Коррекционно-педагогическая работа по развитию темпо-ритмической стороны речи у младших школьников с ОНР на уроках чтения — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Коррекционно-педагогическая работа по развитию темпо-ритмической стороны речи у младших школьников с ОНР на уроках чтения

2020-04-01 165
Коррекционно-педагогическая работа по развитию темпо-ритмической стороны речи у младших школьников с ОНР на уроках чтения 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Анализ образовательной программы 1 класса по чтению

 

Главным назначением начальной школы является воспитание. Оно заключается в целенаправленном формировании гармонично развивающейся, высоконравственной личности учащегося. Начальная школа должна обучить ребенка осознанному письму, чтению, правильному и полноценному содержанию устной речи; прививать учащимся ответственность по отношению к труду, к хорошему художественному вкусу; через каждый учебный предмет воспитывать лучшие нравственные качества, любовь к своему народу, Отечеству, его языку, духовным ценностям и природе, уважительному отношению к другим народам и их национальной культуре; способствовать гармоничному и разностороннему развитию младшего школьника и раскрытию его творческих способностей.

Важная роль по реализации цели и задач, которые стоят перед начальной школой, отводится изучению родного (русского) языка. Программа по изучению русского языка в начальной школе состоит из трех взаимосвязанных, но имеющих определенную самостоятельность учебных курса:

. Обучение грамоте, развитие речи и внеклассное чтение.

. Литературное чтение (классное и внеклассное) и развитие речи.

. Лексика, грамматика, фонетика, правописание и развитие речи.

Основу этого учебного курса составляет развитие речи, которое во всем процессе изучения русского языка будет иметь четкую практическую направленность и нацеливать на то, чтобы научить школьников осмысленно читать, писать и говорить, дать им доступное по возрасту и пониманию первоначальное знание о языке, литературе, провести работу по обогащению речи учащихся, развивать их интерес и внимание к речи, прививать любовь к чтению художественной литературы.

При обучении чтению должны реализовываться основные дидактические принципы: принцип доступности, перспективности, преемственности, самостоятельности, развивающей направленности, и учета индивидуальных особенностей учеников.

Обучение грамоте проводится в 1 классе, начиная с сентября в течение шести - восьми месяцев. В зависимости от того, как усваивается материал детьми учитель может сокращать или увеличивать этот период на свое усмотрение. В этот период также ведется работа на развитие фонематического слуха учащихся; обучение их первоначальному чтению и письму; расширение и уточнение представлений об окружающей действительности в процессе чтения, на организованных экскурсиях, наблюдениях; обогащение словаря учащихся и развитие устной (слушание и говорение) и отчасти письменной (письмо) речи.

Обучение первоначальному чтению и письму должно осуществляться на через современный вариант аналитико-синтетического метода, который позволяет учитывать новейшие данные методической, лингвистической и педагогической науки, и будет носить воспитывающий и развивающий характер, позволяя обеспечивать интенсивное речевое развитие детей и высокий уровень осознанного чтения и собственной речи. На уроках ребенок учится делить предложение на слова, слово на слоги, слог на звуки, устанавливает порядок следования звуков в словах, связь между звуками. Младшие школьники обозначают звуки буквами, составляют и читают слоги и слова, начинают овладевать процессами правильного, сознательного и плавного слогового чтения, а также чтения целыми словами предложения и связного текста.

ПРОГРАММА «Обучение грамоте и развитие речи»

В обучении грамоте выделяется три периода: подготовительный, букварный (основной) и послебукварный.

Обучение грамоте должно осуществляться через звуковой аналитико-синтетический метод, слагаться из двух взаимосвязанных процессов: 1 - обучение первоначальному чтению; 2 - обучение письму. После этого, должно закрепиться работой по развитию речи на каждом уровне: звука (звуковая культура), уровень слова (словарная работа), уровень предложений и связного высказывания (текст).

В это же время на занятии по внеклассному чтению (1 ч в неделю) у учеников формируется интерес к детским книгам и самостоятельному чтению. Ведущим методом обучения является метод чтения-рассматривания детской книги.

Подготовительный этап (24 ч)

О речи (устная и письменная). Общее представление о языке.

Предложение и слово. Членение речи на предложения, предложение на слово, слово на слоги с использованием графической схемы.

Слог, ударение. Деления слов на слоги; ударения в словах (выделения голосом, длительные и более сильные произношения одного из слогов в слове), определение количества слогов в слове.

Звуки и буквы. Представления о звуках, различение на слух и при произношении гласного и согласного (твердого и мягкого, глухого и звонкого) звуков: наличие или отсутствие преград в полости рта, отсутствие или наличие голоса, слогообразующие роли гласных.

Выделение в слове отдельных звуков (гласный и согласный), звуко-слоговой анализ слова (установление количества звуков в слове, характер и последовательность), выделение ударного слога, соотнесение произносимого и слышимого слова по схеме-модели, которая отражает звуко-слоговую структуру.

Самостоятельный подбор слов с заданными звуками, нахождение соответствия между произносимым (а впоследствии и читаемым) словом и предъявленной звуко-слоговой схемой-моделью.

Знакомство с буквами пяти гласных звуков а, о, и, ы, у, узнавание буквы по ее характерному признаку (изолированно и в составе слова, в различной позиции), правильное соотношение звука и буквы.

Букварный (основной) период (143 ч)

Обучение чтению

Согласные и гласные звуки и буквы, ознакомление со способом обозначения твердости и мягкости согласного звука.

Чтение слогов - «слияний» с ориентацией на гласные буквы, чтение слога с изученной буквой. Составление из букв и слогов разрезных азбук или печатание слов (после предварительного звуко-слогового анализа, а после и без него), чтение. Последовательное обучение правильному, осознанному и плавному слоговому чтению вслух отдельного слова, короткого предложения и небольшого текста, доступного по содержанию, через правильное и относительно быстрое узнавание букв, определение ориентиров в читаемых словах, месте ударения в них.

Знакомство с правилами гигиены чтения.

Умение читать слово орфографически, т.е. так, как оно пишется, и так, как оно произносится, т.е. орфоэпически.

Развитие устной речи

Звуковая культура речи. Развить у учащихся внимания к звуковой стороне речи чужой и своей, слуховой памяти и речевому аппарату. Совершенствовать общие речевые навыки; обучение неторопливому ритму и темпу произношения, должна быть сформирована правильность речевого дыхания, умеренность громкости и правильное интонирование.

Совершенствование произношения слов, сложных по звукослоговым структурам, в соответствии с нормами орфоэпии и соблюдением ударений. Правильное произношении всех звуков русского языка, различение их на слух, правильное употребление звуков сходных по звучанию и наиболее часто смешиваемых: щ - ж, п - б, л - р, с - ш с - з, и т.д. (изолированное произнесение в слове, фразе и в скороговорке).

Исправление недостатков произношения некоторых звуков, которое обусловлено отклонением в речевом развитии учащегося.

Работа над словом. Уточнение, обогащение и активизация словаря детей. Правильность употребления слов - названий предметов, действий, признаков, и объяснения их значений. Объединение и различение по существенному признаку предметов, правильность употребления видовых и родовых слов-названий. Умение быстро находить нужные слова, наиболее точно выражающие мысли, приводя его в грамматически верные сочетания с другим словом. Проведение логических упражнений. Воспитание чуткости к смысловому оттенку слова, понимание и различие простейшего случая многозначности слова, подбор антонимов и синонимов (без использования термина). Обучение пониманию образного выражения в художественных текстах. Выработка умения пользоваться словами в правильных грамматических формах, борьба с засорениями речи нелитературными словами (просторечиями, диалектизмами)


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.