Героические образы «Калевалы» — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Героические образы «Калевалы»

2020-04-01 54
Героические образы «Калевалы» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Следующий интересующий нас момент будет касаться героев эпоса и их специфики по сравнению с другими эпосами, и прежде всего со “Старшей Эддой”. К эпосам разных народов обычно добавляется эпитет "героические эпосы". Но героика карело-финских народных рун и "Калевалы" особая, еще не связанная с воинскими подвигами, боевыми дружинами, князьями, королевичами, античными царями, раннерабовладельческими или раннефеодальными формами государственности. Ничего этого в "Калевале" нет, хотя и упоминаются мечи и копья.

В "Калевале" героика - мифологическая, борьба ведется еще с мифологическими чудовищами, колдунами и колдуньями, причем с помощью не столько оружия, сколько магических заклинаний. Героями карело-финских народных рун и "Калевалы" являются присущие древним мифам особые "культурные герои" - языческих полубожеств- полулюдей, почитаемых в качестве первопредков и основателей данного рода, племени, народности. О них сохраняется сакральная память потому, что они создали и обустроили мир, заложили основы жизни. В рунах воспеваются подвиги выдающихся героев, наделенных необычайными качествами.

Идеальный герой эпоса всегда самый сильный, мудрый, умелый. Никто, кроме Вяйнямейнена, не может столкнуть в воду им же изготовленную лодку; никто, кроме него, не в силах разрубить мечом огромную щуку, за которую зацепилась в море лодка; только Вяйнямейнен способен смастерить из костей щуки кантеле, и он же извлекает из инструмента первые звуки. Отблеск первобытно-родового мышления ложится на самих героев, они прославляются как родоначальники и первопредки, заложившие материальные и духовные основы жизни данной родовой общины. Они первые и лучшие, и в этом первородном своем качестве они и их деяния воспеваются в эпосе.

При всей фантастичности образов и событий эпос повествует о реальных занятиях древних людей, о реальном древнем быте. Эпические герои ловят рыбу, охотятся на зверей, строят лодки, куют железо, рубят подсеки, сеют хлеб, варят пиво, сватают невест, оплакивают погибших детей - все вроде бы как у обычных людей. И вместе с тем эти обыденные занятия необычны, они овеяны героикой и полны высокого, торжественного смысла уже потому, что совершаются впервые и в одном ряду с космогоническими событиями. Эти обыденные занятия - тоже акт первотворения мира, земной жизни. И все в этом акте одновременно и просто, и величественно, и полно чудес.

Подобно тому, как мудрость и сила Вяйнямейнена, высокое мастерство Ильмаринена символизируют жизнеспособность всего рода, так же и в эстетике фольклорно-эпической поэзии общее преобладает над частным. Гиперболы, как и постоянные эпитеты, призваны дать обобщенное и устойчивое представление о герое или предмете, они указывают на наиболее общий его признак. Вяйнямейнен - степенный и умудренный опытом старец, Лемминкяйнен наделен красотой молодости, у каждого персонажа есть своя ведущая черта. Наиболее архаичным героем эпоса является Вяйнямёйнен - знаменитый песнопевец. Он становится победоносным представителем своего народа в борьбе против черных сил Похъелы. В рунах он выступает также в качестве работника, наделенного самыми разносторонними способностями: пахарем, охотником, рыбаком, создателем кантале, исцелителем больных, строителем лодки и опытным моряком. Но прежде всего он несравненный песнопевец. В состязаниях по пению, на которые Вяйнямёйнен был вызван завидовавшим его искусству похъёльским хвастуном Ёукахайненом, но пение Вяйнямёйнена раздается так мощно, что:

 

Вспенилась вода в озёрах,

Затуманилась земля повсюду,

Горы медные качнулись.

 

Слава Вяйнямёйнена основывается не только на искусстве пения, но и также на глубине его познаний. Среди народа он слывет: «прорицателем», который обладает способностью заглянуть в прошлое и в будущее. В следующей руне описывается его путешествие в поисках знаний. За словами «о вещей происхождении» он ходил в подземное царство к великану Антеро Випунена и выведал у него древние руны и заклинания. Аналогичный сюжет встречается в «Младшей Эдде», где Один совершает путешествие к источнику мудрости, находящемуся под охраной великана Мимира и за возможность испить из него оставляет свой правый глаз.

Знание происхождения мира или вещей происхожденье, дает возможность власти над ними. Это как бы означает старшинство над вещью, а старшинство в родовом обществе означало власть. Поэтому знание происхождения мира и вещей никогда не было простой прихотью, оно предполагало всесилие. Потому и древность происхождения Вяйнямейнена означает его мифологическую значимость. Он появился раньше всех иных людей, сам является и богом и человеком, оказывается одновременно молодым и старым, и бессмертным.

