Теория справедливости С. Адамса. — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Теория справедливости С. Адамса.

2020-04-01 141
Теория справедливости С. Адамса. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Разработанная С. Адамсом «теория справедливости» постулирует, что каждый человек субъективно определяет отношение полученного вознаграждения к усилиям, затраченным на выполнение работы, а затем соотносит это отношение с аналогичным отношением, которое складывается для других людей, выполняющих аналогичную работу. Если такое сравнение приводит работника к выводу, что эти относительные величины приблизительно равны, ситуация субъективно воспринимается как справедливая. Если же сравнение показывает дисбаланс, то человек считает, что имеет место несправедливость.

В этом случае у работника может возникнуть психологическое напряжение: работник может прийти к выводу, что ему недоплачивают или переплачивают. В результате у работника может возникнуть стремление снять напряжение и для восстановления справедливости устранить дисбаланс.

В этой ситуации важное значение имеет выбор работником объекта для сравнения. В теории принято выделять три категории работников по их поведенческим стереотипам, определяющим выбор референтной группы: ориентированные «на прочих», ориентированные «на систему», ориентированные «на себя».

Работники, которые относятся к первой категории, сравнивают себя с различными индивидами, выполняющими аналогичную работу в той же организации, в других организациях, включают в рассмотрение своих друзей, соседей и тому подобных, то есть их референтная группа является предельно широкой.

Работники, которые ориентируются «на систему» рассматривают политику и процедуры оплаты труда в своей организации, как теоретически, так и фактически существующие. Для работников этого типа характерно рассмотрение организации в терминах распределения уровней зарплат, т.е. их референтная группа - организация, в которой он работает.

Категории работников, которые ориентированы «на себя», имеют обыкновение обращаться к анализу исключительно собственного соотношения «вознаграждение / вклад». Они сравнивают эту величину, исключительно с собственным прошлым опытом и прошлой работой. В этом случае референтная группа самая узкая - сам работник.

Таким образом, можно сформулировать существенный вывод из теории справедливости: мотивация работников зависит от относительного вознаграждения не в меньшей степени, чем от абсолютного. Как только работники ощущают несправедливость, они будут действовать, чтобы скорректировать ситуацию. Результатом может стать большая или меньшая производительность, повышение или снижение качества результатов деятельности, увеличение прогулов или увольнение по собственному желанию.

Исходя из системного представления человеческой деятельности, можно утверждать, что человек принимает решения на уровне регулирования, адаптации и самоорганизации. Соответственно и потребности должны быть реализованы на каждом из указанных уровней одновременно. Можно утверждать, что низшие, высшие и самые высшие потребности развиваются параллельно и совокупно и управляются поведением человека на всех уровнях его организации, т.е. существует тройственный характер удовлетворения потребностей через материальное и нематериальное стимулирование.

В итоге, очевидно, что каждая из теорий мотивации, несмотря на свои недостатки, имеет ценность практического применения. Иерархия потребностей Маслоу дает менеджерам понимание и большие знания относительно мотивации их служащих; теория Алдерфера привлекает внимание к последствиям неудовлетворения потребностей; двухфакторная модель Герцберга выявляет факторы мотивации, которые менеджеры могут развивать и использовать; теория приобретаемых потребностей Мак Клелланда помогает влиять на потребности работников путем создания программы обучения и повышения квалификации, развивая их в направлении, совпадающем с целями организации.

Рассмотрим, каковы результаты применения и перспективы развития содержательных и процессуальных теорий мотивации (таб. 2; таб. 3):

 


Таблица 2. Применение содержательных и процессуальных теорий мотивации в управлении

Теории мотивации

Результаты применения на практике

  Достоинства Недостатки
Содержательные 1) дают менеджерам понимание и большие знания относительно мотивации их служащих; 2) привлекают внимание к последствиям неудовлетворения потребностей; 3) изложены в доступных для понимания менеджера терминах; выявляют факторы мотивации, которые менеджеры могут развивать и использовать Содержательные теории единовременно учитывают всего один или несколько факторов и ориентированы либо в прошлое, либо в настоящее, поэтому с их помощью оказалось сложным предсказание мотивации к труду и поведения работников.
Процессуальные 1) доказывают, что поведение людей определяется не только потребностями, но и ожиданиями и возможными последствиями выбранного личностью типа поведения; 2) менеджеры рассматриваются как сознательные носители функций мотивации, способные анализировать поведение сотрудников, определять причины их поступков, выбирать приемлемые инструменты воздействия на результативность в процессе труда Процессуальные теории не оказали пока значительного влияния на реальную практику управления человеческими ресурсами в силу сложности их понимания, они содержат некоторые практические рекомендации и нуждаются в дальнейших исследованиях.

 

Отсюда следует, что и содержательные, и процессуальные теории мотивации имеют положительные результаты применения на практике.

 

Таблица 3. Перспективы содержательных и процессуальных теорий мотивации

Теоретическая база и теоретические изыскания Основатели теорий Применение в менеджменте
Содержательные теории: фокусируются на внутренних факторах индивида, которые дают импульс, направляют, поддерживают и прекращают данное поведение. Только эти факторы подразумеваются в качестве переменных Маслоу - 5-ти уровневая иерархия потребностей Альдерфер - 3-х уровневая иерархия (ERG) Герцберг - два главных фактора: «гигиенический и мотивационный» Макклелланд - три вида потребности, приобретаемых на основе культуры: достижение, участие власть. Менеджерам необходима осведомленность о различиях в потребностях, намерениях и целях вследствие того, что многие индивиды по-своему уникальны
Процессуальные теории: описывают, объясняют и анализируют процессы импульса, направления, поддержания и прекращения данного поведения Врум - вероятностная теория выбора Адамс - теория равновесия базирующаяся на сравнениях, которые делает индивид Портер и Лоулер - комплексная теория мотивации, включает элементы теории ожиданий и теории справедливости Менеджерам необходимо понимание процесса мотивации и того, как индивиды делают свой выбор, основываясь на преимуществах, вознаграждении и достижении цели

 

Таким образом, перспективы развития имеют в одинаковой степени и содержательные, и процессуальные теории мотивации, так как менеджерам по управлению персоналом необходима осведомленность о различиях в потребностях, намерениях и целях вследствие того, что многие работники по-своему уникальны (содержательные теории); в то же время менеджерам необходимо понимание процесса мотивации и того, как индивиды делают свой выбор, основываясь на преимуществах, вознаграждении и достижении цели (процессуальные теории).

 


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.