Самореализация лиц с ограниченными возможностями и факторы, ее обусловливающие: социологический анализ проблемы — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Самореализация лиц с ограниченными возможностями и факторы, ее обусловливающие: социологический анализ проблемы

2020-04-01 141
Самореализация лиц с ограниченными возможностями и факторы, ее обусловливающие: социологический анализ проблемы 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Курсовая работа

Самореализация лиц с ограниченными возможностями и факторы, ее обусловливающие: социологический анализ проблемы

 

Научный руководитель:

доцент, к.с.н. А. К. Конюхов

Исполнитель:

студентка 731 группы

А.Ю. Ильяшенко

 

 

Сыктывкар 2011


Содержание

 

Введение

Глава 1. Понятие самореализации лиц с ограниченными возможностями в современных социокультурных условиях

Выражение реализации лица с ограниченными возможностями в обществе

Факторы, способствующие самореализации лиц с ограниченными возможностями

Глава 2. Практические рекомендации по самореализации лиц с ограниченными возможностями

Анализ социально-культурной интеграции инвалидов (по материалам исследования)

Опыт социальной работы в решении проблемы самореализации лиц с ограниченными возможностями

Заключение

Список источников и литературы

Приложение


Введение

 

Социальная политика в России, ориентированная на инвалидов, взрослых и детей, строится сегодня на основе медицинской модели инвалидности. Исходя из этой модели, инвалидность рассматривается как недуг, заболевание, патология. Такая модель вольно или невольно ослабляет социальную позицию человека, имеющего инвалидность, снижает его социальную значимость, обособляет от «нормального» сообщества, усугубляет его неравный социальный статус, обрекает его на признание своего неравенства, неконкурентоспособности по сравнению с другими людьми. Медицинская модель определяет и методику работы с инвалидом, которая имеет патерналистский характер и предполагает лечение, трудотерапию, создание служб, помогающих человеку выживать, не жить, а именно выживать.

Следствием ориентации общества и государства на эту модель является изоляция лица с ограниченными возможностями от общества в специализированном учебном заведении, развитие у него пассивно - иждивенческих жизненных ориентаций.

Стремясь изменить эту негативную традицию, мы используем понятие «человек с ограниченными возможностями», которое стало все чаще использоваться в российском обществе.

Традиционный подход не исчерпывает всю полноту проблем той категории взрослых и детей, о которой идет речь. В нем ярко отражен дефицит видения социальной сущности человека. Проблема инвалидности не ограничивается медицинским аспектом, она в гораздо большей степени является социальной проблемой неравных возможностей, социально-культурной интеграции и самореализации.

Проблема социально-культурной интеграции личности является одной из актуальных в области культурологических, социологических и социально-педагогических знаний. Большинство населения не адаптировано в ценностном и статусно-ролевом отношении к изменившимся в кризисный период развития общества реалиям жизни. Потеря культурных и территориальных связей, чувства духовной, этнокультурной и профессионально-корпоративной общности, трудности в самоидентификации и самореализации личности на фоне неоптимального функционирования государственных и общественных институтов, ответственных за решение этой проблемы, приводят к кризису личной идентичности, к росту социальной напряженности и личностной неудовлетворенности в основных сферах жизнедеятельности человека. В этих условиях значительный социально-интеграционный потенциал имеет культурно-досуговая деятельность, способная компенсировать дефицит вышеназванных условий, возникающих в рамках учебной, профессиональной и других социально-коммуникативных сред личностного бытия.

Особую актуальность проблема самореализации обретает в связи с положением лиц с ограниченными возможностями. В новом тысячелетии стали существенно меняться подходы к людям, которые по воле судьбы родились или стали инвалидами. Сейчас появляются прогрессивные идеи и технологии социальной адаптации инвалидов, их интеграции в современное общество, как полноценных его членов, и возможности их самореализации. Возникла необходимость в полной мере реализовать потенциал лиц с ограниченными возможностями и задействовать их в жизнь общества.

