ТЕМА 4. Объекты муниципального имущества — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

ТЕМА 4. Объекты муниципального имущества

2020-04-01 265
ТЕМА 4. Объекты муниципального имущества 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Аннотация: Понятие имущества и имущественного права. Основные характеристики имущества. Движимое и недвижимое имущество. Виды недвижимого имущества. Экономическая ценность недвижимости. Природные объекты муниципальной собственности. Особенности земли как объекта недвижимости. Классификация земель по потребительским свойствам. Материальные объекты муниципальной собственности. Унитарные предприятия и учреждения как имущественные комплексы. Нематериальные объекты муниципальной собственности. Муниципальные ценные бумаги.

Ключевые слова: муниципальная собственность, муниципальное управление, муниципальное имущество, теория собственности

 

Методические рекомендации по изучению темы

Приступая к проработке материала по каждой теме курса, следует ознакомиться с содержанием и методическими указаниями по ее изучению. После прочтения основных и дополнительных литературных источников по теме, следует ответить на предлагаемые вопросы для самопроверки полученных знаний. С целью их закрепления и углубления рекомендуется выполнить индивидуальные и тестовые задания.

 

Рекомендуемые информационные ресурсы

1. Гневко В.А. Модернизация систем развития муниципального образования.   -    М.:    Экономика,   2012.    -    416    с. http://www.bibliorossica.com/book.html?currBookId=7298&search_query=%D0%B C%D1%83%D0%BD%D0%

2. Гукасян Г.Л. Управление муниципальным хозяйством: Учебное пособие.

-           М.:          РУДН,          2010.          -           208          с.

http://www.bibliorossica.com/book.html?currBookId=10344&ln=ru&search_query=

%D0%BC%D1%83%D0%


3. Вершило Т.А. Муниципальное образование как субъект межбюджетных отношений.      -      М.:      РАП,     2010.      -      184      с. http://www.bibliorossica.com/book.html?currBookId=10188

 

Список сокращений

АО – акционерное общество. ГК – Гражданский кодекс.

МУП – муниципальное унитарное предприятие.

НИОКР – научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. ОАО – открытое акционерное общество.

РФ – Российская Федерация.

США – Соединенные Штаты Америки.

ФАС – Федеральная антимонопольная служба. ФЗ – федеральный закон.

 

Глоссарий

Владение — начальная, исходная форма собственности, отражающая юридическую, документально закрепленную фиксацию субъекта собственности, либо факт реального обладания объектом.

Недвижимое имущество (недвижимость) — земельный участок с принадлежащими ему природными ресурсами (почвой, водой и другими минеральными и растительными ресурсами), а также все, что неразрывно связано с ним, в т.ч. строения, здания и сооружения и др. имущество, признанное недвижимым в силу Закона.

Объект собственности — пассивная сторона отношений собственности в виде предметов, вещества, энергии, информации, имущества, духовных, интеллектуальных ценностей, целиком или в какой-то степени принадлежащих субъекту.

Пользование - применение объекта собственности в соответствии с его назначением и по усмотрению и желанию пользователя.


Право оперативного управления – такое право, при котором унитарное предприятие (казенное предприятие) самостоятельно вправе распоряжаться лишь производимой им продукцией. Любым иным принадлежащим ему имуществом казенное предприятие может распорядиться лишь с согласия собственника этого имущества. Собственник имущества, закрепленного за казенным предприятием на праве оперативного управления, вправе изъять излишнее, неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество и распорядиться им по своему усмотрению.

Право хозяйственного ведения – такое право, при котором предприятие не вправе продавать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или иным способом распоряжаться этим имуществом без согласия собственника. Остальным имуществом, принадлежащим предприятию, в том числе денежными средствами, оно распоряжается самостоятельно.

Распоряжение — представляет в современных условиях наиболее всеобъемлющий, высший способ реализации отношений между объектом и субъектом собственности, дающий субъекту право и возможность управлять объектом, поступать по отношению к объекту и использовать его в рамках закона практически любым желаемым образом, вплоть до передачи другому субъекту, глубокой трансформации, преобразования в другой объект и даже ликвидации.

Собственность — отношение между человеком, группой или сообществом людей (субъект) и всеми остальными лицами по поводу присвоения экономического блага (объект).

Субъект собственности (собственник) — активная сторона отношений собственности, имеющая возможность и право обладания объектом собственности.

Унитарное предприятие — коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество.


Управление муниципальной собственностью — система организационно- экономических отношений между различными субъектами по поводу организации воспроизводства и использования объектов муниципальной собственности посредством организационно-экономических функций, форм и методов с целью обеспечения реализации основополагающих социальных и экономических интересов общества и муниципалитета.

