Особенности агрессивности и образа родителей у подростков — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Особенности агрессивности и образа родителей у подростков

2020-03-31 162
Особенности агрессивности и образа родителей у подростков 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Особенности агрессивности и образа родителей у подростков

Направление подготовки – 44.03.02 Психолого-педагогическое образование

Профиль- Психология и социальная педагогика

 

научный руководитель:

к.п.н., доцент Р.М. Рамазанова

 

Работа допущена к защите______________

Заведующий кафедрой_________________

Дата защиты__________________________

Оценка______________________________

                                                                    

 Махачкала 2018

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ                                                                                             3

1. ПОДРОСТКОВАЯ АГРЕССИВНОСТЬ КАК ОБЪЕКТ

НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ                                                          

1.1. Проблема агрессивности в психологической науке                     7

1.2 Подростковая агрессивность как предмет исследования              19

1.3 Тендерные и возрастные различия в подростковой агрессивности 26

2. ОБРАЗ РОДИТЕЛЕЙ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ

ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКА И КОМПОНЕНТ ЕГО ОБРАЗА МИРА

2.1 Сущность понятия образа мира в современных психологических подходах 35

2.2 Образ родителей как компонент образа мира подростка            47

ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                                       69

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК                                                     72

ПРИЛОЖЕНИЕ                                                                                       76

ВВЕДЕНИЕ

Преобразования, осуществляемые в российском обществе, отражаются на особенностях развития различных групп населения. Проблема заключается в том, что на этапе становления демократического государства, большинство людей, включая детей и подростков, не желает принимать авторитарные отношения, являющиеся основой популярной в прошлом системы поощрения и наказания. Современные подростки также не желают принимать превосходство родителей, общественных авторитетов и свое подчиненное положение в обществе. Протестные реакции, как правило, выражаются в агрессивном поведении подростков. В этих условиях особенно актуализируется анализ проблемы агрессивности подростков.

Многочисленные исследования агрессивности обнаруживают отсутствие единственного источника агрессивных наклонностей человека, как и одного пути развития агрессивного характера. Однако мнения многих ученых совпадают при рассмотрении вопроса о стабильности человеческой агрессивности (Л.Берковиц, А.Личко, Д.Олуэйз, Р. Хьюсманн, Х.Хекхаузен, и др). Из такой устойчивости агрессивного поведения следует, что изучение ранних влияний на становление агрессивности является важной областью исследования.

Анализ литературы показывает, что одним из важных факторов, влияющих на развитие агрессивности, является стиль общения и воспитания в семье (А.Адлер, Л. Берковиц, Р.Бэрон, Л.С. Выготский, А.И.Захаров, И.С. Кон, М. Раттер, Д.Ричардсон, Э.Фромм, X. Хекхаузен, и др). Семья должна обеспечивать и гарантировать безопасность ребенка при взаимодействии с внешним миром, его освоении новыми способами исследования и реагирования. Именно опыт внутрисемейных отношений позволяет ребенку впервые сделать выводы о смысле и ценностях жизни, оценить себя и испытать чувство принадлежности или отторжения. Система отношений и особенностей поведения подростка, опираясь на которые он пытается найти свое место в группе, в значительной степени определяются тем, как он интерпретирует свою позицию в семье. При этом логика такой интерпретации может быть понятна только самому подростку и никому другому.

В исследованиях отечественных ученых Л.И Божович, Л.С.Выготского, А.В. Запорожца, Л. М. Зюбина, И.С.Кона, А.Е Личко, Л.С. Славиной; Л.Ф.Обуховой, Д.Б Эльконина, Д.И Фельдштейна и других поднимается вопрос формирования и развития личности подростка. Отмечается воздействие на подрастающего ребенка достаточно большого количества

внешних и внутренних факторов, которые каждый раз изменяют мир его переживаний (Л.С. Выготский), выступая как внутреннее отношение ребенка к тому или иному моменту действительности.

Изучение конкретных условий социализации (микро-, мезо-, макросреды), которые вносят существенные изменения в ход его психического развития, сегодня определяют научный поиск (Л.И.Вассерман, И.В.Дубровина, Ю.А.Клейберг, И.Кон, А.А.Реан, Л.А. Регуш).