Социально-культурная интеграция инвалидов, согласно Стандартным правилам обеспечения равных возможностей для инвалидов (принятым Генеральной Ассамблеей ООН 20 декабря 1993 года) и другим декларациям ООН, рассматривается как наиболее перспективное направление современной социокультурной политики. Проводимые в рамках государственных федеральных программ мероприятия по улучшению условий жизни, медицинскому обслуживанию, повышению качества образования, профессиональной подготовки инвалидов не решают всего комплекса социальных, экономических, медицинских и психолого-педагогических проблем. Положение инвалидов существенно ухудшается в кризисные периоды развития общества - дефицит социально-культурных условий интеграции обостряет чувство зависимости, неустроенности, ущербности, а социальная коммуникация нередко становится дополнительным источником социального напряжения.

Теоретической и методологической основой данного исследования являются статьи, публикации, социологические исследования, монографии, федеральные и региональные законы. Проблемам методических основ реабилитации и интеграции лиц с ограниченными возможностями посвятили свои труды такие авторы, как Выготский Л.С., Божович А.Р., Мухина В.С., Куваева Н.В., Исанова В.А., Ярская-Смирнова Е.Р., Шапошников А.Е., Ялпаева Н.В., Лапшин В.А., Блинков Ю.А., Андреева Л.В., Дыскин А.А.. В работах отечественных психологов (Лебединского В.В., Лурия А.Р., Выготского Л.С., Соловьева И.М. и др.) рассматривается проблема компенсации психологических функций, которая позволяет более эффективно построить процессы обучения и воспитания детей с различными типами нарушения психического развития.

В работах, посвященных самореализации человека, Леонтьев Д.А. выделяет связь самореализации с происхождением, сущностью и характером творческих сил человека и возможностью их деятельной реализации.

Социально-психологическими проблемами в отношениях здоровой части общества и инвалидов занимаются Добровольская Т.А., Шабалина Н.Б., Агеев В.С..

Вопросами интеграции инвалидов в общество занимается Ткаченко В.С..

В научной литературе обсуждается множество вопросов, касающихся социальных аспектов положения инвалидов (Алферова Т.С., Боголюбов В.М., Кузмишин Л.Е., Коняева В.А., Либман Е.С., Мешкова Е.Г., Чикинова Л.Н.), социально-психологической поддержки инвалидов (Залученова Е.А., Багаева Е.Н., Шабалина Н.Б., Мурзина Т.Ф., Мигушкина А.В., Стеценко С.А.), по самореализации личности (Дерманова И.Б., Коростылева Л.А., Кравченко Н.Е.), по социальной защите и реабилитации - Васюнина Л.А., Саралиева З.Х., Курбанова Н., Мартыненко А.В., Ким Е.Н., Панин А.М., Сафронов А., Холостова Е.И.

Методические рекомендации по социокультурной реабилитации представлены Всероссийским обществом инвалидов.

Мировое законодательство, равно, как и законодательство Российской Федерации и Республики Коми, как субъекта Федерации, имеют множество законов, направленных на поддержание инвалидов. Конституция Российской Федерации, Декларация ООН о правах инвалидов, Федеральный закон «О социальной защите инвалидов <http://www.invalid.ru/laws/law1.htm>», статья 12. Порядок установления инвалидности в федеральном законе «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», закон Республики Коми «О социальной поддержке населения в Республике Коми», указ Президента Российской Федерации «О мерах государственной поддержки деятельности общероссийских общественных объединений инвалидов», Постановление Правительства РФ «Об обеспечении формирования доступной для инвалидов среды жизнедеятельности» и многие другие.

Изучение теории вопроса, анализ реального состояния в области самореализации лиц с ограниченными возможностями позволили сформировать гипотезу исследования: самореализация является востребованной темой для лиц с ограниченными возможностями, при этом наиболее оптимальными формами являются культурно-творческая деятельность, спорт, общественная деятельность.

Проблема курсового исследования: необходимость выявления востребованности в самореализации у лиц с ограниченными возможностями

Цель данной курсовой работы - раскрытие и анализ способов самореализации лиц с ограниченными возможностями, а так же факторов, обусловливающих данное явление для разработки практических рекомендаций для учреждений, наиболее востребованных в этом.

