Образ родителей как компонент образа мира подростка — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Образ родителей как компонент образа мира подростка

2020-03-31 836
Образ родителей как компонент образа мира подростка 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Подростковый период представляет собой значительную перестройку ранее сложившихся психологических структур и возникновение новых, которые с этого момента начинают дальнейший путь своего развития: изменяются все прежние отношения ребенка к миру и к самому себе; развиваются процессы самосознания и самоопределения, приводящие в конечном счете к той жизненной позиции, с которой подросток начинает свою самостоятельную жизнь. И здесь ведущими будут уже не возрастные закономерности, а закономерности, связанные с индивидуальным формированием психики человека. Ведь в подростковом возрасте процесс формирования личности не завершается.

В подростковом возрасте организм претерпевает значительные изменения, которые существенно влияют на все стороны биологического, психологического социального развития. Появившаяся угловатость, неуклюжесть, нескладность подросток маскирует довольно часто грубостью, агрессивным поведением.

Эмоциональная сфера подростка неустойчива, он эмоционально возбудим. Он еще не научился глубоко проникать в смысл жизненных явлений и понимать их, а стремление к самостоятельным поступкам, суждениям у него велико.

Существенные сдвиги происходят в интеллектуальной деятельности подростков. Основной особенностью ее является нарастающая с каждым годом способность к абстрактному мышлению, изменение соотношений между конкретнообразным и абстрактным мышлением в пользу последнего. Важная особенность этого возраста - формирование активного, самостоятельного, творческого мышления. Возникновение и развитие теоретического мышления, опирающегося на научное понятие (функционально новое образование, осознанное выражаемое в речи), служит источником для многих изменений в психике подростка. Оно позволяет подростку овладевать новым содержанием, формирует новый тип познавательных интересов (интерес не только к фактам, но и к закономерностям), порождает более широкий взгляд на мир и - что, может быть, самое главное для понимания изменений в личности подростка - приводит к возникновению рефлексии, а также на познание своих собственных психических процессов и всех особенностей своей личности.

А.Н.Леонтьев указывает на совпадение в движении преобразования человеческих потребностей и развития личности. Он описывает формулу развития личности следующим образом: «Она начинается с того, что субъект действует ради поддержания своего существования; оно приводит к тому, что субъект поддерживает свое существование ради того, чтобы действовать - делать дело своей жизни, осуществлять свое человеческое назначение. Переворот этот, завершая этап становления личности, вместе с тем открывает неограниченные перспективы ее развития» [ ].

В гуманистической психологии личность понимается как уникальная целостная система, возникающая в процессе жизнедеятельности в обществе, как продукт развития человеческого опыта, усвоения общественных форм поведения, которая опирается на собственные потребности.

По своим позициям, особенно в плане понимания личности, смысла ее жизни (стремление к высшим целям, ценностям) гуманистическая психология близка отечественной психологии.

Таким образом, структура личности обусловлена самой ее психологической заданностью, призванной отражать объективное и, обеспечивая интеграцию, индивидуализировать его, превращая в субъективное. Это значит, что существует два пространства: объективное и субъективное.

Объективная реальность детерминирует появление субъективной реальности. А.Н.Леонтьев, рассматривая субъекта и объекта, пишет: «Локализация объекта в пространстве выражает его отдаленность от субъекта; это - очарование границ его независимого от субъекта существования» [ ]. Граница, разделяющая субъективную и объективную реальности, обозначается (является) четкой. Человек всегда определенно отмечает явления и события внешнего, относящегося к окружающему миру, и того, что принадлежит области субъективного, внутреннего.

Объективная и субъективная реальности находятся в постоянном взаимодействии, испытывая (подвергаясь) взаимовлиянию. Так, объективное (общественное) переходит в субъективное (личностное) и далее происходит обратный процесс, то есть субъективное оказывает влияние на события, явления окружающей среды, опираясь на произошедшие в субъективной реальности изменения. Постоянное «перетекание» (в терминах А.Н. Леонтьева) тем самым обеспечивает развитие каждого.

