Выражение реализации лица с ограниченными возможностями в обществе — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Выражение реализации лица с ограниченными возможностями в обществе

2020-04-01 130
Выражение реализации лица с ограниченными возможностями в обществе 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Термин «самореализация» (self-realisation) впервые был приведен в «словаре по философии и психологии», изданном в 1902 году. С тех пор было сформулировано множество определений понятия, но в последние годы исследовательский интерес к проблеме самореализации личности резко возрос. Данное понятие можно определить как стремление человека совершенствоваться, выражать, реализовать свой внутренний потенциал, проявлять себя в значимом для него деле. В такой трактовке близкими по содержанию являются понятия, «самоопределение», «самоактуализация», «самоосуществление». Самореализация - в иерархии потребностей американского психолога А. Х. Маслоу <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B0%D1%81%D0%BB%D0%BE%D1%83,_%D0%90%D0%B1%D1%80%D0%B0%D1%85%D0%B0%D0%BC_%D0%A5%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D0%B4> - высшее желание человека реализовать свои таланты и способности. Стремление человека проявить себя в обществе, отразив свои положительные стороны. На уровне человека А. Маслоу определяет самоактуализацию «как такое развитие личности, которое освобождает человека от дефицита проблем роста и от невротических (или инфантильных, или воображаемых, или «ненужных», или «ненастоящих») проблем жизни. Так, что он может обратиться к «настоящим» проблемам жизни (сущностно и предельно человеческим проблемам, неустранимым «экзистенциальным» проблемам, у которых нет окончательного решения), - и не только обратиться, но и устоять перед ними, и взяться за них. То есть самоактуализация - это не отсутствие проблем, но движение от преходящих или ненастоящих проблем к настоящим проблемам» .

Процесс самоактуализации человека должен рассматриваться и описываться «изнутри» жизни человека, с его точки зрения, как определенный, сознательный выбор жизненных целей и путей их достижения. И видится он с этой точки как определенная последовательность эпизодов, ситуаций, в каждой из которых «Я» сталкивается с определенными проблемами, принимает вызов, и, прилагая собственные усилия, по мере решения проблем совершенствуется, развивается, сознательно выбирает для себя еще более трудные (но соответствующие силам и возможностям, «самости») реалистические проблемы. Или же деградирует, не принимая вызовов, отказываясь от приложения собственных усилий в решении проблем или выбирая те, которые не соответствуют силам и возможностям индивида, его «самости». В этом случае, не находя своевременно решения, «Я» так же неизбежно приходит в результате к столкновению с более трудными проблемами, но иного, «невротического» качества, решение которых будет вынужденным, сузит возможности самоопределения личности, потребует психологической, социальной или медицинской помощи. Маслоу подчеркивает, что выбор в пользу роста, в направлении самоактуализации должен осуществляться человеком в каждой ситуации выбора.

Отказ человека от усилий по реализации своего потенциала чреват возникновением патологии: нервными или психическими расстройствами, соматическими заболеваниям или, в наиболее тяжелом случае, развитием метапатологии, «свертыванием» отдельных способностей, инволюцией, деградацией. Отсутствие в том или ином регионе, стране, сообществе условий для самоактуализации человека приводит к явлениям застоя, социального и экономического кризиса. Проведение властными элитами политики, направленной на воспрепятствование процессам самоактуализации, чревато антисоциальными проявлениями экстремизма, терроризма. Нарастание инволюционных тенденций, вовлечение в процессы инволюции больших групп людей, маргинализация отдельных регионов и стран чреваты серьезной угрозой для развития цивилизации и культуры в целом.

Особенно остро этот вопрос стоит для лиц с ограниченными возможностями, которые в силу своих недостатков не всегда могут найти способ или желание для самореализации.

Самореализация проявляется в построении и корректировке, перестройке «концепции Я», включая «идеальное Я», картины мира и жизненного плана, осознании результатов предшествующей деятельности (формирование концепции прошлого). Самореализация является процессом развития и роста, результатом которого является человек, максимально раскрывший и использующий свой человеческий потенциал, самоактуализировавшаяся личность. Акт самореализации - это некоторое конечное число действий, выполняемых субъектом на основании сознательно поставленных перед собой целей и выработанной стратегии их достижения. Каждый акт самореализации завершается специфической эмоциональной реакцией - «пиковым переживанием», положительным в случае успеха, и отрицательным (боль, разочарование) - в случае неудачи.

