Социальная перцепция                                          (характеристика, механизмы, эффекты) — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Социальная перцепция                                          (характеристика, механизмы, эффекты)

2019-12-19 1425
Социальная перцепция                                          (характеристика, механизмы, эффекты) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

О.В. Грива

СОЦИАЛЬНАЯ ПЕРЦЕПЦИЯ                                          (характеристика, механизмы, эффекты)

 

 

 МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ДЛЯ СТУДЕНТОВ ТВОРЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

 

 

Санкт – Петербург

2018

Печатается по решению методического совета ЛОККиИ

От                           2018 года

Составитель: О.В. Грива. Социальная перцепция (характеристика, механизмы, эффекты).                  

 

Рецензент: А.В. Ветринская,

председатель ПЦК «Гуманитарная» ГБ ПОУ «ЛОККиИ».

 

 

Методическая разработка по дисциплине «Психология общения» составлена в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта. В пособии рассматривается понятие и основные характеристики социальной перцепции; показаны механизмы и эффекты межличностного восприятия, также приведены практические задания и упражнения для данного курса.

Пособие предназначено для студентов творческих специальностей, изучающих психологию общения, для психологов и педагогов.

 

 

Ответственный за выпуск

Т. Б. Ганенко, преподаватель высшей категории

 

                                                    © ГБ ПОУ «ЛОККиИ», 2018

                                                    © О.В. Грива, 2018

СОЦИАЛЬНАЯ ПЕРЦЕПЦИЯ                                          (характеристика, механизмы, эффекты)

 

Введение

Вопросы восприятия и понимания людьми друг друга играют важную роль в контексте межличностного взаимодействия.

Понятие «социальное восприятие» является тождественным определению «социальная перцепция» [8; С. 101]. Термин «социальная перцепция» был предложен американским психологом Дж. Брунером и обозначает «восприятие, понимание и оценку людьми социальных объектов» [14; С. 342 - 343] (под социальными объектами понимается сам человек, другие люди, социальные группы, т.е. можно выделить самовосприятие, межличностное и межгрупповое восприятие). В отечественной социальной психологии одним из первых начал разрабатывать эту область Алексей Александрович Бодалев (научные работы: «Восприятие человека человеком», «Восприятие и понимание человека человеком», «О восприятии и понимании человеком самого себя», «Формирование первого впечатления», «Личность и общение» и др.).

Среди значимых особенностей социальной перцепции можно определить активный характер воспринимающего, т.к. спецификой восприятия в данном случае является его социальная обусловленность: прошлым опытом личности, свойствами социального субъекта, важностью ситуации и др. Другой психологической чертой акта коммуникации является обратная связь, влияющая на взаимопонимание и взаимодействие людей: образ человека, создаваемый в процессе восприятия обуславливает схему поведения в отношении к нему.

К функциям социальной перцепции относят: познание себя и других людей, установление эмоциональных межличностных отношений и организацию совместной деятельности.

Таким образом, ключевыми проблемами в области социальной перцепции являются:

§ знание структуры и компонентов социальных представлений, их осознанность;

§ точность, полнота и адекватность оценивания людей друг другом;

§  процесс формирования первого впечатления и влияние механизмов социальной перцепции.

Понимание сущности социальной перцепции, факторов и механизмов межличностного восприятия можетспособствовать повышению эффективности взаимодействия, прогнозировать эмоциональные реакции и поведение участников общения.

Механизмы и эффекты социальной перцепции

Механизмы перцепции формируют представление о личности Другого, помогают оценить значимость воспринимаемого человека для субъекта и построить модель поведения в отношении него.

Выделяют следующие механизмы социальной перцепции (рис. 1) [2; 3; 4; 8; 9; 10; 13].

 


Рис. 1. Механизмы социальной перцепции


Рассмотрим их более подробно.

 


Проекция

 

Механизм приписывания другому человеку собственных психологических качеств (как положительных, так и отрицательных) (См. Механизмы психологической защиты).

Идентификация

 

Эмоционально – когнитивный процесс понимания и интерпретации собеседника, при котором внутреннее состояние Другого сопоставляются с собственными психологическими характеристиками (лат. identificare – «отождествлять»). Самоотождествление с партнером позволяет погрузится в его смысловое пространство, обеспечивая взаимопонимание; это наиболее ранний механизм проявления эмоциональной привязанности. В психоанализе идентификация рассматривают как бессознательное уподобление Другому, что может приводить: первое, - к обогащению внутреннего мира личности (формирование значимых качеств) и, второе, - к растворению в партнере. Как элемент психологической защиты: следование идеалам - как символическое обладание желанным, но недостижимым (вариант преодоления чувства неполноценности).