Интегративная концепция развития, принимающая во внимание согласованное, системное формирование и взаимозависимое преобразование всех тех сторон личности, акцент на которые делался в русле различных подходов к теории.

В работе «Деятельность. Сознание. Личность» А.Н. Леонтьев, анализируя различные подходы к пониманию личности, перспективным обозначает подход, в котором личность рассматривается с учетом «трех уровней»:

• уровень биологический, на котором она открывается в качестве телесного, природного существа;

• уровень психологической, на котором она выступает как субъект одушевленной деятельности;

• уровень социальный, на котором она проявляет себя как реализующая объективные общественные отношения, общественно - исторический процесс.

«Сосуществование этих уровней и ставит проблему во внутренних отношениях, которые связывают психологический уровень с биологическим и социальным» [ ].

Современно и актуально звучат слова А.Н. Леонтьева о необходимости изучения целостного человека в психологии только с позиции «исследования взаимопереходов одних уровней в другие, возникающих в ходе развития». Ученый предостерегает «от идеи рассматривать эти уровни как наложенные друг на друга или тем более сводить один уровень к другому».

А.В.Петровский, рассматривая личность, ее структуру и особенности развития, также обозначает три уровня, три «пространства» существования личности: в самом индивиде, в межиндивидных отношениях, в других людях. Эти «пространства», в которых обнаруживается личность, не существуют изолированно, а образуют единство [ ].

Модель, предлагаемая З.И.Рябикиной и поддерживаемая автором, включает пространство индивидуальной психики в окружении трех пространств объективных явлений. Перечислим эти пространства:

• пространство организменных состояний;

• пространство внешней по отношению к индивиду реальности окружающего мира;

• пространство поведения или деятельности [ ].

Несмотря на различные формулировки, используемые учеными, при рассмотрении связей-зависимостей субъективного (психики) с объективным (внешним миром) можно выделить три феноменологических пространства: явления среды, поведения и организма.

Все три объективно существующих пространства: бытийность как череда актов активности индивида; внешний «вещный» мир, претворенный в человеческом обществе в систему значений, образующих мир культуры; организменные состояния - могут существовать помимо личности и в этом смысле они личности предшествуют.

Рассмотрение субъективной реальности, понимаемой в отечественной науке как пространство психики, дифференцируется на бытийный и смысловой слои личности.

Целостное представление личности требует осуществить анализ всех указанных структурных составляющих и их взаимозависимостей (отношений).

Биологические характеристики выступают необходимыми условиями адекватного существования личности в окружающем мире, во многом обусловливают гармоничное ее развитие. Потребностные состояния личности проявляются в запросах, которые обращены к среде обитания и благодаря изменяющимся деятельностям трансформируются в новые состояния. Следовательно, организм предшествует личности и ее развитию. В представленной модели объективной реальности, организм и выступает в качестве одного из составляющих.

Культурно-историческая теория развития психических функций, которую разработал Л.С.Выготский, внесла огромный вклад в систему психологического знания и оказала влияние на все последующие интерпретации развития психики, сознания, личности. Теоретическим обоснованием развития личности в концепции Л.С.Выготского выступает идея о социальной ситуации развития личности. Личность формируется под влиянием социальной среды, социального контекста, тех отношений, в которые включается человек с момента рождения, а также под воздействием культуры как системы выработанных социумом значений. Таким образом, окружающая действительность, в которой формируется личность, выступает предметом психического отражения, отсюда можно говорить, что среда детерминирует развитие личности.

Деятельность субъекта, выступая в качестве динамической системы взаимодействия с объектами окружающего мира, в ходе интериоризации обеспечивает усвоение общественно-исторического опыта личностью. Опираясь на ее потребности, в деятельности осуществляется «переход объекта в его субъективную форму», вместе с тем, благодаря деятельности, совершается на качественно новом уровне обратный переход в объективные результаты [ ]. Следовательно, деятельность, как "среднее звено", которое опосредствует связи субъекта с реальным миром, предшествует личности.