Одной из наиболее серьезных жизненных проблем современных подростков, эмоционально наиболее значимой является проблема взаимоотношений и взаимопонимания с родителями (Л.И.Вассерман, И.В.Дубровина, М.Кле, Р.Кэмпбелл, Л.А.Регуш, Э.Г. Эйдмиллер, В.В. Юстицкий). В психологической литературе приводится обширная феноменология родительских отношений, стилей воспитания, а также их следствий — формирования индивидуальных характерологических и личностных особенностей ребенка в рамках нормального или отклоняющегося поведения, в ситуациях конфликтов и кризисных состояний.

Проблеме отношения и оценке родителей самими детьми, в том числе гендерным различиям до настоящего времени уделялось недостаточно внимания. В то же время исследования аспектов гендерной идентичности можно найти в трудах В.В. Знакова, И.С. Клециной, И.С.Кона, В.А. Лабунской, Л.Н. Ожиговой и др. Очевидно, что без учета особенностей образа родителей, невозможно изменить подчас утрированное негативное отношение подростка к родителям, трудно его скорректировать, приблизить членов семьи к взаимопониманию, а, следовательно, - к гармонизации внутрисемейных отношений (Л.И. Вассерман, И.А. Горьковая, Е.Е. Ромицына).

Актуальность исследования образа родителей связана еще и с профилактикой, предупреждением отклоняющихся форм поведения подростков.

Объект исследования - агрессивность личности в подростковом возрасте.

Предмет - взаимосвязь агрессивности подростков и образа их родителей.

Цель диссертационной работы - выявить особенности агрессивности подростков и образа их родителей.

Гипотезы исследования:

1. Особенности агрессивности подростков связаны с образами их родителей.

2.0собенности агрессивности подростков (мальчиков и девочек) связаны с преобладающими типами межличностных отношений, представленными в образах родителей.

3.Образы родителей и воспитательные стили отцов и матерей, выступая существенным компонентом образа мира, различаются у
агрессивных и неагрессивных подростков.

Для реализации цели и подтверждения гипотез были поставлены следующие задачи:

Задачи:

1. Осуществить содержательный анализ понятий «агрессивность», «личность», «образ мира», «образ родителей».

2. Проанализировать и описать связь между формирующимся образом мира и образом родителей в подростковом возрасте.

3. Определить влияние значимого другого, в частности родителей, на формирование личности подростка.

4. Выделить особенности и характер связи образа родителей и агрессивности подростков, учитывая тендерные различия.

Методы исследования. Для реализации поставленных задач в работе были использованы следующие группы методов:

организационные методы: сравнительный ("срезы");

эмпирические методы: а) Фрайбургский личностный опросник (модифицированная форма В); б) Вербальный фрустрационный тест Л.Н.Собчик; в) тест-опросник диагностики межличностных отношений Т. Лири в модифицированном варианте Л.Н. Собчик; г) опросник диагностики агрессивности подростков А.Басса - Дарки; д) «Подростки о родителях» (Ador).

методы обработки данных: количественный (статистические методы) и качественный.

Практическая значимость. Применение полученных результатов при решении профилактических и коррекционных мероприятий, направленных на снижении уровня агрессивности у подростков с девиантным поведением, а также при ранней диагностике возможных отклонений у социально-нормативных подростков.

Структура дипломной работы состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, приложений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Развитие российского общества по пути гуманности и цивилизованности требует осознания проблем различных групп населения и предоставления социальных гарантий людям в аспекте нормализации их жизни. В этой связи особо актуальным становится изучение проблем наиболее уязвимых групп населения, в частности, подростков. В настоящее время интерес к подростковым проблемам велик и не случаен, и связан с тем, что общество, хоть и очень медленно, поворачивается лицом к молодому человеку - будущему этого общества. В связи с этим ключевой задачей психологии становится изучение основ, участвующих в формировании молодого человека. Изучение конкретных условий социализации (микро, мезо, макросреды), которые вносят существенные изменения в ход его психического развития, сегодня определяют научный поиск.

Одной из самых серьезных жизненных проблем подростков, эмоционально наиболее значимой является проблема взаимоотношений и взаимопонимания с родителями.

В психологической литературе приводится обширная феноменология родительских отношений, стилей воспитания, а также их следствий — формирования индивидуальных характерологических и личностных особенностей ребенка в рамках нормального или отклоняющегося поведения, в ситуациях конфликтов и кризисных состояний.

Наиболее остро этот процесс проявляется на рубеже перехода ребенка из детства во взрослое состояние — в подростковом возрасте. Причем проблема агрессивности подростков, которая затрагивает общество в целом, вызывает как глубокое беспокойство педагогов, родителей, так и острый научно-практический интерес исследователей.

