День работника сельскохозяйственной и перерабатывающей промышленности — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

День работника сельскохозяйственной и перерабатывающей промышленности

2019-12-27 158
День работника сельскохозяйственной и перерабатывающей промышленности 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

В этот день родились:

1829 — 190 лет назад БАРТЕНЕВ Петр Иванович (1829—1912), археограф, библиограф. Окончил Московский университет (1851). Был близок к славянофилам. Основал исторический журнал «Русский архив» (1863). Опубликовал большое количество исторических и литературных архивных документов XVIIIXIX вв., главным образом из личных и фамильных фондов: сборники «Семнадцатый век» и «Девятнадцатый век», «Архив князя Воронцова», «Собрание писем царя Алексея Михайловича», «Записки Г. Р. Державина» и др. В 1859—1873 заведовал Чертковской библиотекой в Москве и составил каталог ее книг. Бартеньеву принадлежат библиографические работы («Указатель к повременным изданиям Общества истории и древностей Российских при Императорском Московском университете за пятьдесят лет. 1815—1865» и др.), а также статьи о Пушкине («Пушкин в Южной России», «Рассказы о Пушкине, записанные П. И. Бартеневым»).

1834 185 лет назад БОГДАНОВ Анатолий Петрович (1834—1896), антрополог, зоолог и историк зоологии, один из основателей антропологии в России, организатор первых антропологических учреждений и популяризатор естественнонаучных знаний. Член-корреспондент Санкт-Петербургской АН (1890), профессор Московского университета (с 1867). По его инициативе основаны Общество любителей естествознания, антропологии и этнографии (1864), Общество акклиматизации животных и растений, организованы Этнографическая (1867), Политехническая (1872) и Антропологическая (1879) выставки, положившие начало Политехническому музею и Антропологическому музею при НИИ антропологии Московского университета. Богданов был директором Зоологического музея Московского университета. Ему принадлежат крупные работы по зоологии и ее истории: «Цветность пера птиц», «Медицинская зоология», «Материалы для истории научной и прикладной деятельности в России по зоологии...», «Летопись зоологических трудов Общества в первое двадцатипятилетие его существования (1863—1888 гг.)», и др. Автор работ по антропологии, посвященных главным образом краниологии древнего населения России («Материалы для антропологии курганного периода в Московской губернии», «О могилах Скифосарматской эпохи в Полтавской губернии и о краниологии скифов», «Меряне в антропологическом отношении», «Черепа и кости людей каменного века...», совместно с М. А. Тихомировым, и др.). В антропологических работах проводил мысль о принципиальном различии единиц расовой систематики и лингвистической и этнической категорий. Выступал с критикой реакционных теорий расизма и полигенизма.

1899 120 лет назад СУРКОВ Алексей Александрович (1899—1983), поэт, журналист, общественный деятель, Герой Соц. Труда (1969). Депутат Верховного Совета СССР 4—9-го созывов и Верховного Совета РСФСР 2—3-го созывов. Секретарь (1949), первый секретарь (1953—1959) СП СССР. Член Всемирного совета мира (1953). Окончил факультет литературы Института красной профессуры (1934). Участник Гражданской (1918—1921) и Великой Отечественной (1941—1945) войн. Печатался с 1918. Суровой героикой Гражданской войны проникнуты произведения 1930-х: стихи и песни («Красноармейская песня» и др.), сборники («Запев», «Последняя война», «Ровесники», «Родина мужественных», «Так мы росли» и др.). Впечатления от многочисленных поездок «по белу свету», участие в Движении сторонников мира отразились в сборниках стихов: «Миру — мир!», «Восток и Запад», «Песни о человечестве», «Что такое счастье?» Многие стихи Суркова переведены на языки народов СССР и иностранные языки. Был главным редактором «Литературной газеты» (1944—1946), журнала «Огонек» (1945—1953). С 1962 главный редактор «Краткой литературной энциклопедии». Лауреат Госпремии СССР (1946, 1951), Международной литературной Ботевской премии (1976). Награжден орденами Ленина (1959, 1967, 1969, 1979), «Знак Почета» (1939), Красного Знамени (1945), Красной Звезды (дважды), болгарским орденом Кирилла и Мефодия, а также медалями.

1909 110 лет назад НАГИШКИН Дмитрий Дмитриевич (1909—1961), писатель. Окончил электротехническую профессиональную школу (1928). Печатался с 1929 в газетах. Долгое время работал художником-графиком. Первые сказки опубликовал в 1938. Автор сборников сказок («Мальчик Чокчо», «Амурские сказки», «Храбрый Азмун» и др.), романа «Созвездие Стрельца» (опубликовано посмертно, 1962), исторического романа о Гражданской войне 1918—1921 на Дальнем Востоке «Сердце Бонивура». Сочинения Нагишкина переведены на многие иностранные языки.