О самоактуализации в широком смысле слова можно говорить на каждом возрастном этапе развития человека. Акт самоактуализации можно увидеть, например, в овладении ребенком определенным навыком (например, езды на велосипеде), в овладении подростком техникой игры на гитаре, в овладении школьником определенной суммы знаний, достаточной для успешного поступления в ВУЗ. В каждом случае речь идет о том, что все более продолжительные усилия человека в какой-то момент приводят к осознанию: Я умею! Я знаю! Долго накапливаемые упорным трудом количественные изменения приносят одномоментно проявляющееся новое качество, характеризующее себя в практике жизни как определенная социальная или личная компетентность. Такого рода осознание, дополняемое положительными оценками друзей, экзаменаторов, взрослых, приносит пиковые переживания, которые отражают состояние счастья.

В строгом значении термина, самоактуализация есть проявление в поведенческом плане способности к саморегуляции. Поэтому, говоря о самоактуализации ребенка, необходимо помнить, что его поведенческие акты определяются по большей части бессознательными мотивами, а регулируются основными эмоциями, прямо связанными с удовлетворением биологических нужд, и внешними факторами контроля. Нижняя возрастная граница возможного наблюдения полноценных актов самоактуализации относится к подростковому возрасту и связывается с обретением подростком понятийного уровня мышления; наличием определенной зрелости механизмов центрального торможения; накопленным в предшествующий период развития опытом положительного решения ситуационно обусловленных проблем; наличием тенденции к саморазвитию в мотивационной сфере. В этом случае возможен, но не неизбежен переход подростка от фантазирования, мечты и игровых мотивов, доминирующих в детстве, к составлению реалистических жизненных планов и попыток их реализации через многошаговые стратегии и саморегуляцию. Именно в этих первых попытках самоактуализации происходит «стыковка» и согласование мотивационной сферы, механизмов когнитивного анализа и волевых аспектов, необходимых для исполнения задуманного. Успехи в попытках самоактуализации позволяют подростку формировать иерархическую структуру мотивов, приобретать высшие формы эмоций и личностные смыслы.

Взрослые к теме самореализации подходят осмысленно, они знают, чего хотят добиться и каким способом это сделать. На данном этапе происходит первичная социализация индивида, закрепляется личностная самоидентификация. Человек усваивает общественный опыт, включается в социальную практику, проявляет желание непосредственно участвовать в ней, соответствовать каким-либо стандартам того общества, в котором он живет, и появляется необходимость в реализации собственной сущности посредством выполнения определенной роли.

Доктор психологических наук А.И. Крупнов предлагает целостно-функциональный подход к исследованию самореализации личности. «Человеком рождаются, личностью становятся. Прежде всего, необходимо определить, какова структура личности, чтобы знать, через что может личность реализовать себя. Во-вторых, необходимо описать свойства личности как многообразие проявлений и способов реализации личностью себя. И, в-третьих, мы должны определиться с тем, как понимать свойство личности, как его можно развивать. Ведь нельзя реализовать себя, не зная свой потенциал». Таким образом, анализировать индивидуальное своеобразие самореализации личности необходимо в единстве ее ценностно-смысловых, мотивационно-потребностных, инструментальных, эмоционально-волевых и рефлексивно-оценочных характеристик.

Согласно Галажинскому Э.В, самореализация является «тем интегрирующим фактором, с которым связаны решения проблем жизненного самоопределения, выбора жизненных сред, наиболее адекватных для самоосуществления и формирования жизненных стратегий». Самореализация как осознанный способ существования личности «определяет образ жизни личности, а многомерный мир человека выступает в своих ценностных координатах - как пространство для самореализации, самоосуществления и самозидания».

Говоря о самореализации лиц с ограниченными возможностями, необходимо сказать, что развитие личностного потенциала данной категории людей способствует их интеграции в общество, их социализации, и активному вовлечению в социальную жизнь и социальную практику. Социализация лиц с физическими или психическими недостатками предполагает не только определенный уровень их трудовой адаптации, но и возможность ориентироваться в окружающей жизни, соблюдая определенные правила и нормы поведения.

Особенность потребности в самореализации состоит в том, что удовлетворяя её в единичных актах деятельности (например, написание романа, создание художественного произведения) личность никогда не может удовлетворить её полностью.

Удовлетворяя базовую потребность в самореализации в различных видах деятельности, личность преследует свои жизненные цели, находит свое место в системе общественных связей и отношений. Однако, самореализации «вообще» не существует. Конкретные формы, способы, виды самореализации у разных людей различны. В поливалентности потребности в самореализации выявляется и получает развитие богатая человеческая индивидуальность.

