Действия водителя при возникновении опасных ситуаций, влияющих на безопасность перевозки пассажиров и грузов — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Действия водителя при возникновении опасных ситуаций, влияющих на безопасность перевозки пассажиров и грузов

2020-04-01 329
Действия водителя при возникновении опасных ситуаций, влияющих на безопасность перевозки пассажиров и грузов 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Действия водителя при возникновении пожара, технической неисправности автомобиля, совершении пассажирами правонарушений, обнаружении бесхозных сумок и предметов, огнестрельных и взрывчатых предметов, захвате заложников, а также других опасных ситуаций, влияющих на безопасность перевозки пассажиров и грузов.

Действия водителя при пожаре на транспортном средстве

Возникновение пожара, как правило, происходит из-за неисправности электрической проводки в подкапотном пространстве или под панелью управления автомобиля. В этих случаях в первую очередь необходимо выключить зажигание и массу (отключить аккумуляторную батарею). Затем, взяв огнетушитель, разблокировать замки капота и багажного отделения. Не рекомендуется открывать капот полностью, так как воздушный поток только усилит возгорание, а пламя огня может ударить в лицо водителю. Определив очаг возгорания, направить туда струю огнетушителя. Не пытайтесь погасить бензин водой. Песок, одежда, одеяла, ветки деревьев помогут значительно больше, когда огнетушитель уже пуст. Для повышения пожарной безопасности автомобилей на них устанавливают автоматически включающиеся огнетушители (как правило, пенные); штатные пенные или порошковые огнетушители; устройства, автоматически размыкающие электроцепь автомобиля при возникновении перегрузок определенной величины; устройства для автоматического впрыскивания в топливный бак веществ, превращающих бензин в трудносгораемое вещество (композиции галогенов, кремниевые соединения, специальные смолы).

Действия водителя при возникновении неисправностей на транспортном средстве

Запрещается движение при неисправности рабочей тормозной системы, рулевого управления, сцепного устройства (в составе поезда), не горящих (отсутствующих) фарах и задних габаритных огнях в темное время суток или в условиях недостаточной видимости, недействующем со стороны водителя стеклоочистителе во время дождя или снегопада.

При возникновении в пути прочих неисправностей, с которыми приложением к Основным положениям запрещена эксплуатация транспортных средств, водитель должен устранить их, а если это невозможно, то он может следовать к месту стоянки или ремонта с соблюдением необходимых мер предосторожности.

Действия водителя при обнаружении бесхозных сумок и предметов

При обнаружении подозрительных предметов необходимо делать следующее:

нельзя трогать, передвигать, вскрывать обнаруженный предмет;

нужно зафиксировать время обнаружения предмета;

сделать все возможное, чтобы люди отошли как можно дальше от находки;

обязательно дождаться прибытия оперативно-следственной группы.

Также запрещается предпринимать самостоятельно какие-либо действия с находками или подозрительными предметами, которые могут оказаться взрывными устройствами - это может привести к их взрыву, многочисленным жертвам и разрушениям.

При обнаружении взрывчатых веществ или подозрительных предметов, похожих на взрывчатые вещества (дипломаты, сумки, коробки, пакеты), в целях предотвращения взрыва необходимо знать следующие правила:

ЗАПРЕЩАЕТСЯ трогать и перемещать подозрительный предмет, засыпать (грунтом, песком) или накрывать материалом;

ЗАПРЕЩАЕТСЯ пользоваться электро - радиоаппаратурой вблизи данного предмета;

ЗАПРЕЩАЕТСЯ оказывать температурные, звуковые, механические, электромагнитные воздействия на взрывчатые предметы;

при обнаружении хотя бы одного подозрительного предмета не производить поиск других взрывоопасных предметов.

 Методические основы по использованию органов управления автомобилем

 

Основные органы управления автомобилем и их размещение.

Требования к рабочему месту водителя. Положение водителя на рабочем месте. Регулировка сиденья, ремней безопасности, зеркал заднего вида. Положение рук на рулевом колесе и ног на педалях. Последовательность действий при пуске и остановке двигателя.

