Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Глава 3. Повседневная жизнь и религиозные представления Карело - Финнов

2020-04-01 101
Глава 3. Повседневная жизнь и религиозные представления Карело - Финнов 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск

 

В третьей главе нами будет произведён более подробный анализ текста самого эпоса. Он будет состоять из нескольких этапов, которые помогут в решении основных задач работы.

Основные сюжеты эпоса

 

Основную нить повествования можно разбить на три макросюжета. Самый архаичный сюжет посвящён происхождению мира и созданию всего сущего. Космогония древних финно-угров, отраженная в древних эпических песнях, интересна тем, что процесс творения был осуществлён с помощью утки и её разбившегося на части яйца:

 

Из яйца, из нижней части,

Вышла мать - земля сырая;

Из яйца, из верхней части,

Встал высокий свод небесный,

Из желтка, из верхней части,

Солнце светлое явилось;

Из белка, из верхней части,

Ясный месяц появился;

Из яйца, из пестрой части,

Звезды сделались на небе;

Из яйца, из темной части,

Тучи в воздухе явились (руна 1).

 

Как мы видим, картина происхождения мира показана довольно плоско и схематично. При этом в отличие от традиционного развития подобного сюжета в большинстве индоевропейских мифов, нём не так явно принимает участие демиург (творец) или богиня-мать. Их деятельность более заметна на стадии обустройства и наполнения мира, когда дева Ильматар поднимается из глубин вод и начинает процесс творения:

 

Только руку простирала -

Мыс за мысом воздвигался;

Где ногою становилась -

Вырывала рыбам ямы;

Где ногою дна касалась -

Вглубь глубины уходили.

Где земли касалась боком -

Ровный берег появлялся;

Где земли ногой касалась -

Там лососьи тони стали;

И куда главой склонялась

Бухты малые возникли (руна 1).

 

Создание мира в основном зооморфным персонажем является одним из доказательств того, что, возможно, руны «Калевалы» представляют собой наиболее древний из зафиксированных в Европе эпосов. Он стоит на грани шаманского мифа и собственно эпоса. При этом мы видим антропоморфных божеств и узнаём их имена уже в первой песне,

Такие мифы служат основой представлений данной группы людей об окружающем мире, служат объяснением появления чего- то нового (животного, растения, общественного установления). Особая же их функция заключена в том, что эти мифы излагают сакральную историю, повествует о событии, произошедшем в достопамятные времена “начала всех начал”. Они рассказывает, каким образом реальность, благодаря подвигам сверхъестественных существ, достигла своего воплощения и осуществления. И этим даёт людям жизненную основу, уверенность в себе и освобождает творческую энергию. Именно благодаря таким сведениям, мифы в дописьменной культуре являются неоценимым источником для формирования представлений о мировоззрении финно-угров во II-I тысячелетии до н.э.

Лённрот начинает повествование именно с этого сюжета, что является его данью народной традиции, но при этом он использует её с тем чтобы выстроить линейное историческое время: от легендарно-мифологического прошлого к более или менее реальному настоящему и будущему. Благодаря этому мы видим логическое объяснение устройства мира, что, как правило, совсем не свойственно истинным мифам, между которыми часто нет согласованности. Во всём этом можно найти подтверждение той точки зрения в историографии, что Калевале является произведением авторским. Поскольку мы видим, что Э.Лённрот ломает свойственный мифам ритм и выстраивает их согласно своему замыслу, по которому он пытался объединить все сюжеты в единый логический рассказ. Также он может дописывать руны, расширять или сужать тексты песен. И соответственно своему замыслу он подбирал руны, известно, что из 100 тысяч стихов которые он записал, только 22 тысячи вошли в «Калевалу».

Второй макросюжет переходит на уровень героев. Такое разделение сюжетов характерно для многих мировых эпосов. Наиболее характерные примеры, подтверждающие это высказывание, можно найти в “Старшей Эдде”. В «Калевале» выделяется три основных героя: певец-заклинатель Вяйнемёйнен, кузнец Ильмаринен, охотник Лемминкяйнен. При своей самодостаточности эти персонажи объединены единым сюжетом. А именно сватовством к прекрасным девушкам Похъёлы. Такой подход позволил автору соединить этих героев в единую нить повествования. Напомним, что первоначально он хотел издать отдельные поэмы, посвященные каждому герою в отдельности. Но то, что он сделал тему сватовства одной из центральных в эпосе, позволило ему включить в текст большое количество материала посвящённого свадебному ритуалу. Возможно на такой ход его сподвигло то, что в ходе своих экспедиций он постоянно был свидетелем деревенских свадеб, и таким образом решил в литературной форме зафиксировать этот важный этнографический материал. Можно отметить, что это ему вполне удалось. Поскольку в настоящие время с «Калевалой» связано большое количество фольклорных мероприятий, направленных на распространение и сохранение культурных традиции. И в них эпос является примером и основой.

