Печатается по решению методического совета ЛОККиИ — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Печатается по решению методического совета ЛОККиИ

2019-12-19 189
Печатается по решению методического совета ЛОККиИ 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

От                           2018 года

Составитель: О.В. Грива. Социальная перцепция (характеристика, механизмы, эффекты).                  

 

Рецензент: А.В. Ветринская,

председатель ПЦК «Гуманитарная» ГБ ПОУ «ЛОККиИ».

 

 

Методическая разработка по дисциплине «Психология общения» составлена в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта. В пособии рассматривается понятие и основные характеристики социальной перцепции; показаны механизмы и эффекты межличностного восприятия, также приведены практические задания и упражнения для данного курса.

Пособие предназначено для студентов творческих специальностей, изучающих психологию общения, для психологов и педагогов.

 

 

Ответственный за выпуск

Т. Б. Ганенко, преподаватель высшей категории

 

                                                    © ГБ ПОУ «ЛОККиИ», 2018

                                                    © О.В. Грива, 2018

СОЦИАЛЬНАЯ ПЕРЦЕПЦИЯ                                          (характеристика, механизмы, эффекты)

 

Введение

Вопросы восприятия и понимания людьми друг друга играют важную роль в контексте межличностного взаимодействия.

Понятие «социальное восприятие» является тождественным определению «социальная перцепция» [8; С. 101]. Термин «социальная перцепция» был предложен американским психологом Дж. Брунером и обозначает «восприятие, понимание и оценку людьми социальных объектов» [14; С. 342 - 343] (под социальными объектами понимается сам человек, другие люди, социальные группы, т.е. можно выделить самовосприятие, межличностное и межгрупповое восприятие). В отечественной социальной психологии одним из первых начал разрабатывать эту область Алексей Александрович Бодалев (научные работы: «Восприятие человека человеком», «Восприятие и понимание человека человеком», «О восприятии и понимании человеком самого себя», «Формирование первого впечатления», «Личность и общение» и др.).

Среди значимых особенностей социальной перцепции можно определить активный характер воспринимающего, т.к. спецификой восприятия в данном случае является его социальная обусловленность: прошлым опытом личности, свойствами социального субъекта, важностью ситуации и др. Другой психологической чертой акта коммуникации является обратная связь, влияющая на взаимопонимание и взаимодействие людей: образ человека, создаваемый в процессе восприятия обуславливает схему поведения в отношении к нему.

К функциям социальной перцепции относят: познание себя и других людей, установление эмоциональных межличностных отношений и организацию совместной деятельности.

Таким образом, ключевыми проблемами в области социальной перцепции являются:

§ знание структуры и компонентов социальных представлений, их осознанность;

§ точность, полнота и адекватность оценивания людей друг другом;

§  процесс формирования первого впечатления и влияние механизмов социальной перцепции.

Понимание сущности социальной перцепции, факторов и механизмов межличностного восприятия можетспособствовать повышению эффективности взаимодействия, прогнозировать эмоциональные реакции и поведение участников общения.

Механизмы и эффекты социальной перцепции

Механизмы перцепции формируют представление о личности Другого, помогают оценить значимость воспринимаемого человека для субъекта и построить модель поведения в отношении него.

Выделяют следующие механизмы социальной перцепции (рис. 1) [2; 3; 4; 8; 9; 10; 13].

 


Рис. 1. Механизмы социальной перцепции


Рассмотрим их более подробно.

 


Проекция

 

Механизм приписывания другому человеку собственных психологических качеств (как положительных, так и отрицательных) (См. Механизмы психологической защиты).

Идентификация

 

Эмоционально – когнитивный процесс понимания и интерпретации собеседника, при котором внутреннее состояние Другого сопоставляются с собственными психологическими характеристиками (лат. identificare – «отождествлять»). Самоотождествление с партнером позволяет погрузится в его смысловое пространство, обеспечивая взаимопонимание; это наиболее ранний механизм проявления эмоциональной привязанности. В психоанализе идентификация рассматривают как бессознательное уподобление Другому, что может приводить: первое, - к обогащению внутреннего мира личности (формирование значимых качеств) и, второе, - к растворению в партнере. Как элемент психологической защиты: следование идеалам - как символическое обладание желанным, но недостижимым (вариант преодоления чувства неполноценности).

При взаимодействии степень тождества с собеседником представляется в объективности – субъективности межличностного сходства и различия (рис. 2) [8; С. 106].

Рис.2. Уровни тождества с собеседником в процессе коммуникации

 

При знакомстве и установлении контакта существенным является субъективное сходство («видимое в представлениях»), в ходе дальнейшего развития отношений большую роль играет сходство объективное.

В отечественной психологии идентификация рассматривается как фактор групповой сплоченности, - это находит выражение в сочувствии, поддержке друг друга, готовности вести себя в отношении другого также, как «к себе».

