Опыт социальной работы в решении проблемы самореализации лиц с ограниченными возможностями — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Опыт социальной работы в решении проблемы самореализации лиц с ограниченными возможностями

2020-04-01 110
Опыт социальной работы в решении проблемы самореализации лиц с ограниченными возможностями 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Анализ истории развития проблемы инвалидности свидетельствует о том, что, пройдя путь от идей физического уничтожения, изоляции «неполноценных» членов общества до концепций привлечения их к труду, человечество подошло к пониманию необходимости реинтеграции лиц с физическими дефектами, патофизиологическими синдромами, психосоциальными нарушениями.

Деятельность в сфере социального обслуживания строится на следующих принципах: соблюдение прав человека и гражданина; предоставление государственных гарантий в сфере социального обслуживания; обеспечение равных возможностей в получении социальных услуг и их доступности для граждан пожилого возраста и инвалидов; преемственность всех видов социального обслуживания; ориентация социального обслуживания на индивидуальные потребности граждан пожилого возраста и инвалидов; приоритет мер по социальной адаптации граждан пожилого возраста и инвалидов; ответственность органов государственной власти, органов местного самоуправления и учреждений, а также должностных лиц за обеспечение прав граждан пожилого возраста и инвалидов в сфере социального обслуживания.

Проблема оказания помощи лицам с ограниченными возможностями принадлежит к числу наиболее важных и актуальных в рамках политики социального государства. Законодательством Российской Федерации установлено, что «реабилитация инвалидов представляет собой систему и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной и профессиональной деятельности». Социальная реабилитация получила в последние годы широкое признание. Она важна как средство интеграции лиц с ограниченными возможностями в социум, как механизм создания равных возможностей инвалидам, для того, чтобы они были социально востребованы и самое главное, для того, чтобы у них развивался стимул к самореализации и конструктивному решению проблемы собственного жизнеобеспечения. Понимание социальной реабилитации претерпевало существенные изменения. Первоначально доминантным был чисто медицинский подход, а прочие виды реабилитации считались второстепенными. Всемирная организация здравоохранения полагала, что сущность реабилитации заключается в том, «чтобы вернуть больного к прежнему состоянию, развивая его физические и психологические способности до оптимального уровня». Очевидно, что акцент сделан прежде всего на психосоматические качества человека, что казалось бы достаточно для достижения социального благополучия. Но упомянутый в цитате «оптимальный уровень», указывает на необходимость проведения реабилитации нового уровня - социальной. Так происходит переход от медицинского подхода к социальной модели, в рамках которой реабилитация рассматривается как восстановление всего комплекса социальных способностей индивида.

Программа социальной реабилитации лиц с ограниченными возможностями обычно включает в себя: трудовую реабилитацию, мероприятия по социально-бытовой адаптации, обучение социальному поведению, социо-культурную реабилитацию, индивидуальную реабилитацию.

Социально-бытовая адаптация лиц с ограниченными возможностями является отдельной областью социальной реабилитации, которая представляет собой систему мер, направленных на восстановление способностей лиц с ограниченными возможностями к самостоятельной деятельности в быту и обеспечивающих их интеграцию в общество. Необходимость разработки методик по социально-бытовой адаптации лиц с ограниченными возможностями для специалистов реабилитационных учреждений основана на высокой потребности этой категории граждан в получении помощи и советов в приспособлении к бытовым условиям, к выполнению обыденных функций по самообслуживанию. Среди повреждений, наступающих в результате травмы или вследствие перенесенного заболевания, можно выделить: двигательные, эмоционально-волевые, чувствительные, когнитивные и др. Нарушение способностей выражается в нарушении ходьбы и самообслуживания, определяемых базисную активность человека в жизни. Самообслуживание включает способность самостоятельно одеваться, принимать пищу, соблюдать личную гигиену, самостоятельно передвигаться как в пределах дома, так и на улице, самостоятельно садиться и вставать. Дефицит этих важных функций приводит к известным ограничениям жизнедеятельности, положенным в основу признания человека инвалидом и требующим реабилитационного воздействия. Реабилитационная индустрия разрабатывает и выпускает технические средства реабилитации, использование которых может частично или полностью компенсировать потерю вышеуказанных функций или помочь при их эксплуатации адаптироваться к «новому статусу-инвалида» в быту. Для этого в рамках социально-бытовой реабилитации используются методы эрготерапии, ставшей популярной в последнее десятилетие. Эрготерапия (лат. ergon - занятие, греч. therapia - лечение) - раздел клинической медицины, изучающий методы и средства, направленные на восстановление двигательной активности функций преимущественно верхних конечностей при использовании различных тренажеров, игрушек, реконструкции возможных повседневных ситуаций.

