ТЕМА 6. Управление трансформацией муниципального имущества — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

ТЕМА 6. Управление трансформацией муниципального имущества

2020-04-01 151
ТЕМА 6. Управление трансформацией муниципального имущества 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Аннотация: Отчуждение муниципального имущества. Приватизация как частный случай разгосударствления. Цели и принципы приватизации. Объекты и субъекты приватизации. Способы приватизации. Акционирование. Аукцион: открытый, закрытый. Конкурс: коммерческий, инвестиционный. Перераспределение имущества между уровнями власти. Арест и списание муниципального имущества. Банкротство и ликвидация предприятий, находящихся в муниципальной собственности.

 

Ключевые слова: Муниципальная собственность, муниципальное управление, муниципальное имущество, теория собственности

 

Методические рекомендации по изучению темы

Приступая к проработке материала по каждой теме курса, следует ознакомиться с содержанием и методическими указаниями по ее изучению. После прочтения основных и дополнительных литературных источников по теме, следует ответить на предлагаемые вопросы для самопроверки полученных знаний. С целью их закрепления и углубления рекомендуется выполнить индивидуальные и тестовые задания.

 

Рекомендуемые информационные ресурсы

1. Гневко В.А. Модернизация систем развития муниципального образования. - М.: Экономика,                                           2012.                       -                      416                       с. http://www.bibliorossica.com/book.html?currBookId=7298&search_query=%D0%BC%D1

%83%D0%BD%D0%

2. Гукасян Г.Л. Управление муниципальным хозяйством: Учебное пособие. - М.: РУДН, 2010.       -                                      208                                      с.http://www.bibliorossica.com/book.html?currBookId=10344&ln=ru&search_query=%D0%BC%D 1%83%D0%

3. Вершило Т.А. Муниципальное образование как субъект межбюджетных отношений. - М.: РАП, 2010. - 184 с. http://www.bibliorossica.com/book.html?currBookId=10188

 

Список сокращений

АО – акционерное общество.


ГК – Гражданский кодекс.

МУП – муниципальное унитарное предприятие.

НИОКР – научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. ОАО – открытое акционерное общество.

РФ – Российская Федерация.

США – Соединенные Штаты Америки.

ФАС – Федеральная антимонопольная служба. ФЗ – федеральный закон.

 

Глоссарий

Владение — начальная, исходная форма собственности, отражающая юридическую, документально закрепленную фиксацию субъекта собственности, либо факт реального обладания объектом.

Недвижимое имущество (недвижимость) — земельный участок с принадлежащими ему природными ресурсами (почвой, водой и другими минеральными и растительными ресурсами), а также все, что неразрывно связано с ним, в т.ч. строения, здания и сооружения и др. имущество, признанное недвижимым в силу Закона.

Объект собственности — пассивная сторона отношений собственности в виде предметов, вещества, энергии, информации, имущества, духовных, интеллектуальных ценностей, целиком или в какой-то степени принадлежащих субъекту.

Пользование - применение объекта собственности в соответствии с его назначением и по усмотрению и желанию пользователя.

Право оперативного управления – такое право, при котором унитарное предприятие (казенное предприятие) самостоятельно вправе распоряжаться лишь производимой им продукцией. Любым иным принадлежащим ему имуществом казенное предприятие может распорядиться лишь с согласия собственника этого имущества. Собственник имущества, закрепленного за казенным предприятием на праве оперативного управления, вправе изъять


излишнее, неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество и распорядиться им по своему усмотрению.

Право хозяйственного ведения – такое право, при котором предприятие не вправе продавать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или иным способом распоряжаться этим имуществом без согласия собственника. Остальным имуществом, принадлежащим предприятию, в том числе денежными средствами, оно распоряжается самостоятельно.

Распоряжение — представляет в современных условиях наиболее всеобъемлющий, высший способ реализации отношений между объектом и субъектом собственности, дающий субъекту право и возможность управлять объектом, поступать по отношению к объекту и использовать его в рамках закона практически любым желаемым образом, вплоть до передачи другому субъекту, глубокой трансформации, преобразования в другой объект и даже ликвидации.

Собственность — отношение между человеком, группой или сообществом людей (субъект) и всеми остальными лицами по поводу присвоения экономического блага (объект).

Субъект собственности (собственник) — активная сторона отношений собственности, имеющая возможность и право обладания объектом собственности.

