Факторы, способствующие самореализации лиц с ограниченными возможностями — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Факторы, способствующие самореализации лиц с ограниченными возможностями

2020-04-01 149
Факторы, способствующие самореализации лиц с ограниченными возможностями 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Фактор - причина, движущая сила какого-либо процесса, явления, определяющая его характер или отдельные его черты. Следовательно, фактор - это то, что помогает личности в ее самореализации, то, что обусловливает данный процесс и определяет его характер.

В гуманистической психологии общепризнанно, что смысл жизни каждого человека может состоять в его наиболее полной самореализации. Полнота самореализации означает максимально успешность развития своих способностей, использование социальных условий для раскрытия задатков и одаренности, а вместе с тем и возможную пользу, которую он может принести своим близким, обществу, в котором живет, человеческой цивилизации в целом. В основе самореализации лежат индивидуальные способности, знания, умения, навыки, нравственные и мировоззренческие качества, определяющие в конечном счете масштаб личности человека, его реальный вклад в обогащение материальных и духовных ценностей мира. Самореализация человека рассматривается как мотив, как опредмечивание (предметное наполнение) его сущностных сил и потребностей, стремление продолжить свое бытие как личности в других людях. Так личность со-творяет и о-творяет себя - в моментах выхода за границы себя и своих возможностей, представленности себя в других людях и воспроизводстве другого человека в себе. При этом человек оказывает (непосредственно или опосредованно) воздействие на все социокультурное пространство. Теорию самореализации дополняют также идеи "смысла жизни" (В. Франкл), "ответственности за право свободы" (Э. Фромм), "актуализаторской деятельности" (Э. Шостром).

Чтобы личность могла успешно реализовать себя в обществе, раскрыть свой потенциал, участвовать в социальной жизни, а в случае с инвалидами, интегрировать в социум, необходимы определенные условия, факторы, способствующие этому. Такие, как образование, воспитание, психологическая обстановка в семье и другие. Так же крайне важный для лиц с ограниченными возможностями фактор - позитивное отношение общества к инвалидам. Большую роль в самореализации имеет доступность и комфортность городской среды для лиц с ограниченными возможностями здоровья. Степень интеграции этих лиц в общество зависит от уровня их профессионально-трудовой подготовки, социально-бытовой ориентации и от участия семьи в этом процессе.

По мнению доктора психологических наук, профессора С.И.Кудинова, на сегодняшний день в исследовании самореализации личности превалируют аналитические стратегии, где рассматривается какая-либо одна психологическая позиция, раскрывающая данный феномен либо с точки зрения мотивации, либо с точки зрения установки, либо процесса и т.д. Более того, при рассмотрении самореализации авторы не фиксируют формы проявления, виды и структурные характеристики, а также не выделяют вполне однозначно условия и факторы ее оптимизации. В качестве выхода из ситуации С.И.Кудинов предложил полисистемную модель исследования самореализации личности. Предлагается рассмотрение самореализации в аспекте условий, форм и видов. В числе условий, способствующих самореализации необходимо рассмотреть психоэкологические, психофизиологические, психологические, педагогические и социальные. Форма может быть внешней, которая направлена на самовыражение индивида в различных сферах жизнедеятельности (профессии, творчестве, спорте, искусстве, учебе, политической, научной и общественной деятельности) или внутренней, которая обеспечивает самосовершенствование человека в физическом, интеллектуальном, эстетическом, нравственном и духовном аспектах. В числе видов самореализации могут быть названы деятельностная (самовыражение в различных видах деятельности, в т.ч. профессиональной), социальная (связана с общественно-полезной активностью) и личностная (способствует духовному росту и развитию личностного потенциала). Предложенный подход позволяет не только представить самореализацию как социальное и психологическое образование, но и раскрыть различные межуровневые связи.

В научной литературе рассматриваются не только концептуальные вопросы, касающиеся природы самореализации и механизмов ее осуществления, но и условий и факторов, оказывающих влияние на ее успешность. Так, например, в диссертационном исследовании, посвященном проблеме самореализации личности, Коростылева Л.А. отмечает, что Р.А. Зобов и В.Н. Келасьев выявили две группы факторов, оказывающих влияние на самореализацию: зависящие от человека (ценностные ориентиры, готовность к самостроительству, гибкость мышления, воля и др.); и не зависящие от человека (социальная ситуация, уровень жизни, материальная обеспеченность, влияние на человека средств массовой информации, состояние экологической среды).

