж

Критерии оценки:

балла - все повторено верно

балла - темп изменяется незначительно

балла - отмечается замедление или убыстрение темпа

балл - темп изменить не может, темпом не управляет.

баллов - задание недоступно.

. «Изучение характера самоконтроля ребенка при воспроизведении речевых высказываний»

Задание №1: «Повторяй за логопедом предложение: быстро, медленно и обычно: Самолет построим сами и помчимся над полями (нормальный темп); На море во время шторма очень большие волны (быстрый темп); Улитка несет свой домик на спине (медленный темп)»

Задание №2: Нужно задать вопрос «Получилось ли у тебя говорить разным темпом: медленно, быстро и нормально?»

Задание №3: «Перед тобой три картинки, как увидишь черепаху - читай медленно, картинку с зайцем - читай быстро, а, увидишь ежа - читай нормально, спокойно. Повтори предложение «Весной тают снега».

Как еж -…? (нормально)

Как заяц - …? (быстро)

Как черепаха - …? (медленно)

Задание №4: «Ты умеешь говорить медленно, быстро?»

Критерии оценки:

балла - полностью сформированы навыки самоконтроля. Ребенок может заметить все допущенные ошибки в своей речи.

балла - ребенок находится на стадии завершения формирования навыков самоконтроля. (замечает около 75% ошибок в собственной речи)

балла - стадия автоматизации навыков самоконтроля. Ребенок может заметить примерно 50% допущенных ошибок в собственном высказывании.

балл - начальная стадия в формировании навыков самоконтроля (замечается около 25% допущенных ошибок.)

баллов - отсутствие самоконтроля.

При обследовании также нужно обратить внимание на сопутствующее двигательные и речевые нарушения: лишние звуки или слова, произношение отдельного звука, слова и даже предложения на вдохе, неправильность произношения в речи, недостаточное развитие словаря и грамматического строя речи, темпа, присутствуют ли непроизвольные движения или различные (произвольные) вспомогательные движения и особенности в речевом поведении: скованные и напряженные общие движения или, наоборот, их резкие, хаотичные, несобранные, разболтанные.

При обследовании игровой деятельности детей нужно выяснить характер игр и взаимоотношений, степень игровой активности, и эмоционального состояния.

Необходимо обратить внимание на то, как ребенок пользуется различными формами речевых высказываний в процессе занятий и в свободной деятельности; отметить наличие психологических особенностей, в частности есть ли болезненная фиксированность на имеющемся речевом дефекте.

В логопедическом заключении необходимо указать: наличие речевых нарушений; форму заикания (клоническая, тоническая, смешанная), виды судорог (голосовые, дыхательные, артикуляторные, смешанные), степени заикания (тяжелая, легкая, средняя), темп речи (ускоренный, замедленный, скороговорение, наличие тахилалии, брадилалии), сопутствующее заиканию нарушении речи: дислалии, стертые формы дизартрии, общее недоразвитие речи, состояния моторных функций, выраженные психические симптомы заикания: речевые и двигательные уловки, страх речи (логофобии), изменение стилей речи и др., наличие волнений в процессе заикания, реакции на волнения; фиксация внимания на речевых процессах и их влияние на речь, влияния сложностей речевых ситуаций на произношение, также происходит учет индивидуально-психологических особенностей ребенка, характер его игровой деятельности, отношение к занятиям.

Для младших школьников, имеющих ОНР III уровня и нарушение в развитии просодической стороны речи, из всего многообразия существующих требований к гармонизации речи и языковым средствам, особенно важна работа по обучению темпо-ритмической организации речи, она будет являться главным звеном в комплексной работе по преодолению имеющихся речевых нарушений.

 

2.2 Организация и содержание логопедической работы с младшими школьниками с ОНР III уровня по развитию темпо-ритмической стороны речи

 

При становлении современного комплексного подхода в преодолении заикания велась длительная разработка различных методов и путей в преодолении этого речевого нарушения. Поскольку заикание рассматривается как весьма сложный речевой дефект с разнообразием проявлений, ученые во все времена пытались рассмотреть воздействия как с помощью медицины и педагогики, так и сочетание в лечебном и педагогическом воздействии.