Итак, личность предваряют три организованных пространства объективных явлений, для которых индивидуальная психика есть «место» их соотнесения и согласования. Согласование системы потребностей индивида с системой «означенных» культурой событий среды (среди которых потенциальные предметы его потребностей) и системой освоенных индивидом способов деятельности, ориентированных на присвоение отвечающих его потребностям предметов, - вот задача, решаемая по мере формирования психической организации и личности как вершинного интегратора этой организации.

В связи с этим личность предстает как полисистемное образование, включающее пространство психических явлений и объективные пространства личностной бытийности (организм, события среды, деятельность). Это позволяет представить развитие личности как следствие возникающих и разрешаемых в этих пространствах противоречий. При этом, «дифференцируя пространство психических явлений на смысловой и действенный {бытийный) слои, следует сказать, что в бытийном слое представлены три пространства явлений, имеющих непосредственное продолжение в объективно фиксируемых событиях человеческого бытия: деятельность, реалии среды и состояния индивида. В психологическом пространстве они воссоздаются как взаимосвязанные взаимоперетекающие подпространства: «планы и структуры поведения», «образ мира», «мотивационно-потребностная сфера».

Таким образом, если пространства бытийности и значений одновременно и объективны и субъективны, то есть события этих пространств существуют в объективной реальности представлены в пространстве психики в отраженном виде, то смысловое пространство является внутрипсихологическим, существующим только в субъективном плане.

Рассматривая индивидуальное сознание личности, А.Н.Леонтьев выделяет его структуру. В качестве еще одной образующей данной системы выступает личностный смысл, который связывает значения с реальностью самой жизни субъекта в этом мире, с ее мотивами. В личностном смысле представлена своей особой функцией деятельность, обеспечивающая «распредмечивание» внешнего события. Поэтому личностные смыслы являются внутриличностными, индивидуально-психологическими. Они и создают пристрастность человеческого сознания.

Появление собственно личностного самосознания и соответствующей внутренней позиции требует и повышения удельного веса самостоятельности, личной инициативы и ответственности при организации своей деятельности. Однако содержание целей и ориентиров, средств и форм такой общественно-полезной деятельности подростки открывают только при прямом или косвенном участии взрослых. Иначе быть не может. Иначе — регресс и деградация.

Самосознание возникает и развивается на основе такой практической деятельности ребенка, которая предполагает его собственную активность и сотрудничекство с окружающими людьми. Формирующиеся представления индивида о самом себе объединяются в образ "Я", в структуре которого выделяются две части: когнитивная (знание о себе) и аффективная (отношение к себе).

Развитие самосознания и его важнейшей стороны - самооценки - это сложный и длительный процесс, сопровождающийся у подростка целой гаммой специфических (часто внутренне конфликтных) переживаний, часто проявляющихся в неуровновешенности, вспыльчивости, смене настроения, подавленности и др. Возможность осознать, оценить свои личные качества, удовлетворить свойственное ему стремление к самоусовершенствованию подросток получает в системе взаимодействия с "миром людей". Главным критерием в оценке себя становятся нравственно-психологические аспекты взаимоотношений подростка с другими людьми (сверстниками и взрослыми). Новая личностная позиция подростка оказывается в условиях практически неизменной социальной среды [ ]. По-новому ощущая себя и стремясь проявиться в серьезных, социально значимых деяниях, подросток, наталкиваясь на полное непонимание окружающих взрослых, вынужден самоутверждаться скорее эффектно, чем эффективно, демонстрируя больше себя, чем свою деятельность. Да и показывает себя он не среди взрослых, которые еще не признают его за равного, а лишь среди сверстников.