При взаимодействии степень тождества с собеседником представляется в объективности – субъективности межличностного сходства и различия (рис. 2) [8; С. 106].

Рис.2. Уровни тождества с собеседником в процессе коммуникации

 

При знакомстве и установлении контакта существенным является субъективное сходство («видимое в представлениях»), в ходе дальнейшего развития отношений большую роль играет сходство объективное.

В отечественной психологии идентификация рассматривается как фактор групповой сплоченности, - это находит выражение в сочувствии, поддержке друг друга, готовности вести себя в отношении другого также, как «к себе».

Эмпатия

 

Сопереживание, сочувствие, «вчувствование» в эмоциональное состояние другого человека. Можно выделить следующие формы эмпатии:

§ когнитивная – активное оценивание переживаний собеседника, понимание внутреннего мира (основывается на мыслительных операциях в познании воспринимаего человека – «поставить себя на место другого»),

§ эмоциональная – отраженное отношение или «ответные» эмоции, выражаемые в чувствах переживающего Другого (строится на механизмах проекции и идентификации к реакциям партнера; «со-участие»),

§ предикативная (можно сравнить с интуитивным каналом по В.В. Бойко) – способность прогнозировать эмоциональные реакции Другого в определенных ситуациях.

Эмпатия отражает уровень развития социально – перцептивных способностей. Повышенная эмпатийность соотносится с высоким интеллектом, мягкостью, добродушием, коммуникабельностью, отзывчивостью, альтруистическими способами поведения («за другого») [3; 7] [Приложение 2].

Аттракция

 

Положительная установка на другого человека, воспринимаемого нами как привлекательного (букв. «аттракция» – это привлечение (притяжение)), в результате возникает интерес, симпатия, привязанность, появляется дружеское отношение, хотя эмоциональное выражение может варьировать в широком диапазоне чувств: от неприязни и отвращения до любви.

По замечанию Л.Я. Гозмана, феномен аттракции может быть рассмотрен с позиции трех аспектов [5]:

§ чувства (например, симпатии, расположения – аффективный компонент);

§ отношения (как установка при восприятии другого человека, а значит, включает в себя не только эмоциональный, но и мотивационно - волевой, поведенческий компоненты);

§ оценки другого человека (например, как «хорошего», «отзывчивого», «доброго» или «агрессивного» - когнитивный компонент), т.е. может быть проанализирован в контексте социальной перцепции.

Среди причин, детерминирующих аттракцию, на первое место часто ставят фактор пространственной близости между людьми, называемый «propinquity effect» («эффект близости») - частота общения и встреч, предопределяет возникновение межличностной симпатии. Чем чаще мы сталкиваемся с определенным стимулом, тем большая вероятность его позитивной оценки. Нарушает это условие только, то, что число встреч с антипатичным стимулом эскалирует неприязнь.   

По Л.Я. Гозману, к первопричинам аттракции следует, прежде всего, отнести внешне наблюдаемые параметры: пол, возраст, конституцию и социально – демографические характеристики[5]. Физическая привлекательность, оценка человека как красивого обеспечивает более высокий статус и популярность среди сверстников. Хотя и существует принцип выбора более красивых людей, есть также тенденция стремления к партнеру одной степени привлекательности. Как указывает Т. Хастон, наш выбор зачастую определяется характеристиками самооценки и уверенностью в себе как перспективами будущего общения с партнером (прогноз ответной реакции по отношению к себе) - это иллюстрируют данные С. Кислера и Р. Барала: высокая самооценка соотносится с симпатией к красивым, а заниженная – к большей аттракции к непривлекательным [2].

Кроме внешности, на степень аттрактивности влияют социальные характеристики: статус, образование, занимаемая должность, профессия. Но при достижении «предела идеальности» индекс аттракции к субъекту убывает. Исследование Э. Аронсона показывает, что высокий уровень компетентности одного может отрицательно сказываться на самооценке другого человека и повышать его степень тревоги, что приводит к уходу от общения; помимо этого, зашкаливающие оценки по положительным личностным свойствам ассоциируются с отрицательными свойствами.