Форма собственности — это ее вид, определяемый по признаку субъекта собственности, т. е. форма собственности определяется принадлежностью разнообразных объектов собственности субъекту единой природы.

 

Вопросы для изучения по теме

1. Имущественные комплексы муниципальных унитарных предприятий.

2. Акционерная собственность муниципалитета.

3. Недвижимость муниципального собственника.

4. Недропользование.

5. Земельные ресурсы.

6. Муниципальная собственность в научной и научно-технической сфере.

 

 

Краткое изложение теоретического материала по теме: определение основных понятий, формулировка основных результатов

Под термином «муниципальная собственность» скрываются два понятия – собственность Российской Федерации и собственность субъектов РФ. Однако независимо от того, к федеральной муниципальной собственности или к муниципальной собственности субъектов РФ относится имущество, оно должно отвечать некоторым признакам: быть в наличии в течение срока действия права собственности и быть индивидуально определенным и способным к присвоению собственником.

К объектам, относящимся исключительно к федеральной собственности относятся:

• объекты, составляющие основу национального богатства страны;


• объекты, для обеспечения функционирования федеральных органов власти и управления и решения общероссийских задач;

• объекты оборонного производства;

• объекты отраслей, обеспечивающих жизнедеятельность народного хозяйства России в целом и развитие других отраслей народного хозяйства;

• прочие объекты: предприятия фармацевтической промышленности, промышленности медико-биологических препаратов; предприятия и организации по производству спиртовой и ликероводочной продукции.

В собственности субъекта Российской Федерации может находиться только:

• имущество, необходимое для осуществления полномочий в рамках предметов ведения субъектов РФ, а также в рамках полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации и перечисленных в пункте 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»;

• имущество, необходимое для осуществления полномочий субъекта РФ по предметам совместного ведения, не предусмотренных указанным Федеральным законом и установленных иными федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента и Правительства РФ;

• имущество, необходимое для осуществления отдельных полномочий по предметам ведения Российской Федерации, возложенных на исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации;

• имущество, необходимое для обеспечения деятельности органов государственной власти субъекта Российской Федерации, государственных гражданских служащих субъекта Российской Федерации, работников государственных унитарных предприятий субъекта Российской Федерации и


государственных учреждений субъекта Российской Федерации в соответствии с законами субъекта Российской Федерации.

Таким образом, в собственности субъекта РФ может находиться имущество, необходимое ему для реализации его полномочий, закрепленных нормативными актами. Иное имущество не может приобретаться в собственность, а если оно было приобретено, то должно было быть безвозмездно передано из собственности субъекта Российской Федерации в федеральную или муниципальную собственность в соответствии с разграничением полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления

Субъектами права муниципальной собственности являются население муниципальных образований и органы местного самоуправления, которые не относятся к органам государственной власти. Муниципальная собственность не входит в состав государственной и является самостоятельной формой собственности. В нее входят:

• средства местного бюджета и внебюджетных фондов;

• имущество органов местного самоуправления;

• муниципальные земли и природные ресурсы, находящиеся в муниципальной собственности;

• муниципальные предприятия и организации, банки, учреждения;

• муниципальный жилой и нежилой фонд и другое имущество.

Также в муниципальную собственность подлежат передаче объекты, необходимые для решения вопросов местного значения, в соответствии с разграничением полномочий между субъектом РФ и муниципальным образованием.

Разграничение собственности на государственную и муниципальную до сих пор вызывает много проблем. Объясняется это, прежде всего, единым публично-правовым статусом субъектов государственной и муниципальной собственности: наличием у них особых властных полномочий, позволяющих


принимать нормативные акты, которые регламентируют порядок осуществления принадлежащего им права собственности, а также осуществлением своих прав собственности в публичных (общественных) интересах и отсутствием должной нормативной базы, регулирующей данные отношения.

Способы экономического функционирования объектов муниципальной собственности в хозяйственном обороте различны, отличаются разнообразием назначений, организацией исполнения, качеством и результатами. В экономической системе объектов различных форм собственности реализуются только отношения в форме «объект-субъект». Характеристики объектов муниципальной собственности различны, и в классификации рассматриваются их различные виды.

Можно выделить в виде основных объекты собственности, которые играют определяющую роль в формировании институциональных основ муниципальной собственности. Они представляют собой также часть национального богатства, на которую в целом или ее часть право собственности закреплено за государством.