Стремление к эмансипации (особенно от родителей) во всех сферах жизни и в то же время полная подчиненность интересам группы сверстников или разновозрастной группы; обособление и индивидуализация (во всем, начиная от внешнего облика и кончая кругом интересов) и одновременно такое же общее следование общепринятой моде, «слепое» в выборе средств, соответствующих индивидуальным особенностям; стремление выделить (отсюда экстравагантность в облике и поведении) и тут же еще более сильное стремление стать «одним из», то есть найти свою реальную референтную группу и «раствориться» в ней характеризует структуру личности подростка.

Такие противоречивые психологические потребности личности подростка характеризуют этот период. Именно психологические потребности являются значимыми на данном возрастном этапе.

Возникающие в переходный период феномены ситуативного поведения подростка и подростковой группы требуют от участников такой группы весьма чувствительного механизма эмоционального отклика на изменение настроения, желаний и соответствующего направления активности других членов группы. Естественно, что такой механизм должен включать в качестве наиболее существенной части именно эмоциональную децентрацию.

Среди общих механизмов эмоциональных процессов отметим эмоциональную децентрацию, «проникающую» во все виды деятельности и приобретающую устойчивость, и эмоциональное смещение, позволяющее подростку переживать события, отдаленные на много месяцев. Среди специфических особенностей эмоций у подростка можно отметить радость самоутверждения среди членов референтной группы.

Под влиянием окружающей среды происходит формирование мировоззрения подростков, их нравственных убеждений и идеалов. Нравственный идеал подростка - это исключительно эмоционально окрашенный образ, становящимся не только образцом для подражания, но своеобразным внутренним критерием самооценки, регулятором собственного поведения. Все это создает ту внутреннюю среду подростка, которая обеспечивает ему «возможность стать самостоятельным и самому в большей или меньшей степени управлять своим развитием» [ ].

Отклонения в структуре формирования личности подростка могут обусловливаться нарушением в одной из перечисленных выше ее составляющих. Девиантное поведение детерминировано, как правило, влиянием отрицательной микросреды, трудными взаимоотношениями в семье, недостатками, ошибками семейного и школьного воспитания и т.д. В отечественной психологической науке на основе глубокого изучения особенностей формирования нравственной сферы личности убедительно показано, что так подростки с отклоняющимся поведением - это педагогически запущенные дети; нравственная деформация их личности является следствием педагогических просчетов (речь не идет о детях, страдающих расстройством нервной системы, не об умственно отсталых детях, а о психически и физически здоровом ребенке). У этих подростков зачастую деформированы духовные, познавательные, эстетические потребности. Утрачен, в частности, интерес к учебе. Однако эти подростки обладают нормальными интеллектуальными возможностями, и целенаправленное включение их в заданную систему многоплановой деятельности обеспечивает ликвидацию интеллектуальной запущенности и пассивности. (Д.И.Фельдштейн).

Итак, во время пубертатного периода происходят глубокие телесные изменения; меняется также характер мышления, претерпевая качественные и количественные преобразования; социальное развитие идет по двум основным линиям - освобождение от родительской опеки и установления новых отношений со сверстниками; и наконец, развитие самосознания характеризуется становлением новой субъективной реальности, а именно идентичности как продукта сексуальных, когнитивных и социальных трансформаций. Таким образом, изменения в отрочестве последовательно охватывают четыре сферы развития: тело, мышление, социальную жизнь и самосознание. Всякий раз эти изменения представляют собой психологические приобретения, которые отражают содержание данного момента развития.

Влияние социального окружения на формирование и развитие личности остается (интересует ученых и сегодня) предметом изучения различных отраслей психологии. Ученые, принадлежащие к различным научным направлениям акцентируют внимание на разнообразных аспектах социального окружения, отношений, складывающихся с личностью.

В рамках нашей работы наибольший интерес вызывает отражение социального мира в образе мира человека. Влияние, которое оказывают социальная среда, отношения, в которые человек вовлекается с момента рождения.

В представленной модели личности, объективно существующее пространство социальной реальности подробно представлено. Оно рассматривается как источник развития личности. Последнее тесным образом связано с социальной средой, и теми социальными отношениями, в которые включается человек. При выделении данного пространства появляется возможность продемонстрировать важную роль культуры, как системы значений, которые выработаны человечеством, в развитии личности.