Для достижения поставленной цели необходима реализация следующих задач:

· раскрыть понятие самореализации в общем, и самореализации лиц с ограниченными возможностями;

·   выявить проблемы, возникающие при попытках самореализации у лиц с ограниченными возможностями;

·   проанализировать основные методы решения проблемы самореализации лиц с ограниченными возможностями;

·   изучить факторы, способствующие самореализации инвалидов;

·   рассмотреть практический опыт самореализации лиц с ограниченными возможностями.

Объектом курсовой работы являются люди с ограниченными возможностями.

Предмет исследования: самореализация лиц с ограниченными возможностями.

Работа состоит из введения, двух глав (по два параграфа), заключения, списка литературы и приложения.

Во введении обосновывается актуальность исследования, определяются объект и предмет, цель и задачи исследования, формируется гипотеза.

В первой главе идет речь об особенностях самореализации лиц с ограниченными возможностями и факторах, служащим условием для неё. Раскрывается содержание понятий инвалидность, самореализация и ее виды.

Во второй главе рассматривается практическое подтверждение гипотезы.

В заключении даются основные выводы и предложения.

В литературе указывается перечень использованной литературы в процессе работы.

В приложении анкета, использовавшаяся в социологическом исследовании.

В работе использовались методы теоретического и эмпирического анализа социальных источников, научно-методической и публицистической литературы, анализ нормативно-правовых актов по проблеме, метод эксперимента, включенное наблюдение, интервьюирование, анкетирование.

Исследование осуществлялось в три этапа.

На первом этапе осуществлен анализ отечественной и зарубежной литературы - философской, психолого-педагогической, социально-культурной - по проблеме исследования; осмысление теоретических основ исследования; определение цели, объекта, предмета, постановка задач и формулировка гипотезы исследования. На этом же этапе были выявлены сущность, специфика и социально-интеграционные возможности самореализации лиц с ограниченными возможностями.

На втором этапе проводился констатирующий эксперимент.

Осуществлялось наблюдение за деятельностью реабилитационных учреждений, клубов лиц с ограниченными возможностями по формированию досуговой компетентности, было проведено интервьюирование посетителей данных учреждений и определены особенности социально-культурной интеграции лиц с ограниченными возможностями различных возрастных категорий; с целью изучения социально-культурной интеграции лиц с ограниченными возможностями была разработана анкета.

Третий этап заключался в изложении теоретической части и результатов исследования в данной курсовой работе.

 


Заключение

Изменения в общественном сознании, переход от социализма к демократизму, вступление мирового сообщества в новую эпоху подразумевают включение всех слоев населения в общественную жизнь. А вследствие стремительного развития экономической, политической, социальной структур, назрела необходимость использовать потенциал всех социальных групп населения, в том числе и людей с инвалидностью. Люди с ограниченными возможностями стремятся к реализации собственных способностей, компенсации своей недостаточности, и хотят быть полезными государству и обществу, быть их полноценными членами.

На протяжении многих лет политика в отношении инвалидов проделала путь от обычного ухода за инвалидами в некоторых учреждениях до получения образования детьми - инвалидами и реабилитации лиц, ставших инвалидами уже в зрелом возрасте.

Благодаря современной политике государства стало уделяться больше внимания инвалидам. Созданы клубы инвалидов, их семей и сторонников, которые выступают за улучшение условий жизни инвалидов. Инвалиды стали активно включаться в жизнь. Права инвалидов уже в течение долгого времени являются предметом пристального внимания государства и других международных организаций.

Инвалиды стремятся к самореализации и часто полны сил и желания включиться в полноценную социальную жизнь на доступном для них уровне. Если для удовлетворения таких желаний и потребностей не находится подходящих условий, то инвалиды длительное время остаются предоставленными сами себе, подвергаясь риску распада уже сложившихся ранее конструктивных способов адаптации и обесценивания своей жизни.