Различные методологические и концептуальные подходы к объяснению подростковой агрессивности не позволяют однозначно трактовать предпосылки возникновения этого феномена. Однако становится ясно одно: подростковая агрессивность есть комплексное личностное образование, а причинами агрессивного поведения могут быть как психологические, так и социально-психологические факторы.

Понятия агрессия, агрессивное поведение и агрессивность характеризуются различной феноменологией, отличаются по способам реализации, и в нашей работе не является синонимами. Под агрессией понимаем поведение (физическое или символическое), которое мотивировано намерением причинить вред (физический или психологический) кому-то другому, не желающему подобного обращения. Агрессивность как готовность, предрасположенность к агрессивному поведению, подверженная изменениям под влиянием социума, выступающая компонентом более сложной структуры психических свойств человека.

Изучение агрессивности возможно осуществить только в контексте социального взаимодействия, учитывая гендерные различия.

В ходе проведения, переработки, анализа и интерпретации полученных данных подтвердились выдвинутые гипотезы и можно представить результаты и выводы исследования:

1. Определены особенности связи образа родителей и образа мира формирующейся личности.

2. Образы родителей, представленные в картине мира, имеют свои особенности и различаются у агрессивных и неагрессивных подростков. Образ враждебных родителей (отца и матери) отличает группы агрессивных подростков. Образ автономных и непоследовательных родителей (отца и матери) представлен в группе агрессивных мальчиков.

4. Представления о родителях неагрессивных подростков (мальчиков и девочек) имеют много общего во всех возрастных группах. Характеризуются как (властно-лидирующие, при этом ориентированные на сотрудничество, ответственные);

5. Образы родителей у неагрессивных подростков имеют четкую дифференциацию по половому признаку. Мальчики описывают отцов как умеренно прямолинейно-агрессивного и независимо-доминирующего;

6. Образ родителей в группе агрессивных подростков обладает противоречивыми характеристиками (властно-лидирующие, покорно-застенчивые, агрессивные, компромиссные). Образы родителей в группах агрессивных мальчиков характеризуется более высокими показателями по октантам.

7. Представления подростков о родителях имеют различия. Образ мамы у агрессивных девочек в трех возрастных группах (10-11 лет, 12-13 лет, 14-15 лет) характеризуются более высокими показателями индекса агрессивности и враждебности, чем в группах неагрессивных подростков.

8. Образ мамы у агрессивных мальчиков в трех возрастных группах также характеризуется более высокими показателями индекса агрессивности и враждебности, чем в группах неагрессивных.

9. Образ папы у агрессивных девочек характеризуется более высокими показателями индекса агрессивности (в возрастных группах 10-11, 12-13 лет) и враждебности (во всех возрастных группах);

10.Образ папы у агрессивных мальчиков характеризуется более высокими показателями индекса агрессивности (в возрастной группе 10-11 лет) и враждебности во всех возрастных группах.

 

 

 

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Абраменкова В.В. Образ ядерной энергетики в детской картине мира //Вопросы психологии. 1990. № 5. С.48-56.

2. Абульханова-Славская К.А., Гордиенко Е.В. Представления личности об отношении к ней значимых других //Психологический журнал. 2001. том 22. № 5. С.38-47.

3. Асмолов А. Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа. М., 2002.

4. Асмолов А.Г. Толерантность: различные парадигмы анализа // Толерантность в общественном сознании России. М.,1998.

5. Беличева С.А. Этот "опасный " возраст. М.,1982.

6. Бергер П., Лукман Т.Социальное конструирование реальности: Трактат по социологии знания. М., 2001.

7. Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М., 1986.

8. Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия и контроль. СПб., 2001.

9. Божович Л.И. Проблемы формирования личности: Избранные психологические труды. М.; Воронеж. 1995.

10. Бойко И.Б. Проявления агрессивности несовершеннолетних осужденных женского пола//Вопросы психологии. 1993. № 4. С. 27-30.

11. Васильченко Н.А. Агрессивность девочек-подростков как объект тендерных исследований //Личность и бытие: Материалы Всерос. науч-практ. конф. Краснодар., 2003. С.33-38.

12. Волкова Е.Н. Функции «другого» в развитии субъектности человека //Психология общения: социокультурный анализ. Материалы Междунар.конф. Ростов-на-Дону., 2003. С.55-56.

13. Вассерман Л.И., Горьковая И.А., Ромицына Е.Е. Родители глазами подростка: психологическая диагностика в медико-педагогической практике: Учеб. пособие. СПб., 2004.