Объекты муниципальной собственности можно классифицировать в виде их следующих институциональных наименований:

• земля;

• природные ресурсы;

• имущество;

• имущественные и неимущественные права по отношению к объектам собственности;

• денежные средства, образуемые в установленном порядке;

• имущественный бюджет;

• информационные ресурсы;

• другие объекты и ресурсы собственности на территории Российской Федерации.


Приведенная классификация объектов собственности отражает различную физическую природу и материально-вещественные формы их существования. Это позволяет проанализировать позицию государства применительно к своей собственности при осуществлении рыночных преобразований в экономике, отражает функциональное предназначение объектов собственности в составе национального богатства. За основу принят экономический принцип разделения всего богатства страны. Регламентация собственности на названные виды позволяет их распределять на основе схожести функционального назначения. Порядок отнесения к той или иной группе муниципальной собственности, способ и особенности функционирования, а также уровень влияния на показатели развития экономики страны различаются между собой. Вовлеченность объектов собственности в экономический оборот на основе данной классификации предполагает выработку определенных принципов базирующихся на этой собственности экономических отношений. Сформированные указанным способом объекты собственности предназначены для решения задач экономического, социального, культурно-просветительского и экологического характера. С учетом приведенной экономической классификации осуществляется экономическая деятельность всех субъектов рыночных отношений во всех сферах экономики.

Земля в составе муниципальной собственности, или земельная собственность, группируется на основе учета предназначения ее разновидностей в составе народного хозяйства страны:

• земли сельскохозяйственного назначения;

• земли населенных пунктов (сел, поселков, городов);

• земли промышленности, транспорта, связи, энергетики, обороны и т. д.;

• земли природоохранного, оздоровительного, рекреационного, историко- культурного назначения;

• земли лесного фонда;

• земли водного фонда;

• земли запаса.


Земельный фонд России составляет 1709,8 млн. гектаров, из которых 440,1 млн. гектаров приходится на земли сельхозназначения. Непосредственно сельхозугодья составляют 221 млн. гектаров, или 13% от общей площади земель. Пашня в РФ занимает 130 млн. гектаров. Для справки — почти 70% земель в США — федеральные.

Природные ресурсы учитывают водные, включая подземные водные, лесные и минерально-сырьевые ресурсы; растительный и животный мир; воздушное пространство; полезные ископаемые; эфир; ресурсы космических систем.

Согласно ст. 9 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. Поэтому эта часть объектов включает только те из них, которые в соответствии с действующим законодательством и нормативными актами отнесены к муниципальной собственности. По Конституции РФ и по их естественному происхождению природные ресурсы — это общенародное достояние. Основной закон устанавливает пределы свободы экономической деятельности в их части. В статье 72 Конституции РФ сказано: в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Федерации находятся вопросы владения, пользования и распоряжения недрами. Статьи 1 - 2 Закона Российской Федерации «О недрах» гласят, что недра в границах территории Российской Федерации, включая содержащиеся в недрах полезные ископаемые являются муниципальной собственностью. Выделенные в пользование гражданина или юридического лица, они становятся обособленной частью, объектом присвоения данным субъектом, объектом, индивидом результатов функционирования как общечеловеческого природного блага.

Россия, занимая по объему разведанных запасов минерального сырья ведущее место в мире, имеет достаточно развитую минерально-сырьевую базу. В стране открыто и разведано около 20 тыс. месторождений полезных ископаемых. В середине 90-х годовая валовая потенциальная ценность разведанных балансовых запасов основных видов полезных ископаемых страны оценивалась в 28,6 трлн. долл., а прогнозный потенциал — в 140 трлн. долл.


Устойчивое развитие экономики России в ближайшие годы будет базироваться на планомерном росте ее составляющей — за счет минерально-ресурсного потенциала. В ходе трансформации общественно-политических и, как следствие, экономических отношений государство сохранило за собой право собственности на недра. Другие отношения недропользования в той или иной степени различаются и имеют свои особенности. Недропользователь получил право приобретения в собственность (возможно, долевую с государством) соответствующих горнодобывающих и перерабатывающих предприятий. На этой основе — право предпринимательской деятельности применительно к конкретному виду полезного ископаемого. По результатам предпринимательской деятельности в сфере недропользования осуществляется определенный раздел созданной прибавочной рыночной стоимости на доли государства и совместного участника.