Использование терапевтических средств в преодолении нарушения темпо-ритмической стороны речи применялось в разных степенях и формах на протяжении всего времени, начиная с древнейшего (Авиценна, Аристотель, Гиппократ и др.). Терапевтические средства не могли являться исчерпывающими при лечении, поэтому только дополняли этот процесс.

С 1 в. н.э. до середины 19 в. применяли хирургический метод, до тех пор когда окончательно не утвердились мнения о его опасности и бесполезности в использовании.

Хирургическому методу лечения помогло появление, когда заикания рассматривали как следствие патологичности в строении артикуляционного аппарата или недостаточность иннервации мышц языка.

Использование различных приспособлений восходит к временам Демосфена, который мог применять при лечении собственного заикания инородные предметы (морские камешки), он держал их под языком при выполнении речевых упражнений. Со временем специалисты стали применять множество механических приспособлений: язычный нажиматель, язычную вилку, накладки на оба ряда зубов, распорку для губ и т.д. При этом самостоятельное значение при лечении заикания ортопедические приспособления иметь не могли.

При появлении взглядов на заикание как на невротическое расстройство многие авторы придавали первостепенное значение при психотерапевтическом воздействии (Бертран, Шультесс, Неткачёв)

Сторонники дидактического приёма в воспитание правильной речи у заикающихся детей могли рекомендовать систему различных речевых упражнений с последовательным усложнением.

Необходимость комплексного воздействия при заикании впервые встречается в трудах отечественных ученых Сикорского И.А. и И.К. Хмелевского. Сикорский И.А. в период лечения заикания использовал речевую гимнастику (система упражнений для голоса, дыхания, артикуляции), приемы психотерапевтического лечения (создание определенных условий, последовательность в усложнении речевого занятия), фармацевтические и динамические методы лечения (медикаментозное лечение, использование физиотерапии и двигательных упражнений) [44].

Многоплановое лечебное воздействие по И.М. Сикорскому впервые стало использоваться как комплексная система в преодолении заикания[44]. Опираясь на материалистические учения отечественных физиологов И.М. Сеченова, И.П. Павлова также их последователей, советские учёные, отобрали из разработанных ранее приёмов лучшие и рациональные, и создали современный комплексный метод преодоления заикания (18)

Современный комплексный метод в преодолении нарушений в развитии темпо-ритмической стороны речи понимается как лечебное и педагогическое воздействие на различные стороны психического состояния ребенка различными средствами и с помощью нескольких специалистов. Многие авторы, опираясь на опыт работы с заикающимися позволяют выделить весь лечебно-педагогический комплекс по характеру воздействия на две составные части: коррекционно-воспитательную и лечебно-оздоровительную.

Основная задача лечебно-оздоровительной работы, которая преимущественно проводится и направляется врачом, рассматривается в укреплении и оздоровлении нервной системы и физического состояния, устранении и лечении имеющихся отклонений и патологических проявлений в психофизическом состоянии расстройства вегетативной нервной системы, (ослабление или снятие речевых судорог, нарушений моторики).

В лечебно-оздоровительную работу входят: благоприятная обстановка в лечении, организованность правильного режима дня питания, закаливание, лфк и ритмика, физио и психотерапия, медикаментозное лечение.

И.М. Сеченов говорил, что при научном понимании организма человека и его деятельности, в эту деятельность еще должна входить влияющая среда, т.к. без нее существование организма становится невозможным. Для ребёнка должно создаться спокойное и жизнерадостное настроение, необходимо отвлечь внимание от тревожащих мыслей о имеющемся дефекте(8).

В режиме дня младших школьников с ОНР с нарушением темпо-ритмической стороны речи, должны включаться закаливающие процедуры. Все виды закаливающих процедур назначаются врачом индивидуально в зависимости от здоровья детей.

Музыкально-ритмические упражнения могут помочь в коррекции общей моторики, а использование двигательных упражнений в сочетании с речью будут координировать движения разных мышечных групп и будут являться частью лечебной физкультуры.