Для таких людей необходимо создавать условия, в которых они могли бы быть приняты, где могли бы трудиться, и чувствовать себя полноправными и полезными членами общества.

Наиболее приемлемыми формами самореализации для лиц с ограниченными возможностями, способствующими их реабилитации и интеграции в общественную жизнь, являются творческая деятельность, спортивная деятельность, научная деятельность, участие в общественных объединениях, также получение образования государственного образца, освоение определенной профессии и последующее трудоустройство.

Социализация лиц с ограниченными возможностями, их интеграция в общество, самореализация в общественно-полезной деятельности, зависит от ряда факторов, некоторые из которых представлены выше. Особое значение имеют условия безбарьерной окружающей среды, восприятие инвалида здоровой частью населения, воспитание ребенка-инвалида как полноценного члена общества, возможность получить образование и перспективную работу.

Исследование показало, что самореализация является востребованной темой для лиц с ограниченными возможностями, при этом оптимальными формами являются культурно-творческая деятельность, спорт, общественная деятельность. Также, необходимо отметить, что самореализация носит «дополнительный» характер, в виде хобби, увлечения, а не основной деятельности, реально приносящей доход. Это может объясняться тем, что далеко не у всех лиц с ограниченными возможностями есть способности или желание превратить хобби в работу с целью получения дохода.

Важное значение для возможности самореализации инвалидов имеет социальная реабилитация. Она включает взаимодействие общества, семьи, личности родителей и ребенка-инвалида. В целях социальной защиты лиц с ограниченными возможностями принимаются законы, выделяются средства на организацию лечения, реабилитации, образования и досуга, предпринимаются меры по безбарьерному доступу в различные структуры и обеспечению информацией. Для людей с ограниченными возможностями здоровья предусматриваются дополнительное питание, летний отдых и т.п.

Основными социально-экономическими и социально-демографическими показателями, характеризующими положение инвалидов в обществе, являются: участие в трудовой и общественной деятельности, размеры заработной платы и пенсии, уровень потребления товаров длительного пользования, жилищно-бытовые условия, семейный статус, образование. Основные показатели социального здоровья государства - это активное участие в его жизни всех групп населения, включение инвалидов в социальную практику и обеспечение всем гражданам доступности к благам и ценностям цивилизации, какой и является самореализация.

 


Приложение 1

Основные понятия

Инвалидность - это любое ограничение или отсутствие (в результате заболевания) способности функционировать в порядке или в пределах, которые считаются нормальными для человека.

Инвалид - человек, у которого возможности его жизнедеятельности в обществе ограничены из-за его физических, умственных, сенсорных или психических отклонений.

Социализация - становление личности - процесс усвоения индивидом <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%BD%D0%B4%D0%B8%D0%B2%D0%B8%D0%B4> образцов поведения, психологических установок, социальных норм <http://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=%D0%9D%D0%BE%D1%80%D0%BC%D1%8B_%D1%81%D0%BE%D1%86%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B5&action=edit&redlink=1> и ценностей, знаний <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%97%D0%BD%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5_%28%D0%BF%D0%BE%D0%BD%D1%8F%D1%82%D0%B8%D0%B5%29>, навыков <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%B0%D0%B2%D1%8B%D0%BA>, позволяющих ему успешно функционировать в обществе <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D0%B1%D1%89%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE>.

Самореализация - (от русск. само- и лат. realis - вещественный, действительный) - англ. selfrealization; нем. Selbstverwirklichung. Выявление и развитие <http://enc-dic.com/search.php?dic=sociology&search=%D0%E0%E7%E2%E8%F2%E8%E5> индивидом личностных способностей во всех сферах деятельности.

Фактор - основная движущая сила, основная причина явления, существенное обстоятельство процесса.

Обусловливать - обусловить что чем, ограничить условием, оговорить, допускать или обещать не безусловно, а условно, с известным уговором. Вызывать <http://ru.wiktionary.org/wiki/%D0%B2%D1%8B%D0%B7%D1%8B%D0%B2%D0%B0%D1%82%D1%8C> собою что-либо, являться причиной, основанием для появления чего-либо.