1939 — 80 лет назад НЕВЕДОМСКИЙ Леонид Витальевич (1939—2018), актер. Народный артист РФ (1994), заслуженный артист РСФСР (1983). По окончании ЛГИТМиКа (1967) поступил в БДТ им. М. Горького (с 1992 — им. Г. А. Товстоногова). Среди театральных ролей: Держиморда («Ревизор» Н. В. Гоголя), Кинто («Ханума» А. Цагарели), Уткин («Три мешка сорной пшеницы» В. Ф. Тендрякова), Патриарх («Борис Годунов» А. С. Пушкина). В кино с 1967. Снялся в фильмах: «Мачеха», «По данным уголовного розыска», «Монолог», «Дамское танго», «Степень риска» и др. Награжден медалью Пушкина (2004) и медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени (2009). Обладатель премии им. Николая Симонова и высшей театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой софит» (2000).

14 ОКТЯБРЯ

Международный день стандартизации

Покров Пресвятой Богородицы

События в Москве:

 

1904 — 115 лет назад — Открыт крупнейший частный театр России «Опера С. И. Зимина». «Опера С. И. Зимина» — крупнейший частный театр России, работавший в Москве в 1904—1917. Развивал традиции Частной русской оперы С. И. Мамонтова. Открытие театра состоялось 1 октября 1904 представлением оперы «Майская ночь» Н. А. Римского-Корсакова на сцене театра «Аквариум». Сезон 1905—1906 проходил в помещении Интернационального (Никитского) театра (ныне — здание Театра им. Вл. Маяковского), два последующих — в помещении Нового (Шелапутинского) театра (ныне — здание РАМТа). В 1908—1917 коллектив работал в отреставрированном после пожара Театре Н. Н. Солодовникова (ул. Большая Дмитровка, 6). Большую роль в творческой судьбе коллектива сыграл главный режиссер (с 1907) театра, в прошлом оперный певец П. С. Оленин. Продуманные сценические разработки хоровых ансамблей, характерные для его спектаклей, стали одним из крупнейших достижений дореволюционного русского оперного театра. В разное время в театре работали режиссеры А. В. Ивановский, А. П. Петровский, Ф. Ф. Комиссаржевский. Музыкальное руководство с первых дней осуществлял М. М. Ипполитов-Иванов. В разные годы музыкальными руководителями театра были Э. А. Купер, Е. Е. Плотников, М. М. Багриновский и др. Декорационно-художественным оформлением спектаклей занимались художники А. М. Васнецов, Н. К. Рерих, В. Д. Поленов, В. А. Серов и др. Хор состоял из 70—80 человек, в оркестре было ок. 80 человек, балетную труппу (ок. 30 человек) составляли профессиональные танцовщики — воспитанники балетного училища при театре (главный балетмейстер А. П. Симонов, псевдоним — Луиджини). Театр представлял собой коллектив единомышленников, душой которого стал сам С. И. Зимин, руководивший всеми постановочными процессами. С первых дней в театр пришло несколько ведущих артистов из бывшей оперы С. И. Мамонтова — Е. А. Цветкова, В. Н. Петрова-Званцева, А. В. Секар-Рожанский. В театр поступил весь состав хора (60 человек) московского Общества оркестровых музыкантов. Ряд партий исполнили Ф. И. Шаляпин и Л. В. Собинов. На сцене театра неоднократно выступали зарубежные певцы — Т. Руффо, Л. Кавальери, М. Баттистини. В 1915 на сцене театра танцевала М. Ф. Кшесинская, в 1916 с балетной труппой приезжал М. М. Фокин. В репертуаре театра были все оперы П. И. Чайковского, большинство опер Н. А. Римского-Корсакова (премьера оперы-балета «Млада» — одна из лучших работ театра). К лучшим постановкам сам С. И. Зимин относил оперу «Борис Годунов», впервые поставленную без купюр, в авторской редакции. На сцене театра состоялась российская премьера оперы Р. Вагнера «Нюрнбергские мастера пения», а премьерная постановка оперы «Золотой петушок» Н. А. Римского-Корсакова, первая после смерти композитора, до сих пор считается непревзойденной. С. И. Зимин мечтал осуществить в Москве все новые достижения Европы, как в отношении репертуара, так и организации театрального дела, для изучения которого он с сотрудниками неоднократно совершал поездки за границу (1904—1914). Основным направлением театра оставалась мамонтовская традиция приоритета опер русских авторов. Вместе с тем, в репертуаре было много зарубежных опер — Л. Делиба, Р. Леонкавалло, П. Масканьи, Ж. Массне и др. Впервые на московской сцене была поставлена опера «Кармен» Ж. Бизе в авторской редакции (как комическая опера, с речитативами). Были осуществлены и премьеры опер отечественных авторов. Ежегодно в театре осуществлялись постановки 6—8 новых опер.