На симпатию к партнеру по общению оказывают большое влияние невербальные особенности поведения, особенно улыбка и открытый взгляд «в глаза» [9]. Также имеется зависимость аттракции от удачливости, которая иллюстрируется фразой: «победитель всегда прав!». Для возникновения симпатии необходима коммуникативная компетентность, умение слышать собеседника, немаловажным является и сходство мнений, интересов, ценностных ориентиров, качеств характера.

Механизм упрощения

 

«Смягчение» противоречивых, «не вписывающихся» качеств или особенностей личности в создаваемый образ, следуя желанию субъекта владеть ясными, согласованными и понятными представлениями о воспринимаемом человеке, в результате такое «сглаживание» искажает объективность восприятия объекта познания.

Рефлексия

 

Самопознание в процессе межличностного взаимодействия (от лат. reflexio – «отражение»), представление о том, как «видит меня» собеседник. Социальная рефлексия отражает степень осознания собственных индивидуальных черт, а также как данные свойства выражаются во внешнем поведении; как это воспринимается окружающими людьми. Таким образом, можно выделить три компонента рефлексии:

§ когнитивный - выступает как механизм понимания себя и саморазвития,

§ эмоциональный – точность и глубина в оценивании своих чувств и психических состояний,

§ поведенческий - умение корректировать поведенческие реакции на базе самоанализа.

Рефлексия представляется как «удвоенное, зеркальное взаимоотражение субъектов, содержанием которого выступает … воссоздание особенностей друг друга» [14; С. 495] (рис. 3).

Рис. 3. Позиции субъекта в процессе рефлексии

(аналогичные позиции присущи и другому собеседнику)

 

Механизм этноцентризма

 

Проявляется в наделении позитивными характеристиками воспринимаемого человека, при условии его принадлежности к той же национальности, что и субъект, и занижение оценки (или относительная объективность), если партнер относится к другому этносу.

Каузальная атрибуция

 

Приписывание причин чувствам и поступкам другого человека, а также объяснение собственного поведения.

По Г. Келли существует 3 типа атрибуции:

§ личностная – интерпретация произошедшего возлагается на конкретного человека (на его мотивы, личностные особенности, способности и т.д.),

§ объектная – причина приписывается предмету, в отношении которого совершается действие («кружка разбилась, потому что плохо стояла»),

§ обстоятельственная – в том, что случилось «виноват» случай, «ситуация так сложилась».

Фундаментальной ошибкой атрибуции считается склонность объяснять поведение личностными особенностями, уменьшая или исключая роль ситуационных причин, а также приписывание причин успеха собственным заслугам, а невезения – обстоятельствам (в случае чужого поведения – противоположная тенденция).

Например, «5» за экзамен может объясняться упорным трудом, знаниями и ответственностью, низкая оценка – предвзятостью преподавателя, «трудным билетом», невезением. В случае другого студента: «5» - результат везения, «легкий билет», лояльность педагога, «плохая» оценка – недобросовестность в учебе, отсутствие способностей и т.д.

«Первое впечатление»

 

Действие механизма «первое впечатление» влияет на дальнейшее формирование образа воспринимаемого человека для субъекта: положительная оценка обуславливает доброжелательное отношение к нему, негативная – предвзятое / снисходительное.

Построение образа начинается с оценки физического облика. В. Н. Панферов выделяет три типа эталонов интерпретации человека по внешности:

§ антропологические, включающие конституциональные признаки: «национальный», «половой», «возрастной» типы внешности, «анатомически похожий на знакомого человека тип внешности»;

§ социальные, отражающие ролевые функции человека и его статус (летящая походка балерины, одухотворенное лицо актера, руки пианиста и др.);

§ эмоционально‑эстетические, опирающиеся на оценку физической привлекательности и поведенческую экспрессию («располагающее лицо – отзывчивый», «мягкая улыбка – душевность», «веселые глаза - оптимист», «волевой подбородок - непреклонность», «ледяной взгляд - жесткость» и т.д.).

Типовые схемы формирования первого впечатления:

1. Эффект превосходства – проявляется в завышении роли / значимости другого в контексте неравенства партнеров коммуникации («лучше во всем!»). Способы оценки включают в себя «считывание» информации по одежде (ее стоимость, бренд, мода и т.д.) и аксессуарам (дорогие часы, украшения и т.д.), манере поведения (демонстрация уверенности, независимости – «хозяин положения»), данные о статусе человека и др.

