Подростковая агрессивность как предмет исследования — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Подростковая агрессивность как предмет исследования

2020-03-31 132
Подростковая агрессивность как предмет исследования 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Изучение агрессивности, предпринимаемое учеными разных стран, приводит к необходимости обращаться и исследовать не только множество факторов, влияющих на определяющие ее возникновение и существование, но и обозначить особенности ее развития.

В рамках данной диссертационной работы, основное внимание уделяется исследованию особенностей подростковой агрессивности, так как именно изучение ранних влияний на становление агрессивности позволит прогнозировать агрессивность в будущем этих детей, осуществить психокоррекционные и другие виды работ.

Одним из важных вопросов, ответ на который пытаются найти ученые, изучая агрессивность, - это факторы, способствующие развитию, закреплению агрессивности.

В качестве трех основных источников, определяющих развитие устойчивой агрессивности, выступают: семья, сверстники, средства массовой информации [. Вместо того, чтобы рассматривать все обозначенные факторы, сосредоточим внимание на роли семьи в становления агрессивности.

Семья обеспечивает чувство безопасности, гарантируя безопасность ребенка при взаимодействии с внешним миром, освоении новых способов его исследования и реагирования. Нарушения в выполнении данных функций семьи часто приводят к проявлениям детской агрессивности.

Теоретические подходы, позволяющие прояснить характер причинной зависимости между стилем семейного руководства и детской агрессивностью, связаны с исследованиями Д.Ольвеуса (1980) и Дж.Паттерсона (1986).

Д. Ольвеус, используя статистический метод (регрессионный анализ), работал над проблемой причинности, чтобы выявить как влияние ребенка на родителей, так и влияние родителей на поведение ребенка, исследуя постоянные и переменные величины. Д.Ольвеус отметил, что из четырех выделенных параметров (факторов), которые детерминируют агрессивность, наибольшее влияние оказывают негативизм матери (1 параметр) и терпимое отношение матери к проявлению ребенком агрессии (2 параметр).

Дж. Паттерсон и его коллеги разработали базовую модель связи между характером семейного руководства и агрессивностью, благодаря которой мы можем глубже понять процессы, обусловливающие зависимость между этими параметрами. По мнению ученых, семейная жизнь представляет собой серию действий и реакций, члены семьи постоянно влияют друг на друга и сами испытывают влияние. Любое объяснение происхождения устойчивой агрессивности должно опираться на анализ этих последовательностей интеракций.* С позиции социального научения, которого придерживался Дж. Паттерсон и его коллеги, предполагается, что социальные условия (бедность, безработица, конфликты) которые обычно связываются с развитием агрессивности, действуют в большей степени через влияние на характер воспитывающих воздействий родителей на своих детей. Усугубляется это положение тем характером реагирования (эффективно контролировать и дисциплинировать, подкреплять) родителей на нежелательное и просоциальное поведение детей, которое они демонстрируют. Также Дж. Паттерсон утверждает, что для детей таких родителей наряду со склонностью к агрессивности характерно недостаточное развитие социальных навыков, в результате они часто отвергаются сверстниками с нормативным поведением и сталкиваются с трудностями в школе.

При рассмотрении Р. Бэрон, Д. Ричардсон выделяют семейные взаимоотношения и как их аспект - стиль семейного руководства. Анализ семейный взаимоотношений авторы начинают с характеристики состава семьи (полная/ неполная), которая связывается со становлением агрессивности.

Стиль семейного руководства затрагивает характер и строгость наказаний и контроль со стороны родителей за поведением детей. В общем выявлено, что жестокие наказания связаны с относительно высоким уровнем агрессивности у детей [27,с.96], а недостаточный контроль и присмотр за детьми коррелирует с высоким уровнем асоциальное, зачастую сопровождающимся агрессивным поведением.

Также в качестве способствующих становлению агрессивности Р.Бэрон и Д.Ричардсон называют фактор непосредственной реакции на детские взаимоотношения [27, с.97].

Согласующиеся мнения, а также более детальное рассмотрение обнаруживаем у Л. Берковица.

В работе «Агрессия: причины, последствия и контроль» Л. Берковиц дидактически четко обозначает следующие важные тезисы:

• целый ряд факторов может способствовать развитию агрессивности у ребенка;

• влияние любого из факторов может зависеть от ряда других иных условий.

Л.Берковиц выделяет 2 вида семейных влияний, которые могут иметь негативные воздействия и способствовать формированию агрессивности. К ним относит прямые и непрямые влияния. Анализируя экспериментальные данные, полученные в разные годы, как самим автором, так и другими учеными, Л.Берковиц определил, выделил в группе прямых влияний, опираясь на виды вознаграждений, которые получают дети за проявление агрессивности в агрессивных действиях, и которым родители, к сожалению, не уделяют должного внимания. Итак, автор выделяет:

- вознаграждения, получаемые от тех, кто воспитывает (повышается вероятность повторения непосредственно вознаграждаемого агрессивного поведения и повторение ассоциированных актов. В последнем случае, чтобы избежать повторения, родители должны удостовериться в том, что ребенок понимает контекст ситуации);

- вознаграждения, исходящие от жертвы (негативное и позитивное подкрепление). В первом случае жертвы, прекращая свои действия в ответ на агрессивную реакцию, негативно подкрепляют проявления агрессивности человека (нападающего). Боль и страдания жертвы могут приносить удовлетворение, тем самым позитивно подкрепляя проявления агрессивности человека.