В 1917 С. И. Зимин передал свой театр в ведение Совета рабочих и солдатских депутатов (с названием «Театр Совета рабочих депутатов»), включая оборудование, костюмы, нотную библиотеку, декорации свыше 100 опер и ряда балетных спектаклей. В послереволюционное время в театре была осуществлена премьера оперы «Орестея» С. И. Танеева (в дореволюционной постановке С. И. Зимина), шли оперы «Евгений Онегин» П. И. Чайковского, «Хованщина» М. П. Мусоргского, «Богема» Дж. Пуччини, «Золотой петушок» Н. А. Римского-Корсакова и др. В 1919—1920 театр назывался Малой государственной оперой, с 1921 — Театром музыкальной драмы. В 1922 С. И. Зимину удалось организовать акционерное общество «Первая свободная опера С. И. Зимина» (фактически была восстановлена бывшая «Опера Зимина»). За два года было поставлено свыше 20 опер. В 1924 театр был закрыт. Ныне в помещении бывшей Оперы С. И. Зимина работает Театр «Московская оперетта».

В этот день родились:

1779 — 240 лет назад — ШМИДТ Яков Иванович (Исаак Якоб) (1779—1847), ученый-востоковед, один из основоположников монголоведения. Академик Санкт-Петербургской АН (1829). Основные труды посвящены исследованию монгольского и тибетского языков. Автор первой грамматики монгольского языка (1831), грамматики тибетского языка (1839), ряда словарей. Перевел на русский язык монгольский эпос «Подвиги Богды Гессер хана». Издал в немецком переводе «Монгольские летописи Санан-Сэцэна, 1662», тибетский памятник «Улигерун-Далай» — первую тибетскую книгу на европейском языке.

 

1864 — 155 лет назад — ЖЕРОМСКИЙ Стефан (1864—1925), польский писатель. Родился в обедневшей шляхетской семье. Уже в первых сборниках рассказов («Рассказы», «Расклюет нас воронье»), повестях («Сизифов труд», «Луч»), сборнике «Прозаические произведения», посвященных общественным конфликтам польской деревни, национально-освободительной борьбе в прошлом и настоящем, выступил как продолжатель традиций польского критического реализма. В романе «Бездомные», трилогии «Борьба с сатаной» и других произведениях отражены идейные искания польской интеллигенции, создан характерный для творчества Жеромского тип героя — интеллигента-бунтаря, социального экспериментатора. Национально-освободительной борьбе польского народа в XIX в. посвящены романы («Пепел», «Краса жизни», «Верная река») и историческая драма «Сулковский». В публицистике 1905—1907 поддерживал революционное движение. Поражение революции вызвало утопические и пессимистические мотивы (роман «История греха», драма «Роза»). Роман «Канун весны», содержащий острую критику «независимой» буржуазной Польши, отражает разочарование Жеромского в социально-утопических идеалах и его сближение с революционным движением.

1934 — 85 лет назад КОЗАКОВ Михаил Михайлович (19342011), актер и режиссер. Народный артист РСФСР (1980). Родился в Ленинграде в семье писателя Михаила Эммануиловича Козакова. В 1956 окончил Школу-студию МХАТ (мастерская П. В. Массальского). В 1956—1959 актер Театра им. Вл. Маяковского, где сыграл Гамлета («Гамлет» У. Шекспира) и др. С 1959 в Театре «Современник». Среди лучших ролей: Дери («Двое на качелях» У. Гибсона), Актер («На дне» А. М. Горького), Петр Иванович («Обыкновенная история» по И. А. Гончарову), Сирано («Сирано де Бержерак» Э. Ростана), Николай I («Декабристы» Л. Г. Зорина), мастер Живко («Мастера» Р. Стоянова) и др. Игру актера отличало сочетание романтической возвышенности и иронии, элегантность, пластическая выразительность и психологическая подлинность. В 1970 пришел во МХАТ им. М. Горького. Сыграл в спектаклях «Идеальный муж» О. Уайльда, «Валентин и Валентина» М. М. Рощина. Во МХАТе ставил пьесу Л. Г. Зорина «Медная бабушка», где роль А. С. Пушкина репетировал Р. А. Быков. Спектакль закрыли, и актер ушел в Театр на Малой Бронной. На сцене этого театра (1972—1981) играл, в основном классический репертуар: Дон Жуан («Дон Жуан» Ж.-Б. Мольера), Автор и Кочкарев («Дорога» по «Мертвым душам» и «Женитьба» Н. В. Гоголя), Ракитин («Месяц в деревне» И. С. Тургенева), Кочуев («Не от мира сего» А. Н. Островского) и др. Там же, на Малой Бронной, поставил два спектакля — комедию Л. Г. Зорина «Покровские ворота» и пьесу Ю. О’ Нила «Душа поэта». Работал также в «Ленкоме» (с 1986) и в Театре сатиры.