Последовательность действий органами управления при трогании с места, разгоне, торможении, переключении передач, маневрировании. Пользование стояночным тормозом.

Органы управления автомобилем подразделяются на две группы: ножные (педаль управления подачей топлива, педали тормоза и сцепления) и ручные (рулевое колесо, рычаги стояночного тормоза и коробки передач).

Педаль управления подачей топлива расположена под правой ногой, и с ее помощью управляют частотой вращения коленчатого вала и мощностью двигателя. Педаль тормоза также расположена под правой ногой. Степень нажатия на эту педаль соответствует степени торможения. Педаль сцепления расположена под левой ногой и служит для включения и выключения сцепления, т. е. для разъединения трансмиссии и двигателя.

Рулевое колесо расположено под руками и предназначено для изменения угла поворота управляемых колес и направления движения. Рычаг коробки передач расположен под правой рукой и предназначен для включения передачи. Рычаг ручного тормоза расположен под правой рукой и предназначен для торможения. Его называют стояночным тормозом.

Не менее важным, чем размещение органов управления в рабочей зоне рук водителя, является расположение их в таком порядке, который обеспечивал бы возможность быстрого поиска нужного органа управления без зрительного контроля. Это достигается группировкой органов управления по функциональным признакам, равномерным распределением нагрузки между правой и левой руками и ногами водителя, а также правильным подбором конфигурации рукояток, кнопок, рычажков и расстояний между ними.

Однако расположение на некоторых автомобилях органов управления указывает на то, что принцип разделения на функциональные группы и подгруппы не выдерживается. Так, ручка переключателя стеклоочистителя и рукоятка насоса омывателя располагаются в разных местах, что делает невозможным управление ими одной рукой.

Физическое и психическое состояние водителя во многом зависит от оборудования его рабочего места - кабины автомобиля. Ее нужно содержать в исправном состоянии, поддерживать нормальную температуру, постоянный воздухообмен, принимать меры для обеспечения низкого уровня шума и вибраций.

Исправная работа приборов и оборудования не отвлекает водителя от наблюдения за дорогой. Не следует загромождать кабину предметами, которые мешают управлению автомобилем. Перемещаясь во время движения по полу кабины, они могут попасть под педали управления и нарушить их работу.

Положение водителя на рабочем месте и регулировка руля, сиденья, ремня безопасности зеркала заднего вида.

Оптимальное положение тела водителя обеспечивает удобство управления автомобилем, повышает точность и скорость его моторных действий, позволяет увеличивать угол поворота рулевого колеса, не меняя положения тела, обеспечивает возможность длительного непрерывного движения без значительного утомления.

Сев в автомобиль, водитель должен удобно разместиться на сиденьи. При первой поездке на данном автомобиле сиденье нужно отрегулировать так, чтобы ноги без труда доставали до педалей и могли нажимать на них до упора и чтобы при этом не нужно было сползать с сиденья и вытягиваться. Спина должна удобно опираться на спинку сиденья, руки на рулевом колесе должны быть слегка согнуты в локтях. Правильная посадка определяется, кроме того, углами между корпусом и бедром (80-100°), бедром и голенью (95- 130°)

Для удобства посадки различных по физическим данным водителей сиденья автомобилей снабжены регулировочными устройствами, обеспечивающими возможность перемещения их как по длине, так и по высоте, а также изменения угла наклона спинки сиденья. Однако из-за недостаточных пределов перемещений не всегда удается достичь оптимального расположения сиденья для водителей всех групп.

Если сиденье расположено слишком далеко от органов управления, водитель вынужден подтягиваться вперед, держась за рулевое колесо. При этом его спина отрывается от опоры и мышцы все время напрягаются. Если сиденье выдвинуто слишком далеко вперед, водитель сильно сгибает руки и ноги. Это мешает свободно пользоваться органами управления. Стремление водителя принять удобную позу, не прибегая к регулировке сиденья, ведет к преждевременному утомлению.