Помимо восстановления навыков самообслуживания, социально-бытовая реабилитация предусматривает восстановление личностного статуса пациента. Нарушение социального функционирования выражается в ограничении осуществления той социальной роли, которая до наступления инвалидности была нормой для реабилитанта (в соответствии с его возрастом, полом, образованием, социальным положением, профессией, культурным уровнем) и включает ограничение социальной роли в семье, ограничении социальных контактов, ограничении или невозможности трудиться. Для профилактики и преодоления социальной отчужденности, в рамках социально-бытовой реабилитации проводятся занятия с социальным педагогом по трем основоположным направлениям: консультация, диагностика, коррекция.

Таким образом, программа социально-бытовой адаптации включает: во-первых, информирование и консультирование по вопросам приспособления к жизни в быту; во-вторых, обучение инвалида самообслуживанию, включая информирование о технических средствах реабилитации, обучение технике и методическим приемам для самообслуживания, обучение правилам личной гигиены, пользования одеждой, приема пищи и др. Особенности обучения во многом определяются видом инвалидизирующей патологии и тяжестью ограничения жизнедеятельности. В-третьих, адаптационное обучение инвалидов включает «обучение жизни с инвалидностью», в том числе вопросы диеттерапии, режима дня, отдыха и т.д. В-четвертых, обучение инвалида пользованию техническими средствами реабилитации должно обеспечить соответствие эргономических требований физическим и психофизиологическим потребностям инвалида. В-пятых, организация жизни инвалида в быту, включая архитектурно-планировочные решение проблемы адаптации жилого помещения к потребностям инвалида, оснащение техническими средствами реабилитации, перепланировку жилых помещений. И наконец, мероприятия по профилактике дезадаптации в социуме.

В социально-реабилитационных центрах России в основном решаются задачи поддержки лиц с ограниченными возможностями в режиме оказания, прежде всего, социально-экономической и медицинской помощи. Несмотря на безусловную важность и необходимость решения поставленных проблем, следует отметить, что роль культурной составляющей в социальной адаптации и самореализации детей с ограниченными возможностями, оценена не в должной мере. По отношению к людям, имеющим инвалидность, не в полной мере реализовано право на доступ к культурным ценностям, на участие в культурной жизни и в творческих процессах, относимое к основным правам личности и гарантируемое государством.

По мнению ряда ученых (М.А.Ариарский, А.П.Марков, С.С.Сукало, Б.А.Титов) одним из существенных ресурсов личностного становления и социально-культурной интеграции инвалидов является культурно-досуговая деятельность, обладающая способностью стимулировать процесс социализации, инкультурации и самореализации личности. Данный аспект проблемы реабилитации детей-инвалидов не разрабатывался в специальной литературе. Причина заключается в ложно понимаемой самодостаточности методологии и методов коррекционной педагогики, а также в традиционной трактовке культурно-досуговой деятельности преимущественно как средства рекреации и недооценке ее социализирующих и самореализационных потенциалов. Функции культурно-досуговой деятельности сводятся, преимущественно, к рекреации инвалидов, а ее содержание составляют развлекательные мероприятия. Но даже эти усеченные возможности культурно-досуговой деятельности реализуются не всегда - в силу специфичных барьеров, вызванных различными типами дефектов и мешающих инвалидам принимать участие в обычных развлечениях. Проблема заключается также в недоступности культурно-досуговых учреждений, в несоответствии содержания их деятельности возможностям, запросам и интересам, в отсутствии развивающих и адаптирующих форм культурно-досуговой деятельности (образовательных, спортивных, ролевых, игровых, арт-терапевтических и т.д.), специально предназначенных для решения проблем, обусловленных дефектом и способных компенсировать его.

На международном уровне принят ряд документов, регулирующих права лиц с ограниченными возможностями жизнедеятельности и непосредственно касающихся вопросов социальной адаптации, интеграции и самореализации инвалидов.

Достижением мировой цивилизации в гуманитарной сфере явилось принятие ООН в 1948 году Всеобщей декларации прав человека. В неё не были непосредственно включены разделы об отношении к инвалидам, но она провозглашала равенство прав "всех людей без исключения".