В 1991—1995 жил в Израиле. Работал актером и ставил пьесы в Театре «Гешер» и Камерном театре Тель-Авива. В 1992 там же организовал и возглавил «Русскую антрепризу», с которой подготовил четыре спектакля. Среди театральных работ в Израиле выделяется «Чайка» А. П. Чехова. В 1996, вернувшись в Москву, организовал и возглавил «Русскую антрепризу Михаила Козакова». Среди постановок: «Чествование» Б. Слэйда, «Возможная встреча» П. Барца, «Невероятный сеанс» и «Цветок смеющийся» Н. Коуарда, «Сублимация любви» А. де Бенетти, «Играем Стриндберг-блюз» Ф. Дюрренматта. В 1999 сыграл в пьесах У. Шекспира «Шейлок» («Венецианский купец»), а в 2003 — в «Короле Лире» в Театре им. Моссовета. В кино с 1956 (фильм «Убийство на улице Данте»). Играл преимущественно острохарактерные роли. Среди фильмов: «Восемнадцатый год» (1958), «Евгения Гранде» (1960), «Балтийское небо» (1961), «Человек-амфибия» (1962), «Строится мост» (1965), «Выстрел» (1967), «Вся королевская рать» (1970), «Соломенная шляпка» (1974), «Здравствуйте, я ваша тетя!» (1975), «Комедия ошибок» (1978), «20-е декабря» (1981), «Кукарача» и «Уникум» (1983), «Воительница» и «Храни меня, мой талисман» (1986), «Господин оформитель» (1988), «Дураки умирают по пятницам» (1990), «Мастер и Маргарита» (1994), «Мания Жизели» (1995), «Лавина» (2000), «Игра в модерн» (2002), «Приз — полет в космос» и «Смерть Таирова» (2003), «Чудная долина» (2004), «Сдвиг» (2006), «Любовь-морковь» (2007), «Любовь-морковь-2» (2008), «Любовь-морковь-3» (2011). Поставил телефильмы: «Безымянная звезда» (1978), «Если верить Лопотухину» (1983), «Визит дамы» (1989), «Тень, или Может быть, все обойдется» (1991), «Ужин в четыре руки» (1999), «Джокеръ» (2003, видео). Культовый телефильм «Покровские ворота» (1982) до сих пор пользуется любовью зрителей. Снял ряд телеспектаклей. Режиссерские работы Козакова отличают чувство стиля изображаемой эпохи, изобретательность в работе с актерами. Озвучил ряд анимационных фильмов. Выступал с сольными чтецкими программами, читал поэзию от А. С. Пушкина до И. А. Бродского на эстраде, на радио, на телеэкране, записывал диски. В 1999 артист совместно с саксофонистом И. Бутманом поставил спектакль-концерт по стихам И. А. Бродского «Концерт». Автор ряда сценариев, книги воспоминаний, ряда статей и эссе.

Михаил Козаков скончался 22 апреля 2011. Похоронен на Введенском кладбище в Москве. Лауреат Госпремии СССР (1967), Госпремии РСФСР (1983), Госпремии РФ (2000), премии КГБ СССР в области литературы и искусства (1980, 1981), Царскосельской художественной премии (1997), премии «ТЭФИ» (2000, 2005). Награждении орденом Почета (2010).

1944 — 75 лет назад СПИРИДОНОВ Вадим Семенович (1944—1989), актер. Заслуженный артист РСФСР (1984). В кино с 1970 (фильм «У озера»). С 1971 в Театре-студии киноактера. Снялся в фильмах: «Горячий снег», «Вечный зов», «Любовь земная», «Судьба», «Прощальная гастроль “Артиста”», «Юность Петра», «Первая конная», «Батальоны просят огня» и др. Лауреат Госпремии СССР (1979).