Эмпатия

 

Сопереживание, сочувствие, «вчувствование» в эмоциональное состояние другого человека. Можно выделить следующие формы эмпатии:

§ когнитивная – активное оценивание переживаний собеседника, понимание внутреннего мира (основывается на мыслительных операциях в познании воспринимаего человека – «поставить себя на место другого»),

§ эмоциональная – отраженное отношение или «ответные» эмоции, выражаемые в чувствах переживающего Другого (строится на механизмах проекции и идентификации к реакциям партнера; «со-участие»),

§ предикативная (можно сравнить с интуитивным каналом по В.В. Бойко) – способность прогнозировать эмоциональные реакции Другого в определенных ситуациях.

Эмпатия отражает уровень развития социально – перцептивных способностей. Повышенная эмпатийность соотносится с высоким интеллектом, мягкостью, добродушием, коммуникабельностью, отзывчивостью, альтруистическими способами поведения («за другого») [3; 7] [Приложение 2].

Аттракция

 

Положительная установка на другого человека, воспринимаемого нами как привлекательного (букв. «аттракция» – это привлечение (притяжение)), в результате возникает интерес, симпатия, привязанность, появляется дружеское отношение, хотя эмоциональное выражение может варьировать в широком диапазоне чувств: от неприязни и отвращения до любви.

По замечанию Л.Я. Гозмана, феномен аттракции может быть рассмотрен с позиции трех аспектов [5]:

§ чувства (например, симпатии, расположения – аффективный компонент);

§ отношения (как установка при восприятии другого человека, а значит, включает в себя не только эмоциональный, но и мотивационно - волевой, поведенческий компоненты);

§ оценки другого человека (например, как «хорошего», «отзывчивого», «доброго» или «агрессивного» - когнитивный компонент), т.е. может быть проанализирован в контексте социальной перцепции.

Среди причин, детерминирующих аттракцию, на первое место часто ставят фактор пространственной близости между людьми, называемый «propinquity effect» («эффект близости») - частота общения и встреч, предопределяет возникновение межличностной симпатии. Чем чаще мы сталкиваемся с определенным стимулом, тем большая вероятность его позитивной оценки. Нарушает это условие только, то, что число встреч с антипатичным стимулом эскалирует неприязнь.   

По Л.Я. Гозману, к первопричинам аттракции следует, прежде всего, отнести внешне наблюдаемые параметры: пол, возраст, конституцию и социально – демографические характеристики[5]. Физическая привлекательность, оценка человека как красивого обеспечивает более высокий статус и популярность среди сверстников. Хотя и существует принцип выбора более красивых людей, есть также тенденция стремления к партнеру одной степени привлекательности. Как указывает Т. Хастон, наш выбор зачастую определяется характеристиками самооценки и уверенностью в себе как перспективами будущего общения с партнером (прогноз ответной реакции по отношению к себе) - это иллюстрируют данные С. Кислера и Р. Барала: высокая самооценка соотносится с симпатией к красивым, а заниженная – к большей аттракции к непривлекательным [2].

Кроме внешности, на степень аттрактивности влияют социальные характеристики: статус, образование, занимаемая должность, профессия. Но при достижении «предела идеальности» индекс аттракции к субъекту убывает. Исследование Э. Аронсона показывает, что высокий уровень компетентности одного может отрицательно сказываться на самооценке другого человека и повышать его степень тревоги, что приводит к уходу от общения; помимо этого, зашкаливающие оценки по положительным личностным свойствам ассоциируются с отрицательными свойствами.

На симпатию к партнеру по общению оказывают большое влияние невербальные особенности поведения, особенно улыбка и открытый взгляд «в глаза» [9]. Также имеется зависимость аттракции от удачливости, которая иллюстрируется фразой: «победитель всегда прав!». Для возникновения симпатии необходима коммуникативная компетентность, умение слышать собеседника, немаловажным является и сходство мнений, интересов, ценностных ориентиров, качеств характера.

Механизм упрощения

 

«Смягчение» противоречивых, «не вписывающихся» качеств или особенностей личности в создаваемый образ, следуя желанию субъекта владеть ясными, согласованными и понятными представлениями о воспринимаемом человеке, в результате такое «сглаживание» искажает объективность восприятия объекта познания.

Рефлексия

 

Самопознание в процессе межличностного взаимодействия (от лат. reflexio – «отражение»), представление о том, как «видит меня» собеседник. Социальная рефлексия отражает степень осознания собственных индивидуальных черт, а также как данные свойства выражаются во внешнем поведении; как это воспринимается окружающими людьми. Таким образом, можно выделить три компонента рефлексии:

§ когнитивный - выступает как механизм понимания себя и саморазвития,

§ эмоциональный – точность и глубина в оценивании своих чувств и психических состояний,

§ поведенческий - умение корректировать поведенческие реакции на базе самоанализа.

Рефлексия представляется как «удвоенное, зеркальное взаимоотражение субъектов, содержанием которого выступает … воссоздание особенностей друг друга» [14; С. 495] (рис. 3).

Рис. 3. Позиции субъекта в процессе рефлексии

(аналогичные позиции присущи и другому собеседнику)

 


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.025 с.