Анализ социокультурной интеграции инвалидов (по материалам исследования) — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Анализ социокультурной интеграции инвалидов (по материалам исследования)

2020-04-01 137
Анализ социокультурной интеграции инвалидов (по материалам исследования) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Лица с ограниченными возможностями жизнедеятельности имеют несколько иной взгляд на окружающую действительность, в отличие от так называемого «здорового» населения. Это обусловливается в первую очередь иными потребностями данной категории, иными возможностями к самообслуживанию, условиями проживания, состоянием здоровья (физического и психического), и многим другим. И потребность в самореализации у таких людей стоит выше, чем у людей, не ограниченных никакими особыми потребностями.

Структура и содержание образа самореализации инвалида может варьироваться у каждого такого человека, в зависимости от личного опыта, возрастных, половых и профессиональных факторов. В связи с вышеизложенным и был предпринят социологический анализ.

Объектом данного исследования являются совершеннолетние «лица, с ограниченными возможностями здоровья», являющиеся жителями г. Сыктывкара, предметом - самореализация проживающих в г. Сыктывкаре «лиц с ограниченными возможностями здоровья» в современных социокультурных условиях.

Гипотеза исследования: самореализация является востребованной темой для лиц с ограниченными возможностями, при этом наиболее оптимальными ее формами являются культурно-творческая деятельность, спорт, а также общественная деятельность.

Поскольку категория лиц с ограниченными возможностями здоровья не выделяется органами статистического учета, то отсутствуют данные по ее половозрастной, районной и т.п. структуре, что делает невозможной использование квотных выборок в данном исследовании.

В связи с этим в исследовании использовалась доступная выборка респондентов. При использовании подобного типа выборки оценить ее репрезентативность невозможно. В исследовании использовалась технология массового уличного опроса (анкетирование), при этом определение лиц с ограниченными возможностями здоровья проводилось двумя способами - визуальным отбором потенциальных респондентов исследователем, с одной стороны, и самоопределением респондентов (вопросы 1,2 анкеты). Ввиду высокой социальной и психологической сенситивности исследуемой аудитории, вопросы анкеты носят опосредованный (косвенный) характер.

Опрос производился в очной форме в местах потенциальной локализации лиц с ограниченными возможностями здоровья (органы соцзащиты, центры реабилитации инвалидов, офисы профильных общественных организаций). Количество опрошенных по анкете - 33 человека.

На вопрос: «Имеете ли Вы инвалидность?» большинство респондентов ответили «да» (58% ответивших), 38% ответили, что имеют существенные проблемы со здоровьем, но не стали оформлять инвалидность, и 9 человек (4% ответивших) не имеют инвалидности. Возможно, это связано с некоторой гибкостью приобретения и снятия, по результатам очередной медико-социальной экспертизы, статуса инвалидности. Причины инвалидности респондентов оказались таковы: заболевания центральной нервной системы (21% ответивших), хроническое заболевание, временная нетрудоспособность (23%), нарушения опорно-двигательного аппарата, в том числе с использованием кресла-коляски (23%), нарушения слуха, зрения (33% ответивших).

Большая часть респондентов (85%) ответила, что у них есть хобби, увлечение, благодаря которым они реализуют себя в жизни. Наиболее востребованными увлечениями среди лиц с ограниченными возможностями относятся: пение (51% ответивших), чтение книг (26%), работа с компьютером (20%), спорт (17% ответивших). Так же среди респондентов были те, кто увлекается рисованием, танцами (13% ответивших), вязанием, шитьём, вышиванием (10%), рыбалкой, охотой, страйкболом (10%) кулинарией и «шопингом» как хобби (4% ответивших), участвует в общественной деятельности (13% ответивших) и реализуют себя в писательстве (4%).

Участники анкетирования не ведут активный, социальный образ жизни. По данным следующего вопроса, об отношении инвалидов к активному образу жизни, к занятиям спортом, к участию в соревнованиях, получены следующие результаты: 23% ответили, что им это безразлично, один человек ответил, что настороженно, и не понимают, зачем это нужно. 40 % ответили, что к активному образу жизни относятся нормально, но лишь как наблюдатели, 31 % ответили, что относятся положительно, сами придерживаются активной жизненной позиции, а один респондент даже участвует в соревнованиях.

Каждый третий участник опроса считает, что для самореализации инвалидов в России и Сыктывкаре не делается ничего. Ещё 30 % респондентов не смогли сформулировать окончательное мнение по этому вопросу, а 37 % респондентов из поддержки государством самореализации лиц с ограниченными возможностями выделяют льготы для инвалидов, работу общественных организаций, существование различных кружков, секций и курсов. Многие респонденты заметили о долгой деятельности таких организаций, как Коми республиканская организация Всероссийского общества инвалидов, Всероссийское общество слепых, Коми республиканская организация общества глухих.

Исследование показало, что большинство респондентов, исмеющих проблемы со здоровьем, больше всего испытывают недостаток денег, в том числе на лекарства и вспомогательные средства, например, кресло-коляску (70% ответивших), в интересной работе (40%). Нуждаются в поддержке и помощи 20% опрошенных, в друзьях 22%, и 12% респондентов ответили, что ни в чём не нуждаются. Как видно из полученных данных, инвалидам необходимо общение, в первую очередь с друзьями. Работа и осознание собственной нужности обществу способствуют самореализации.