 

15 ОКТЯБРЯ

События в России и мире:

1964 — 55 лет назад Ввод в действие международного магистрального нефтепровода «Дружба», крупнейшей системы трубопроводов в мире (протяженность ок. 6 000 км). Его строительство началось 10 декабря I960. Отправной точкой для нефтепровода стала Самара. Нефтепровод диаметром до 1 020 мм шел по территории РСФСР от Самары до Брянской обл. Здесь от него отходило ответвление в Вентспилс (Унеча — Полоцк — Мажейкяй — Вентспилс) диаметром до 800 мм, а основная труба из Брянска шла на запад в Белоруссию, где нефтепровод «Дружба» разделялся на две ветки. Одна (северная) шла через Польшу в Германию, другая (южная) — через Украину в Чехословакию и Венгрию. На строительство системы нефтепроводов потребовалось четыре года, хотя отдельные участки начали работать раньше, и первые тонны нефти в резервуары «Будковце» в Чехословакии поступили еще в феврале 1962. Примерно через полгода нефть «Дружбы» получила Венгрия. В течение 1963 строители закончили участки «Мозырь — Броды» и «Мозырь — Брест». Это дало возможность начать поставки нефти в Польшу и ГДР. К середине 1964 основные объекты системы «Дружба-1» были сданы в эксплуатацию, а 15 октября 1964 состоялась официальная церемония ввода магистрали в строй. После распада социалистического лагеря и СССР центр управления российской частью нефтепровода переместился из Львова в Брянск. В России магистраль нефтепровода проходит по территориям 32 районов восьми областей. По нефтепроводу в страны ближнего и дальнего зарубежья направляется почти половина идущей на экспорт российской нефти.

События в Москве:

1919 — 100 лет назадВ Москве на базе бывшей Шереметевской больницы образована Центральная больница неотложной помощи. В день пятилетия советского здравоохранения 23 июля 1923 она была переименована в Институт скорой помощи им. Н. В. Склифосовского, выдающегося русского хирурга и ученого (1836—1904).

В этот день родились:

1809 210 лет назад КОЛЬЦОВ Алексей Васильевич (1809—1842), поэт. Учился в уездном приходском училище менее полутора лет. В возрасте 16 лет начал писать стихи, подражая популярным поэтам того времени. Первым наставником Кольцова был воронежский семинарист А. П. Серебрянский. В 1830 поэт встретился с приезжавшим в Воронеж Н. В. Станкевичем, который познакомил со стихами безвестного юноши московских литераторов, в т. ч. В. Г. Белинского, вскоре ставшего для него близким другом и учителем жизни. Влияние Белинского на судьбу Кольцова как поэта было решающим: он способствовал формированию его мировоззрения, освобождению от элементов религиозности. Автор произведений: «Не шуми ты, рожь», «Крестьянская пирушка», «Могила», «Вопрос», «Молитва» и др. Многие стихи Кольцова положены на музыку А. С. Даргомыжским, Н. А. Римским-Корсаковым, М. П. Мусоргским, М. А. Балакиревым и др.

1814 — 205 лет назадЛЕРМОНТОВ Михаил Юрьевич (1814—1841), поэт, прозаик, драматург, художник. Родился в доме генерал-майора Ф. Н. Толя, стоявшем на месте нынешнего высотного здания у Красных ворот (мемориальная доска), который снимала бабушка поэта Е. А. Арсеньева. Грудным ребенком был увезен в родовое поместье Тарханы в Пензенской губернии. В 1828—1830 учился в Благородном пансионе при Московском университете, тогда же создал поэмы «Черкесы» и «Кавказский пленник». В альманахах и ежемесячных журналах литературного Общества пансионеров помещал свои ранние произведения. В 1830—1832 учился в Московском университете, вокруг Лермонтова образовался кружок «Лермонтовская пятерка». В 1830—1832 с бабушкой жил на ул. Малая Молчановка, 2 (ныне — Дом-музей Лермонтова, мемориальная доска). Здесь были написаны ок. 100 стихотворений (в т. ч. «Исповедь»), трагедии «Люди и страсти» и «Испанцы», драма «Странный человек», романтические поэмы «Джюлио» и «Последний сын вольности», начата работа над поэмой «Демон». Здесь же в ноябре 1831 Лермонтов познакомился с В. А. Лопухиной, к этому времени относится и увлечение поэта Н. Ф. Ивановой, нашедшее отражение в его лирике. Из этого дома, оставив университет, Лермонтов уехал в Санкт-Петербург. В очерке «Панорама Москвы» он дал блистательную характеристику исторических памятников в центре города. Впоследствии во время кратковременных приездов в Москву в 1835—1838 и в 1840 Лермонтов посещал салон К. К. Павловой (Рождественский бул., 14), встречался с московскими литераторами. В 1841 Лермонтов последний раз был в Москве проездом из Петербурга на Кавказ. Московские впечатления отразились в романе Лермонтова «Княгиня Лиговская», ряде юношеских стихотворений и в знаменитом стихотворении «Бородино». Поэтические картины русской столицы времен Ивана Грозного запечатлены в поэме «Песня про купца Калашникова». Имя поэта в Москве присвоено площади (часть площади Красные Ворота в 1941 переименованы в Лермонтовскую площадь, на которой в 1965 установлен памятник Лермонтову работы скульптора И. Д. Бродского), улице в Черкизове, проспекту в районе «Жулебино», станции метро («Лермонтовская», 1962—1986), библиотеке № 102 (Краснопрудная ул., 7/9).