Но вернёмся к рассмотрению сюжета. С его помощью наиболее полно раскрываются характеры героев. Они становятся приближенными к простым обывателям, то есть приобретают утилитарный характер. Что лишний раз показывает нам бытовую составляющую эпоса. В связи с таким подходом Калевалу можно рассматривать как некую энциклопедию повседневной жизни, скрытую за мифологическими образами. В плане исторических сведений этот сюжет является революционным, поскольку отражает важное изменение в семейных отношениях. Путешествия героев за невестами в далёкую и опасную страну Похъёлу, прямо указывает на переход от эндогамии к экзогамии. Теперь браки внутри одного рода запрещены, и поход за невёстой становится важным и ответственным действием.

Следующий макросюжет является отражением хозяйственной жизни финно-угров в древности. Он представляется достаточно архаичным. Хотя Лённрот выбрал из двух вариантов развития сюжета северокарельский, который содержит в себе отражение более поздних процессов. Здесь история с созданием волшебной мельницы Сампо и борьбой за её обладание будет связана сюжетом о сватовстве в экзогамном роду (Похьеле). Происходит слияние мифа о происхождении культурных благ с характерными мотивами выполнения трудных (или невыполнимых) заданий соискателем руки девушки. И к ним в какой-то момент добавилось задание выковать загадочное Сампо, вернее сказать, ставшее уже загадочным, поскольку его первоначальное значение хранилища или вместилища культурных благ («всяческого жита») затуманилось.

По общим представлениям, Сампо - это мельница - самомолка, которая является вечным источником пищи и залогом процветания своего хозяина и всего рода. Но первоначально образ Сампо в сознании людей не был однозначным. Так строчка из 10 руны в описании этого предмета, говорит нам о том, что у него была пестрая крышка. Подобный эпитет в рунах присущ также небу. Исходя из этого, можно говорить о том, Сампо представляло собой вариант мирового древа, наподобие Иггдрасиля из “Старшей Эдды”. Тем более что дальше по тексту будут упомянуты его три корня:

 

И один шел корень в землю,

А другой - на берег моря,

Третий корень - в глубь утеса.

 

В других местностях образ Сампо был связан с бессознательно-художественной переработкой представлений о происхождении растительности, злаков, богатств морских глубин. Естественно, что на протяжении веков менялся не только образ Сампо, но и сам миф, составляющий содержание этого эпического сюжета. Вместе с развитием более реалистического понимания происхождения явлений природы сначала эволюционировал, а с некоторого момента разрушался и сам миф о Сампо, пока не утратил первоначальных своих очертаний. Вследствие этого, дошедшие до нас варианты руны сохранили лишь осколки древнего мифа. Мы же вернёмся к тому варианту сюжета, который был предложен Э. Лённротом в «Калевале». Идея создания данного артефакта принадлежит, хозяйке северной страны Похъёлы, старухе Лоухи. Это должно стать испытанием для героев, желающих посвататься к её красавице дочери. Лоухи предлагает рецепт, на основании которого и должно быть сделано Сампо:

 

Взяв конец пера лебедки,

Молока коров нетельных

Вместе с шерстью от овечки

И с зерном ячменным вместе (руна 7).

 

Как мы видим, рецепт довольно сложен и не понятен, что является отражением фрагментов наиболее древнего понимания образа Сампо. Поэтому образ Сампо нельзя воспринимать односложно, он имеет многоуровневый характер. Если рассматривать в качестве объекта народного счастья и благосостояния, то он требует слияния трёх основных сущностей хозяйства: охоты (перо лебедки), скотоводства (молоко и шерсть) и земледелия. Сочетание этих видов хозяйствования должно было обеспечить правильное устройство жизни. Неудивительно, что в таком достаточно бедном ресурсами крае, как Финляндия у людей всегда было стремление облегчить себе жизнь, и Сампо прекрасно подходило для этого. Подобный образ чудесной мельницы, которая мелит желаемое богатство, можно встретить в “Старшей Эдде” в “Песни о Гротти”.

