Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
Топ:
Особенности труда и отдыха в условиях низких температур: К работам при низких температурах на открытом воздухе и в не отапливаемых помещениях допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие...
Техника безопасности при работе на пароконвектомате: К обслуживанию пароконвектомата допускаются лица, прошедшие технический минимум по эксплуатации оборудования...
Эволюция кровеносной системы позвоночных животных: Биологическая эволюция – необратимый процесс исторического развития живой природы...
Интересное:
Наиболее распространенные виды рака: Раковая опухоль — это самостоятельное новообразование, которое может возникнуть и от повышенного давления...
Аура как энергетическое поле: многослойную ауру человека можно представить себе подобным...
Мероприятия для защиты от морозного пучения грунтов: Инженерная защита от морозного (криогенного) пучения грунтов необходима для легких малоэтажных зданий и других сооружений...
Дисциплины:
2019-12-19 | 189 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
От 2018 года
Составитель: О.В. Грива. Социальная перцепция (характеристика, механизмы, эффекты).
Рецензент: А.В. Ветринская,
председатель ПЦК «Гуманитарная» ГБ ПОУ «ЛОККиИ».
Методическая разработка по дисциплине «Психология общения» составлена в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта. В пособии рассматривается понятие и основные характеристики социальной перцепции; показаны механизмы и эффекты межличностного восприятия, также приведены практические задания и упражнения для данного курса.
Пособие предназначено для студентов творческих специальностей, изучающих психологию общения, для психологов и педагогов.
Ответственный за выпуск
Т. Б. Ганенко, преподаватель высшей категории
© ГБ ПОУ «ЛОККиИ», 2018
© О.В. Грива, 2018
СОЦИАЛЬНАЯ ПЕРЦЕПЦИЯ (характеристика, механизмы, эффекты)
Введение
Вопросы восприятия и понимания людьми друг друга играют важную роль в контексте межличностного взаимодействия.
Понятие «социальное восприятие» является тождественным определению «социальная перцепция» [8; С. 101]. Термин «социальная перцепция» был предложен американским психологом Дж. Брунером и обозначает «восприятие, понимание и оценку людьми социальных объектов» [14; С. 342 - 343] (под социальными объектами понимается сам человек, другие люди, социальные группы, т.е. можно выделить самовосприятие, межличностное и межгрупповое восприятие). В отечественной социальной психологии одним из первых начал разрабатывать эту область Алексей Александрович Бодалев (научные работы: «Восприятие человека человеком», «Восприятие и понимание человека человеком», «О восприятии и понимании человеком самого себя», «Формирование первого впечатления», «Личность и общение» и др.).
|
Среди значимых особенностей социальной перцепции можно определить активный характер воспринимающего, т.к. спецификой восприятия в данном случае является его социальная обусловленность: прошлым опытом личности, свойствами социального субъекта, важностью ситуации и др. Другой психологической чертой акта коммуникации является обратная связь, влияющая на взаимопонимание и взаимодействие людей: образ человека, создаваемый в процессе восприятия обуславливает схему поведения в отношении к нему.
К функциям социальной перцепции относят: познание себя и других людей, установление эмоциональных межличностных отношений и организацию совместной деятельности.
Таким образом, ключевыми проблемами в области социальной перцепции являются:
§ знание структуры и компонентов социальных представлений, их осознанность;
§ точность, полнота и адекватность оценивания людей друг другом;
§ процесс формирования первого впечатления и влияние механизмов социальной перцепции.
Понимание сущности социальной перцепции, факторов и механизмов межличностного восприятия можетспособствовать повышению эффективности взаимодействия, прогнозировать эмоциональные реакции и поведение участников общения.
Механизмы и эффекты социальной перцепции
Механизмы перцепции формируют представление о личности Другого, помогают оценить значимость воспринимаемого человека для субъекта и построить модель поведения в отношении него.
Выделяют следующие механизмы социальной перцепции (рис. 1) [2; 3; 4; 8; 9; 10; 13].
Рис. 1. Механизмы социальной перцепции
Рассмотрим их более подробно.
|
Проекция
Механизм приписывания другому человеку собственных психологических качеств (как положительных, так и отрицательных) (См. Механизмы психологической защиты).
Идентификация
Эмоционально – когнитивный процесс понимания и интерпретации собеседника, при котором внутреннее состояние Другого сопоставляются с собственными психологическими характеристиками (лат. identificare – «отождествлять»). Самоотождествление с партнером позволяет погрузится в его смысловое пространство, обеспечивая взаимопонимание; это наиболее ранний механизм проявления эмоциональной привязанности. В психоанализе идентификация рассматривают как бессознательное уподобление Другому, что может приводить: первое, - к обогащению внутреннего мира личности (формирование значимых качеств) и, второе, - к растворению в партнере. Как элемент психологической защиты: следование идеалам - как символическое обладание желанным, но недостижимым (вариант преодоления чувства неполноценности).
При взаимодействии степень тождества с собеседником представляется в объективности – субъективности межличностного сходства и различия (рис. 2) [8; С. 106].
Рис.2. Уровни тождества с собеседником в процессе коммуникации
При знакомстве и установлении контакта существенным является субъективное сходство («видимое в представлениях»), в ходе дальнейшего развития отношений большую роль играет сходство объективное.