Существенный компонент комплексного метода - использование медикаментозного лечения. Благодаря ему нормализуется деятельность вегетативной и центральной нервных систем, ослабляются судороги в речедвигательном аппарате, снимаются психогенные наслоения, происходит оздоровление организма в целом.

В настоящее время логопеды чаще стали использовать методы рациональной психотерапии и после специальной подготовки могут с успехом применить приёмы суггестивной психотерапии: убеждать ребёнка, что он должен и может говорить без заикания, фиксировать внимания на успехах в данном направлении. Психотерапия является не только лечебным воздействием словом (прямая психотерапия), но и лечебное воздействие через окружающие предметы, вторых лиц (косвенная психотерапия).

Все виды психотерапий направлены на устранение психогенного фактора нарушений (страх ситуаций, речи, чувств ущемлённость и подавленность, навязчивая фиксация на своём дефекте), и на перестройку социальных контактов с окружающими.

В воспитании свободной речи, нужно научиться вырабатывать у ребёнка неторопливый темп, т.е. умение говорить чуть замедленно, не спеша. Неторопливость темпа речи должна вырабатываться одновременно с общими движениями ребёнка. Спокойность уравновешенность в поведении во время разговора и во внеречевой деятельности поможет выработать необходимый темп речи. Умение справится с волнениями, подавление возбуждения, нормализация аффективных состояний также будет способствует достижению данной цели. При воспитании неторопливого темпа необходимо обратить внимание выразительность и естественность.

Ребёнок, при свободном владении словом, может получить удовольствие от собственной речи, при передаче своих чувств он непроизвольно начинает использовать все богатство интонации, мимико-жестикулярных средств. Нарушение темпо-ритмической стороны речи может лишить ребёнка таких возможностей.

При воспитании правильной речи огромное значение должна иметь нормализация речевого дыхания, поскольку у детей с имеющимися нарушениями дыхание часто поверхностное, резкое, неспокойное, короткое, часто слова произносятся на вдохе.

Необходимо учить детей выделять гласные в словах, что приобретает важное значение когда речевые судороги возникают на согласных звуках. При произношении удлинённо некоторых гласных звуков облегчается речь и немного снимаются речевые судороги.

Одновременно логопед должен проводить работу на исправление недостатков в произношении, расширение словарного запаса, совершенствование грамматического строя, развитие способностей в правильном и последовательном изложении своих мыслей и желаний.

Также большое значение имеет воспитание гармонично развитой личности. Основная задача такой работы заключается в устранении возможных психологических отклонений, развитии этических и нравственных представлений, интеллектуальных способностей.

Исследованиями установлено, что речевые и личностные особенности ребенка будут формироваться под влиянием воспитательного воздействия и речевого окружения. Запорожец А.В. писала, что «психические процессы и свойства человеческой личности не могут являться врождёнными и не возникают в результате созревания нервной структуры. Они будут формироваться на протяжении дошкольного периода под влиянием воспитания и жизни» (40).

Существую различные методы и подходы логопедической работы по устранению нарушений в развитии темпо-ритмической стороны речи. Достаточно распространенным является метод преодоления нарушения через сопряженную, отраженную, вопросно-ответную форму речи, пересказы, рассказы и спонтанно эмоциональную речи. Такой метод работы всесторонне освещается в исследованиях Власовой Н.А., [10] Волковой Г.А., [11] Селиверстова В.И. [45] и успешно используется в коррекционной работе.

Наряду с таким подходом в логопедической работе с младшими школьниками имеющими нарушение темпо-ритмичекой стороны и ОНР III уровня активно используется методика, разработанная под руководством профессора Левиной Р.Е. Исследование, проведенное Левиной Р.Е., показало, что заикание у дошкольников начинает значительно ослабевать в условии конкретных, наглядных ситуаций. Это значительно помогает облегчить формулировку мыслей, проговаривание производимого действия, ребенок может вместе со словами использовать местоимения («эта», «этот», «такое» и др.) или жестами, указывающими на те или иные предметы. Такая речь в психологии называется ситуационная или ситуативная[31].

