Особенности развития темпо-ритмической стороны речи у школьников с ОНР III уровня — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Особенности развития темпо-ритмической стороны речи у школьников с ОНР III уровня

2020-04-01 238
Особенности развития темпо-ритмической стороны речи у школьников с ОНР III уровня 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Нарушение развития темпо-ритмической стороны речи у школьников с ОНР III уровня считается достаточно распространенным нарушением, которое может возникнуть у детей в раннем возрасте в период, когда наиболее активно формируется речь и в дальнейшем такое нарушение может препятствовать развитию личностной характеристики детей и затруднять социальную адаптацию. Такое нарушение характеризуется расстройством ритма и темпа речи, которое проявляется ее прерывистостью, судорожностью пауз, повтором, судорожным движением мышц, участвующих в речевом акте, дополнительным движением в мышцах шеи, лица и конечностях. При нарушениях ритма и темпа речи дети либо не могут начинать слова, либо судороги возникают во время произношения слов, когда звуки растягиваются, также эти расстройства могут комбинироваться.

Судороги мышц речевого аппарата в устном речевом высказывании являются главным симптомом заикания и имеют различные локализации, силу и тип выраженности. Выделяют два основных типа речевых судорог; клонические и тонические.

Тонические судороги будут проявляться в виде насильственных резких повышений тонуса мышц, захватывающих несколько мышечных групп. Дошкольник в этот момент бывает скованным, лицо может отражать напряжение, которое он прилагает для начала или продолжения речи. Акустические проявления таких судорог отмечается длительными паузами либо напряженной и протяжной вокализацией.

Клонические речевые судороги могут характеризоваться насильственными многократными ритмичными сокращениями мышц речевого аппарата, акустическими повторами отдельных звуков или слогов. Клонические и тонические речевые судороги могут наблюдаться у одного ребенка. Судороги мышц речевого аппарата проявляются во всех отделах: голосовом, артикуляционном и дыхательном. В клинических картинах заикания, особенно при хронификациях речевых дефектов, часто выявляется смешанный вид судорог: дыхательно-голосовой, дыхательно-артикуляционной, артикуляционно-голосовой вид. Классическое описание форм речевых судорог в зависимости от их локализации было представлено А.И. Сикорским[44].

Выделяется два вида судорог дыхательного аппарата:

инспираторные судороги характеризуются внезапными резкими вдохами, возникающими на различных этапах речевых высказываний и приводящими к необоснованным паузам;

экспираторные судороги характеризуются внезапными резкими выдохами в процессе речевых высказываний и вызывают сильное сокращение мускулатуры брюшного пресса.

Судороги голосового аппарата могут возникнуть в моменты попыток произношения гласных звуков. Выделяют 3 основных вида судорог голосового аппарата:

смыкательные голосовые судороги возникают при попытках начать речь или в момент речевого высказывания, что может внезапно прекратить голосопередачу. Речь как-будто «застывает»;

вокальные судороги возникают в виде повышений в тонусе голосовых мышц в речевом процессе, часто на гласном звуке;

дрожащие или толчкообразные гортанные спазмы возникают при произношении или попытках произношения гласного звука. Для таких судорог характерны открытая ротовая полость, прерывания речи и возникновения дрожащих или прерывистых звуков с отсутствием артикуляции.

Судороги артикуляционного аппарата могут быть лицевыми (губы, нижняя челюсть), язычными и судороги мягкого неба. Лицевая судорога включает в себя смыкательные судороги губ, которые являются одними из наиболее частых при заикании, верхнегубных, нижнегубных судорог, угловых судорог рта, судорожных раскрытий ротовой полости и сложных судорог лица. Язычные судороги - это судороги кончика языка, наиболее часто встречаемые среди артикуляторных судорог, судорожные подъемы корня языка, подъязычные судороги. Судороги мягкого неба изолированно встречаются крайне редко. Чаще они наблюдаются в составе сложных общих генерализованных судорог артикуляционного аппарата.

Различают тяжелые, средние и легкие степени проявления судорог. Многие ученые, например Г.А. Волкова считает, что степень тяжести будет определяться возможностью овладения плавной речью в том или ином виде речевых нагрузок: в диалогической или монологической речи, в спонтанной связной речи, в отраженной или сопряженной речи[12].

Как считает В.И. Селиверстов степень тяжести заикания может определяться степенью фиксации дошкольника на своем дефекте. Степень тяжести у одних и тех же детей бывает непостоянной и зависит от целого ряда условий: эмоциональных состояний в определенный момент, эмоциональных значимостей ситуаций; от степени затруднения, связанного с формулированием высказываний; от присутствия так называемого «трудного звука» в слове, составляющем высказывание[45].