Приняв правильную позу, водитель регулирует ремни безопасности таким образом, чтобы под пристегнутый ремень на уровне груди входила ладонь. Отрегулировав ремни, нужно проверить, насколько удобно пользоваться переключателями на приборном щитке и рычагом коробки передач. Если конструкцией предусмотрена регулировка положения рычага переключения передач по высоте, а также регулировка подголовника, нужно этим воспользоваться. Подголовник устанавливается так, чтобы он препятствовал перемещению головы назад и средняя его часть приходилась на затылок.

Для хорошего обзора дороги позади автомобиля нужно отрегулировать положение зеркал заднего вида. Внутреннее зеркало устанавливают так, чтобы в его правой части был виден правый край заднего окна. В правой части внешнего зеркала должен быть виден кончик ручки задней двери легкового автомобиля или верхняя часть заднего колеса грузового. При движении автомобиля можно проверить правильность регулировки, наблюдая за опережающим слева автомобилем: как только его отражение начнет исчезать во внутреннем зеркале, оно тут же должно появиться во внешнем.

Если конструкцией транспортного средства предусмотрена регулировка положения рулевого колеса, угла наклона его оси, необходимо этим воспользоваться. Минимальная сила, прилагаемая при повороте рулевого колеса, наименьшие расход энергии и количество его поворотов в минуту соответствуют углу его наклона к уровню пола 50-60°. С рулевым колесом большего диаметра работать удобнее.

Некоторые автомобили снабжены безопасными телескопическими рулевыми валами. Выдвинутая вверх внутренняя труба в нижней части снабжена пальцем, через который вращение передается на нижнюю часть. Сквозная тяга с поршнем проходит через весь телескопический рулевой вал и наверху заканчивается выступающей за плоскость рулевого колеса кнопкой. При аварии и нажатии на кнопку открывается перепускной клапан в поршне, жидкость перетекает в пространство над поршнем и рулевое колесо плавно опускается вниз, предотвращая удар водителя грудью. Для возвращения руля в верхнее положение необходимо нажать на кнопку и плавно потянуть его вверх. Телескопическая колонка позволяет уменьшить силу удара при скорости 35 км/ч с 198,6 до 69,3 Н.

Педаль управления дроссельной заслонкой необходимо нажимать передней частью стопы, опираясь на каблук, а педали сцепления и тормоза - средней частью стопы. На педаль сцепления нажимают быстро, но не резко, а отпускают плавно, особенно в конце рабочего хода, что обеспечивает плавное нарастание момента двигателя, передаваемого ведущим колесам. Резкое отпускание педали сцепления приводит к тому, что автомобиль начинает двигаться рывками или останавливается двигатель.

При служебном торможении на тормозную педаль нажимают плавно, особенно во второй половине ее рабочего хода, так как в это время происходит интенсивное торможение. Отпускают тормозную педаль быстро.

Перед пуском двигателя проверить наличие охлаждающей жидкости в системе охлаждения и уровень масла в картере двигателя. Подкачать топливо в карбюратор рычагом ручного привода топливного насоса.

Пуск холодного двигателя при температуре от 0º С и выше: установить рычаг переключения передач в нейтральное положение; несколько раз резко нажать на педаль управления дроссельной заслонкой карбюратора; выключить сцепление и включить зажигание и стартер; стартер держать включенным до пуска двигателя, но не более 5 с; интервалы между включениями стартера должны быть не менее 10-15 с. Если двигатель не пускается после трех попыток, прекратить пуск, выяснить и устранить неисправность.

Как только двигатель начнет работать, немедленно отпустить ключ выключателя зажигания. Прогреть двигатель. Температура охлаждающей жидкости прогретого двигателя должна быть не ниже 60 С.

Категорически запрещается с целью ускорения прогрева производить его с большой частотой вращения коленчатого вала.

Пуск холодного двигателя при температуре от 0 до -20 С

Перед пуском выполнить следующие операции: отключить масляный радиатор; закрыть жалюзи радиатора и установить утеплительный чехол облицовки радиатора; провернуть пусковой рукояткой коленчатый вал двигателя на 3-5 оборотов; вытянуть до отказа ручку управления воздушной заслонкой карбюратора (для этого необходимо предварительно нажать на педаль управления дроссельной заслонкой).

