Тендерные и возрастные различия в подростковой агрессивности — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Тендерные и возрастные различия в подростковой агрессивности

2020-03-31 165
Тендерные и возрастные различия в подростковой агрессивности 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Многочисленные исследования агрессивности в отечественной и зарубежной психологии недостаточно акцентируют внимание на тендерных различиях данной проблемы. Прежде всего, особое внимание педагогов, психологов, привлекает агрессивность мальчиков, которая проявляется в агрессивных действиях.

Анализ литературы показывает, что гендерые различия влияют на становление агрессивности, на протекание и демонстрацию агрессивного поведения [ ].

Понимая под тендером и культурные особенности, подробнее остановимся на существующих различиях. Эти различия детерминируются (базируются) на генетических, социальных, культурных и др. факторах [ ].

Традиционно объяснения тендерных различий в агрессивности строятся на «оценке влияния 3 факторов: биологических, социальных, социобиологических (выявлении первичности биологических или социальных факторов в формировании агрессивности) [ ]. Опираясь на эти факторы, выделим и будем использовать в диссертации 3 основных подхода в объяснении тендерных различий в агрессивности: биологический; социальный; социобиологический. Рассмотрим особенности каждого подхода.

Биологический подход или объяснение тендерных различий с позиции биологических основ. Согласно данному подходу, межполовые различия в проявлениях агрессивности, по крайней мере отчасти, обусловлены более высоким уровнем содержания тестостерона у мужчин. Как отмечает Л.Берковиц [ ] «...гормоны влияют на человеческое поведение двояко: 1) способствуют определенному развитию мозга, которое обусловливает более вероятное реагирование; 2) активизирует физиологические механизмы, способствующие определенным паттернам поведения».

Как показывают исследования ученых отчасти за счет влияния сексуальных гормонов на развитие мозга, организация женской и мужской центральной нервной системы имеет отличия. Причем, как указывают ученые, ссылаясь на экспериментальные данные, половые гормоны могут влиять прежде всего на формирование тендерных различий в период внутриутробного развития, которые позднее найдут отражение в поведении. Л.Берковиц также отмечает, что «нет никакого четкого доказательства того, что гормоны помогают активизировать импульс к агрессии, когда нервная система полностью сформировалась» [  ].

Хотя фактов, свидетельствующих о взаимосвязи между уровнем гормонов и агрессивностью вполне достаточно, до сих пор остается неясным ее характер. Р.Бэрон приводит следующие объяснения:

1)  связь между уровнем гормонов и агрессивностью (тендерные различия) может быть прямой и косвенной (осуществляться через какие-либо личностные или поведенческие характеристики).

2)  связь между уровнем тестостерона и агрессивностью может быть двухсторонней, то есть усиление агрессивности способствует повышению уровня тестостерона, точно также как повышение уровня тестостерона ведет к усилению агрессивности) [ ].

В другом объяснении тендерных различий в агрессивности делается акцент на влиянии социальных и культурных факторов. Согласно данной теории, тендерные различия в проявлении агрессивности порождаются в процессе социализации, главным образом, противоположностью тендерных ролей, то есть представлениями о том, каким в пределах данной культуры должно быть поведение представителей разных полов. Поощрения проявлений агрессивности у мальчиков по мере взросления, которые можно наблюдать в обыденной жизни (игрушечные пистолеты для сыновей и куклы - дочерям; примеры в популярной литературе и средствах массовой информации; вознаграждение агрессивного поведения у мальчиков, а не у девочек и т.д), приводит к тому, что становясь мужчинами чаще выступают сторонниками силы и проявления агрессивности во многих жизненных ситуациях, включая контролирование общества, применение закона и межличностные взаимоотношения.

Исследования показывают, что женщины чаще сообщают о чувствах вины и тревоги как о реакциях, сопутствующих агрессивному поведению. Кроме того, гендерные различия исчезают, когда субъектов деиндивидуализируют, то есть тестируют анонимно. Беттенкорт и Кернахан пришли к заключению, что мужчины агрессивнее женщин при наличии ключевых раздражителей, если никакого предварительно провоцирующего воздействия оказано не было. Однако если такое воздействие имело место, женщины проявляли не меньше агрессивности, чем мужчины.