1844 — 175 лет назад — НИЦШЕ Фридрих (1844—1900), немецкий философ, писатель. Философские воззрения Ницше отличаются крайней смелостью мысли. Его идеал — мощная, сильная своей волей, духовная личность, для которой все позволено, независимо от нынешних понятий добра и зла. Это «сверхчеловек», подчиняющийся другой, высшей морали, а не обычной морали рабов. Христианство, проповедующее равенство всех людей, самоуничижение, сострадание к низшим, — величайшее зло; дурно все, что вытекает из слабости, хорошо же все, что возвышает чувство мощи в человеке; необходимо самое полное беспредельное развитие своего «я». Всякое знание и мышление условно. В учении Ницше видно яркое выражение умственных течений конца XIX в.: индивидуализма, эстетизма, жажды личной свободы. Влияние Ницше на изящную литературу и умственное движение огромно. Умер после десятилетнего психического расстройства. Автор сочинений: «Так говорил Заратустра», «Утренняя заря», «Веселая наука», «Антихрист» и др.

1859 160 лет назад ХЕТАГУРОВ Коста Леванович (1859—1906), национальный осетинский поэт, основоположник осетинской литературы, просветитель, скульптор и художник. Учился в ставропольской губернской гимназии (1871 —1881) и в Петербургской АХ (1881—1883). В 1885—1891 жил во Владикавказе, где вел преимущественно просветительскую деятельность. За публицистические выступления был выслан на 5 лет из Терской обл. С февраля 1893, будучи сотрудником ставропольской газеты «Северный Кавказ», вел идеологическую и политическую борьбу против царской администрации на Кавказе. В 1903 тяжело заболел, вернуться к общественной и творческой деятельности не смог. Писал на осетинском и русском языках стихи, рассказы, пьесы, статьи. На Кавказе и в России был известен преимущественно как публицист, в Осетии — как поэт. Автор произведений: поэтический сборник «Осетинская лира», поэмы («Фатима», «Перед судом», «Плачущая скала»), этнографический очерк «Особа», живописные работы («Дети-каменщики», «Перевал Зикара», «К источнику» и др.).

16 ОКТЯБРЯ

Всемирный день продовольствия

В этот день родились:

1854 165 лет назад УАЙЛД Оскар (Оскар Фингал О’Флаэрти Уиллс) (1854—1900), английский писатель, ирландец по происхождению. Окончил Оксфордский университет (1879). Под влиянием лекций Дж. Рескина об искусстве увлекся идеями так называемого эстетического движения, проповедовал необходимость возрождения красоты в повседневной жизни как средства преодоления практицизма буржуазного общества. В 1882 совершил турне по городам США, выступая с лекциями по эстетике. Вернувшись в Лондон, сотрудничал в газетах и журналах. Был осужден на два года тюремного заключения по обвинению в безнравственности (1895—1897), по выходе из тюрьмы поселился в Париже. Автор произведений: «Портрет Дориана Грея», «Баллада Редингской тюрьмы», «Саломея», «Счастливый принц», «Кентервильское привидение», «Преступление лорда Артура Севиля», «Герцогиня Падуанская», «Веер леди Уиндермир», «Женщина, не стоящая внимания», «Как важно быть серьезным» и др.

17 ОКТЯБРЯ

Международный день борьбы за ликвидацию нищеты

В этот день родились:

1804 — 215 лет назад — НАДЕЖДИН Николай Иванович (1804—1856), ученый, критик, философ, журналист, этнограф, издатель. Родился в семье священника. Окончил Рязанскую духовную семинарию и Московскую духовную академию (1824). Печататься начал в 1828 на страницах журнала «Вестник Европы» в качестве поэта и литературного критика. Особо заметными стали его статьи: «Литературные опасения за будущий год», «Сонмище нигилистов», «“Полтава”. Поэма Александра Пушкина» и др. В 1830 защитил в Московском университете докторскую диссертацию по теме «О происхождении, природе и судьбах поэзии, называемой романтической». С начала 1830-х преподавал эстетику и логику в Московском университете. В 1931—1936 издавал журнал «Телескоп» и газету «Молва». В 1847 Надеждин принимал участие в создании Русского географического общества (РГО). В конце 1848 он стал председательствующим в отделении этнографии РГО, был редактором «Географических известий» и «Этнографического сборника», написал несколько трудов по исторической географии.