Последующие операции повторить в соответствии с указаниями "Пуск двигателя при 0 С и выше".

При прогреве двигателя постепенно, по мере увеличения частоты вращения коленчатого вала, утопить ручку управления воздушной заслонкой до упора.

Пуск холодного двигателя при низкой температуре (ниже -20 С)

Пуск холодного двигателя при низкой температуре производить после его предварительного прогрева пусковым подогревателем (порядок прогрева описан в разделе "Пусковой подогреватель"). При отсутствии пускового подогревателя прогревать другим каким-либо способом (паром, горячей водой или воздухом и др.) Дальнейшая последовательность операций остается такой же, как и в случае пуска холодного двигателя при температуре окружающего воздуха до -20 С.

Пуск горячего двигателя

При пуске горячего двигателя не прикрывать воздушную заслонку карбюратора и не нажимать резко на педаль управления дроссельной заслонкой, так как это приведет к переобогащению смеси и затруднит пуск двигателя. Если все же горячая смесь оказалась переобогащенной, то необходимо продуть цилиндры воздухом, для чего плавно нажать до отказа на педаль управления дроссельной заслонкой карбюратора и немедленно провернуть стартером коленчатый вал двигателя на несколько оборотов.

Остановка двигателя

Для постепенного и равномерного охлаждения двигателя необходимо перед выключением зажигания дать ему поработать в течение 1-2 минут с малой частотой вращения коленчатого вала.

При трогании автомобиля с места необходимо преодолевать силы дорожного сопротивления (качению, тяжести и инерции), поэтому трогание груженого автомобиля производят на первой передаче, а негруженого - на второй.

Трогание автомобиля с места на сухой ровной твердой дороге производится в такой последовательности:

• включают указатель поворота;

• выключают сцепление;

• включают первую или вторую передачу;

• незначительно увеличивают число оборотов коленчатого вала;

• медленно включают сцепление до момента, когда автомобиль сдвинется с места. При этом частота вращения коленчатого вала начнет уменьшаться. Удерживая педаль сцепления в этом положении, несколько увеличивают частоту вращения коленчатого вала;

после начала движения автомобиля продолжают отпускать педаль сцепления до конца, затем снимают ногу с педали.

При трогании автомобиля на мягком грунте, в песке, в снегу, на подъеме необходимо при включении сцепления устанавливать повышенное число оборотов коленчатого вала, тем большее, чем больше сопротивление грунта, подъема или загрузки автомобиля. На скользких дорогах при трогании устанавливают наименьшее число оборотов коленчатого вала.

При резком включении сцепления и большом числе оборотов коленчатого вала происходит сильный рывок (на скользкой дороге пробуксовка колес), а при малом числе оборотов - остановка двигателя.

При трогании автомобиля на подъеме, чтобы не скатиться назад, следует: выжать педаль сцепления; включить первую передачу; медленно отпустить педаль сцепления и одновременно увеличить частоту вращения коленчатого вала. В момент, когда сцепление должно включиться (при правильной регулировке примерно на половине хода педали), необходимо плавно отпустить стояночный тормоз, увеличить подачу топлива и полностью отпустить педаль сцепления. Если двигатель заглох, автомобиль останавливают стояночным тормозом, после чего вновь начинают трогание. Если автомобиль начинает скатываться, его немедленно останавливают любым тормозом, а затем затягивают стояночный тормоз.

Разгон автомобиля до скорости, позволяющей двигаться на высшей передаче, выполняют последовательным переключением передач в восходящем порядке. На каждой передаче автомобиль разгоняют до такой скорости, при которой двигатель работает без перегрузки. Поспешный переход на более высокую передачу увеличивает время и путь разгона и приводит к работе двигателя с перегрузкой. Признаками перегрузки являются характерный дребезжащий шум в трансмиссии, движение автомобиля рывками, остановка двигателя.