Унитарное предприятие — коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество.

Управление муниципальной собственностью — система организационно- экономических отношений между различными субъектами по поводу организации воспроизводства и использования объектов муниципальной собственности посредством организационно-экономических функций, форм и методов с целью обеспечения реализации основополагающих социальных и экономических интересов общества и муниципалитета.


Форма собственности — это ее вид, определяемый по признаку субъекта собственности, т. е. форма собственности определяется принадлежностью разнообразных объектов собственности субъекту единой природы.

 

Вопросы для изучения по теме Вопросы для обсуждения:

1. Приватизация.

2. Обращение имущества в муниципальную собственность.

3. Банкротство.

4. Экономическая  демократия  в  управлении  муниципальной собственностью.

 

Краткое изложение теоретического материала по теме: определение основных понятий, формулировка основных результатов

С началом реформирования собственности возникла необходимость решения вопроса об участии государства в корпоративном управлении этими обществами. В результате акционирования предприятий на смену отношениям подчинения и опеки, присущее муниципальным предприятиям, приходит согласование интересов муниципалитета и предприятий в управлении финансово-хозяйственной деятельностью. В процессе становления рыночной экономики интересы муниципалитета (реализация социальных программ, сохранение окружающей природной среды, обеспечение экономического роста и увеличение неналоговых доходов бюджета) из-за слабой разработанности методологической базы муниципального управления корпоративной собственностью, вступили в противоречие с интересами стратегических инвесторов и менеджерским составом акционерного общества. В связи с этим, актуальное значение имеет дальнейшее теоретическое и практическое решение проблем повышения эффективности управления муниципальными пакетами акций акционерных обществ на основе совершенствования механизма муниципального участия в капитале и в управлении акционерных обществ.


Учитывая низкую отдачу от муниципальных пакетов акций в российской экономике и наличие в регионе достаточно большого количества акционерных обществ с государственным участием, сохраняется острая необходимость дальнейшего совершенствования механизма муниципального участия в капитале и в управлении, а также повышения неналоговых доходов в местный бюджет и обеспечения экономического роста в муниципалитете.

С началом экономических реформ в нашей стране возникла необходимость преодоления монополизма муниципальной собственности. Причем этот процесс охватил не только Россию, но и более 100 национальных экономик мира с разным экономическим укладом. Приватизация муниципальной собственности может рассматриваться в качестве бюджетного источника, которая носит временный характер до завершения процесса разгосударствления собственности.

Экономические цели у многих муниципалитетов были общие: освобождение бюджета от лишних субсидий, расширение слоя собственников, привлечение капитала, повышение эффективности работы предприятий, получение дохода от реализации имущества и расширение конкуренции на рынке. Например, в Великобритании приватизация являлась составной часть политики кабинета М.Тетчер. Особенности английского законодательства позволили ее правительству, поддержанному консервативным большинством в парламенте, приватизировать крупнейшие госпредприятия, такие  как

«BritishTelecom» или «British Gas». «Одной из основных целей приватизации было дать возможность крупнейшим английским предприятиям, определяющим «лицо» английской экономики, получать необходимые инвестиции» и сократить участие государства в капитале предприятия до уровня менее 50%. При этом продавались преимущественно низкорентабельные и убыточные предприятия. В Италии правящие круги задались целью, с одной стороны, свернуть разветвленную систему муниципальных предприятий до оптимальных размеров, а с другой - за счет увеличения выручки от продажи многочисленных и дорогостоящих


предприятий снизить дефицитность бюджета и всей системы муниципальных финансов. С этой же проблемой столкнулась и Канада. Так, невысокая прибыльность или даже убыточность многих муниципальных предприятий была связана главным образом с тем, что власти чаще всего брали на себя невыгодные или очень капиталоемкие для частных предпринимателей объекты производства, что тяжелым бременем ложилось на бюджет страны. Чилийская модель приватизации характеризовалась тем, что ставила целью быстрейшее устранение муниципальных предприятий. Для этого был разработан принцип льготного кредитования населения на приобретение акций приватизируемых предприятий. С этими же проблемами столкнулась и Россия в начале 90-х годов.

Под приватизацией муниципального имущества понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц.

По своей сути приватизация означает передачу или продажу в частные руки муниципального имущества. Отсюда и пошел термин «private» с английского языка частный, непубличный. При этом права собственности включают в себя право не только пользоваться имуществом, но и запрещать его использование другими лицами, право получения дохода от имущества и право продажи имущества либо распоряжения им.