Существенным вкладом в систему психологического знания выступила культурно-историческая концепция развития психики, предложенная Л.С.Выготским, и оказавшая огромное влияние на все последующие интерпретации развития психики, сознания, личности. Автором сформулирована идея о социальной ситуации развития как "исходного момента" для всех динамических изменений, происходящих в развитии. Л.С.Выготский указывает: «Самым начальным и существенным моментом при общем определении динамики возраста является понимание отношений между личностью ребенка и окружающей его социальной средой...» [ ]. И далее «...к началу каждого возрастного периода складывается совершенно своеобразное, специфическое для данного возраста, исключительное, единственное и неповторимое отношение между ребенком и окружающей его действительностью, прежде всего социальной... Социальная ситуация развития для каждого возраста, определяет строго закономерно весь образ жизни ребенка, или его социальное бытие» [ ].

Каждый возрастной период, непосредственно связанный с изменениями всей структуры сознания ребенка, влечет за собой перестройку всей сложившейся системы отношений ребенка к внешней действительности и к самому себе.

Важнейшую роль в происходящих изменениях (событиях), точнее в развитии внутренних индивидуальных свойств личности ребенка Л.С. Выготский отводит взрослым, которые составляют ближайшее окружение ребенка. Этот важнейший теоретический постулат остается актуальным и в настоящее время.

Многие психологи затрагивали и развивали представление о влиянии окружающих, ближайшего окружения на развитие личности, межличностных отношений на гармоничное развитие личности ребенка определяющем значение окружающих взрослых в развитии личности.

Впервые Г.Салливен выделил и обозначил человека из социального окружения, чье влияние обнаруживается не только на определенном возрастном этапе развития, а также сказывается и на дальнейшем развитии личности. Американский психолог ввел термин «Значимый другой» в 30-х гг. XX столетия. Опираясь на представление о «личности... как относительно устойчивой модели повторяющихся межличностных ситуаций, характеризующих человеческую жизни», он и обозначил в качестве условия, способствующего развитию личности.

В «Психологии развития» Г.Крайг приводит следующую дефиницию: «Значимый другой - любой человек, чье мнение высоко ценится индивидуумом» [ ].

В концепции социолога А.Халлера дается такое определение: «Значимый другой - это та личность, одобрения которой данный индивид добивается и чьи указания он принимает».

В.А.Петровский, реализуя метод «отраженной субъектности», пишет так: «Значимый другой...ценностный акт обретения людьми совместного опыта, достижение резонанса, отраженности» [ ]. По мнению Т.Шибутани,(который соотносит значимых других и стиль жизни человека) стиль, т.е. выработанный особый способ подхода к миру, связан с личностью близких. Отражаются реакции на оказание помощи со стороны значимых других или на вызванные ими фрустрации. Изучая данный вопрос, он обнаруживает и находит подтверждение в работах других психологов то, что личность формируется в процессе приспособления к требованиям значимых других в повторяющихся сетях межличностных отношений. В данном контексте можно говорить о том, что они обеспечивают адаптацию личности (адекватную или неадекватную).

Изучению данного вопроса посвятил длительное время А.В.Петровский. Он отмечает возможности концепции персонализации и метода отраженной субъектности (В.А.Петровский) в исследовании природы влияния значимого другого на субъект взаимодействия. К числу важных он относит следующие:

• фиксацию преобразований в мотивационно-смысловой и эмоциональной сферах субъекта;

• определение собственно личностных проявлений значимого другого, обеспечивающих преобразования субъекта (идеальная представленность значимого другого в тех, с кем находится во взаимодействии).

А.В. Петровский предложил (разработал, выстроил) трехфакторную модель значимого другого, выделяя три формы метаиндивидной репрезентации его личности, которые обладают полярными значениями: референтность, власть, аттракция. Данная модель позволяет определить механизмы взаимодействия людей в системе межличностных отношений. Заслуга А.В.Петровского состоит и в том, что он описывает характеристики «позиций, в которых может находиться значимый другой в зеркале предложенной модели, имея в виду только предельные значения выделенных параметров» [ ].