Наиболее богатой на историческое отражение действительности является та часть руны, в которой описан процесс изготовления Сампо. Мало знать рецепт, необходимо найти мастера. Для этого нужен “культурный герой ”, способный сотворить такую чудесную вещь. Им становится кузнец Ильмаринен, известный уже тем, что сумел выковать небо. Сам процесс достаточно сложен. Через три дня раздувания мехов и поддержания жара Лук из пламени явился

 

Был по виду лук прекрасен,

Но имел дурное свойство:

Каждый день просил он жертвы,

А по праздникам и вдвое (руна 10)

 

Ильмаринен сломал лук и бросил его обратно в горнило. Следующим за луком:

 

Вышла лодка - красный парус,

Борт весь золотом украшен,

Но имел дурное свойство:

Сам собою шел в сраженье (руна 10)

 

И его изломал Ильмаринен, но не остановил работу и снова три дня горит горн:

 

Из огня корова вышла

Хороша корова с виду,

Но у ней дурное свойство;

Спит средь леса постоянно,

Молоко пускает в землю (руна 10).

 

Ильмаринен режет корову на мелкие куски, бросает в огонь. Вновь раздувают меха, опять проходит три дня, смотрит:

 

Из огня там плуг выходит,

С виду был тот плуг прекрасен

Но имел дурное свойство:

Он пахал поля чужие,

Бороздил соседний выгон.

 

Этот плуг тоже был брошен в огонь. Наконец, еще через три дня Ильмаринен увидел, что Сампо вырастает, крышка пестрая возникла. И тогда стал он молотком стучать сильнее и довел создание Сампо до конца.

Таким образом, перед нами ряд фантастических образов - аллегорий. Необходимо сравнить их с тем, что изначально было помещено в печь Ильмаринена. Все эти предметы символизируют определённые типы хозяйств и характерные им формы жизни. Рассмотрим их более детально: Лук - это символ межплеменных распрей, которые вызваны преобладанием охотничьего хозяйства с его жестким распределением лесных угодьев. Нарушение этих границ, а также увеличение определенной нормы количества людей может провести к массовому голоду. Челнок - образ жизни викингов, когда хозяйство прибавляется за счет грабежа иных земель. Священная корова - малопроизводительное лесное скотоводство с элементами кочевой архаики, появившееся за счет вытеснения в леса степных народов. Плуг - миграция на земли финнов славян - земледельцев с земледельческим культом и своим бытом. Таким образом, в массовом сознании людей того времени Сампо - это сопряженная со счастьем оптимальная организация хозяйствования, в которую вошли и лук и челнок и корова и плуг органически, утратив свои разрушительные качества.

Следующая стадия сюжета связана с теми богатствами, которые давало Сампо роду старухи Лоухи:

 

Что муку одним бы боком,

А другим бы соль мололо,

Третьим боком много денег (10 руна).

 

В этом отрывке мы видим значение для дальнейшего развития темы. Сохраняя в реликтовом виде «осколки» мифа родового общества о происхождении культурных ценностей, образ Сампо включил в себя не только черты эпохи своего зарождения, но и признаки позднейших эпох с развитыми товарно-денежными отношениями: ведь Сампо мелет не только «на еду» и «на расходы в доме», но и «на продажу». Нет никаких сомнений в том, что образ такой мельницы мог возникнуть только в условиях проникновения в карельскую деревню всепоглощающих товарно-денежных отношений, когда деньги стали подлинными эквивалентами товаров, заменив некогда существовавших в этом плане хлеба и соли.

Далее в центре нашего внимания будет находиться третий макросюжет. Идея двух сфер эпического пространства всегда присутствует рунах. Без этого эпическая поэзия, эпический мир немыслимы. Б.Н. Путилов пишет по этому поводу: „В любом эпосе мы имеем дело с взаимоотношениями (чаще всего - конфликтными) двух противостоящих миров - «своего» и «чужого». В этом случае собственно пространственные характеристики включаются в более широкий комплекс, оказываясь рядом с характеристиками этническими, социальными, реже - культурно-бытовыми".