Стратегии развития свободной речи с элементарными, доступными формами (ситуативными), с постепенными подведениями детей к умению использовать контекстные формы речи лежат в основе логопедических методик Мироновой С.А. [36] и Чевелевой Н.А. [51] В методике, которую предлагает Н.А. Чевелева, реализуются принципы последовательных усложнений речевых упражнений через ручную деятельности ребенка. [51]

Миронова С.А. смогла разработать систему преодоления заикания у дошкольников в период прохождения программ средней, старшей и подготовительных групп в детском саду[36].

Логопеды - практики знают, что уже в школьный период голос ребенка при нарушении в развитии темпо-ритмической стороны речи будет отличаться от нормы по своему качественному признаку.

При определении нормы голоса подразумевается его достаточная силу в речевой практике, через динамические диапазоны, высоту голоса (частоты основных тонов) с частотными диапазонами, соответствующими полу и возрасту ребенка.

В задачи работы над голосом должны входить:

) развивать силу и динамический диапазон голоса;

) формировать навыки рационального голосоведения и голосоподачи;

) развивать мелодические характеристики голоса.

Начальный этапы работы над голосом может быть включен в период «режима молчания» или «щадящего речевого режима». Работа будет начинаться с изолированного произношения гласных звуков.

Точность, четкость, ясность и полнозвучность произношения гласных звуков сможет обеспечить выразительность речи. Через изменение звучания гласных звуков в дальнейшем возможно применение и другой техники: выравнивание послоговых ритмов; замедление темпа речи; использование «полного стиля» в произношении.

Перед младшими школьниками с ОНР III уровня, имеющими нарушения в развитии темпо-ритмической стороны речи ставится задача, где используя ряд гласных звуков, изменение высоты голоса, придание ему речевых интонаций вопросов, ответов, удивлений можно передать голосом различные эмоциональные состояния печали, радости, равнодушия. Работа над голосом затем продолжится на материале автоматизированного ряда слогов, слов, словосочетания и фразы. Таким образом, работа по формированию рациональной голосо подачи плавно перейдет в развитие просодической стороны речи.

Речь таких детей будет иметь значительное отклонения от нормы по интонационной характеристике: интонационные незавершенности окончаний фраз, нарушение синтагматических ударений внутри фраз, отсутствие паузы в конце синтагмы и фразы. Работа по нормализации просодической стороны речи решает следующие задачи:

. Развитие навыков интонационного оформления синтагмы и фразы в соответствии с основным видом интонации в русском языке (вопросительная, восклицательная, завершенная и незавершенная).

. Нормализация процессов речевого паузирования.

. Формирование навыков интонационного членения и выделения логического центра синтагмы и фразы.

Учитывая особенность речи младших школьников с нарушением темпо-ритмической стороны речи с психолингвистической позиции, важен выбор смысловых стратегий речевых высказываний и отбор лексической единицы и грамматической конструкции, соответствующей основной стратегии парадигм высказываний.

В коррекционный процесс необходимо включить работу по развитию планирующей функции речи. Такую работу начинают с обучения ребенка проговариванию высказываний про себя. Внутреннее проговаривание (по А.А. Леонтьеву) дает возможность отбора необходимой лексики и грамматических конструкций до «включения» звучащей речи, что поможет организовать внутренне-речевой план в целом[32].

В комплексной психолого-педагогической системе работы с детьми выделяется несколько постепенно усложняющихся этапов в развитии планирующей функции речи, которая будет реализовываться через сопряженную, отраженную, ответно-вопросную, пересказ, рассказ, спонтанную формы речи (Власова Н.А.; Селиверстов В.И.) [10,45].

В настоящее время существует множество исследование, которые свидетельствуют о различиях в состоянии двигательной функции при различных клинических формах заикания. Это будет касаться состояния тонкой и общей моторики, мышечного тонуса, статической и динамической координации, орального праксиса, музыкально-ритмической способности.

Работа по нормализации состояния моторных функций должна включать решение следующих задач:

. Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики.

. Развитие чувств темпа и ритма в речевых и неречевых движениях.