Появление судорожной запинки часто связано с фонетической характеристикой звука. Чаще других сопровождается судорогами звонкие и глухие смычные согласные, в особенности [К], [Т], [П], часто судороги могут появляться при сочетании этих звуков с другими согласными: СТ, ТР, КР. Судорожная запинка чаще встречается при произношении предложения, длинного и сложного по грамматической структуре, а так же в слове или словосочетании, которое несет основную информационную нагрузку на фразу говорящего. Также на появление запинок будет влиять ритмическая структура слов. Которая главным образом возникает на предударном и ударном слоге. Наиболее часто возникают запинки на первых слогах слов или фраз.

Клиническая картина нарушений темпо-ритмической стороны речи у школьников с ОНР III уровня выделяет в себе и расстройство дыхания. Неречевое дыхание часто является поверхностным, ритм недостаточно устойчивым, легко может нарушиться при эмоциональных напряжениях. Сильно выраженные нарушения речевого дыхания возникают перед вступлениями в речи, ребенок делает недостаточный по объему вдох, что не может обеспечить целостное произношение интонационно-смыслового отрезка сообщений. Ребенок может часто говорить на вдохе, либо в фазу полного выдоха. При коррекции речевых расстройств восстановление речевого дыхания считается ведущим приемом по установлению плавности речи.

Речь часто может сопровождаться сопутствующими движениями, которые проявляются по-разному: от зажмуривания глаз и раздувания крыльев носа до сложного движения всем туловищем. Часто такое движение является насильственным, но может носить и маскировочный характер. В некоторых случаях уловочное движение бывает настолько сложным, что начинает напоминать двигательный ритуал.

В большинстве случаев нарушения темпо-ритмической стороны речи приобретают хронические течения. В соответствии с чем различается несколько типов течения такого речевого расстройства.

Регредиентный тип течения, при таком типе постепенно вся симптоматика темпо-ритмических нарушений может исчезнуть. Это наиболее благоприятный тип течения. Уменьшения и исчезновения симптоматики нарушений могут произойти спонтанно в течение полугода от начала возникновения.

Хроническое течение. Выделяется 4 типа хронического течения заикания.

Стационарный тип течения охарактеризован достаточно стабильным и монотонным протеканием речевых нарушений: тяжесть проявления и клиническая картина не изменяются.

При рецидивирующем типе течения наблюдаются чередования периода плавной речи с периодом заикания.

Волнообразное течение характеризуется периодическим колебанием различной длительности либо в сторону улучшения, либо ухудшения речевого высказывания, при этом полное исчезновение не наблюдается. Такое колебание может пройти в связи с различными причинами - осеннее-весенний период, поступление в школу, так и без видимых причин.

Прогредиентный тип течения охарактеризован тенденцией заикания к ухудшениям. Симптоматика может постепенно усложняться, а состояние заикающегося начинает постепенно ухудшаться.

У младших школьников с ОНР III уровня имеющих нарушения темпо-ритмической стороны речи отмечается незначительное недоразвитие во всех видах познавательной деятельности, чаще на непроизвольном уровне. Внимание может характеризоваться неустойчивостью, отмечаются трудно при включении, переключении и распределении внимания. Некоторым детям присуще снижение способности к абстрагированиям, обобщениям. Такие дети легче выполняют задание, представленное не в речевых, а в наглядных видах. Часто отмечается моторная неловкость, с импульсивным, хаотичным движением. Ребенок быстро утомляется, имеет пониженную работоспособность, долго не включается в выполнение заданий. У дошкольников с тяжелой формой заикания отмечается отклонение в эмоционально-волевой сфере, может присутствовать нестойкость интереса, понижение наблюдательности, снижение мотивации, неуверенность в себе, негативизм, обидчивость, трудность в налаживание контакта со сверстниками, в общение с окружающими людьми.

В движениях детей также обнаруживается разнообразность нарушений. У младших школьников с ОНР III уровня с нарушением темпо-ритмической стороны речи могут затрудняться с выполнением пробы на динамическую и статическую координацию, возникает слабое развитие чувства ритма, нарушения одновременности движения. Наблюдается слабая переключаемость движений, истощаемость, утомляемость, недостаточность развития моторных навыков. В ряде случаев может страдать выразительность движений, ловкости, быстроты двигательных реакций. Наблюдается патологичность движений, синкинезии, многообразные сопутствующие речи движения. Характерными могут быть недостаточные речевые движения по точности, силе, объему и переключаемости. Обнаруживаются трудности при выполнении действий с мелкими предметами, недостаточно сформированы графомоторные навыки и мимическая моторика.

Таким образом, состояние младших школьников с ОНР III уровня с нарушением в развитии темпо-ритмической стороны речи тесно связанно с общим физическим и эмоциональным фоном.

 


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.