С точки зрения И.П. Смирнова решающим фактором в реализации самого себя, своего потенциала являются не природные задатки человека сами по себе, а сформированные внешней средой личностные качества как продукт образования и воспитания, обучения труду.

По мнению некоторых исследователей, основным условием самореализации личности является наличие у человека развитого самосознания и рефлексии с актуализированной способностью познавать себя и окружающий мир, реальные и потенциальные способности и возможности, интересы и ценности, перспективы личностного и профессионального роста.

Следствием ориентации общества и государства на медицинскую модель инвалидности является изоляция человека с ограниченными возможностями от общества, обучение и трудоустройство в специализированных заведениях, развитие у него пассивно-иждивенческих жизненных ориентаций.

Стремясь изменить эту негативную традицию, в современный оборот введено понятие «человек с ограниченными возможностями», которое стало все чаще использоваться в российском обществе. В настоящий момент нет четкого общепринятого смыслового наполнения данного понятия. В некоторых источниках оно используется в качестве «политкорректного» синонима понятию «инвалид». Тем не менее, постепенно общество переходит к расширительной трактовке этого понятия, и начинает включать в число «людей с ограниченными возможностями жизнедеятельности» более широкий круг лиц, включая беременных женщин, лиц с краткосрочными ухудшением здоровья, престарелых и т.п.

Помимо внутренних мотиваций и стимулов личности, обусловливающими факторами самореализации выступают условия внешней среды. Имея в виду лиц с ограниченными возможностями, можно сказать, что часто внешние факторы имеют доминирующую роль над внутренними. Условия окружающей среды, такие, как свободное передвижение по городу, так называемая «безбарьерная среда», образование, отношение здоровой части населения к людям с особыми потребностями, воспитание, могут либо способствовать самореализации лиц с ограниченными возможностями, либо, наоборот, помешать этому.

Рассмотрим подробнее некоторые из вышеперечисленных факторов. В практике архитектуры и градостроительства существует понятие «безбарьерной среды», которое включает в себя:

транспортную доступность жилых домов;

создание безбарьерного пешеходного каркаса, приспособленного для передвижения слепых и слабовидящих, лиц с различными нарушениями опорно-двигательного аппарата;

размещение дополнительных малых торговых точек на пешеходных маршрутах;

организация в каждом квартале пространства, удобного для отдыха многих категорий лиц с ограниченными возможностями;

устройство замкнутых или полузамкнутых жилых дворов;

размещение в каждом микрорайоне центра социальной поддержки лиц с ограниченными возможностями жизнедеятельности.

Эти меры призваны обеспечить условия самореализации и социальной адаптации лиц с ограниченными возможностями, позволяют им свободно передвигаться, облегчают бытовую деятельность, общение и досуг. Если безбарьерность будет обеспечена в наиболее популярных учебных заведениях и хотя бы в некотором круге рабочих мест, то отчужденность лиц с ограниченными возможностями от общества существенно снизится.

Преодоление физических барьеров тесно связано с ликвидацией социального отчуждения, вовлечения лиц с ограниченными возможностями жизнедеятельности в полноценную социальную жизнь, преодоления раскола общества на «здоровых» и «больных», способствует реализации личностного потенциала у лиц с ограниченными возможностями.

Развитие личности в трудоспособном возрасте происходит в трудовой деятельности, которая занимает значительную часть жизни взрослого человека. В этой связи природу самореализации можно пытаться изучить через рассмотрение понятия «профессиональное самоопределение». Именно в аспекте профессионального становления проблема самореализации личности в профессиональной деятельности представляется наиболее разработанной. Профессиональное самоопределение является важной характеристикой личностной зрелости и потребности личности в самореализации и самоактуализации. Самоопределение личности в профессии - процесс не одномоментный и неравномерный. Для него характерны переходы от одной стадии развития к другой, связанные с изменением социальной ситуации, сменой ведущей деятельности и возникновением психологических новообразований. Эти изменения могут сопровождаться значительными субъективными трудностями, психической напряженностью, перестройкой сознания, поиском новых способов поведения, особенно у лиц с ограниченными возможностями здоровья. Такие явления получили определение нормативных профессиональных кризисов (кризис выбора профессии, кризисы адаптации и первичной профессионализации, кризис карьеры и т.д.). Периодически возникающая неудовлетворенность существующим профессиональным статусом либо содержанием деятельности, способами ее выполнения требует от личности рефлексии, ревизии сложившейся ситуации и собственных достижений, анализа своих возможностей и способностей. По мнению большинства исследователей, в наибольшей степени мотивация самореализации проявляется в поведении человека именно в момент кризиса. Профессиональное самоопределение, успех в трудовой деятельности, достижения в карьере являются движущими факторами в самореализации лиц с ограниченными возможностями.