Затем последовало принятие ООН в 1975 году Декларации прав инвалида. "Инвалиды, - говорится в ней, - каковы бы ни были происхождение, характер и серьезность их увечий или недостатков, имеют те же основные права, что и их сограждане того же возраста, что в первую очередь означает право на удовлетворительную жизнь, которая была бы как можно более нормальной и полнокровной".

Затем 1981 год был провозглашен Годом инвалида, а период 1983 - 1992 гг. - Десятилетием инвалидов. В начале отмеченного Десятилетия ООН также была принята "Всемирная программа действий в отношении инвалидов".

По итогам этого десятилетия были разработаны «Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов».

Наиболее важным и актуальным документом, регламентирующим положение инвалидов на международном уровне, является «Конвенция о правах инвалидов».

Конвенция призвана обеспечить защиту и поощрение прав инвалидов в различных областях. В ее основу положены следующие принципы:

Недискриминация. Документ определяет дискриминацию по признаку инвалидности как любое различие, исключение или ограничение, целью или результатом которого является умаление или отрицание признания, реализации или осуществления наравне с другими всех прав человека и основных свобод в политической, экономической, социальной, культурной, гражданской или любой иной области. Она включает все формы дискриминации, в том числе отказ в разумном приспособлении. Разумное приспособление означает внесение, когда это нужно в конкретном случае, необходимых и подходящих модификаций и коррективов, не становящихся несоразмерным или неоправданным бременем, в целях обеспечения реализации или осуществления инвалидами наравне с другими всех прав человека и основных свобод. Конвенция возлагает на государства обязательство прекратить дискриминацию инвалидов не только на уровне законодательства и формирования политики, но и в процессе реализации законов. Документ, кроме того, предполагает и позитивные меры, которые должны принять государства для обеспечения такой недискриминации. Конвенция не создает новые права, но закрепляет механизмы, обеспечивающие равные возможности для инвалидов при реализации уже общепризнанных прав человека.

- Уважение человеческого достоинства. Э тот принцип заключается в том, что людей с инвалидностью надо воспринимать и уважать такими, какие они есть, обеспечивать их право принимать самостоятельные решения по поводу их жизни и создавать условия для них, а не приспосабливать их к обществу. Положения Конвенции направлены на защиту личной неприкосновенности инвалидов, в том числе и защиту от насильственного медицинского вмешательства, защиту от насилия, злоупотреблений, пыток и другого, унижающего достоинство обращения.

Полное и эффективное вовлечение и включение в жизнь общества - данный принцип предполагает активное участие лиц с ограниченными возможностями жизнедеятельности в политической, социальной, культурной сферах. Это двусторонний процесс: с одной стороны, сами инвалиды должны стать активнее, брать на себя ответственность за свою жизнь, а с другой стороны, для их эффективного участия должны быть созданы соответствующие условия. Положения Конвенции направлены на поддержку независимого проживания, развитие инклюзивного образования, трудоустройство на открытом рынке труда, доступ к культурным ценностям, спортивной и рекреационной деятельности. Документ содержит конкретные меры, которые должны принять государства для обеспечения эффективного участия людей с инвалидностью в политической жизни, в том числе в процессе выборов.

Доступность. Этот принцип призван устранить барьеры, которые во многом препятствуют реализации лицами с ограниченными возможностями своих прав и мпомобностей. Он касается не только архитектурной среды, но и информации, коммуникации. Пандусы, широкие двери, информация по брайлю или в легкой для прочтения форме, сурдоперевод, наличие помощников - все это значительно облегчит доступ к работе, социальной инфраструктуре, местам развлечения, избирательным участкам, государственным органам, суду. Государства в соответствии с Конвенцией обязаны создать доступную для инвалидов среду, предоставлять услуги, обеспечивающие проживание в обществе, содействовать разработке и внедрению так называемых ассистивных технологий.

Конвенция не содержит точного определения понятия «инвалидность», она лишь дает его концептуальное видение. В преамбуле сказано, что понятие «инвалидность» - «эволюционирующее понятие, которое является результатом взаимодействия между имеющими нарушения здоровья людьми и средовыми барьерами, мешающими их полному и эффективному участию в жизни общества наравне с другими». Говоря об инвалидности как об эволюционирующем понятии, Конвенция закрепляет динамический подход к нему и признает, что оно может меняться в зависимости от социально-экономических условий. Документ также не дает четкого определения «инвалида», говоря о том, что к таким лицам относятся люди с устойчивыми физическими, психическими, интеллектуальными или сенсорными нарушениями, которые могут мешать их полному и эффективному участию в жизни общества наравне с другими. Закрепленный в Конвенции подход к инвалидности, однако, подчеркивает значительное влияние, оказываемое существующими в обществе отношенческими и физическими барьерами на возможность инвалидов реализовать свои права. Это так называемый правовой или социальный подход к инвалидности. С такой точки зрения, человек является инвалидом не по причине нарушений здоровья, а по причине барьеров, с которыми он сталкивается.