Процесс разгосударствления может происходить двумя способами: без смены собственника на средства производства и результаты труда и со сменой собственника. В первом случае имущество муниципального предприятия закрепляется за трудовым коллективом на праве хозяйственного ведения или праве аренды. Например, это концепция нашла свое отражение в принятых в 1990-1991 гг. законах «О предприятиях в СССР» и «О собственности в СССР». И второй способ, по которому пошла Россия, - это передача в частные руки муниципальных предприятий путем создания частных предприятий, выкупа или акционирования муниципальной собственности.

В качестве общих признаков приватизации используются следующие:


· переход прав собственности муниципалитета в пользу частных лиц;

· делегирование муниципальному предприятию права распоряжаться имуществом;

· полная продажа муниципального предприятия частным лицам;

· продажа части активов.

При этом в нормативных актах некоторых восточноевропейских стран термин «приватизация» трактуется по-разному, но при этом он не выходит за рамки общего значения. Например, в Румынии под приватизацией подразумевается выпуск ценных бумаг с учетом оценки имущества предприятий. В Венгрии приватизация отражает полный либо частичный переход имущества муниципальных предприятий в собственность хозяйственных обществ, включая частное иностранное владение. В Польше считается, что приватизация означает преобразование собственности муниципальных предприятий в частную, акционерную, кооперативную, смешанную и другие формы собственности. Наряду с этим, приватизация иногда трактуется более широко. В частности, в США, согласно официальным документам федерального правительства, приватизация рассматривается как долгосрочная стратегия расширения частного сектора за счет сокращения общественного. При этом Америка ориентируется на привлечение наемных работников к участию во владении и управлении собственностью. В Японии термин «приватизация» одновременно с продажей муниципальной собственности частным лицам, организациям предполагает также снятие ограничений, касающихся функционирования муниципальных предприятий.

Приватизация муниципального имущества, проводимая в России, стала одним из условий перехода нашей страны к рынку. Она была направлена на отказ от господствующей роли государства и муниципалитета в экономике. Данный процесс проходил в сложных социально-экономических условиях, что повлекло за собой появление некоторых особенностей «приватизации по- российски»:

· сочетание безвозмездной и возмездной приватизации;


· сочетание обязательной и инициативной приватизации;

· сочетание приватизации и демонополизации;

· поэтапное проведение приватизации.

Для проведения процесса разгосударствления необходимо было создать необходимую правовую базу, обеспечивающую проведение полномасштабной приватизации в стране.

Раскрывая понятие, значение и сущность приватизации, нельзя не остановиться на рассмотрении вопросов, касающихся субъектного, объектного состава и содержания приватизации, так как нарушение одного из вышеуказанных элементов правоотношения влечет признание сделки приватизации недействительной.

В качестве продавца приватизируемого имущества должен выступать публичный собственник. В соответствии с первым законом о приватизации, в качестве продавцов могли выступать комитеты по управлению муниципальным имуществом.

В качестве объектов приватизации могут выступать:

· предприятия и другие имущественные комплексы;

· здания, сооружения, нежилые помещения, не завершенные строительные объекты;

· земельные участки, на которых расположены объекты недвижимости;

· акции открытых акционерных обществ (ОАО).

Как видно, из объектного состава отчуждению подлежит главным образом недвижимое имущество. Движимое имущество переходит из публичной в частную собственность в результате обычных сделок купли- продажи или иных гражданско-правовых сделок по отчуждению, а не в порядке приватизации. Приватизация акций проводится в особом порядке, так как акции, как ценные бумаги, представляют собой объект не вещных, а обязательственных прав и по ним осуществляется переход корпоративных прав. При этом продажа акций крупных компаний зависит не только от усмотрения муниципальных органов, но и от конъюнктуры рынка.


Общая цель приватизации - обеспечение условий для функционирования будущей рыночной системы. В свою очередь общая цель состоит из трех основных: обеспечение стабильности системы отношений прав собственности; создание условий (экономических механизмов, правовых институтов) для самовоспроизводства этой системы; экономическая эффективность на микро - и макроуровнях.