Приложение 2

 

Сыктывкарский государственный университет

Факультет психологии, социальной работы и физической культуры

 

Анкета

 

Уважаемый участник опроса!

Просим Вас принять участие в социологическом опросе. Ваши ответы помогут нам в поиске решения проблемы самореализации лиц с ограниченными возможностями.

При заполнении внимательно прочитайте вопрос и предложенные варианты ответов, затем обведите цифру, которая совпадает с вашим мнением или напишите свое суждение на оставленной для этого строчке.

Заранее благодарим Вас за полные и искренние ответы.

Сыктывкар

 

Имеете ли Вы инвалидность?

Да, у меня есть существенные проблемы со здоровьем, но оформлять инвалидность я не стал(а)……………………………………………………………………….1

Да, у меня инвалидность III группы…………………………….…..2

Да, у меня инвалидность II группы…………………………………3

Да, у меня инвалидность I группы…………………………………..4

Нет, я не имею инвалидности………………………………….…….5

 

Если есть, то какое?

Вязание……………………………………………………………...…..…..1

Шитьё…………………………………………………………..…..……..2

Вышивание……………………………………………………....……….3

Рисование……………………………………………………..….………4

Спорт………………………………………………………………..….…5

Чтение книг………………………………………………..………….….6

Коллекционирование………………………………………..………..…7

Писательство………………………………………………….……….8

Работа с компьютером………………………………………….………..9

Участие в общественной деятельности……………………………….10

Пение…………………………………………………………………....11

Танцы…………………………………………………………………....12

Какое еще? (напишите)

Ваш пол

Мужской…….……………….…………………………………………..….1

Женский………………………………………………………………….2

 

Курсовая работа

Самореализация лиц с ограниченными возможностями и факторы, ее обусловливающие: социологический анализ проблемы

 

Научный руководитель:

доцент, к.с.н. А. К. Конюхов

Исполнитель:

студентка 731 группы

А.Ю. Ильяшенко

 

 

Сыктывкар 2011


Содержание

 

Введение

Глава 1. Понятие самореализации лиц с ограниченными возможностями в современных социокультурных условиях

Выражение реализации лица с ограниченными возможностями в обществе

Факторы, способствующие самореализации лиц с ограниченными возможностями

Глава 2. Практические рекомендации по самореализации лиц с ограниченными возможностями

Анализ социально-культурной интеграции инвалидов (по материалам исследования)

Опыт социальной работы в решении проблемы самореализации лиц с ограниченными возможностями

Заключение

Список источников и литературы

Приложение


Введение

 

Социальная политика в России, ориентированная на инвалидов, взрослых и детей, строится сегодня на основе медицинской модели инвалидности. Исходя из этой модели, инвалидность рассматривается как недуг, заболевание, патология. Такая модель вольно или невольно ослабляет социальную позицию человека, имеющего инвалидность, снижает его социальную значимость, обособляет от «нормального» сообщества, усугубляет его неравный социальный статус, обрекает его на признание своего неравенства, неконкурентоспособности по сравнению с другими людьми. Медицинская модель определяет и методику работы с инвалидом, которая имеет патерналистский характер и предполагает лечение, трудотерапию, создание служб, помогающих человеку выживать, не жить, а именно выживать.

Следствием ориентации общества и государства на эту модель является изоляция лица с ограниченными возможностями от общества в специализированном учебном заведении, развитие у него пассивно - иждивенческих жизненных ориентаций.

Стремясь изменить эту негативную традицию, мы используем понятие «человек с ограниченными возможностями», которое стало все чаще использоваться в российском обществе.

Традиционный подход не исчерпывает всю полноту проблем той категории взрослых и детей, о которой идет речь. В нем ярко отражен дефицит видения социальной сущности человека. Проблема инвалидности не ограничивается медицинским аспектом, она в гораздо большей степени является социальной проблемой неравных возможностей, социально-культурной интеграции и самореализации.