Вот почему, говоря о всесторонней и гармонически развитой личности, нужно подчеркивать не только богатство и всесторонность её способностей, но и богатство и многообразие потребностей, в удовлетворении которых осуществляется всесторонняя самореализация человека. Полноценная самореализация личности возможна только в том случае, если: - человек осознано и глубоко верит в эту жизненную самореализацию, верит в свое индивидуально неповторимое предназначение, видит в нем высший смысл своей жизни; - человек осознает свои способности, свои интересы, жизненные предпочтения и мотивы поведения и руководствуется ими в различных жизненных ситуациях, он осознает себя частью природы, человеческого сообщества и способен к дружественному взаимодействию с другими людьми; - человек обладает знаниями, умениями и навыками, позволяющими ему наиболее полно реализовать свои способности в конкретной трудовой деятельности и разнообразных отношениях; - человек способен к целенаправленным и эффективным волевым усилиям, необходимым для осуществления своего стремления к полноценной жизненной реализации на всех этапах жизненного пути.

Кроме того, существуют характеристики, присущие самореализующимся людям: поглощенность делом как призванием, аутентичность личности, независимость в суждениях, уверенность в себе, инициативность, гибкость, критичность, внутренний локус контроля, высокая степень рефлексии, хорошая восприимчивость, спонтанность и естественность поведения, отношение к своим чувствам как к ценности, открытость внешнему и внутреннему опыту, стремление к глубоким личностным взаимоотношениям с людьми. Развитие данных характеристик необходимо для лиц с ограниченными возможностями в их реабилитации, социализации, интеграции в общество и активном участии в жизнедеятельности человеческой цивилизации. И чем выше уровень самореализации личности в какой-либо деятельности, тем ярче выражены эти характеристики.

Самореализация возможна в различных сферах человеческой жизнедеятельности. Наиболее распространенными способами самореализации личности, в том числе и с ограниченными возможностями, являются творческая деятельность, спорт, получение образования, карьера, наука, общественная деятельность и другие.

Творчество является атрибутом человеческой деятельности - это исторически эволюционная форма активности людей, выражающаяся в различных видах деятельности и ведущая к развитию личности. Главный критерий духовного развития человека - это овладение полным и полноценным процессом творчества.

Творчество является производной реализации индивидом уникальных потенций в определенной области. Поэтому между процессом творчества и реализацией способностей человека в общественно значимой деятельности, которая приобретает характер самореализации существует прямая связь.

Таким образом, творческая деятельность - это самодеятельность, охватывающая изменение действительности и самореализацию личности в процессе создания материальных и духовных ценностей, которая способствует расширению пределов человеческих возможностей.

Тем не менее, это не значит, что каждому члену общества, каждому индивиду с ограниченными возможностями необходимо писать стихи или петь песни, быть свободными художниками или играть роль в театре. Тот вид деятельности, в котором лучше всего, свободнее всего проявляется творческий подход, и тот объём, в каком человек может его проявить, зависит от склада личности, от привычек, от особенностей жизненного пути. Объединение всех сущностных сил человека, проявление всех его личностных особенностей в деле способствуют развитию индивидуальности, подчеркивают, наряду с общими для многих признаками, его уникальные и неповторимые черты.

Так же необычайно важное значение в самореализации лиц с ограниченными возможностями имеет спорт, который может быть использован в работе с самыми различными половозрастными, профессиональными, социальными группами населения. В спортивной деятельности заложены огромные возможности для творческого проявления сил и способностей человека. Спорт служит своеобразным "испытательным полигоном", "естественной лабораторией", позволяющей выявить и проверить человеческие возможности, пути их совершенствования. Это обосновано во многих публикациях, в том числе в статье американского врача Эрнста ван Аакена. Он отмечает, в частности, что спорт как занятия физическими упражнениями, как тренировка мышц, требующая и значительных волевых усилий, позволяет инвалидам любой категории настолько развить "определенные функции своего тела, что ошибки и невозможность других функций почти не замечаются". Занятия спортом предполагают здоровый образ жизни и правильное питание, соблюдение режима труда и отдыха, позволяют отдохнуть, развлечься, отвлечься от грустных мыслей, вызванных состоянием инвалидности. Все это позволяет инвалиду поддерживать и улучшать свое физическое состояние и самочувствие. Вместе с тем спорт содействует интеграции инвалида в общественную жизнь, вначале в кругу друзей и в семье, а в ряде случаев и в отвечающей его наклонностям профессии. Он позволяет ему включиться в социальные контакты с другими людьми.

Участие в спортивных соревнованиях дает возможность людям с ограниченными возможностями здоровья испытать радость победы над своим соперником, достигнутой на основе воли, настойчивости, длительной подготовки, самоотверженного труда. Он получает возможность пережить необычайно радостное чувство победы над самим собой, над своими слабостями и недостатками, радость самоутверждения, самореализации и самосовершенствования, радость ощутить себя полноценным человеком, имеющим, однако, ограниченные возможности здоровья. Он получает возможность достигнуть то, что на первый взгляд кажется просто фантастичным и невозможным. В качестве иллюстрации этого Эрнст ван Аакен ссылается на то, что в 1979 г. в г. Вальдниле (Германия) одна из японских спортсменок приняла участие в марафоне, хотя у нее было всего одно легкое.

