Механизм стереотипизации (стереотипии, категоризации) — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Механизм стереотипизации (стереотипии, категоризации)

2019-12-19 184
Механизм стереотипизации (стереотипии, категоризации) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Отнесение воспринимаего человека к определенному классу/ категории, опираясь на возрастные, половые, конституциональные, этнические, социальные и др. особенности.

В данном контексте приведем понятие «перцептивная установка», обозначающее предрасположенность к определенной интерпретации окружающей действительности (рис. 4).

Рис. 4. Структура и функции социальной установки                                             (источник: Краткий курс лекций по дисциплине «ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ»)

 

Стереотипы и предрассудки (= предубеждения) являются формами перцептивных установок с «застывшем» или искаженным содержанием когнитивного компонента.

Социальный стереотип – это устойчивое, упрощенное представление о явлениях, событиях или людях, формирующееся в результате дефицита информации, где суммируется личный опыт и общественные «взгляды». Стереотип исполняет функцию экономии психологических ресурсов, позволяя не тратить время на долгое опознавание типа личности / специфику обстоятельств и т.д., т.е. предоставляет определенный набор перцептивных шаблонов («дурак», «ходячая энциклопедия», «зубрилка», «старая карга», «блондинка» и др.). Кроме функции «не надо думать» стереотипы служат оправданием собственного поведения («все так думают / делают»), позволяют снять напряжение через удовлетворение агрессивных намерений («козел отпущения», «вот, кто во всем виноват»).

Виды стереотипов подразделяются на: национальные, расовые, социально – ролевые, профессиональные, религиозные, гендерные, возрастные, политические и др.

Стереотипное мышление предполагает поверхностное и ограниченное представление о людях или ситуациях. Предрассудки, в свою очередь, отражают необоснованное негативное отношение к человеку как представителю конкретной социальной группы или к сообществу в целом («навешивание ярлыков»). Неадекватность восприятия (неприязненные представления) сопровождается отрицательными эмоциями (страхом, презрением, гневом) и враждебным / агрессивным поведением. К наиболее распространенным предрассудкам, по мнению И.С. Клециной [11; С. 62], относят: расизм (расовые и этнические предубеждения), сексизм (половые предубеждения), эйджизм (возрастные предубеждения), гомофобию (предубеждения, связанные с сексуальной ориентацией).

В работе Г. Олпорта «Природа предубеждения» описываются 5 стадий проявления антипатии, начиная с «более легкого»:

§ вербальное выражение враждебности, отвращения (оскорбления, обсценные выражения, инвективная лексика),

§ избегание представителей «нелюбимой» социальной группы,

§ активная дискриминация (запрет занимать определенные должности, лишение возможностей на обучение или работу, принудительное поселение на определенной территории - гетто и т.д.),

§ агрессивные действия и акты насилия,

§ уничтожение «чужих», «не таких», «тех, кто не с нами (= «против нас»)» (погромы, убийство, геноцид и т.д.).

Отметим, что действия на определенной стадии облегчают переход к более крайним и радикальным.

Приемами ослабления и избавления от предрассудков являются:

§ осознанность и признание их наличия,

§ образование,

§ самопознание и самоанализ,

§ развитие чувства собственного достоинства с толерантным и уважительным отношением к другим людям,

§ общение и взаимодействие (гипотеза контакта),

§ совместное дело с общей целью и едиными ценностями,

§ кооперативное обучение.  

Идеализация или гало – эффект

 

Приписывание только положительных качеств воспринимаемому человеку (См. эффекты первого впечатления).

Механизм этноцентризма

 

Проявляется в наделении позитивными характеристиками воспринимаемого человека, при условии его принадлежности к той же национальности, что и субъект, и занижение оценки (или относительная объективность), если партнер относится к другому этносу.

Каузальная атрибуция

 

Приписывание причин чувствам и поступкам другого человека, а также объяснение собственного поведения.

По Г. Келли существует 3 типа атрибуции:

§ личностная – интерпретация произошедшего возлагается на конкретного человека (на его мотивы, личностные особенности, способности и т.д.),

§ объектная – причина приписывается предмету, в отношении которого совершается действие («кружка разбилась, потому что плохо стояла»),

§ обстоятельственная – в том, что случилось «виноват» случай, «ситуация так сложилась».

Фундаментальной ошибкой атрибуции считается склонность объяснять поведение личностными особенностями, уменьшая или исключая роль ситуационных причин, а также приписывание причин успеха собственным заслугам, а невезения – обстоятельствам (в случае чужого поведения – противоположная тенденция).

Например, «5» за экзамен может объясняться упорным трудом, знаниями и ответственностью, низкая оценка – предвзятостью преподавателя, «трудным билетом», невезением. В случае другого студента: «5» - результат везения, «легкий билет», лояльность педагога, «плохая» оценка – недобросовестность в учебе, отсутствие способностей и т.д.

«Первое впечатление»

 

Действие механизма «первое впечатление» влияет на дальнейшее формирование образа воспринимаемого человека для субъекта: положительная оценка обуславливает доброжелательное отношение к нему, негативная – предвзятое / снисходительное.

Построение образа начинается с оценки физического облика. В. Н. Панферов выделяет три типа эталонов интерпретации человека по внешности:

§ антропологические, включающие конституциональные признаки: «национальный», «половой», «возрастной» типы внешности, «анатомически похожий на знакомого человека тип внешности»;

§ социальные, отражающие ролевые функции человека и его статус (летящая походка балерины, одухотворенное лицо актера, руки пианиста и др.);

§ эмоционально‑эстетические, опирающиеся на оценку физической привлекательности и поведенческую экспрессию («располагающее лицо – отзывчивый», «мягкая улыбка – душевность», «веселые глаза - оптимист», «волевой подбородок - непреклонность», «ледяной взгляд - жесткость» и т.д.).

Типовые схемы формирования первого впечатления:

1. Эффект превосходства – проявляется в завышении роли / значимости другого в контексте неравенства партнеров коммуникации («лучше во всем!»). Способы оценки включают в себя «считывание» информации по одежде (ее стоимость, бренд, мода и т.д.) и аксессуарам (дорогие часы, украшения и т.д.), манере поведения (демонстрация уверенности, независимости – «хозяин положения»), данные о статусе человека и др.

2. Эффект привлекательности проявляется воценке степени внешней красоты объекта, формирование образа симпатичного или антипатичного человека, что влияет на суждение о его личностных качествах, уровне достижений, успешности, социальной компетентности. Так, красивому человеку приписывается экстравертированность, успешность, высокая уверенность в себе, дружелюбие, более лучшая адаптация, некрасивому – замкнутость, враждебность, асоциальные пороки.

3. Эффект ореола (гало - эффект) - вызывающий симпатию человек наделяется положительными чертами, при этом игнорируются негативные характеристики («плохие поступки»), что приводит к переоценке / идеализации воспринимаемого («ангельский нимб»). Также эффект выражается в наделении человека набором взаимосвязанных черт, в реальности соответствующих лишь одному из наблюдаемых этого списка (например: «доброта» - 1 качество, гало – эффект: «доброта – искренность – ответственность – чуткость - понимание»).

4. Эффект «отношения к нам» - оценка качеств Другого в соответствии с отношением собеседника к воспринимающему субъекту («тот, кто меня любит – хороший, кто ненавидит - плохой»; «как ты ко мне, так и я к тебе»).


Рассмотрим далее защитные механизмы, плотно спаянные с индивидуальными особенностями воспринимающего субъекта, его психологическими и социальными установками, задающими старт определенным перцептивным схемам.

 


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.