Восприятие инвалидов, их роль и место в современном обществе, отношение к их проблемам в различных слоях здоровой части населения имеют большое значение в желании и возможности инвалидов реализовать себя. В культурном пространстве существуют идеальные образцы мужского или женского тела, по отношению к которым общество определяет "патологические" и "неестественные" тела. Поэтому люди с телесными дефектами, выступающими внешними знаками определенных соматических расстройств (например, ДЦП, полиомиелит и т. п.) чувствуют себя "неправильными", и подвергаются со стороны окружающих людей стигматизации (stigma - бросающийся в глаза признак патологии, клеймо позора).

Стигматизация - это процесс приписывания отрицательных черт или выделение из общества посредством дискриминации из-за наличия у человека признака какого-либо расстройства или из-за отклонения от социальных норм. Стигматизации подвергаются как раз такие телесные черты, которые не соответствуют культурным стандартам тела.

Так, стигматизированные дети-инвалиды исключаются из социального пространства здоровых детей, т. е. маргинализируются. Психологическим механизмом маргинализации является страх здоровых детей и их родителей перед "нетипичным" дефектным телом, не соответствующим социальным ожиданиям и доминирующим идеалам. Встреча с телесным дефектом напоминает здоровым людям об угрозе собственному телесному благополучию, актуализирует перенос возможных вследствие болезни проблем с больного ребенка на здорового. Во многом страх, сопровождающий такую встречу, связан с распространенными социальными представлениями о дефекте как признаке слабости, пассивности, зависимости.

Существенным толчком в развитии «социальной модели инвалидности» стало эссе «Критическое условие», которое было написано британским инвалидом Полом Хантом и было опубликовано в 1966 году. Хант в своем труде приводил доводы, по которым люди с дефектами являли собой прямой вызов обычным западным ценностям, поскольку воспринимались как "несчастные, бесполезные, непохожие на остальных, угнетенные и больные".

Анализ, сделанный Хантом, показал, что люди с дефектами воспринимались как:

"несчастные" - потому что они не могут пользоваться материальными и социальными выгодами современного общества;

"бесполезные" - потому что они рассматриваются как люди, которые не способны вносить вклад в экономическое благосостояние общества;

члены "угнетенного меньшинства" - потому что, как чернокожие и гомосексуалисты, они воспринимаются как "отклоняющиеся от нормы" и "не похожие на других".

Данный анализ привел Ханта к выводу, что инвалиды сталкиваются с "предубеждениями, которые выражаются в дискриминации и угнетении". Он определил взаимосвязь между экономическими и культурными отношениями и инвалидами, что является очень важной частью понимания опыта жизни с дефектами и инвалидностью в западном обществе.

В сознании индивидов физические недостатки сопряжены с возможными психологическими проблемами индивида, его моральными и физическими страданиями и возможными психическими отклонениями, как следствиями травмы. Вследствие этого вырисовывается картина ограниченности возможностей людей с инвалидностью, их потребность в посторенней помощи. Подобное отношение не способствует интеграции лиц с ограниченными возможностями в общество, и, следовательно, мешает их самореализации. Однако, толерантность общества, понимание, что физические недостатки не значат «ущербность» личности, несамостоятельность, ненадежность, бесполезность, наоборот, дают толчок к развитию собственных способностей.

Институту семьи, как ячейке обновленного демократического общества, отводится особое место в системе социальных институтов. В ситуации интенсивных экономических, политических и социокультурных преобразований именно семья, воспитывающая ребенка-инвалида, является начальным этапом к самореализации его в будущем. Если в семье рождается ребенок-инвалид, его стараются оградить от многих видов деятельности, которые родителям кажутся слишком сложными для выполнения таким ребенком. Это проявляется в приписывании ребенку личную и социальную несостоятельность, строгом контроле его действия. Ребенок с отклоняющимся развитием видится младшим по сравнению с его реальным возрастом, его интересы, увлечения, мысли и чувства кажутся детскими, несерьезными, а ребенок считается неприспособленным и неуспешным.