1889 — 130 лет назад — КООНЕН Алиса Георгиевна (1889—1974), актриса. Народная артистка РСФСР (1935). В 1905—1913 актриса МХТ. Основные роли: Митиль («Синяя птица» М. Метерлинка), Маша («Живой труп» Л. Н. Толстого), Анитра («Пер Гюнт» Г. Ибсена). Работала в Московском свободном театре, в 1914—1949 ведущая актриса Камерного театра. Среди ролей: Федра в одноименной трагедии Ж. Расина, Комиссар («Оптимистическая трагедия» Вс. В. Вишневского), Катерина («Гроза» А. Н. Островского), Эмма Бовари («Мадам Бовари» по Г. Флоберу). Награждена орденом Трудового Красного Знамени (1954) и медалями.

18 ОКТЯБРЯ

В этот день родились:

1894 125 лет назад ТЫНЯНОВ Юрий Николаевич(Насонович)(1894—1943), писатель, драматург, литературовед и критик. Член Общества изучения теории поэтического языка. Окончил историко-филологический факультет Петроградского университета (1918). В 1921—1930 профессор Института истории искусств. Печатался с 1921: книга «Достоевский и Гоголь. (К теории пародии)». Для Тынянова характерно равное внимание к истории и теории литературы, глубина и тонкость анализа литературного текста: книга «Проблема стихотворного языка» (1924), статьи «Архаисты и Пушкин», «Пушкин и Тютчев», «Словарь Ленина-полемиста» и др., вошедшие затем в сборник «Архаисты и новаторы» (1929). Наука и литература органически слились в художественных произведениях писателя — романах («Кюхля» о декабристе В. К. Кюхельбекере, «Смерть Вазир-Мухтара», посвященный А. С. Грибоедову, и «Пушкин») и повестях («Подпоручик Киже», «Восковая персона», «Малолетный Витушишников» и др.), ставших классикой советской исторической прозы. Произведения Тынянова отличают концептуальность и проблемность в подходе к историческому материалу, живое ощущение описываемой эпохи, ее бытовой и нравственной атмосферы, тонкий психологизм, смелость творческого воображения, выразительность языка. Автор сценариев фильмов «Шинель» и «СВД», а также статей по теории кино. Выступал как переводчик Г. Гейне и др. Один из создателей серии «Библиотека поэта». Произведения писателя переведены на многие иностранные языки. Награжден орденом Трудового Красного Знамени (1939).

1934 — 85 лет назад — БУЛЫЧЕВ Кир (МОЖЕЙКО Игорь Всеволодович) (1934—2003), ученый, писатель-фантаст. В 1957 окончил Московский государственный педагогический институт иностранных языков им. Мориса Тореза. Работал переводчиком и корреспондентом АПН в Бирме, корреспондентом в журнале «Вокруг света». По окончании аспирантуры с 1963 работал в Институте востоковедения АН СССР. В 1965 защитил кандидатскую диссертацию по теме «Паганское государство (XI—XIII вв.)», в 1981 — докторскую диссертацию по теме «Буддийская сангха и государство в Бирме». Начал писать фантастику в 1965. Переводил на русский язык фантастические произведения американских писателей. По сценариям К. Булычева экранизировано более 20 произведений. Лауреат Госпремии СССР (1982) за сценарии к фильму «Через тернии к звездам» и полнометражному мультфильму «Тайна третьей планеты», премии фантастики «Аэлита-97», Российской литературной премии им. Александра Грина (2004, посмертно). Первый кавалер «Ордена рыцарей фантастики» им. И. Халымбаджи (2002).

19 ОКТЯБРЯ

 

События в Москве:

1924 — 95 лет назад — В Москве открывается Государственный музей революции СССР. Создан по решению ЦИК СССР от 9 мая 1924. Музей расположен на Тверской ул., 21, в здании — памятнике архитектуры позднего классицизма конца XVIII в., где в 1831—1917 размещался Английский клуб. В 1922 здесь открылась выставка «Красная Москва», в июле 1923 преобразованная в Историко-революционный музей Москвы, на базе которого был организован Музей революции (с 1968 — Центральный ордена Ленина музей революции СССР). В 1969 музею присвоен статус научно-исследовательского учреждения. В сентябре 1998 он получил нынешнее название — Государственный центральный музей современной истории России.