Дополнительные данные, касающиеся тендерных различий в проявлениях агрессивности, свидетельствуют о том, что мужчины склонны использовать прямые формы агрессии, а женщины - косвенные. В качестве иллюстрации этого положения выступают результаты исследования Лагерспетца и его коллег, в котором участвовали школьники 8-15 лет. Так, мальчики прибегают к прямым формам агрессии, включающим такие действия, как погоня, подножки, толчки, дразнилки, значительно чаще девочек. В то время как девочкам свойственны косвенные формы агрессии, такие как наговоры, бойкотирование, демонстрация обиды, разрыв дружеских отношений [ ].

Третий подход, который поддерживается автором и используется в диссертационной работе, объясняет гендерные различия в агрессивности тесной взаимосвязью биологических и социальных факторов. Кройц и Роуз, Л. Берковиц и другие считают, опираясь на результаты экспериментальных данных, что биологические факторы не действуют независимо от социального контекста, который оказывает значительное влияние на проявление агрессивности.

Рассмотренные выше представление об агрессивности указывают на важную роль когнитивных процессов в проявлении агрессивности.

Различия в уровнях детской агрессивности могут быть связаны с различными путями познания ребенком окружающего мира [27, с. 117]. В настоящее время в психологии достаточно исследований и теорий разработаны модели, раскрывающие влияние когнитивных процессов на агрессивность и агрессивное поведение. Авторами одной из них являются Додж и Крик, другая разработана Р.Хьюсманном.

Р. Хьюсманн, на основе лонгитюдных исследований, разработал комплексную циклическую модель воздействия телевидения на развитие агрессивности. Автор выделяет ряд шагов на этом пути: «столкновение с социальной ситуацией»; интерпретация «посылов к агрессии»; поиск «сценария поведения»; оценка реакции; «действие по сценарию». Р Хьюсманн предполагает, что зависимость между наблюдением насилия и агрессивностью нельзя назвать однозначной. Его модель, в качестве значимых факторов включает в себя разнообразные варианты влияния социального окружения [ ].

Модель агрессивного поведения по Доджу и Крику основывается на пятиступенчатом когнитивном процессе, который требует от исполнителя ситуационной роли последовательности и социальной компетентности.

Первый этап состоит в расшифровке социальных признаков. По мнению авторов, существование ожиданий или мыслей, связанных с агрессией, заставляют человека обращать внимание на «посылы к агрессии», ассоциированные с этим типом поведения. В итоге, в социальных ситуациях с множеством «посылов к агрессии» агрессивные дети в большей степени концентрируются на тех, которые предполагают агрессию или ассоциируются с ней.

На втором этапе происходит оценивание и интерпретация признаков, обнаруженных на первом этапе. Ребенок интерпретирует намерения окружающих и производит атрибуцию причин. Необходимо отметить, что существует различие когнитивных интерпретаций в неоднозначных ситуациях, сделанных агрессивными и неагрессивными детьми. В то время как оценка агрессивности последующего поведения в вариантах дружелюбия и враждебности оказалась одинаковой и для агрессивных, и для неагрессивных детей, в варианте неоднозначности мотивов оценка у агрессивных детей была выше. Как отмечает Додж, агрессивные дети склонны приписывать другим враждебные намерения, по причине которых и происходят негативные события, которые впоследствии могут привести к применению агрессивных действий.

Третий этап связан с поиском в собственной памяти подходящей поведенческой реакции. При обсуждении агрессивности, считается, что в поведенческом репертуаре агрессивного ребенка имеется меньше реакций, подходящих для конкретного случая. Многими исследователями были получены данные, подтверждающие эту составную часть когнитивной модели. Так, неагрессивные подростки имеют в своем распоряжении большее количество подходящих реакций, склонны выбирать неагрессивные модели поведения. Также неагрессивные подростки видят большее количество возможных решений и возможных последствий, чем подростки с высоким уровнем агрессивности [ ].