14. Выготский Л.С. Психология. М., 2002.

15. Гордякова О.В. Влияние личностной агрессивности и тревожности подростков на эмоциональное отношение к агрессии в телевизионной рекламе //Психологический журнал. 1999. том. 20. № 4. С.96-101.

16. Драгунова Т. В. Проблема конфликта в подростковом возрасте // Вопросы психологии. 1982. №2. С. 25—38.

17. Дубровина И.В.Об индивидуальных особенностях школьников. М., 1975.

18. Ениколопов С.Н. Агрессия и отклоняющееся поведение подростков и молодежи //Подростки и молодежь в меняющемся обществе. Международная конференция М.

19. 3аика Е.В., Крейдун Н.П., Ячина А.С. Психологическая характеристика личности подростков с отклоняющимся поведением //Вопросы психологии. 1990. № 4. С.83-90.

20. Знаков В.В. Понимание асоциальными подростками ситуации насилия и унижения человеческого достоинства //Вопросы психологии. 1990. № 1. С. 20—27.

21. Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения: Учеб. пособие для вузов. М, 2003.

22. Клецина И.С. Самореализация личности и тендерные стереотипы //Психологические проблемы самореализации личности. СПб., Выпуск №2. 1998.

23. Кон И.С. Социология личности. М., 1967.

24. Крайг Г. Психология развития. СПб., 2000. 81.Крэйхи Б. Социальная психология агрессии. М.; СПб., 2003.

25. Куликов Л.В. Психологическое исследование: методические рекомендации по проведению. СПб., 2002.

26. Левитов Н.Д. Психическое состояние беспокойства, тревоги //Вопросы психологии. 1969. №1. С. 131—137.

27. Левитов Н.Д. Фрустрация как один из видов психических состояний //Вопросы психологии. 1967. № 6. С. 118-129.

28. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1977.

29. Масагутов P.M., Ениколопов С.Н. Показатели агрессивности у заключенных юношей с различным статусом в неформальной иерархии воспитательной колонии //Психологический журнал. 2004. том 25. № 1. С. 119-124.

30. Можгинский Д.Б. Агрессия подростков: эмоциональный и кризисный механизм. СПб., 1999.

31. Мудрик А.В. Время поисков и решений, или старшеклассникам о них самих. М., 1990.

32. Ожегов С. И. Словарь русского языка. М., 1986.

33. Ожигова Л.Н. Проблема субъектности: гендерная идентичность и профессиональные стратегии женщин // Субъект, личность и психология человеческого бытия /Под ред. В.В. Знакова, З.И. Рябикиной. М., 2005. С. 258-278.

34. Петровский В.А. Личностьв психологии: парадигма субъектности: Учеб. пособие для студентов вузов. Ростов-на-Дону., 1996.

35. Петухов В.В. Образ мира и психологическое изучение мышления // Вестн. Моск. Ун-та. Серия 14. Психология. 1984. № 4. С.13-21.

36. Прихожан A.M. Развитие эмоциональной стороны самосознания //Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту / Под ред. И.В. Дубровиной. М., 1987. С. 46-53.

37. Райе Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. СПб., 2000.

38. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М., 1994.

39. Рябикина З.И. Личность. Личностное развитие. Профессиональный рост. Краснодар., 1995.

40. Румянцева Т.Г. Понятие агрессивности в современной зарубежной психологии // Вопросы психологии. 1991. №1. С. 82—86.

41. Сайко В.Д. Ценностные ориентации детей при переходе в младший школьный и подростковый возраст //Вопросыпсихологии. 1986. №2. С. 14-16.

42. Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции. М.,1998.

43. Точилина Т.В. К проблеме динамики роли «значимых других» у детей предподросткового и подросткового возрастов //Журнал прикладной психологии. 2003. № 4-5. С.89-92.

44. Фельдштейн Д.И. Психология развивающейся личности. М.,1996.

45. Фрейд 3.. Введение в психоанализ. Минск, 1996.

46. Фромм Э. Бегство от свободы. М., 1995.

47. Холл К.С., Линдсей Г. Теории личности. М., 1997.

48. Хоментаускас Г.Т. Семья глазами ребенка. М., 1989.

49. Чепелева Л.М. Агрессивность и особенности самосознания личности подростка. Дисс. канд. псих. наук. Краснодар., 2001.

50. Чепелева Л.М. Решение проблемы агрессивности подростков в школе педагогической поддержки. Краснодар., 2002.

51. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В.В. Психология и психотерапия семьи. СПб., 2001.

52. Эльконин Б.Д. Введение в психологию развития. М., 1994.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ А

Многофакторный личностный опросник FPI (модифицированная форма В)

Инструкция испытуемому.

Вам предлагается ряд утверждений, каждое из которых подразумевает относящийся к вам вопрос о том, соответствует или не соответствует данное утверждение каким-то особенностям вашего поведения, отдельных поступков, отношения к людям, взглядам на жизнь и т.п. Если вы считаете, что такое соответствие имеет место, то дайте ответ "Да", в противном случае - ответ "Нет".

1. Я внимательно прочел инструкцию и готов откровенно ответить на все вопросы анкеты.

2. По вечерам я предпочитаю развлекаться в веселой компании (гости, дискотека, кафе и т.п.).

3. Моему желанию познакомиться с кем-либо всегда мешает то, что мне трудно найти подходящую тему для разговора.

4. У меня часто болит голова.

5.Иногда я ощущаю стук в висках и пульсацию в области шеи.

6.Я быстро теряю самообладание, но и так же быстро беру себя в руки.

7.Бывает, что я смеюсь над неприличным анекдотом.

8.Я избегаю о чем-либо расспрашивать и предпочитаю узнавать то, что мне нужно, другим путем.

9.Я предпочитаю не входить в комнату, если не уверен, что мое появление пройдет незамеченным.

Ю.Могу так вспылить, что готов разбить все, что попадет под руку.

11.Чувствую себя неловко, если окружающие почему-то начинают обращать на меня внимание.

12.Я иногда чувствую, что сердце начинает работать с перебоями или начинает биться так, что,

кажется, готово выскочить из груди.

13.Не думаю, что можно было бы простить обиду.

14.Не считаю, что на зло надо отвечать злом, и всегда следую этому.

15.Если я сидел, а потом резко встал, то у меня темнеет в глазах и кружится голова.

16.Я почти ежедневно думаю о том, насколько лучше была бы моя жизнь, если бы меня не

преследовали неудачи.

17.В своих поступках я никогда не исхожу из того, что людям можно полностью доверять.

18.Могу прибегнуть к физической силе, если требуется отстоять свои интересы.

19.Легко могу развеселить самую скучную компанию.

20.Я легко смущаюсь.

21.Меня ничуть не обижает, если делаются замечания относительно моей работы или меня лично.

22.Нередко чувствую, как у меня немеют или холодеют руки и ноги.

23.Бываю неловким в общении с другими людьми.

24.Иногда без видимой причины чувствую себя подавленным, несчастным.

25.Иногда нет никакого желания чем-либо заняться.

26.Порой я чувствую, что мне не хватает воздуху, будто бы я выполнял очень тяжелую работу.

27.Мне кажется, что в своей жизни я очень многое делал неправильно.

28.Мне кажется, что другие нередко смеются надо мной.

29.Люблю такие задания, когда можно действовать без долгих размышлений.

30.Я считаю, что у меня предостаточно оснований быть не очень-то довольным своей судьбой.

31.Часто у меня нет аппетита.

32.В детстве я радовался, если родители или учителя наказывали других детей.

33.Обычно я решителен и действую быстро.

34.Я не всегда говорю правду.

35.С интересом наблюдаю, когда кто-то пытается выпутаться из неприятной истории.

Зб.Считаю, что все средства хороши, если надо настоять на своем.

37.То, что прошло, меня мало волнует.

38.Не могу представить ничего такого, что стоило бы доказывать кулаками.

39.Я не избегаю встреч с людьми, которые, как мне кажется, ищут ссоры со мной.

40.Иногда кажется, что я вообще ни на что не годен.

41.Мне кажется, что я постоянно нахожусь в каком-то напряжении и мне трудно расслабиться.

42.Нередко у меня возникают боли "под ложечкой" и различные неприятные ощущения в животе.

43.Если обидят моего друга, я стараюсь отомстить обидчику.

44.Бывало, я опаздывал к назначенному времени.

45.В моей жизни было так, что я почему-то позволил себе мучить животное.

46.При встрече со старым знакомым от радости я готов броситься ему на шею.

47.Когда я чего-то боюсь, у меня пересыхает во рту, дрожат руки и ноги.

48.Частенько у меня бывает такое настроение, что с удовольствием бы ничего не видел и не

слышал.

49.Когда ложусь спать, то обычно засыпаю уже через несколько минут.