В.А. Петровский подчеркивает особую функцию значимого другого в развитии личности. «Вне значимого другого...никакого развития нет и не может быть» [ ]. С позиции концепции «отраженной субъектности» уточняет это так: «Не только без «значимого другого», но и без «значимости себя для другого» невозможно развитие личности». Определяя критерии развития личности (этого процесса) он выделяет форму активности, в которой «хочу» и «могу» выступают совместно, поддерживая друг друга и переходя друг в друга, обозначая ее как устремление. В рамках своего подхода В.А.Петровский предлагает использовать в работе и в жизни со-устремленность детей и взрослых в межличностном общении [ ].

К значимым другим традиционно относят: родителей, сверстников, родственников, учителей, кино- и теле- героев, а также воображаемые персонификации.

В подростковом возрасте отношения с родителями переходят на качественно новый этап. Специфика взаимоотношений «семья-подросток» обусловлена в первую очередь задачами формирования и осознания подростком своей идентичности, коренными преобразованиями мотивационной сферы. У подростка одновременно сосуществуют два типа потребностей: потребности в автономии, уважении, самоопределении и потребности в поддержке и присоединении к семейному «мы».

Семья на протяжении длительного времени играет одну из определяющих ролей в формировании личности ребенка, однако на каждом возрастном этапе роль и значение семьи меняются и имеют свои специфические особенности. «Нет практически ни одного социального или психологического аспекта поведения подростков и юношей, который не зависел бы от их семейных условий в настоящем или прошлом» [ ].

По сравнению с другими институтами социализации семья обладает своими особенностями. Прежде всего, семейные взаимоотношения подростка имеют свою историю, накопленный опыт общения, родительских воздействий, иногда ошибок и просчетов, совершенных родителями на прежних этапах воспитания. Семья является разновозрастной группой, в которой подросток приобретает опыт общения и взаимодействия с людьми разных поколений, разного пола. Влияние семьи на подростка охватывает все стороны его личности (аффективную, когнитивную, конативную), продолжается практически непрерывно (с рождения и на протяжении всей жизни, в любое время года, суток и т.д.) и ощущается даже тогда, когда ребенок находится за пределами дома.

Характер складывающихся отношений и степень их воздействия на подростка зависят от множества факторов. Это, во-первых, сложившиеся к этому времени индивидуальные личностные свойства подростка, представляющие собой результат сложного взаимодействия генетических (унаследованных от родителей и прародителей), и средовых факторов. Во-вторых, «семейные» факторы, в частности психологическая атмосфера в семье в целом, включающая эмоциональные, ролевые и коммуникативные аспекты взаимоотношений, а также психосоциальные качества родителей, стиль семейного воспитания, характер взаимоотношений с братьями и сестрами, материальное и социальное положение семьи, уровень образования родителей и многое другое. В-третьих, необходимо учитывать и собственную активность подростка. Он является не просто продуктом воспитания, а выступает активным субъектом, который сам осмысливает свою семью, собственное положение в ней, определяет свое поведение, отношение к семье и к самому себе. Социальный опыт, получаемый в семье, активно перерабатывается, становясь источником индивидуализации личности [ ].

На протяжении всего периода взросления родители являются для ребенка чрезвычайно значимыми людьми. Для того, чтобы понять взаимоотношения подростков с родителями, необходимо знать, как меняются с возрастом функции этих взаимоотношений и связанные с ними представления. И.С Кон выделяет несколько «ипостасий», в которых выступают отец и мать в глазах подростка:

Это, во-первых, источник эмоционального тепла и поддержки, без которых ребенок чувствует себя беззащитным и беспомощным;

Во-вторых, родители - директивная инстанция, распорядители жизненных благ, наказаний и поощрений;

В-третьих, родители - образец, пример для подражания, воплощение лучших личностных качеств, модель взаимоотношений с другими людьми

В-четвертых, родители являются источником знаний, жизненного опыта, друзьями, советчиками в решении сложных жизненных проблем.