В отечественной психологии идентификация рассматривается как фактор групповой сплоченности, - это находит выражение в сочувствии, поддержке друг друга, готовности вести себя в отношении другого также, как «к себе».
Эмпатия
Сопереживание, сочувствие, «вчувствование» в эмоциональное состояние другого человека. Можно выделить следующие формы эмпатии:
§ когнитивная – активное оценивание переживаний собеседника, понимание внутреннего мира (основывается на мыслительных операциях в познании воспринимаего человека – «поставить себя на место другого»),
§ эмоциональная – отраженное отношение или «ответные» эмоции, выражаемые в чувствах переживающего Другого (строится на механизмах проекции и идентификации к реакциям партнера; «со-участие»),
§ предикативная (можно сравнить с интуитивным каналом по В.В. Бойко) – способность прогнозировать эмоциональные реакции Другого в определенных ситуациях.
|
Эмпатия отражает уровень развития социально – перцептивных способностей. Повышенная эмпатийность соотносится с высоким интеллектом, мягкостью, добродушием, коммуникабельностью, отзывчивостью, альтруистическими способами поведения («за другого») [3; 7] [Приложение 2].
Аттракция
Положительная установка на другого человека, воспринимаемого нами как привлекательного (букв. «аттракция» – это привлечение (притяжение)), в результате возникает интерес, симпатия, привязанность, появляется дружеское отношение, хотя эмоциональное выражение может варьировать в широком диапазоне чувств: от неприязни и отвращения до любви.
По замечанию Л.Я. Гозмана, феномен аттракции может быть рассмотрен с позиции трех аспектов [5]:
§ чувства (например, симпатии, расположения – аффективный компонент);
§ отношения (как установка при восприятии другого человека, а значит, включает в себя не только эмоциональный, но и мотивационно - волевой, поведенческий компоненты);
§ оценки другого человека (например, как «хорошего», «отзывчивого», «доброго» или «агрессивного» - когнитивный компонент), т.е. может быть проанализирован в контексте социальной перцепции.
Среди причин, детерминирующих аттракцию, на первое место часто ставят фактор пространственной близости между людьми, называемый «propinquity effect» («эффект близости») - частота общения и встреч, предопределяет возникновение межличностной симпатии. Чем чаще мы сталкиваемся с определенным стимулом, тем большая вероятность его позитивной оценки. Нарушает это условие только, то, что число встреч с антипатичным стимулом эскалирует неприязнь.
По Л.Я. Гозману, к первопричинам аттракции следует, прежде всего, отнести внешне наблюдаемые параметры: пол, возраст, конституцию и социально – демографические характеристики[5]. Физическая привлекательность, оценка человека как красивого обеспечивает более высокий статус и популярность среди сверстников. Хотя и существует принцип выбора более красивых людей, есть также тенденция стремления к партнеру одной степени привлекательности. Как указывает Т. Хастон, наш выбор зачастую определяется характеристиками самооценки и уверенностью в себе как перспективами будущего общения с партнером (прогноз ответной реакции по отношению к себе) - это иллюстрируют данные С. Кислера и Р. Барала: высокая самооценка соотносится с симпатией к красивым, а заниженная – к большей аттракции к непривлекательным [2].
|
Кроме внешности, на степень аттрактивности влияют социальные характеристики: статус, образование, занимаемая должность, профессия. Но при достижении «предела идеальности» индекс аттракции к субъекту убывает. Исследование Э. Аронсона показывает, что высокий уровень компетентности одного может отрицательно сказываться на самооценке другого человека и повышать его степень тревоги, что приводит к уходу от общения; помимо этого, зашкаливающие оценки по положительным личностным свойствам ассоциируются с отрицательными свойствами.
На симпатию к партнеру по общению оказывают большое влияние невербальные особенности поведения, особенно улыбка и открытый взгляд «в глаза» [9]. Также имеется зависимость аттракции от удачливости, которая иллюстрируется фразой: «победитель всегда прав!». Для возникновения симпатии необходима коммуникативная компетентность, умение слышать собеседника, немаловажным является и сходство мнений, интересов, ценностных ориентиров, качеств характера.
Механизм упрощения
«Смягчение» противоречивых, «не вписывающихся» качеств или особенностей личности в создаваемый образ, следуя желанию субъекта владеть ясными, согласованными и понятными представлениями о воспринимаемом человеке, в результате такое «сглаживание» искажает объективность восприятия объекта познания.
Рефлексия
Самопознание в процессе межличностного взаимодействия (от лат. reflexio – «отражение»), представление о том, как «видит меня» собеседник. Социальная рефлексия отражает степень осознания собственных индивидуальных черт, а также как данные свойства выражаются во внешнем поведении; как это воспринимается окружающими людьми. Таким образом, можно выделить три компонента рефлексии:
§ когнитивный - выступает как механизм понимания себя и саморазвития,
§ эмоциональный – точность и глубина в оценивании своих чувств и психических состояний,
§ поведенческий - умение корректировать поведенческие реакции на базе самоанализа.
Рефлексия представляется как «удвоенное, зеркальное взаимоотражение субъектов, содержанием которого выступает … воссоздание особенностей друг друга» [14; С. 495] (рис. 3).
Рис. 3. Позиции субъекта в процессе рефлексии
(аналогичные позиции присущи и другому собеседнику)
|
|
Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!