Законодательный процесс приватизации в России прошел три этапа: первый с 1985г по 1989г. можно охарактеризовать как годы внешних изменений без затрагивания основных вопросов экономической системы, то 1990-1991гг. период более систематических преобразований, период заметного сдвига в идеологических подходах к вопросу собственности. Однако годом старта крупномасштабной реформы экономической системы на основе разработанного приватизационного законодательства стал 1992 год. Годы 1993- 1994 стали годами первого этапа приватизации с наращиванием критической массы количественных преобразований, а годы 1995-1996 - годами второго этапа с переходом к новой модели, основанной на качественных, внутриструктурных, а не количественных изменениях.

Программа приватизации, разработанная в 1992 году, стала основополагающим документом для осуществления масштабной приватизации в 1992-1994 годах и одновременно компромиссом между платной для активной части и безвозмездной (ваучеры выдавались всем) для остальной части населения.

Однако все: и критики, и сторонники чековой модели, срок действия которой истек 30 июня 1994 года, - признают количественный успех программы массовой приватизации. Итоги же за рамками количественных оценок до сих пор являются причиной дискуссий аналитиков. Бесспорно одно: на решение о начале массовой приватизации реформаторов побудили, во- первых, низкая платежеспособность населения, во-вторых, нулевой интерес иностранных инвесторов, в-третьих, необходимость максимальных темпов


легального процесса для остановки спонтанного процесса, и ряд менее важных причин.

Если этап первичной приватизации в России в 1992-1994г повлек за собой быстрое наращивание критической массы то ситуации в приватизации второй половины 1994-начала 1996 годов (денежной) можно дать оценку почти полной заторможенности и неопределенности, когда резко активизировались спонтанные процессы, и бесконечный поток деклараций не имел под собой никакой экономической базы. В первые два года денежной приватизации не произошло приватизационного бума. Предприятия до сих пор не могут рассматривать приватизацию как источник крупных инвестиций. Это объясняется тем, что основной целью приватизации 1995 года было финансирование бюджетного дефицита. А компромисса между инвестиционными капиталовложениями и поступлениями в бюджет не бывает. Первоначально сумма доходов федерального бюджета. Первоначально сумма доходов федерального бюджета от приватизации была определена в размере 8,7 триллионов рублей, но позже с учетом реальных показателей законом от 27 декабря 1995 года была уменьшена до 5 триллионов рублей. Для оценки эффективности работы приватизационной модели на протяжении почти всего 1995 года следует привести такой пример: в 1995г. В бюджет было собрано 7,3 триллиона рублей от приватизации в России, причем 80% этой цифры было получено за два последних месяца, когда на практике использовался метод залоговых аукционов. Полученный годовой доход в 1,1 триллион рублей от стандартных методов продаж (15% всего дохода) свидетельствует о крайне низкой эффективности массовых аукционов и конкурсов для пополнения бюджета. Для 1995 года было характерно и применение новых методов приватизации. Указ Президента РФ 478 от 11 мая 1995 года содержал поручение правительству разработать процедуру передачи в залог и доверительное управление юридическим лицам акций АО, находящихся в госсобственности. Был использован на практике опыт передачи частным учреждениям в траст пакетов акций, находящихся в федеральном ведении.


Итак, основным итогом денежного этапа приватизации в России стала стабилизация прав частной собственности.

Третий этап начался в 1996 году и продолжается до сих пор. Последний этап приватизации является самым длительным, ведь конечным его итогом является появление абсолютно устойчивой системы прав собственности. С появлением в правительстве молодых реформаторов в приватизационной программе, как и следовало, ожидать, мало что изменилось. Происходят последние изменения во всех комплексах, связанных с системой частной собственности.

Используются следующие способы приватизации муниципального имущества:

1) преобразование унитарного предприятия в открытое акционерное общество;

2) продажа муниципального имущества на аукционе;

3) продажа акций открытых акционерных обществ на специализированном аукционе;

4) продажа муниципального имущества на конкурсе;

5) продажа за пределами территории Российской Федерации находящихся в муниципальной собственности акций открытых акционерных обществ;

6) продажа акций открытых акционерных обществ через организатора торговли на рынке ценных бумаг;

7) продажа муниципального имущества посредством публичного предложения;

8) продажа муниципального имущества без объявления цены;

9) внесение муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы открытых акционерных обществ;

10) продажа акций открытых акционерных обществ по результатам доверительного управления.