Далее происходит оценка реакций подростком. Критериями оценки, как правило, выступают последствия от использования выбранной стратегии (реальное вознаграждение, одобрение взрослых, одобрение сверстников, уменьшение неприязненного отношения, страдания жертвы, поощрения самого себя), возможность осуществления входящих в выбранную реакцию действий. Результаты опроса, проведенного Пери показали, что агрессивные подростки более уверены в своей способности действовать агрессивно и менее уверены в способности удерживаться от агрессии, чем неагрессивные дети. Агрессивные дети, по сравнению с неагрессивными, более уверены в получении реальной выгоды, в уменьшении антипатии и больше гордились агрессивными поступками.

На завершающем этапе осуществляется реальное поведение. Додж и Крик отмечают, что особенно важны поведенческие навыки. Исследования

показывают, что у подростков-нарушителей, в отличие от обычных подростков, не развиты навыки межличностного общения, нет привычки учиться и работать [ ].

Таким образом, сходные модели Р. Хьюсманна и Доджа и Крика, по сути дела, предусматривают, что агрессивное поведение есть следствие плохого развития социально-когнитивных навыков.

Концепция ассоциативной сети, которую разработал Л.Берковиц, на наш взгляд наиболее полно отражает взаимосвязь физиологческих и когнитивных составляющих.  

В этой теоретической модели, предполагается, что каждое эмоциональное состояние представляет собой сеть, компонентами которой являются специфические ощущения, экспрессивно-моторные реакции, мысли и воспоминания, тесно связанные между собой. Активирование любого из компонентов имеет тенденцию активировать другие составляющие сети.

Л.Берковиц указывает на существование нескольких стадий при формировании эмоциональных состояний и поведенческих проявлений. Начинается этот процесс после того, как личность столкнулась с аверсивным событием, которое, как правило, возбуждает негативный эффект и как следствие негативные переживания автоматически продуцируют разнообразные экспрессивно-моторные реакции, чувства, мысли и воспоминания. Некоторые из этих психических процессов ассоциированы с побуждением бороться, атаковать кого-то, другие реакции, возникающие одновременно, связаны со стремлением избежать аверсивной ситуации. Другими словами, «негативный эффект генерирует как тенденцию к борьбе, так и тенденцию к бегству, но не какую-то одну» [ ].

Л.Берковиц отмечает, что существует большое разнообразие факторов, определяющих относительную силу этих тенденций. На доминирование той или иной тенденции могут оказывать влияние генетические обусловленные особенности, прошлый опыт(непосредственное научение), восприятие непосредственной ситуации как безопасной или опасной. По мнению ученого, «рудиментарное» (Л.Берковиц) переживание гнева возникает из осознания первичных телесных, мыслительных, мнемонических реакций, в то время как «рудиментарный» страх сопровождает тенденции к бегству.

Следующая стадия характеризуется возникновением более сформировавшихся чувств, которые являются следствием дополнительной мыслительной деятельности. Следовательно, рудиментарные эмоциональные состояния и телесные реакции ранних стадий обогащаются, дифференцируются, интенсифицируются или подавляются. «Возбужденные субъекты приписывают свои чувства определенным конкретным источникам, учитывают вероятный исход события, принимают в расчет свой предшествующий опыт переживаний и социальные правила, определяющие соответствующую ситуации эмоцию, и соотнося свои ощущения и идеи с имеющимися у них представлением того вида эмоций, который с достаточной вероятностью должен возникать в подобных ситуациях» [ ].

Таким образом, полное эмоциональное переживание не просто возникает, оно конструируется, идет процесс, в котором первоначальные рудиментарные чувства дифференцируются: одни из них становятся интенсивнее и обогащаются, а другие подавляются.

Л.Берковиц также выделяет внутреннюю и внешнюю стимуляции, которые могут способствовать проявлению агрессивности. Рассмотрим внутреннюю стимуляцию, представляющую собой ряд необходимых условий, факторов, влияющих на то, что порожденная негативным аффектом стимуляция агрессии приведет к открытой агрессии. К ним относятся следующие:

-интенсивность внутреннего возбуждения;

-доступность подходящей жертвы (мишени);

- самоконтроль.