2. Эффект привлекательности проявляется воценке степени внешней красоты объекта, формирование образа симпатичного или антипатичного человека, что влияет на суждение о его личностных качествах, уровне достижений, успешности, социальной компетентности. Так, красивому человеку приписывается экстравертированность, успешность, высокая уверенность в себе, дружелюбие, более лучшая адаптация, некрасивому – замкнутость, враждебность, асоциальные пороки.

3. Эффект ореола (гало - эффект) - вызывающий симпатию человек наделяется положительными чертами, при этом игнорируются негативные характеристики («плохие поступки»), что приводит к переоценке / идеализации воспринимаемого («ангельский нимб»). Также эффект выражается в наделении человека набором взаимосвязанных черт, в реальности соответствующих лишь одному из наблюдаемых этого списка (например: «доброта» - 1 качество, гало – эффект: «доброта – искренность – ответственность – чуткость - понимание»).

4. Эффект «отношения к нам» - оценка качеств Другого в соответствии с отношением собеседника к воспринимающему субъекту («тот, кто меня любит – хороший, кто ненавидит - плохой»; «как ты ко мне, так и я к тебе»).


Рассмотрим далее защитные механизмы, плотно спаянные с индивидуальными особенностями воспринимающего субъекта, его психологическими и социальными установками, задающими старт определенным перцептивным схемам.

 

Заключение

 В методической разработке раскрывается понятие «социальная перцепция» и ее отличительные особенности.

Описываются механизмы социальной перцепции, к которым относится: восприятие других людей (стереотипия (категоризация), проекция, упрощение, идеализация, этноцентризм); познание и взаимопонимание  (первое впечатление, аттракция, эмпатия, идентификация); самопознание (рефлексия) в процессе коммуникации; моделирование поведенческой реакции партнера в общении (каузальная атрибуция).

Рассматриваются основные механизмы психологической защиты (отрицание, подавление, вытеснение, проекция, рационализация, регрессия, замещение, сублимация, реактивное образование, компенсация) в контексте значимых компонентов социально – перцептивной структуры.       

Отдельно приводятся задания и психотехнические упражнения, направленные на практическое освоение темы.

 

ВОПРОСЫ ПО ИЗУЧАЕМОЙ ТЕМЕ

1. Определение социальной перцепции.

2. Функции социальной перцепции.

3. Механизмы восприятия других людей: проекция, упрощение, идеализация, этноцентризм.

4. Сходство и различие между эмпатией и идентификацией как механизмами социальной перцепции.

5. Психология стереотипов и предрассудков.

6. Понятие и структура рефлексии.

7. Фундаментальная ошибка каузальной атрибуции.

8. Понятие и факторы аттракции.

9. Эффекты формирования первого впечатления.

10. Механизмы психологической защиты (МПЗ).

ОТВЕТЫ К ТЕСТУ

1 a 8 c 15 b 22 b 2 d 9 a 16 d 23 d 3 b 10 a 17 c 24 a 4 b 11 c 18 a 25 a 5 d 12 b 19 c 26 c 6 c 13 b 20 b 27 d 7 d 14 a 21 a 28 b

Список рекомендуемой литературы

 

1. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. - СПб.: Питер, 2010. - 288 с.

2. Аронсон Э., Уилсон Т., Эйкерт Р. Социальная психология. Психологические законы поведения человека в социуме. – СПб.: Прайм- ЕВРОЗНАК, 2004. – 560 с.

3. Бодалев А.А., Васина Н.В. Познание человека человеком (возрастной, гендерный, этнический и профессиональные аспекты). – СПб.: Речь, 2005. – 324 с.

4. Бороздина Г. В., Кормнова Н. А. Психология общения: учебник и практикум для СПО. - М.: Издательство Юрайт, 2016. - 463 с.

5. Гозман Л.Я. Психология эмоциональных отношений. - М.: Изд-во Московского Университета, 1987. - 176 с.

6. Грановская Р. М., Крижанская Ю. С. Творчество и преодоление стереотипов. - СПб: OMS, 1994. - 192 с.

7. Ильин Е. П. Эмоции и чувства. 2-е изд. – СПб.: Питер, 2008. – 783 с.

8. Крысько В.Г. Социальная психология. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 448 с.

9. Куницына В. Н., Казаринова Н. В., Погольша В. М. Межличностное общение. Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2003. - 544 с.

10. Почебут Л.Г., Мейжис И.А. Социальная психология. – СПб.: Питер, 2010. – 672 с.

11. Практикум по социальной психологии / под ред. И.С. Клециной. СПб.: Питер, 2008. - С. 59 - 72.