Перечень способов приватизации является исчерпывающим. По мнению специалистов Всемирного банка, в мировой практике чаще всего используются следующие методы приватизации:

· открытая продажа акций населению;

· продажа акций отдельным лицам;

· новые частные вложения в бывшие муниципальные предприятия;

· продажа активов муниципальных предприятий;

· реорганизация (или разделение) на составные части;

· выкуп управленческим персоналом или наемными работниками;

· аренды и контракты на управление.

Таким образом, приватизацию можно определить как отчуждение недвижимого имущества из муниципальной собственности, а также акций ОАО в частную собственность граждан или определенных юридических лиц в установленном специальным законодательством порядке.

При продаже предприятия по конкурсу от покупателей требуется выполнение определенных условий. Право собственности передается тому покупателю, предложения которого наилучшим образом соответствуют критериям, установленным продавцом.

Довольно широкое применение приобрела продажа предприятий или активов на аукционе. С аукциона продаются муниципальные предприятия, активы ликвидируемых предприятий. В этом случае от покупателей не требуется выполнения каких-либо условий. Здесь право собственности предоставляется покупателю, предложившему в ходе торгов максимальную цену.

При продаже акций акционерных обществ открытого типа, созданных путем преобразования муниципальных предприятий, в том числе преобразованных акционерных обществ закрытого типа, по предложению трудового коллектива применяется один из следующих вариантов.

Первый вариант предусматривает бесплатное поручение трудовым коллективом 25% акций без права голоса, но не более двадцати минимальных


разъемов законодательно установленного месячного уровня оплаты труда в расчете на одного работника предприятия, и приобретение обыкновенных акций до 10% величины уставного капитала со скидкой 30% от их номинальной стоимости с предоставлением рассрочки на три года, но на сумму не более шести минимальных окладов в расчете на одного работника. При этом величина первоначального взноса не может быть менее 15% номинальной стоимости акций. Кроме того, должностным лицам администрации приватизируемого предприятия на условиях заключенных с ними контрактом предоставляется право (опцион) на приобретение обыкновенных акций по номинальной стоимости, составляющих в общей сумме на всех указанных лиц 5% от величины уставного капитала, но не более 2000 установленных законом минимальных размеров месячных оплат труда в расчете на одного сотрудника.

Второй вариант предусматривает получение трудовым коллективом приватизируемого предприятия по закрытой подписке обыкновенных (голосующих) акций 51% от величины уставного фонда. В этом случае безвозмездная передача акций и их продажа на льготных условиях не осуществляются. При преобразовании предприятий в акционерные общества открытого типа комитеты по управлению имуществом по предложению администрации приватизируемого предприятия с согласия трудового коллектива могут предоставлять персонально работникам предприятий, входящих в единый технологический комплекс с приватизируемым предприятием, право участия в закрытой подписке на акции, проводимой среди работников приватизируемого предприятия. Под закрытой подпиской понимается продажа обыкновенных акций работникам предприятий и иным лицам, приравненным к ним в соответствии с законодательством о приватизации, на льготных условиях согласно муниципальной программе приватизации. Началом закрытой подписки считается помещение объявления о ее проведении в печатном публичном издании.

Закрытая подписка проводится рабочей комиссией по приватизации предприятия в срок не позднее 10 дней с момента регистрации акционерного


общества по определенной утвержденной форме. На специальном бланке работник указывает, какое количество акций он желает приобрести. Заявка подается в запечатанном конверте. При закрытой подписке максимальное количество акций составляет 51%, но не менее 5% от величины уставного капитала акционерного общества. Если при подписке сумма окажется большей, то по специальной формуле эта сумма для всех уменьшается. Однако в любом случае тот, кто подписался по закрытой подписке на большое количество акций, и получит их больше.

Работник, внесший не ниже 15% от общей номинальной стоимости акций, на которые он подписался, или полностью оплативший стоимость акций, попадает в реестр акционеров.

Третий вариант предусматривает, что группа работников предприятия берет на себя ответственность за выполнение плана приватизации, недопущение его банкротства и получает согласие общего собрания трудового коллектива на заключение соответствующего договора. Срок договора не может быть более одного года, без права продления.

Членам этой группы по истечении года и выполнении условий договора предоставляется право (опцион) на приобретение 20% уставного капитала в виде обыкновенных акций предприятия по их номинальной стоимости. При невыполнении условий договора право утрачивается, и акции поступают в установленном порядке.