В процессе взросления ребенка соотношение этих функций и их психологическая значимость изменяются [ ].

В подростковом возрасте, как и на предыдущих стадиях развития,  семья сохраняет свое значение в качестве источника эмоционального тепла и поддержки. Эта поддержка особенно важна, потому что подросток вступает в фазу интенсивного формирования Я-концепции, нередко сопровождающуюся противоречивыми переживаниями, полярными оценками, острым чувством неполноценности, неумением адекватно и конструктивно реагировать на неудачу. В этих условиях именно семья способна обеспечить базисное чувство безопасности, являясь источником постоянной оптимистической поддержки, вселяющей в подростка уверенность в своих силах, источником спокойной, взвешенной оценки качеств подростка, способствовать снижению чувства тревоги, возникающей у подростка в новых или стрессовых ситуациях.

Родители обладают определенной властью, от которой зависит удовлетворение значительной части его потребностей, в том числе материально-бытовых, что в подростковом возрасте имеет особое значение, так как в этот период положение в коллективе сверстников во многом определяется наличием престижных и стильных вещей, одежды и т.д.

В подростковом возрасте родители уже не являются для подростка таким абсолютным авторитетом, как в детстве. Дети начинают воспринимать родителей более критично. Стремление к подражанию и степень идентификации с родителями заметно снижаются, а в качестве примера и модели для подражания начинают выступать и другие люди: знакомые, сверстники, популярные личности. Вместе с тем, подростки хотят иметь таких родителей, которые «подают хороший пример для подражания», подростки хотят гордиться своими родителями, видеть их людьми, которыми можно восхищаться», и тогда они, как правило, чувствуют себя в этом мире достаточно комфортно [ ].

Важнейшей функцией родителей в подростковом возрасте является помощь ребенку в решении сложных жизненных проблем, объяснение, информирование, содействие в формировании оценки самых разных сторон жизни. Подросток вступает в период интенсивного овладения социальными ролями взрослого человека, его круг общения быстро расширяется, и при всем стремлении к самостоятельности подростки остро нуждаются в жизненном опыте и помощи старших. В связи с этим родители выступают в качестве источника жизненного опыта.

Однако изучение особенностей развития подростка без учета его представлений о значимых других - родителях, на наш взгляд будет неполным. Обратимся к рассмотрению особенностей образа родителей.

От того, как сложатся взаимоотношения ребенка с родителями, какое место займет он в этих взаимоотношениях, зависит его отношение к себе.

М.В.Осорина «Только то, что ребенок полноценно прожил в собственном опыте, он сможет по-настоящему воплотить потом в своих действиях по отношению к другим людям. Только если к нему относились как к ценности, он бережно отнесется к другому».

Любая человеческая культура обязательно несет в себе модель мира, созданную данной этнокультурной общностью людей. Эта модель мира воплощена в мифах, отражена в системе религиозных верований, воспроизводится в обрядах и ритуалах, закреплена в языке, материализована в планировке человеческих поселений и организаций внутреннего пространства жилищ. Каждое новое поколение получает в наследство определенную модель мироздания, которая служит опорой для построения индивидуальной картины мира каждого отдельного человека и одновременно объединяет этих людей как культурную общность.

Такую модель мира ребенок, с одной стороны, получает от взрослых, активно усваивает из культурно-предметной и природной среды, с другой стороны, активно строит сам, в определенный момент объединяясь в этой работе с другими...» [ ].

Соглашаясь с М.В. Осориной, можно выделить три главных фактора, влияющих на формирование мира ребенка.

Первый - это влияние «взрослой» культуры, активными проводниками которой являются прежде всего родители, а затем другие взрослые.

Второй - это личные усилия самого подрастающего человека, которые проявляются и реализуются в различных видах его интеллектуальной творческой деятельности.