В соответствии с Конвенцией на страны-участницы возлагаются общие обязательства, а именно:

принимать законодательные, административные и иные меры для осуществления прав, признаваемых в Конвенции;

изменять или отменять существующие дискриминационные по отношению к инвалидам законы, постановления, обычаи и устои;

учитывать во всех стратегиях и программах защиту и поощрение прав инвалидов;

прекратить практические действия, которые нарушают права инвалидов;

обеспечивать, чтобы государственные органы и учреждения действовали в соответствии с Конвенцией;

обеспечивать уважение прав инвалидов со стороны частного сектора;

проводить или поощрять исследовательскую и конструкторскую разработку товаров, услуг, оборудования и объектов универсального дизайна (определяемого в статье 2 Конвенции), чья адаптация для инвалида требовала бы как можно меньших усилий и затрат, способствовать их наличию и использованию, а также продвигать идею универсального дизайна при выработке стандартов и руководящих ориентиров;

проводить или поощрять исследования, производство и использование новых технологий, включая информационно-коммуникационные технологии, средств, облегчающих мобильность, устройств и ассистивных технологий, подходящих для инвалидов, отдавая приоритет недорогим технологиям;

консультироваться с инвалидами и представляющими их интересы организациями при разработке политики и программ, касающихся инвалидов.

Устанавливаются также обязательства государств в определенных областях, без выполнения которых реализация прав инвалидов будет невозможна. Такие сферы включают:

Просвещение общества: поскольку сложившиеся представления об инвалидах, негативное к ним отношение часто препятствуют реализации ими всех прав человека, ратифицирующие страны будут вести борьбу со стереотипами, предрассудками и поощрять просвещение общества о потенциале и вкладе инвалидов в его жизнь (статья 8).

Создание доступной среды: государства обязуются выявлять и ликвидировать препятствия и барьеры, а также обеспечивать доступ инвалидов к физической инфраструктуре, средствам транспорта, общественным зданиям и услугам, а также информации и связи.

Ситуации риска: государства должны принимать все необходимые меры для обеспечения защиты и безопасности инвалидов в ситуациях риска, включая вооруженные конфликты, чрезвычайные гуманитарные ситуации и стихийные бедствия (статья 11).

Индивидуальная мобильность: государства будут содействовать индивидуальной мобильности и максимально возможной степени самостоятельности инвалидов, которая обеспечивается путем предоставления средств индивидуальной мобильности по доступной цене, обучения навыкам мобильности, а также доступа к средствам, облегчающим мобильность, приспособлениям, ассистивным технологиям и различным услугам помощников (статья 20).

Абилитация и реабилитация: для того, чтобы инвалиды достигали максимальной независимости, полного развития физических, умственных, социальных и профессиональных способностей, государства обязуются предоставлять абилитационные и реабилитационные услуги в сфере здравоохранения, занятости и образования (статья 26). Данные услуги должны предоставляться по месту жительства, начинаться как можно раньше и основываться на потребностях конкретного инвалида.

Сбор статистики: государства обязуются производить сбор статистических и исследовательских данных, позволяющих разрабатывать и осуществлять стратегии в целях выполнения Конвенции. При сборе статистики государства обязаны соблюдать законодательство о защите данных и права человека. Статистические данные должны быть доступны для инвалидов и могут использоваться для оценки того, как конкретное государство выполняет свои обязательства по Конвенции.

В России государственная политика в отношении инвалидов так же имеет многолетнюю историю. Вместе с тем, поворотным стал 1995 год, когда в России был принят Федеральный Закон “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации”. В Законе сформулирована принципиально новая цель государственной политики в отношении инвалидов, сформированы новые понятия инвалида и реабилитации инвалидов, введены изменения в институциональную основу политики. Впервые целью государственной политики объявляется не помощь инвалиду, а “обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией РФ”. Тем самым, новый Закон декларировал подход к инвалиду, сформулированный мировым сообществом.


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.037 с.