В этот день родились:

1899 — 120 лет назад — АСТУРИАС Мигель Анхель (1899—1974), гватемальский писатель и дипломат. В 1923 окончил университет, в 1925—1933 находился в эмиграции в Европе. В Париже создал по мотивам фольклора книгу «Легенды Гватемалы». К 1933 завершил роман «Сеньор Президент», в котором разоблачалась жестокость тиранического режима. В 1949 опубликован роман «Маисовые люди». Всемирную известность завоевала проникнутая освободительными идеями трилогия о судьбах народа Гватемалы в XX в.: романы «Сильный ветер», «Зеленый Папа» и «Глаза погребенных». В творчестве Астуриаса ощутима связь писателя с фольклором коренного населения Гватемалы — индейцев майя. C 1946 находился на дипломатической службе. После военного переворота в Гватемале в 1954 12 лет прожил в изгнании. Лауреат Международной Ленинской премии «За укрепление мира между народами» (1966), Нобелевской премии по литературе (1967).

1909 — 110 лет назад — ФРОЛОВ Андрей Владимирович (1909—1967), режиссер. Окончил Ленинградский техникум сценических искусств (1927) и академический факультет режиссерского отделения ГИКа (1937). Работал на киностудии «Союзкино», с 1937 — на «Мосфильме». Дебютировал комедией «Первая перчатка» в 1947. В дальнейшем работал в жанре музыкальной комедии: «Доброе утро», «Гость с Кубани», «Песня табунщика». Поставил мелодраму «Зеленый дом». Работал режиссером дубляжа.

1939 — 80 лет назад КЛЫКОВ Вячеслав Михайлович (1939—2006), скульптор и общественный деятель. Народный художник РФ (1999), заслуженный деятель искусств РФ (1966). Родился в с. Мармыжи Курской обл. в крестьянской семье. В 1964 окончил МГХИ им. В. И. Сурикова. Получил известность скульптурным оформлением Московского детского музыкального театра (1979) и фигурой древнеримского бога торговли Меркурия у Центра международной торговли (1982). Почти все произведения Клыкова завершаются в виде бронзовых отливок с четким, обобщенным силуэтом. Черты монументального «сурового стиля» вытесняются в них карнавально-игровым началом, ряд станковых работ 1970-х — начала 1980-х), а в 1980-е — национальным и романтическим пафосом. Большим событием в русской культуре стало создание памятника величайшему подвижнику Русской земли — Сергию Радонежскому. Впервые с 1917 образцом для поклонения становилось духовное лицо. Образное решение скульптора было навеяно картиной М. В. Нестерова «Видение отроку Варфоломею», изображающее легендарный эпизод биографии подвижника. При огромном стечении русских людей и представителей многих патриотических организаций памятник был открыт 29 мая 1988 в подмосковном Радонеже. Среди других работ В. М. Клыкова: памятники Н. М. Рубцову в Тотьме (1986), К. Н. Батюшкову в Вологде (1987), протопопу Аввакуму в с. Григорове Нижегородской обл. (1991), Серафиму Саровскому (1991) в Сарове, Владимиру Святому в Херсонесе (1993), И. А. Бунину в Орле (1995), Николаю II в с. Тайнинском (1996) и Подольске (1998), Петру I в Липецке (1996), Илье Муромцу в Калуге (1998), Александру Невскому в Курске (2000). Москву украшают памятники великой княгине Елизавете Федоровне (1990), Кириллу и Мефодию (1991), маршалу Г. К. Жукову (1995). В 1995 по проекту скульптора (с соавторами) на поле под Прохоровкой был установлен храм-звонница в память битвы на Курской дуге. Монументы работы мастера, неоднородные по качеству (Батюшкова и Сергия Радонежского можно, в частности, причислить к его несомненным удачам), порой сопрягались с целым рядом сенсаций — так, Сергий явился едва ли не первым монументом в перестроечной России, который попытались установить без официальной санкции, Николай II (в Тайнинском) был в 1997 взорван вандалами-антимонархистами. В 1990-е скульптор, войдя в число идейных вождей «патриотической оппозиции», развернул широкую общественную деятельность. Был членом Национального комитета Социально-патриотического движения «Держава» (с 1995), создал Всероссийское движение по подготовке нового Земского собора и провел несколько местных соборов (в Новочеркассе, Курске, Крыму, Санкт-Петербурге). Не получив поддержки со стороны руководства РПЦ, это движение уступило место воссозданному Союзу русского народа. Умер в Москве. Похоронен в родном селе. Лауреат Госпремии СССР (1982), Госпремии РСФСР (1988). Удостоен Гран-при на Международной выставке «Квадриеннале» в Любляне (1973), золотой медали АХ СССР (1989), благодарности Президента РФ (1995) за активное участие в подготовке и проведении празднования 50-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945.

20 ОКТЯБРЯ

 

День рождения Российского военно-морского флота (День моряков-надводников)

День военного связиста


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.096 с.