На период действия договора группе передается право на голосование 20% голосующих акций, принадлежащих соответствующему фонду имущества. В договоре оговариваются обязательства сторон и материальная ответственность. Группа вносит залог на сумму не менее 200 установленных законом минимальных размеров месячной оплаты труда в расчете на каждого члена группы.

При данном варианте всем работникам предприятия, включая членов группы, продаются обыкновенные акции, составляющие 20% величины уставного капитала, но на сумму не более 20 установленных законом


минимальных размеров месячной платы труда в расчете на одного работника, со скидкой 30% от их номинальной стоимости и с предоставлением рассрочки на три года. При этом величина первоначального взноса не может быть менее 15% номинальной стоимости акций.

Расчеты и практика показывают, что первый вариант надо выбирать в тех случаях, когда предприятие находится в тяжелом финансово-хозяйственном положении. Если предприятие работает хорошо, получает нормальную прибыль, то лучше принимать второй вариант. При этом предприятие получает больше реальных прав с учетом наличия основного пакета акций (51%).

Во всех вариантах 10% средств, поступивших от продажи акций (за исключением акций, продаваемых членам трудового коллектива приватизируемого предприятия), зачисляется на личные лицевые счета приватизации.

Одним из основных направлений ускоренной приватизации является акционирование, те преобразование муниципальных предприятий в открытые акционерные общества. Необходимо подчеркнуть, что при преобразовании муниципальных предприятий не допускается создание акционерных обществ закрытого типа, в том числе холдинговых компаний на основе концернов, союзов, ассоциаций, в состав которых входят государственные предприятия. Решения о преобразовании предприятия в акционерные общества принимаются муниципальными комитетами по управлению имуществом.

Решения принимаются на основании местной программы приватизации, рассмотренной заявки на приватизацию, собственной инициативы вышеназванных органов, решений местной администрации и решений других органов муниципальной власти в соответствии с действующим законодательством.

Подготовка преобразования муниципального предприятия в акционерное общество осуществляется комиссией по приватизации. Учредителем акционерного общества выступает исключительно соответствующий комитет, территориальное агентство.


Принят следующий порядок преобразования предприятия в акционерное общество. Учредитель (комитет, территориальное агентство) представляет в орган государственной регистрации следующие документы: решение комитета (территориального агентства) о создании открытого акционерного общества, заявку на регистрацию, устав акционерного общества. Установлен двухнедельный срок на регистрацию со дня подачи заявки. Регистрационный сбор и иные платежи, как отмечалось ранее, не взимается по всем актам и сделкам приватизации. Муниципальное предприятие считается преобразованным в акционерное общество со дня его регистрации, а его имущество переданным на баланс акционерного общества, которое выходит из подчинения вышестоящего территориального органа управления.

На баланс акционерного общества передаются имущество предприятия, перечисленное ранее и составляющее уставной капитал общества, а также муниципальное имущество предприятия, переданное комитетом акционерному обществу по договору.

В уставной капитал акционерного общества не включается следующее имущество, передаваемое ему по договору:

· объекты, для которых установлен законодательством особый режим приватизации;

· объекты социально-бытового и культурного назначения и другие объекты, по которым было принято решение сохранить их в муниципальной собственности.

Размер уставного капитала акционерного общества определяется комиссией по приватизации; при этом в момент учреждения этого общества он должен состоять из оговоренного числа обыкновенных и привилегированных акций с одинаковой номинальной стоимостью.

Обыкновенная акция - ценная бумага, дающая право в один голос при решении вопросов на собрании акционеров и участвовать в распределении чистой прибыли после пополнения резервов и выплаты дивидендов по привилегированным акциям.


Привилегированная акция - ценная бумага, обеспечивающая фиксированный при ее выплате дивиденд и преимущество при распределении прибыли и ликвидации общества; привилегированная акция не дает права голоса.

В уставе акционерного общества в обязательном порядке определяются общая стоимость и количество безвозмездно передаваемых работникам предприятия акций, которые являются именными привилегированными, не дающими права голоса.

После документального завершения преобразования муниципального предприятия в акционерное общество комитет передает права учредителю и пакет акций общества в соответствующий фонд имущества, который осуществляет полномочия собственника на общих собраниях акционеров и несет ответственность за деятельность акционерного общества в пределах его доли в уставном капитале. К осуществлению полномочий собственника на общих собраниях акционерных обществ, контрольные пакеты акций которых закреплены за муниципалитетом, по решению местной администрации могут привлекаться представители соответствующих органов МСУ.