Помимо обозначенных вознаграждений Л.Берковиц указывает на ряд условий, постоянно создаваемых родителями, которые могут способствовать развитию агрессивности детей. Основные из них: грубое, жестокое обращение родителей с детьми; отвержение родителями детей.

У отвергаемых подростков, по-видимому, открытая агрессивность развивается главным образом в тех случаях, когда отсутствуют внутренние стандарты, которые могли бы служить им ориентирами для усвоения социально одобряемых форм поведения.

Однако приведенные вознаграждения и условия действуют не сами по себе, а приводят к агрессивности в том случае, если имеют место быть непоследовательность в предъявлении родителями воспитательных воздействий, отсутствие объяснений наказаний. Данные являются необходимыми при любом стиле семейного воспитания.

На развитие детской агрессивности могут оказывать воздействие и непрямые влияния. Хотя целый ряд факторов, включая культурные нормы, бедность и другие ситуационные стрессоры, может косвенным образом влиять на формирование агрессивности, Л.Берковиц выделяет следующие два: несогласие между родителям и моделирование (как процесс, при котором дети подражают действиям других людей).

Влияния, связанные с распадом семьи, заслуживают особого внимания. Во многих случаях не столько сам распад семьи, сколько конфликты между родителями (до и в период развода) ведут к негативным переживаниям ребенка, особенно мальчиков, что в свою очередь может способствовать формированию устойчивой агрессивности. «На самом деле имеет значение не то, что один из родителей ушел из семьи, но то каким образом это случилось» [.

Анализируя исследования Д.Маккорд, Фаррингтона, М.Хэтерингтона и результаты собственных работ, Л.Берковиц обозначает важное замечание: «...Агрессивность этих подростков (из распавшихся семей) не была обусловлена отсутствием отцов. Ее происхождение скорее связано с эмоциональными перегрузками, порождаемыми родительскими конфликтами».

Наряду с факторами, описанными выше, на развитие агрессивности подростков может оказывать влияние в терминах А.Бандуры «моделирование», который определяется как влияние, оказываемое наблюдением за тем, как выполняет определенные действия другой человек, и последующую имитацию наблюдающим поведения этого другого лица. Рассмотрим в качестве модели поведение родителей. Результаты исследований Фаррингтона и Д.Маккорд показывают, что «если некоторые из антисоциальных отцов служили моделью для их сыновей, то их влияние, по-видимому, сказывается лишь при особых, ограниченных обстоятельствах»..

Комментируя данные, полученные Д.Маккорд, Л.Берковиц обращает внимание на необходимость существования двух условий, способствующих готовности действовать по примеру модели. Первое условие - это
предрасположенность действовать подобно тому, как действует модель. Второе условие, экспериментально подтвержденное исследованиями А.Бандуры, Д.Росс, Д.Росс - наличие значительной власти над подростками (распределение наград и наказаний), которой обладают модели.

Таким образом, Л.Берковиц разносторонне представляет и изучает факторы, влияющие на формирование агрессивности.

Исследуя трудное детство, М. Раттер занимается агрессивностью. Он указывает на особую роль модели родительского поведения в ее становлении. Подражание демонстрирует уважение подростка к тем людям, от которых он зависит, и с которыми его связывают теплые и дружеские отношения [ ].

Усвоение модели поведения родителей, по мнению М.Раттера, связано с совпадением непосредственно сообщаемых правил и наблюдением существующих в реальных взаимоотношениях моделей. В случае их рассогласования, расхождения «выбор между предписанием и примером родителей будет зависеть от самых разных обстоятельств, но почти неизбежно, что обида и протест будут возникать у ребенка в случае, когда требуемое от него поведение соответствует более высоким стандартам, нежели наблюдаемое им у родителей» [ ].

Ученый отмечает, что эффективность зависит от многих факторов. К ним относятся: время реакции родителей; последовательность и принципиальность дисциплинарных требований; качество отношений между родителями и ребенком; баланс одобрений и наказаний.

М. Раттер, анализируя экспериментальные данные, соглашается с тем, что на развитие асоциальности, в том числе и проявления агрессивности влияют не столько распад семьи, сколько разлад, дисгармония в семье, которая его сопровождает.

Далее автор выделяет еще два аспекта, которые могут оказывать влияние на становление агрессивности: «монотонность окружающей среды», связь между поколениями. Монотонность проявляется в ограниченном количестве разнообразных ситуаций, в которых может участвовать ребенок, позволяющих развиваться как интеллектуально, так и эмоционально. Также сюда М. Раттер относит особенности общения в семье. Вторым аспектом выступает воспроизведение родителями модели поведения собственных родителей, также особую роль играет собственная история развития родителей.

Обобщая сказанное, необходимо указать наиболее важные факторы, влияющие на развитие и становление агрессивности.

1. Характер семейных взаимоотношений (стиль семейного руководства, строгость наказаний, недостаточный контроль и др.)

2. Конфликты в семье (качество отношений между родителями, распад семьи и др.)

3. Вознаграждения за агрессивность (со стороны родителей, окружающих, жертвы).

4. Моделирование поведения взрослых (родителей, а также старших поколений).

5. Время реакции родителей на проявления агрессивности.

6. Последовательность предъявления требований со стороны родителей.

7. Мониторинг окружающей среды (возможность включения в различные социальные группы).


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.