Весьма колоритен и характер Вяйнямёйнена. Мы видим, как он: истерзанный морскими волнами, плачет от бессилия в седьмой руне, но мы также видим его твердо стоящим на корме своего челна во время бушующего шторма (руна 10-я). Иногда он предстает увлекающимся женихом (руна 8-я), а в другой раз наставником народа. То он поддается власти нежных мелодий своего кантале, то он как мужественный герой рвется в бой.

Смелость и решительность сочетаются в Вяйнямёйнене со спокойной рассудительностью. Он - воплощение мудрости. Когда в руне его называют «старым, верным», то под этим, очевидно, подразумевается, что он опытный и надежный. Задумывая великое дело, Вяйнямёйнен тщательно готовится к совершению его. В минуту опасности он действует решительно и смело, и тогда оказывается, что этот старый герой доблестно превосходит других (руна 40-я).

Он инициатор и руководитель похода героев Калевалы за Сампо. Его мудрость и подвиги имеют решающее значение как на различных этапах этого похода, так и во всех последующих боях за спасение народа Калевалы от козней Лоухи.

Вяйнямёйнен уходит со сцены, согласно последней руне эпоса, после появления на свет сына Марьятты, родившегося от проглоченной ею ягодки брусники. Когда сын Марьятты был окрещён «королём Карьялы, носителем всей власти», глубоко оскорбленный Вяйнямёйнен уплывает на медном челне, оставив «народу вечную радость, потомкам великие песни».

Уходя, он, однако, пророчит, что в будущем еще вернется:

 

Времени пройдет немало,

Дни заменятся другими -

И я снова буду нужен,

Ждать, искать меня здесь будут,

Чтобы снова сделал Сампо,

Новую пропел бы песню,

Новую луну достал бы,

Вызволил бы снова солнце.

 

Образ Ильмаринена - знаменитого кузнеца Калевалы больше приближен к реальности, чем образ Вяйнямёйнена. Хотя много чудесного сопровождают этот популярный образ во многих эпосах мира. Начиная с его рождения:

 

Рос на угольной поляне,

И в руке он молот держит

В кулаке щипцы сжимает.

Темной ночью он родился,

Днем уж кузнецу он строит.

 

Этот образ был создан автором преимущественно на основе южнокарельских рун. Где очень подробно даётся описание его внешности и характера. Это статный мужчина цветущего возраста. Он молчалив, спокоен и всегда серьёзен. Ильмаринен медлителен в действиях и нелегко берется за новое дело, если оно не относится к кузнечному мастерству.

Но в кузнеце он - в своей стихии. Он куёт целыми днями, нередко забывая на долгое время об окружающем мире. Он куёт мечи, копья, плуги, косы, при надобности даже кольца и прочие женские украшения. В своем ремесле он подлинный виртуоз, который в работе над лучшими своими созданиями, охвачен творческим вдохновением. Однажды Ильмаринен создал из золота и серебра настоящую скульптуру - прекрасную девушку, глядя на которую он и сам восхищался. Величайшим же творением Ильмаринена является Сампо.

В «Калевале» повествуется и о других его подвигах, благодаря которым он получил руку девицы Похъелы: о том, как он вспахал змеиное поле, взнуздал страшного медведя и как при помощи выкованного из железа огненного орла поймал в реке Маналы чудовищную щуку (руна 19-я). Во время похода за Сампо, как и в других случаях, Ильмаринен является самым близким соратником Вяйнямёйнена. Он не наделен качествами вождя, но он мужественный и непоколебимый воин, не говоря уже о его незаменимости в роли превосходного оружейного мастера калевальцев.

Образ Лемминкяйнена-молодого удалого бойца, более приближен к классическому образу героя - искателя приключений и любимца женщин. Мать, очевидно, баловала его в детстве, и он вырос беззаботным и ветреным юношей:

 

Был он обликом прекрасен,

Ростом также превосходен.

Но он был не без порока,

Жизнь он вёл не без ошибок:

Очень был на женщин падок.

 

Но в то же время он отличный лыжник и искусно владеет мечом. Он бесстрашный смельчак, идущий навстречу опасностям. Но у него отсутствует рассудительность Вяйнямёйнена и серьезность Ильмаринена; к тому же он любит похвастаться. Однако Лемминкяйнен обладает живостью и чувством юмора, качествами, которыми не одарен Ильмаринен. Но, несмотря на слабости и недостатки характера Лемминкяйнена, люди явно любят этого героя. Но при этом отнюдь не одобряют безрассудство и неосторожность Лемминкяйнена, его бахвальство. Эпос прямо не упрекает его в этом, но показывает, как необдуманные поступки Лемминкяйнена приводят к печальным последствиям.