Существуют и другие виды природных ресурсов, часть которых неисчерпаема (солнечная энергия, энергия приливов и отливов), а другая — имеет конечные размеры, но до определенной стадии научно-технического прогресса является избыточной. Эта часть требует в свою очередь установления на них права муниципальной собственности. В качестве примера можно привести воздушное пространство. Роль пространственного фактора в экономической и политической жизни страны в настоящее время возросла и стала более явной, чем прежде, с нарастанием объемов авиационных перевозок и необходимостью сокращения при этом ее транспортной составляющей. В самом обобщенном виде можно говорить об эксплуатации пространства для обеспечения движения материальных потоков по коротким маршрутам. Так, с февраля 2000 г. над территорией России начали летать авиалайнеры, перевозящие пассажиров между странами Юго-Восточной Азии и Северной Америки. Ранее указанные рейсы осуществлялись в обход России, над Тихим океаном. В результате освоения данного воздушного сообщения над Россией будет проходить 30% всех авиарейсов между Северной Америкой и Азией. Поэтому воздушное


пространство, приобретая экономическую значимость, требует соответствующего регулирования и признания как объекта собственности.

Свежим примером трансформации прежних отношений собственности, характерным для современного времени, является эфир, потребность в котором стала возникать в связи с массовым развитием теле- и радиосвязи, телефонной сотовой связи и иных радиопередающих устройств. Государства к этому вопросу подходят по-разному. Так, в Узбекистане действует государственная республиканская комиссия по радиочастотам, здесь вступил в силу Закон «О радиочастотном спектре». Задачей закона является регулирование правовых отношений в области распределения и использования радиочастотного спектра на территории своего государства. Согласно закону диапазоны радиочастот будут распределяться на конкурсной основе или по результатам аукциона. В настоящее время весьма актуальным становится решение комплекса проблем, связанных с орбитальными ресурсами космоса.

Имущество — объект муниципальной собственности, достаточно многообразный и различный по наименованию и предназначению для использования в сфере экономических и социальных отношений. Объекты муниципальной собственности выступают в форме акций, долей в уставных капиталах различных акционерных компаний, а также государственных унитарных предприятий (далее — предприятий).

Предприятия рассматриваются как юридическое лицо, функционируют как субъекты предпринимательской деятельности, производящие продукцию, оказывающие услуги. Они признаются как имущественный комплекс — единый объект собственности.

Учитываются также в составе «имущества» активы объектов муниципальной собственности — основные фонды, запасы материальных оборотных средств. Немаловажное значение в составе рассматриваемой группы имеет такой объект собственности, как недвижимое имущество предприятия. Недвижимость является обязательным производственным условием и базой для любого вида предпринимательской деятельности. Это означает, что количественный ее


состав и качественный вид влияют на уровень эффективности функционирования объектов собственности. Так как недвижимость относится к основному капиталу, условия ее использования, факторы и параметры ее эффективности могут неоднократно изменяться в течение всего ее жизненного цикла. Недвижимость — это наиболее фундаментальная часть имущества из всех существующих, ее нельзя похитить, потерять или сломать. Характеризуется полезностью, составляющей основу ее стоимости. Недвижимость служит базой хозяйственной деятельности и развития для предприятий и организаций всех видов и форм собственности. Государственное регулирование рынка недвижимости предполагает учет принципов рыночной среды, в которой цена недвижимости как товара определяется в зависимости от спроса и предложения, конкуренции, а также условиями наилучшего и наиболее эффективного использования. Федеральный закон РФ «О муниципальной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» позволяет осуществить информационное и правовое обеспечение цивилизованного рынка недвижимости, систему регистрации ее объектов и имущественных прав на них. В настоящее время недвижимость приобретает форму товара, характеризуется потребительской стоимостью и соответствующими свойствами. Для широкого ее вовлечения в хозяйственный оборот необходимо использовать возможности основных уровней государственного управления экономикой: федеральный, региональный и муниципальный. Согласованные действия по отношению к недвижимости на основе выработанных единых принципов позволят повысить эффективность ее функционирования в народном хозяйстве страны.

Другая категория «имущества» образуется из объектов, деятельность которых не имеет коммерческого характера. В их состав включаются объекты социальной сферы и управления: имущество государственных учреждений, государственных некоммерческих фондов и органов государственного управления и т.д.


Имущественные и неимущественные права — здесь прежде всего имеется в виду отношение к таким видам муниципальной собственности, как исключительные права личного, и имущественного характера на результаты интеллектуальной деятельности, в первую очередь творческой, а также иные приравненные к ним объекты. В их составе учитываются различные виды лицензий, приобретенные государством, полученные им по различным основаниям. Они не определяют права собственности государства на конкретные объекты собственности. Их учет осуществляется в количественном измерении и поименно с разбивкой по видам (направлениям) деятельности.