Третий — это воздействие детской субкультуры, традиции которые передаются из поколения в поколение, выступающие значимыми для понимания того, как освоить мир [ ].

Модель мира любого человека доступна для внешнего восприятия только при условии, что она каким-то образом воплощена, материализована -в виде рисунка, рассказа, поступка и т.д. Анализируя их, можно с определенной степенью достоверности реконструировать внутреннее содержание жизни человека, выяснить некоторые особенности его картины мира.

Инициаторами мироустроительной работы ребенка выступают взрослые: именно они вводят его в мир материальной культуры и родного языка, которыми в разнообразных формах представлены важнейшей пространственно-смысловые координаты, помогающие ребенку организовать и осознать свой личный опыт.

В данном разделе осуществлен теоретических анализ категорий образ мира, личности, образа родителей, значимых других. Обобщая этот материал, можно представить следующие выводы.

Существуют разные психологические подходы, рассматривающие картину мира, образ мира. Так, в когнитивной психологии изучая вопрос о способах отражения мира говорят о ментальной репрезентации, когнитивной карте, схеме (У.Найссер, Р.Солсо), деятельностный подход исследует структуру, особенности развития образа мира (А.Н. Леонтьев).

В структуру образа мира входят значения, смыслы и чувственная ткань (А.Н. Леонтьев), система пространственно-временных координат.

Образ мира осуществляется в действии. Проекция образа мира на восприятие дает эмоциональные, смысловые, мотивационные дифференциации только в исполнении действия в ситуации.

Особая роль образа мира состоит в его прогностичности. Он содержит в явном и неявном виде прогноз на ближайшее и отдаленное будущее.

Образ родителей выступает в качестве компонента образа мира человека. Существуют различные представления о месте образа родителя в образе мира личности. Так, Р.Бернс считает, что образ родителей входит в образ Я человека, С.Д. Смирнов пишет, что образ другого человека занимает промежуточное положение между предметным образом и образом Я.

Обобщая полученные результаты по методикам, в которых ребята оценивали себя, можно сделать следующие выводы:

1. Агрессивные подростки (мальчики и девочки) характеризуются высокой спонтанной агрессивностью, неагрессивные подростки (мальчики и девочки) имеют средние показатели по шкале спонтанной агрессивности.

2. Агрессивные подростки (мальчики и девочки) обладают импульсивным поведением, предрасположенностью к стрессовому реагированию на обычные жизненные ситуации, неуверенностью в себе. При этом у девочек психическая деятельность протекает по мужскому типу.

3. Неагрессивные подростки (мальчики и девочки) активны, оптимистичны, уверенные в себе, легче преодолевают трудные жизненные ситуации, хорошо владеют собой. Мальчики имеют достаточно высокую стабильность эмоционального состояния.

4. Значимыми другими для подростков всех групп выступают три группы людей: родители, учителя (мужчины и женщины), приятели. Проявление агрессивности блокируется в присутствии родителей, то есть в семейной сфере; в присутствии учительницы, то есть в учебной сфере. Неагрессивные девочки имеют возможность проявлять свою агрессивность в разных сферах, приобретая новый опыт.

5. Наиболее значимым для подростков всех групп является внешний вид. В группе неагрессивных подростков (мальчиков и девочек) ведущее место в иерархии ценностей занимает социальный статус. В группе неагрессивных подростков наиболее важными в иерархии выступают особенности характера, здоровья, благополучия. Эти фрустрируемые ценности приводят к проявлению агрессивности со стороны подростков.

6. Агрессивные подростки (мальчики и девочки) демонстрируют противоречивые характеристики стилей межличностных отношений.

7. Агрессивные подростки обладают высокой активностью, переоценивают свои возможности, нетерпеливы к критике и одновременно стремятся к тесному сотрудничеству с референтной группой, что может проявляться в компромиссном поведении.

8. У неагрессивных подростков (мальчиков и девочек) преобладает один тип межличностных отношений: у девочек - ответственно-великодушный,


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.069 с.