Так, во время первого похода в Похъелу, когда Лемминкяйнен по коварному предложению Лоухи отправляется на охоту за «лебедем смерти», и он попадает в ловушку и чуть не прощается с жизнью. Только самоотверженные усилия матери возвращают его к жизни (руна 15-я). Последствием его второго похода является большое ответное нападение воинов Похъелы, которые до основания уничтожают его родной дом (руна 28-я). В третий поход он отправляется без достаточной подготовки на случай морозов, и его челн вмерзает во льды моря, сам же он едва не погибает (руна 30-я). Возвращаясь из похода за Сампо, Лемминкяйнен, несмотря на предупреждения Вяйнямёйнена, принялся петь - горланить, отчего журавль, стоящий на берегу, испугался, полетел с криком в Похъелу и разбудил усыпленную Лоухи (руна 42-я). За героями «Калевалы» снаряжается погоня. Правда, при нападении Лоухи, Лемминкяйнен бойко орудовал своим мечом, но Сампо утонуло в море. За бахвальство народ наказывает его тем, что часто ставит в смешное положение. Тем не менее, о недостатках и слабостях Лемминкяйнена говорят в «Калевале» с добродушным юмором - ведь как бы то ни было, он «муж превосходный», когда надо биться с воинством Похъелы.

Особняком стоит в эпосе Куллерво, образ раба, мстящего всему миру за свои беды. Имя Куллерво вошло в историю финской литературы, составляя ее трагедийный пласт. Образ этот сложен, многозначен, в нем слились мотивы сказок и песен о рождении мальчика-силача с традиционными пастушьими песнями, где пастушок чаще всего существо обездоленное. Использован также ингерманландский сюжет о вражде двух братьев из-за малоземелья.

В эпосе ему посвящены руны с 31 по 37. С самого рождения Куллерво является рабом Унтам, своего дяди. Унтамо с вооруженным отрядом уничтожил дом его родителей и убил, как предполагали, всех его родных. Впоследствии, однако, выясняется, что родителям, брату и сестре Куллерво удалось бежать и скрыться в глухом лесу. Боясь, что из Куллерво может вырасти мститель за свой род, Унтамо хотел убить его ещё ребенком, но это ему никак не удалось. Старинные руны повествуют о чудесном спасении мальчика от гибели в море, в пламени костра и даже на виселице (руна 31-я).

Вскоре Куллерво подрос и стал необычайно сильным юношей. Унтамо думал, что в его лице получит «раба достойного сотни сильных» (руна 31-я). Но Куллерво портил всякую работу чрезмерным приложением сил, - так дерзко проявлялся его протест против рабства. Унтамо, с целью избавиться от ставшего ему обременительным раба, продал его в Карелию Ильмаринену.

После ряда злоключений, найдя своих родителей и обесчестив свою родную сестру, которую он не узнал после долгой разлуки, Куллерво приходит к выводу, что во всех несчастьях его семьи виноват Унтамо. Несмотря на просьбы матери отправляется в поход против Унтамо. По пути он получает известие о смерти своих родных, но только смерть матери трогает его. Но и эта весть не может заставить его вернуться домой. Он рвется вперед и достигает своей цели: уничтожает жилье Унтамо и все, что там было.

Но после достижения своей цели, Куллерво окончательно оказался за пределами общества. Он совершенно одинок. Путь его лежит в глухую тайгу, где он бросается на собственный меч. Таков конец этого героя закономерен, по словам автора. В речи Вяйнямёйнена мы видим, что причины такого поведения героя кроятся в том, что воспитан он был чужими людьми. Так в своеобразной форме доносится до людей древняя этика семейного воспитания.

Все эти герои представляют собой временные пласты, отраженные в эпосе. Начиная с архаичного эпоса первопредка Вяйнямейнена и заканчивая позднесредневековым рабом Куллерво. При этом они полностью соответствуют специфики данного эпоса. Многими исследователями подчеркивается тот факт, что эти герои в большей степени люди, чем боги. Описание их жизни даёт богатый материал для реконструкций картин быта. говорит о первичном выделение ремесла из земледелия. Показывает различные уровни и статусы в обществе и, наконец, несёт в себе большую часть сакральных сведений и представлений финнов и карел.

 


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.