В концепции ассоциативной сети предполагается, что даже умеренно неприятные события способны активизировать у людей побуждения атаковать кого-либо, однако интенсивности внутреннего возбуждения может быть недостаточно для выполнения этих действий. «Чем более интенсивно внутреннее возбуждение, создаваемое негативным событием, тем выше вероятность, что человек будет кого-нибудь атаковать» [ ].

Следующим фактором выступает наличие конкретной фокусирующей мишени, «...порождаемая аффектом стимуляция с более высокой вероятностью может проявиться в открытом поведении, когда имеется явно подходящая «доступная мишень» [ ].

Доступность определенной, конкретной мишени, однако лишь увеличивает вероятность открытой агрессии, но не гарантирует того, что она будет реализована. Л.Берковиц, ссылаясь на собственные данные, а также находит подтверждение важности третьего фактора в работах Хайне [ ] суть его состоит в том, что уделяя внимание своим чувствам, люди, переживающие негативные эмоциональные состояния, могут осуществлять самоконтроль, сдерживая свои порожденные негативным аффектом побуждения.

Внешняя стимуляция также как и внутренняя может способствовать проявлению агрессивности. К этой группе внешних ключевых сигналов Л.Берковиц относит стимулы, которые имеют агрессивное значение, и стимулы, которые ассоциированы с происходившими ранее неприятными событиями.

Оружие представляет отличный пример объектов, имеющих для многих людей агрессивное значение. Л.Берковиц вводит определение «эффект оружия» как пример реакций на агрессивные ключевые стимулы.

Второй вид влияний проявляется в импульсивных и необдуманных актах агрессии, которые люди часто совершают в отношении лиц с физическими дефектами, по-видимому, в силу того, что они напоминают о страданиях и других неприятных состояниях. Л.Берковиц также использует в данной группе описание такого фактора, как смещенная враждебность и феномен «козла отпущения».

В целом рассмотренные подходы отражают разнообразные объяснения того, как и почему возникает агрессивное поведение. В частности, психологические подходы на первый план выдвигают взаимодействие эмоциональных состояний, когнитивных процессов и решений о поведенческом проявлении агрессивных реакций. Разработанная Андерсоном и его коллегами «Общая модель аффективной агрессии» недавняя разработка в ряду теоретических концепций предпосылок агрессии. Данная модель предлагает обобщающую схему описания многих аспектов ранее созданных теорий [ ].

Таким образом, в данной главе проведенный анализ теоретических и эмпирических материалов, показал, что подход, позволяющий раскрыть сущность понятия «агрессивность», должен опираться на системное представление об изучаемом феномене.

Понятия агрессия, агрессивное поведение и агрессивность характеризуются различной феноменологией, отличаются по способам реализации, и в нашей работе не является синонимами. Под агрессией понимаем поведение (физическое или символическое), которое мотивировано намерением причинить вред (физический или психологический) кому-то другому, не желающему подобного обращения. Агрессивность как готовность, предрасположенность к агрессивному поведению, подверженная изменениям под влиянием социума, выступающая компонентом более сложной структуры психических свойств человека.

Изучение агрессивности возможно осуществить только в контексте социального взаимодействия, учитывая тендерные различия.

Современные подходы к изучению агрессивности пытаются представить методологически обоснованные ответы на вопрос о генезисе агрессивности. Основное противостояние связано с определением роли, которую играют в происхождении агрессивности биологические и социальные факторы.

Появление когнитивного направления связано с осознанием того, насколько важно учитывать роль эмоциональных и когнитивных процессов при описании агрессивности человека.

Поддерживаемая автором концепция Л.Берковиц позволяет разносторонне представить и изучить факторы, влияющие на формирование агрессивности. Полное эмоциональное переживание не просто возникает, оно конструируется, идет процесс, в котором первоначальные рудиментарные чувства дифференцируются: одни из них становятся интенсивнее и обогащаются, а другие подавляются.


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.025 с.