На вопрос: «Вы считаете, как в обществе относятся к инвалидам?» 26% респондентов ответило «Равнодушно», 20% считают, что благожелательно, еще 20: - «С презрением», 16 % опрашиваемых ответили, что относятся с жалостью, 4 % отметили ответ «С пониманием» и 10 % считают, что сложившееся в общественном сознании отношение к инвалидам можно ценить как амбивалентное: с одной стороны, они воспринимаются положительно, как «стойкие духом», а с другой - как лишенные многих возможностей, что порождает неприятие и даже враждебность со стороны лиц с ограниченными возможностями. Такая амбивалентность дает надежду на улучшение взаимоотношений инвалидов и здоровых, ломку негативных стереотипов.

Надо заметить, что подобное отношение к инвалидам не свойственно только нашему обществу. Зарубежные исследователи уже давно отмечали наличие подобных стереотипов, приписывание инвалидам таких черт, как недоброжелательность, завистливость, недоверие к здоровым, недостаток инициативы. Во взаимоотношениях инвалидов и здоровых выявились напряженность, неискренность, желание прекратить контакт и т.д. Однако тщательная проработка социально-психологических аспектов взаимоотношений инвалидов и здоровых на протяжении многих лет позволила создать и в большей степени реализовать программы по улучшению их взаимоотношений. Необходимо и в Российской Федерации глубоко изучить эту проблему и создать подобные программы. Эта работа, безусловно, облегчит процесс социальной интеграции.

На вопрос о социально-профессиональном положении, результаты были таковыми. «Рабочий, продавец, водитель городского транспорта, охранник, экспедитор и т.п.» 15 % респондентов, безработные 4 %, предприниматели, имеющие свое дело 4 % ответивших, «специалист, занятый на производстве (ИТР, мастер, руководитель, менеджер и т.п.)» 4 %, «служащий муниципальных и государственных учреждений, предприятий» 13 % опрошенных, «специалист, не занятый на производстве (учитель, врач, научный работник, журналист и т.п.)» 13 %, домохозяйки 13 %, студенты 17 %, пенсионеры 17 %. Эти результаты показывают, что независимо от статуса инвалидности, такие люди могут найти себе работу, они востребованы в обществе.

Среди респондентов 46 % имеют высшее или незаконченное высшее образование, еще 46 % среднее специальное, и только 8 % от общего числа опрошенных имеют среднее общее образование.

Как видно из полученных результатов, большинство людей с ограниченными возможностями активно вовлечены во все сферы деятельности общества.

Результаты проведенного исследования убеждают в актуальности дальнейшего изучения особенностей самореализации инвалидов, их социально-культурную интеграцию. Однако уже сейчас, опираясь на имеющиеся отечественные и зарубежные данные, следует начинать целенаправленную работу по развитию этого явления. Она должна быть в первую очередь направлена на преодоление негативных стереотипов как на уровне массового сознания, так и на микроуровнях - в органах социальной защиты и здравоохранения, коллективе, где трудится инвалид, семье, школе.

Помимо создания общего положительного фона в отношении инвалидов, содержанием такой работы должно стать просвещение. Просветительские задачи могут решаться не только путем предоставления информации о жизни инвалидов и их возможностях, но и в ходе совместной деятельности лиц с ограниченными возможностями и здоровых. Недостаточная информированность о проблеме инвалидности порождает у значительной части общества предвзятое отношение к возможностям людей со статусом инвалида. Это, в свою очередь, делает самих инвалидов пассивными, безразличными к собственному общественному положению, вынужденными искать пути приспособления к житейским ситуациям. И как замкнутый круг, эти само найденные пути вызывают протест в обществе, которое называет их потребительством, иждивенчеством и т.д. Самый эффективный путь изменения данной ситуации - достижение взаимопонимания между людьми. Одна из форм достижения взаимопонимания - воспитание у подрастающего поколения позитивного отношения к инвалидам через "Уроки понимания инвалидности". В Сыктывкаре существует такая практика - это проведение в школах города Сыктывкара совместно со специалистами социально-реабилитационного центра «Надежда», библиотекой Браэля, и обществом слепых уроков в 4-7-х классах о проблемах детей с ограниченными возможностями. Современная система образования предусматривает обучение детей-инвалидов в общеобразовательных школах. Там, где это есть, есть и опыт общения с инвалидами. Предлагаемые уроки рассчитаны в основном на тех детей, которые практически не имеют прямого контакта с инвалидами. В ходе таких уроков рассказывают школьникам, что только в городе Сыктывкаре воспитывается более 500 детей-инвалидов; как им трудно передвигаться, учиться в школах, пользоваться общественным транспортом, заниматься спортом, читать, общаться со сверстниками, реализовывать свои творческие возможности. Специалисты предлагают возможность учащимся сделать первые шаги навстречу детям-инвалидам, участвовать в совместных мероприятиях, самим инициировать социальные проекты, направленные на детей-инвалидов.

Кроме того, полезно наличие центров для лиц с ограниченными возможностями, кружки, творческие студии, клубы по интересам, спортивные секции.

В итоге выдвинутая гипотеза подтвердилась. Следовательно: самореализация является востребованной темой для лиц с ограниченными возможностями, при этом наиболее оптимальными формами являются культурно-творческая деятельность, спорт, общественная деятельность. Также, необходимо отметить, что самореализация носит «дополнительный» характер, в виде хобби, увлечения, а не основной деятельности, реально приносящей доход. Это может объясняться тем, что далеко не у всех лиц с ограниченными возможностями есть способности или желание превратить хобби в работу с целью получения дохода.

 


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.016 с.