12. Романова Е.С., Гребенников Л.Р. Механизмы психологической защиты: генезис, функционирование, диагностика. - Мытищи: Издательство «Талант», 1996. - 144 с.

13. Соснин В.А., Красникова Е.А. Социальная психология: Учебник. – М.: ФОРУМ: ИНФРА – М, 2005. – 336 с.

14. Шапарь В. Б. Словарь практического психолога. – М.: АСТ; Харьков: Торсинг, 2005. – 734 с.


Приложение 1

Практикум

В процессе изучения студентами курса «Психология общения» большое внимание отводится вопросам межличностного восприятия, взаимодействия и взаимопонимания.

Для повышения личностной и профессиональной компетентности может быть использован следующий диагностический материал и психотехнические упражнения.

1. Экспресс-диагностика эмпатии (И. М. Юсупов) - методика позволяет исследовать способность личности к сопереживанию, склонность к эмоциональному отклику и пониманию переживаний Другого [Приложение 2].

2. Методика Дж. Гилфорда, М. Салливана «Социальный интеллект» (модификация Е. С. Михайловой) – диагностируется уровень развития способностей к познанию поведения и пониманию других людей (ориентировка в невербальных реакциях, способность понимать логику развития в ситуациях взаимодействия, умение «читать контекст», предвидеть последствия поведения и др.).

3.   Методика диагностики межличностных отношений Т. Лири - определяет типы отношения к окружающим исходя из общих индексов «доминирования – подчинения» и «дружелюбия – агрессивности», позволяет прогнозировать адаптивность или экстремальность поведения человека в интерперсональных контактах; используется для изучения проблем психологической совместимости.

4. Методика диагностики коммуникативной установки В. В. Бойко - выявляет признаки негативной установки и уровень общей коммуникативной толерантности (определяет показатели сниженной толерантности с проявлением негативных эмоций).

5. Упражнение «Мостик» для выявления эмоционального отношения (участники разбиваются на пары, на полу рисуется «мостик через ущелье в горах», задачей участников является пройти каждый на свою сторону, «не сорвавшись в пропасть»).

6. Упражнение «Живая скульптура» (проводится в несколько этапов; в варианте групповой скульптуры идет анализ роли каждого участника, что пытался передать каждый, учет межличностного пространства и т.д.).

7. Упражнение «Рисунок» - участники разбиваются на пары, задачей является нарисовать рисунок, держась за один карандаш; цель: определение особенностей построения взаимодействия и их характера при непосредственном контакте.

8. Упражнение «Наблюдатель» - целью является выработка психологической зоркости и представление об эмоционально-чувственных проявлениях окружающих (каждый участник группы выбирает другого в качестве наблюдаемого субъекта и пытается представить его гамму чувств; одно из правил - незаметное для человека наблюдение - при «перехвате» взгляда «наблюдатель» объявляется проигравшим с «неделикатным взором»).

9. Упражнение «Передача чувств» - играющие строятся друг за другом, первый из участников загадывает определенное эмоциональное состояние и по цепочке передает его, не используя слова, а только с помощью мимики, жестов и пантомимики, предшествующему – в конце сравниваются изображенные образы; основная цель состоит в выявлении особенностей восприятия и понимания эмоционального состояния человека по невербальным сообщениям.

10. Упражнение «Российский экспресс» - игра проводится в несколько этапов, на одном из которых действие переносится в воображаемый поезд дальнего следования, где каждому участнику можно выбрать себе трех попутчиков из прилагаемого к методике списка пассажиров (например, «африканский студент», «цыганка», «таджик в национальной одежде», «инвалид, со складной коляской», «панк», «кришнаит» и др.), - целью является выявление и осознание предрассудков [11].

Базовая тенденция занятий по данной теме направлена на когнитивную, поведенческую и эмоциональную сферы личности. В ходе коллективной работы идет обсуждение существующих стереотипов, предубеждений и факторов дискриминации: определение и осознание данных конструктов способствует лучшему пониманию того, как они зарождаются, сохраняются и могут быть скорректированы и изменены. Не менее важным является умение вести дискуссию, строить конструктивный диалог, преодолевать коммуникативные барьеры, что способствует развитию взаимопонимания и формированию толерантности, моделируют позитивное межгрупповое общение.