Такое отношение крайне неблагоприятно для растущего человека, он не может самореализоваться в деятельности, которую ему предлагают и навязывают, потому что она не отвечает его личностным смыслам, а ситуация воспитания будет граничить с психологическим насилием и манипуляциями. В условиях подобного воспитания не происходит развития субъектности, возможностей самореализации и успешной компенсации. Если к ребенку с особыми потребностями не относиться как к полноценному человеку, личности, то появятся вторичные дефекты, которые только усугубят отклонения в развитии, приведут к патологическим изменениям характера, девиациям, возникнут предпосылки асоциального поведения и т.д.

Семья является одним из средств социально-культурной интеграции детей с ограниченными возможностями, она способна стимулировать процесс социализации, инкультурации и интеграции ребенка. Инвалид, лишенный возможности нормального общения, испытывающий физические и нравственные страдания, в системе позитивного семейного общения обретает поддержку и опору. Семья становится для него стартовой площадкой для дальнейшего самоопределения в социуме.

Социализация (от латинского слова socialis - общественный) - процесс усвоения человеческим индивидом определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве члена общества, обладающего определенными правами. Включает как целенаправленное воздействие на личность (воспитание), так и стихийные, спонтанные процессы, влияющие на ее формирование. В случае исследования факторов, обусловливающих самореализации лиц с ограниченными возможностями, социализация может выступать таким фактором.

Директор Красноярской краевой специальной библиотеки - центра социокультурной реабилитации инвалидов по зрению, Пермякова С.И. отмечает, что чтение является важным фактором самореализации инвалида по зрению. По данным социологов на вопрос «Откуда люди получают основное представление о мире?» 22 процента россиян ответили: «Из книг». «Поэтому можно смело утверждать», пишет Пермякова, «что важнейшими институтами социализации являются не только семья, образование, занятость, религия, но и информация, а значит, и библиотека как аккумулятор этой информации».

Специальная библиотека для слепых выполняет функции социализации и интеграции незрячих и слабовидящих, помогая им адаптироваться в окружающем обществе. В настоящее время специальная библиотека, имеющая тщательно сформированные фонды литературы специальных форматов, отработанные годами методы и формы работы, адаптированные для инвалидов по зрению, является важнейшим институтом социализации данной категории людей с ограниченными физическими возможностями. Ряд психологов определяют социализацию как «вхождение индивида в социальную среду, усвоение им социальных влияний». Для инвалидов по зрению, независимо от возраста, социализация является средством вхождения в мир зрячих. К. Джерниган, авторитетный деятель Всемирного союза слепых, считает, что отсутствие зрения не меняет человеческую сущность, а обусловливает специфические особенности восприятия и познания мира, овладения знаниями, чтения и др.

К социальным факторам компенсации слепоты и слабовидения относится библиотечное обслуживание этой категории инвалидов. Образ жизни незрячего человека свидетельствует о том, что некоторые виды искусства доступны ему только частично или недоступны совсем. Так, живопись, театр, кино становятся доступными только с комментариями зрячих. И только чтение книг может осуществляться самостоятельно, поэтому оно становиться их любимым занятием. Общеизвестно, что человек, обладающий полноценным зрением, получает около 95% информации через зрительный анализатор. Патология органа зрения существенно влияет на объем и качество получаемой слепым или слабовидящим человеком информации и как следствие этого снижается уровень социализации такого человека. Еще в древности, с появлением письменности, было осознано, что чтение, его организация в культурологическом плане охватывает не только различные аспекты взаимоотношения человека с книгой, знанием, но и связано со всеми сторонами окружающего мира. Давно известно, что именно чтение формирует духовно зрелую и социально ценную личность. Только от читающих граждан государство может ждать достижений мирового уровня в науке, технике, культуре и искусстве.

Таким образом, социализация лиц с ограниченными возможностями, их интеграция в общество, самореализация в общественно-полезной деятельности, зависит от ряда факторов, некоторые из которых представлены выше. Особое значение имеют условия безбарьерной окружающей среды, восприятие инвалида здоровой частью населения, воспитание ребенка-инвалида как полноценного члена общества, возможность получить образование и перспективную работу.

 


Глава 2. Практические рекомендации по самореализации лиц с ограниченными возможностями


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.035 с.