50.Мне доставляет удовольствие, как говорится, ткнуть носом других в их ошибки.

51.Иногда могу похвастаться.

52.Активно участвую в организации общественных мероприятий.

53.Нередко бывает так, что приходится смотреть в другую сторону, чтобы избежать

нежелательной встречи.

54.В свое оправдание я иногда кое-что выдумывал.

55.Я почти всегда подвижен и активен.

56.Нередко сомневаюсь, действительно ли интересно моим собеседникам то, что я говорю.

57.Иногда вдруг чувствую, что весь покрываюсь потом.

58.Если сильно разозлюсь на кого-то, то могу его и ударить.

59.Меня мало волнует, что кто-то плохо ко мне относится.

бО.Обычно мне трудно возражать моим знакомым.

61.Я волнуюсь и переживаю даже при мысли о возможной неудаче.

62.Я люблю не всех своих знакомых.

63.У меня бывают мысли, которых следовало бы стыдиться.

64.Не знаю почему, но иногда появляется желание испортить то, чем восхищаются.

65.Я предпочитаю заставить любого человека сделать то, что мне нужно, чем просить его об этом.

66.Я нередко беспокойно двигаю рукой или ногой.

67.Предпочитаю провести свободный вечер, занимаясь любимым делом, а не развлекаясь в

веселой компании.

68.В компании я веду себя не так, как дома.

69.Иногда, не подумав, скажу такое, о чем лучше бы помолчать.

70.Боюсь стать центром внимания даже в знакомой компании.

71.Хороших знакомых у меня очень немного.

72.Иногда бывают такие периоды, когда яркий свет, яркие краски, сильный шум вызывают у меня

болезненно неприятные ощущения, хотя я вижу, что на других людей это так не действует.

73.В компании у меня нередко возникает желание кого-нибудь обидеть или разозлить.

74.Иногда думаю, что лучше бы не родиться на свет, как только представлю себе, сколько всяких

неприятностей, возможно, придется испытать в жизни.

75.Если кто-то меня серьезно обидит, то получит свое сполна.

76.Я не стесняюсь в выражениях, если меня выведут из себя.

77.Мне нравится так задать вопрос или так ответить, чтобы собеседник растерялся.

78.Бывало, откладывал то, что требовалось сделать немедленно.

79.Не люблю рассказывать анекдоты или забавные истории.

80.Повседневные трудности и заботы часто выводят меня из равновесия.

81.Не знаю, куда деться при встрече с человеком, который был в компании, где я вел себя неловко.

82.К сожалению, отношусь к людям, которые бурно реагируют даже на жизненные мелочи.

83.Я робею при выступлении перед большой аудиторией.

84.У меня довольно часто меняется настроение.

85.Я устаю быстрее, чем большинство окружающих меня людей.

86.Если я чем-то сильно взволнован или раздражен, то чувствую это как бы всем телом.

87.Мне докучают неприятные мысли, которые назойливо лезут в голову.

88.К сожалению, меня не понимают ни в семье, ни в кругу моих знакомых.

89.Если сегодня я посплю меньше обычного, то завтра не буду чувствовать себя отдохнувшим.

90.Стараюсь вести себя так, чтобы окружающие опасались вызвать мое неудовольствие.

91.Я уверен в своем будущем.

92.Иногда я оказывался причиной плохого настроения кого-нибудь из окружающих.

93.Я не прочь посмеяться над другими.

94.Я отношусь к людям, которые "за словом в карман не лезут".

95.Я принадлежу к людям, которые ко всему относятся достаточно легко. 96.Подростком я проявлял интерес к запретным темам.

97.Иногда зачем-то причинял боль любимым людям.

98.У меня нередки конфликты с окружающими из-за их упрямства.

99.Часто испытываю угрызения совести в связи со своими поступками.

100.Я нередко бываю рассеянным.

101.Не помню, чтобы меня особенно опечалили неудачи человека, которого я не могу терпеть.

Ю2.Часто я слишком быстро начинаю досадовать на других.

103.Иногда неожиданно для себя начинаю уверенно говорить о таких вещах, в которых на самом

деле мало что смыслю.

Ю4.Часто у меня такое настроение, что я готов взорваться по любому поводу.

105.Нередко чувствую себя вялым и усталым.

106.Я люблю беседовать с людьми и всегда готов поговорить и со знакомыми и с незнакомыми.

107.К сожалению, я зачастую слишком поспешно оцениваю других людей.