Приложение 2

«Диагностика уровня эмпатии» (И. М. Юсупов)

Инструкция: «Для выявления уровня эмпатийных тенденций необходимо, отвечая на каждое из 36 утверждений, приписывать ответам следующие числа: если вы ответили "не знаю" – 0, "нет, никогда" – 1, "иногда" – 2, "часто" – 3, "почти всегда" – 4, и ответу "да, всегда" – 5. Отвечать нужно на все пункты».

Те к ст опросника

1.Мне больше нравятся книги о путешествиях, чем книги из серии «Жизнь замечательных людей».

2. Взрослых детей раздражает забота родителей.

3.Мне нравится размышлять о причинах успехов и неудачах других людей.

4.Среди всех музыкальных передач предпочитаю передачи о современной музыке.

5.Чрезмерную раздражительность и несправедливые упреки больного надо терпеть, даже если они продолжаются годами.

6.Больному человеку можно помочь даже словом.

7.Посторонним людям не следует вмешиваться в конфликт между двумя лицами.

8.Старые люди, как правило, обидчивы без причин.

9.Когда в детстве слушал грустную историю, на мои глаза сами по себе наворачивались слезы.

10.Раздраженное состояние моих родителей влияет на мое настроение.

11.Я равнодушен к критике в мой адрес.

12.Мне больше нравится рассматривать портреты, чем картины с пейзажами.

13.Я всегда прощал все родителям, даже если они были неправы.

14.Если лошадь плохо тянет, ее нужно хлестать.

15.Когда я читаю о драматических событиях в жизни людей, то чувствую, словно это происходит со мной.

16.Родители относятся к своим детям справедливо.

17.Видя ссорящихся подростков или взрослых, я вмешиваюсь.

18.Я не обращаю внимание на плохое настроение моих родителей.

19.Я подолгу наблюдаю за поведением животных, откладывая другие дела.

20.Фильмы и книги могут вызвать слезы только у несерьезных людей.

21.Мне нравится наблюдать за выражением лиц и поведением незнакомых людей.

22.В детстве я приводил домой кошек и собак.

23.Все люди необоснованно озлобленны.

24.Глядя на постороннего человека, мне хочется угадать, как сложится его жизнь.

25.В детстве младшие по возрасту ходили за мной по пятам.

26.При виде покалеченного животного я стараюсь ему чем-то помочь.

27.Человеку станет легче, если внимательно слушать его жалобы.

28.Увидев уличное происшествие, я стараюсь не попадать в число свидетелей.

29.Младшим нравится, когда я предлагаю им свою идею, дело или развлечение.

30.Люди преувеличивают способность животных чувствовать настроение своих хозяев.

31.Из затруднительной конфликтной ситуации человек должен выходить самостоятельно.

32.Если ребенок плачет, на то есть свои причины.

33.Молодежь должна удовлетворять любые просьбы и чудачества стариков.

34.Мне хотелось разобраться, почему некоторые мои одноклассники иногда были задумчивы.

35.Беспризорных домашних животных следует отлавливать и уничтожать.

36.Если мои друзья начинают обсуждать со мной свои личные проблемы, я стараюсь перевести разговор на другую тему.

Подсчет результатов

Прежде чем подсчитать полученные результаты, проверьте степень откровенности, с которой вы отвечали. Не ответили ли вы «не знаю» на некоторые из утверждений под номерами: 3, 9, 11, 13, 28, 36, а также не пометили ли пункты 11, 13, 15, 27, ответами «да, всегда»? Если это так, то вы не пожелали быть откровенными перед собой, а в некоторых случаях стремились выглядеть в лучшем свете. Результатам тестирования можно доверять, если по всем перечисленным утверждениям вы дали не более трех неискренних ответов, при четырех же следует сомневаться в их достоверности, а при пяти – можете считать, что работу выполнили напрасно. Теперь просуммируйте все баллы, приписанные ответам на пункты: 2, 5, 8, 9, 10, 12, 13, 15, 16, 19, 21, 22, 24, 25, 26, 27, 29 и 32. Соотнесите результат со шкалой развитости эмпатийных тенденций.

Классификатор теста

О.В. Грива

СОЦИАЛЬНАЯ ПЕРЦЕПЦИЯ

(характеристика, механизмы, эффекты)

  МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ДЛЯ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА

О.В. Грива

СОЦИАЛЬНАЯ ПЕРЦЕПЦИЯ                                          (характеристика, механизмы, эффекты)

 

 

 МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ДЛЯ СТУДЕНТОВ ТВОРЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

 

 

Санкт – Петербург

2018


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.115 с.