Независимо от возраста младшего школьника основное внимание должно уделяется на воспитание точности движений, умение переключать активное внимание на качество при выполнении движения и главным образом на завершение движения, т.е. на доведение движения до конца в соответствии с инструкциями. Основное внимание в работе над двигательной сферой необходимо обратить на такие моменты:

усвоению упражнения способствует сопровождающийся словесный комментарий логопеда;

тренировки координации и переключаемости движений должны быть длительными с постепенными усложнениями заданий;

двигательное упражнения должно быть разложено на составляющие и выполнено по образцу;

Особая задача в коррекционной работе с младшими школьниками с ОНР III уровня, имеющими нарушения в развитии темпо-ритмической стороны речи состоит в развитии чувства ритма. Ритмическая способность рассматривается как средство пространственно-временной организации движения. Онтогенез чувства ритма взаимосвязан с процессами становления у дошкольников зрительно-моторной координации, моторики, в дальнейшем и с процессом формирования речевого ритма. Речевой ритм выполняет важные функции в формировании моторных стереотипов речи. В процессе речевого развития ритм становится «скелетом» слов и несет важное значение в процессе усвоения лексико - грамматических конструкций и их опознания через восприятие.

Для того чтобы темпо-ритмическая организация речи у младших школьников могла автоматизироваться и стать стабильной, материал по темпу и ритму должен подбираться индивидуально, не вызывая чувство дискомфорта. Только при выполнении таких условий возможно продолжение самостоятельной работы по автоматизации новых навыков речи.

Важный компонент коррекционной работы - это темпо-ритмическое объединение общей и артикуляционной моторики, этого можно достигнуть через специальные упражнения под музыку. Такие занятия проводятся на логопедической ритмики.

Логопедическая ритмика - это необходимая составляющая в комплексной реабилитационной работе.

Логопедическая ритмика включает разнообразие двигательных упражнений в определенной последовательности:

) ритмическая разминка

Цель ритмической разминки: развитие ритмических движений под музыку, когда происходит уточнение и развитие координированных движений рук и ног, формируются умения менять темп и ритм движений. Ритмические разминки используются также для организации детей, создания «настроя» на определенные виды деятельности.

) упражнение, регулирующее мышечный тонус

Целью таких упражнений являются снижения мышечного напряжения, перераспределения мышечных напряжений, воспитание пластичности в движениях. На занятии используются специальные упражнения на напряжения и расслабления групп мышц: сжимания и разжимания кистей рук, перенос веса тела с одной стороны на другую (маятник) и т.п.

) упражнение для развития чувства ритма и темпа

Целью такого упражнения является ритмизация движений от простого до сложного - артикуляционного. Может быть использована ходьба, отхлопывания и отстукивания под разный музыкальный темп и ритм, а затем пропевания слогов и слов на заданный ритм.

) упражнение на развитие координации движения с речью

Ритмизация моторной функции организма будет способствовать ритмизации речевых движений, поэтому основная цель этого упражнения - ритмизация устных высказываний. Для этого можно использовать двигательные упражнения под музыку с одновременными проговариваниями вслух постепенно усложняющегося речевого задания. Вначале используют средний музыкальный темпо-ритм, который позволяет заикающимся сочетать движение с проговариванием слога, слова, фразы, стихотворного, а позже прозаического текста.

) пение

Целью пения является нормализация речевого дыхания и коррекция темпа речи. Для этого подбираются мелодичные и ритмичные песни.

) игры

В конце логоритмических занятий у детей дошкольного возраста, как правило, проводятся игры, целью которых являются закрепления навыков, полученных на занятиях.

Выбор рационального пути коррекции имеет особое значение на начальных стадиях развития темпо-ритмической стороны речи. Коррекционно-воспитательная работа имеет очень важное, основное значение в комплексном медико-педагогическом методе по преодолению речевых нарушений. Центральное место в этой работе отводится логопеду.

Если рассматривать речь, как систему, а темпо-ритмическую организацию, как компонент данной системы, связанный с другими компонентами речи, основное внимание необходимо уделять нормализации этого компонента. При воздействии на интонацию и опоре на сохранные в речи лексические, семантические, морфологические компоненты речи, логопед может влиять на всю речевую систему в целом.

 

 


 


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.132 с.