В карельских рунах противостояние стран выражено еще в архаических формах, но, тем не менее, оно присутствует. Пытаясь истолковать это противостояние не мифологически, а исторически, Лённрот отчасти допускал, что Похъёла - это Лапландия (в рунах Лаппи), но все же больше склонялся к тому, что под народом Похъёлы подразумевается какое-то финское племя. Межплеменные отношения не могли не отразиться в рунах; без реальных „своего" и „чужого" племен едва ли могло возникнуть само мифопоэтическое противостояние. И поэтому Похъёла в рунах характер имеет двойственный характер. Первоначально это мифологическая страна, страна эпических персонажей-соперников, специфическое отражение и порождение мифосознания, но временем это значение стало забываться, и было переосмыслено уже как страна саамов.

В рунах и заклинаниях хозяйка Похъёлы, колдунья Лоухи, предстает с постоянными эпитетами-формулами, подчеркивающими ее физическую ущербность, злой нрав (дикая, свирепая, бешеная) и даже женскую слабость. Также постоянно по тексту рун можно видеть, как герои пренебрежительно отзываются об этом крае, считая его более бедным и отсталым. Исторически это объясняется тем, что в более северных территориях архаические элементы жизни продолжают существуют более продолжительное время. Так в Похьеле по-прежнему сильна власть женщин и истинной хозяйкой рода является старуха Лоухи.

Что касается эпической страны Калевалы, то в собственно фольклорной традиции это название именно в такой форме встречается очень редко (только в одной из баллад и в свадебных песнях). Но довольно часто и географически широко (в Карелии, Юго-Западной Финляндии, Эстонии) встречаются мифологические предания о „сынах Калевы", могучих великанах, которые демонстрируют свою необычайную силу. О „сынах Калевы" впервые упомянул М. Агрикола в перечне языческих божеств у карел в 1551 г.

Столкновение этих двух миров произойдёт на почве вопроса обладания Сампо. Начиная с 39 руны это основной сюжет. Герои Калевалы и народ собираются в поход за мельницей, поскольку считают не правильным, что её владеет только Лоухи, хозяйка Похъелы. Некоторые исследователи склонны в этом сюжете видеть историческое отражение процесса смены матриархата на патриархат. Но есть другая точка зрения, согласно ей сюжет с Сампо отражает время проникновения земледелия к более северным племенам в Похъелу, в приморскую Сариолу. Хозяйка Севера упрашивает южан изготовить для ее народа Сампо, а когда она получает волшебную мельницу, то говорит:

Отчего не жить в Похьеле, Если Сампо есть в Похьеле? Там ведь пашни, там посевы, Неизменные там блага. Теперь после получения Сампо Лоухи, хозяйка Похъелы владеет и скотом, и зерном: «Осмотрела в хлеве стадо, перечла зерно в амбаре».

Борьба же за Сампо, очевидно, поэтическое выражение столкновений южных племен с северными из-за земледельческих угодий, борьба, лишь олицетворенная «мельницей» как символом блага вообще. Поход людей Калевы в Похъелу за Сампо выглядит не как военное предприятие, а как переселение колонистов на север; на корабль, предназначенный для похода, сели: Сто мужей, держащих весла.

На одном боку той лодки. Молодцы-красавцы сели. На другом боку той лодки Сели девушки в колечках. Там на дне уселись старцы.

В данной части исследования нами были подробно рассмотрены основные сюжеты эпоса «Калевала». Что это дало для решения задач исследования? Во-первых это лишний раз доказало что руны относятся к разным периодам истории от глубокой древности до нового времени. Причем их сочетание может встречаться в одной руны одного сюжета. Из этого следует второй вывод, что такая ситуация могла возникнуть в том случаи, когда у эпоса есть непосредственный автор (Э. Лённрот) и он обладает большим количеством вариантов рун, из которых берёт части наиболее подходящие для развития его замысла. В третьих сюжеты расположены в хронологической последовательности от наиболее древних к событиям, отражающим принятия христианства. Многие руны в таком виде, в котором они представлены в Калевале, никогда не исполнялись рунопевцами. Более того сюжеты взаимосвязаны между собой и часто один проистекает из другого, что делает похожим эпос на роман. Что касается историчности данных сюжетов, то в них легко угадываются как события II-I тысячелетия до н.э., так и средневековья и нового времени. Соответственно, за Калевалой можно признать статус исторического источника, поскольку письменными источниками этих времён мы не располагаем, а данные археологии не могут полностью реконструировать картину жизни.

 


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.036 с.