Ю8.Утром я обычно встаю в хорошем настроении и нередко начинаю насвистывать или напевать.

109.Не чувствую себя уверенно в решении важных вопросов даже после длительных

размышлений.

1 Ю.Получается так, что в споре я почему-то стараюсь говорить громче своего оппонента,

111.Разочарования не вызывают у меня сколь либо сильных и длительных переживаний.

112.Бывает, что я вдруг начинаю кусать губы или грызть ногти.

113.Наиболее счастливым я чувствую себя тогда, когда бываю один.

 

3. Вербальный фрустрационный тест Л.Н.Собчик

4.

1.      Мой отец сказал мне:А. Ну и дурацкая у тебя прическа!

B.     Ты совсем не следишь за своим здоровьем!

C.     До чего же у тебя противный характер!

D.    Неужели нельзя уже начать что-то зарабатывать? Бездельник!

E.     Вряд ли тебе удастся чего-либо в жизни добиться!

F.    Ты ни в чем не разбираешься, поэтому и не спорь со старшими!

G.   Бессовестный ты человек, ничего для отца сделать не хочешь!

2.     Моя мать сказала мне:А. Нужно же такое нагородить на голове!

B. Ты питаешься так, чтобы окончательно испортить свое здоровье!

C.   С тобой никогда ни о чем нельзя договориться!

D.    Опять ты без денег и мать должна тебе подбрасывать!

Б. Мне стыдно людям сказать, кто ты у меня и чем занимаешься!

F.    Ты так мало знаешь и так много мнишь о себе!

G.    И не стыдно тебе вести себя так бессовестно!

3.     Мой приятель: А. Да тебя разнесло как на дрожжах!

B.     Что-то ты плохо выглядишь...

C.     А ты, как всегда, со своим особым мнением!

D.     Что-то не заметно, чтобы тебе привалило богатство!

E.     А ты все в двоечниках ходишь, скоро тебя выгонят из школы!

F. Как, ты не можешь ответить на такой простой вопрос? В твоем возрасте каждый человек в этом разбирается!

G. Слушай, а ведь ты поступаешь некрасиво, не по-приятельски!

4. Моя приятельница: А. Такая как у тебя прическа уже давно не в моде.

B.   У тебя болезненный вид, сходи к врачу,

C.    Ну, с тобой спорить бесполезно, твое упрямство давно известно.

D.   А ты по-прежнему ходишь в драных штанах!

E.  Ты, видно, уже не можешь рассчитывать добиться чего-то в жизни!

F.    Боже, с тобой и поговорить не о чем: ничего не читаешь, в театр не ходишь...

G.   Ну, тебе подвести человека — ничего не стоит.

5.      Мой соученик: А. Ты в последнее время потерял форму.

B.    Смотрю, ты ходишь как-то осторожно, наверное болит что-нибудь...

C.    Ну, ты и зануда!

D.    Что, опять ни на что денег не хватает? Но я одалживать тебе не стану.

E.    А тебя опять как отстающего (отстающую) отметили.

F.    У меня один вопрос назрел, но ты вряд ли сможешь мне на него ответить.

G.    Кто бы меня в трудную минуту выручил? Я думал, что ты, но для такого эгоиста это слишком большая жертва.

6.     Моя соученица: А. Ну и вид у тебя, страшнее войны!

B.    Я последнее время замечаю, что у тебя усталый и болезненный вид.

C. Думала, сумею с тобой договориться, но с твоим характером это невозможно.

D. Я вижу, твоя необеспеченность тебя вполне устраивает.

E. Ты так и будешь всю жизнь на побегушках у тех, кто чего-то добился в жизни.

F.              Вряд ли ты можешь мне что-нибудь рассказать об импрессионистах, это — за пределами твоих
интересов.

G. Что за эгоизм с твоей стороны — так подвести весь коллектив!

5.     Мой учитель или директор (мужчина):

A.   В таком виде в школу ходить не стоит.

B.    Ты опять болеешь? Но за тебя никто учиться не будет.

C.    С тобой каши не сваришь: я тебе одно, а ты мне — другое! Трудный у тебя характер!

D.Bce школьники внесли на мероприятие необходимую сумму, а ты, наверное, беднее других.