Проблема социально-культурной интеграции личности является одной из актуальных в области культурологических, социологических и социально-педагогических знаний. Большинство населения не адаптировано в ценностном и статусно-ролевом отношении к изменившимся в кризисный период развития общества реалиям жизни. Потеря культурных и территориальных связей, чувства духовной, этнокультурной и профессионально-корпоративной общности, трудности в самоидентификации и самореализации личности на фоне неоптимального функционирования государственных и общественных институтов, ответственных за решение этой проблемы, приводят к кризису личной идентичности, к росту социальной напряженности и личностной неудовлетворенности в основных сферах жизнедеятельности человека. В этих условиях значительный социально-интеграционный потенциал имеет культурно-досуговая деятельность, способная компенсировать дефицит вышеназванных условий, возникающих в рамках учебной, профессиональной и других социально-коммуникативных сред личностного бытия.

Особую актуальность проблема самореализации обретает в связи с положением лиц с ограниченными возможностями. В новом тысячелетии стали существенно меняться подходы к людям, которые по воле судьбы родились или стали инвалидами. Сейчас появляются прогрессивные идеи и технологии социальной адаптации инвалидов, их интеграции в современное общество, как полноценных его членов, и возможности их самореализации. Возникла необходимость в полной мере реализовать потенциал лиц с ограниченными возможностями и задействовать их в жизнь общества.

Социально-культурная интеграция инвалидов, согласно Стандартным правилам обеспечения равных возможностей для инвалидов (принятым Генеральной Ассамблеей ООН 20 декабря 1993 года) и другим декларациям ООН, рассматривается как наиболее перспективное направление современной социокультурной политики. Проводимые в рамках государственных федеральных программ мероприятия по улучшению условий жизни, медицинскому обслуживанию, повышению качества образования, профессиональной подготовки инвалидов не решают всего комплекса социальных, экономических, медицинских и психолого-педагогических проблем. Положение инвалидов существенно ухудшается в кризисные периоды развития общества - дефицит социально-культурных условий интеграции обостряет чувство зависимости, неустроенности, ущербности, а социальная коммуникация нередко становится дополнительным источником социального напряжения.

Теоретической и методологической основой данного исследования являются статьи, публикации, социологические исследования, монографии, федеральные и региональные законы. Проблемам методических основ реабилитации и интеграции лиц с ограниченными возможностями посвятили свои труды такие авторы, как Выготский Л.С., Божович А.Р., Мухина В.С., Куваева Н.В., Исанова В.А., Ярская-Смирнова Е.Р., Шапошников А.Е., Ялпаева Н.В., Лапшин В.А., Блинков Ю.А., Андреева Л.В., Дыскин А.А.. В работах отечественных психологов (Лебединского В.В., Лурия А.Р., Выготского Л.С., Соловьева И.М. и др.) рассматривается проблема компенсации психологических функций, которая позволяет более эффективно построить процессы обучения и воспитания детей с различными типами нарушения психического развития.

В работах, посвященных самореализации человека, Леонтьев Д.А. выделяет связь самореализации с происхождением, сущностью и характером творческих сил человека и возможностью их деятельной реализации.

Социально-психологическими проблемами в отношениях здоровой части общества и инвалидов занимаются Добровольская Т.А., Шабалина Н.Б., Агеев В.С..

Вопросами интеграции инвалидов в общество занимается Ткаченко В.С..

В научной литературе обсуждается множество вопросов, касающихся социальных аспектов положения инвалидов (Алферова Т.С., Боголюбов В.М., Кузмишин Л.Е., Коняева В.А., Либман Е.С., Мешкова Е.Г., Чикинова Л.Н.), социально-психологической поддержки инвалидов (Залученова Е.А., Багаева Е.Н., Шабалина Н.Б., Мурзина Т.Ф., Мигушкина А.В., Стеценко С.А.), по самореализации личности (Дерманова И.Б., Коростылева Л.А., Кравченко Н.Е.), по социальной защите и реабилитации - Васюнина Л.А., Саралиева З.Х., Курбанова Н., Мартыненко А.В., Ким Е.Н., Панин А.М., Сафронов А., Холостова Е.И.