На автомобиле с синхронизатором в коробке передач с низшей на высшую передачи можно переключать в следующем порядке:

• разгоняют автомобиль;

• выключают сцепление, одновременно отпуская педаль управления дроссельной заслонкой;

• переводят рычаг переключения передач в положение очередной высшей передачи;

• плавно отпускают педаль сцепления, одновременно увеличивая частоту вращения коленчатого вала.

Переключение передач в восходящем порядке на автомобиле без синхронизатора в коробке передач производят в следующем порядке:

• выключают сцепление, одновременно отпуская педаль управления дроссельной заслонкой;

• переводят рычаг переключения передач в нейтральное положение;

• отпускают педаль сцепления и вновь выжимают ее;

• включают очередную передачу;

• плавно отпускают педаль сцепления, одновременно увеличивая частоту вращения коленчатого вала.

Переключение передач следует, производить в таком темпе, чтобы не уменьшалась скорость движения автомобиля. Это особенно важно на дорогах с большим сопротивлением движению.

Переход с высшей на низшую передачу на автомобиле с синхронизатором в коробке передач осуществляют в такой последовательности:

• отпускают педаль управления дроссельной заслонкой и быстро включают сцепление;

• переводят рычаг в положение очередной низшей передачи;

• увеличивая частоту вращения коленчатого вала, плавно включают сцепление.

Переключение передач в нисходящем порядке на автомобиле, не имеющем синхронизатора в коробке передач, осуществляют в следующем порядке:

• отпускают педаль управления дроссельной заслонкой и быстро включают сцепление;

• переводят рычаг переключения передач в нейтральное положение;

• быстро включают сцепление;

• резко увеличивают частоту вращения коленчатого вала;

• прекратив нажатие на педаль управления дроссельной заслонкой, быстро выключают сцепление;

• переводят рычаг в положение очередной низшей передачи;

• увеличивая частоту вращения коленчатого вала, плавно включают сцепление.

На некоторых автомобилях установлена коробка передач с повышающим делителем, который переключают в следующем порядке:

• ставят кнопку переключателя делителя в верхнее или нижнее положение;

• прекращают подачу топлива;

• выключают сцепление и удерживают его в этом положении в течение 0,5 - 1 с;

• включают сцепление и увеличивают подачу топлива.

Делитель можно переключать одновременно с переключением передач, для чего:

• ставят кнопку переключателя в верхнее или нижнее положение

• отпускают педаль управления дроссельной заслонкой;

• выключают сцепление;

• включают нужную передачу;

• включают сцепление, увеличивая подачу топлива.

При разгоне автомобиля, имеющего коробку передач с делителем, переключение передач осуществляется в такой последовательности:

• включают нужную передачу при нажатии кнопки переключения делителя в верхнее положение;

• последовательно переключают на вторую и третью передачи, не менял положения кнопки делителя;

• переходят на четвертую передачу с одновременным переключением кнопки делителя в нижнее положение;

• переключают кнопку делителя в верхнее положение;

• переходят на пятую передачу с одновременным переключением кнопки делителя в нижнее положение;

• переключают кнопку делителя в верхнее положение.

В тяжелых дорожных условиях или при движении с груженым прицепом разгон с первой до четвертой передачи выполняют при нахождении кнопки делителя в нижнем положении, движение на четвертой и пятой передачах осуществляется с попеременным переключением кнопки делителя в верхнее или нижнее положение в зависимости от условий

Останавливают автомобиль независимо от способа торможения (кроме экстренного торможения в аварийных ситуациях) после снижения скорости до минимального значения нажатием на педаль рабочего тормоза при выключенной передаче. Во избежание самопроизвольного движения автомобиль затормаживают стояночным тормозом, а после остановки двигателя включают одну из низших передач.

На уклонах дорог, а также в аварийных ситуациях при отказе рабочей тормозной системы пользуются стояночным тормозом.

Следует помнить, что при отказе рабочей тормозной системы тормозить стояночным тормозом нужно очень аккуратно, иначе при сильном затягивании рычага задние колеса могут заблокироваться и вызвать занос автомобиля.

Кроме того, при резком включении на ходу стояночного тормоза может ощущаться сильный толчок, реже отказ в работе тормоза.

 


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.05 с.