Первое собрание акционеров проводится не позднее чем через 12 месяцев со дня регистрации. На этом собрании формируются органы управления обществом. До этого функции исполнительной дирекции акционерного общества исполняют ранее назначенные руководители, а функции совета директоров общества фонд (комитет).

В течение месяца после регистрации общества трудовой коллектив приватизированного предприятия обязан принять решение о единовременном распределении привилегированных акций работникам предприятия, включая бывших работников (пенсионеров или лиц, имеющих право вернуться на данное предприятие). Эти акции передаются перечисленным лицам безвозмездно. Решение принимается на общем собрании (конференции) трудового коллектива простым большинством голосов от общего числа работников предприятия. Соответствующий фонд муниципального имущества


или комитет утверждает этот список. Право собственности акционеров на эти акции возникает с момента внесения этих лиц в реестр акционеров. Акционеру по его требованию выдается сертификат на принадлежащие ему акции.

Фонд (комитет) осуществляет продажу принадлежащих ему акций в установленном порядке. Из числа тех акций любого акционерного общества, которыми владеет фонд право голоса могут иметь не более 20% от общего числа акций каждого общества, остальные принадлежащие фонду акции, независимо от их количества и номинального статуса, являются привилегированными с фиксированным дивидендом (в размере учетной ставки банковского процента). При продаже этих акций их номинальный статус восстанавливается.

Продажа акций регистрируется путем внесения в реестр акционеров соответствующих изменений.

Акционерное общество становится правопреемником прав и обязанностей приватизированного предприятия.

В условиях господства муниципальной собственности акционирование является одним из основных направлений приватизации, позволяет дать предприятиям рыночную организационно-правовую форму, не меняя формы собственности. Акционерная форма в наших условиях является наиболее понятной народу, а потому предпочтительной, позволяющей охватить приватизацией практически все предприятия независимо от их ведомственной подчиненности. Акционерная форма собственности сочетает в себе полную свободу предпринимательства с жесткими ограничительными условиями.

Преобразование муниципальных предприятий в акционерные общества позволит привлечь частный капитал и иностранные инвестиции. Наконец, акционирование муниципальных предприятий даст возможность внедрить холдинговую систему управления промышленностью. Холдинг-компании это акционерные общества, владеющие пакетом акций, как правило, контрольным, других компаний и фирм. Это позволяет холдинг-компании осуществлять по отношению к последним контрольные, управленческие, финансово-кредитные


и другие функции, сохраняя юридическую и оперативно-экономическую самостоятельность предприятий.

Под приватизацией на аукционе понимается приобретение у местных Советов народных депутатов физическими и юридическими лицами в частную собственность объекта приватизации на торгах в случаях, когда от покупателей не требуется выполнение каких-либо условий по отношению к объекту приватизации. В этом случае право собственности передается покупателю, предложившему в ходе торгов максимальную цену.

Решение о приватизации муниципальной собственности на аукционе принимается соответствующими комитетами по управлению имуществом, а продавцами выступают соответствующие фонды имущества.

Объектами приватизации на аукционе могут быть:

· предприятия, цехи, производства, участки и иные подразделения этих предприятий, выделяемые в самостоятельные предприятия, оборудования, здания, сооружения, активы ликвидированных предприятий;

· объекты незавершенного строительства; доли, паи, акции акционерных обществ, создаваемых при преобразовании муниципальных предприятий.

К проведению аукциона “продавцами” проводится определенная работа согласно установленным требованиям. Важное место отводится информационному сообщению, которое должно содержать полную характеристику предприятия, (иного имущества), предлагаемого к продаже на аукционе, в том числе начальную цену, форму платежа, дату, место и время проведения аукциона. Одновременно определяются условия участия в аукционе покупателей. К участию в нем допускаются юридические и физические лица, своевременно подавшие заявку на участие и другие необходимые документы, внесшие залог в сумме 10% от начальной цены объекта приватизации. Заявителю может быть отказано в участии на аукционе, если он не может быть признан покупателем в законодательном порядке, если не представил в срок все необходимые документы.


Аукционы проводятся в двух формах: открытый аукцион, как правило, при продаже активов ликвидируемого и ликвидированного предприятия, небольших предприятий (с численностью до 200 человек), акций акционерных обществ; закрытый аукцион (закрытый тенд


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.018 с.