Методические рекомендации по социокультурной реабилитации представлены Всероссийским обществом инвалидов.

Мировое законодательство, равно, как и законодательство Российской Федерации и Республики Коми, как субъекта Федерации, имеют множество законов, направленных на поддержание инвалидов. Конституция Российской Федерации, Декларация ООН о правах инвалидов, Федеральный закон «О социальной защите инвалидов <http://www.invalid.ru/laws/law1.htm>», статья 12. Порядок установления инвалидности в федеральном законе «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», закон Республики Коми «О социальной поддержке населения в Республике Коми», указ Президента Российской Федерации «О мерах государственной поддержки деятельности общероссийских общественных объединений инвалидов», Постановление Правительства РФ «Об обеспечении формирования доступной для инвалидов среды жизнедеятельности» и многие другие.

Изучение теории вопроса, анализ реального состояния в области самореализации лиц с ограниченными возможностями позволили сформировать гипотезу исследования: самореализация является востребованной темой для лиц с ограниченными возможностями, при этом наиболее оптимальными формами являются культурно-творческая деятельность, спорт, общественная деятельность.

Проблема курсового исследования: необходимость выявления востребованности в самореализации у лиц с ограниченными возможностями

Цель данной курсовой работы - раскрытие и анализ способов самореализации лиц с ограниченными возможностями, а так же факторов, обусловливающих данное явление для разработки практических рекомендаций для учреждений, наиболее востребованных в этом.

Для достижения поставленной цели необходима реализация следующих задач:

· раскрыть понятие самореализации в общем, и самореализации лиц с ограниченными возможностями;

·   выявить проблемы, возникающие при попытках самореализации у лиц с ограниченными возможностями;

·   проанализировать основные методы решения проблемы самореализации лиц с ограниченными возможностями;

·   изучить факторы, способствующие самореализации инвалидов;

·   рассмотреть практический опыт самореализации лиц с ограниченными возможностями.

Объектом курсовой работы являются люди с ограниченными возможностями.

Предмет исследования: самореализация лиц с ограниченными возможностями.

Работа состоит из введения, двух глав (по два параграфа), заключения, списка литературы и приложения.

Во введении обосновывается актуальность исследования, определяются объект и предмет, цель и задачи исследования, формируется гипотеза.

В первой главе идет речь об особенностях самореализации лиц с ограниченными возможностями и факторах, служащим условием для неё. Раскрывается содержание понятий инвалидность, самореализация и ее виды.

Во второй главе рассматривается практическое подтверждение гипотезы.

В заключении даются основные выводы и предложения.

В литературе указывается перечень использованной литературы в процессе работы.

В приложении анкета, использовавшаяся в социологическом исследовании.

В работе использовались методы теоретического и эмпирического анализа социальных источников, научно-методической и публицистической литературы, анализ нормативно-правовых актов по проблеме, метод эксперимента, включенное наблюдение, интервьюирование, анкетирование.

Исследование осуществлялось в три этапа.

На первом этапе осуществлен анализ отечественной и зарубежной литературы - философской, психолого-педагогической, социально-культурной - по проблеме исследования; осмысление теоретических основ исследования; определение цели, объекта, предмета, постановка задач и формулировка гипотезы исследования. На этом же этапе были выявлены сущность, специфика и социально-интеграционные возможности самореализации лиц с ограниченными возможностями.

На втором этапе проводился констатирующий эксперимент.

Осуществлялось наблюдение за деятельностью реабилитационных учреждений, клубов лиц с ограниченными возможностями по формированию досуговой компетентности, было проведено интервьюирование посетителей данных учреждений и определены особенности социально-культурной интеграции лиц с ограниченными возможностями различных возрастных категорий; с целью изучения социально-культурной интеграции лиц с ограниченными возможностями была разработана анкета.

Третий этап заключался в изложении теоретической части и результатов исследования в данной курсовой работе.

 



Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.107 с.