E.    Уж тебе то в ближайшее время приличных отметок не заслужить.

F.     Такое сложное задание я тебе поручить не решусь: тут нужна хорошая осведомленность во многих вопросах.

G.    На тебя трудно рассчитывать в трудную минуту: ты можешь подвести и меня, и весь коллектив!

6.     Моя учительница или завуч (женщина)

A.    Чтобы я тебя в такой одежде в школе не видела.

B.     Ты такой бледный (такая бледная). Плохи твои дела!

C.     Какое нестерпимое упрямство и грубость!

D.Bce ученики одели новые рубашки или блузки, а ты опять в старом!

E.     Ты никуда поступить не сможешь, так как ничего не знаешь.

F.     Ты не приходишь на контрольные, так как боишься обнаружить свою невежественность.

G.    На тебя трудно рассчитывать в трудную минуту: ты можешь подвести и меня, и весь коллектив!
9. Уличные контакты: А. Прохожий в мой адрес: Ну и чучело!

B. Пассажир в автобусе: Садись, ведь ты еле на ногах стоишь, больной (больная), наверное...

C. Пассажир в вагоне метро — мне: Ну и склочная ты личность, тебе бы только учить других как себя вести!

D. Продавец в магазине: Не трогай товар! Это тебе не по карману!

E. В кинозале сидящий сзади: Ходят тут всякие, строят из себя, а на деле...

F.    Продавец книжного лотка: Ну, эта книга не для тебя. Сложновато — не осилишь!

G.    Прохожий у входа в метро: Пропусти немедленно! Не видишь — я тороплюсь!

Особенности агрессивности и образа родителей у подростков

Направление подготовки – 44.03.02 Психолого-педагогическое образование

Профиль- Психология и социальная педагогика

 

научный руководитель:

к.п.н., доцент Р.М. Рамазанова

 

Работа допущена к защите______________

Заведующий кафедрой_________________

Дата защиты__________________________

Оценка______________________________

                                                                    

 Махачкала 2018

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ                                                                                             3

1. ПОДРОСТКОВАЯ АГРЕССИВНОСТЬ КАК ОБЪЕКТ

НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ                                                          

1.1. Проблема агрессивности в психологической науке                     7

1.2 Подростковая агрессивность как предмет исследования              19

1.3 Тендерные и возрастные различия в подростковой агрессивности 26

2. ОБРАЗ РОДИТЕЛЕЙ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ

ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКА И КОМПОНЕНТ ЕГО ОБРАЗА МИРА

2.1 Сущность понятия образа мира в современных психологических подходах 35

2.2 Образ родителей как компонент образа мира подростка            47

ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                                       69

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК                                                     72

ПРИЛОЖЕНИЕ                                                                                       76

ВВЕДЕНИЕ

Преобразования, осуществляемые в российском обществе, отражаются на особенностях развития различных групп населения. Проблема заключается в том, что на этапе становления демократического государства, большинство людей, включая детей и подростков, не желает принимать авторитарные отношения, являющиеся основой популярной в прошлом системы поощрения и наказания. Современные подростки также не желают принимать превосходство родителей, общественных авторитетов и свое подчиненное положение в обществе. Протестные реакции, как правило, выражаются в агрессивном поведении подростков. В этих условиях особенно актуализируется анализ проблемы агрессивности подростков.

Многочисленные исследования агрессивности обнаруживают отсутствие единственного источника агрессивных наклонностей человека, как и одного пути развития агрессивного характера. Однако мнения многих ученых совпадают при рассмотрении вопроса о стабильности человеческой агрессивности (Л.Берковиц, А.Личко, Д.Олуэйз, Р. Хьюсманн, Х.Хекхаузен, и др). Из такой устойчивости агрессивного поведения следует, что изучение ранних влияний на становление агрессивности является важной областью исследования.

Анализ литературы показывает, что одним из важных факторов, влияющих на развитие агрессивности, является стиль общения и воспитания в семье (А.Адлер, Л. Берковиц, Р.Бэрон, Л.С. Выготский, А.И.Захаров, И.С. Кон, М. Раттер, Д.Ричардсон, Э.Фромм, X. Хекхаузен, и др). Семья должна обеспечивать и гарантировать безопасность ребенка при взаимодействии с внешним миром, его освоении новыми способами исследования и реагирования. Именно опыт внутрисемейных отношений позволяет ребенку впервые сделать выводы о смысле и ценностях жизни, оценить себя и испытать чувство принадлежности или отторжения. Система отношений и особенностей поведения подростка, опираясь на которые он пытается найти свое место в группе, в значительной степени определяются тем, как он интерпретирует свою позицию в семье. При этом логика такой интерпретации может быть понятна только самому подростку и ником


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.238 с.