Стоимостной учет, то есть цена приобретения, включается в состав имущественного бюджета и учитывается в размере, уменьшенном на величину, определенную в соответствии с установленным порядком для нематериальных активов.

Денежные средства — это денежное хозяйство страны. Включают публичные финансы государства, необходимые для выполнения им предписанных функций (средства бюджетов различных уровней в соответствии с муниципальной структурой управления, а также внебюджетные средства и средства различных фондов: целевых бюджетных и внебюджетных). К денежному хозяйству страны также относятся финансовые ресурсы в банках в форме вкладов в их уставные капиталы. В нем учитывается денежное хозяйство предприятий и прочих субъектов, участников воспроизводственного процесса. В настоящее время существенную роль в денежном хозяйстве страны играют и ресурсы, функционирующие на вторичном финансовом рынке и учитываемые в активах и пассивах государства. Включаются также средства, функционирующие в сфере международных финансовых отношений. Учитываются также финансовые обязательства страны.

Имущественный бюджет формируется в рамках муниципальной казны. В ее составе учитываются все виды муниципальной собственности. Формируется на основе бухгалтерского учета. Благодаря этому появляется возможность определять степень эффективности функционирования объектов


собственности, имея в виду наличное имущество, перераспределять средства, полученные от его использования, для поддержания объектов социального назначения, находящихся в составе госсобственности, а также для решения иных задач государственного уровня. При этом появляется возможность создать единый способ воздействия на экономический базис общества и на общественные отношения в целом, учитывая теснейшую связь имущественного бюджета со всеми воспроизводственными процессами в пределах как государственного, так и других секторов экономики.

Информационные ресурсы, как и любой другой производственный ресурс, могут выступать и выступают в современной постиндустриальной экономике в качестве объекта собственности. Например, знания, в отличие от любого другого производственного ресурса, могут быть и являются объектом владения, пользования и распоряжения. Они образуют базу для формирования качественно новой хозяйственной системы. Возникает информационная экономика, схожая с индустриальной.

В разряд других объектов и ресурсов на территории Российской Федерации входят такие объекты, которые не вошли по ряду причин в поименованые группы. Ими могут быть, например, ювелирные или золотые изделия, различные ценные бумаги, находящиеся временно на учете в составе муниципальной собственности. В ее составе могут учитываться также накопленное имущество граждан.

Таким образом, путем выделения из состава национального богатства основных видов объектов собственности осуществляется классификация муниципальной собственности. Классификация позволяет определить величину национального богатства на основе сформированной совокупности экономических активов страны структуру важнейших ресурсов государства, особенности их функционирования в сфере отношений собственности. Появляется возможность более полно присваивать экономические результаты функционирования этих ресурсов, организовать более существенный учет муниципальной собственности.


Вопросы и задания для контроля знаний по теме

1. Что из следующего не является характеристикой объекта муниципальной собственности:

1.1. является пассивной стороной отношений собственности;

1.2. представлена в виде предметов природы, имущества, вещества, информации, духовных и интеллектуальных ценностей;

1.3. право распоряжения принадлежит исключительно федеральной власти;

1.4. целиком или в какой-то степени принадлежит субъекту муниципальной собственности.

2. К объектам муниципальной собственности относятся:

2.1. природные ресурсы, имущество;

2.2. земля и имущественные и неимущественные права по отношению к объектам собственности;

2.3. денежные средства, образуемые в установленном порядке, имущественный бюджет, информационные ресурсы;

2.4. все вышеперечисленное.

3. В природные ресурсы, относящиеся к объектам муниципальной собственности, не входит:

3.1. растительный и животный мир;

3.2. воздушное пространство;

3.3. информационные ресурсы;

4. Является ли радио-эфир объектом муниципальной собственности:

4.1. да;

4.2. нет;

4.3. отчасти.

5. Согласно представленной классификации золотые и ювелирные украшения относятся к следующей группе объектов муниципальной собственности:

5.1. природные ресурсы;

5.2. имущественные и неимущественные права;

5.3. денежные средства;

5.4. другие объекты муниципальной собственности.

6. Муниципальная собственность делиться на:

6.1. собственность поселений и собственность районов;

6.2. федеральную, собственность субъектов РФ и муниципальную собственность;

6.3. федеральную, собственность субъектов РФ, муниципальную собственность и собственность государственных предприятий.

7. Верно ли утверждение: «В собственности муниципалитета может находиться только то имущество, которое необходимое ему для реализации его полномочий, закрепленных нормативными актами»?

7.1. верно;

7.2. не верно.



Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.091 с.