Учитывая эти и другие возможности, заключенные в спорте для социальной интеграции людей с ограниченными возможностями здоровья, с определенными нарушениями в двигательной или интеллектуальной функциях, в последние годы практически во всем мире предпринимаются активные усилия по организации и развитию спорта для инвалидов - от организации небольших спортивных соревнований, до проведения таких масштабных соревнований, как Паралимпийские игры и другие. В ряде стран разработаны комплексные программы физкультурно-оздоровительной и спортивной работы среди инвалидов, в том числе детей.

Проблема состоит, однако, в том, чтобы найти такие виды спортивной деятельности, такие формы ее организации, которые были бы пригодны для инвалидов, соответствовали бы не только их физическому, но и психическому состоянию и позволяли бы максимально полно и эффективно реализовать по отношению к ним огромный потенциал этой деятельности.

При вовлечении инвалидов в активные занятия спортом предпринимаются попытки использовать для этих целей традиционные виды спорта, например, футбол, волейбол, лыжи и др. Вместе с тем подчеркивается необходимость учета специфики лиц с нарушениями двигательной или интеллектуальной функций при включении их в спортивные игры и соревнования. В связи с этим ведется поиск таких форм спортивной деятельности, которые адаптированы к физическому и психическому уровню людей с нарушениями двигательной или интеллектуальной функций, выявляются виды спорта, которые наиболее пригодны и эффективны для тех или иных групп инвалидов.

Еще одной действенной формой самореализации личности с ограниченными возможностями является участие в различных общественных объединениях. Общественными организациями инвалидов признаются организации, созданные инвалидами и лицами, представляющими их интересы, в целях защиты прав и законных интересов инвалидов, обеспечения им равных с другими гражданами возможностей, решения задач общественной интеграции, среди членов которых инвалиды и их законные представители (один из родителей, усыновителей, опекун или попечитель) составляют не менее 80 процентов, а также союзы (ассоциации) указанных организаций. Государство оказывает общественным объединениям содействие и помощь, в том числе материальную, техническую и финансовую.

Основными направлениями деятельности общественных организаций является защита прав и интересов инвалидов, их социальная реабилитация и интеграция; приобщение к труду, образованию, культуре и спорту; развитие общественной активности инвалидов. Формирование общественного позитивного мнения об инвалидах является немаловажной задачей. Тем самым общественные организации представляют образ инвалида не только как немощного человека, но и, в противоположном свете, активного, участвующего во всех сферах жизни общества. Для успешной деятельности общественные организации должны активно взаимодействовать с государственными органами власти по реализации законов и подзаконных актов, а также тесно сотрудничать с российскими и, по возможности, зарубежными организациями, объединяющими людей с ограниченными возможностями. Общественные организации, созданные инвалидами для инвалидов являются прекрасной возможностью для реализации и развития потенциала данной категории населения.

Научная деятельность - особый вид познавательной деятельности <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%BE%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5_%28%D1%84%D0%B8%D0%BB%D0%BE%D1%81%D0%BE%D1%84%D0%B8%D1%8F%29>, направленной на получение, уточнение и производство объективных <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D0%B1%D1%8A%D0%B5%D0%BA%D1%82%D0%B8%D0%B2%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D1%80%D0%B5%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C>, системно-организованных и обоснованных знаний <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%97%D0%BD%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5> о природе <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%80%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%B0>, обществе <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D0%B1%D1%89%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE> и мышлении <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D1%8B%D1%88%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5>. Научной деятельностью может успешно заниматься практически любой человек с ограниченными возможностями. Исключение могут составлять только индивиды с нарушениями восприятия, внимания, памяти, мышления. Например, всемирно известный физик-теоретик Стивен Хокинг, заболевание которого паралич с неспособность говорить, уже много лет занимается наукой, выступает на международных конференциях и выпускает книги.

Получение образования, обучение в ВУЗах и ССУЗах, не является самореализацией как таковой, но это вполне можно считать стартовой площадкой для этого. Поскольку получение образования предполагает овладение какой-либо профессией, дальнейшее трудоустройство, продвижение по карьерной лестнице, возможную научную деятельность, что, как уже было сказано выше, являет собой реализацию личностного потенциала лиц с ограниченными возможностями.

Таким образом, обобщая вышесказанное, можно сделать вывод, что самореализация является очень важной потребностью человека, как здорового, так и имеющего ограниченные возможности жизнедеятельности. Наиболее приемлемыми формами самореализации для лиц с ограниченными возможностями, способствующими их реабилитации и интеграции в общественную жизнь, являются творческая деятельность, спортивная деятельность, научная деятельность, участие в общественных объединениях, также получение образования государственного образца, освоение определенной профессии и последующее трудоустройство.

 


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.021 с.